Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с городецкой росписью»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Знакомство с городецкой росписью»

Цель: познакомить с городецкой  росписью.

Задачи:

Образовательные:

  • учить выделять яркий, народ­ный колорит, композицию узора, мазки, точки, чер­точки-оживки;
  • учить рисовать элементы ки­стью;
  • учить располагать композицию рисунка (узора) по центру;
  • учить подбирать краски в соответствии с колоритом городецкой росписи.

Развивающие:

  • развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного;
  • способствовать развитию творческого воображения и фантазии.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство гордости за русский народ, его многовековую историю и культуру, умение восхищаться трудом других людей;
  • воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе;
  • воспитывать желание помогать друг другу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_risovaniyu_v_starshey_gruppe.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Знакомство с городецкой росписью»

Цель: познакомить с городецкой  росписью.

Задачи:

Образовательные:

  • учить выделять яркий, народный колорит, композицию узора, мазки, точки, черточки-оживки;
  • учить рисовать элементы кистью;
  • учить располагать композицию рисунка (узора) по центру;
  • учить правильно выбирать кисть для рисовании различных элементов (широкую для рисования крупных элементов, тонкую для листочков и линий);
  • учить подбирать краски в соответствии с колоритом городецкой росписи.

Развивающие: 

  • развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, чувство прекрасного;
  • способствовать развитию творческого воображения и фантазии.

Воспитательные: 

  • воспитывать чувство гордости за русский народ, его многовековую историю и культуру, умение восхищаться трудом других людей;
  • воспитывать уважение к труду городецких мастеров, интерес к их работе;
  • воспитывать желание помогать друг другу.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Оборудование:

Демонстрационный материал: наглядный материал «Городецкая роспись»; образец педагога.

Раздаточный материал:  кисти № 2,№ 4; стаканчики с водой, салфетки сухие и влажные; бумажные шаблоны – разделочная доска.

Содержание организованной образовательной деятельности

1.Организационный момент

Приглашаю детей встать в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.

А теперь пойдем налево, раз, два, три.

 В центре круга соберемся, раз, два, три.

И на место все вернемся, раз, два, три.

Улыбнемся, подмигнем,

Заниматься мы начнем.

2.Основная часть

Методические приемы

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла. Это поделки, выполненные замечательными мастерами. А мастера эти родом из города Городец.

На берегу Волги недалеко от Нижнего Новгорода стоит Городец. Там и зародилась городецкая роспись

Городец – древнейший русский город - крепость. 

Здесь давным- давно люди начали делать посуду из дерева и расписывать различными узорами.

Кто-то вырезал ложки, чашки, миски. 

Из чего делались все эти поделки?

Воспитатель: Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до посуды.

Есть у нас в стране местечко

Где расписывают дощечки!

Вот на них растут цветы

Небывалой красоты.

Гирлянды птицы собирают,

Кони гривами играют!

Роспись, которая зародилась в Городце, трудно спутать с какой-нибудь другой.

Что изображено на этой посуде  цветы — розы, купавки с симметричными листьями: животные - конь, птица.

По розанам и купавкам

Городецкий скачет конь,

И цветами весь расписан,

До чего ж красивый он.

Воспитатель: Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы, купавки. Мастера любили изображать прогулки кавалеров с дамами, лихих всадников на конях. Нередко использовались и более знакомые мастерам темы: пряхи за работой, охотники в лесу, плотники на строительстве дома и множество других сцен из народного быта.

Рассмотрите доску.

Воспитатель: Какие цвета использовали художники?

Этим городецкая роспись не похожа на другие.

В росписи используются разные цвета: розовый, красный, синий, голубой, жёлтый, оранжевый, чёрный и белый. Белый цвет наносится сверху на узор – оживляет рисунок.

Воспитатель: Городецкая роспись выполняется в три этапа.

Первый — подмалевка, т. е. круговое движение кистью, нанесение одного цветового пятна.

Второй этап — теневка (или оттенок, т. е. нанесение скобки. Чтобы правильно нарисовать скобку, вначале надо лишь слегка прикоснуться к бумаге кончиком кисти и провести тонкую линию; к середине сильно нажать на кисть, а завершить скобку опять тонкой линией. Следить за тем, чтобы кисть была перпендикулярна листу бумаги.

Третий этап — оживка (или разживка, т. е. тонкая разделка орнаментальных форм белилами. Оживки всегда наносят на однотонные силуэты, что придает им некоторую объемность.

