Перспективное планирование в средней группе по художественно - эстетическому развитию , раздел - рисование
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
Перспективное планирование адресовано воспитателям средней группы. В разработке перспективного планирования по рисованию мною использованы учебно - методические пособия Лыковой Ирины Александровны "Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа" и Комаровой Тамары Семеновны "Занятия по изобразительной деятельности в средней группе". Все темы занятий направлены на реализацию задач художественно - творческого развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
risovanie_sr._gr._no3.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Перспективный план по художественно-эстетическому развитию (Рисование). ( Средняя группа).
Месяц неделя | Тема литература | Программное содержание | Материалы и оборудование | Методы и приемы | Совместная деятельность с детьми | Совместная деятельность с родителями |
Сентябрь 1 неделя | Занятие 1 «Нарисуй картинку про лето» Т.С.Комарова, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр. 47 | Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления. закрепить приёмы рисования кистью, умение правильно держать кисть, пропитывать её в воде, осушать о тряпочку. Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка. | Гуашь разных цветов ( или восковые мелки), кисти, баночка с водой, салфетки, иллюстрации с изображением разных времён года. | Беседа (что дети наблюдали летом), поощрять рисование нескольких предметов, физкультминутка, самостоятельная деятельность детей | Разговоры о лете, чтение стихотворений, пение знакомых песен. Беседы: «Безопасность в нашей группе «Какая наша группа»,«Как мы играем в игрушки». | Индивидуальное консультирование родителей по вопросам воспитания, обучения и развития детей |
Сентябрь 2 неделя | Занятие 2 «Посмотрим в окошко» Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, с.18 | Продолжать учить детей рисовать сюжеты по замыслу, оформлять картины аппликативными рамочками и составлять коллективную композицию. Выявить уровень развития графических умений и композиционных особенностей. Формировать навыки сотрудничества. Воспитывать любознательность, интерес к познанию окружающего мира и его отражению в рисунках. | Листы бумаги белого цвета одинакового размера для «окошек», краски, цветные карандаши, фломастеры, бумажные или матерчатые салфетки. | Художественное слово, отгадывание загадок, беседа об увиденном за окном. физкультминутка, индивидуальная помощь, поощрение, анализ детских работ | Экскурсия по детскому саду с остановкой возле всех окон и рассматриванием «видов» из окна. Рассматривание репродукций, художественных открыток, иллюстраций в книгах, настенных календарей. | Памятка «Что нужно ребенку для занятий по художественно- эстетическому развитию» |
Сентябрь 3 неделя | Занятие 3 «Нарисуй какую хочешь игрушку». Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе, с.60 | Развивать умение детей задумывать содержание рисунка, создавать изображение, передавая форму частей. Закреплять навыки рисования цветными карандашами. Учить рассматривать рисунки, выбирать понравившиеся, объяснять, что нравится. Воспитывать самостоятельность. Развивать творческие способности, воображение, умение рассказывать о созданном изображении. Формировать положительное эмоциональное отношение к созданным рисункам. | Игрушки или иллюстрации с изображениями игрушек, ½ альбомного листа, цветные карандаши. | Беседа, уточнение замысла и способов рисования, индивидуальная помощь, поощрение, анализ детских работ. | игры с игрушками, уточнение их формы. Дидактические игры, направленные на усвоение формы, величины, строения предметов и объектов. | Выставка «Любимые игрушки |
Сентябрь 4 неделя | Занятие 4 «Наш любимый детский сад» | развивать самостоятельность и творчество, учить отражать впечатления от окружающей жизни ; формировать представления о сотрудниках детского сада, о трудовых процессах, выполняемых каждым из них; воспитывать уважение к труду взрослых. | Картинки с изображением представителей разных профессий в детском саду; предметные картинки с изображением предметов, необходимых людям этих профессий; цветные карандаши, листы бумаги. | Беседа, рассматривание, чтение стихов, прослушивание песен, физкультминутка, индивидуальная помощь, поощрение, анализ детских работ. | Размещение в книжном уголке художественной ярко иллюстрированной литературы о людях работающих в детском саду. | Фотовыставка «Наш любимый детский сад» |
