ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Маленький художник» c детьми 4-5 лет
проект по рисованию (средняя группа)
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Маленький художник" | 159.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Саранск
«Центр развития ребенка – детский сад № 46»
Рассмотрена и одобренаУтверждаю
на заседании педагогическогоЗаведующая МАДОУ
совета № 6от«Центр развития ребенка –«30» августа 2019 г.детский сад № 46»
Протокол №6 от_________ Н.Н.Комарова
«31» августа 2022 г. Приказ № от 31.08.2022 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
(ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА)
«Маленький художник»
Возраст детей 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год
Составитель:
Васина Н.А.
Саранск 2022 – 2023гг.
СОДЕРЖАНИЕ
1. | Паспорт программы | 3 |
2. | Пояснительная записка | 5 |
3. | Учебно–тематический план | 10 |
4. | Содержание изучаемого курса | 12 |
5. | Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы | 18 |
6. | Список литературы | 21 |
7. | Приложения | 22 |
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | Дополнительная образовательная программа «Обучение детей нетрадиционным техникам рисования» (далее – Программа) |
Руководитель программы | Воспитатель первой квалификационной категории Васина Наталья Анатольевна |
Организация-исполнитель | МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 46» г.о. Саранск |
Адрес организации исполнителя | г. Саранск,Пр. 70 лет Октября д. 82 |
Цель программы | Развитиехудожественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник. |
Направленность программы | - Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов. - Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства. |
Срок реализации программы | 1 год |
Вид программы Уровень реализации программы | адаптированная дошкольное образование |
Система реализации контроля за исполнением программы | координацию деятельности по реализации программы осуществляет администрация образовательного учреждения; практическую работу осуществляет руководитель дополнительного образования |
Ожидаемые конечные результаты программы | - Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности - Формировать умение оценивать созданные изображения. - Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов. - Развивать творческие способности детей - Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности - Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества. |
Пояснительная записка.
1. Направленность программы.
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, приумножать, не разрушая.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.
Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.
Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.
Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются через занятия кружка «Маленький художник». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
2. Новизна программы.
Новизной программы «Маленький художник» является развитие у детей творческого и исследовательского характеров, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов
3. Актуальность программы.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.
4. Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью программы «Маленький художник» является овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.
5. Педагогическая целесообразность программы.
Необходимость в создании данного направления существует, так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.
Выбор нетрадиционных техник в изготовлении общей работы в качестве основного приёма, оказывает наилучшее воздействие, и способствует развитию атмосферы сотворчества в процессе создания единого коллективного продукта. Игротворчество выступает как стимулятор интереса к изобразительной деятельности и развивает коммуникативную культуру дошкольников.
В силу индивидуальных особенностей, развитие коммуникативных способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Таким образом, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
6. Цель программы.
Развитие художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционных техник.
7. Задачи программы.
Обучающие:
• Обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
• Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и искусстве, радоваться красоте природы, произведений классического искусства.
Развивающие:
• Подводить детей к созданию выразительного образа при изображении предметов и явлений окружающей деятельности;
• Формировать умение оценивать созданные изображения.
• Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций. Обращать внимание детей на выразительные средства, учить замечать сочетание цветов.
• Развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
• Воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.
• Воспитывать культуру деятельности, формировать навыки сотрудничества.
8. Возраст детей.
Возраст детей, участвующих в реализации дополнительной образовательной программы: 4-5 лет.
- состав группы – постоянный;
- особенности набора обучающихся – свободный;
9. Срок реализации программы.
Продолжительность образовательного процесса:
- Одноступенчатый образовательный процесс – 1 год.
10. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
- Общее количество часов в год – 32 часов;
- Количество часов и занятий в неделю – 1 занятие.
- Периодичность занятий – 1 занятие в неделю, во вторую половину дня.
11. Ожидаемые результаты.
