"Использование нетрадиционной техники рисования"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Водолазская Светлана Сергеевна

Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию творческих способностей у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образование учреждение детский сад №92 Невского района Санкт-Петербурга

Использование современных технологий

                       

Воспитатель:

Водолазская С.С.

Санкт-Петербург

2023-2024 уч.г.

Современные образовательные технологии в ДОУ

 

      Современные образовательные технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Использование современных образовательных технологий дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

    Одной из современных образовательных технологий в дошкольном возрасте  является использование нетрадиционной техники рисования (АРТ – технология).

    Я считаю, художественно-эстетическое развитие с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами, своё умение владеть телом, голосом, речью и т. д. Поэтому творчество, развитие творчества - одна из главных задач воспитания.

Цели и задачи своей работы:

- Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога ДОУ по формированию художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования;

- Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.

- Формировать у детей дошкольного возраста знаний о нетрадиционных способах рисования;

- Владение дошкольными нетрадиционными техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

- Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

- Активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- Умение находить новые способы для художественного изображения;

- Умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности;

- Мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

- Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия;

- Внимание и усидчивость;

  Информационно-аналитический этап работы над темой:

1.Теоретический этап.

Изучение методической литературы по данной теме:

- Г.Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»

- И.В. Тюфанова «Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей дошкольников», Санкт-Петербург, изд. «Детство-Пресс», 2004г.

- А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд. «Академия развития- Академия холдинг».

- «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р.Г.Казаковой, Москва, изд. «Творческий центр Сфера», 2005

- И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду», Москва, изд. «Карапуз-Дидактика».

- Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста.- Москва, 2010г.

- Лыкова И.А., Изобразительная деятельность  в детском саду. Младшая группа. – Москва, 2010.

2. Практический этап.

- Изучение опыта педагогов ДОУ.

- Создание предметно-развивающей среды в группе.

- Использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.

    В каждом из нас живёт художник и поэт, а мы даже не знаем об этом, точнее забыли. Вспомните притчу о «зарытых талантах». А ведь действительно многие «закапывают» свой талант в землю, не в состоянии раскрыть себя сами. Так и ходят «нераскрытые таланты» по улицам и живут обыденной жизнью. Просто никто не обратил внимания на задатки и способности ещё в детстве. Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые!

   Нетрадиционные подходы к организации образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие», вызывают у детей желание рисовать, дети становятся более раскованными, уверенными, у них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь. Дети ощущают положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Перспективы на следующий год:

- Продолжить работу по теме: «Нетрадиционные техники рисования в дошкольном возрасте»;

- Изучить новинки методической литературы;

- Продолжить работу по разработке  новых техник рисования по данной теме.

- Планирую проведение мастер-классов.

“Монотипия”

Этот метод таит в себе немало заманчивого для дошкольников. Если кратко сказать, то это изображение на целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане, которое переносится потом на бумагу. На гладком целлофане рисую краской с помощью кисточки, или спички с ваткой, или пальцем (Не надо единообразия). Краска должна быть густой и яркой. И сразу же, пока не высохла краска, переворачивают целлофан изображением вниз на белую бумагу и как бы промокают рисунок, а затем поднимают. Получается два рисунка. Иногда изображение остается на целлофане, иногда на бумаге.

«Монотипия пейзажная»

Ребенок складывает лист бумаги пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, что бы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии так же можно использовать лист бумаги кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем он накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целы ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: «Город в тумане», «Мне приснились сны», «Идет дождь», «Ночной город», «Цветы за занавеской» и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой – рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумагу, или только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образом.

