Конспект занятия для детей старшего возраста (5-6 лет) "Хохломская роспись" по сказке "Федорино горе"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Конспект занятия для деей старшего возрата (5-6 лет) по художественно-эстетическому развитию на тему "Хохломкая роспись" по сказке "Федорино горе" с использованием нетрадиционных способоф рисования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspet_zanyatiya_hohlomskaya_rospis.docx | 21.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе «Хохломская роспись» по сказке «Федорино горе»
Цель: формировать умение узнавать и правильно называть вид народно - декоративного узора.
Задачи:
- учить выделять элементы растительного орнамента хохломы (листок, ягодка, травка, завиток, капельки и т. д.) и видеть красоту элементов.
- совершенствовать приемы рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи, а также использовать в своих работах элементы и способы нетрадиционного рисования (пальчиком, ватными палочками).
- развивать умение пользоваться традиционным и нетрадиционным материалом для рисования, ритмично наносить рисунок.
- развивать умение отгадывать загадки, задумывать содержание своей работы, развивать цветовое и творческое восприятие, эстетический вкус, интерес к художественной литературе.
- продолжать формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.
- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров - умельцев, к народному творчеству; совершенствовать самостоятельность и аккуратность в работе.
Методические приемы:
Наглядные:
рассматривание альбома «Хохломская роспись», рассматривание хохломской посуды, показ воспитателя, обыгрывание ситуаций с посудой, игра «Из какой посуды кушать приятнее?»
Словесные и практические:
проблемные вопросы, художественное слово, загадки, чтение художественной литературы, беседа - диалог, рассуждение, физкультурная минутка «Посуда», пальчиковая гимнастика «Помощница». Игра - беседа «Деревянная, стеклянная, металлическая» (какая легче, лучше, обобщение по общему свойству). Использование различных видов художественно - творческой деятельности (игровая, речевая, изобразительная, музыкальная).
Игровой прием: сюрпризный момент со сказочным героем.
Подведение итогов.
Предварительная работа.
Рассматривание чайной, столовой, кухонной посуды. Беседа о посуде. Загадывание загадок о посуде. Рассматривание хохломской посуды. Презентация «История посуды».
Чтение произведения И. И. Чуковского «Федорино горе». Познавательно - исследовательская деятельность: экспериментирование по определению свойств посуды из разного материала.
Знакомство с историей возникновения хохломского промысла.
Материал:
силуэты посуды, гуашь, ватные палочки, салфетки, губки, непроливайки, виды хохломской посуды, изображение элементов хохломской росписи (ресничек, травинок, усиков, завитков, капелек); выставка хохломских изделий; мультимедийное оборудование, ауди и видео запись русской народной мелодии и сказки.
Ход занятия
Перед детьми стоит сундучок.
Воспитатель: «Что за чудо сундучок
И висит на нем замок.
Я замочек отомкну
В сундучок я загляну.
В сундучке - то чудеса
Ах, какая красота».
Ребенок достает хохломскую посуду.
Воспитатель: В сундучке необыкновенные изделия, они не простые, а золотые. Назовите их.
Дети: Миски, ложки, ковши, чашки, вазы, плошки и т. д.
Воспитател: Как можно одним словом назвать эти предметы?
Дети: Посуда.
Воспитатель: Из какого материала сделана эта посуда?
Дети: Из дерева, эта посуда деревянная.
Воспитатель: Вся посуда разрисована растительным орнаментом. Каким?
Дети: Декоративные цветы, травка, листья, веточки, ягоды, сказочные жар - птицы, чудесные рыбы.
