Мастер - класс для педагогов ДОУ "Рисование нетрадиционными техниками"
учебно-методический материал на тему
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Рисование нетрадиционными техниками» с практическим занятием по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass.docx | 31.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема мастер – класса:
«Рисование нетрадиционными техниками».
Автор: Вокуева Галина Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад» с. Щельябож
Участники: педагоги ДОУ.
Цель мастер – класса: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования.
Содержание мастер – класса.
- Приветствие участников и представление цели мастер-класса.
- Доклад «Инновационные подходы к моделированию образовательного процесса».
- Практическая часть мастер- класса: доклад «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью».
- Практическое занятие с применением нетрадиционной техники рисования.
- Рефлексия: беседа с участниками мастер – класса о том, что нового узнали; было ли интересно, и хотели бы применить полученные знания в своей практике.
Мастер-класс для педагогов ДОУ
«Рисование нетрадиционными техниками»
с практическим занятием
по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие".
Подготовила воспитатель Вокуева Галина Алексеевна
Цель: Расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования.
Задачи: побуждать воспитателей к поддержке интереса и любознательности детей; способствовать стремлению воспитателей взаимодействовать со своим ребёнком.
- Теоретическая часть. Инновационные подходы к моделированию образовательного процесса (Приложение 1 - доклад).
2. Практическая часть.
Ход мастер-класса:
1. часть: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью» (приложение 2 - доклад).
2. часть: занятие.
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас.
- Ребята, вы любите путешествовать? А хотите мы с вами сегодня отправимся в путешествие в волшебную страну. Она необычная. Но чтобы попасть в нее нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал. Ритуал «входа» в необычную страну:
Звучит музыка
Педагог: Чтобы попасть в необычную страну, нужно встать, вытяните руки над столом ладонями вверх и произнесите за мной заклинание:
Куда мы с вами попадём
Узнаете все скоро.
В стране далёкой мы найдём
Помощников весёлых.
Педагог: Мы начинаем с вами путь по волшебной необычной стране. Здесь пока еще ничего нет, но скоро вы станете настоящими творцами и добрыми волшебниками. А прежде я хочу узнать – у всех ли хорошее настроение? Если плохое делаем так: заштриховать лист бумаги, скомкать и выбросить.
И начнём необычно: возьмите чистый лист бумаги и делайте вместе со мной.
Расскажу я вам, ребята, удивительный секрет.
Ведь для маленьких детишек у меня секретов нет!
Постараюсь не наскучить и украсить свой рассказ,
Как волшебные картинки получаются у нас!
Вот листочек белый-белый
В рамочке лучистой,
Подготовим краски мы, стакан с водичкой чистой,
Трафареты из картонки, губки и печатки
И сейчас мы полетим в мир фантазий ярких!
Трафарет на серединку мы листочка принесём,
Поролоном краску мягко мы легонько обмакнём.
И вот уж бабочка парит, иль спела, ягодка лежит.
В краски необычные мы опустим пальчик,
Пусть он там измажется, как непослушный мальчик.
Потом мы пальчиком своим печатаем кружочки
И на листочке расцветут красивые цветочки!
Картинке высохнуть дадим, а сами отдохнуть хотим.
Ручки вытираем и в игру играем!
Пальчиковая гимнастика:
Вот помощники мои,
(Руки вперёд, пальцы выпрямить и разжать)
Их как хочешь поверни.
(Ладони повернуть вниз)
Хочешь эдак, хочешь так
(Пальцы сжимать и разжимать в такт стиха)
Не обидятся никак.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
Этот пальчик хочет спать.
Этот пальчик - прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
Рисовать им всем пора.
Педагог: Ребята, продолжим свою картинку?
(рисуем полукруг карандашом, а затем жесткой полусухой кистью делаем тычки)
- Ой, ребята, что за «чудо-юдо» с иголками нарисовалось? Посмотрите, сколько иголок у нашего гостя, вот и маленький носик! Кто же это? (Ответы и творчество детей)
Педагог: А вот и ветерок подул, и отнес наши листочки в сторону высыхать.
Берем чистый лист и продолжаем. (набираю краску ложечкой и выливаю на бумагу, затем другим листочком накрываем, прижимаем, поднимаем, смотрим что получилось и дорисовываем) Когда все дорисовали снова набираем в ложечку краску и выливаем рядом на бумагу, берем трубочку и раздуваем краску в разные стороны, что получилось – можно подрисовать.
Вдруг тучка набежала и пошел необычный дождь. (сделать набрызг)
Педагог: А вот и снова ветерок подул, и отнес наши листочки высыхать.
Берем еще один. В нашу необычную страну пришел дед мороз и так сильно подул на окна, что там появились узоры. (рисование свечой узоров на половине листа, но их пока не видно), а на другую половину пришла весна и выросли подснежники (рисуем восковыми карандашами). Снежок стал таять и поменял цвет на голубой (закрашиваем весь лист акварельной краской).
