Развитие выразительности художественного образа в рисунках старших дошкольников в процессе создания иллюстраций к детским сказкам
статья по рисованию (старшая, подготовительная группа)

Рыжова Ксения Алексеевна

 

Статья посвящена развитию выразительности художественного образа в рисунках старших дошкольников в процессе создания иллюстраций к детским сказкам. Рассмотрены наиболее эффективные методы и приемы развития художественного образа и изобразительной деятельности у детей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие выразительности художественного образа в рисунках старших дошкольников в процессе создания иллюстраций к детским сказкам

Рыжова Ксения Алексеевна

Аннотация:

Статья посвящена развитию выразительности художественного образа в рисунках старших дошкольников в процессе создания иллюстраций к детским сказкам. Рассмотрены наиболее эффективные методы и приемы развития художественного образа и изобразительной деятельности у детей.

Основные термины: выразительность художественного образа, изобразительная деятельность, создание иллюстраций к детским сказкам, старший дошкольный возраст.

Основное содержание:

Художественные образы в рисунках детей дошкольного возраста являются «специфической формой отражения и познания жизни в её конкретных и индивидуальных представлениях». Эмоциональная реакция дошкольника, сопровождающая процесс рисования, наделяет изображаемый образ конкретными характеристиками, которые складываются из отношения ребенка к этому образу, его пожелания и замысла. Именно в этом заключается сущность эмоциональной выразительности художественного образа.

Изобразительная деятельность – одно из первых и наиболее доступных средств самовыражения ребенка. В рисунке раскрываются особенности мышления, воображения, эмоционально-волевой сферы, а также индивидуальные особенности ребенка.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования является создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками, и соответствующим возрасту видам деятельности, одной из которых является изобразительная.

Наиболее полно в изобразительной деятельности дошкольников выразительность художественного образа раскрывается в процессе создания иллюстраций по прочитанным произведениям.

Создание иллюстраций к детским сказкам является наиболее распространенным средством развития выразительности художественного образа в детских рисунках. При прочтении литературных произведений у детей развивается способность эмоционально переживать их содержание, возникает желание выразить свое отношение к ним. Создаваемые художественные образы воздействуют на чувства и сознание ребенка, влияет на отношение к явлениям и событиям жизни, способствуют расширению кругозора.

Данная тема интересна тем, что для нашего общества важно, чтобы дети в современном мире могли различать добро и зло, хорошее и плохое. В процессе создания иллюстраций к сказкам, дети усваивают ценные истины, наделяя выразительностью образы сказочных героев.

Для полноценного проявления выразительности художественного образа сказочного персонажа необходима целенаправленная работа через интенсивное развитие воображения как основы творчества, которая позволяет достигать наибольшего результата в рисунке.

В проблему развития выразительности художественного образа в детских рисунках внесли вклад такие ученые, как: Н.А. Ветлугина, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, В.С. Щербаков и др.

Так, Н.П. Сакулина подчеркивала, что обучение изобразительным умениям является условием творческого образного выражения ребенком своих впечатлений.

Роль изобразительной деятельности во всестороннем развитии дошкольников раскрыта в научных исследованиях Н.А. Ветлугиной, Т.Г. Казаковой, В.С. Щербакова, Е.А. Флериной.

Исследователь детского творчества Е.А. Флерина оценивает его как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных через слово, картинку и другие виды искусства.

Рисование является одним из самых любимых занятий в дошкольном возрасте.  Оно помогает детям получить удовольствие от процесса и результата. Для старшего дошкольного возраста важен результат, от него зависит удовлетворение детей от их работы.

Для сохранения интереса и эмоционального подъема, необходимо использовать игровые приемы, так как ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра. Это способствует более эффективному обучению рисованию, усвоению знаний, повышению интереса, эмоциональному отклику.

Поэтому через игры можно приобщать детей к творчеству, используя, например, такие дидактические игры, как: «Подбери цвет к персонажу», «Цвета и оттенки»,  «Волшебные цвета» и многие другие. Где ребенку нужно что-то нарисовать или подобрать цвета, отталкиваясь от персонажей и элементов его образа для того, чтобы у ребенка сформировалось представление о персонажах: добрые они или злые.

