Программа дополнительного образования художественной направленности "Волшебный мир 3D-ручки"
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир 3D-ручки» имеет художественную направленность, для ознакомления детей с 3D-ручкой, позволяющая осуществлять процесс создания трехмерной модели объекта на основе чертежей, рисунков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_volshebnyy_mir_3_d_ruchki_5-6_let_.docx | 98.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Маслянинского района Новосибирской области
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Росинка» комбинированного вида
Маслянинского района Новосибирской области
Рассмотрена на заседании педагогического совета «30» августа 2024 г. протокол № 1 | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МКДОУ д/с «Росинка» комбинированного вида приказом от 30.08. 2024 г. № ____ _______________ Уйко Л.Н. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
художественной направленности
«Волшебный мир 3D-ручки»
Стартовый уровень
Возраст обучающихся:5-6 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Багина Е.Ю., педагог дополнительного образования
р.п. Маслянино, 2024
СОГЛАСОВАНО Педагог-психолог МКДОУ д/с «Росинка» комбинированного вида | __________/ФИО________________ «30»августа 2024г. |
Лист изменений в программе на 2024 г.
№ | Раздел программы | Внесенные изменения |
1 | Пояснительная записка | |
2 | УП и содержание программы | |
3 | Календарный учебный график | |
4 | Условия реализации программы | |
5 | Формы аттестации. Оценочные материалы | |
6 | Методическое обеспечение | |
7 | Список литературы |
Все изменения программы рассмотрены и одобрены на заседании педагогического (методического) совета «30» августа 2024 г., протокол № 1.
Содержание
1. Комплекс основных характеристик программы …………….…..…………….…….......3
1.1. Пояснительная записка ……………………………………………………….……..…..3
1.2. Цель и задачи программы ……………………………………..…….…………..……....6
1.3. Содержание программы …………………………………...…….……….….…………..7
1.4. Планируемые результаты……………………………………………………………….10
2. Комплекс организационно-педагогических условий программы ………….…..….…..10
2.1. Календарный учебный график ……………..…………..……...……………...………..10
2.2. Условия реализации программы ………………………...…....………………...……...11
2.3. Формы аттестации программы ………………………………………….……..….…... 12
2.4. Оценочные материалы программы ……….…………………....………….…..….…... 12
2.5. Методическое обеспечение программы ….………………….….……….……..…...... 14
2.6.Рабочая программа воспитания………………………………………………………….15
2.7. Календарный план воспитательной работы……………………………………………16
3.Список литературы …………………………….…………………….………….….……...17
Приложение 1…………………………………………………………………………………19
Приложение 2…………………………………………………………………………………21
Раздел 1. Комплекс основных характеристик
1.1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебный мир 3D-ручки» имеет художественную направленность, для ознакомления детей с 3D-ручкой, позволяющая осуществлять процесс создания трехмерной модели объекта на основе чертежей, рисунков.
Актуальность программы
В концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года одним из направлений обновления и содержания дополнительного образования художественной направленности является применение цифровых технологий, современных средств коммуникации, оборудования, художественных материалов.
Рисование 3D-ручкой – новейшая технология творчества, в которой для создания объёмных изображений используется нагретый биоразлагаемый пластик. Застывающие линии из пластика можно располагать в различных плоскостях, таким образом, становится возможным рисовать в пространстве. 3D-ручка является эффективным ресурсом для развития у дошкольников навыков технического творчества: приемы и способы конструирования целых объектов из частей; начальные навыки цветоведения; понятие о форме и композиции, принципы создания трёхмерных моделей, преобразование предметных отношений различными способами — настраиванием, пристраиванием, дорисовыванием, комбинированием, по собственному замыслу. Воспитанники, используя 3D-моделирование, шаг за шагом отрабатывают и постигают навыки создания трёхмерных моделей, а также формируют фундамент для создания объёмных картин, арт-объектов, различных предметов в интерьере, объёмных моделей построек.
Анкетирование родителей показало, что использование 3D ручки в образовательном процессе является одним из перспективных и актуальных направлений развития у детей художественно-творческих, конструктивных способностей, креативного мышления, умения ориентироваться в пространственно-плоскостном моделировании.
Исходя из интересов детей, запросов родителей, наличие необходимых материально-техническим условий в детском саду, разработана программа «Волшебный мир 3D ручки», направленная на развитие творческих способностей и технических навыков дошкольников в среде 3D-моделирования.
Отличительные особенности программы.
В ходе разработки программы были проанализированы следующие материалы: методическое пособие Копцева В.П. «3Д моделирование в ДОО. Создание плоскостных и объемных моделей с помощью 3Д ручки и 3Д принтера»; программа дополнительного образования Мариншкина Н.Н. «Объемное художественное моделирование 3D ручкой».
Программа «Волшебный мир 3D ручки» имеет следующие отличительные особенности:
- перспективное планирование разработано на детей старшего дошкольного возраста,
- в содержание программы включен региональный компонент (ознакомление с флорой и фауной, достопримечательностями Маслянинского района при изготовлении моделей).
