Семеновская матрешечка в гостях у ребят занятие по рисованию в 1.6.docx
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)

Шагапова Роза Рифовна

Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к родному краю через изобразительное искусство.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семеновская матрешечка в гостях у ребят

Автор: Шагапова Роза Рифовна

МАДОУ г.Нижневартовск ДС № 62 «Журавушка»

Цель: ознакомление с особенностями росписи семеновской матрешки, знакомство с лучшими образцами народно декоративно-прикладного искусства России.

Программные задачи:

1. Обучающие:

- закрепить знание детей о народном промысле России по изготовлению матрешек; закрепить знания о характере семеновской росписи матрешки;

- познакомить с приемом рисования в нетрадиционной технике «штампование»;

- учить прижимать штамп к рисунку (основе) и наносить оттиск на бумагу поролоновой губкой-штампом.

2. Развивающие:

- развивать мелкую моторику кисти рук, чувство цвета, ритма, координацию движений;

- развивать детское творчество при самостоятельном выполнении работы (смешивать краски и получать различные оттенки основных цветов);

- развивать речь детей, упражнять в назывании элементов росписи семеновской матрешки.

3. Воспитательные:

- воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к родному краю через изобразительное искусство, народную музыку;

- воспитывать аккуратность при работе с красками.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие»; «Познавательное развитие»; «Речевое развитие».

Материалы и оборудование.

Наглядный материал: экспозиция мини-музея «Матрёшка – сувенир из России», матрешки разных промыслов; плоскостное изображение матрешки (3 вида образца расположения элементов узора); атрибуты к дидактической игре «Выстрой по росту матрешек» - силуэты матрешек разного размера.

Раздаточный материал: шаблоны бумажных плоскостных матрешек, палитры для рисования с гуашевыми красками, поролоновая губка-штамп с изображением цветов и лепестков, салфетки.

Аудиозапись исполнения русских народных песен.

I. Вводная часть.

1.1. Организационный момент.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас посетить новую экспозицию нашего мини-музея, которая называется «Матрёшка – сувенир из России». Закрывайте глазки и проговорите «Вокруг себя обернись в музее очутись!»

Ребята поворачиваются к мини-музею. Экспонаты выставки с предметами декоративно-прикладного искусства России выставлены на полку.

Воспитатель: Посмотрите на эту выставку. Ребята, знакомы ли вам экспонаты нашего мини-музея? Здесь собраны различные игрушки, сделанные руками мастеров из разных регионов России. Вот куклы: тряпичные мотанки, деревянные лошадки, дымковские игрушки – барыни и петушки. А вот и предметы посуды, украшенные росписью - самовар, расписные ложки, тарелки. У нас много экспонатов, но сегодня мы с вами будем говорить о матрешках. Ребята, а что вы уже знаете о матрёшках?

Дети по желанию рассказывают о том, что они знают про игрушку-матрешку. Примерный ответ «Это русская народная игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать».

1.2. Введение в тему.

Воспитатель: Матрешка - это русская народная игрушка. С ней можно играть, любоваться, разбирать и собирать. Из ваших рассказов я поняла, что вам нравится играть с этой игрушкой – её интересно складывать. А сейчас, я предлагаю вам присесть и послушать мой рассказ.

Дети садятся на стульчики полукругом перед экспозицией музея.

2. Основная часть.

2.1. Рассказ воспитателя о матрешке.

Воспитатель: Матрёшка — традиционный русский сувенир, который стал популярным среди россиян и иностранных гостей. Об этой деревянной игрушке «с секретом» знают даже в самых отдалённых от России странах. В форме и росписи куклы отразились народные представления о мире, добре и красоте. Матрёшка соединила в себе такие ценности как материнство, семья, единство и душевное тепло. Этот сувенир символизирует плодородие, изобилие и бесконечность жизни.

