Мастер-класс для родителей «Рисование нетрадиционными техниками с детьми старшего возраста с ТНР»
методическая разработка по рисованию (старшая группа)

Риттер Юлия Владимировна

Мастер-класс для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx26.19 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

«Рисование нетрадиционными техниками с детьми старшего возраста с ТНР»

Составила: воспитатель высшей квалификационной категории Риттер Ю.В.

«Рисование нетрадиционными техниками с детьми старшего возраста с ТНР»

Цель мастер - класса:

Познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях, рассказать о необходимости совместной деятельности в продуктивной и другой творческой работе.

Задачи:

  • Предложить варианты создания материальной базы для творческой деятельности детей в домашних условиях.

                     Помощь в организации благоприятных условий, для мотивации ребенка к процессу рисования.

                     Познакомить с различными видами и техниками нетрадиционного рисования.

                     Научить приемам совместной деятельности, вовлекая в работу членов семьи.

                     Вызвать интерес к интегрированию художественно–эстетических видов деятельности в разных вариантах и сочетаниях между собой.

Предварительная работа:

                     Организация пространства для проведения «Мастер — класса»

                     Подготовка образцов, изобразительного, бросового, природного материалов, тонировка листов.

                     Составление конспекта, нахождение необходимого методического материала.

                     Приготовление памяток, рекомендаций для каждого родителя.

                     Организация родителей на практические занятия «Мастер — класс»

Материалы и оборудование: листы бумаги разных форматов, краски акварельные и гуашь, ватные палочки, жесткие и мягкие кисти, восковые карандаши, трафареты, штампы из картофеля и яблок, нитки 3 шт. длиной 15 см, тушь, трубочки, листья, образцы рисунков с нетрадиционными техниками.

Ход:

Уважаемые родители, я очень рада встрече с вами!

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Дети с раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своих рисунках. Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании находится у них на генетическом уровне, копируя окружающий мир, они изучают его.

Многим известно о важности развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова отмечала, что кисть руки надо рассматривать как орган речи. Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

В процессе рисования развитие речи осуществляется в нескольких направлениях:

1. Обогащается словарь.

2. Происходит становление речи как средства общения.

3. Совершенствуются все функции речи.

Во время работы я столкнулись с проблемой, дети боятся рисовать, потому что, как им кажется, они не умеют, и у них ничего не получится. Навыки изобразительной деятельности у детей слабо развиты. Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Практика показала, что включение в работу с детьми нетрадиционных техник рисования даёт им возможность попробовать разнообразные способы передачи изображения, даёт толчок к исследованиям и эксперименту, обогащает знания детей о предметах, материалах, их свойствах и способах применения. Кроме этого, развивается сенсорная сфера, эстетическое мировосприятие, совершенствуются графические навыки и умения. Происходит развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизируется самостоятельная мыслительная и речевая деятельность детей. 
  Рисование нетрадиционными способами, увлекательная деятельность, которая удивляет и восхищает детей любого возраста.

Сколько в мире интересных вещей и предметов (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи, палочки, шишки, листочки и т. д.), с помощью их можно развить интерес, любопытство, творчество, воображение и фантазию детей. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности. Он уже не боится, что у него что-то не получится. Немного нетрадиционной техник, доступной ребенку, и пятно на листе превращается в розового слона, белого медведя, бабочку, осенний лес и т. д. Ребенок остается доволен результатом, а, следовательно, становится уверенным, умелым, совершенствуется моторика его рук и состояние речи.

Я предлагаю рассмотреть нетрадиционные техники, которые можно использовать в дошкольном возрасте:

  • рисование пальчиками
  • рисование ватными палочками
  • рисование ладошками
  • свеча и акварель
  • печатание
  • монотипия
  • кляксография
  • набрызг
  • тычкование

Каждая из нетрадиционных техник рисования - это маленькая игра. Основная цель - развивать у детей речь, элементы воображения, образного мышления, волевые проявления, желание практически действовать и испытывать чувство удовлетворения от выполненной работы. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, формирует у детей потребность делиться впечатлениями.

А теперь, я предлагаю родителям немного поиграть. Приглашаю вас в «Творческую мастерскую».

Сейчас я покажу вам несколько способов с применением нетрадиционных техник рисования.

Тычок жесткой полусухой кистью. 

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками. 

Материалы: гуашь, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Рисование ладошкой. 

Материалы: гуашь, кисть, плотная бумага любого цвета, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Оттиск печатками из картофеля или яблока.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, печатки из картофеля и яблока.

Способ получения изображения: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

Оттиск смятой бумагой. 

Материалы: гуашь, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к блюдцу с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце и смятая бумага.

Восковые мелки + акварель. 

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным. 

Монотипия предметная. 

Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

Кляксография обычная.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография с ниточкой.

Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины.

Способ получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью об указательный палец, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Отпечатки листьев. 

Материалы: бумага, листья разных деревьев (желательно опавшие), гуашь, кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Монотипия пейзажная. 

Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка.

Способ получения изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

Ну вот и подходит наш мастер-класс к концу. Я вижу замечательные работы в необычных техниках. Вы можете показать их вашим детям, и я уверена – им понравится ваше творчество!

