Главные вкладки
Программа "Волшебная капелька"
рабочая программа по рисованию (старшая группа)
Программа одаренные дети ( изо деятельность)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
img_20241111_0001.pdf | 203.89 КБ |
odarennost_programma_1.docx | 140.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 18 «Аленка»
города Сафоново Смоленской области
(МБДОУ д/с № 18)
Программа, по выявлению, поддержки и развитию предпосылок художественной одаренности у детей дошкольного возраста в условиях ДОО
«Волшебная капелька»
Составитель воспитатель Полявкина Татьяна Владимировна
2023 год
- Обоснование актуальности программы 3
- Цели и задачи программы 4
- Принципы организации работы с одаренными детьми 5
- Ожидаемые результаты 5
- Особенности психофизического развития детей с предпосылками
- Основные этапы реализации программы. Сроки реализации программы два года 2023‒2024 8
- Создание предметно-развивающей среды 9
- Выявление художественной одаренности детей 10
- Принципы тестирования детей: 11
- Тесты Е. Торренса 11
- Анализ особенностей изобразительной деятельности одаренных дошкольников, разработанный Комаровой Т.С. и Казаковой Т.Г 12
- Перспективный план работы старшей группы (5-6 лет) 14
- Перспективный план работы подготовительной группы 29
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Обоснование актуальности программы
Проблема раннего выявления поддержки и развития одаренных детей остается одной из наиболее важных и сложных в системе современного образования. Важно, что данная проблема находит отражение на государственном уровне, что подтверждается следующими документами: распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 N 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», распоряжением Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 ‒ 2020 годы», Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» одним из направлений является развитие системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.
В свою очередь «Концепция художественного образования в Российской Федерации опирается на государственный основополагающий документ ‒
«Национальную доктрину образования в Российской Федерации», который устанавливает приоритет образования в государственной политике, определяет стратегию и направления развития системы образования в России на период до 2025 года. Где одной из задач является выявление, поддержка и развитие художественно одаренных детей.
Художественная одаренность - способность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, также способность блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Проблемой развития и поддержки художественной одаренности детей изучались в исследованиях таких ученых, как Е.П. Ильин, А.А. Никитин, В.И. Киреенко, П.М. Якобсон, И.П. Подласог, А.А. Мелик-Пашаев, А.Ф. Лазурский и д.р.
К сожалению, проблема «нераскрытой одаренности» детей заключается в том, что воспитание в семье не всегда помогает раскрыться личности ребенка и зависит от того в какой среде воспитывается ребенок. Поэтому ДОУ не может не
учитывать потребности общества, государства, где ранее выявление одаренности является качественным развитием образовательно-воспитательной деятельности ДОУ. Задача педагогов способствовать развитию личности ребенка и довести индивидуальные достижения как можно раньше до максимального уровня.
Художественные способности ребенка раньше других обнаруживают себя, но нуждаются в руководстве и требуют индивидуального подхода. Поэтому программа разработана для детей дошкольного возраста, так как данный период можно назвать сенситивным для художественного развития именно к этому возрасту присуща «возрастная талантливость». Дети наиболее часто проявляют себя в изобразительном творчестве и не боятся экспериментировать.
Данная программа адресована педагогическим работникам дошкольных образовательных учреждений, педагогам-психологам, а так же родителям, интересующимся вопросами выявления и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста в условиях детского сада.
Целевая аудитория. Программа нацелена на дошкольников 5-7 лет и их родителей, педагогов-психологов и воспитателей ДОУ.
Цели и задачи программы
Цель: выявление, развитие и поддержка предпосылок художественной одарённости детей.
Задачи:
- разработать систему мониторинга выявления художественно одаренных детей;
- скоординировать деятельность педагогов, родителей, социальных партнеров в работе по выявлению, поддержке, развитию детей с художественной одаренностью;
- создать благоприятные условия, разнообразить предметно- развивающую среду для развития и поддержки детей с художественной одаренностью;
- создать индивидуальные карты развития и картотеку данных детей художественной одаренностью;
- повысить психолого-педагогическую компетентность родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей с художественной одаренностью;
- создание портфолио детей с художественной одаренностью «Первые успехи».
Принципы организации работы с одаренными детьми:
- системно-деятельностный подход;
- принцип индивидуализации в обучении и развитии одаренных детей;
- принцип непрерывности и преемственности воспитания, обучения и развития одаренных детей;
- принцип развития творческой деятельности одаренных детей;
- принцип комплексного подхода к работе с одаренными детьми.
Ожидаемые результаты
- создание условий для выявления, поддержки и развития предпосылок творческой одаренности у детей дошкольного возраста;
- стимулирование развития художественной одаренности;
- увеличение количества детей занимающихся художественной деятельностью;
- участие и организация конкурсов;
- организация предметно-развивающей среды;
- внедрение тестов, диагностики по выявлению одаренных детей;
- повышение компетентности педагогов по выявлению, поддержки и развитию художественной одаренности дошкольников;
- передача опыта и разработка методических материалов;
- информационная поддержка родителей;
- создание портфолио «Первые успехи»
Особенности психофизического развития детей с предпосылками художественной одаренности
В дошкольном возрасте у детей существуют обширные предпосылки к
развитию не только художественного творчества, но и творчества в целом.
У ребенка формируется свое собственное понимание предмета, даже цвет для дошкольника является средством выражения отношения к предмету: темные, небрежные тона и линии – «плохой, злой, страшный»; и наоборот, яркие, светлые тона для красивых, любимых, добрых рисунков.
Воображение для дошкольников не изобретательность, не оригинальность, а способ создания чувственных образов, выразительно раскрывающих неповторимое внутреннее содержание. Одаренные дети часто делают примитивные изображения, которые отличаются не тем, «что» изображают, а тем
«как» и «ради чего» они это делают.
Одним из отличительных признаков одаренности в изобразительной деятельности будет выразительность цветовых решений, неподчинение шаблонам, разнообразие цветов; большая динамичность рисунков. Еще одна особенность одаренных детей – вертикальное расположение листа для рисования.
Но для изобразительной одаренности, больше чем для других, присуща некая талантливость, т.к. ребенок в этом возрасте не боится экспериментировать с цветом, формой, сюжетом, различными материалами, все для него служит средством художественного творчества. Это может быть объяснено рядом причин.
Изобразительная деятельность дошкольников имеет свои специфические особенности:
- функционализм. Ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этих вещах.
- изменение размеров. До 4-х лет ребенок может просто увеличивать предметы, после 5-ти увеличенный предмет – самый значимый для ребенка.
- прозрачность рисунка. Ребенок рисует прозрачные предметы, т.е. сквозь предметы ближнего плана видны изображения, находящиеся за первыми.
- смешанные проекции. Дошкольник может рисовать, переворачивая лист так, как ему удобно, из-за чего изображения вида «сверху», «снизу», «сбоку»,
«спереди» оказывают на одном рисунке.
Из выше изложенного можно сделать вывод, что художественные способности раньше других обнаруживают себя. Дети одарены ко всем видам искусства, но самое прочное признание они получили в изотворчестве, ведь продукт их деятельности – рисунки можно хранить, выставлять, любоваться ими, изучать, как свидетельство талантливости маленького автора.
