дополнительная общеобразовательная программа "Время рисовать"
рабочая программа по рисованию (старшая, подготовительная группа)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Время рисовать» по содержательной, тематической направленности является художественной и направлена на приобщение обучающихся к изобразительному искусству, развитие их творческих способностей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_vremya_risovat.docx | 738.97 КБ |
Предварительный просмотр:
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ 1.1. Пояснительная записка ……………………………………………….…..3 1.2. Цель и задачи программы ……………………………………………….. 6 1.3. Содержание программы …………………………………………………..7 1.3.1. Учебный план……………………………………………………….....…7 1.3.2. Учебно-тематический план …………………………………………….8 1.3.3. Содержание учебно-тематического плана …………………...….…..10 1.3.4. Планируемые результаты …………………………………………..…16 РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ 2.1. Календарный учебный график …………………………………………17 2.2. Условия реализации программы ……………………………………….18 2.3. Формы аттестации / контроля ………………………………………….18 2.4. Оценочные материалы …………………………………………….……18 2.5. Методические материалы ……………………………………………….20 2.6. Список литературы ………………………………………………………22 |
- . Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Время рисовать» по содержательной, тематической направленности является художественной и направлена на приобщение обучающихся к изобразительному искусству, развитие их творческих способностей, навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса.
Данная программа разработана в соответствии с:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с последующими изменениями и дополнениями.
- Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 N 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 06.12.2019 N 56722).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей, и молодежи».
- Приказ Министерства просвещения РФ от 2 декабря 2019 г. N 649 «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды».
- приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности в сетевой форме реализации образовательных программ».
- Письмо Министерства просвещения РФ от 19.03.2020 No ГД-39/04 «О направлении методических рекомендаций» («Методические рекомендации по реализации образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, образовательных программ среднего профессионального образования и дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий»).
- Распоряжение губернатора Кемеровской области от 06.02.2023 «Об утверждении Стратегии развития воспитания «Я – Кузбассовец» на период до 2025 года».
- Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 03.04.2019 № 212 «О внедрении системы персонифицированного дополнительного образования на Территории Кемеровской области».
- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области от 13.01.2023 № 102 «Об утверждении Правил персонифицированного финансирования дополнительного образования».
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования, и науки РФ от 18.11.2015 № 09-3242).
- Устав МБУДО «Тяжинский центр дополнительного образования».
Актуальность программы. Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребёнок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать своё место и значение в этом прекрасном мире. Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребёнка. Всё начинается с детства. Уже в самой сути маленького человека заложено стремление узнавать и создавать. Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое, и эмоциональное мышление, внимание, наблюдательность, воображение. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребёнку с возрастом реализовать себя: в учебе, творчестве, в общении с друзьями.
В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Одной из главных целей преподавания изобразительного искусства становиться задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознание своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Программа актуальна, так как направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разными способами рисования, используют разные материалы для работы, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Уровень сложности освоения содержания программы – ознакомительный уровень.
Отличительные особенности программы в том, что в ней предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе.
Педагогическая целесообразность. Данная общеобразовательная общеразвивающая программа решает основную идею комплексного творческого развития обучающихся дошкольного возраста. Применяемые на занятиях методы обучения в полной мере отвечают возрастным особенностям детей. Деятельностный подход позволяет даже в рамках групповой формы занятий раскрыть и развить творческие способности обучающихся, раскрыть для них новый чудесный мир, почувствовать себя художником, творцом. Непременное развитие мелкой моторики рук, которое происходит во время занятий, оказывает свое благотворное влияние и на интеллектуальное развитие ребенка.
Адресат программы.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Время рисовать» разработана для детей дошкольного возраста, 5 - 6 лет.
Характеристика детей дошкольного возраста. В этом возрасте обучающиеся уже достаточно осознанно делают выбор в предметной сфере для своего дополнительного образования. Они открыты для восприятия, но находятся в эмоциональной зависимости от педагога – потребность в положительных эмоциях значимого взрослого во многом определяет их поведение. Учитывая это, программа предусматривает создание положительного эмоционального фона занятий. Яркость, красочность предлагаемых и демонстрируемых образцов творческих работ вызывает высокий эмоциональный отклик у ребёнка.
