Перспективное планирование образовательной деятельности по ОО "Художественно-эстетическое развитие" (Рисование) для средней группы (4-5) (1 занятие в неделю).
методическая разработка по рисованию (средняя группа)

Жардан Ольга Константиновна

Перспективное планирование было составлено на основе методических пособий: И. А. Лыкова "Изобразительная деятельность в детском саду", Т. С. Комарова "Изобразительная деятельность в детском саду.". При составлении данного планирования учитывались требования ФОП ДО к занятиям по рисованию в средней группе (4-5).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»  (Рисование)

для средней группы (4-5)

Тема

Программное содержание

Материалы и оборудование

Методическое

обеспечение

1

«Нарисуй

Картинку

про лето»

  Развивать цветовосприятие и формовосприятие.

  Совершенствовать навыки работы гуашью.

 Учить детей доступными средствами отражать полученные впечатления.

   Поощрять рисование разных предметов в соответствии с содержанием рисунка.

   Для в.: картинки с изо. элементов узоров дымковской игр.; образцы фартуков,  силуэт фартука (цв. ткань с белой полосой для орнамента.

   Для детей: силуэты фартука, гуашь, кисти, подст., салф.  

Т. С. Комарова

Стр. 23

2

«Картинки для наших шкафчиков».

(Рисование с элементами аппликации)

    Совершенствовать навыки рисования цветными карандашами.

 Учить детей определять замысел в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика).

Воспитывать интерес к детскому саду.

 Бумажные квадраты разного цвета, но  одинакового размера, бумажные полоски для обрамления картинок детьми. Три-четыре предметные картинки для показа детям.

И. А. Лыкова

Стр. 16

3

«Посмотрим в окошко»

Рисование сюжетное по замыслу.

 Учить рисовать простые сюжеты по замыслу.

  Познакомить с новым способом выбора сюжета.

  Создать условия для самостоятельного изготовления аппликативных рамочек.

  Развивать познавательные процессы.

  Воспитывать любознательность, интерес к познанию своего ближайшего окружения и его отражению в рисунке.

Листы бумаги белого цвета, ножницы клей,

Кисточки, салфетки,

цветные карандаши, подставки под кисточки,

видоискатели, картинка с изображением природы

И. А. Лыкова

Стр. 18

4

«На яблоне поспели яблоки»

 Развивать умение передавать в рисунке образ фруктового дерева, формовосприятие.

 Продолжать учить детей рисовать дерево, передавая его характерные особенности.                                  

 Учить быстрому приёму рисования листвы.

 Воспитывать эмоциональную отзывчивость.  

  Для в.: картинка с изо. яблони с поспевшими на ней яблоками.

  Для д.: цветные карандаши или цветные восковые

мелки.

Т. С. Комарова

Стр. 25

5

«Цветные шары

(круглой и овальной формы)»

  Развивать цвето-  и формовосприятие, воображение.

  Учить передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы.

  Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги.

   Воспитывать стремление к хорошему

результату, самостоятельность, активность.

 Для в.: воздушные шары круглой и овальной  формы.

  Для д.: карандаши,

альбомные листы (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

Стр. 30

6

«Золотая осень»

    Развивать образное восприятие, умение

замечать изменения в природе.

    Учить детей изображать осень.

    Закреплять технические умения в рисовании красками.

  Воспитывать самостоятельность.

  Для в.: иллюстрации осенних пейзажей, картина с изо. дерева.

 Для д.: альб. листы, краски гуашь, инд. набор на каждого ребёнка

 Т. С. Комарова

Стр. 31

7

«Храбрый петушок»

  Развивать формо - и цветовосприятие.

  Закреплять навыки рисования гуашевыми красками, кистью.

  Совершенствовать технику владения кистью.

  Воспитывать стремление к хорошему

результату.

 Для в.: картинки с изо. петушка.

  Для д.: альбомные листы, гуашевые краски, инд. набор на каждого ребёнка.

И. А. Лыкова

Стр. 34

8

«Яблоко спелое, красное, сладкое»

Рисование красками (по представлению) и карандашами (с натуры)

   Учить детей рисовать гуашевыми красками многоцветное яблоко.

   Показать возможность изображения половинки яблока (цветными карандашами или фломастерами).

  Развивать эстетическое восприятие.

  Воспитывать художественный вкус.

Краски гуашевые, кисти, палитры, белая бумага А8,

Индивид. наборы на каждого.