• Ребенок хорошо умеет рисовать ладошкой, пальчиками и ватными палочками
• Фантазирует и создает необычные образы, использую мятую бумагу и поролон
• Отщипывает пластилин и аккуратно наносит его на поверхность картона: прижимая, размазывая и сглаживая его
• Создает выразительные образы, используя изученные техники рисования
• Использует сочетание цветов и оттенков для создания выразительного образа
• Плодотворно взаимодействует с другими детьми и педагогом во время выполнения коллективных работ
• Может комбинировать в своей работе несколько видов нетрадиционных техник в одной работе
Структура образовательного процесса
Программа построена на основе программы по изобразительной деятельности «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, использованы пособия «Увлекательное рисование методом тычка» К.К. Утробиной, «Рисуем без кисточки» А.А. Фатеевой, «Рисование с детьми дошкольного возраста» под ред. Р.Г. Казаковой. Разработано перспективное планирование, создана предметно – развивающая среда, которая более эффективно помогает организовать совместную и самостоятельную деятельность детей. Программа реализуется через организацию работы кружка «Маленький художник» для детей 4-5 лет.
Программа рассчитана на 32 занятия. Занятие проходит один раз в неделю длительностью 20 минут. Время проведения: вторая половина дня.
12. Форма подведения итогов.
Форма подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы – выставки.
Контроль проводится в разных формах:
- творческие задания, тесты, анкеты;
- диагностика личностного роста.
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4-5 ЛЕТ
№ п/п | Наименование модулей, разделов и тем | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | |||
Кол-во занятий | Мин. | ||||
1. | Диагностика | 2 | 40 | 10 мин. | 30 мин. |
2. | «Осень на опушке краски разводила | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
3. | «Яблочный компот» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
4. | «Колючая сказка» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
5. | «Плюшевый медвежонок» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
6. | «Царство грибов» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
7. | «Цветик-семицветик» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
8. | «Первый снег» | 1 | 20 | 5 мин | 15 мин |
9. | «Укрась варежки» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
10. | «Елочка пушистая, нарядная» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
11. | «Морозный узор» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
12. | «Метель» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
13. | «Дед Мороз» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
14. | «Рисуем по шаблону» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
15. | «Ожившая сказка» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
16. | «Снегири на ветке» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
17. | «Портрет солдат» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
18. | «Мимоза» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
19. | «Веселые кляксы» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
20. | «Красивые картинки из разноцветной нитки» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
21. | «Ранняя весна» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
22. | «Космический пейзаж» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
23. | «Пейзаж у озера» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
24. | «Сказочная поляна» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
25. | «Закат солнца в пустыне» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
26. | «Салют» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
27. | «Пасхальное яйцо» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
28. | «Поделки из бумажных полос» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
29. | «Вот и лето пришло» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
30. | «Разноцветные бабочки» | 1 | 20 | 5 мин. | 15 мин. |
31. | «Скатерть-самобранка» | 1 | 20 | 5 мин | 15 мин |
Итого: | 32 | 640 | 160 мин. | 470 мин. |
СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Тема | Наименование модулей, разделов и тем | Содержание | Методы обучения | Формы работы | Работа с родителями |
№1 | Диагностика | Выявление знаний и умений детей в области эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Игровая ситуация, дидактическая игра. | Рассматривание иллюстраций, беседа. | |
№2 | Диагностика | Выявление знаний и умений детей в области эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Игровая ситуация, дидактическая игра. | Рассматривание иллюстраций, беседа. | |
№3 | -«Осень на опушке краски разводила» (печать листьев) | - Познакомить с новым видом изобразительной техники «печать листьев»; - воспитывать интерес к осенним явлениям природы; - развивать чувство композиции, цветовосприятия | Наблюдение за осенней природой во время прогулок. | Разучивание стихов, развлечение «Осень». | Презентация «Программа дополнительно образования «Веселый художник»» |