Октябрь 1 неделя | Занятие 5 «Яблоко – спелое, красное, сладкое» - рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры). Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, с. 42-43. | Учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко. Показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами). Развивать эстетическое восприятие, способность передавать характерные особенности художественного образа. Воспитывать художественный вкус. | краски гуашевые, кисти, палитры, банки с водой, салфетки, карандаши цветные, фломастеры, листы бумаги белого цвета (формата ¼ альбомного листа) (по 2 на каждого ребенка). Яблоко, нож, белая льняная салфетка и тарелка – для рисования половинки яблока с натуры | Дидактические игры «Фрукты овощи» , «Угадай на вкус», "Чудесный мешочек" | дидактические игры «Фрукты – овощи», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек». Обследование и описание разных фруктов. Чтение текста Л. Толстого «Старик сажал яблони» | Индивидуальные беседы, рекомендации |
Октябрь 2 неделя | Занятие 6 «Золотая осень» Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе, с.35-36 | Учить детей изображать осень. Упражнять в умении рисовать дерево, ствол, тонкие ветки, осеннюю листву. Закреплять технические умения в рисовании красками (опускать кисть всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю каплю о край баночки, хорошо промывать кисть в воде, прежде чем набирать другую краску, промокать её о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и т.д.). Подводить детей к образной передаче явлений. Воспитывать самостоятельность, творчество. Вызывать чувство радости от ярких красивых рисунков. | альбомные листы, краски гуашь, кисти, баночки с водой, салфетка на каждого ребенка. | Выделять форму листьев, сравнивать их, спрашивать, на что они похожи, какую картинку из них можно сложить. Разучивание песни об осени. Рассматривание иллюстраций. | Разучивание стихотворения об осени, листопаде. Целевая прогулка в лес, в сквер, на бульвар. Во время прогулок собирать и рассматривать листья от разных деревьев, обращать внимание детей на их яркую разнообразную расцветку. Рассматривание иллюстраций. | |
Октябрь 3 неделя | Занятие 7 «Кисть рябинки, гроздь калинки…» - рисование модульное (ватными палочками или пальчиками) Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: С. 46-47 | Учить детей рисовать кисть рябины (калины) ватными палочками или пальчиками (по выбору), а листок – приёмом ритмичного примакивания ворса кисти. Закрепить представление о соплодиях (кисть, гроздь) и их строении. Развивать чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к отражению в рисунках своих впечатлений и представлений о природе. | Краски гуашевые (красного, оранжевого, зелёного, жёлтого цвета), цветные карандаши, листы тонированной бумаги (голубого, синего, бирюзового, фиолетового цвета) для свободного выбора фона, ватные палочки, салфетки, баночки с водой, подставки или клеёнки для ватных палочек. | Освоение нетрадиционных техник и художественных материалов (ватная палочка, незаостренный конец карандаша, возможно, с ластиком, пальчики). Экспериментирование с художественными материалами для получения однотипных отпечатков (модульное рисование). | Наблюдение за деревьями (рябина, калина), рассматривание плодов. Беседа об осенних изменениях в природе. Дидактические игры «С какого дерева листок?», «Листья и плоды (семена)». | |
Октябрь 4 неделя | Занятие 8 «На яблоне поспели яблоки» Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе, с.29-30 | Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности: ствол, расходящиеся от него ветви, длинные и короткие. Учить детей передавать образ фруктового дерева. Закрепить приёмы рисования карандашами. Учить быстрому приёму рисования листвы. Подводить детей к эмоциональной оценке своих работ. | Цветные карандаши, бумага размером ½ альбомного листа. | Беседа о том, что в садах поспели яблоки, показа рисования листьев круговыми движениями. | Наблюдения на прогулках, экскурсиях, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций. | Папка-передвижка «Осень» |
Ноябрь 1 неделя | Занятие 9 «Дом, в котором ты живёшь» Т.С.Комарова, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.78 | Учить детей изображать большой дом, предавать прямоугольную форму стен, ряды окон. Развивать умение дополнять изображение на основе впечатлений от окружающей жизни. | Гуашь, ½ листа, салфетки, баночка с водой, мягкие кисточки, иллюстрации с изображением разных домов. | Беседа о том, из каких частей состоит дом, предложить кому-нибудь на доске нарисовать дом, индивидуальная помощь, анализ детских работ. | Чтение стихов о Мордовии и Саранске, мордовских сказок Строительная игра «Мой город» П/и: с мячом «Назови свою улицу» | Фотовыставка «Мой край родной» Конкурс рисунков: «Дом, в котором я живу» |
Ноябрь 2 неделя | Занятие 10 «Мы делаем зарядку» https://multiurok.ru/files/konspekt-zaniatiia-v-srednei-gruppe-po-risovaniiu.html | Упражнять детей в рисовании фигуры человека в движении; закреплять способы выполнения наброска простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами; вызвать интерес к занятию спортом; развивать мелкую моторику; формировать у детей стремление доводить начатое дело до конца. | Игрушка Чебурашка, счетные палочки, альбомные листы, простые графитные карандаши, ластик, цветные карандаши, аудиозапись группы «Непоседы» - «Гимнастика». | Беседа о спортсменах, рассматривание иллюстраций, Объяснение воспитателем поэтапного рисования, выполнение динамической паузы, пальчиковой гимнастики, индивидуальная помощь, анализ детских работ. | Выполнение с детьми зарядки, беседы о здоровом образе жизни, лепка человека. Загадки о частях тела. Д/и: «Четвёртый лишний», «Сложи картинку», «Что изменилось», «Что около», «Чего не хватает? », «Назови правильный порядок умывания», «Что микробу хорошо, что микробу плохо», «Узнай по вкусу» | Неделя здоровья |