“Рисование нитками”

Ниткография - выкладывание с помощью шнурка или толстой нити контурных изображений различных предметов, то есть «рисование» с помощью нити. Существет этот метод в основном для девочек. Но это не значит, что он не пригоден для детей другого пола. А заключается он в следующем. Вначале делается из картона экран размером 25х25 см. На картон наклеивается или бархатная бумага, или однотонный фланель. К экрану хорошо бы подготовить симпатичные мешочек с набором шерстяных или полушерстяных ниток различных цветов. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивается ниточки, имеющие определенный процент шерсти. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из таких ниток можно готовить интересные сюжеты. Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета. К светлой фланели подходят одни цвета ниток, а к темной - совершенно другие. Так начинается постепенный путь к женскому ремеслу, очень нужному для них рукоделию.

“Рисование мыльной пеной”

Технология рисования. Взбить пену, набрать ее губкой. Отжать пену с губки в краску, перемешать. Контур рисунка наметить простым карандашом (предметы должны быть относительно крупными). Выложить пену кистью на изображенные предметы. После того как рисунок высохнет, лишнюю пену сдуть.

“Рисование методом наката”

Технология рисования. Налить гуашь в емкость. Опустить валик в емкость так, чтобы он был полностью погружен в краску. Достать валик из краски, подождать, пока лишняя краска стечет, и прокатить его по листу белой бумаги так, чтобы веревка оставляла следы.

“Рисование с помощью соли”

Технология рисования. Акварелью нарисовать рисунок. На влажный рисунок насыпать крупную соль. Соль насыпается на всю поверхность листа. После высыхания краски соль стряхивается.

Рисование методом напыления”

Технология рисования. На одном листе бумаги нарисовать контур предмета и аккуратно вырезать его. Силуэт предмета отложить в сторону. Наложить лист бумаги, из которого был вырезан контур, на другой цельный лист, скрепить их. Зубную щетку с краской держат на небольшом расстоянии от листа бумаги. Взять палочку и проводить ею по ворсу движением на себя. Краска напыляется на бумагу мелкими капельками. Когда она высохнет, снять верхний лист.

“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами, ногами”

Вот еще один из способов изображать окружающий мир: пальцами, ладонью, ступнёй ноги, а может быть и подбородком, носом. Не все воспримут такое утверждение серьезно. Где же грань между шалостью и рисованием? А почему мы должны рисовать только кисточкой или фломастером? Ведь рука или отдельные пальцы – это такое подспорье. Причем указательный палец правой руки слушается рбенка лучше, чем карандаш. Ну, а если карандаш сломался, кисточка вытерлась, фломастеры кончились – а рисовать хочется. Есть еще одна причина: иногда тематика просто просит детскую ладошку или пальчик. Например, рисование дерева ребенок лучше исполнит руками, чем другими орудиями.  Хорошо, если мы научим пользоваться пальцами рук рационально: не одним указательным.

“Рисование методом тычка”

Детям нравится все нетрадиционное. Рисование точками относится к необычным, в данном случае, приемам. Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками. Вот как это делается. Спичка, очищенная от серы, туго заматывается небольшим кусочком ваты и окунается в густую краску. А дальше принцип нанесения точек такой же. Можно взять сразу готовую ватную палочку. Главное, сразу же заинтересовать ребенка.

“Оттиск поролоном” (пенопластом)

Почему о все склонны думать, что если рисуем красками, то обязательно и кисточкой. Далеко не всегда, утверждают тризовцы. На помощь может прийти поролоном. Советуем делать из него самые разные маленькие геометрические фигуры, а затем прикепить х тонкой проволокой к палочке или не заточенному карандашу. Орудие труда уже готово. Теперь его можно обмакнуть в краску и методом штампов рисовать красные треугольники, желтые кружки, зеленые квадраты (весь поролон, в отличие от ваты, хорошо моется). Вначале дети будут хаотично рисовать геометрические фигуры. А затем предложите сделать из них простейшие орнаменты – сначала из одного вида фигур, затем из двух трех.

«Кляксография»

Она заключается в том, чтобы научить детей делать кляксы (черные и разноцветные). Затем уже ребенок может смотреть на них и видеть образы, предметы или отдельные детали. «На что похожа твоя или моя клякса?», «Кого она тебе напоминает?» - эти вопросы очень полезны, так как развивают мышление и воображение. После этого, не принуждая ребенка, а показывая, рекомендуем перейти к следующему этапу – обведение или дорисовка клякс. В результате может получиться целый сюжет.