Воспитатель: Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как называется роспись, которой украшена эта посуда? (хохломская). Сделать настоящую хохломскую посуду не просто. Ребята, мы с вами видели иллюстрации, картины, фильмы о том, как изготовляют такую хохломскую посуду. Давайте вместе вспомним (привлекаю к беседе детей). Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - чашу. Потом он сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Теперь эта чаша похожа на глиняную. После этого пропитывают льняным маслом, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком вместо дорогого золота. Чаша блестит и золота не требуется. После этого художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент, покрывает лаком и ставит в печь для подсушки и для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Художник использует всего краски четырех цветов: черную, красную, зеленую и желтую. Кисточку тоже делает сам из хвостика белки. Давайте еще раз посмотрим на эти изделия. Столько тепла они излучают, радуют глаз! А как вкусно кушать из такой сказочной посуды! Не боится хохлома ни влаги, ни стужи, краски ее не стираются, не смываются, потому что это чудо сделали золотые руки мастеров.
Р: «Резные ложки и ковши,
Ты разгляди - ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Небывалой красоты!
Блестят они, как золотые
Как будто солнцем налитые.
Все листочки, как листочки
Здесь же каждый золотой.
Красоту такую люди
Называют хохломой».
Раздается скрип волшебного сундучка.
В: сундучок, сундучок,
Разукрашенный бочок.
Открывайся, не скрипи
Покажи нам, что внутри.
В сундучке посуда - странная, немытая, разбитая (достают ее. Звучит фонограмма, раздается голос посуды) :
«Ой, мы бедные, бедные сиротки
Жили мы у неряхи - Федорки.
Было нам у бабы худо -
Била, била нас она,
Не любила, и не мыла нас она
Запылила, закоптила нас она!»
Р: «Жила - была у бабы посуда
Чайник, чашка и блюдо.
Ножи, вилка и ложка,
Кастрюля и поварёшка.
Р: Посуда дружила с едой,
Посуда дружила с водой,
И с Федорой посуда дружила
Она ее вкусно кормила».
В: Но Федора обижала посуду обычную.
- Посмотрите, какая грязная, разбитая, грустная посуда пришла к нам. Просит найти ей новую хозяйку.
- Оставайся посуда у нас жить. Дети у нас добрые, заботливые, будут ухаживать и за тобой. Вот это наша посуда - чистая, красивая. Хотите и вы такой стать?
Пальчиковая гимнастика «Машина каша»
«Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила.
Положила Маша кашу,
Кошке - в чашку,
Жучке - в плошку,
А коту - в большую ложку.
В миску - курицам, цыплятам
И в корытце - поросятам.
Всю посуду заняла, все до крошки раздала».
Посуда:
«Хотим сказать вам по секрету,
У Федоры есть посуда красивая, золотая, расписная
Хохлома, она называлась,
Часто к праздникам на показ она выставлялась.
Уж и холила и лелеяла она хохлому,
Целыми днями смотрела она на ее красоту!»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какого произведения пришла к нам посуда?
- Кто написал это произведение? (И. И. Чуковский).
- Как вы думаете, почему это произведение называется «Федорино горе?»
- Какие предметы пришли к нам в гости? (кружки, блюдца, чайная ложка).
- Как можно назвать одним словом, то, что видите? (посуда).
- Какая это посуда? (чайная).
- Почему она так называется?
- Для чего нужна эта посуда?
Воспитатель: Не переживай, посуда, мы сейчас украсим тебя и станешь ты такой же красивой и золотой. Ребята, сейчас вы станете мастерами - художниками и украсите свои изделия узорами хохломы. Скажите, из каких растительных орнаментов состоит хохломской узор? (перечисляют). Посмотрите, в узоре есть гроздья рябины, завитки из трав и листьев, красная земляника и черная смородина. Такими узорами мы украсим посуду Федоры. Подумайте, какие цвета нам понадобятся для составления орнамента (черный, красный, зеленый. Дети вместе с воспитателем разбирают способы рисования орнаментов).
- Какое главное правило при составлении узора? (элементы должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя равномерно элементы узора. Воспитатель показывает, как правильно изобразить растительность).
- Сегодня мы будем не просто мастерами, а мастерами - волшебниками, так как в своей работе мы будем кроме кисти использовать и другие материалы. Представьте, у вас исчезли кисточки. Чем вы сможете рисовать?