Новизна программы
Особенностью данной программы является ее практическая направленность, связанная с получением навыков работы с современным оборудованием – 3D-ручкой. В ходе обучения воспитанники получат основные сведения об устройстве оборудования, принципах его работы. В целях развития самостоятельности на занятиях предлагается решать задачи различной сложности, связанные со способами изготовления и сборки моделей. Занятия строятся по принципу: «от простого к сложному». Начальный этап предполагает ознакомление с прибором, техникой безопасности и теоретической частью. Первые работы выполняются в одной плоскости, по готовым трафаретам. Нарабатывается опыт, твердость руки. Допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания в силу того, что все воспитанники обладают разным уровнем возможностей. Главная задача занятия – освоение основного технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной педагогом. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося. Следующий шаг - соединение отдельных элементов пространственные модели. Повышенный уровень - способность ребенка к импровизации, создание интересных, объемных моделей.
Адресат программы
Программа адресована детям от 5 до 6 лет, которые проявляют повышенный интерес к художественному и техническому творчеству. Принцип зачисления- свободный. Принимаются все желающие без конкурсного отбора.
Возрастные особенности детей 5-6 лет в художественно-эстетическом развитии характеризуется тем, что воспитанники уже знакомы с принципами построения узора, имеют представление о симметрии, формируются представления о зеркальном отражении, где части узора меняют свое направление. Техники рисования как традиционные, так и нетрадиционные, совершенствуются. Воспитанники достаточно хорошо работают с цветом, формой, пропорциями и композицией, появляется интерес рисовать с натуры. Юные художники стараются сначала изобразить общие очертания предмета, и уже после дополнить его элементами, обращая внимание на переходы в цвете, на черты героя, его позу и положение.
У детей 5-6 лет довольно хорошо развито аналитическое мышление. Они могут выделять как общие признаки, присущие предметам одного вида, так и индивидуальные особенности, отличающие один предмет от другого. Воспитанники уже могут решать довольно сложные пространственные задачи, например, такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, дети способны не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и «улучшать».
Таким образом, учитывая возрастные особенности детей 5-6 лет при реализации программы, необходимо создавать условия, развивающие творческие способности воспитанников.
Объём и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год обучения, с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста. Объем программы- 28 учебных часов в год.
Форма обучения. Форма обучения реализуемой программы очная.
Особенности организации образовательного процесса. Данная программа по форме реализации относится к традиционной модели, обеспечивающих освоение содержания программы в течение одного года обучения. Занятия проводятся одной группой, которая формируется из обучающихся одного возраста. Состав группы обучающихся – постоянный. Численность учебной группы 10 воспитанников.
Режим занятий. Продолжительность занятий соответствует возрастным и психофизиологическим особенностям детей старшего дошкольного возраста, допустимой нагрузки с учётом Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 года № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм» СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
Продолжительность одного академического часа - 30 мин.
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 учебному часу.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы: развитие творческих, конструктивных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста средствами моделирования 3 D- ручкой.
Программные задачи:
Личностные задачи:
- воспитывать ответственность, уважительное отношение к труду;
- развивать у ребёнка интерес и уважение к природе родного края.
Предметные задачи:
- познакомить с основными элементам устройства 3D- ручки;
- обучить основным приемам простого моделирования и создания трехмерных объектов;
- познакомить с основными способами соединение и крепежа деталей модели;
- сформировать умение создавать разнообразные трехмерные модели, как по схеме, так и по собственному замыслу;
Метапредметные задачи:
- способствовать развитию когнитивных способностей дошкольников: произвольного внимания, мелкой моторики рук, пространственного воображения;
- формировать у детей коммуникативные навыки: работать в коллективе, в паре.