У детей дошкольного возраста ограниченность знаний об окружающем мире приводит к тому, что ребенок легко может совмещать несовместимое.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ, ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Система деятельности по организации работы с художественно одаренными детьми в нашем образовательном учреждении имеет следующее содержание:
- организация практических методов работы, включающая использование нетрадиционных техник рисования,
- использование методов стимулирования творческой деятельности, предполагающее участие детей в выставках на базе ДОУ, Сафоновского историко-краеведческого музея, городской районной библиотеки,
- использование методов контроля над эффективностью развития творческих способностей талантливых детей. Который предполагает проведение мониторинга развития и анализ тревожности детей,
- использование технологий сотрудничества с родителями и социальными партнерами – посещение историко-краеведческого музея г. Сафоново, центра детского творчества, дворца культуры (ДК), Сафоновской районной детской библиотеки, и проведение на их базе выставок детских работ. Работа с педагогами ДОУ, педагогами-психологами и включение родителей в работу с одаренными детьми,
- применение в работе ТРИЗ, предполагающее использование творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности, использование игр и заданий для развития фантазии.
Основные этапы реализации программы. Сроки реализации программы два года 2023-2024
I этап: Подготовительный:
- изучение нормативной базы;
- изучение специальной литературы;
- формирование критериев диагностики выявления художественно- творческой одарённости;
- организация предметно-развивающей среды
- доклады на МО и педагогическом совете, утверждение программы.
- этап: Диагностический:
- выявление художественных способностей и уровня тревожности воспитанников;
- изучение запросов воспитанников, родителей;
- анализ результатов, выстраивание стратегии деятельности;
- разработка индивидуальных образовательных карт художественно одаренных детей и картотеки данных (Приложение 1);
- отбор педагогических технологий, разработка рекомендаций по поддержке художественно одаренных детей (Приложение 2);
- создание картотеки тестов, конкурсов художественной направленности.
- этап: Организационно-практический:
- сопровождение художественно одаренных детей;
- проведение выставок детского творчества;
- взаимодействие с социальными партнерами;
- выявление уровня психологического комфорта одарённых детей;
- учет индивидуальных достижений художественно одаренных детей;
- оформление портфолио «Первые успехи»;
- создание картотеки художественно одаренных детей.
- этап: Рефлексивно-аналитический:
- анализ итогов реализации программы, корректировка и дополнение программы,
- обобщение опыта и результатов работы по технологии художественно одаренных детей;
- создание картотеки педагогического опыта работы с художественно- одаренными детьми.
Создание предметно-развивающей среды
На сегодняшний день в дошкольном учреждении создана предметно – развивающая среда в соответствии с требованиями ФГОС (п. 3.3.4.) включающая в себя: доступность, безопасность, вариативность, насыщенность, трансформируемость, полифункциональность.
Расположение уголка художественной деятельности доступно и безопасно для воспитанников. Дети могут легко подойти к нему, имеют возможность брать весь материал и пользоваться им. Для этого в группах используются невысокие стеллажи, полки. Хранение материалов организовано в открытых ящиках, в пластиковых контейнерах, куда воспитанники сами могут его сложить. С воспитанниками проводятся беседы о правилах пользования материалами для художественной деятельности. При организации предметно-развивающей среды нами учитывалось тематическое планирование и разнообразие художественного материала. В уголке используются альбомы с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями, образцы рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник; технологические карты. Это стимулирует фантазию и расширяет кругозор детей, побуждает к действиям с новыми материалами, экспериментированию.
Проводя работу по организации предметно – развивающей среды для выявления, поддержки и развитию художественной одаренности детей, пространство уголка художественной деятельности мы разделили на зоны:
- зона выбора и самоопределения (альбомы с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками,
иллюстрациями, образцы рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник; технологические карты.);
- рабочая зона (рабочие места для детей);
- активная зона (модульные, рабочие столы, для совместной деятельности);
- творческая зона (контейнеры с цветной бумагой и картоном разной фактуры и размера; цветные карандаши; фломастеры; маркеры; восковые мелки; краски (гуашь, акварель, пальчиковые краски, батик); кисти тонкие и толстые; цветной песок (соль); различные нитки; ватные палочки; зубочистки; трубочки; печатки; шаблоны и трафареты; природный материал; баночки для воды; салфетки; палитры),
- выставочная зона (стенды, мольберты для демонстрации работ).
В работе с детьми активно применяются интернет ресурсы – ИКТ, технические средства: музыка, видеофильм, слайд – шоу, презентации.
Выявление художественной одаренности детей
При диагностике одаренности наиболее распространенными являются следующие методы:
- Наблюдение. При исследовании одаренных детей нельзя обойтись без наблюдения за их индивидуальными особенностями. Наблюдение заключается в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения ребенка.
Учитываемые требования к организации наблюдения:
- определение задачи и цели;
- выбор объекта, предмета и ситуации;
- выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации;
- выбор способов регистрации наблюдаемого;
- обработка и интерпретация полученной информации.
- Анализ особенностей изобразительной деятельности по методу Т.С. Комаровой и Т.Г. Казаковой.
- Естественный эксперимент. Организуется нужная для исследования обстановка, которая является для ребенка совершенно привычной, и когда он может вызывать и повторять интересующее наблюдателя явление.
- Тест. Используем тесты Е, Торенса при тестовых испытаниях создается благоприятная обстановка, тесты проводятся в соответствии с методическими рекомендациями.
Принципы тестирования детей:
- соответствие тестовых методик возрастным нормам;
- игровой характер тестовых методик;
- доброжелательная атмосфера во время тестирования;
- психологическая готовность ребенка к процессу тестирования;
- согласие родителей на тестирование ребенка.
Тесты Е. Торренса
Для выявления художественной одаренности детей используем тесты Е. Торренса (для детей от 5 лет). Главной целью исследований было доказательство надежности и предсказательной валидности тестов творческого мышления.
Фигурный тест Е. Торренса. Тест предназначен для испытуемых от 5 лет. Этот тест состоит из трех заданий. Ответы на все задания даются в виде рисунков и подписей к ним.
Педагог настраивает ребенка на положительные эмоции, предлагает немного порисовать так, чтобы рисунок был: интересным, необычным, особенным. Объясняя как выполнять задания, не приводятся примеры возможных ответов, показываются рисунки, выполненные кем-то другим.
Задание 1. «Нарисуйте картинку». Испытуемому предлагается нарисовать картинку, при этом в качестве основы рисунка используется цветное овальное пятно, вырезаемое из цветной бумаги. Цвет овала испытуемых выбирает самостоятельно из предложенных вариантов. Стимулирующая фигура имеет форму и размер обычного куриного яйца. Так же необходимо дать название своему рисунку.
Выполненное задание оценивается по следующим показателям:
Оригинальность:
0 б. - абстрактный узор, капля, курица, яйцо, цветок. 1 б. - жук, человек, черепаха, лицо, шар.
- б. - нос, остров.
- б. - гном, девочка, заяц, камень, кошка, НЛО, облако, инопланетянин, ракета, метеор, животное, крыса, птица, рыба.