Педагог: Вот картинки – загляденье!
Художников произведенье!
Сердечко, так волнуется!
Пусть люди полюбуются!
Вот и вышло время в необычной стране.
Ритуал «выхода» из необычной страны
Теперь мои милые, протяните руки над столом и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Приложите его к сердцу и повторяйте за мной:
«Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились!»
Педагог: До следующей встречи в необычной стране!
- Уважаемые дамы, спасибо Вам за участие, в мастер - классе, за чудесные картины.
Рефлексия
Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали; было ли вам интересно и хотели бы вы применить полученные знания.
Спасибо за внимание!
Приложение 2
«Рисунок для ребенка является не искусством, а речью»
Дети очень любят рисовать. Они изображают на бумаге все, что чувствуют и замечают вокруг. Наиболее удачные образцы этого творчества родители сохраняют на память, остальным, как правило, не придают значения. А между тем, вглядевшись внимательнее в самый обычный детский рисунок, можно увидеть все, что творится в душе малыша, и чего он не сумеет объяснить взрослым, даже в самой доверительной беседе. Рисунок для ребенка является не искусством, а речью.
Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен. Детский рисунок чаще всего наглядно демонстрирует сферу интересов самого маленького художника. На ранних этапах развития (до трех лет) – это черточки, линии, круги. Малыш «пробует» карандаш или кисть, экспериментирует. Обычно он сначала делает рисунок, а потом придумывает, что изобразил, на что это может быть похоже. Позднее (к четырем годам) появляется замысел рисунка. С определенного возраста (в 3,5 – 4 года) объектом пристального внимания и изучения становится человек.
Мы как родители и воспитатели можем много нового узнать о своих детях, если понаблюдаем за ними во время рисования. Важно обратить внимание, какими цветными фломастерами и карандашами малыш пользуется. При выборе цвета ребенок выражает свое настроение. Это может быть печаль, радость, агрессивность и творческое вдохновение, Выбранный ребенком цвет говорит о его работоспособности, деловых и коммуникативных качествах. Если ребенок предпочитает определенный цвет, причем достаточно долго, то это говорит о доминировании его личности творческой. Если ребенок любит сочетать несколько цветов, это значит, что ребенок талантлив не в одной сфере.
Приложение 1
Инновационные подходы к моделированию
образовательного процесса (доклад).
В условиях демократизации общества, образование, всё больше приобретая характер открытой системы, имеет возможность вариативного пути развития.
В последние годы, в связи с реформой системы образования в нашей стране, активно обсуждаются вопросы о соотношении инноваций и традиций в образовании. С одной стороны, необходимость и неизбежность взаимосвязи инноваций и традиций в развитии педагогики ни у кого не вызывает сомнения, с другой стороны, на практике, сбалансированность этих социокультурных феноменов нарушается или в одну, или в другую сторону. Несомненно, что инновации и традиции должны рассматриваться как два полюса мира образования. Важнейшая черта современного обучения – его направленность на то, чтобы готовить учащегося не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации перемен. Создавать новое – это и есть инновация. Т.о., образование по своей сути уже является инновацией.
Существование традиций невозможно без внедрения инноваций. Чтобы это доказать нужно всего лишь вспомнить поговорку «Все новое это хорошо забытое старое». А если говорить об образовательном процессе, то можно сказать, что все старое, когда-то было новым и те методы формы и подходы к образованию, которые когда-то были инновационными, теперь стали традиционными. Отсюда можно сделать вывод о том, что не стремясь внедрять инновации мы не получим традиций, которые будут олицетворением всего самого лучшего, что накоплено в системе образования за многие годы.
В различных источниках СМИ и методической литературы мы часто встречаем следующие высказывания: «В условиях быстро меняющегося мира и формирования нового стиля жизни образовательная система страны должна адекватно реагировать на запросы общества и экономики, внедряя инновации и сохраняя все то ценное, что было наработано не одним поколением русских и советских ученых и педагогов.»
Однако, система образования некогда самой читающей страны в мире сегодня весьма далека от совершенства, от требований и новых задач, стоящих перед государством. И мы задаем себе вопрос – не слишком ли в последние несколько десятков лет педагоги увлекались традиционным обучением и воспитанием и не стремились экспериментировать, внедрять что-то новое, что не заметили, насколько сильно изменилась жизнь вокруг нас и наших воспитанников, а вместе с ней и социальный заказ, стоящий перед образованием в настоящее время.