Ноябрь 3 неделя | Занятие 11 «Платочки и полотенца сушатся на верёвке» Г.С.Швайко, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр. 52 | Учить передавать в рисунке различия между квадратной и прямоугольной формами; продолжать учить закрашиванию рисунка карандашами, непрерывным движением «туда-обратно», в одном направлении , не выходя за контур; ориентироваться на листе бумаги – изображать несколько предметов в верхней части листа; побуждать вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание; | Цветные карандаши, ½ альбомного листа, полотенца, платочки разных цветов и размеров. | Беседа о семье, членах семьи, рассматривание образца, проблемная ситуация, пальчиковая гимнастика, индивидуальная помощь, анализ детских работ. | Чтение книг и заучивание стихотворений о семье, д/игра «Составь портрет», игра-соревнование «Кто быстрее повесит полотенца сушиться» Ситуации: Бабушка заболела», «Мама устала», «Если дедушка обиделся», «Как можно порадовать маму». Д/и: Семья» | Выставка работ детского творчества «Моя семья». |
Ноябрь 4 неделя | Занятие 12 «Рыбки плавают в аквариуме» Т.С.Комарова, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.60 | Учить изображать рыбок, плавающих в разных направлениях, правильно передавать их форму, хвост, плавники. закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. воспитывать самостоятельность. учить отмечать выразительные изображения. | Бумага, краски гуашевые, игрушечные рыбки разной формы, листы бумаги, кисти, вода, салфетки. | Беседа о том, как наблюдали за рыбками в аквариуме, показать, как по-разному можно закрасить рыбок (в полоску, штрихами, точками), помощь детям, анализ готовых работ. | Наблюдение с детьми за рыбками в аквариуме, лепка рыбок. | Вернисаж «Мой дом, моя улица» |
Ноябрь 5 неделя | Занятие 13 «Украсим салфеточку для мамы» Т.С.Комарова, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.77 | Продолжать учить составлять узор на квадрате, заполняя углы, середину. стороны. закреплять умение использовать в рисунке элементы декоративного узора: кольца, дуги, листочки, точки. Развивать чувство композиции, цвета. Упражнять в использовании красками. Воспитывать любовь и уважение к маме, стремление сделать ей приятное. | Квадраты размером 15Х15 см из бумаги разных мягких тонов, образцы салфеток, краски, кисти, баночки с водой, бумажные салфетки. | Беседа о маме, рассматривание образца, пальчиковая гимнастика, аудиозапись физкультминутки, индивидуальная помощь, поошрение, анализ детских работ. | Рассматривание красиво украшенных предметов быта: салфеток, платков. Заучивание фамилии, имени, отчества родителей, Разучивание стихотворений о маме, папе, семье. | Развлечение «День матери» |
Декабрь 1 неделя | Занятие 14 «Как розовые яблоки, на ветках снегири» Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, с. 90-91 | учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта. Развивать чувство цвета и формы. Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления. | листы бумаги светло – голубого цвета размером с альбомный лист, гуашевые краски, кисти 2-х размеров, салфетки бумажные и матерчатые, баночки с водой, подставки под кисточки. | Беседа о зимующих птицах, рассматривание изображений птиц (воробей, синица, снегирь, ворона, сорока). | наблюдения за птицами на прогулке в парке. Изготовление кормушек вместе с родителями. Подкормка птиц на кормушках.. | |
Декабрь 2 неделя | Занятие 15 «Маленькой ёлочке холодно зимой» Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.64 | Учить детей передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное. Учить рисовать ёлочку с удлинёнными к низу ветками. Закреплять умение рисовать красками. развивать образное восприятие. | Лист белой бумаги (снег), краски, кисти, баночки с водой, салфетки, образец, аудиозапись физминутки | Вспомнить песенку про ёлочку, предложить руками в воздухе показать направление ствола и веток, уточнить цвет молодой ёлочки, напомнить, что маленькую ёлочку надо рисовать среди больших ёлок и деревьев. | Пение песен на музыкальных занятиях. С/р игры: «К доктору на прием с простудой, гриппом», «Куклы гуляют зимой» | Выставка детских рисунков «Волшебница-зима» |