- б. - глаз, динозавр, дракон, рот, робот, самолет, слон, озеро, планета. 5 б. - остальные рисунки.
Разработанность: один балл за каждую значимую деталь. Название:
0б. - обычное название. 1 б.- простое описание.
2б. - описательное название. 3б. - релевантное название.
Задание 2. «Завершение фигуры». Испытуемому предлагается дорисовать десять незаконченных стимулирующих фигур, а так же придумать название к каждому рисунку.
Задание 3. «Повторяющиеся линии». Стимулирующим материалом являются 30 пар параллельных вертикальных линий. На основе каждой пары линий необходимо создать какой-либо (неповторяющийся) рисунок.
Ответы на задания этих тестов дети создают в виде рисунков, которые оцениваются воспитателем, психологом.
Обработка результатов. Обработка результатов всего теста предполагает оценку пяти показателей: «беглость», «оригинальность», «разработанность»,
«сопротивление замыканию» и «абстрактность названий».
Анализ особенностей изобразительной деятельности одаренных дошкольников, разработанный Комаровой Т.С. и Казаковой
Т.Г.
- расположение предметов в соответствии с задуманной композицией;
- предварительный замысел сюжета, наброски;
- переход от схематического к реалистическому изображению;
- функционализм – ребенок рисует не только то, что видит, но и то, что уже знает об этом предмете;
- смешанные проекции в рисунке;
- богатая тематика рисунков;
- использование в работе большого количества материалов, техник;
- практическая направленность продуктивной деятельности;
- стремление к экспериментированию с различными материалами;
- специфичность цветовых решений.
Формы взаимодействия с родителями
Сентябрь |
историко-краеведческом музее г. Сафоново |
Октябрь |
рисовании. (Дошкольное воспитание №6 1993 стр.40) |
Ноябрь |
«Печатанье листьями»
|
Декабрь |
|
Январь | 1. Развлечение вместе с родителями «Семейный альбом» (коллективная форма работы). Создание альбома «Наша семья» |
2. Фотовыставка «Уголок изодеятельности в семье» | |
Февраль | 1. Консультация «О чём думает ребёнок, когда рисует?» |
Март | 1. Детский мастер-класс «Научим делать фон маму и папу». Использование для создания фона восковых мелков, клейстера, рельефных поверхностей. |
Апрель |
музее. |
Май |
|
- Планирование работы по развитию и поддержке художественно одаренных детей
Раскрытие творческого потенциала личности художественно одаренных детей, мы организуем в тесном взаимодействии с социальными партнерами: Историко-краеведческим музеем г. Сафоново, Центром детского творчества, Дворцом культуры (ДК), что способствует обретению эстетической культуры детей, общей культуры детей. Развитие художественных умений мы проводим посредством нетрадиционных техник рисования. В работе запланировано ежемесячное участие в муниципальных, региональных всероссийских конкурсах, мастер-классах, посещения выставок и организация выставок детских работ в ДОУ, музее, ДК, Центре детского творчества.
Перспективный план работы старшей группы (5-6 лет)
Тема | Мероприятие | Задачи | Материал | |
Сентябрь | ||||
Посещение | Персональная выставка | Познакомить |
Сафоновского историко- краеведческо- го музея | Людмилы Головченко "Музыка цветов" | воспитанников с творчеством художника, воспитывать эстетический вкус, эмоциональный отклик на проявления красоты в произведениях искусства | |
«Осенние | Техника монотопия | Познакомить с | Гуашь, листы |
дары» | пейзажная, печать | техникой монотапия. | бумаги, |
Учить передавать | широкие кисти, | ||
выразительность | салфетки | ||
образа осени | |||
техникой | |||
смешивания красок. | |||
Развивать | |||
художественные | |||
способности детей, | |||
воображение, | |||
творчество | |||
«Солнечный | Монотипия пейзажная | Познакомить с | Гуашь, листы |
город» | техникой печатью. | бумаги, кисти, | |
Дорисовывать | палитры, | ||
кистью дома. | салфетки | ||
Развивать | |||
художественные | |||
способности детей, |
воображение, творчество | |||||
«В осенней лес за грибами» | Монотипия пейзажная, печать тканью, дорисовывание | Создавать выразительный образ осеннего леса, сочетая разные цвета. Печатать грибов тканью с передачей выразительного образа грибов | Гуашь, листы бумаги, кусочки ткани, кисти, палитры, салфетки | ||
«Корзинка ягод» | Рисование, отпечаток, аппликация | Познакомить с понятием «натюрморт»; Развивать чувство композиции и ритма | Листы бумаги, гуашь, мисочки для окунания в краску, салфетки, клей, ножницы | ||
«Осенний вернисаж» | Выставка работ в ДОУ | Формировать радость творческих успехов, чувство значимости собственного творческого труда и труда сверстников | |||
Октябрь | |||||
«Паучок в паутине» | Обрывание, бумажная пластика, дорисовывание, применение различных изобразительных | Формировать представления о модульном изображении насекомого. Развивать | Листы тонированной бумаги, простой карандаш, черная двух сторонняя бумага, клей, |
метериалов | художественные способности детей, воображение, творчество | фломастеры, гуашь | |
«Животные, которых я сам себе придумал» (Приложение 5) | Кляксография, дорисовывание, выбор изобразительных материалов | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксография. Придумывать образ объекта на основе кляксы | Листы бумаги, гуашь, кисточки, палитра, фломастеры, карандаши, коктейльные трубочки |
«Осенний | Рисование по | Расширять | Листы бумаги, |
букет» | мокрому. Набрызг | представления | гуашь, краски, |
детей о возможных | кисти, | ||
способах | засушенные | ||
художественного | листья, зубные | ||
изображения. | щетки, салфетки, | ||
Развивать | палитры | ||
художественные | |||
способности детей, | |||
воображение, | |||
творчество |
«Осенние деревья» | Ниткография | Развивать воображение, ассоциативное мышление. Формировать образ на основе техники ниткография | Нитки шерстяные: красные, желтые, оранжевы; цветная гуашь, белый картон, ножницы | |
«Дары осени» | Выставка в ДОУ для малышей | Формировать желание дарить радость , развивать чувство значимости собственного творческого труда и труда сверстников | ||
Ноябрь | ||||
«Несуществу- ющие растения» | С использованием оттиска | Познакомить с техникой оттиск. Упражнять в декорировании посуды. Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Одноразовые тарелки, гуашь, пробки разных размеров, кисти, салфетки | |
«Настроение» | ИЗО материалы по выбору | Формировать умение воплощая | Бумага, гуашевые краски, акварель, |
художественный | фломастеры | ||
образ подбирать | кисти, предметы | ||
изобразительные | разной формы | ||
материалы. | (пробочки, | ||
Развивать | колпачки от | ||
художественные | фломастеров, | ||
способности детей, | ватные палочки) | ||
воображение, | |||
творчество | |||
«Сказка к нам | Свеча и акварель | Познакомить с | Свечи, плотная |
приходит» | техникой | бумага, акварель, | |
рисования «свеча | кисти | ||
+акварель. | |||
Развивать | |||
художественные | |||
способности детей, | |||
воображение, | |||
творчество | |||
«Мама» | Восковые мелки и | Учить рисовать | Восковые мелки, |
акварель | восковыми | плотная белая | |
мелками, | бумага, акварель, | ||
Формировать | кисти | ||
желание создавать | |||
творческий | |||
подарок для мамы | |||
Выставка | Выставка работ | Формировать | |
работ в | желание радовать | ||
Центре | близких | ||
детского | творческими |
творчества | работами | |||
Декабрь | ||||
«Снеговик- | Бумажная пластика | Закрепить навыки | Листы голубого | |
почтовик» | рисования гуашью, | цвета, гуашь, | ||
умение сочетать в | щетинные | |||