И. А. Лыкова

Стр. 42

9

Рисование

«Российский флаг»

  Развивать чувство ритма и цвета.

  Учить рисовать российский флаг

гуашевыми красками кистью  

  Закрепить представление о Российской символике.

  Воспитывать чувство сопричастности к

жизни большой Родины.

 Для в.: краски гуашевые красного, белого, синего  цв., листы тонированной

бумаги (гол., розового бирюзового, фиолетового цвета), инд. наборы на каждого.

     Конспект.

10

«Сказочное

дерево»

   Учить детей создавать в рисунке  сказочный образ.

   Упражнять в умении передавать правильное строение дерева.

   Учить закрашивать равномерно, не выходя за контуры изображения.

   Развивать воображение, творческие способности, речь.

  Для в.: картинки с изо. красивых деревьев.

  Для д.: Карандаши, 1/2 альбомного листа бумаги на каждого ребёнка.

Т. С.

Комарова

Стр. 33

11

Декоративное рисование “Украшение фартука”

   Развивать цвето- и формовосприятие.

 Учить составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента.

  Продолжать формировать технические навыки рисования кистью.

  Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

  Для в.: образец, заготовки для показа действий.

  Для д.: фартуки из бумаги, гуашевые краски, кисти, индивидуальные наборы на каждого.

Т. С.

Комарова

Стр. 34

12

Рисование декоративное

с элементами аппликации

«Перчатки и котятки»

   Развивать воображение, координацию движений руки и глаза.

  Формировать точные графические умения – аккуратно и уверенно обводить кисть руки, удерживая карандаш возле руки и не отрывая его от бумаги.

   Воспитывать самостоятельность, инициативность в изодеятельности.

    Белая бумага А 4, цветные карандаши, фломастеры, ножницы, клей, клеевые кисточки, салфетки.

И. А. Лыкова

Стр. 64

13

Рисование

с элементами аппликации

«Зайка серенький

стал беленьким»

  Учить детей видоизменять выразительный образ зайчика – летнюю шубку менять на зимнюю: приклеивать бумажный силуэт серого цвета и раскрашивать белой гуашевой краской.

  Создать условия для экспериментирования при сочетании изобразительных техник и самостоятельных творческих поисков.

  Развивать воображение и мышление.

  Воспитывать интерес к познанию природы и отражению полученных представлений в изодеятельности.

  Для восп.: варианты изображений зайца для показа цветовой гаммы.

  Для детей: листы бумаги синего или голубого цвета, силуэты зайцев – нарисов. на бум. серого цвета, ножницы, клей, клеевые кисточки, гуаш. краска белого цвета, кисти, банки с водой, салфетки бум. и матерчатые, подставки под кисти.

И. А. Лыкова

Стр. 58

14

Рисование декоративное по мотивам кружевоплетения

«Морозные узоры (зимнее окошко)

   Учить детей рисовать морозные узоры в стилистике кружевоплетения.

  Создать условия для экспериментирования  с красками для получения разных оттенков голубого цвета.

  Совершенствовать технику рисования концом

кисти.

Листы бумаги А4  синего цвета, гуашь белая, индив. наборы на каждого, образцы.

И. А. Лыкова

Стр. 66

15

Декоративное рисование

«Украшение

Свитера»

  Закреплять умение детей украшать предмет одежды, используя линии, мазки, точки, кружки и другие знакомые элементы; оформлять украшенными полосками одежду, вырезанную из бумаги.

   Учить подбирать краски в соответствии с цветом свитера.

   Развивать эстетическое восприятие.

   Воспитывать самостоятельность, инициативность.                                                                                  

  Для в.: образцы по - разному украшенных свитеров.

  Для детей: вырезанные из плотной бумаги свитеры разных цветов;  полоски бумаги по размеру манжет, горловины, резинки свитера; краски гуашь, кисти, банки с водой, салфетка (на каждого ребёнка)

Т. С.

Комарова

Стр. 40

16

«Снеговики в шапочках и шарфиках»

   Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций.

  Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках.

   Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.

  Для в.: схем. изо. снеговика для обучения планированию работы.

   Для д.: листы бумаги тёмно-голубого син., фиол., сирен., чёрного цвета для фона (на выбор детям), гуашев. кр., инд. набор на кажд.

И. А. Лыкова

Стр. 78

17

«Наша ёлочка»

Рисование с элементами аппликации

Развивать координацию в системе «Глаз – рука».