1.3. Содержание программы
Учебный план
№ | Наименование тем | Количество часов | Промежуточная аттестация | ||
Общее | Теория | Практика | |||
1 | Вводное занятие, инструктаж по технике безопасности | 1 | 1 | - | |
2 | Основы работы с 3D ручкой | 2 | 0,4 | 1,6 | Педагогическое наблюдение |
3 | Простое моделирование (по трафарету) | 11 | 3 | 8 | Выполнение практических заданий |
4 | Трехмерное моделирование | 12 | 4 | 8 | Конкурс Педагогическое наблюдение |
5 | Творческая мастерская (оформление работ). Подготовка к выставке | 2 | 0 | 2 | Выполнение практических заданий, готовые работы |
ВСЕГО: | 28 | 8,4 | 19,6 |
Содержание занятий
№ | Тема занятия | Содержание занятия |
1 | Вводное занятие | Теория. Презентация «История изобретения 3D-ручки». Знакомство с правилами и техникой безопасности при работе с 3- D ручкой |
2 | Основы работы с 3D-ручкой. Работа с трафаретами. Рисование линий. | Теория. Включение, выключение, заправка и подача пластика. Практика. Рисование овальных, круглых, квадратных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо. |
3 | Простые плоскостные фигуры | Теория: Правила наложения материала на трафарет при создании модели. Практика: Моделирование и раскрашивание по трафарету. |
4 | Подарок для папы | Теория: Правила наложения материала на трафарет при создании модели Практика: создание плоскостной модели буквы, соединение ее с деталью для крепления цепочки |
5 | Очки | Теория: Симметрия и размер Практика: Моделирование плоскостных деталей. Способы соединения деталей |
6 | Лист | Теория: принцип создания узора. Соединения контура и деталей композиции Практика: рисование листа по контуру, соединение контура и внутреннего узора листа |
7 | Подарок для мамы | Теория: принцип создания плоских деталей. Практика: Создание плоскостных деталей цветка по трафарету |
8 | Подарок для мамы | Теория: Принцип создания объемной фигуры из плоских деталей Практика: Создание плоскостных деталей цветка по трафарету. Соединение деталей между собой. |
9 | Подарок для мамы | Теория: Принцип создания объемной фигуры из плоских деталей Практика: Создание трехмерной модели цветка незабудки, путем соединения плоских деталей |
10 | В лесу родилась ёлочка | Теория: Различные способы закрашивания изделия Практика: Отработка умений рисования 3D ручкой через создание композиции ели по трафарету. |
11 | В лесу родилась ёлочка | Теория: Творческий подход к созданию модели Практика: Работа над созданием трехмерной модели ели. |
12 | Елочная игрушка | Теория: Сферический трафарет. Особенности создания трехмерных частей композиции Практика: Отработка умений рисования 3D ручкой через создание композиции полусферы по трафарету |
13 | Елочная игрушка | Практика: Отработка умений рисования 3D ручкой через создание композиции полусферы по трафарету. Соединение полусфер. |
14 | Снежинка | Теория: особенности узоров снежинок Практика: Рассматривание снежинок. Работа над созданием различных узоров снежинок |
15 | «Петеневский ельник» | Теория: беседа о памятники природы Маслянинского района «Петеневском ельнике». Особенности моделирования многоярусной 3D-модели Практика: Работа над созданием трехмерной модели «Рябина сибирская» |
16 | «Петеневский ельник» | Теория: Особенности моделирования многоярусной 3D-модели. часть: Понятие цвета, сочетаний. Практика: Работа над созданием трехмерной модели «Рябина сибирская» |
17 | «Барсуковская пещера» | Теория: просмотр видеофрагмента «Маслянинский район». Беседа о местах обитания крупного скопления летучих мышей. Понятие о сферичной форме. Практика: начальная работа над созданием трехмерной модели «Барсуковская пещера» |
18 | «Барсуковская пещера» | Практика: Создание объемной модели «Барсуковская пещера» |
19 | «Барсуковская пещера» | Практика: Создание объемной модели «Барсуковская пещера». |
20 | Тюльпан | Теория: способы заполнения межлинейного пространства Практика: Создание объемной модели цветка тюльпан |
21 | Бабочка «Апполон» | Теория: Беседа о насекомых Маслянинского района, занесенных в красную книгу НСО. Рассматривание бабочек на предметных карточках. Создание модели «бабочка» Практика: Отработка умений рисования 3D ручкой через создание объемной фигуры «бабочка» |
22 | Бабочка «Апполон» | Практика: Отработка умений рисования 3D ручкой через создание объемной фигуры «бабочка». Соединение плоскостных деталей. |
23 | Космос | Теория: Особенности строения ракеты и космических объектов Практика: Создание объемной модели ракеты |
24 | Космос | Теория: Особенности строения ракеты и космических объектов Практика: завершение объемной модели ракеты |
25 | Медуза | Теория: Особенности соединения деталей разной формы Практика: Создание объемной модели медузы. |
26 | Удивительный мир вещей | Теория: Повторение пройденных тем, способы заполнения линейного пространства и различные способы крепления деталей фигур Практика: Рисование трехмерного объекта на свободную тему по выбору |
27 | Творческая мастерская |
Просмотр лучших работ, сделанных в течении года. Подготовка и ремонт моделей для выставки |
28 |
1.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
- будут воспитаны ответственность, уважительное отношение к труду;
- у ребенка будет развит интерес и уважение к природе родного края.
Предметные результаты:
- будут знакомы с основными элементам устройства 3D- ручки;
- будут знать основные способы соединение и крепежа деталей модели;
- владеют основными приемами простого моделирования и создания трехмерных объектах;
- будут уметь создавать трехмерные модели, как по схеме, так и по собственному замыслу;
Метапредметные результаты:
- будут развиты когнитивные способности дошкольников: произвольного внимания, мелкой моторики рук, пространственного воображения;
- будут сформированы у детей коммуникативные навыки: работать в коллективе, в паре.
Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Годовой календарный учебный график составлен на основе годового календарного учебного графика учреждения и является документом, регламентирующим организацию образовательной деятельности в учреждении. Начало реализации программы- 20 сентября 2024 г. Срок окончания программы- 11 апреля 2025 г. Продолжительность учебного года-28 учебных недель (Приложение 1).
Год обучения | Дата начала занятий | Дата окончания занятий | Количество учебных недель | Количество учебных дней | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 год | 20.09.2024 | 11.04.2025 | 28 | 28 | 28, 1 час в неделю | 1 раз в неделю по 1 часу |
2.2.Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы «Волшебный мир 3D- ручки» предусмотрен кабинет, который соответствует требованиям санитарно-эпидемиологических норм и правил, пожарной безопасности. Кабинет имеет хорошее освещение и возможность проветриваться. Столы и стулья соответствуют возрасту обучающихся. В наличии имеются инструкции по технике безопасности, шкафы, коробки для хранения материала. Существует место для выставочных стендов для постоянно действующей выставки работ обучающихся, педагогов.
Для успешного проведения занятий и выполнения программы в полном объеме, была создана предметно-развивающая среда:
№ | Материалы, инструменты и оборудования | Количество |
1 | 3D ручка | 9 |
2 | Материалы пластик PCL | По 9 мотков основных цветов |
3 | Трафареты (шаблоны), развертки | По темам занятий по количеству детей |
6 | Ножницы | 9 |
7 | Коврики для рисования | 9 |
9 | Простой карандаш | 9 |
12 | Компьютер с интернетом | 1 |
Информационное обеспечение
-ноутбук для воспроизведения аудио-и видеофайлов;
-мультимедийные презентации: «История создания 3D-ручки», Презентация о Маслянинском районе «Достопримечательности нашего поселка» презентация о Маслянинском районе «Петеневский ельник».
-образовательные мультипликационные фильмы.
Кадровое обеспечение программы: реализовывать дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Волшебный мир 3D-ручки» могут педагоги дополнительного образования, работающие в сфере технического творчества. Педагог, реализующий программу должен обладать набором теоретических и практических знаний и умений, предусмотренных разделами и темами программы.
Программу реализует Багина Елена Юрьевна, педагог дополнительного образования, высшее педагогическое образование (Томский Государственный Педагогический Университет, 2006г).
Курсы повышения квалификации: НИКПРО «Современные образовательные технологии реализации требований ФГОС ДО и национального проекта «Образование», 2022 г.
2.3. Формы аттестации
Аттестация обучающихся проводится в соответствии с Положением МКДОУ детского сада «Росинка» о периодичности и порядке организации мониторинга образовательного процесса.
Текущий контроль предполагает определения степени усвоения обучающимся учебного материала по каждой изученной теме. Он включает в себя следующие формы: педагогическое наблюдение, выполнение практических заданий, конкурс готовых моделей.
Промежуточная аттестация проводится в конце учебного года, с целью учета знаний, умений и навыков, приобретенных по окончании обучения по программе в соответствии с поставленными целью и задачами. Представление результатов образовательной деятельности обозначена итоговой выставке творческих работ воспитанников.
2.4.Оценочные материалы
Характеристика оценочных материалов
Планируемые результаты | Критерии оценивания | Виды контроля / промежуточной аттестации | Диагностический инструментарий | |
Личностные результаты | Будут воспитаны ответственность, уважительное отношение к труду. У ребенка будет развит интерес и уважение к природе родного края. | Сформировано/ находится в стадии формирования/не сформировано | Наблюдение, выполнение практических заданий | Педагогическое наблюдение |
Метапредметные результаты | Будут развиты когнитивные способности дошкольников: произвольного внимания, мелкой моторики рук, пространственного воображения; будут сформированы у детей коммуникативные навыки: работать в коллективе, в паре. | Сформировано/ находится в стадии формирования/не сформировано | Наблюдение, выполнение практических заданий | Лист педагогического наблюдения
|
Предметные результаты | Будут знакомы с основными элементам устройства 3D- ручки; будут знать основные способы соединение и крепежа деталей модели; владеют основными приемами простого моделирования и создания трехмерных объектах; Будут уметь создавать трехмерные модели, как по схеме, так и по собственному замыслу; | Повышенный уровень- 25-35 баллов предполагает умение ребенка уверенно рисовать линии разного назначения, замыкание линий между собой и с контуром; освоение различных способов соединения деталей, а так же крепления модели на подставке. Ребенок умеет наращивать детали, утолщать элементы конструкции непосредственно на конструкции, а так же имеет творческий подход к выполнению работы. Базовый уровень- 15-25 баллов предполагает умение ребенка рисовать линии, замыкать большинство линий между собой и с контуром; освоение хотя бы одного способа соединения деталей, а так же крепления модели на подставке. Ребенок старается наращивать детали, утолщать элементы конструкции непосредственно на конструкции, а так же при помощи преподавателя осуществляет творческий подход к выполнению работы. Минимальный уровень- 5-15 баллов предполагает умение ребенка рисовать линии; освоение хотя бы одного способа соединения деталей, а так же крепления модели на подставке. | Наблюдение, выполнение практических заданий, выставка, конкурс готовых работ | Диагностический лист Приложение 2 |
2.5. Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение реализации программы направлено на обеспечение широкого, постоянного и устойчивого доступа для всех участников образовательного процесса к любой информации, связанной с реализацией общеобразовательной развивающей программы, планируемыми результатами, организацией образовательного процесса и условиями его осуществления.