Работа по выразительности художественного образа в детских рисунках отличается многоуровневым подходом, осуществляемым при помощи разнообразных методов и приемов обучения: художественного слова, рассматривания, знакомства со сказкой и дидактических игр. Однако необходимо так же помнить о том, что процесс развития эмоциональной выразительности в первую очередь тесно связан с формированием изобразительных умений, без которых ребенок передать свое отношение к образу будет не способен.

Систематизированный материал по теме исследования можно представить в качестве научных публикаций на научной конференции «Умный взгляд», различных заочно-дистанционных научно-практических конференциях, родительских собраниях, а так же она будет полезна для общего саморазвития студентов педагогических колледжей, преподавателей, и воспитателей ДОО.

Список используемых источников:

  1. Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : Приказ Министерства образования науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 (ред. От 21.01.19). – Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс». -  URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/  (дата обращения 04.11.2021). – Текст : электронный.
  2. Акимушкина, Л. Е. Система работы по  развитию детского изобразительного творчества у старших дошкольников. – Текст : электронный // НС Портал : [сайт]. – 2014. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/07/08/sistema-raboty-po-razvitiyu-detskogo-izobrazitelnogo-tvorchestva-u (дата обращения 04.11.2021)
  3. Ветлугина, Н. А. Художественное творчество и ребенок : монография / Н. А. Ветлугина / под редакцией Н.А. Ветлугиной ; Науч. – исслед. Ин-т дошкольного воспитания. Акад. Пед. Наук СССР. – Москва : Педагогика, 1972. – С. 287. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01007058429 (дата обращения 04.11.2021) . – Текст : электронный.
  4. Сакулина, Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду : учебное пособие / Н. П. Сакулина, Т. С. Комарова. — Москва : Просвещение, 1982. - 208 с. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/risovanie/2017/01/28/sakulina-n-p-i-komarova-t-s-izobrazitelnaya-deyatelnost-v-detskom (дата обращения 04.11.2021) – Текст : элеткронный.
  5. Флерина, Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста : учебное пособие / Е. А. Флёрина – Москва : Учпедгиз, 1996. – 160 с. – URL: https://perviydoc.ru/v8114/флрина_е.а._изобразительное_творчество_детей_дошкольного_возраста (дата обращения 04.11.2021). – Текст : электронный.
  6. Щербаков, В. С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество: проблемы руководства изобразительным творчеством детей : учебное пособие / Щербаков В. С. - Москва: Просвещение, 1969.-272с. – URL: https://spisok-literaturi.ru/books/izobrazitelnoe-iskusstvo-obuchenie-i-tvorchestvo-problemyi-rukovodstva-izobrazitelnyim-tvorchestvom-detey_31902998.html (дата обращения 04.11.2021). – Текст : электронный.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие познавательной деятельности старших дошкольников в процессе создания экологических проектов

консультация для родителей по работе с гиперактивными детьми, пальчиковые игры...

развитие познавательной деятельности старших дошкольников в процессе создания экологических проектов

проведение занятий с детьми и занятий в совместной деятельности с использованием народного творчества...

"ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАИМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ"

Для развития изобразительного творчества детей в ДОУ практикуют различные нетрадиционные формы работы с использованием разнообразных изобразительных и наглядных материалов, техник и способов рисования...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Тема: «Развитие способности воображения у старших дошкольников в процессе ознакомления с русской народной сказкой»...

СОЗДАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ОБРАЗА В РИСУНКАХ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАЛЫМИ ЖАНРАМИ ФОЛЬКЛОРА

ОГЛАВЛЕНИЕ:ВВЕДЕНИЕ  . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМ РАЗВИТИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО СВ...

Развитие мелкой моторики старших дошкольников в процессе создания игрушек из помпонов

создание условий по совершенствованию ручной моторики у старших дошкольников в процессе создания игрушек из помпонов...