Важный путь познания и освоения ребёнком окружающего мира, неустанная работа воображения, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству. В программе заложено использование этой особенности при выполнении простых творческих заданий.
Детям этого возраста трудно сосредоточиться на однообразной и мало привлекательной для них деятельности, требующей умственного напряжения. Поэтому для более продуктивной работы применяются методы комментированного рисования. На занятиях используются игровые методы и технологии, а также потешки, загадки, считалки.
Объем и срок освоения программы - общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения и необходимых для освоения программы 41 час. Продолжительность освоения программы – 11 месяцев.
Режим занятий, периодичность и продолжительность. Недельная часовая нагрузка – 1 академический час. Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу. (1 академический час - 30 минут в соответствии с требованиями Сан Пин).
Наполняемость учебной группы – от 7 до 25 обучающихся.
Состав группы- постоянный.
Особенности набора учащихся - свободный. Зачисление обучающихся в объединение производится с обязательным условием – заявлением от родителей (законных представителей) и номера сертификата учащегося. В течение года допускается дополнительный добор учащихся.
Формы обучения – очная, с применением дистанционного обучения на период карантина или других чрезвычайных ситуаций на основании приказа администрации Центра.
Особенности организации образовательного процесса. Программа разработана для группы обучающихся дошкольного возраста 5-6 лет и реализуется в рамках сетевого взаимодействия.
1.2. Цель и задачи программы
Цель программы - развитие творческих способностей и интереса обучающихся через овладение видами и техниками изобразительного искусства.
Задачи программы:
Образовательные:
- познакомить обучающихся с различными видами изобразительного искусства;
- обучить обучающихся подбирать цвета и сочетать цветовые контрасты;
- обучить обучающихся основам рисования по воображению и с натуры, умению передать форму и пропорции.
Развивающие:
- развивать у обучающихся эстетический и художественный вкус.
- развивать у обучающихся трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам.
- развивать у обучающихся внимание, воображение, целеустремленность.
Воспитательные:
- воспитывать у обучающихся желание добиваться успеха собственным трудом;
- прививать обучающихся навыки работы в группе, доброжелательное отношение друг к другу.
1.3. Содержание программы
1.3.1.Учебный план
№ п/п | Наименование разделов | Часы по разделам программы | Формы аттестации/ контроля |
1 г/об. ознакомительный | |||
1. | «Введение» | 1 | |
2. | «Осенние мотивы» | 5 | |
3. | «Братья наши меньшие» | 5 | |
4. | «Зимние мотивы» | 5 | Викторина |
5. | «Герои любимых сказок» | 6 | |
6. | «Декоративно народная роспись» | 5 | |
7. | «Праздничный подарок» | 5 | |
8. | «Весенние мотивы» | 5 | |
9. | «Летняя пора» | 5 | Контрольное тестирование |
ИТОГО : | 42 |
Цели и задачи 1 года обучения
Цель первого года обучения: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой личности.
Задачи обучающие:
- познакомить с материалами и инструментами;
- овладеть простейшими навыками работы с красками;
Развивающие:
- способствовать развитию творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру через художественное творчество.