Раньше предметы расписывались в мастерских. Сейчас это делают художники на фабрике. Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия. Это — декоративные панно, ларцы, шкатулки, разнообразные комплекты для кухни: шкафчики, полочки, разделочные доски, хлебницы, солонки, а также игрушки, детская мебель. Люди, как и раньше, с удовольствием покупают изделия городецких мастеров и украшают ими свой дом.

Воспитатель: Сегодня мы с вами будем учиться украшать разделочные доски Городецкой живописью. Вы готовы превратить свои белые доски в красивые расписные? (Ответы детей)

Но сначала разомнем пальцы.

Пальчиковая гимнастика «Вот помощники мои».

Вот помощники мои, (Смотрим на раскрытые ладони)

Их как хочешь поверни:

И вот эдак, и вот так, (Стираем руками)

Не обидятся никак.

Раз, два, три, четыре, пять. (Хлопаем в ладоши)

Не сидится им опять.

Постучали, повертели (Стучим по столу)

И работать захотели. (Потираем руками)

Поработают немножко,

Мы дадим им отдохнуть. (Сложили ладони вместе)

Постучали, повертели (Круговые движения кистями)

И опять обратно в путь. (Хлопаем в ладоши)

Воспитатель: Посмотрите, пожалуйста, перед вами на столе лежит шаблон разделочной доски, стоят краски, кисти, баночки с водой, салфетки. Вы готовы приступить к работе? (Ответы детей).

Воспитатель: Первое что мы с вами нарисуем это контур нашей разделочной доски, для этого возьмите широкую кисть и красную краску и проведите вдоль всего контура красную, ровную линию. Далее мы с вами нарисуем основные элементы Городецкой росписи – это купавки и розаны. Для это нам снова понадобится широкая кисточка. Мы с вами нарисуем сначала красной краской круг и закрасим середину – это будет основа нашего розана. Дальше над ним располагаем бутоны купавки, они у нас будут нарисованы, синей краской. Нарисуйте три красивых ровных круга и раскрасьте их.

Затем мы с вами будем рисовать листочки, для этого нам нужна зеленая краска. Ребята, не забывайте тщательно промывать кисточку.

Ну вот, ребята, у нас готова основа нашей работы. Чтобы нам с вами работать дальше надо, чтобы краска подсохла. А пока краска сохнет, мы с вами отдохнем:

Физкультминутка

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок. (Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой. (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай. (Вращение головой.)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка. (Наклоны.)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук.)

Воспитатель: Давайте продолжим нашу работу. Нам с вами нужно нанести последние главные штрихи нашей работе – выполнить разбелевку. Для этого нам понадобится тонкая кисточка и белая краска. Мы с вами будем наносить белые штрихи на основу (рисуем точки, капельки и линии). 

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как заиграл ваш узор, но для полного завершения мы с вами возьмем черную краски и выполним окончательные штрихи, сделаем оживку. (Дети выполняют по показу педагога)

Воспитатель: Вот и готовы наши разделочные доски, полюбуйтесь, пожалуйста, какая красота у нас с вами поучилась.

Анализ работ.

3.Заключительная часть

Подведение итогов по теме. Обобщающие вопросы по теме.

С каким народным промыслом вы сегодня познакомились? (Ответы детей)

Вам понравилось быть городецкими мастерами? (Ответы детей).

Где он зародился? (Ответы детей)

На каких предметах впервые ее стали использовать? (Ответы детей)

Какие элементы вы сегодня освоили? (Ответы детей)

Чтение стихотворения

Рисовали мы цветы

Небывалой красоты.

Красоты той нет конца

Это всё для Городца.

Рефлексия.

Что вам больше всего понравилось на занятии? (Ответы детей)

Что было сложным? (Ответы детей)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»

Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях....

Конспект НОД по рисованию в старшей группе «Знакомство с хохломской росписью»

Цель: Способствовать закреплению и расширению знаний детей о народном художественном промысле русских мастеров – хохломской росписи и её особенностях....

Конспект ООД по рисованию в старшей группе «Знакомство с гжельской росписью».

-Познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формировать умение передавать элементы росписи.- Способствовать развитию у детей умения выделять специфику гжельской рос...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе "Знакомство с гжельской росписью"

Цель: знакомство детей с красотой и своеобразием Гжельской росписи Образовательная: познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; формиро...

Конспект занятия по рисованию в старшей группе: украшение доски «Городецкой росписью».

Цели: продолжать формировать представления детей о народных промыслах родного Нижегородского края; закреплять умение работать с пастелью и воском; развивать творческое воображение; продолжать знакомит...