ОСОБЕННОСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
статья по рисованию (старшая группа)
В последнее время среди общего числа дошкольников, ярко выделяется категория детей, характеризующаяся недостаточным уровнем школьной зрелости. Среди них выделяются дети с задержкой психического развития (ЗПР).
В настоящее время большое внимание уделяется проблеме воспитания и обучения дошкольников с ЗПР.Дети с задержкой психического развития испытывают проблемы в области развития двигательной сферы, нарушении произвольной регуляции движений, недостаточной четкости и координированности непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Сенсомоторное развитие идет с опозданием, поэтому у них, вовремя не формируются адекватные реакции на поступающие действия [9].
Работа над развитием движений рук становится важной не только для развития самих движений, но и для формирования различных перцептивных действий и их систем у таких детей. Также она способствует развитию некоторых сенсорных способностей, включая способность к продуктивным видам деятельности, таким как лепка, аппликация и рисование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zpr.docx | 17.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Особое место при осуществлении коррекционно-развивающей работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития отводится художественно-творческой деятельности, которая выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимает нервное напряжение, страх, вызывает радостное, приподнятое состояние ребенка. Поэтому так важно включить в жизнь детей разнообразные занятия по художественной, творческой деятельности. Создать обстановку эмоционального благополучия, наполнить жизнь детей интересным содержанием, предоставление каждому ребенку возможности пережить радость творчества
Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, поскольку для ребенка это радость познания и творчества. Необходимым условием умения изображать является зрительное восприятие окружающего мира. Чтобы вылепить или нарисовать какой-нибудь объект, с ним необходимо познакомиться, запомнить его величину, цвет и форму
Изобразительная деятельность дошкольников – это развитие мысли, анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Она способствует овладению связной речью, обогащению словарного запаса и развитию сенсорики. Расширение запасов познания, наблюдения и сравнения положительно сказывается на общем интеллектуальном развитии ребенка.
Эстетическое воспитание дошкольников происходит посредством развития у них чувства красоты, формы, цвета, яркости и насыщенности красок. Движущей силой такого многостороннего развития является детский интерес
Виды изобразительной деятельности
В дошкольном возрасте изобразительная деятельность включает такие виды занятий:
1)Рисование;
2)Лепка;
3)Аппликация;
4)Конструирование.
Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с другим материалом
Проблема задержки психического развития и трудностей в обучении осознается как одна из наиболее актуальных психолого – педагогических проблем психологами и педагогами всего мира.
Детская популяция в настоящее время состоит из трех больших групп: нормально развивающихся детей, детей с нарушениями в развитии различной степени, в том числе дети- инвалиды.
Особую тревогу вызывает значительный рост числа детей с задержкой психического развития (ЗПР). Для них нужны специальные условия обучения, которые могут быть обеспечены в специальных детских садах, где наряду с общими задачами решаются и задачи коррекции недостатков психического развития [15].
Одной из основных причин труднообучаемости и трудновоспитуемости детей является особое по сравнению с нормой состояние психического развития личности, которое в дефектологии получило название «задержка психического развития» (ЗПР).
В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально - волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.
Ограничение психических и познавательных возможностей не позволяют ребенку успешно справляться с заданиями и требованиями, которые предъявляет к нему общество.
У такого ребенка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Из-за слабо развитой произвольной сферы (умение сосредоточиться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать знания, работать по образцу) ребенок очень быстро устает, истощается.
Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать ребёнок не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум образовательной программы
Рисование популярно среди дошкольников 5 - 6,5 лет. Рисуя, ребенок проявляет свое стремление к познанию окружающего мира, и по рисунку в определенной степени можно выяснить уровень этого познания. Чем более развито у детей восприятие, наблюдательность, чем шире запас их представлений, тем полнее и точнее отражают они действительность в своем творчестве, тем богаче, выразительнее их рисунки. В изобразительной деятельности 6-летних детей находят отражение такие специфические особенности их мышления, как конкретность, образность.
Творчество детей седьмого года жизни приобретает более индивидуальный характер, и его следует поддерживать, поощрять во всех видах изобразительной деятельности, на всех занятиях [8].
В дошкольном возрасте в процессе изобразительной деятельности происходит формирование эстетической отзывчивости, развитие представления о многообразии проявления красоты окружающего мира. В процесс освоения элементарных закономерностей изображения у ребенка активно включаются в работу операции и качества мышления. На основе анализа и синтеза, сравнения и обобщения, классификации и конкретизации ребенок овладевает новыми знаниями о художественных материалах и технических приемах, узнает, что такое композиция, ритм, освещение, пространство, объем, конструкция, учится понимать психологические аспекты создания и восприятия картины, развивается его интеллектуальный опыт художника и зрителя [3].
К концу обучения в подготовительной группе у детей должно быть развито эстетические восприятие.
В изобразительной деятельности сочетаются умственная и физическая активность. Для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с глиной и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
Эта статья поможет в работе с детьми имеющими проблемы в формировании изо деятельности....
Методическая разработка на тему:Развитие познавательной деятельности у детей подготовительной группы, с задержкой психического развития, по лексической теме "Посуда".
Конспект занятия на лексическую тему "Посуда" для подготовительной группы ЗПР....
Игры для развития мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития
Игры для развития мышления у дошкольников с задержкой психологического развития...
«Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»
laquo;Особенности формирования наглядно-образного мышления у детей старшего возраста с задержкой психического развития»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы с задержкой психического развития «Осенние изменения в природе».
Конспект занятия, обобщающего знания детей об осенних изменениях в природе....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи для детей старшей группы с задержкой психического развития первый год обучения «Путешествие в осенний лес» по лексической теме «Осенние признаки»
Цель: закрепление представлений детей об осени.Задачи:Коррекционно-образовательные: - учить называть осенние признаки и явления природы; - учить правильной артикуляции, правильное произношение звуков...
КОНСПЕКТ НЕПРЕРЫВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИХ ЗАДЕРЖКУ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ, ПО ТЕМЕ «ПОСУДА» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Данный конспект направлен на работу по уточнению и расширению представлений о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит, а также формирование понятий "чайная", &q...