1.3.2. Учебно-тематический план
№ | Название раздела Тема занятия | Количество часов | |||
Всего | Теория | Практика | Формы контроля | ||
1 | Введение | 1 | 1 | - | |
1.1 | Водное занятие. Введение в курс программы. ТБ при работе с инструментами | 1 | 1 | - | Беседа |
2 | «Осенние мотивы» | 5 | - | 5 | |
2.1 | «Осенние дерево под ветром и дождём» | - | - | 1 | |
2.2 | «Загадки с грядки» | 1 | - | 1 | |
2.3 | «Летят перелётные птицы» | 1 | - | 1 | |
2.4 | «Кисть рябинки, гроздь калинки» | 1 | - | 1 | |
2.5 | «Любимые фрукты» | 1 | - | 1 | Мини-выставка |
3 | «Братья наши меньшие» | 5 | - | 5 | |
3.1 | «Зайчишки- храбришка и трусишка» | 1 | - | 1 | |
3.2 | «Пушистые детёныши животных» | 1 | - | 1 | |
3.3 | «Лягушонок и водяная лилия» | 1 | - | 1 | |
3.4 | «Рыбки играют, рыбки сверкают» | 1 | - | 1 | |
3.5 | «Храбрый петушок» рисование по представлению | 1 | - | 1 | Мини-выставка |
4 | «Зимние мотивы» | 5 | - | 5 | |
4.1 | «Зайка серенький, стал беленьким» рисование с элементами аппликации | 1 | - | 1 | |
4.2 | «Зимние узоры» | 1 | - | 1 | |
4.3 | «Нарядная ёлочка» | 1 | - | 1 | |
4.4 | «Снеговик» | 1 | - | 1 | |
4.5 | «Новый год» | 1 | - | 1 | Мини- выставка |
5 | «Герои любимых сказок» | 6 | - | 6 | |
5.1 | «Избушка на курьих ножках» | 1 | - | 1 | |
5.2 | «Перо Жар-птицы» | 1 | - | 1 | |
5.3 | «Образ Бабы-Яги» | 1 | - | 1 | |
5.4 | «Три медведя» | 1 | - | 1 | |
5.5 | «Еда из сказки» | 1 | - | 1 | |
5.6 | «Волшебные предметы из русских сказок» | 1 | - | 1 | Мини- выставка |
6 | «Декоративно народная роспись» | 5 | - | 5 | |
6.1 | «Декоративная роспись посуды» | 1 | - | 1 | |
6.2 | «Весёлые матрёшки» | 1 | - | 1 | |
6.3 | «Узор в стиле народной росписи» Хохломская, Дымковская, Городецкая | 1 | - | 1 | |
6.4 | «Хохломские ложки» | 1 | - | 1 | |
6.5 | «Узоры на платье» | 1 | - | 1 | Мини-выставка |
7 | «Праздничный подарок» | 5 | - | 5 | |
7.1 | «Подарок для папы» | 1 | - | 1 | |
7.2 | «Букет для мамы» | 1 | - | 1 | |
7.3 | «Весёлый клоун» | 1 | - | 1 | |
7.4 | «Звёзды и кометы» | 1 | - | 1 | |
7.5 | «Салют победы в честь 9 мая» | 1 | - | 1 | Мини-выставка |
8 | «Весенние мотивы» | 5 | - | 5 | |
8.1 | «Пришла весна, прилетели птицы» | 1 | - | 1 | |
8.2 | «Радуга-дуга» | 1 | - | 1 | |
8.3 | «Красивые цветы» | 1 | - | 1 | |
8.4 | «Бабочки-красавицы» | 1 | - | 1 | |
8.5 | «Мои друзья!» | 1 | - | 1 | Мини- выставка |
9 | «Летняя пора» | 5 | - | 5 | |
9.1 | «Занимательная окружность» | 1 | - | 1 | |
9.2 | «Букашки» | 1 | - | 1 | |
9.3 | «Подводный мир» | 1 | - | 1 | |
9.4 | «Художник в цирке» | 1 | - | 1 | |
9.5 | «Животные жарких стран» | 1 | - | 1 | Демонстрация готовых изделий |
Итого: | 41 | 1 | 40 |
1.3.3. Содержание учебно-тематического плана
Раздел 1. Введение
Образовательная задача раздела: познакомить обучающихся с программой и её разделами
Тема 1.1. Вводное занятие
Теория: Знакомство с программой, с помещением, материалами и инструментами, необходимыми для работы. Правила безопасности. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.
Раздел 2. «Осенние мотивы»
Образовательная задача раздела познакомить с изобразительными материалами, инструментами и техниками, дать представление о работе с красками.