Методы обучения, применяемые при работе по программе: словесный (беседа, рассказы, вопросы), наглядный (презентации, опорные карточки, схемы), практический (творческо-конструктивная деятельность), игровой (дидактические и развивающие игры).
Методы воспитания: поощрение, стимулирование, мотивация.
При реализации программы используются современные педагогические технологии, обеспечивающие личностное развитие ребенка: проблемное обучение, игровая деятельность.
Формы учебных занятий:
По дидактической цели – вводное занятие, практическое занятие, занятие по углублению знаний, по систематизации и обобщению знаний. Основной формой является занятие. Отчет о работе проходит в форме открытых занятий, конкурсов, выставок.
Алгоритм учебного занятия.
1. Мотивационная часть. Начало занятия предполагает непосредственную организацию детей: необходимо переключить их внимание на предстоящую деятельность, вызвать интерес к ней, создать соответствующий эмоциональный настрой, раскрыть учебную задачу. Проводится беседа с детьми о правилах техники безопасности при работе с 3-D ручками, о бережном отношении к имуществу, рациональном и экономном расходовании материалов, бережном отношении к своему и чужому труду, культуре поведения на занятии.
2. Основная, содержательная часть занятия – практическая работа. Ребенок анализирует изображение поделки или готовую работу. В процессе занятий создаются необходимые схемы, чертежи, таблицы, рисунки, используются технологические карты. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.
3. Завершение занятия. В конце занятия подводятся итоги, обсуждаются полученные работы. Установление обратной связи с ребёнком, совместная выработка идей для применения полученных навыков в жизни. Рефлексия.
2.6. Рабочая программа воспитания
Цель воспитания: развитие личности обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе посредством моделирования 3 D-ручкой.
Задачи воспитания:
- воспитывать ценностное отношение к природному наследию родного края;
- способствовать реализации творческих способностей обучающихся;
- воспитывать личностные качества: ответственность, дисциплинированности в творческой деятельности.
Виды деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная, творческая
Формы деятельности: беседа, фотовыставка, выставка работ, викторина, просмотр презентаций, видеофрагментов.
Патриотическое направление
Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию должна учитывать особенности детской психики: кратковременное внимание, интерес ко всему яркому и необычному, высокая эмоциональная вовлеченность. На этом основаны формы воспитательной работы, позволяющие развить у детей нравственно-патриотические чувства:
- беседа о родном крае, особенностях его природы;
- просмотр фильмов о родном поселке, природе родного края, людях его населяющих;
- просмотр презентаций о поселке, его достопримечательностях;
- изготовление поделок, которые ассоциируются с поселком и его природой.
Содержание деятельности по патриотическому воспитанию в программе дополнительного образования «Волшебный мир 3D-ручки», предполагает формирование у детей любви к Родине, чувства патриотизма и гордости за то место, где он родился и живет. Так же не маловажной составляющей воспитательного процесса является уважительное отношение к культуре и природе своей страны и малой Родины, толерантного отношения к людям.
Реализация творческих способностей. Создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Воспитание личностных качеств ответственности и дисциплинированности в творческой деятельности. Поддержка проявления у детей первичной социальной активности: желания принять участие в значимых событиях, переживания эмоций, связанных с этими событиями.
Планируемые результаты:
- будет идти процесс воспитания ценностного отношения к природному наследию родного края;
- будут реализовываться творческие способностей обучающихся;
- будут воспитываться личностные качества: ответственность, дисциплинированности в творческой деятельности.