№4 | -«Яблочный компот» (Штамп, рисование ватной палочкой) | -учить украшать вырезанную из белого картона банку, используя печатание яблоками; -учить использовать в рисовании ватные палочки для изображения ягод смородины; -учить украшать поделку | Наблюдение, экскурсия, чтение художественной литературы. | Рассматривание иллюстраций. | |
№5 | «Колючая сказка» (рисование штрихом) | - Обучить ритмичному нанесению штриховки; - учить изображать качественные признаки рисуемых объектов «колючесть», передавать штрихами фактуру веток ели; - развивать умение детей наносить длинные и короткие штрихи в одном в разных направлениях без просветов | Наблюдение, демонстрация репродукций с изображением ежа рассказы из детского опыта. | Чтение рассказов М. Пришвина, Е. Чарушина «Еж», рассматривание картины «Ежи». | Анкета для родителей «Выявление интересов и знаний родителей по вопросам художественно-эстетического развития дошкольни-ков». |
№6 | «Плюшевый медвежонок» (рисование поролоном) | - Помочь детям освоить новый способ изображения – рисование поролоном, губкой; - учить рисовать крупно, располагать изображение в соответствии с размером листа; - побуждать детей передавать в рисунке образ игрушки; | Составление рассказа о медвежонке. | Рассматривание игрушек. | |
№7 | «Царство грибов» (рисование манной крупой) | -ознакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы; - продолжать учить детей работать с красками; - воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое | Знакомство с манной крупой, как с материалом для рисования. | Рассматривание грибов. | |
№8 | «Цветик – семицветик» (смешивание цветов) | - Расширять знания цветовой гаммы путем введения новых оттенков; - закреплять представления детей о цветовом многообразии, навыка закрашивания внутри контура | Рассматривание иллюстраций с изображением радуги, закрепление знания последовательности расположения цветов в радуге | Моделирование, просмотр мультфильма. | |
№9 | «Первый снег» (рисование пальчиками) | - Оттиск печатками, рисование пальчиками Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. - -Развивать чувство композиции. Воспитать у ребенка художественный вкус. | Наблюдение за зимней природой во время прогулок, беседа с детьми на тему: «Какого цвета зима?» | Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. | Консультация«Формирова-ние у детей положительного отношения к детскому саду». |
№10 | «Укрась варежки» (тычок жесткой кистью, рисование ватными палочками) | -совершенствовать умения в технике тычок жесткой кистью; -учить украшать варежки, используя ватные палочки; -развивать чувство ритма, цвета | Наблюдение. Беседа. Показ. | Просмотр мультфильма. | |
№11 | « Елочка пушистая, нарядная» (тычок жесткой полусухой кистью) | -упражнять в технике рисования тычком, полусухой жесткой кистью; -продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура | Демонстрация наглядных пособий. Беседа. | Рассматривание, отгадывание загадок. | Прочитать с детьми худ. Произведения про елочку. |
№12 | «Морозный узор» (техника набрызга) | - Помочь освоить метод спонтанного рисования; - вызвать у детей интерес к зимним явлениям природы; - развивать воображение, творчество, зрительную наблюдательность, способность замечать необычное | Показ способов, действий. Беседа. | Рассматривание узоров на окнах. Чтение художественной литературы. | |
№13 | «Метель» | - Познакомить с техникой ниткография; -учить рисовать в данной технике; -развивать воображение, ассоциативное мышление | Наблюдение, демонстрация наглядных пособий. | Подвижные игры. Пальчиковая гимнастика. | Обсудить с детьми пословицы. |
№14 | «Дед Мороз» (аппликация из ваты) | -учить скатывать ватные шарики и наклеивать на основу рисунка | Беседа, рассматривание иллюстраций. | Чтение художественной литературы. | |
№15 | «Рисуем по шаблону» (шаблоно-графия) | - Обучать способам изображения разных объектов приемом обрисовывания готовых шаблонов разных геометрических форм; - научить детей смотреть на одну и ту же форму с разных сторон; - расширять представление детей о строении сложных предметов; - развивать мелкую моторику рук | Наблюдение, беседа, дидактическая игра. | Экспериментирование, создание разных объектов из геометрических фигур на фланелеграфе. | Выставка рисунков «Зимний вернисаж». |
№16 | «Ожившая сказка» (ожившие предметы) | - Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка; - развивать образную память, воображение, творческую фантазию, умение передавать характер рисуемого объекта | Рассказ педагога, дидактическая игра. | Чтение отрывка из сказки Дж. Родари «Чиполлино», чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи» | |
№17 | «Снегири на ветке» (тычок полусухой жёсткой кистью + крупа) | учить передавать образ птицы в рисунках, используя технику тычка; -развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие; -учить рисовать снегирей, используя метод тычка | Рассматривание иллюстраций. Показ образца. | Беседа о перелетных и зимующих птицах, рассматривание снегиря | |
№18 | «Портрет солдат» (восковые мелки + акварель) | Закрепить умение детей рисовать в технике «свеча+акварель». Учить детей рисовать по представлению; рассматривать, - учить детей работать свечой (или белым восковым мелком). | Беседа, демонстрация наглядных пособий. | Презентация фильма о солдатах и их подвигах | Консультация «Готовим с детьми подарок своими руками». |