Декабрь 3 неделя | Занятие 16 «Морозные узоры». Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, с.66-67 | Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения. Создать условия для экспериментирования с красками для получения разнообразных оттенков голубого цвета. Расширить и разнообразить образный ряд – создать ситуацию для свободного, творческого применения разных декоративных элементов (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия). Совершенствовать технику рисования концом кисти. Развивать чувство формы и композиции. | листы бумаги в форме квадрата 20х20 см насыщенного голубого цвета одного размера и формата для всех детей, гуашевые краски белого и синего цвета, тонкие кисти, баночки с водой, салфетки бумажные | Экспериментирование с красками на палитре. Чтение стихотворения Г. Лагздынь «Зимушка – зима»: | беседа о прославленном искусстве кружевоплетения на примере вологодских мастериц. Рассматривание кружевных изделий (салфеток, воротничков, платочков, занавесок, деталей костюма и пр.). | Участие в праздничном утреннике |
Декабрь 4 неделя | Занятие 17 «Поздравительная открытка» Т.С.Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр. 62 | Учить детей самостоятельно определять содержание и изображать задуманное. Закреплять технические приёмы: правильно пользоваться краской, промывать кисть и осушать её. Воспитывать инициативу, самостоятельность. Развивать эстетические чувства, фантазию. | Открытки о зиме, ёлке, новогоднем празднике; бумага ½ альбомного лист а, гуашь, баночка с водой, кисти, салфетки, аудиозапись физкультминутки. | Беседа о новогоднем празднике, рассматривание, вопросы к детям, поощрение, индивидуальная помощь, анализ готовых работ. | Рассматривание новогодних открыток. Беседы «Как мы готовимся к Новому году»,«Что принесет нам Дед Мороз»; Игровые ситуации «В лесу родилась елочка», «На кого елка похожа», «Как звери елку наряжали», «Новогодние приключения Снегурочки» | Праздник «На пороге Новый год» Конкурс поделок «Фабрика деда Мороза» |
Январь 2 неделя | Занятие 18 «Девочка пляшет» Т.С.Комарова, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.68 | Учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие отношения по величине: голова маленькая, туловище большое. Учить изображать простые движения, например, поднятая рука, закреплять приёмы закрашивания красками (ровными слитными линиями в одном направлении). Побуждать детей к образной оценке изображений | Гуашь, бумага белая, иллюстрации с изображением танцующей девочки, кисти, баночка с водой, салфетки. | Показать куклу и простые движения танца: руки на поясе, одна рука на поясе, другая держит юбочку и т.д., напомнить приёмы закрашивания, анализ готовых работ. | Участие детей в плясках на музыкальных занятиях, лепка девочки в движении. | Составление памятки «Мои права |
Январь 3 неделя | Занятие 19 «Снеговики в шапочках и шарфиках» - рисование по представлению. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду,с.78-79 | Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций. Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию. | листы бумаги тёмно – голубого, синего, фиолетового, сиреневого, чёрного цвета для фона; краски гуашевые, кисти, баночки с водой, салфетки бумажные; схематическое изображение снеговика для обучения планированию работы. | Рассматривание комплектов зимней одежды (шапочки и шарфики), описание узоров или отдельных элементов оформления. Отгадывание загадки Г. Лагздынь: | Конструирование снеговиков и других поделок из снега на прогулке, оформление снежных скульптур гуашевыми красками по мотивам дымковской игрушки или по своему замыслу. Уточнение представления о строении снежных баб и снеговиков. | |
Январь 4 неделя | Занятие 20 «Перчатки и котятки» Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду,с.64-65 | В ызвать интерес к изображению и оформлению «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам – правой и левой – разнообразными художественными средствами выразительности (аппликацией, фломастерами, цветными карандашами). Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги. Показать зависимость декора от формы изделия. Учить самостоятельно создавать орнамент – по представлению или по замыслу. Развивать воображение. Координировать движения руки и глаза. Дать наглядное представление о симметрии парных предметов (одинаковый узор на обеих перчатках в каждой паре). | альбомные листы бумаги, фломастеры, простой и цветные карандаши, различные элементы декора из цветной бумаги, вырезанные воспитателем и подготовленные для аппликативного оформления «перчаток», или «рукавичек»; клеевые кисточки, клей, клеенка, подставки для кисточек, салфетки бумажные | Беседа о руках человека, обогащение словаря («умные руки», «золотые руки», «добрые руки»). Рассматривание зимней одежды с орнаментом – перчаток, рукавичек, варежек, шапочек, шарфиков. Чтение стихотворения Г. Лагздынь | Чтение стихотворений: «Без чего сосну не срубишь?» М. Пляцковского, «Правая и левая» О. Дриз, «Пятерня» С. Михалкова. | |
Февраль 1 неделя | Занятие 21 «Украсим кукле платьице» (декоративное рисование)
Т.С.Комарова, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.73 | Учить детей изображать элементы мордовского узора («крест», «галочка», «ёлочка», «ромб»), ритмично располагать их. Учить красиво сочетать цвета. Воспитывать любовь и уважение к близким, стремление сделать приятное.