2.7.Календарный план воспитательной работы
№ | Направление воспитательной работы | Название мероприятия, форма его проведения | Цель | Краткое содержание | Сроки проведения | Ответственный |
1 | Патриотическое направление | Выставка «Наш поселок» | Воспитывать любовь к своему поселку и уважительное отношение к природе родного края | Просмотр видеофрагментов, презентации, совместная практическая деятельность | ноябрь | БагинаЕ.Ю. |
2 | Патриотическое направление | Выставка «Петеневский ельник» | воспитание бережного и ответственного отношения к природе | Просмотр презентации, беседа, совместная практическая деятельность | декабрь | Багина Е.Ю. |
3 | Патриотическое направление | Беседа «Насекомые красной книги НСО, которые обитают в Маслянинском районе» | воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края | Презентация, беседа, совместная практическая деятельность | февраль | Багина Е.Ю. |
3. Список литературы
Нормативные документы
1. Федеральный Закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Гарант.ру: [сайт]. -URL: https://base.garant.ru/77308190 (дата обращения: 19.08.2024)
2. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в редакции 2013 г.) // Гарант.ру: [сайт]. - URL:https://base.garant.ru/179146(дата обращения: 26.08.2024)
3. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р) // Гарант.ру: [сайт]. - URL:https://base.garant.ru/71057260(дата обращения: 26.08.2024)
4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» // Гарант.ру: [сайт]. -URL: https://base.garant.ru/75093644/ (дата обращения: 26.08.2024)
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 г. №678-р «Концепция развития дополнительного образования детей» // Гарант.ру: [сайт]. -URL: https://base.garant.ru/403809682/ (дата обращения: 6.08.2024)
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» // Гарант.ру: [сайт]. -URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405245425/ (дата обращения: 15.08.2024)
7.Устав муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детский сад «Росинка» комбинированного вида Маслянинского района Новосибирской области
8. Положение о порядке организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, реализуемым в МКДОУ детском саду «Росинка» комбинированного вида
Литература для педагогов:
- Кайе, В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет: методическое пособие / В.А. Кайе. – Москва: Сфера, 2021. -157 с.-Текст непосредственный.
- Пашкова, Ю.Н. 3D-моделирование с использованием 3D-ручки в детском саду / Журнал Молодой ученый №34 (324) – с.130-133 (сайт) URL: Режим доступа: https://moluch.ru/archive/324/73281/ (дата обращения: 17.08.2024).
Список литературы для обучающихся и родителей
- Пархоменко, С.В. Реши-пиши. Кубометрия 3D. Пособие с развивающими заданиями для детей от 6 лет / С.В. Пархоменко, О.В. Тихонова – Санкт-Петербург.: Банда умников, 2019.-72 с.-Текст непосредственный.
- Сухомлинова, Т.А. Геометрик УМ. 3D-мышление: методическое пособие / Т.А. Сухомлинова – Ростов-на-Дону: Феникс, 2021. -173 с.- Текст непосредственный.
Приложение 1
Календарный учебный график
№ п/п | Дата проведения (число, месяц) | Время проведения занятия | Форма занятия | Тема занятия | Кол-во часов | Место проведения | Форма контроля | |
1 | 20.09.2024 | 15.10-15.40 | Вводное занятие | Знакомство с 3D ручкой | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
2 | 27.09.2024 | 15.10-15.40 | Теоретическое занятие | Основы работы с 3 D ручкой | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
3 | 04.10.2024 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Простые плоскостные фигуры | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
4 | 11.10.2024 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Подарок для папы | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
5 | 18.10.2024 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Очки. Работа с плоскостными деталями | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
6 | 25.10.2024 | 15.10-15.40 | Занятие по углублению знаний | Лист | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
7 | 01.11.2022 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Подарок для мамы | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение. Выставка сюжетной композиции | |
8 | 08.11.2024 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Подарок для мамы Соединение плоскостных деталей в объемное изделие | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
9 | 15.11.2024 | 15.10-15.40 | Занятие по обобщению и систематизации знаний | Подарок для мамы Незабудка. | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение. | |
10 | 22.11.2024 | 15.10-15.40 | Занятие по углублению знаний | В лесу родилась ёлочка. Работа с плоскостными деталями | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
11 | 29.11.2024 | 15.10-15.40 | Занятие по углублению знаний | В лесу родилась ёлочка. Соединение плоскостных деталей в объемное изделие | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
12 | 06.12.2024 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Ёлочная игрушка. Работа с плоскостными деталями | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
13 | 13.12.2024 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Ёлочная игрушка. Соединение плоскостных деталей в объемное изделие | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение. Выставка | |
14 | 10.01.2025 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Снежинка | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
15 | 17.01.2025 | 15.10-15.40 | Занятие по углублению знаний | Петеневский ельник | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
16 | 24.01.2025 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Петеневский ельник | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
17 | 31.01.2025 | 15.10-15.40 | Занятие по углублению знаний | Барсуковская пещера | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