№19 | «Мимоза» (тычком + набрызг + аппликация | Закрепить умение рисовать при помощи тычка. Учить рисовать цветы, расширить знания о цветах, развивать эстетическое отношение к окружающему миру; формировать нравственные основы: внимание и любовь к близким, желание делать подарки. | Беседа, игровая ситуация. | Рассматривание рисунка мимозы. | |
№20 | «Веселые кляксы» (кляксография) | - Познакомить с новым способом изображения – кляксография; - учить дорисовывать детали объектов полученных в ходе спонтанного изображения для придания им законченности и сходства с реальными образами; - развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности, поощрение детского творчества | Наблюдение, демонстрация наглядных пособий. | Рассматривание водорослей в аквариуме. | Совместная работа с детьми на свободную тему. |
№21 | «Красивые картинки из разноцветной нитки» (рисование нитками) | - Познакомить с новым способом рисования; - учить аккуратно пользоваться клеем, наносить его на контур рисунка тонкой струйкой; - учить выкладывать нить точно по нарисованному контуру; - развивать цветовосприятие, умение подбирать соответствующие цветовые сочетания; - развивать мелкую моторику рук. | Рассматривание репродукций. | Тренировочный прием по выкладыванию рисунка цветными нитками на бумаге. | |
№22 | «Ранняя весна» (по – мокрому) | -Учить детей делать тычки жесткой полусухой кистью; -развивать эстетическое восприятие весеннего пейзажа; -создать условия для отражения в рисунке весенних впечатлений; -развивать творческое воображение | Беседа, показ. | Репродукции картин на тему «Весна» | |
№23 | «Космический пейзаж» | - воспитывать стремление к познанию окружающего мира; - формировать умение получения четкого контура рисуемых объектов; - развивать мелкую моторику рук | Беседа, пальчиковая гимнастика. | Беседа о космосе, первом космонавте Ю. Гагарине, чтение рассказа «Первый полет» А. Митяева. | Наблюдение за небом по дороге в детский сад. |
№24 | «Пейзаж у озера» (монотипия) | - Познакомить с новой техникой изображения пейзажа – монотипией; - закрепить знания детей об окружающем мире; - развивать умение детей создавать композицию. | Рассматривание репродукций. | Индивидуальный тренировочный прием «Что отразилось в моем зеркальце?», наблюдение за отражением предметов в лужице, просмотр мультфильма «Крошка Енот». | |
№25 | «Сказочная поляна» (монотипия предметная) | -Учить изображать распускающие деревья, цветы; -развивать эстетическое восприятие, любовь к природе, желание передавать ее красоту | Наблюдение, беседа, подвижная игра. | Чтение художественной литературы. | Беседа «Как ребенку справляться с обязанностями дома». |
№26 | «Закат солнца в пустыне» (акварель + цветная соль) | Научить новому приему оформления изображения: присыпание солью по мокрой краске для создания объемности изображения; -учить создавать изображение с помощью соли, самостоятельно дорисовывать полученное изображение для получения заката | Беседа, показ, демонстрация наглядных пособий. | Подготовка цветной соли для работы. | |
№27 | «Салют» (проступаю-щий рисунок) | - Формировать у детей представления о подвиге народа во время Великой Отечественной войны; - закрепление свойств разных материалов, используемых в работе: акварель, восковые мелки; - усвоение навыка проведения непрерывных линий; - развитие композиционных навыков, пространственных представлений | Беседа с детьми о Дне Победы, чтение рассказов Л. Кассиля «Твои защитники» | Рассматривание иллюстраций, мультфильмов. | |
№28 | «Пасхальное яйцо» | Учить детей делать имитацию пасхального яйца в технике вырезания из бумаги. Упражнять в вырезании симметричных узоров, предварительно сложив бумагу в разных направлениях. Развивать логическое мышление, побуждать к творчеству. | Беседа, демонстрация наглядных пособий, показ способов. | Игра – драматизация, пальчиковые игры. | |
№29 | «Поделки из бумажных полос» | Продолжать знакомить со способом изготовления поделок из бумажных полос, развивать самостоятельность и творчество. | Рассказ воспитателя, показ образца. | Рассматривание иллюстраций, изготовление поделок из бумаги. | |
№30 | «Вот и лето пришло» (роспись на камушках) | Учить делать изображения на камне; -развивать воображение и творчество | Беседа, наблюдения. | Сбор и подготовка камней для росписи. | Выставка рисунков «Лето». |
№31 | «Разноцвет-ные бабочки» (монотипия) | Продолжать знакомить с техникой монотипии. Развивать пространственное мышление, творческое воображение. | Наблюдение, объяснение, игровая ситуация. | Подвижная игра, рассматривание иллюстраций. | |
№32 | «Скатерть-самобранка» | Знакомить с декоративно-прикладным искусством и произведениями народных мастеров, развивать логическое мышление, моторику рук, чувство ритма, цвета, формы и композиции. | Беседа, показ, объяснение, создание игровой ситуации. | Просмотр и обсуждение предметов декоративно-прикладного искусства. | Рассматривание с детьми сюжетных картинок и сост.рассказов по ним. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Формы занятий планируемых по каждой теме или разделу.