Воспитатель: А знаете ли вы, какие матрешки тут представлены? Это матрешки из разных промыслов, то есть от разных мастеров (Семеновская, Загорская, Похлов-Майданская). Мастера разных промыслов по своему разукрашивают эту игрушку, и традиционно, каждый вид матрешек имеет свои особенности.

— Ребята, как вы думаете, а сколько лет самой первой игрушке-матрешке? (Ответы детей).

— Дети, я вам открою секрет, самой первой игрушке матрешке уже целых 120 лет. Вот уже 120 лет в России существует такая замечательная игрушка.

С самого начала было у матрешки имя – Матрена. Мастера, который изготовил первую матрешку, звали Василий Звездочкин. Ребята, а из какого материала делают матрешку? (Ответы детей). Правильно! Матрёшек изготавливают из дерева. Для изготовления фигурки используется сухая берёза или липа. Из высушенных заготовок вытачиваются фигурки.

- Кто вытачивает матрёшек? Дети: матрёшек вытачивает токарь.

- Кто расписывает матрёшек? Дети: их расписывают художники.

Матрёшка игрушка особенная. Она легко разбирается. Это игрушка-сюрприз. Знаете, какой в ней сюрприз? Она делится надвое и в каждой большой живет маленькая, а в маленькой еще меньше.

- Раскроем и посмотрим, сколько же в этой большой матрешке поместилось матрешек меньшего размера.

2.2. Дидактическое упражнение «Счет прямой и обратный».

Воспитатель: Предлагаю сосчитать все матрешки – от большой до маленькой, и обратно.

2.3. Рассматривание матрешки.

Воспитатель: Давайте рассмотрим матрешку. Это семеновская матрешка. Почему она так названа? Ее изготавливают в городе Семенове.

Воспитатель: Ребята, а какие преобладают цвета в росписи семеновской матрешки? Ответы детей: красный, желтый, зеленый, иногда к ним добавляется синяя краска.

Воспитатель: При этом ключевые детали обводятся черным контуром, что придает игрушке невероятную четкость и выразительность

Воспитатель: Вам нравится семеновская матрешка? Чем же вам она так понравилась?

2.4. Дидактическое упражнение «Комплимент для матрешки»

Воспитатель: Предлагаю вам выйти на ковер и стать в круг. Передавайте друг другу матрешку и скажите ей комплимент. Предлагаю вам описать матрешку - скажем, какая она.

Дети: Матрешки разные по росту, есть большие и маленькие. Наша матрешка очень красивая! Она румяная, расписная, красивая, веселая, нарядная, сувенирная и т.д.

Воспитатель: А если ее погладить, то какая она на ощупь? Дети: Гладкая.

Воспитатель: А почему она такая гладкая. Дети: Ее покрыли лаком.

Воспитатель: Давайте вместе рассмотрим наших красавиц, во что они одеты?

- Чем украшена матрешка? Что у неё на голове? Платочек. На голове у куколок обязательно должен быть платочек, который часто имеет узор «в горошек».

- Что художники нарисовали на туловище матрёшки? Сарафан. А что впереди подвязала на сарафан матрёшка? Фартук. Что нарисовано на фартуке? Цветы.

Воспитатель: Молодцы! Русская матрёшка воспринимается нами одетой в расписной сарафан, платок, фартук. Посмотрите, какая наша матрёшка красавица. Что нарисовано на лице матрешки? Ответы детей: У матрешки чёрные глазки, длинные реснички, чёрные брови, алые губки, розовые щёчки.

Воспитатель: Вот какие наши матрёшки хорошенькие. Выходите на ковер, и расскажем о том, какими веселыми бывают матрешки.

2.5. Физкультминутка «Веселые матрешки».

Хлопают в ладоши дружные матрёшки (хлопают).

На ногах сапожки топают матрёшки (топают).

Влево, вправо наклонись, (наклоны влево, вправо)

Всем знакомым поклонись (дети кланяются).

Воспитатель: А вы бы хотели стать настоящими художниками по росписи матрешек? (Дети: Да!) Тогда я приглашаю вас в мастерскую по росписи семеновских матрешек. Скажем волшебные слова и перемещаемся в мастерскую. Закрывайте глазки и проговорите «Вокруг себя обернись в мастерской очутись!».