Д: С помощью пальцев, ватных палочек, трафаретов, кистей ладони, нитью, бумагой, путем выдувания краски.
В: Сегодня мы будем дополнять растительный орнамент путем рисования пальчиками и ватными палочками. ( Воспитатель показывает способы изображения декоративного узора с помощью нетрадиционных техник: пальчиками - ягоды, листья - фалангами пальцев, середина у ягод - ватными палочками и т. д.). Сейчас мы отдохнем и работать все пойдем.
Физминутка «Посуда»
1.«Вот большой стеклянный чайник - ребенок
надувает живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик чайника.
2. Очень важный, как начальник -
изобразить важного начальника, делая кругообразные движения от груди.
3. Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки -
присесть, одна рука на поясе.
4. Вот фарфоровые блюдца, только стукни - разобьются
кружатся, рисуя руками круг.
5. Вот серебряные ложки, словно дружные матрешки -
потянуться, руки вверх, сомкнуть над головой.
6. Вот пластмассовый поднос, он посуда нам принес -
встать прямо, сделать руками круг.
- У каждого есть посуда. Предлагаю расписать ее узорами, которые больше всего вам понравились. Закройте глаза и представьте тот узор, который вы хотите нарисовать. Приготовьте руки для работы и скажите все вместе волшебные слова: «Кисти, палочки и пальцы, помогите, хохлому рисовать начните» (звучит мелодия, дети работают. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, помогает, поощряет).
- У вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Предлагаю устроить выставку ваших работ (дети их рассматривают, выделяют наиболее удачные). Вот какая веселая, яркая, разноцветная, волшебная посуда у нас получилась.
Р: Как волшебница жар - птица
Не выходит из ума.
Чародейка - мастерица
Золотая хохлома!
Д: Ой, вы гости дорогие
У нас подарки расписные.
Расписывали их, старались,
Подарить вам мы собрались!
- Заходит бабушка Федора и поет :
«Ой, вы бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите - ка, немытые домой,
Я водою вас умою ключевой.
Уж не буду я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать.
(Удивленно видит чистую красивую посуду детей и)
Говорит:
Дети, вы меня простите, я всегда буду мыть и ухаживать за посудой. Можно я вашу красивую, чистую, замечательную, расписную посуду возьму с собой? Мне было очень плохо и одиноко без моей посуды. Я поняла, что без нее никак не обойтись. Дома я навела порядок, тараканов я повывела, пауков я всех повымела. Стало чисто и красиво. И стала я тоже другой - доброй, милой, приветливой, причесанной, веселой и хорошей хозяюшкой. А вам я напекла пирогов. Давайте пить чай и жить дружно!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия для детей старшего возраста по ознакомлению с окружающим миром
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста "Водная стихия и её обитатели". Цели: расширить представления детей о водных обитателях; разъяснить необходимость охраны...
Конспект занятия для детей старшего возраста "Формирование навыков словообразования у детей с ОНР по темам "Продукты птания" и "Посуда"
Цель занятия: Систематизация знаний детей о классификации продуктов питания. ...
Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"
Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...
Конспект занятия для детей старшего возраста "Валенки для Домовенка Кузи"
Конспект занятия «Валенки для Домовенка Кузи» Программное содержание:В игровой форме закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью...
Конспект занятия для детей старшего возраста «Путешествие в страну Здоровья»
Цели: формировать представление детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Закрепить основные понятия: распорядок дня, личная гигиена, витамины, полезные продукты, здор...
Конспект занятия для детей старшего возраста с ОНР и нарушениями в эмоционально-личностной сфере.
Коррекционно-образовательная деятельность, направленная на закрепление лексико-грамматических категорий и корректировку эмоционально-личностной сферы....
Конспект занятия для детей старшего возраста "Вкусные истории"
учить характеризовать предмет питания по присущим ему признакам, подбирая слова – определения.обобщить знания детей об овощах и фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок и с...