| Иллюстрации с изображением девочки в мордовском национальном костюме, гуашь, бумага белая кисти, баночка с водой, салфетки. | Показать платье, объяснить, что надо украсить элементами мордовского орнамента, индивидуальная помощь детям, анализ готовых работ. | Беседы: «Как заботиться о близких людях?», «Добрые слова улучшают настроение», «Добрый человек не оставит в беде» Рассматривание мордовского национального костюма. | Развлечение «Путешествие в Страну Доброты» |
Февраль 2 неделя | Занятие 22 «Тележка едет по дорожке» Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество», стр. 57 | Учить детей передавать изображение прямоугольной формы, закрашивать её ровными мазками, развивать замысел – дополнять рисунок силуэтами игрушек, воспитывать у детей уважение к труду взрослых, желание принимать в нём участие | Игрушка тележка, краски ярких цветов, бумага в половину альбомного листа, силуэты игрушек. | Беседа о профессиях сотрудников детского сада, рассматривание иллюстраций разных тележек, обследование игрушки, рассматривание образца, уточнить последовательность изображения. | Рассматривание картинок с профессиями взрослых: няня, воспитатель, музыкальный руководитель, повар, врач, дворник. | Выставка рисунков «И работать я пойду, пусть меня научат» |
Февраль 3 неделя | Занятие 23 «Украсим полосочку флажками» Т.С.Комарова, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.58 | Закреплять умение детей рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший ритм изображений. Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, используя показанный прием. Развивать эстетические чувства; чувство ритма, композиции. | Альбомные листы, разрезанные пополам ; цветные карандаши, рассматривание иллюстраций, аудиозапись физкультминутки | Рассматривание образцов, напоминание приемов работы, поощрение, художественное слово. | Беседы: «Российская Армия», «Солдаты и их личностные качества», «Мирные профессии в армии», «Четвероногие бойцы», «Защитники Родины» Д/и: «Что быстрее?» | Спортивный праздник, «Богатыри земли русской». Выставка детского творчества |
Февраль 4 неделя | Занятие 24 «Весёлые матрёшки» Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, с.106-107 | Познакомить детей с матрёшкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида и декора, исходный материал и способ изготовления, наиболее известные промыслы – семёновская, полхов – майданская). Учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций. Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус. | Листы бумаги белого цвета, простые и цветные карандаши, кисти 2-х размеров, гуашевые краски, баночки с водой, салфетки бумажные, подставки для кисточек (на каждого ребенка). Две – три матрёшки для использования на занятии в качестве натуры. | Беседа, рассказы детей об матрёшке, при помощи системного оператора, чтение стихотворений, указания; рассматривание выставки «Весёлые матрёшки», демонстрация образцов, показ рисования элементов росписи; игры, роспись силуэта матрёшки. | знакомство с разными видами народного декоративно – прикладного искусства. Составление коллекции матрёшек. Игра в посещение музея матрёшек. Рассматривание, обследование и сравнение матрёшек. Дидактические игры с пяти – и семиместными матрёшками. | Развлечение «Масленица дорогая – наша гостьюшка годовая |
Март 1 неделя | Занятие 25 «Расцвели красивые цветы» Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе, с 68 | Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и её концом. Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски), чувство ритма, представления о красоте. | бумага для рисования желтого и зеленоватого тона размером ½ альбомного листа, краски гуашь разных цветов, кисти 2-х размеров, баночка с водой, салфетка, подставка для кисточки (на каждого ребенка). | рассматривание иллюстраций с изображением красивых цветов. | ||
Март 2 неделя | Занятие 26 «Мордовская рубашка». См. пр. «Мы в Мордовии живём» | Продолжать знакомить с деталями мордовского костюма (рубаха). Учить располагать узор из знакомых элементов (полосок, галочек, крестиков) на полосе, подбирать цвета соответствующие мордовскому орнаменту (красный, черный.). Развивать чувство ритма, композиции, воспитывать интерес к национальному искусству. | Кукла-мордовочка в национальном костюме, образцы, полоски бумаги, гуашь 2 цветов, кисти, салфетки, баночка с водой. | Сюрпризный момент, рассматривание образцов, напоминание приемов работы, поощрение, художественное слово. | Рассматривание украшений национального костюма мордвы. | Рекомендации родителям к посещению музея национальной культуры. Театрализованная игра «Кукла Алдуня показывает концерт» |