 Учить детей рисовать новогоднюю ёлку гуашевыми красками, передавая особенности её строения и размещения в пространстве.

 Воспитывать стремление к хорошему результату.

 Для в.: искусствен. ёлка высотой 1 м; поздравит. открытки (ново-годн. и рожд.) с изо. ёлочки.

 Для д.: листы бум. А4  слабото-ниров., бум. треуг. зелёного цвета для апплик.,  гуаш. краски, инд. наб. на кажд. реб.

И. А.   Лыкова

Стр. 74

18

«Маленькой

ёлочке холодно

зимой»

  Развивать образное восприятие, образные представления; желание создать красивый рисунок, дать ему эмоциональную оценку.

  Учить рисовать ёлочку с удлинёнными книзу ветками; передавать в рисунке несложный сюжет, выделяя главное.

  Воспитывать бережное отношение к природе.  

 Для в.: образец (маленькая ёлочка среди больших ёлок и деревьев).

 Для д.: листы белой бумаги, краски гуашь тёмно-зелёная, светло -зелёная и тёмно-корич-невая; инд. наб. на кажд. реб.

Т. С. Комарова

Стр. 51

19

Рисование

красками (по представлению)

«Снеговики в шапочках и шарфиках»

  Учить детей рисовать нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках.

  Показать приёмы декоративного оформления комплектов зимней одежды.

  Развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций.

  Воспитывать уверенность, инициативность, интерес к экспериментированию.

   Для в.: схем. и изо. снеговика для обучения планированию работы – графический рисунок или аппликация из геом. форм.

  Для д.: листы бум. тёмно – гол., синего, фиолет., сиреневого, чёрного цвета для фона (на выбор дет.); краски гуаш., кисти, банки с водой, салф., бум. и мат.:

И. А.   Лыкова

Стр. 78

20

«Как  розовые  яблоки  на

ветках  снегири»

   Развивать чувство цвета и формы.

  Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску.

  Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные.

    Для в.: технол. карта по рисованию «Снегири на заснеженной ветке».

    Для д.: листы бум. светло - голубого цвета, гуашь,

инд. наборы на каждого

ребёнка.

И. А. Лыкова

Стр. 90

21

«Кто-кто в рукавичке живёт»

(По мотивам сказки «Рукавичка»)

  Учить рисовать, раскрывая тему литературного произведения, передавая настроение характер героев. Вызвать интерес к иллюстрированию знакомых сказок доступными изобразительно - выразительными средствами.

    Познакомить с приёмами передачи сюжета: выделять главное, изображая более крупно на переднем плане, передавать как смысловые, так и пропорциональные соотношения между

объектами.

    Развивать композиционные умения.

    Воспитывать интерес к литературе.

   Для в.: несколько красивых рукавичек для рассматривания узоров и элементов декора.

   Для д.: листы бумаги белого цвета, карандаши цветные.

И. А. Лыкова

стр. 82

22

«Крючка, Злючка и Зака – Закорючка»

Учить детей рисовать фантазийные образы. Инициировать самостоятельный поиск адекватных изобразительно -выразительных средств. Показать возможность рисования обеими руками.

  Развивать творческое воображение и чувство юмора.

  Воспитывать самостоятельность, уверенность, инициативность.

   Для в.: образцы рисунков по теме.

   Для д.: листы бум. белого и светло-голубого цвета, художествен. материалы на выбор  -цв. карандаши, краски и кисти, цв. бум. и ножницы.

И. А. Лыкова

стр. 86

23

«Украсим полоску флажками»

  Закреплять умение детей  рисовать предметы прямоугольной формы, создавать простейший  ритм

изображений.

  Упражнять в умении аккуратно закрашивать рисунок, используя показанный приём.

   Развивать эстетические чувства;  чувство ритма, композиции.

  Для в.: образцы рисунков, флажки на нити.

  Для д.: альбомные листы, разрезанные пополам по горизонтали; цветные карандаши (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

Стр. 58

24

Рисование сюжетное

«Как розовые яблоки на ветках снегири»

  Учить детей рисовать снегирей на заснеженных ветках: строить простую композицию, передавать особенности внешнего вида птицы – строение тела и окраску. Совершенствовать технику рисования гуашевыми красками: свободно вести кисть по ворсу, повторяя очертания силуэта.

  Развивать  чувство цвета и формы.

  Воспитывать интерес к природе, желание отражать в рисунке эстетические эмоции и полученные представления.