работе комкание | кисточки, | |||
бумаги (обрывание | палитра, белая | |||
бумаги) и | бумага | |||
рисование. Учить | ||||
дорисовывать | ||||
картинку со | ||||
снеговиком (метла, | ||||
елочка и т.д.). | ||||
Развивать чувство | ||||
композиции. | ||||
Закрепить | ||||
холодные цвета | ||||
«Зимний лес» | ИЗО материалы по | Формировать | Салфетки, гуашь, | |
выбору | умение воплощая | кисть, | ||
художественный | фломастеры, | |||
образ подбирать | акварель, гуашь, | |||
изобразительные | бросовый | |||
материалы. | материал для | |||
Развивать | оттиска | |||
художественные | ||||
способности детей, | ||||
воображение, | ||||
творчество |
Посещения Сафоновского историко- краеведческог о музея | Выставка картин Крыловой И.П. "Русский Север" | Развивать целостность художественного восприятия произведений искусств, умение высказывать свои мысли, суждения | |
«Разноцветные игрушки и хлопушки» | Восковые мелки, акварель, оттиск пробкой | Формировать умение воплощать образ и выбирать изобразительные материалы. | Листы бумаги, гуашь, акварель, восковые карандаши, пробки разных размеров |
«Новый год | ИЗО материалы по выбору | Формировать умение воплощая художественный образ подбирать изобразительные материалы | Салфетки, гуашь, кисть, фломастеры, акварель, гуашь, бросовый материал для оттиска |
Январь | |||
«Мир в твоем окне» | Рисование мыльными пузырями | Формировать у детей формировать образ с помощью изображения мыльными пузырями | Листы бумаги, гуашь, акварель, щетинные кисти, мыльные пузыри |
«Рукавички» | Печатание, | Познакомить со | Листы бумаги с |
(Смоленский орнамент) | дорисовывание | смоленским орнаментом, особенностями изображения орнамента | изображением смоленского орнамента, бросовый материал для оттиска, цветная гуашь |
«Северное сияние» | Набрызг, мел, воск | Упражнять в рисовании техникой набрызг использовать различные ИЗО материалы Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Листы бумаги, гуашь, зубная щётка, кисти |
«Морозные узоры» | Кружева | Учить рисовать морозные узоры с помощью кружева. Развивать художественные способности детей, воображение | Пастельные мелки; обрезки кружев, альбомные листы |
Посещения Сафоновского историко- краеведческо- | «Парад Снеговиков» посещение и создание творческих работ | Развивать желание создавать творческие работы для выставки |
го музея | ||||
Февраль | ||||
«Антарктида» | Рисование пеной для | Продолжать | Листы бумаги, | |
бритья | формировать | гуашь, кисточки, | ||
умение создавать | пена | |||
образ с помощью | ||||
нетрадиционных | ||||
средств рисования. | ||||
Развивать | ||||
воображение. | ||||
2.«Ожившая | Техники по выбору | Формировать | Листы бумаги, | |
сказка» | умение работать | гуашь, кисти, | ||
над замыслом | подручный | |||
рисунка. Развивать | материал по | |||
умение передавать | выбору детей | |||
характер рисуемого | ||||
объекта, добиваясь | ||||
выразительности с | ||||
помощью разных | ||||
техник |
«Поздравим пап» | Граттаж (способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью) | Познакомить с новой техникой граттаж. Упражнять в умении рисовать портрет человека, используя выразительные средства. Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Листы бумаги тонированные для граттажа, стеки для процарапывания, эскизы автопортретов | |
« Папа Может» | Выставка в ДОУ | Формировать желание радовать близких творческими успехами | ||
«Подводное царство» | Техника рисования по мокрому с солью, печать ладошкой | Познакомить с новой техникой рисования по мокрому с солью. Формировать умение самостоятельно компоновать сюжетное изображение | Гуашь, листы бумаги, соль, кисти | |
Март | ||||
«Вазочка для | Техники по выбору | Расширить и | Гуашь, листы |
мамы» | закрепить знания | бумаги разного | |
детей о разных | цвета, поролон, | ||
изобразительных | салфетки, | ||
техниках. | трафареты | ||
Развивать | |||
художественные | |||
способности детей, | |||
воображение, | |||
творчество | |||
«Совушка- | Пластилиновая | Учить наносить | Картон, доска, |
сова» | живопись | тонкий слой | пластилин, стеки, |
пластилина на | салфетки | ||
основу, | |||
дорисовывать с | |||
помощью стеки | |||
«Весна» | Техники по выбору | Учить | Листы бумаги, |
дорисовывать | гуашь, трубочки | ||
детали объектов, | коктейльные, | ||
полученных в ходе | кисти разных | ||
изображения с | размеров, | ||
помощью | салфетки | ||
выбранной | |||
техники, для | |||
придания им | |||
законченности. |
«Оленёнок» | Оттиск поролоном | Закреплять умение рисовать поролоном голову и туловище, а части тела олененка дорисовывать красками. Развивать чувство композиции | Листы бумаги, поролон, краски, гуашь, салфетки |
«Мама» | Выставка работ в ДОУ | Формировать желание радовать близких творческими успехами | |
Апрель | |||
«Космическое дали» | Материал по выбору | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментирова нии с материалами. Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Акварельные краски, гуашь, плотная бумага любого цвета, восковые мелки, втулки, пробки, салфетки, кисти |
«Пасхальное яйцо» | Аппликация из гофрированной | Учить методу торцевания. | Салфетки, основа яйца из |
цветной бумаги | Передать образ, путем прикладывания гофрированной бумаги к основе из пластилина | пластилина, гофрированная бумага | |
«Птичий двор» | Аппликация из ватных дисков с подрисовыванием пейзажа | Учить детей наклеивать и аккуратно раскрашивать ватные диски, "оживлять" картинку с помощь ватных палочек. Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Гуашь, ватные диски, палочки, листы бумаги, клей, гуашь, кисть |
«Веточка вербы» | Техника по выбору | Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Картон для фона, цветная бумага, цветная бумага, клей, кисти, ножницы |
«Пасхальный фестиваль» | Участие детских работ в выставке ДК | Формировать желание дарить радость творческими успехами, |
развивать чувство значимости собственного творческого труда и труда сверстников | |||
Май | |||
«Военная техника» | Материал по выбору | Формировать умение передавать образ техники, с помощью выбора изобразительного материала и техники | Кисти, цветная бумага, акварель, салфетки, фломастеры, бросовый материал |
«Цветы весны» | Смешенная техника | Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками | Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, баночки с водой, салфетки, ветка с цветами черёмухи или сирени |
«Сказочное дерево» | Техника по выбору | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментирова нии с материалами. | Листы бумаги, гуашь, кисти, подручный материал по выбору детей |
Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | |||
«Путаница» | Техника по выбору | Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального содержания и соответствующих изобразительно- выразительных средств. | Гуашь, краски, фломастеры, восковые карандаши, листы бумаги разных оттенков, коктейльные трубочки, поролон, кисти |
Выставка работ в ДОУ | Развивать чувство удовлетворенности собственного творческого труда и труда сверстников. Радоваться своим успехам и успехам сверстников |
Тема | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал |
Сентябрь | |||
«Золотая осень» | Коллаж, печать штампами, кляксография | Совершенствовать навыки рисования, понимания пропорций и цветовой композиции. Развивать навыки составления цветовой композиции | Листы бумаги, гуашь, кисточки палитра, коктейльные трубочки, штампы |