Тема 2.1. «Осеннее дерево под ветром и дождём»
Теория: Знакомство обучающихся с историей живописи, видами красок (акварель, гуашь), правилами их смешивания. Знакомство с понятием пейзаж. Систематизирование знаний детей о последовательности времён года, уточнение представления о характерных особенностях каждого сезона. Углубление знаний по теме осень.
Практика: Рисование с натуры и по представлению.
Тема 2.2. «Загадки с грядки»
Теория: Знакомство с понятием «натюрморт». Углубление знаний по теме «Осень».
Практика: Работа с красками. Выполнение практического задания «Загадки с грядки».
Тема 2.3. «Летят перелётные птицы»
Теория: Беседа «Птицы нашего края».
Практика: Работа с акварельными красками.
Тема 2.4. «Кисть рябинки, гроздь калинки»
Практика: Продолжить развивать навыки и умения целенаправленно наблюдать натуру, красиво и крупно компоновать рисунок на листе бумаги, последовательно строить изображение, передавая красками цвет предмета, его форму, пропорции.
Тема 2.5. «Любимые фрукты»
Теория: Загадки о фруктах.
Практика: Рисование по замыслу. Работа с цветом.
Раздел 3. «Братья наши меньшие»
Образовательная задача раздела: бережное отношение к природе и её обитателям.
Тема 3.1. «Зайчишка-храбришка и трусишка»
Теория: Обогащение знаний о жизни животных: образ жизни, среда обитания, детёныши. Беседа о бережном отношении к животным.
Практика: Создание выразительных образов животных разными художественными средствами, пользуясь разными материалами (акварель, гуашь, цветные карандаши). Передача в рисунке формы, пропорции фигуры, окрас животного.
Тема 3.2. «Пушистые детёныши животных»
Теория: Просмотр иллюстраций по теме «Пушистые детёныши животных». Диалог с обучающимися.
Практика: Поэтапное изображение животных.
Тема 3.3. «Лягушонок и водяная лилия»
Практика: Работа с красками. Выполнение по собственному замыслу, построение композиции рисунка.
Тема 3.4. «Рыбки играют, рыбки сверкают»
Теория: Просмотр презентации «Подводный мир» и иллюстраций по теме «Рыбки играют, рыбки сверкают».
Практика: Изображение морского дна и его обитателей. Работа в цвете. Выбор материала на усмотрение учащихся (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки и т.д.).
Тема 3.5. «Храбрый петушок» рисование по представлению
Практика: Поэтапное изображение храброго петушка. Рисование по представлению. Работа цветом.
Раздел 4. «Зимние мотивы»
Образовательная задача раздела совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.
Тема 4.1. «Зайка серенький, стал беленьким»
Теория: Обогащение знаний о жизни животных: образ жизни, среда обитания.
Практика: рисование с элементами аппликации.
Тема 4.2. «Зимние узоры»
Теория: Систематизирование знаний детей о последовательности времён года, уточнение представления о характерных особенностях каждого сезона. Углубление знаний по разделу зимние мотивы.
Практика: Изучение основных признаков и свойств красок, приёмы работы кистью, материалами и инструментами, необходимыми для работы. Рисование с натуры и по представлению.
Тема 4.3. «Нарядная ёлочка»
Теория: Беседа «Традиции Нового года», просмотр иллюстраций по теме.
Практика: Умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка.
Использование красок, карандашей или других материалов.
Тема 4.4. «Снеговик»
Практика: Поэтапное изображение снеговика. Работа с цветом.
Тема 4.5. «Новый год»
Практика: Рисование по собственному замыслу.
Раздел 5. «Герои любимых сказок»
Образовательная задача раздела совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.
Тема 5.1. «Избушка на курьих ножках»
Теория: Знакомство с русской народной культурой – сказками и сказочными персонажами. Особенностью характера и внешности.
Практика: Изображение избушки по представлению.
Тема 5.2. «Перо Жар- птицы»
Практика: Поэтапное изображение.
Выбор материала на усмотрение обучающих (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки и т.д.).