Индивидуальная, групповая.
2. Приемы и методы организации.
Эмоциональные методы:
- поощрение;
- порицание;
- учебно-познавательная игра;
- создание ярких наглядных образных представлений;
- создание ситуации успеха;
- свободный выбор заданий.
Познавательные методы:
- опора на жизненный опыт;
- создание проблемной ситуации;
- выполнение творческих заданий.
Социальные методы:
- создание ситуации взаимопомощи;
- поиск контактов и сотрудничества;
- заинтересованность в результатах;
- взаимопроверка.
В художественно-эстетическом развитии применяются общепедагогические методы. Общепедагогические методы – это методы использования слова (словесные методы), которые включают в себя: описание, комментарии и замечания, беседа, разбор, пояснение, указания.
- словесные методы – описание, объяснение учебного материала;
- методы наглядного воздействия: показ, демонстрация учебных видеофильмов, рисунков, схем и т.д.;
- игровые методы – создание игровых ситуаций.
3. Дидактический материал.
№ п/п | Наименование |
1 | Плакаты: «Фрукты», «Овощи», «Азбука цвета», «Цвета» |
2 | Репродукции картин Альбом пейзажной живописи «Четыре времени года» Альбомы репродукций. « Четыре времени года» Альбом «Знакомство с жанровой живописью» |
3 | Изделия декоративно-прикладного искусства |
4 | Технологические карты: «Шаг за шагом», «Море», «Зоопарк», «Игрушки», «Природа», «Космос» |
5 | Альбомы с декоративными росписями |
4. Техническое оснащение занятий.
Материально – техническое обеспечение программы:
Кабинет- помещение, предназначенное для специальных занятий с необходимым для этого оборудованием.
Художественные материалы и инструменты:
№ п/п | Наименование |
1. | Кисти:
|
Карандаши:
| |
2. | Краски акварель |
3. | Гуашь |
4. | Гуашь |
5. | Цветная бумага |
6. | Цветной картон |
7. | Белый картон |
8. | Ножницы |
9. | Трафареты |
10. | Печатки |
11. | Клей –карандаш Клей ПВА |
Список литературы
Список литературы для педагогов
- «Мы в Мордовии живём»: региональный образовательный модуль дошкольного образования/ О. В. Бурляева[ и др.] Мордов. гос. пед. ин – т. – Саранск, 2015. – 84с.
- Грибовская А.А. «Ознакомление дошкольников с графикой и живописью»; методическое пособие; Москва 2004г
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»; Москва 2008г
- Казакова Л.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста»; Москва творческий центр 2005г
- Комарова Т.С. «Обучение дошкольников технике рисования»; учебное пособие к Программе под редакцией Васильевой М.А. 2005г
- Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство»/ Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2016.-352с.
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗДИДАКТИКА», 2007. – 144 с.
Список литературы для детей и родителей
1. Долженко Г.И. «100 поделок из бумаги» ;Академия развития 2001г
2. Дружинина, М. Разноцветные стихи / И. Дружинина. – М.: Олма Медиа Групп, 2012. -128.
3. Остер, Г. Все лучшие сказки для самых маленьких / Г. Остер. – М. : АСТ, 2016. – 160с.
4. Ремезова Л.А. «Играем с цветом»; Москва «Школьная пресса» 2004г
5. Утробина К.К. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет»;Москва издательство «ГНОМ и Д» 2001г
6. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки»; Академия развития 2006г.
Приложения
Приложение 1
Картотека пальчиковых игр
«Дружба»
Дружат в нашей группе девочки и мальчики,
(пальцы рук соединяются ритмично в «замок»)
Мы с тобой подружим маленькие пальчики,
(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять,
(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинца)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять,
Мы закончили считать.