Я приготовила памятки для вас, с нетрадиционными техниками рисования, которые вы можете использовать дома. Желаю вам творческих успехов!

ПАМЯТКА

«Учите рисовать в нетрадиционной технике».

Уважаемые родители!

Предлагаю Вам познакомиться с необычными техниками рисования.

Ваш ребенок получит массу удовольствия и расширит свои возможности, если вы будете предлагать ему новые, необычные материалы и техники для изобразительного творчества.

Веселые брызги

Попробуйте сначала сами, а потом покажите ребенку, что нужно делать. Набираете полную кисть краски, держите ее над бумагой, а другой рукой ударяете по кисти. Так можно получить интересный фон для будущего рисунка. А можно еще до разбрызгивания положить на бумагу шаблоны - фигурки, вырезанные из картона.

Отпечатки листьев…

На прогулке соберите вместе с ребенком листья самых разнообразных форм. Дома разведите в бумажных стаканчиках краски  так, чтобы они были достаточной густоты. Покрывайте поверхность листа краской и прижимайте его окрашенной стороной к бумаге. Сверху положите другой лист бумаги и разгладьте рукой или скалкой. Снимите верхнюю бумагу и посмотрите, что получилось. Может быть, придется сначала немного потренироваться, а потом ребенок сможет составить целую композицию из отпечатков листьев.

...и отпечатки пальцев

Очень интересные эффекты получаются, если создавать изображение с помощью отпечатков собственных пальцев или ладошек. Конечно, краску нужно взять легко смывающуюся, например гуашь. С акварелью узоры из отпечатков получатся не такими контрастными и выразительными. Начать можно с простых изображений - цветок, кисть винограда... А необходимые детали можно потом дорисовать карандашом.

                                                           Штампы

Штампы и печатки несложно сделать из овощей (картофель, морковь), ластика, нарисовать на срезе или торце задуманный рисунок и срезать все ненужное. С другой стороны овоща или ластика сделать надрез и вставить спичку без серы - получается удобная ручка у готовой печатки.

Теперь нужно прижать ее к подушечке с краской, а затем - к листу бумаги, должен получиться ровный и четкий отпечаток. Можно составить любую композицию и декоративную, и сюжетную.

Рисование по сырой (мокрой) бумаге

Лист бумаги смачивается чистой водой, а потом кисточкой или пальцами нанести изображение.

На сырой бумаге можно рисовать акварелью, начиная с младшей возрастной группы.

Рисование губкой

Вам понадобится несколько губок - для каждого цвета отдельная. Сначала попробуйте сами: обмакните губку в краску, слегка отожмите, чтобы удалить излишки. Теперь можно работать на листе легкими прикосновениями. Освоите новую технику сами - научите малыша.

Рисование по мятой (предварительно скомканной) бумаге

Эта техника интересна тем, что в местах сгибов бумаги (там, где нарушается ее структура) краска, при закрашивании, делается более интенсивной, темной - это называется «эффектом мозаики».

Рисовать по мятой бумаге можно в любом возрасте, т.к. это очень просто. А старшие дети сами аккуратно сминают лист бумаги, расправляют и рисуют на нем. Потом можно детские рисунки вставить в рамочку и устроить выставку.

Монотипия

Лист бумаги складывается пополам. На одну из них наносятся пятна краской (теплые или холодные), а вторая половина прижимается к первой, тщательно разглаживается в разные стороны и разворачивается. Угадай, что получилось? Зеркальное отображение (бабочка, цветы, мордочки животных и прочее).

Рисование свечой или восковыми мелками

Этот способ рисования также удивляет детей, радует их, учит сосредоточиться, быть точным и аккуратным в рисунке. Таким способом издавна пользовались народные мастера при расписывании пасхальных яиц.

Нарисовать каракули свечой или просто хаотично расположить линии, а затем задуманным цветом нарисовать изображение животного, птицы; сначала контур, а потом его весь закрасить - получается «пушистость» (воск не закрашивать), или панцирь у черепахи, или полоски у тигра, клетки у жирафа.

Очень веселый зоопарк! Быстро, легко и весело!

Желаем Вам творческих успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс для педагогов ДОУ "Рисование нетрадиционными техниками"

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Рисование нетрадиционными техниками» с практическим занятием по образовательной области  "Художественно-эстетическое развитие...

Мастер – класс с участием родителей по нетрадиционным техникам рисования «Удивительная тыква».

Дети с самого раннего возраста  пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Наблюдения за эффективностью рисования  в детском саду  приводя...

Мастер-класс "Салют над городом" (рисование в технике граттаж) для старшей группы

Материал содержит описание поэтапной работы по рисованию в технике граттаж....

Мастер-класс с участием родителей по нетрадиционной технике рисования: "Волшебная нить"

Технологическая карта мастер-класса с использованием нетрадиционной техники рисования: рисование нитью....

Мастер-класс для педагогов на тему: "Нетрадиционная техника рисования в работе с детьми группы "Особый ребенок".

Мастер-класс для педагогов по использованию в работе с детьми нетрадиционных техник рисования....

Консультация для родителей "Рисование нетрадиционными способами с детьми раннего возраста"

Материал для родителей по рисованию нетрадиционными способами с детьми раннего возраста....