Тема 5.3. «Образ Бабы-Яги»
Теория: Викторина: «Гость из сказки»
Практика: Изображение Бабы-Яги. Работа цветными карандашами.
Тема 5.4. «Три медведя»
Теория: Знакомство с русской народной сказкой и её персонажами. Особенностью характера и внешности главных героев.
Практика: Изображение по представлению. Работа с цветом.
Тема 5.5. «Еда из сказки»
Теория: Просмотр иллюстраций с изображением еды из сказок. Беседа.
Практика: Творческая работа обучающихся.
Тема 5.6. «Волшебные предметы из русских сказок»
Теория: Обогащение знаний о волшебных предметах в русских сказках.
Практика: Рисование с элементами аппликации.
Раздел 6. «Декоративно народная роспись»
Образовательная задача раздела познакомить обучающихся с декоративной росписью и её происхождением.
Тема 6.1. «Декоративная роспись посуды»
Практика: Создание узора по мотивам росписей, используя разнообразные приёмы работы кистью и применение нужной цветовой гаммы.
Тема 6.2. «Весёлые матрёшки»
Теория: Просмотр иллюстраций с изображением матрёшек и изготовлением её.
Практика: Творческая работа обучающихся.
Тема 6.3. «Узоры в стиле народной росписи»
Теория: Знакомство с видами и историей декоративной росписи (Хохломская, Дымковская, Городецкая). Изучение отличительных особенностей.
Практика: Создание узора по мотивам росписей, используя разнообразные приёмы работы кистью и применение нужной цветовой гаммы.
Тема 6.4. «Хохломские ложки»
Практика: Роспись шаблона ложки хохломской росписью.
Тема 6.4. «Узоры на платье»
Практика: Творческая работа обучающихся.
Раздел 7. «Праздничный подарок»
Образовательная задача раздела познакомить с историей и традициями праздников.
Тема 7.1. «Подарок для папы»
Теория: Подробное знакомство с видами праздников, их историей, традициями, выбором подарков.
Практика: Изготовление подарка своими руками. Рисование с элементами аппликации.
Тема 7.2. «Букет для мамы»
Теория: Беседа «Какие бывают подарки»
Практика: Изготовление подарка своими руками. Рисование с элементами аппликации.
Тема 7.3. «Весёлый клоун»
Теория: Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация» и иллюстраций по теме «Цирк».
Практика: Изображение клоуна соблюдая пропорции и размеры. Работа в цвете. Выбор материала на усмотрение учащихся (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки и т.д.).
Тема 7.4. «Звёзды и кометы»
Теория: Просмотр презентации «Космос»
Практика: Выполнение изобразительных работ, используя основных приёмов работы с кистью, смешивание красок. Развитие воображения и чувства композиции. Совершенствование умения и навыков рисования.
Тема 7.5. «Салют победы в честь 9 мая»
Теория: Беседа и просмотр иллюстраций на тему «День победы!»
Практика: Выполнение изобразительных работ. Применение разных способов рисования. Подбор краски в соответствии с передаваемым в рисунке настроением.
Раздел 8. «Весенние мотивы»
Образовательная задача раздела: познакомить с разными способами рисования, дать представления о выразительных возможностях цвета.
Тема 8.1. «Пришла весна, прилетели птицы»
Теория: Беседа на тему весна и её признаки. Изучение особенностей этого времени года.
Практика: Выполнение изобразительных работ, используя основных приёмов работы с кистью, смешивание красок. Совершенствование умения и навыков рисования.
Тема 8.2. «Радуга-дуга»
Теория: Рассмотрение картинок с изображением радуги. Цвета радуги. (первичные, вторичные, дополнительные цвета и способы их получения)
Практика: Работа с красками. Смешивание первичных, вторичных и дополнительных цветов.
Тема 8.3. «Красивые цветы»
Практика: Применение теоретических знаний в художественном творчестве.
Тема 8.4. «Бабочки-красавицы»
Практика: Набросок простыми карандашами, работа в цвете. Выбор материала на усмотрение учащихся (акварель, гуашь, цветные карандаши, восковые мелки и т.д.).