(руки виз, встряхнуть кистями)
«Овощи»
Мы капустку рубим – рубим,
Мы капустку солим – солим,
Мы капустку трем – трем,
Мы капустку жмем – жмем.
(Имитация движений)
«У Лариски – две редиски»
У Лариски – две редиски.
(по очереди разгибать пальчики)
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.
«Компот»
Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот:
(левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок.
(загибают пальчики по одному, начиная с большого пальца)
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.
«На базар мы ходили»
На базар ходили мы,
(соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую
стихотворную строчку)
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
Приложение 2
Консультации для родителей
«Готовим с детьми подарок своими руками»
Подарки любят и взрослые, и дети.
Подарок – вещь, которую даритель по собственному желанию безвозмездно преподносит в полное владение с целью доставить удовольствие, пользу получателю подарка. Подарок имеет сходное значение с даром и пожертвованием. Дарение подарков является одной из традиций, принятых в обществе. Для этого существуют разные поводы: обычаи и праздники, выражение симпатии, сочувствия, признательности и благодарности, любви или дружбы.
На Руси подарки всегда любили, умели находить в них тайный смысл и счастливые вести. У слова «подарок» был брат-близнец — «гостинец», произошедший от слова «гость». Раньше, по обычаю, человек всегда должен был входить в дом с подарком, и его готовы были в этом доме ответно «отдарить».
Умение дарить подарки не дается от рождения, а формируется в процессе жизни. Психологи считают, что данное умение следует развивать с самого раннего возраста.Формировать это умение необходимо, в первую очередь, личным примером. Привыкая с детства к подаркам, ребенок со временем начинает понимать, что и он в ответ должен что-то подарить. Взрослым следует объяснить ребенку, что подарок необязательно должен быть большим, дорогим, купленным в магазине. Его можно сделать своими руками. Пусть это будет рисунок или поделка, которую он сможет сам подарить кому-то из членов семьи. Кроме того, для этого не нужно ждать особого повода.
Ребенка не надо заставлять делать подарок, он должен захотеть этого сам. Важным для закрепления желания что-то подарить является искренняя благодарность в ответ со стороны взрослого.В более старшем возрасте ребенка можно приобщать к совместному выбору подарков для всех членов семьи, что даст ему возможность научиться учитывать разные обстоятельства: соответствие подарка поводу, возрасту, полу, пожеланиям и интересам того, кому он предназначается, оригинальность, полезность подарка. Следует объяснить, что дарить нужно то, что интересно и необходимо одаряемому, а не самому дарителю, а также то, что подарки дарят не за поступки, а из-за отношения к человеку.
Важными являются процессы упаковки подарка и собственно его дарения, к которым также необходимо приобщать ребенка. Вкладывая свой труд, фантазию, частичку души, украшая подарочную коробку, он научится получать от этого удовольствие, не будет бояться высказывать пожелания.Участие в семейных поздравлениях со временем станет для ребенка нормой, и ему не придется напоминать о том, что нужно поздравить маму с днем рождения и 8 Марта, дедушку с Днем защитника Отечества и Днем пожилого человека, например.
Кроме умения дарить, важно умение получать подарки, которое также необходимо прививать с детства: учить говорить слова благодарности, начиная с младшего возраста, проявлять внимание к подаренному, разворачивая упаковку при получении и т.д.Нельзя допускать демонстративную оценку, обсуждение непонравившегося подарка при детях. В противном случае они быстро научатся копировать такое поведение, и однажды взрослым придется из-за этого краснеть.
Каким бы ни был подарок, он должен быть искренним и преподноситься с добрыми пожеланиями.
На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен уметь следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, усвоить нормы и ценности, принятые в обществе, включая моральные и нравственные ценности.
«Формирование целостного отношения детей к миру семьи»
Современные исследования свидетельствуют о решающей роли семьи в становлении личности ребенка – дошкольника. Своеобразие и необходимость ознакомления детей состоит в том, что воздействие семьи более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воздействие, т. к. проводником его являются родительская любовь к детям и ответные чувства (привязанность, доверие) детей к родителям. Следовательно, ребенок, особенно в ранние годы, более открыт к воздействию семьи, чем к любому другому воздействию.
Направленность на мир семьи предполагает наличие значимых интересов и привязанности к родному дому, семье, своему роду, детскому саду и т. д.