Март 3 неделя | Занятие 27 «Сказочный домик-теремок» Т.С.Комарова, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.74 | Учить детей передавать в рисунке образ сказки – теремок. Развивать воображение, самостоятельность, в изображении и украшении сказочного домика. Вызвать у детей интерес к театральной деятельности. Дать детям представление о театре | Цветные карандаши, лист бумаги в форме квадрата. | Вспомнить с детьми сказку, в которой говорится о теремке, уточнить его форму: прямоугольная стена, маленькие окошки, треугольная крыша, поощрять изображение дополнительных деталей. | Чтение сказок, рассматривание иллюстраций. Беседы:«Что такое театр, «Как вести себя в театре» Импровизации по мотивам русских народных сказок Обыгрывание русских народных сказок – плоскостной театр. | Драматизация сказки «Красная шапочка» |
Март 4 неделя | Занятие 28 «Кто-кто в рукавичке живёт?» И.А.Лыкова «изобразительная деятельность в детском саду» стр.82 | Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая характер и настроение героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразиельно - выразительными средствами. Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане; передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между объектами. Развивать композиционные умения | Бумага размером ½ альбомного листа, цветные карандаши. | Беседа, загадка, чтение, рассматривание иллюстраций, самостоятельная деятельность детей, поощрение, анализ готовых работ. | Чтение сказки «Рукавичка», Д/игры: «Доскажи словечко»;«Из какой сказки герой?», «Чудесный мешочек», «Узнай сказку», | Рекомендации родителям по отбору сказок в соответствии с возрастом детей. |
Март 5 неделя | Занятие 29 «Храбрый мышонок» И.А.Лыкова «изобразительная деятельность в детском саду» стр.102 | Учить детей передавать сюжет литературного произведения: создавать композицию, включающая героя- храброго мышонка – и препятствия, которые он преодолевает. Показать возможности сочетания изобразительных техник (рисование и аппликация). Вызвать интерес к поиску средств художественно-образной выразительности для передачи характера и настроения главного персонажа. Развивать способности к композиции. Воспитывать эстетический вкус. | Листы бумаги голубого цвета для фона – по количеству детей, половинки белых листов для обрывной аппликации – по количеству детей, цветные карандаши, клей, кисточки, салфетки. | Рассматривание иллюстраций. знакомящих с жизнью народов Крайнего Севера. Рисование красками по мотивам сказки «Лесной мишка и Проказница Мышка» | Оформление выставки с иллюстрациями сказки. | |
Апрель 1 неделя | Занятие 30 «Веточки вербы весной» https://infourok.ru/konspekt-po-risovaniyu-v-sredney-gruppe-vetochki-verbi-vesnoy-3008919.html | Формирование представлений детей о вербе. Способствовать расширению представлений об изменениях в природе, происходящих весной. Содействовать развитию творческих способностей детей при изображении веточек вербы. Способствовать развитию воображения, самостоятельности в изобразительной деятельности. | Веточки вербы, кисти, гуашь белая и коричневая , баночка с водой, салфетки. | Рассказ воспитателя, работа с пословицами, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы; игровая и практическая деятельность. | Наблюдения за изменениями в природе; беседа на тему «Весна», рассматривание иллюстраций на тему «Весна пришла»; чтение стихотворений, загадок; подготовка фона на альбомных листах к занятию. | Развлечение «Праздник весны» Развлечение «Праздник – проказник» Выставка детского творчества «Весна пришла |
Апрель 2 неделя | Занятие 31 «Я ракету нарисую» Т.Г. Казакова «Развивайте у дошкольников творчество» стр. 90 | Учить детей изображать ракету, воспитывать интерес к общественным событиям, передавать своё отношение к ним. | Бумага темно-синего цвета, краски, кисти, вода, салфетки. | Рассматривание книг о космосе. | Беседа: Что такое воздух», Целевая прогулка «Что нас окружает», Чтение Корней Чуковский «Краденое солнце» П/и: «Солнце и дождь» | Коллективная работа "Разноцветный мир космоса" |