Дети подходят к столу, на котором лежит конверт.

Воспитатель: Мне кажется, что для нас здесь есть сюрприз- это конверт. Что же в конверте? А здесь силуэты матрешек и они все разного размера.

2.6. Дидактическое упражнение «Выстрой по росту матрешек».

В игре участвуют 5 детей. Каждый игрок выбирает себе матрешку. Дети рассматривают свои матрешки и сравнивают их с другими матрешками, используя метод сравнения – приложение, после чего договариваются и выстраивают ряд матрешек от самой высокой к самой низкой. Остальные игроки оценивают действия товарищей, и исправляют ошибки, если таковые есть.

2.7. Работа в творческой мастерской.

Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием! Предлагаю занять свои места в творческой мастерской. Мастерам нужна наша помощь – нужно разукрасить фартуки этих матрешек.

Дети садятся за столы. На столах разложены заготовки матрешек разного размера с белыми фартуками.

Воспитатель: Перед тем как начать разукрашивать матрешек, я предлагаю размять наши пальчики

Пальчиковая гимнастика «Тук-тук»

-Тук-тук-тук, молоток стучит звонко,

- Пальчиками мы будем работать ловко!

- Воз ладошки разожмем, а потом их разомнем.

- Пальцы сжали в кулачок, туки-туки, чок да чок!

Воспитатель: Сегодня мы будем рисовать необычным способом. Штампами из гофрированного картона, который свернут в виде рулончика. Отпечаток от такого штампа получаются очень интересными. Так у нас получатся красивые цветы. Отпечаток от поролонового штампа – листик. С помощью таких штампов мы сможем изобразить букеты цветов на белом фартуке семеновской матрешки.

Дети выполняют творческое задание под русскую народную музыку.

  1. Итог занятия.

Воспитатель: Вам понравилось рисовать узоры на фартуке у матрешки?

- Ребята, что особенно вам понравилось на сегодняшнем занятии? Кто смог себя почувствовать волшебником?

- Кто сегодня смог оказать помощь? Кому?

- Я благодарю вас – юных художников и настоящих волшебников! И надеюсь, что и в дальнейшем вы узнаете еще больше о народных промыслах России, и мы еще пополним наш мини-музей новыми экспонатами!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Матрешечка в гостях у ребят

Весенний праздник для детей младшего и среднего возраста (8 марта)...

Знакомство с малыми формами народного фольклора "Миша в гостях у ребят". Занятие в средней группе.

Дети, вы уже знаете много сказок, которые сочинил народ. В сказках заключена народная мудрость и красота нашего родного русского языка. Как называются такие сказки? Сегодня мы познакомимся с малыми фо...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ по РАЗВИТИЮ РЕЧИ ( с элементами рисования) Тема: «Игрушечный зайка в гостях у ребят» I младшая группа

При пoдгoтовке к oбразoвательной деятельности учитываются возрастные особенности детей ( первая младшая группа), проводится предварительная работа рассматривание картинки «Зайчиха с зайчата...

Конспект образовательной деятельности для детей 2 группы раннего возраста по теме " Кисточка в гостях у ребят".Данный материал будет полезен воспитателям, как первое занятие по рисованию в сентябре.

Данный материал будет полезен воспитателям, как первое занятие по рисованию в сентябре.Этот конспект занятия, направлен на воспитание и развитие у дошкольников художественно - эстетического вкуса, тво...

конспект занятия по рисованию старшая группа " Семеновская матрёшка"

конспект занятия по рисованию старшая группа...

Конспект занятия по рисованию в младшей группе для детей 2 - 3 лет «Семеновские матрешки».

Конспект занятия по нетрадиционным видам рисования.Целью является ознакомление ребят с народным промыслом — семеновскими матрёшками. Показывать характерные элементы: орнаменты – это цветы,...