Обогащение детей знаниями и представлениями о мире семьи предполагает следующие задачи:
1. Формирование представлений о роли семьи в жизни человека.
2. Обогащение представлений детей о прошлом семьи.
3. Обогащение представлений о том, что семья развивается, увеличивая её состав.
4. Дать представление детям о связях между миром семьи и миром предметов (у каждого члена семьи есть свои любимые вещи, хобби».
5. Формирование представлений детей о своей сопричастности к миру семьи (я как член семьи похож на них внешне, своими увлечениями и интересами; продолжаю традиции своей семьи, я могу преумножить достоинства своей семьи (рисую лучше всех, сочиняю стихи).
Мир семьи – это родной дом, где тебя всегда ждут уют и тепло, где тебя встретят с любовью и пониманием. Мир семьи – это праздник и традиции.
Семейные традиции – это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни привычки его обитателей. Так одни семьипредпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.
Крайне сложно формировать семейную традицию, если дети выросли и уже сформировали общее отношение к семье. Другое дело, молодые семьи, где родители могут показать ребенку всю красоту мира, окутать его любовью и сформировать надежную жизненную позицию на протяжении всей жизни.
Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых – его родителей. Папа и мама формируют детскую картину мира с самой первой встречи со своим малышом. Сначала они выстраивают для него мир прикосновений, звуков и зрительных образов, затем учат первым словам, затем – передают свое ко всему этому отношение.
То, как ребенок в последствии отнесется к себе, окружающим и жизни в целом – целиком и полностью зависит от родителей. Жизнь может представляться ему бесконечным праздником или увлекательным путешествием, а может видеться как скучный, неблагодарный и тяжелый труд, ожидающий каждого сразу за школьным порогом.
Начните с малого – чтение на ночь. Даже если ваш ребенок еще слишком меленький, чтобы понимать то, что вы ему говорите, только звук вашего голоса будет для малыша необыкновенно полезен. Старайтесь уделять время для выбора сказок. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.
Список детей
- Адушкина Ева
- Буряков Артём
- ВагаповУсман
- Ванина Дарина
- Ведерникова Арина
- Власова Ксения
- Гаваев Роман
- Гришин Никита
- Добрынькин Сергей
- Долбунова Виктория
- Иващенко Екатерина
- Идлова Варвара
- Куртышов Максим
- Макаров Иван
- Мартынов Артём
- Милешин Вадим
- Миркискин Сергей
- Настюшкин Михаил
- Нечаев Максим
- Нуянзина Арина
- Пронькин Виктор
- Савинов Платон
- Шерстнева Вероника
- Яшин Илья
Список детей по подгруппам:
1-я подгруппа
1.Адушкина Ева
2.Буряков Артём
3.Вагапов Усман
4.Ванина Дарина
5.Ведерникова Арина
6.Власова Ксения
7.Гаваев Роман
8.Гришин Никита
9.Добрынькин Сергей
10.Долбунова Виктория
11.Иващенко Екатерина
12.Идлова Варвара
2-я подгруппа
1.Куртышов Максим
2.Макаров Иван
3.Мартынов Артём
4.Милешин Вадим
5.Миркискин Сергей
6.Настюшкин Михаил
7.Нечаев Максим
8.Нуянзина Арина
9.Пронькин Виктор
10.Савинов Платон
11.Шерстнева Вероника
12.Яшин Илья
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа "Маленький йоги"
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми и счастливыми. Каждому известно, как важны для укрепления здоровья ребенка занятия физической культурой. Поэтому при выборе секций или кружка для многих...
Дополнительная общеобразовательная программа. "Маленький актёр".
Одно из самых популярных и увлекательных направлений является театрализованная деятельность детей в ДОУ. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуаль...
Дополнительная общеобразовательная программа «Маленькая Англия»
Пояснительная записка: Возможности иностранного языка как учебного курса в реализации стратегической направленности детского сада на развитие личности поистин...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Маленький механик"
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "Маленький механик"...
Дополнительная общеобразовательная программа «Маленький актёр»
Дополнительная общеобразовательная программа «Маленький актёр» имеет художественную направленность и ориентирована на формирование у воспитанников общей культуры, развитие художественного ...
Дополнительная общеобразовательная программа Маленькие волшебники
Дополнительная общеобразовательная программа Маленькие волшебники...
Дополнительная общеобразовательная программа "Маленькие волшебники"
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т. к. в ней особенно п...