Апрель 3 неделя | Занятие 32 «Радуга-дуга, не давай дождя» И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.136 | Продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительными средствами. Вызвать интерес к изображению радуги. Дать элементарные сведения по цветоведению. Закреплять умение рисовать кистью и красками, воспитывать эстетическое отношение к природе. | Бумага ½ альбомного листа светло-голубого цвета, гуашевые краски, баночки с водой, мягкие кисточки, баночки с водой, салфетки, аудиозапись физкультминутки | Рассматривание иллюстраций с изображением радуги и других природных явлений, чтение стихотворения о радуге, помощь детям, анализ готовых работ. | Беседа: «Зачем нужна вода человеку», « Волшебный подводный мир» П/и: «Ручейки», «Две зелёные лягушки», «Караси и щуки» , «Море волнуется» | Экологический праздник «День Земли» |
Апрель 4 неделя | Занятие 33 «Кукле чашку подарю» Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду | Познакомить детей с гжельской росписью, ее элементами, колоритом. Учить рисовать элементы гжельской росписи концом кисти и плашмя (путем примакивания, развивать речь, давать полные ответы на поставленные вопросы. Развивать мелкую моторику, чувство цвета, формы. воспитывать умение уважать достояние русского народа через декоративно прикладное искусство, аккуратность в работе. | Текст сказки, скульптуры и посуда с гжельскими узорами, заготовленные чайные чашки, синяя гуашь, кисть, емкость для воды, салфетки, образец. | Беседы по сюжетным картинкам, чтение художественных произведений; демонстрация сюжетных картинок, рисунков, посуда и статуэтки с гжелевской росписью); игры в сочетании с вопросами, объяснениями, пояснениями. | Рассматривание альбома «Сказочная гжель» чтение стихов и рассказов на данную тему, проведение дидактической игры «Собери посуду», отгадывание загадок. | |
Апрель 5 неделя | Занятие 34 «Кошка с воздушными шариками» Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду, с.122 | Учить детей рисовать простые сюжеты по мотивам литературного произведения (Д. Хармса «Удивительная кошка»). Создать творческую ситуацию для свободного выбора изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа (кошки, поранившей лапку). Закрепить представление о геометрических формах, формировать умение передавать разные формы графическими и аппликативными способами. Развивать чувство формы и композиции. Воспитывать интерес к отражению впечатлений о литературных произведениях в изодеятельности. | Разноцветные воздушные шары разной формы, кошка-игрушка или картонный силуэт; листы бумаги белого и светло-голубого цвета, бумажные квадраты и прямоугольники для вырезания детьми воздушных шариков для кошки; ножницы, цветные карандаши или фломастеры, салфетки. | Чтение стихотворения детям, беседа по произведению, словарная работа, мотивация на деятельность, ф изминутка «Кто за кем» | Чтение литературных произведений о кошках; исполнение детьми стихотворений Д. Хармса, театрализация, плоскостной театр, пластические этюды. Игры с воздушными шарами. Надувание воздушных шариков (развитие дыхания и емкости легких). Рассматривание иллюстраций в детских книжках. | |
Май 1 неделя | Занятие 35 «Самолеты летят сквозь облака» Т.С.Комарова, «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду», стр.80 | Учить детей изображать самолеты, летящие сквозь облака, используя разный нажим карандаша. Развивать образное восприятие, вызвать эмоциональное положительное отношение к созданным рисунка. Воспитывать желание к творчеству. | Игрушка – самолет. Бумага в половину листа, цветные карандаши | Рассмотреть игрушку, уточнить название частей, их форму, показ приема рисования, индивидуальный показ, поощрение. Зрительная гимнастика «Самолет летит». | Наблюдения за облаками на прогулке. П/игра «Самолеты», игры с бумажными самолетами на прогулке. Рассматривание фотографий, иллюстраций, памятников защитникам ВОВ Мордовии. | Музыкально-спортивное развлечение «Цвети земля» |
Май 2 неделя | Занятие 36 «Как цветочки в небесах бабочки порхают» (кляксография) О.В. Павлова «Изобразительная деятельность и художественный труд», с.59 | Развивать творческое воображение; учить дорисовывать мелкие детали, создавая из цветовых пятен (клякс) образ; воспитывать эстетический вкус, интерес к рисованию. | Открытки и иллюстрации бабочек; бумага размером ½ альбомного листа; гуашь, салфетки | Показ и объяснение детям техники кляксографии; выполнение работы детьми; малоподвижная игра «Бабочки» | Наблюдение на прогулке за бабочками; разукрашивание схематических рисунков; чтение загадок и стихов | |
