Конспект занятия для детей старшего возраста (5-6 лет) "Хохломская роспись" по сказке "Федорино горе"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Шифанова Евгения Игоревна

Конспект занятия для деей старшего возрата (5-6 лет)  по художественно-эстетическому развитию на тему "Хохломкая роспись"  по сказке "Федорино горе"  с использованием нетрадиционных способоф рисования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspet_zanyatiya_hohlomskaya_rospis.docx21.45 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе «Хохломская роспись» по сказке «Федорино горе»

Цель: формировать умение узнавать и правильно называть вид народно - декоративного узора.

Задачи:

- учить выделять элементы растительного орнамента хохломы (листок, ягодка, травка, завиток, капельки и т. д.) и видеть красоту элементов.

- совершенствовать приемы рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи, а также использовать в своих работах элементы и способы нетрадиционного рисования (пальчиком, ватными палочками).

- развивать умение пользоваться традиционным и нетрадиционным материалом для рисования, ритмично наносить рисунок.

- развивать умение отгадывать загадки, задумывать содержание своей работы, развивать цветовое и творческое восприятие, эстетический вкус, интерес к художественной литературе.

- продолжать формировать знания об особенностях росписи игрушек, посуды и других промыслов.

- воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров - умельцев, к народному творчеству; совершенствовать самостоятельность и аккуратность в работе.

Методические приемы:

Наглядные:

рассматривание альбома «Хохломская роспись», рассматривание хохломской посуды, показ воспитателя, обыгрывание ситуаций с посудой, игра «Из какой посуды кушать приятнее?»

Словесные и практические:

проблемные вопросы, художественное слово, загадки, чтение художественной литературы, беседа - диалог, рассуждение, физкультурная минутка «Посуда», пальчиковая гимнастика «Помощница». Игра - беседа «Деревянная, стеклянная, металлическая» (какая легче, лучше, обобщение по общему свойству). Использование различных видов художественно - творческой деятельности (игровая, речевая, изобразительная, музыкальная).

Игровой прием: сюрпризный момент со сказочным героем.

Подведение итогов.

Предварительная работа.

Рассматривание чайной, столовой, кухонной посуды. Беседа о посуде. Загадывание загадок о посуде. Рассматривание хохломской посуды. Презентация «История посуды».

Чтение произведения И. И. Чуковского «Федорино горе»Познавательно - исследовательская деятельность: экспериментирование по определению свойств посуды из разного материала.

Знакомство с историей возникновения хохломского промысла.

Материал:

силуэты посуды, гуашь, ватные палочки, салфетки, губки, непроливайки, виды хохломской посуды, изображение элементов хохломской росписи (ресничек, травинок, усиков, завитков, капелек); выставка хохломских изделий; мультимедийное оборудование, ауди и видео запись русской народной мелодии и сказки.

Ход занятия

Перед детьми стоит сундучок.

Воспитатель: «Что за чудо сундучок

И висит на нем замок.

Я замочек отомкну

В сундучок я загляну.

В сундучке - то чудеса

Ах, какая красота».

Ребенок достает хохломскую посуду.

Воспитатель: В сундучке необыкновенные изделия, они не простые, а золотые. Назовите их.

Дети: Миски, ложки, ковши, чашки, вазы, плошки и т. д.

Воспитател: Как можно одним словом назвать эти предметы?

Дети: Посуда.

Воспитатель: Из какого материала сделана эта посуда?

Дети: Из дерева, эта посуда деревянная.

Воспитатель: Вся посуда разрисована растительным орнаментом. Каким?

Дети: Декоративные цветы, травка, листья, веточки, ягоды, сказочные жар - птицы, чудесные рыбы.