«Осенний букет» | Печать, аппликация, | Передавать выразительность образов фактурными материалами. Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Листы белой и цветной бумаги, восковые мелки, карандаши, гуашь, палитра, штампы, клей, ножницы |
«Осенние дары» | Коллаж | Передавать характерные особенности фруктов, ягод, овощей из разного изобразительного материала. Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Листы бумаги, гуашь, кисти, трафареты, цветная бумага, природный материал, ножницы |
«Чудо птица» | Штриховка, тушевка цветными карандашами | Учить сочетать в одном художественном образе приемы штриховки и тушевки цветными карандашами. Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Листы бумаги, цветные и восковые карандаши |
«Осеннее настроение» | Выставка работ в ДОУ | Развивать желание учувствовать в выставках, желание участвовать в организации выставки, умение высказывать свои мысли, суждения по поводу отбора работ Развивать художественное видение экспозиции работ. | |
Октябрь | |||
«Чудо цветик» | Рисование по мокрому | Познакомить с новым приёмом нетрадиционного рисования по мокрому | Листы бумаги, гуашь, кисточки, палитра, салфетки, баночки с водой |
листу. Закрепить знания о тёплых и холодных цветах. Развить фантазию и творческие способности | |||
«Озеро- | Рисование по | Познакомить с новой | Листы бумаги, |
зеркало» | мокрому | техникой рисования | акварельные |
(зеркальное) | двойных изображений | краски, | |
монотопия | красками. | фломастеры, | |
Совершенствовать | кисточки, палитры, | ||
технику рисования | баночки | ||
акварельными | |||
красками. Расширить | |||
возможности способа | |||
рисования «по | |||
мокрому» | |||
«Осеннее | Клксография, | Продолжать освоение | Листы бумаги, |
настроение» | дорисовывание | техники кляксография. | гуашь, трубочки |
Учить дорисовывать | коктейльные, | ||
детали объектов | кисти разных | ||
придавая им | размеров, палитры, | ||
законченность. | салфетки |
«Я придумаю…» | Свеча, акварель | Рисовать выдуманные образы. Самостоятельный поиск оригинального содержания и соответствующих изобразительно - выразительных средств. Воспитание творчества, самостоятельности | Акварельные краски, фломастеры, восковые карандаши, листы бумаги разных оттенков, коктейльные трубочки, поролон, кисти | |||
Посещения Сафоновского историко- краеведческо- го музея | Посещение выставки | Развивать целостность художественного восприятия произведений искусств, умение высказывать свои мысли, суждения | ||||
Ноябрь | ||||||
«Сказочные витражи» | Витраж | Познакомить с понятием «витраж» и техникой его выполнения. Учить подбирать и отражать цветовую гамму, характерную для сказочного терема. Развивать чувство композиции | Листы бумаги, гуашь, кисти, контуры, трафареты, палитры, салфетки | |||
«Перелетные | Набрызг с | Упражнять в технике | Зубные щетки, |
птицы» | трафаретом | набрызг. Развивать чувство ритма. Закрепить строение птиц | листы бумаги, акварель, салфетки, трафареты перелетных птиц | |||
«Золотые листья» | Мелки, акварель, блестки | Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Закрепить умение рисовать разные листья деревьев | Акварель, листы бумаги, мелки, кисти | |||
«Первый снег». | Монотипия, бумажная пластика | Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Развивать чувство композиции | Плотная бумага, смятая бумага, палитра, салфетка | |||
«День матери» | Выставка в ДК ко дню матери» | Создавать творческие работы для выставки, мотивировать детей на посещение выставки совместно с родителями | ||||
Декабрь | ||||||
«Зимние зарисовки» | Граттаж, смешиваем цвета | Продолжать знакомить с техникой граттаж. Продолжать учить задумывать свой рисунок воплощать замысел на бумаге. | Листы бумаги затонированы для граттажа, стеки для процарапывания |
Развивать чувство композиции | ||||
2.«Новогодняя игрушка» | Техника по выбору | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, по выбору детей | Листы бумаги, гуашь, кисти, подручный материал цветная бумага, клей, ножницы | |
«Новогодний лес» | Техника по выбору детей | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами | Листы бумаги, гуашь, кисти, подручный материал цветная бумага, клей, ножницы | |
«Обитатели зимнего леса» | Бумажная пластика, набрызг | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках | Зубная щетка, гуашь, бумага для рисования, трафареты, бумага для обрывания | |
Январь | ||||
«Зимние переливы» | Батик | Знакомство с техникой батик. Развивать чувство композиции. | Гуашь, акварель, кисти, ткань, баночки с разведенной |
Закреплять понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности ткани. Развитие умения отображать в рисунке несложный сюжет | краской | ||
«Мои рукавички» | Техника по выбору | Закрепить умение украшать предмет орнаментом. Развивать художественные способности детей | Технологическая карта с изображением вариантов орнамента, пробки, гуашь |
«Снегурочка» | Рисование цветным песком (солью) | Совершенствовать рисование в данной нетрадиционной технике. Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Листы бумаги, салфетки, клей, кисти, акварель, цветной песок (соль) |
«Дед Мороз» | Рисование цветным песком (солью) | Совершенствовать рисование в данной нетрадиционной технике. Закрепить умение равномерно рисовать по всему | Листы бумаги, салфетки, клей, кисти, акварель, цветной песок (соль) |
листу | |||
Посещения Сафоновского историко- краеведческого музея | Посещение выставки | Развивать целостность художественного восприятия произведений искусств, умение высказывать свои мысли, суждения | |
Февраль | |||
«Наш аквариум» | Воск, акварель | Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист акварелью разного цвета. Развивать цветоведение | Листы бумаги, акварель, щетинные кисточки, палитра, восковые мелки |
«Морские коньки играют в прятки» | Техника по выбору | Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Цветная и фактурная бумага, клей, гуашь, акварель, кисточки, палитра |
«Чудо узор» | Воск, акварель | Совершенствовать рисование в данных нетрадиционных техниках. Развивать художественные способности детей, | Листы бумаги, акварель, щетинные кисточки, палитра, восковые мелки |
воображение, творчество | |||
«Подарок любимому папе». | Аппликация | Вызвать желание порадовать пап в праздник | Цветная бумага, клей, ножницы, картон |
Март | |||
«Открытка для любимой мамы» | Аппликация из ткани | Передача образов цветов из половинок круга. Продолжить совершенствовать технику рисования ладошками. Развивать чувство композиции | Гуашь, листы бумаги, ткань разного цвета, салфетки, ножницы, клей |
«Пушистые картины» | Аппликация из шерстяных ниток | Познакомить с новой техникой. Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Шерстяные нитки, ножницы, клей, цветной картон, простые карандаши |
«Веселый ручеек» | Пластилино- вая живопись | Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Картон, доска, пластилин, стеки, салфетки |
«Невиданные миры» | Техника, материалы по выбору | Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Листы бумаги, гуашь, зубные щетки, гуашь, акварель, воск, мелки |
«Для мамочек и папочек» | Выставка работ в ДОУ | Развивать желание учувствовать в выставках, желание участвовать в организации выставки, умение высказывать свои мысли, суждения по поводу отбора работ. Развивать художественное видение экспозиции работ. | |
Апрель | |||