«Граттаж» (метод волшебного рисунка)

Реализуется этот метод так. Углом восковой свечи на белой бумаге рисуется изображение (Елочка, домик, а может быть целый сюжет). Затем кистью, а лучше ватой или поролоном, краска наносится сверху на все изображение. Вследствие того, что краска не ложится на жирное изображение свечой – рисунок как бы появляется внезапно перед глазами ребят, проявляясь. Можно такой же эффект получить, рисуя вначале канцелярским клеем или кусочком хозяйственного мыла. При этом не последнюю роль играет подбор фона к предмету. К примеру, нарисованного свечой снеговика лучше закрасить голубой краской, а лодочку зеленой. Не нужно беспокоиться, если при рисовании начнут крошиться свечи или мыло. Это зависит от их качества.

«Цветной граттаж»

Ребенок натирает свечой весь лист так, что бы он весь был покрыт полностью слоем воска. Затем лист закрашивается гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

  Рисование губками

Материалы: поролоновые губки, гуашь, плотные листы бумаги, ёмкости для краски.

Работа: рисование губками является интересным и простым занятием для детей. Этот вид рисования доступен даже малышам, так как позволяет получать изображение быстро, большими мазками.

  Из поролона можно вырезать фигуры (звёзды, круги, ромбы, лепестки).

Разводим гуашь водой до густоты сметаны и наливаем в приготовленные ёмкости. Окунаем губку в краску и наносим оттиск на бумагу.

   Кляксография с трубочкой

Материалы: альбомные листы, гуашь или акварель, трубочка для напитков.

Работа: кляксография – это отличный способ весело и с пользой провести время, создать необычные образы, поэкспериментировать с красками. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они раздуются, перельются друг в друга, и каков будет конечный результат.

Краску развести водой и накапать её на лист в одну точку. Взять трубочку и подуть на неё в центр кляксы, раздувая в разные стороны.

   Рисование ватными палочками

Материалы: ватные палочки, гуашь, бумага, палитра.

Работа: на палитру для красок нанести несколько цветов краски, к каждой из которых положить ватную палочку. Получится, что палочку мыть не надо, так как у каждого цвета будет своя палочка. Чтобы отпечатки получались чёткими и ровными, покажите ребёнку, что палочку нужно держать вертикально по отношению к листу бумаги.

Вариантов рисования ватными палочками несколько: можно ставить точки, а можно рисовать линии; можно заполнять контур рисунка внутри, а можно рисовать только по контуру.

   Рисование на мятой бумаге

Материалы: тонкие листы бумаги, акварельные краски.

Работа: на листе бумаги простым карандашом выполняем рисунок. Рисунок должен состоять из крупных деталей. Мелкие в данной технике будет очень сложно выполнить в цвете.

Лист комкаем, но так, чтобы он не порвался. Затем разглаживаем лист на столе ладошками.

Приступаем к рисованию красками. На кисточку нужно брать много воды и много краски. Их излишки будут стекать в складки. После высыхания складки станут ярче по сравнению с остальными местами. Так и получаются трещинки. Лист бумаги закрашиваем полностью, чтоб не осталось белых пятен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методическая разработка НОД» (изобразительная деятельность (рисование) с использованием нетрадиционной техники рисования - рисование трафаретом и штампом)

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию.Тема: «Морское путешествие». Возраст: 5-6 лет (старшая группа). ...

Конспект НОД по рисованию с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе тема: «Зимний пейзаж». (с использованием нетрадиционных техник рисования)

Конспект НОД по рисованию с использованием ИКТ в подготовительной к школе группе тема: «Зимний пейзаж».(с использованием нетрадиционной техники «рисование паралоном, ватными палочкам...

Мастер-класс для педагогов «Использование техники Эбру для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия. Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Использование на занятиях по изобразит...