Воспитатель: Такую посуду и на царский стол поставить не зазорно. Как называется роспись, которой украшена эта посуда? (хохломская). Сделать настоящую хохломскую посуду не просто. Ребята, мы с вами видели иллюстрации, картины, фильмы о том, как изготовляют такую хохломскую посуду. Давайте вместе вспомним (привлекаю к беседе детей). Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - чашу. Потом он сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Теперь эта чаша похожа на глиняную. После этого пропитывают льняным маслом, натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком вместо дорогого золота. Чаша блестит и золота не требуется. После этого художник мягкой кистью рисует затейливый орнамент, покрывает лаком и ставит в печь для подсушки и для «закалки»И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком! Художник использует всего краски четырех цветов: черную, красную, зеленую и желтую. Кисточку тоже делает сам из хвостика белки. Давайте еще раз посмотрим на эти изделия. Столько тепла они излучают, радуют глаз! А как вкусно кушать из такой сказочной посуды! Не боится хохлома ни влаги, ни стужи, краски ее не стираются, не смываются, потому что это чудо сделали золотые руки мастеров.

Р: «Резные ложки и ковши,

Ты разгляди - ка, не спеши.

Там травка вьется и цветы

Небывалой красоты!

Блестят они, как золотые

Как будто солнцем налитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют хохломой».

Раздается скрип волшебного сундучка.

В: сундучок, сундучок,

Разукрашенный бочок.

Открывайся, не скрипи

Покажи нам, что внутри.

В сундучке посуда - странная, немытая, разбитая (достают ее. Звучит фонограмма, раздается голос посуды) :

«Ой, мы бедные, бедные сиротки

Жили мы у неряхи - Федорки.

Было нам у бабы худо -

Била, била нас она,

Не любила, и не мыла нас она

Запылила, закоптила нас она!»

Р: «Жила - была у бабы посуда

Чайник, чашка и блюдо.

Ножи, вилка и ложка,

Кастрюля и поварёшка.

Р: Посуда дружила с едой,

Посуда дружила с водой,

И с Федорой посуда дружила

Она ее вкусно кормила».

В: Но Федора обижала посуду обычную.

- Посмотрите, какая грязная, разбитая, грустная посуда пришла к нам. Просит найти ей новую хозяйку.

- Оставайся посуда у нас жить. Дети у нас добрые, заботливые, будут ухаживать и за тобой. Вот это наша посуда - чистая, красивая. Хотите и вы такой стать?

Пальчиковая гимнастика «Машина каша»

«Маша каши наварила,

Маша кашей всех кормила.

Положила Маша кашу,

Кошке - в чашку,

Жучке - в плошку,

А коту - в большую ложку.

В миску - курицам, цыплятам

И в корытце - поросятам.

Всю посуду заняла, все до крошки раздала».

Посуда:

«Хотим сказать вам по секрету,

У Федоры есть посуда красивая, золотая, расписная

Хохлома, она называлась,

Часто к праздникам на показ она выставлялась.

Уж и холила и лелеяла она хохлому,

Целыми днями смотрела она на ее красоту!»

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из какого произведения пришла к нам посуда?

- Кто написал это произведение? (И. И. Чуковский).

- Как вы думаете, почему это произведение называется «Федорино горе

- Какие предметы пришли к нам в гости? (кружки, блюдца, чайная ложка).

- Как можно назвать одним словом, то, что видите? (посуда).

- Какая это посуда? (чайная).

- Почему она так называется?

- Для чего нужна эта посуда?

Воспитатель: Не переживай, посуда, мы сейчас украсим тебя и станешь ты такой же красивой и золотой. Ребята, сейчас вы станете мастерами - художниками и украсите свои изделия узорами хохломы. Скажите, из каких растительных орнаментов состоит хохломской узор(перечисляют). Посмотрите, в узоре есть гроздья рябины, завитки из трав и листьев, красная земляника и черная смородина. Такими узорами мы украсим посуду Федоры. Подумайте, какие цвета нам понадобятся для составления орнамента (черный, красный, зеленый. Дети вместе с воспитателем разбирают способы рисования орнаментов).

- Какое главное правило при составлении узора? (элементы должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя равномерно элементы узора. Воспитатель показывает, как правильно изобразить растительность).

- Сегодня мы будем не просто мастерами, а мастерами - волшебниками, так как в своей работе мы будем кроме кисти использовать и другие материалы. Представьте, у вас исчезли кисточки. Чем вы сможете рисовать?

Д: С помощью пальцев, ватных палочек, трафаретов, кистей ладони, нитью, бумагой, путем выдувания краски.