«Ангел» | Аппликация из гофрирован- ной цветной бумаги | Закреплять умение пользоваться методом торцевания. Передать образ, путем прикладывания гофрированной бумаги к пластилиновой основе | Салфетки, основа из пластилина на картоне, стержень |
«Писанки» | Рисование на объемной форме | Познакомить с искусством миниатюры на яйце. Уточнить представление о композиции и элементах декора | Формы для росписи, кисти, гуашь, палитра, салфетки |
«Хмурый денек» | Пластилино- | Учить детей наносить | Картон, доска, |
вая живопись | тонкий слой пластилина на основу, смешивать пластилин на картоне. Воспитывать аккуратность и творчество в работе | пластилин, стеки, губка, смоченная водой | ||||
«Космос» | Рисование на мятой бумаге | Учить создавать пейзаж, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. | Акварель, бумага | |||
Май | ||||||
«Пруд» | Батик | Совершенствовать навык рисования в технике «батик» Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности ткани. Развивать художественные способности детей, воображение, творчество | Ткань, баночки с разведенной краской, кисти | |||
«Весеннее настроение» | Восковые мелки, метод тычка | Продолжать учить рисовать пейзаж, передавая строение деревьев, создавать многоплановую композицию. Развивать художественные способности детей, | Листы бумаги, поролон, краски, гуашь, салфетки, восковые мелки, жесткие кисти |
воображение, творчество | |||
«В цирке» | Рисование | Рисование фигуры | Листы бумаги, |
разными | человека в одежде в | гуашь, фломастеры, | |
предметами и | технике пальчиковое | восковые мелки, | |
техниками | рисование, передача его | бумага разных | |
пропорций. Развивать | оттенков, печатки, | ||
художественные | коктейльные | ||
способности детей, | трубочки, поролон, | ||
воображение, творчество | кисти. | ||
«Страна | Рисование | Самостоятельный поиск | Листы бумаги, |
Рисовандия» | разными | оригинального | гуашь, краски, |
материалами и | изображения рисунка. | фломастеры, | |
техниками | Развивать художественные | восковые мелки, | |
способности детей, | бумага разных | ||
воображение, творчество | оттенков, штампы, | ||
коктейльные | |||
трубочки, поролон, | |||
кисти | |||
«Наши | Итоговая | Формировать чувство | |
успехи» | выставка в | удовлетворения от | |
историко- | результата творческого | ||
краеведческом | труда, вызывать чувство | ||
музее г. | гордости, понимания | ||
Сафоново | значимости творческих | ||
успехов. Радоваться | |||
успехам сверстников |
Реализуя данную программу, были достигнуты следующие результаты:
- разработана система мониторинга выявления поддержки и развития художественно одаренных детей;
- создана картотека тестов, конкурсов художественной направленности;
- воспитанники активно участвуют в конкурсном движении и достигают высоких результатов;
- посещают различные выставки;
- работы детей участвуют в творческих выставках, украшают стены
ДОУ;
- творческая работа проводится совместно с родителями и
социальными партнерами;
- создана предметно-развивающая среда удовлетворяющая развитие художественных способностей дошкольников;
- составлены индивидуальные карты развития;
- оформлены «портфолио» одарённых детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- http://mou-etirken.ippk.ru/index.php/stipendii-i-inye-vidy-materialnoj- podderzhki/349-normativnye-dokumenty-rf-v-kotorykh-govoritsya-o-razlichnykh- formakh-podderzhki-odarennykh-detej
- https://www.sites.google.com/site/celovekvmiretvorcestva/glavnaa- 1/home/tvorcestvo-kak-obekt-psihologii/tvorceskoe-myslenie/diagnostika-kreativnosti- test-torrensa
- https://studfiles.net/preview/4384677/ Рабочая концепция одаренности
- Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» – М.: Синтез, 2004.
- Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Часть 1.
- М.: Скрипторий, 2010.
- Казакова Р.Г «Рисование с детьми дошкольного возраста:«Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» – М.: Синтез, 2004.
- Лыкова И. А. «Цветные ладошки»– М.: Издательский дом «Цветной мир»2014.
- Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 232 с.
- Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М
- Утробина К. К. «Рисованием тычком» – М.: Синтез 2004г.
Приложение 1
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕБЕНКАС ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
№ | Наименование | Содержание |
1 | Название учреждения | МБДОУ д/с № 18 «Аленка» |
2 | Ф.И.ребенка | Тимошкина Дарья |
3 | Возраст | 6 лет |
4 | Краткая характеристика ребенка | Девочка обладает ярко выраженными творческими способностями. Ей нравится рисовать, разукрашивать, заниматься аппликацией. Может воспроизводить рисунки не только по шаблону, но и придумывает что-то свое особенное. Работы отличаются аккуратностью, креативностью. Девочка отличается высокой любознательностью и наблюдательностью, способностью отслеживать причинно- следственные связи и делать соответствующие выводы. Она легко устанавливает контакт с собеседником |
5 | Цель сопровождения | Развитие изобразительных способностей |
6 | Задачи |
|
7 | Тьютор |
8 | Ожидаемые результаты | Обретение эстетической культуры, общей культуры. Развитие художественных умений посредством нетрадиционных техник рисования. Участие в муниципальных, региональных всероссийских конкурсах, мастер-классах, посещение выставок. Увеличение заинтересованности родителей в развитии ребенка |
9 | Социальные партнеры | Родители, Историко-краеведческий музей г. Сафоново, Центр Детского Творчества, Городской Дворец Культуры, Сафоновская районная детская библиотека |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА РЕБЕНКАС ПРИЗНАКАМИ ОДАРЕННОСТИ В ХУОДЖЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ
№ | Наименование | Содержание |
1 | Название учреждения | МБДОУ д/с № 18 «Аленка» |
2 | Ф.И.ребенка | Потапова Нина |
3 | Возраст | 5 лет |
4 | Краткая характеристика ребенка | Девочка хорошо развита, всесторонне, активна, очень подвижна, самостоятельна, всем интересуется. Адекватно реагирует на замечания взрослого, старается исправить ошибки |
5 | Цель сопровождения | Развитие изобразительных способностей |
6 | Задачи |
|
5. Совместное с родителями создание условий поддержания интереса к художественному творчеству | ||
7 | Тьютор | |
8 | Ожидаемые результаты | Повышение художественных способностей, использование различных техник рисования, аппликации в самостоятельной деятельности, закрепление умений пользоваться инструментами для художественной деятельности. Повышение интереса к проводимым выставкам и конкурсам. |
9 | Социальные партнеры | Родители, Историко-краеведческий музей г. Сафоново, Центр Детского Творчества, Городской Дворец Культуры, Сафоновская районная детская библиотека |
Приложение 2
Консультация для воспитателей ДОУ
«Работа с художественно одаренными детьми»
«Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» «Рабочая концепция одаренности»
Проблемы раннего выявления, развития и поддержки одаренных детей для современной системы образования отражает понимание государством особой ценности творческого потенциала его граждан. Детский возраст – период становления способностей и личности будущего гражданина. Перед педагогом стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. Главным направлением педагогической работы является способность направить одарённого ребёнка не на получение определённых умений, а на их творческую переработку, воспитание способности фантазировать самостоятельно, на основе полученных умений.