18 | 07.02.2025 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Барсуковская пещера | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
19 | 14.02.2025 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Барсуковская пещера | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение. Опрос | |
20 | 21.02.2025 | 15.10-15.40 | Занятие по углублению знаний | Тюльпан для мамы. | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
21 | 28.02.2025 | 15.10-15.40 | Занятие по обобщению и систематизации знаний | Бабочка «Апполон» | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение. Опрос | |
22 | 07.03.2025 | 15.10-15.40 | Занятие по углублению знаний | Бабочка «Апполон» | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
23 | 14.03.2025 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Космос. Работа с плоскостными деталями | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
24 | 21.03.2025 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Космос. Соединение плоскостных деталей в объемное изделие | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
25 | 28.04.2025 | 15.10-15.40 | Занятие по углублению знаний | Медуза | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
26 | 04.04.2025 | 15.10-15.40 | Занятие по обобщению и систематизации знаний | Удивительный мир вещей | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение. Викторина | |
27 | 11.04.2025 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Творческая мастерская | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение | |
28 | 18.04.2025 | 15.10-15.40 | Практическое занятие | Творческая мастерская | 1 | Кабинет ДО | Педагогическое наблюдение. Выставка |
Приложение 2
Мониторинг
освоения дополнительной образовательной программы
ФИО | Рисование линий разной толщины по трафарету | Замыкание линий между собой, замыкание контура, для целостности и прочности детали | Освоение различных способов соединения деталей | Освоение различных способов крепления модели на подставке | Наращивание, утолщение детали или элемента конструкции | Заполнение линейного пространства | Творческий подход к созданию объемной 3D модели | Всего |
Рисование линий разной толщины по трафарету:
Ребенок может нарисовать линию различной толщины, управляя скоростью движения ручки- 5 баллов
Ребенок возвращается, утолщая линию дополнительным слоем – 4балла
Ребенку сложно контролировать толщину линии, линия получается разной толщины – 3 балла
Ребенку сложно контролировать толщину линии, периодически линия становится тонкой и прерывается; нет понимания, как управлять ручкой, для получения однородной объемной линии – 2балла
Ребенок не может вести линию по трафарету, не может регулировать толщину линии – 1 балл
Замыкание линий между собой, для целостности детали:
У ребенка есть понимание, что в прочной детали все линии должны быть замкнуты. Соединяет линии, замыкает по контуру - 5 баллов
Ребенок замыкает контур, но внутри детали встречаются не замкнутые линии, при отделении от трафарета деталь не прочная – 4 балла
Ребенок не всегда замыкает линии и контур, нужно всегда обращать его внимание на этот этап – 3 балла
Ребенку сложно контролировать смыкание линий, нет понимания, что от этого этапа зависит целостность и прочность модели – 2 балла
Ребенку сложно обводить линии по трафарету, не доводит линии до конца, рисует в разных местах, не соединяя линии между собой – 1 балл
Освоение различных способов соединения деталей
Ребенок освоил несколько способов соединения деталей между собой, самостоятельно решает, какой способ будет наиболее эффективным – 5 баллов
Ребенок пользуется все время 1 способом соединения – 4 балла
Ребенок уточняет у педагога, каким способом соединять детали, делает по показу – 3 балла
Ребенок соединяет детали с помощью педагога - 2 балла
Ребенок не может соединять детали самостоятельно, не знает какие способы соединения деталей существуют – 1 балла
Освоение различных способов крепления модели на подставке:
Ребенок освоил несколько способов соединения модели с подставкой, самостоятельно решает, какой способ будет наиболее эффективным – 5 баллов
Ребенок пользуется все время 1 способом соединения – 4 балла
Ребенок уточняет у педагога, каким способом соединять модель с подставкой, делает по показу – 3 балла
Ребенок соединяет модель с подставкой, с помощью педагога - 2 балла
Ребенок не может соединять модель и подставку самостоятельно, не знает какие способы соединения существуют – 1 балла
Наращивание, утолщение детали или элемента конструкции:
Ребенок может без трафарета, увеличить объем или толщину элемента/конструкции - 5 баллов
Ребенок возвращается несколько раз, накладывая пластик, утолщая элемент дополнительным слоем – 4балла
Ребенку сложно нарастить толщину и объем конструкции, прибегает к помощи педагога – 3 балла
Ребенку сложно нарастить толщину и объем конструкции; нет понимания, как можно без трафарета сделать детали объемнее – 2балла
Ребенок не может без трафарета увеличить объем или толщину элемента/конструкции – 1 балл
Заполнение линейного пространства:
Ребенок заполняет линейное пространство плотным слоем, смыкая линии между собой и с контуром, не оставляя пропусков- 5 баллов
Ребенок заполняет линейное пространство не плотно, но смыкает линии с контуром и деталь получается прочной- 4 балла
Ребенок заполняет линейное пространство не плотно, не все линии соединяет с контуром, но деталь достаточно прочная – 3 балла
Ребенок заполняет линейное пространство не плотно, много линий не соединены с контуром, деталь получается не прочной – 2 балла
Ребенок заполняет линейное пространство не плотно, не доводит линии до контура, деталь не получается – 1 балл
Творческий подход к созданию объемной 3D модели:
Ребенок самостоятельно дорабатывает готовую 3D-модель различными деталями и элементами. Может самостоятельно придумать и сделать объемную модель – 5 баллов