  Листы бумаги светло – голуб. цвета, гуашевые краски (для заснеженных веток – белая, для грудки сегирей – розовая, алая, малиновая или красная, для спинки – тёмно – голубая, синяя или фиолет.),  кисточки беличьи или колонковые, салфетки бумажные и матерчатые, банки с водой, подставки под кисточки.

И. А. Лыкова

Стр. 90

25

«Девочка

пляшет»

   Учить детей рисовать фигуру человека, передавая простейшие соотношения по величине: голова маленькая, туловище большое; девочка одета в платье; учить передавать простые движения

(например, поднятая рука, руки на поясе).

  Закреплять приёмы закрашивания красками (ровными, слитными линиями в одном направлении), фломастерами, цветными мелками.

  Побуждать к образной оценке изображений.

   Дем. мат.: картинки с изо. танцующих девочек.

   Разд. мат.: альб. листы А4, гуашь, карандаши, фломастеры,

инд. наб. на каждого ребёнка.

Т. С. Комарова

Стр. 60

26

«Храбрый мышонок»

(По мотивам народной сказки)

  Развивать способности к композиции.

  Учить детей передавать сюжет литературного произведения: создавать композицию, включающую героя – храброго мышонка – и препятствия, которые он преодолевает.

   Воспитывать эстетический вкус.

Листы бум. А4 голубого цвета, половинки листов белого цв. для обр. аппл., цв. карандаши,

клей, инд. наборы.

И. А.  Лыкова,

стр. 102

27

«Красивая

птичка»

  Учить детей рисовать птичку, передавая форму и соотношение частей тела, красивое оперение.

    Упражнять в рисовании разноцветными красками, кистью.

    Развивать образное восприятие, воображение.

    Воспитывать эстетическое восприятие окружающего мира.

 Для в.: илл., картинки с изо. красивых птичек, игрушечная птичка.

Для детей: цв. карандаши, цв. воск. мелки, фломастеры, бум. размером  1/2  альб. листа.

Т. С. Комарова

Стр. 61

28

Декоративное рисование

«Укрась свои игрушки»

   Развивать эстетическое восприятие.

   Продолжать знакомить детей с дымковскими игрушками, учить отмечать их характерные особенности, выделять элементы узора: круги, кольца, точки, полосы.

   Закреплять представления детей о ярком, нарядном, праздничном колорите игрушек.

   Закреплять приёмы рисования кистью.

  Для восп.: дымковские игрушки, картинки с изо. дымк. игрушек.

   Для д.: альб. листы, краски гуашь, кисти, банки с водой, салфетка (на каждого).

Т. С. Комарова

Стр. 62

29

Рисование

декоративное

(с натуры)

«Весёлые матрёшки

(хоровод)»

   Учить рисовать матрёшку с натуры, по возможности точно передавая форму, пропорции и элементы оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке).

    Развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма, пропорций.

    Воспитывать интерес к народной культуре, эстетический вкус.

   Для восп.: 2 – 3 матрёшки для использ. в качестве натуры.

    Табл. с элем.  раст. орнамента.

  Для д.: листы бум. белого цвета, простые и цветные карандаши для контурного рисунка,  гуаш. краски, кисти, банки с водой, салф. бум и матерчатые.

И. А. Лыкова

Стр. 106

30

Рисование

декоративное

«Красивые

салфетки»

   Учить детей рисовать узоры на салфетках круглой и квадратной формы. Показать варианты сочетания элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые).  Показать зависимость орнамента от формы салфетки.

   Развивать чувство цвета и ритма. Воспитывать интерес к народному декоративно-прикладному искусству.

   Для восп.: 3-4 декоративные салфетки, для показа детям вариантов орнамента.

   Для д.: бум. квадраты и круги – по одному на каждого реб. (дл. стороны или диаметр 12 – 15)

И. А. Лыкова

Стр. 110

31

«Расцвели красивые цветы»

  Учить детей рисовать красивые цветы, используя разнообразные формообразующие движения, работая всей кистью и её концом.

   Развивать эстетические чувства (дети должны продуманно брать цвет краски), чувство ритма, представления о красоте.

  Для в.: открытки, картинки с изо. красивых цветов.

   Для д.: бум. для рисования жёлт. и зеленоватого тона ½ альб. листа, краски гуашь разных цветов, кисти, банка с водой, салфетка (на кажд. ребёнка).

Т. С. Комарова

Стр. 64

«Разрисовывание перьев для хвоста сказочной птицы»

 

  Развивать эстетическое восприятие, образные представления, творчество.