Наиболее эффективным методом взаимодействия педагога с одарённым ребёнком являются индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом. Роль взрослого сводится к наблюдению, поддержке - не более.
С учетом специфики одаренности в детском возрасте наиболее адекватной формой идентификации признаков одаренности ребенка является психолого- педагогический мониторинг. При выявлении одаренных детей необходимо разграничивать:
а) актуальный уровень развития одаренности, достигнутый на данном возрастном этапе;
б) особенности конкретных проявлений одаренности, связанные с попытками ее реализации в различных видах деятельности;
в) потенциальные возможности ребенка к развитию.
Таким образом, проблема изучения одаренности достаточно сложна и требует разностороннего подхода к оценке признаков одаренности в детские годы.
Обнаружить художественную одаренность можно, если ребенок проявляет себя успешно в художественной деятельности. Богатая фантазия является одним из ярчайших проявлений одаренности. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать искусственную ситуацию, которая провоцировала бы ребенка.
Для одарённых детей должна быть создана предметно-развивающая среда, которая будет отвечать как общевозрастным, так и специфическим способностям. Проводя работу по организации предметно – развивающей среды пространство уголка художественной деятельности лучше разделить на зоны:
‒зона выбора и самоопределения (альбомы с репродукциями картин художников, предметными и сюжетными рисунками, открытками, иллюстрациями, образцы рисунков, выполненных с помощью нетрадиционных техник; технологические карты.);
‒рабочая зона (рабочие места для детей);
‒активная зона (модульные, рабочие столы, для совместной деятельности);
‒творческая зона (контейнеры с цветной бумагой и картоном разной фактуры и размера; цветные карандаши, фломастеры, маркеры, восковые мелки, краски (гуашь, акварель, пальчиковые краски, батик), кисти тонкие и толстые, цветной песок (соль), различные нитки, ватные палочки, зубочистки, трубочки, печатки, шаблоны и трафареты, природный материал, баночки для воды, салфетки, палитры),
‒выставочная зона (стенды, мольберты для демонстрации работ).
Одаренного ребенка важно не только выявить и дать ему возможность для развития его способностей, но и создать условия психологического комфорта данного ребенка.
Проблема воспитания и обучения одаренных детей актуальна и определяется их личностными и психологическими характеристиками.
Выделяют следующие проблемы таких детей:
- трудности в общении со сверстниками.
- одаренные дети, не стремятся «быть как все», отвергают стандартные требования, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.
- отсутствие интереса к занятиям в группе. Такое отношение часто появляется оттого, что программа, рассчитанная на среднестатистического ребенка, для «одаренных» слишком проста, скучна и неинтересна.
- стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.
Современные исследования показывают, что для достижения высокого уровня в любой области даже очень способные дети нуждаются в одобрении, общении и постоянной моральной поддержке.
Приложение 3
Анкета по выявлению художественных способностей у детей для родителей
- В каком возрасте Ваш ребенок впервые взял художественные средства? (кисть, карандаш…)
- Что Вы предприняли тогда, заметив желание ребенка рисовать?
- В каком возрасте ребенок стал изображать маму, папу? Воображаемых героев, животных?
- Предлагаете ли Вы ребенку, кроме карандашей, фломастеров, красок, другие художественные материалы?
- Какое занятие, любимое у Вашего ребенка: рисовать, вырезать из бумаги, лепить (другое)?
- Как часто Ваш ребенок занят любимым делом?
- Что нравится Вашему ребенку больше - раскрашивать готовый рисунок внутри контура или работать с чистым листом бумаги и выдумывать самому рисунок?
- Любит ли ребенок срисовывать готовые картинки?
- Зарисовывает ли он свои пережитые впечатления?
- Отведено ли ребенку специальное место для рисования?
- Устраиваете ли Вы дома выставки работ Вашего ребенка?
- Высказываете ли Вы ребенку свое мнение о его работах? Не допускаете ли Вы критику в адрес его работ?
- Какими методами Вы поддерживаете интерес к художественному творчеству у ребенка? Оказываете ли Вы ему помощь в освоении изучаемого материала?
- Принимал ли Ваш ребенок участие в конкурсах, выставках по рисованию? Какие имел результаты?
Приложение 4
Советы родителям по развитию художественных способностей детей
Для детей рисование — одно из самых любимых видов деятельности.
С помощью него ребенок может выразить свои мысли и переживания, происходит полноценное творческое развитие. Но для того, чтобы в этом процессе не происходило ошибок родителям необходимо придерживаться некоторых советов
- Совет первый. Не критикуйте и не высмеивайте ребенка. Если у него не получается что-то — помогите ему, подскажите как лучше сделать.
- Совет второй. Не делайте ограничения для ребенка в средствах для рисования. У вашего ребенка всегда должно быть много разного вида красок, мелков, фломастеров, карандашей. Пускай рисует, сколько захочет.
- Совет третий. Следите, чтобы занятие не затягивалось по времени.
Нельзя чтобы ребенок уставал. Это способствует формированию плохого отношения к рисованию. Однако если ребенок весь увлечен творческим процессом
- не перебивайте его, дайте доделать работу до конца.
Совместная деятельность родителей с детьми в занятии художественным творчеством
- 1. Создайте новые оттенки цветов с помощью размывания акварели.
- 2. Используйте штриховку для закрашивания крупных деталей, используйте при рисовании цветные карандаши.
- 3. Используйте пальчиковые краски во время творческой деятельности.
- 4. Создайте фон, с помощью нетрадиционных методик: распылите с помощью зубной щетки акварель; создайте фактуру, используя соль; украсьте фон, используя штампы из подручных материалов (сырой картошки, картона);создайте фон с помощью мыльных пузырей (для этого мыло добавляется гуашевые краски и выдуваются на лист).
- 5. Используйте и другие интересные техники для творчества: коллаж, батик, бумажная пластика, оригами, объемная аппликация, изонить.
Создание условий для творчества ребенка?