В: Сегодня мы будем дополнять растительный орнамент путем рисования пальчиками и ватными палочками. ( Воспитатель показывает способы изображения декоративного узора с помощью нетрадиционных техник: пальчиками - ягоды, листья - фалангами пальцев, середина у ягод - ватными палочками и т. д.). Сейчас мы отдохнем и работать все пойдем.

Физминутка «Посуда»

1.«Вот большой стеклянный чайник - ребенок

надувает живот, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик чайника.

2. Очень важный, как начальник -

изобразить важного начальника, делая кругообразные движения от груди.

3. Вот фарфоровые чашки, очень хрупкие бедняжки -

присесть, одна рука на поясе.

4. Вот фарфоровые блюдца, только стукни - разобьются

кружатся, рисуя руками круг.

5. Вот серебряные ложки, словно дружные матрешки -

потянуться, руки вверх, сомкнуть над головой.

6. Вот пластмассовый поднос, он посуда нам принес -

встать прямо, сделать руками круг.

- У каждого есть посуда. Предлагаю расписать ее узорами, которые больше всего вам понравились. Закройте глаза и представьте тот узор, который вы хотите нарисовать. Приготовьте руки для работы и скажите все вместе волшебные слова: «Кисти, палочки и пальцы, помогите, хохлому рисовать начните» (звучит мелодия, дети работают. Воспитатель подходит к детям, подбадривает, подсказывает, помогает, поощряет).

- У вас получились замечательные изделия народного промысла хохломы. Молодцы! Предлагаю устроить выставку ваших работ (дети их рассматривают, выделяют наиболее удачные). Вот какая веселая, яркая, разноцветная, волшебная посуда у нас получилась.

Р: Как волшебница жар - птица

Не выходит из ума.

Чародейка - мастерица

Золотая хохлома!

Д: Ой, вы гости дорогие

У нас подарки расписные.

Расписывали их, старались,

Подарить вам мы собрались!

- Заходит бабушка Федора и поет :

«Ой, вы бедные сиротки мои,

Утюги и сковородки мои!

Вы подите - ка, немытые домой,

Я водою вас умою ключевой.

Уж не буду я посуду обижать,

Буду, буду я посуду

И любить и уважать.

(Удивленно видит чистую красивую посуду детей и)

Говорит:

Дети, вы меня простите, я всегда буду мыть и ухаживать за посудой. Можно я вашу красивую, чистую, замечательную, расписную посуду возьму с собой? Мне было очень плохо и одиноко без моей посуды. Я поняла, что без нее никак не обойтись. Дома я навела порядок, тараканов я повывела, пауков я всех повымела. Стало чисто и красиво. И стала я тоже другой - доброй, милой, приветливой, причесанной, веселой и хорошей хозяюшкой. А вам я напекла пирогов. Давайте пить чай и жить дружно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия для детей старшего возраста по ознакомлению с окружающим миром

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего возраста "Водная стихия и её обитатели". Цели: расширить представления детей о водных обитателях; разъяснить необходимость охраны...

Конспект занятия для детей старшего возраста по познавательному развитию на тему: "Поиск воздуха"

Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольника в естественной форме проявляется в виде так называемого детского экперементирования с предметами и в виде вербального исследования воп...

Конспект занятия для детей старшего возраста "Валенки для Домовенка Кузи"

Конспект занятия «Валенки для Домовенка Кузи» Программное содержание:В игровой форме закрепить знания детей о производстве валенок, их назначении, обычаях, связанных с этой обувью...

Конспект занятия для детей старшего возраста «Путешествие в страну Здоровья»

Цели: формировать представление  детей о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни. Закрепить основные понятия: распорядок дня, личная гигиена, витамины, полезные продукты, здор...

Конспект занятия для детей старшего возраста с ОНР и нарушениями в эмоционально-личностной сфере.

Коррекционно-образовательная деятельность, направленная на закрепление лексико-грамматических категорий и корректировку эмоционально-личностной сферы....

Конспект занятия для детей старшего возраста "Вкусные истории"

учить характеризовать предмет питания по присущим ему признакам, подбирая слова – определения.обобщить знания детей об овощах и фруктах, продуктах питания через содержание знакомых сказок, загадок и с...