Ребенок самостоятельно дорабатывает готовую 3D-модель различными деталями и элементами. Работа по замыслу вызывает затруднения. Сложно соотнести пропорции деталей – 4 балла
Ребенок затрудняется сделать объемную модель по замыслу, готовую модель дорабатывает с помощью педагога, сам (по показу) – 3 балла
Ребенок не может сделать объемную модель по своему замыслу, готовую модель дорабатывает с помощью педагога– 2 балла
Ребенок не может сделать объемную модель по своему замыслу, готовую модель дополнительными элементами доработать затрудняется даже с помощью педагога – 1 балл
Карта педагогического наблюдения за воспитанниками
ФИО ребенка | Умение работать в паре, в группе | Развитие когнитивных способностей (внимание, пространственное воображение, мелкая моторика рук) | Развитие усидчивости, усердия | Уважительное отношение к труду. | Развит интерес и уважение к природе родного края. | Всего |
Умение работать в паре/группе
У ребенка развиты коммуникативные навыки, умеет работать в паре/группе, легко договаривается с напарником, может распределить виды деятельности, или взять на себя этап работы – 4 баллов
У ребенка развиты коммуникативные навыки, общается с напарниками по деятельности, но не всегда может взять на себя отведенную ему роль. Хочет быть главным, сложно прислушиваться к одногруппникам – 3 балла
Ребенку сложно работать в паре/группе, не хочет делиться работой, хочет делать все сам, однако выполняет часть отведенной ему работы воспитателем, договаривается о том, чтобы его работа стала частью общей модели – 2 балла;
Ребенок отказывается работать в группе/паре, не хочет, чтобы его работа стала частью общей модели – 1 балл
Развитие когнитивных способностей (внимание, пространственное воображение, моторика рук)
Ребенок внимательно слушает педагога, выполняет все по инструкции, может представить объемную модель в перспективе, хорошо развита моторика рук – 4 балла
Ребенок внимательно слушает педагога, выполняет все по инструкции, сложно представить объемную модель в перспективе на этапе соединения деталей, есть сложности с наложением пластика из-за недостаточно развитой моторики рук – 3 балла;
Ребенку сложно сосредоточиться, внимательно выслушать инструкцию педагога, задание выполняет не всегда правильно, сложно представить объемную модель в перспективе на этапе соединения деталей, есть сложности с наложением пластика из-за недостаточно развитой моторики рук – 2 балла;
Ребенок не слушает инструкцию педагога, выполняет задание не правильно, сложно представить объемную модель в перспективе на этапе соединения деталей, есть сложности с наложением пластика из-за недостаточно развитой моторики рук – 1 балл.
Развитие усидчивости, усердия
Ребенок терпелив, продолжительное время занимается одним видом деятельности, старается выполнять задание точно по инструкции педагога – 4 балла;
Ребенок терпелив, старается выполнять задание по инструкции педагога, недостаточно терпения, чтобы доделать качественно работу до конца, торопится – 3 балла;
У ребенка недостаточно развито терпение и усидчивость, торопится, из-за этого пренебрегает некоторыми этапами работы, неправильно выполняет инструкцию педагога – 2 балла;
У ребенка недостаточно развиты усидчивость и терпение, даже не пытается сделать работу в соответствии с инструкцией педагога, делает, как считает нужным, чтобы быстрее закончить работу – 1 балл.
Уважительное отношение к труду.
3 балла (соответствует требованиям) — понимает общественную ценность труда, сам проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, побуждает к этому товарищей.
2 балла (не всегда соответствует требованиям) — понимает общественную ценность труда, сам проявляет интерес и добросовестное отношение к труду, но других на общественно полезный труд не организует и не побуждает.
1 балл (не соответствует требованиям) — не осознаёт значимости труда, не умеет и не любит трудиться, стремится уклониться от него даже при наличии требований и контроля.
Развит интерес и уважение к природе родного края.
2 балла — ребёнок проявляет интерес к природе: часто рассматривает иллюстративные материалы, отражающие природу родного края, задаёт вопросы.
1 балл — ребёнок проявляет интерес ситуативно, под влиянием других людей, интерес неустойчивый.
0 баллов — ребёнок не проявляет интереса к данному материалу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования в ДОУ . Бисероплетение. «Умелые ручки».
Образовательнаядвухгодичная программа программа по бисероплетению с детьми старшего дошкольного возрастасоставлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей ...
Рабочая программа дополнительного образования (художественно-эстетическое развитие) детская студия "Умелые ручки" .Возраст детей 5-6лет.Срок реализации программы : 1 год.
Программа относится к художественно- эстетической и социально –педагогической направленностям...
Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки"
Программа дополнительного образования по ручному труду "Умелые ручки", для руководителя кружковой работы...
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»
Организация педагогического процесса по дополнительному образованию художественной направленности Кружок «УМЕЛЫЕ РУЧКИ»...
Программа дополнительного образования технической направленности «ОЧ.УМЕЛЫЕ РУЧКИ» (стартовый уровень)
Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники, физики и архитектуры. Современное конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву ...
Программа дополнительного образования по кружковой работе "Умелые ручки" для детей подготовительной группы
Работа по программе «Умелые ручки» - прекрасное средство развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей....
Рабочая программа дополнительного образования общеразвивающей направленности кружка «Умелые ручки» 5-6 лет
Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к...