  Закреплять приёмы рисования разными

материалами.

  Воспитывать положительное эмоциональное отношение к занятиям изодеятельностью, к созданным работам; доброжелательное отношение к работам сверстников.

   Для д.: вырезанные воспитателем из бумаги перья (длина 15 см) с обозначен. каранд.  средней линией, флом., жирн. пастель, цветные воск. мелки, краски, инд. наб. на каж.

Т. С. Комарова

Стр. 83

32

Декоративное рисование

«Украсим платьице кукле»

  Учить детей составлять узор из знакомых элементов (полосы, точки, круги).

   Развивать творчество, эстетическое восприятие, воображение.

   Воспитывать положительное эмоциональное отношение к занятиям изодеятельностью, к созданным работам; доброжелательное отношение к работам сверстников.

  Для в.:  картинки с изо. кукол, куклы в красивых платьицах.

  Для д.:  вырезанные из белой или цветной бумаги платья; краски гуашь, кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).

Т. С. Комарова

Стр. 68

33

«Празднично

украшенный

дом»

   Учить детей передавать впечатления от праздничного города в рисунке. Закреплять умение рисовать дом и украшать  его флагами, цветными огнями.

   Упражнять в рисовании и закрашивании путём накладывания цвета на цвет.

   Развивать образное восприятие.

   Учить выбирать при анализе работ красочные, выразительные рисунки, рассказывать о них.

   Для в.:  картинки с изо. празднично украшенных улиц, домов.

   Для д.: краски гуашь (фломастеры,  восковые мелки),

Бумага белая или любого бледного тона, кисти, банки с водой, салфетки (на каждого ребёнка).

Т. С.

Комарова

Стр. 78

34

«Самолёты летят сквозь облака»

  Развивать образное восприятие, образные представления.

  Учить детей изображать самолёты, летящие сквозь облака, используя разный нажим на карандаш.

  Воспитывать стремление отображать впечатления от окружающего мира в изодеятельности.

  Для д.: бум. разм.  ½ альб.  листа, цв. карандаши (на кажд. реб.)

  Для восп.: игрушка-самолет, образец.

Т. С.

Комарова

Стр. 80

35

Рисование

дидактическое

«Радуга-дуга,

не давай дождя»

  Продолжать учить детей   самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами.

  Вызвать интерес к изображению радуги.

  Дать элементарные сведения по цветоведению.

  Развивать чувство цвета.

  Воспитывать эстетическое отношение к природе.

  Для восп.: наглядная модель или плакат «Радуга».

  Для д.: листы бел. и гол. бумаги больш. формата, акварельные краски; кисточки разного размера, баночки сводой, салф. бум. и матерч., подставки для кисточек

И. А. Лыкова

Стр. 136

Методическая литература:

1.  Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. – 144 с., 16 л. вкл.                                                              2.  Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Средняя группа.  «МОЗАИКА – СИНТЕЗ». Москва, 2014 – 96с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование образовательной деятельности по ознакомлению с родным краем детей старшей группы

Формирование исторического и патриотического сознание дошкольников очень важная составляющая развития личности ребёнка. Поэтому необходимо включать разнообразные виды деятельности по освоению основ кр...

Перспективное планирование Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Национально - региональный компонент средняя группа

Перспективное планирование  Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Национально - региональный компонент   средняя группа...

Перспективное планирование. Образовательная область «Познавательное развитие». Формирование элементарных математических представлений. Средняя группа.

Полное перспективное планирование занятий по формированию элементарных математических представлений в средней группе....

Сценарий непрерывной образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию (рисование) для детей средней группы «В гости к нам пришла матрёшка»

Цель: Создать условия для развития познавательной инициативы дошкольников в процессе знакомства с семёновской матрёшкой....

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей среднего возраста. Тема: "Зимний пейзаж"

Цель: помочь детям создать образ деревьев и  кустарников  покрытых снегом, формировать представление о пейзаже....

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию (рисование) для детей среднего возраста. Тема: «Путешествие в страну посуды»

- помочь детям в освоении  понятия «посуда», её назначения;-сформировать обобщение: посуда - это предметы, из которых едят, пьют, готовят пищу;-упражнять в умении классифицировать пре...

Перспективное планирование Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие» Национально - региональный компонент средняя группа (1)

Сентябрь 2 неделя Тема: Беседа на тему: «Что такое детский сад? Наши сотрудники».                       ...