Май 3 неделя | Занятие 37 «Пожарная машина спешит на помощь» Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду | Формирование умения экспериментировать и создавать простейшие образы, умения самостоятельно передавать образы предметов, используя доступные изобразительные средства (краски); Учить рисовать пожарную машину. Формировать первоначальные представления детей о пожарной технике. Закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности. | Плакаты по противопожарной безопасности, рисунок с изображением леса и огня (отдельно, гуашь, кисти для рисования, стаканчики с водой, листы бумаги А-4, салфетки, игрушка. | Беседа, загадка, визуальное обследование, физкультминутка, самостоятельная деятельность детей | Беседа «Профессия- пожарный»; «Огонь друг, огонь враг», «Как вести себя при пожаре »; рассматривание пожарной машины (картинки, иллюстрации, рисунки, фотографии). | Чтение художественной литературы: К. И. Чуковский «Путаница»; Чтение сказки «Кошкин дом» Развлечение «Зеленый, желтый, красный!» |
Май 4 неделя | Занятие 38 «Краски лета» Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду | Учить чувствовать характер цветов и создавать свой образ лета. Совершенствовать композиционные навыки: умение создавать композицию на определенную тему (пейзаж, выделять главное, устанавливать связи, располагать изображение на листе бумаги. Воспитывать аккуратность, хорошие отношения. | Краски, кисточки, стаканчики с водой, салфетки, листы бумаги, конверт с силуэтами деревьев, растений в разные времена года, большой лист бумаги; музыка П. Чайковского «Июль». | Беседа, объяснение и показ, гимнастика. Выставка творческих работ | Рассматривание иллюстраций с изображением лета, чтение стихов, отгадывание загадок, слушание песен про лето. |
Список использованной литературы
1. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. М. : И. Центр Владос. 2006-143с.
2. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. М. Просвещение. 1991-176с.
3. Павлова О.В. Изобразительная деятельность и художественный труд. Волгоград: Учитель. 2013-158с.
4. Курочкина Н.А. Детям о книжной графике. СПб: Детство –Пресс. 2000- 112с.
5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. М. Просвещение. 1985
6. Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в средней группе детского сада. Воронеж. 2008- 316с.
Публикация «„Краски лета“, Рисование картоном с детьми 5–7 лет, Мастер-класс» размещена в разделах
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект ООД «Художественно-эстетическое развитие» Раздел: рисование Тема: «Рисование по замыслу.» Возрастная группа: средняя
Учить детей самостоятельно выбирать тему своего рисунка; доводить задуманное до конца, правильно держать карандаш, закрашивать небольшие части рисунка....
Перспективное планирование в младшей группе по художественно-эстетическому развитию
Перспективное планирование в младшей группе по художественно-эстетическому развитию...
Перспективное планирование в средней группе по художественно-эстетическому развитию
Перспективное планирование в средней группе по художественно-эстетическому развитию...
Перспективное планирование в старшей группе по художественно - эстетическому развитию. Лепке
Перспективный план по художественно – эстетическому развитию. Лепка. в старшей группе...
Методическая разработка в средней группе по художественно-эстетическому развитию (декоративное рисование) на тему: " Укрась юбку дымковской барышни"
Методическая разработка в средней группе по художественно - эстетическому развитию ( декоративное рисование) на тему: Укрась юбку дымковской барышни"...
Перспективное планирование образовательной деятельности по ОО "Художественно-эстетическое развитие" (Рисование) для средней группы (4-5) (1 занятие в неделю).
Перспективное планирование было составлено на основе методических пособий: И. А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду", Т. С. Комарова "Изобразительная деятельность в дет...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе по художественно – эстетическому развитию (нетрадиционное рисование ладошкой) «Петушок, масляна головушка»
План-конспект занятия по художественно-эстетическому развитию в нетрадиционной технике рисования...