Тема 8.5. «Мои друзья!»
Практика: Выполнение задания на основе наблюдений или по представлению нарисовать портрет своего лучшего друга.
Раздел 9. «Летняя пора»
Образовательная задача раздела совершенствовать умение работать с различными изобразительными материалами, инструментами и художественными техниками.
Тема 9.1. «Занимательная окружность»
Теория: Учимся различать геометрические фигуры (овал, круг, полуовал, полукруг). Игра «Что это такое?»
Практика: Рисуем геометрические фигуры от руки и преобразовываем их в интересные картинки.
Тема 9.2. «Букашки»
Теория: Беседа «Маленький мир».
Практика: Работа с красками. Отображаем в рисунках несложный сюжет, передавая особенности формы, размера и цвета насекомых.
Тема 9.3. «Подводный мир»
Теория: «Беседа в картинках», расширяем знания детей об обитателях подводного мира.
Практика: Продолжить развивать навыки и умения красиво и крупно компоновать рисунок на листе бумаги, последовательно строить изображение, передовая красками цвет предмета, его форму, пропорции.
Тема 9.4. «Художник в цирке»
Теория: Просмотр мультфильма «Каникулы Бонифация». Обсуждение, беседа в картинках.
Практика: Рисование темы по замыслу на. Работа с цветом.
Тема 9.5. «Животные жарких стран»
Теория: Обогащение знаний о жизни животных: образ жизни, среда обитания.
Практика: Поэтапное изображение. Рисование по представлению. Работа цветом.
1.3.4. Планируемые результаты 1 год обучения
Обучающиеся будут знать:
- первичные знания о видах и техниках изобразительного искусства;
-названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с различным материалом (краски, цветные карандаши, клей).
- название материалов, название и назначение инструментов, которые используются на занятиях;
- цветах радуги;
Будут уметь:
- правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения;
- пользоваться изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, цветные карандаши и т. д.);
- рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.)
-изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
- правильно организовывать рабочие место;
- навыки работы с различными изобразительными материалами;
- работать коллективно и помогать друг другу;
РАЗДЕЛ 2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
Организация образовательного процесса
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Время рисовать» обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПин 2.4.3648-20»
Количество учебных недель – 42
Количество учебных дней – 42
Срок освоения программы-11 месяцев
Возраст учащихся, занимающихся по программе: 5 - 6 лет.
Режим и продолжительность занятий: Занятия проходят 1 раз в неделю по 1 академическому часу. (1 академический час - 30 минут в соответствии с требованиями СанПин). Образовательный процесс (начало и окончание учебных занятий) осуществляется в соответствии с расписанием творческого объединения МБУ ДО «Тяжинский центр дополнительного образования».
Начало учебного года: 10.09.2023 года.
Окончание учебного года: 17.07.2024года.
Форма учебных занятий: аудиторная.
Виды аудиторных занятий: теоретические и практические.
2.2. Условия реализации программы
1.Материально-техническое обеспечение
На занятиях используются следующий перечень учебного оборудования: учебные столы и стулья,1 ноутбук, доска магнитная. Инструменты и приспособления: клеёнки, непроливайки, простые карандаши, ластики, кисти (№1,№2,№3,№4,№5), палитры, краски (гуашь, акварель) и т.д.
2. Информационное обеспечение:
Учебно – методический комплекс для педагога:
Программное обеспечение: сборник учебно-методических пособий, мультимедийные презентации, видеоролики по разделам программы.
3. Кадровое обеспечение:
Педагог дополнительного образования.
2.3. Формы аттестации / контроля
- Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов:
Промежуточная аттестация:
Промежуточный аттестация представляет собой оценку качества освоения обучающимися содержания разделов программы и проводится в форме викторины, беседы, опроса, тестирования.
Итоговая аттестация:
Итоговая аттестация обучающихся по результатам освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в целом по её реализации в форме контрольного тестирования.