Для создания необходимых условий надо следовать некоторым требованиям:
- Создание обстановки для стимуляции творческой деятельности (ребенку должен быть предоставлен свободный доступ к максимально разнообразному изобразительному материалу);
- Максимальное использование сил;
- Свобода выбора ребенком, какие способы деятельности использовать, продолжительность занятий, их частота и поочередность;
- Необходимость в постоянной поддержке ребенка, если что-то не получается, стимулирование творчества
Организация среды для художественного творчества дома
- Комната должна быть хорошо освещенной, свет должен попадать с левой стороны;
- Необходимо приобрести отдельный стол для творчества;
- Мебель должна соответствовать росту малыша;
- Желательно чтобы на столе было покрытие из клеенки;
- Бумага для творчества должна быть разного формата: альбомы для рисования и ватманы или обои. Именно такая бумага удобна в использовании: она не промокает и не коробится. Большой размер листов не стесняет движения рук ребенка.
- Для рисования необходимы гуашевые краски;
- При покупке кисточек следует обратить внимание на номер, указанный на ручке. Чем тоньше кисточка, тем меньше номер. Для занятий творчеством необходимы толстые кисти;
- Емкость для промывания кисточки нужно выбирать устойчивую к падению и желательно, чтобы она была прозрачной;
- Также должны быть под рукой тряпочки из льна для удаления лишней влаги;
- Также для изобразительной деятельности необходимы карандаши. Следует обратить внимание на мягкость карандашей. Лучше всего подойдут мягкие карандашики – М, 2М, 3М;
- Очень необходимым является стакан для хранения карандашей. Необходимо приучать ребенка ставить карандаши на место;
- Дети очень любят рисовать восковыми мелками и карандашами. Они очень удобны в использовании, так как рисуют легко и мягко;
- Также стоит приобрести фломастеры. Детям нравится рисовать ими, так как они оставляют яркий привлекательный след на бумаге;
- Для занятий лепкой стоит приобрести пластилин в коробке;
- Отличным средством при обучении лепке считается глина. Оформление детских работ
- Прежде всего, обсудите с ребенком, какие работы ему больше всего по душе.
- Из белой плотной бумаги вырезается рамка. По размеру она должна быть чуть меньше рисунка. Затем необходимо наложить ее на рисунок.
- Картину необходимо повесить так, чтобы ребенку было удобно подойти к ней и рассматривать ее.
- Для хранения рисунков должна быть выделена отдельная полка.
- Не забывайте, перед тем как отправить рисунок на хранение подписать его, указав дату, возраст ребенка. Положите картинку в файл.
- Для фигурок, сделанных из глины и пластилина, тоже должно быть отведено специальное место.
- Если уже набралось много рисунков можно организовать выставку работ. На нее можно пригласить родных и близких и организовать настоящий праздник.
Приложение 5 Конспект образовательной ситуации по нетрадиционным техникам рисования в старшей группе «Животные, которых я сам себе придумал»
Цель: Создание образов необычных животных с помощью нетрадиционной техники рисования – кляксографии
Задачи:
- Познакомить с нетрадиционной техникой кляксография.
- Учить работать в этой технике.
- Развивать воображение, творчество
Материалы: краски гуашь разных цветов, стаканчик для воды, кисточка, коктейльные трубочки, альбомные листы.
Ход ОС
-Ребята, в мире существует много разных стран, а как называется страна, где мы живем? (Россия)
- Правильно. В России есть поля, леса, реки, озера, моря, океаны. И в них обитают разные животные, рыбы, птицы, насекомые. Сейчас я загадаю вам загадки, а вы попробуйте отгадать их:
Хозяин лесной Просыпается весной, А зимой, под вьюжный вой, Спит в избушке снеговой. (Медведь) | Кто с высоких тёмных сосен В ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенёк Промелькнул, как огонёк? (Белка) |
Птичка-невеличка Ножки имеет, А ходить не умеет. Хочет сделать шажок - Получается прыжок. (Воробей) | Это старый наш знакомый: Он живет на крыше дома - Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист) |
У кого вся спинка в точках? | На большой цветной ковёр |
Кто пасётся на листочках? Кого мы просим Подняться в небо И принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка) | Села эскадрилья - То раскроет, то закроет Расписные крылья. (Бабочки) |
Эта рыба зубастая очень Хищник она, охотиться чаще ночью Зрение хорошее, совсем не близорука, А что это за рыба, ответ так прост, ведь это(щука) | Важная рыба, плавает в реке, Усатая очень, узнаешь везде. Она так прожорлива, ест и ночью и днем. Удивительная рыба под названием (сом) |
- Молодцы, вы хорошо знаете животных, птиц, рыб и насекомых, живущих в нашей. А теперь давайте представим, что где-то есть страна, в которой живут необычные животные.
- Сейчас я расскажу вам историю про такую страну. Хотите (Да)
«Однажды девочка Маша поставила в своей тетради кляксу, вот такую (рисует). Расстроилась Маша и уже хотела заплакать, как вдруг видит – произошло чудо - у кляксы глаза появились (рисует). Заморгала клякса и говорит девочке: «Не пугайся, мы все, кляксы, живые. На самом деле я необычное животное». У кляксы появились лапки, хвост (рисует). «Мы живем в необычной стране» - сказала клякса.
- Теперь попробуй дорисовать ножки или рожки, хвостик или две головы. Может, ты захочешь нарисовать крылья или плавники? Чтобы ты не нарисовала, какое бы животное у тебя не получилось, оно обязательно оживет. Ведь это волшебная страна.
- Как здорово! Мне так хочется попасть к вам в страну, как это сделать? – спросила Маша.
- А ты нарисуй нас, необычных животных, и мы всегда будем с тобой! Только есть одно условие: рисовать надо с вдохновением, с удовольствием. - Ответила Маше клякса».
- А вам, ребята, хочется попасть в страну, где живут необыкновенные животные? (Да.)
- Тогда давайте уточним, как мы будем рисовать? С чего мы начнем?
С помощью большого количества краски образуется жидкое пятно, которое потом раздувается коктейльной палочкой в разные стороны. В результате получается клякса с множеством подтеков – это основа нашего животного. Далее изображение дополняется нужными деталями- глаза, лапы, хвосты, крылья, рожки и т.д.
Закройте глаза и представьте, какое необыкновенное животное вы хотите нарисовать. Какое оно будет: водное или наземное? Какого цвета?
- Представили? А теперь открываем глаза и приступаем к рисованию.
После обсуждения и рассматривания рисунков дети придумывают, как будет называться необычная страна, в которой поселятся фантастичные животные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка
Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...
Проект «Капелька за капелькой»
Формирование представлений детей о воде и её свойствах, подвести к пониманию важности воды для всех живых организмов и необходимости её беречь....
Проект "Капелька за капелькой"
Прект в младшей группе "Капелька за капелькой"...
Сказка про капельку "Путешествие капельки"
Сказку "Путешествие капельки" можно использовать при проведении тематической недели "Праздник воды и земли" в средней группе по речевому развитию .Цель: формировать нач...
"Капелька за капелькой"
Проект...
Конспект НОД по ФЦКМ в средней группе: «Путешествие с капелькой» Тема: «Путешествие с капелькой»
В дошкольном возрасте закладываются основы личности и в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования. ...
Капелька за капелькой
Проект в средней группе...