Государство в свою очередь заинтересовалось проблемами образования и решило взять на себя активацию образовательных процессов, с целью повышения эффективности образования и воспитания в целом. Новые требования и задачи образования отражены в Концепции модернизации
образования Российской Федерации. Естественно, что модернизировать всю систему образования за короткий срок не удастся, так как эффективность каждой образовательной инновации должна быть неоднократно проверена в педагогической практике. В то время как традиционные методики в настоящее время являются тем столпом, на котором держится процесс обучения и воспитания. Именно поэтому в Концепции модернизации Российского образования так же декларируется сохранение лучших традиций
отечественного образования. Такая позиция соответствует двойственности самого образовательного процесса, включающего в себя одновременно:
∙ преодоление и сохранение,
∙ деятельную активность и созерцание,
∙ новизну и традиционализм.
В учебном процессе должно быть определённое, выверенное соотношение "старого и нового", традиционного и инновационного, укореняющего знания - и "зовущего вперёд".
Целью работы педагогов становится не просто обеспечение учебно-воспитательного процесса, но комплексное психологическое сопровождение ребенка на всем протяжении обучения, то есть система профессиональной деятельности, направленная на создание психолого-педагогических, социально-психологических условий для успешного обучения ребенка. При этом необходимо учитывать отличия инновационного образовательного пространства от традиционного учебного процесса. Инновационные методы образования ориентированы не на формирование какого-то определенного типа личности, а на развитие природной индивидуальности каждого ребенка, его творческих способностей, общеобразовательной подготовки, профессионального самоопределения и социальной адаптированности к новым условиям жизни.
С этим направлением связана разработка моделей обучения как организации учебно-поисковой, исследовательской деятельности, обучения как организации учебно-игровой, моделирующей деятельности, обучения как организации активного обмена мнениями, творческой дискуссии. По своему основному смыслу понятие "инновация" относится не только к созданию и распространению новшеств, но и к преобразованиям, изменениям в образе деятельности, стиле мышления, который с этими новшествами связан. И здесь профессиональная деятельность делает акцент на подготовке педагогов к работе по инновационным технологиям, так как нередко при переходе доу в режим инновационной работы педагоги оказываются неготовыми к подобным преобразованиям. Сущность инновационного обучения заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т.е. обучается ради самоизменения, когда развитие его из побочного и случайного результата превращается в главную задачу, как для педагога, так и для самого ребенка. В связи с этим необходимо найти в педагогическом процессе такие психологические или психолого-педагогические условия, которые могли бы в максимальной степени способствовать проявлению самостоятельности и активности воспитанников, а также продвижению в их интеллектуальном и личностном развитии.
Сегодня связь между современным, качественным образованием, духовно-нравственным, патриотическим воспитанием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на динамичный и устойчивый путь развития, жизненно важно создать и сохранить баланс традиции и инновации в образовании.
Литература
1. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика. М.: Изд.«Эгвес». 2006. – 287с.
2. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов - СПб: Питер,2008. - 304 с. – (Серия «Учебник нового века»)
3. Боровкова Т. И., Морев И. А. Мониторинг развития системы образования. Часть 1. Теоретические аспекты: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2007. – 150 с.
4. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-480с.
5. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
6. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12.
7. Михайленко О.И. Общая педагогика. Уч. пособие для студ. пед. спец.- Издат. КБГУ им. Х.М. Бербекова. - Нальчик. - 2008. - 487с.
8. Никитина Н. Н., Железнякова О. М., Петухов М. А., Основы профессионально-педагогической деятельности, Уч. изд., М.: Изд-во «Мастерство», 2008.- 307с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей"
Рисование - язык внутреннего мира маленького ребенка.Дети любят рисовать, потому что рисование доступно.Они рисуют пальчиками, ладошками, мелками, пастой на зеркале, водой…То есть всем тем, что о...
Конспект мастер-класса для педагогов (рисование нетрадиционными техниками) Тема: «Удивительное рядом»
Мастер-класс для педагогов по рисованию нетрадиционными техниками "Удивительное рядом"...
Мастер-класс для педагогов доу Нетрадиционные техники рисования: «Увлекательное рисование методом тычка».
Дорогие коллеги, предлагаю Вам более подробно познакомиться с нетрадиционной техникой рисования методом «Тычка сухой щетинной кистью».Необычность этого метода заключается в том, что детям ...
Мастер класс для педагогов "Рисование нетрадиционными техниками"
Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования, рациональное уходит н...
Мастер-класс для педагогов доу Нетрадиционные техники рисования: «Увлекательное рисование методом тычка»
презентация Мастер-класс для педагогов доу Нетрадиционные техники рисования: «Увлекательное рисование методом тычка»...
Мастер-класс для педагогов доу Нетрадиционные техники рисования «Увлекательное рисование методом тычка»
к презентации Мастер-класс для педагогов доу Нетрадиционные техники рисования «Увлекательное рисование методом тычка»...
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование нетрадиционных техник рисования в развитии изобразительного творчества детей»...