2.4. Оценочные материалы
Критерии оценки практических умений и навыков
Высокий уровень: (В) Знает, умеет, самостоятельно, безошибочно выполняет задание педагога.
Средний уровень: (С) Знает, умеет выполняет либо по образцу, либо с помощью педагога.
Низкий уровень: (Н) Не выполняет ни по образцу, ни с помощью педагога.
Критерии оценки теоретических знаний
Высокий уровень: (В) Ставиться в случаи выполнения теоретических заданий без единой ошибки.
Средний уровень: (С) Ставиться обучающемуся, если он допустил одну или две ошибки
Низкий уровень: (Н) Получает обучающийся в том случаи, если допущены три и более ошибки при выполнении теоретических заданий.
Результаты оценивания обучающихся заносятся в карту теоретических знаний и практических умений, и навыков по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе.
№ | Фамилия, имя обуч-ся | Теоретические знания | Практические умения и навыки |
Итоговый | Итоговый | ||
1. | |||
2. | |||
3. | |||
4. |
Сравнение результатов позволяют сделать вывод о промежуточных и итоговых знаниях и умениях обучающихся в целом.
2.5. Методические материалы
Учебно – методический комплекс для педагога:
1. Информационный материал «История появления красок»
2. Информационный материал «Нетрадиционные техники рисования»
3. Электронная папка «Мультимедиа».
4. Электронная папка «Презентации к занятиям».
5. Электронная папка «Фотоальбом»:
- «Природа»
- «Рисуем человека»
- «Животные»
- «Цветы»
- «Сказочные герои»
Учебно – методический комплекс для детей:
1.Демонстрационные материалы по дополнительной общеразвивающей программе «Время рисовать»:
- «Дикие и домашние животные»;
- «Природа вокруг нас»;
- «Дикие и домашние птицы».
2. Раздаточный материал по дополнительной общеразвивающей программе «Время рисовать»
Формы занятий:
-Занятие – путешествие;
- Дидактические игры;
- Подвижные игры;
- Ролевые игры;
В ходе работы используются педагогические технологии и методы:
Словесные:
- словесная инструкция;
- показ (подражание);
- объяснение;
- рассказ.
Наглядные:
- метод совместных действий;
- предметные, сюжетные, серии картинок, различные пособия.
Практические:
- подвижные игры;
- сюжетные игры.
Технологии
- Личностно-ориентированные
- Индивидуализация обучения
- Дифференцированного обучения
- Игровой деятельности
- Здоровьесберегающие технологии
Каждое занятие оснащено различным дидактическим материалом (схемы, раздаточный материал, плакаты к занятиям предметные и сюжетные картинки к занятиям, раздаточный, электронные ресурсы по темам и разделам программы, папки с рисунками, книги и т.д.)
Алгоритм учебного занятия
1этап - организационный.
Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического
настроя на учебную деятельность и активизация внимания.
2 этап - проверочный.
Содержание этапа: проверка усвоения знаний предыдущего занятия.
- этап – подготовительный
Содержание этапа (подготовка к восприятию нового содержания).
Мотивация и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности. Сообщение темы, цели учебного занятия.
4 этап - основной.
Содержание этапа: усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений, их коррекция.
5 этап - контрольный.
Содержание этапа: выявление качества и уровня овладения знаниями, их коррекция. Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).
6 этап – итоговый (рефлексивный)
2.6. Список литературы
Основная литература:
для педагога:
1.Величко, Н.К. Русская роспись: Техника. Приёмы. Изделия. / Энциклопедия/Н.К. Величко. –Москва.: ООО «АСТ-ПРЕСС КНИГА» 2015.-224 с.
2. Изобразительное искусство. Основы народного и прикладного искусства: альбомы с методическими рекомендациями. - М.: Академия, 2015. – 109 с.
3. Кононов В.Н. «Искусство работы с камнем» Издательство: Аделант, 2015г.
4.Программно-методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – 2-е изд., стереотип.- М., Дрофа, 2015г.-224с.
5.Ращупкина С.Ю. Рисуем цветы на камнях / Практическое издание / С.Ю. Ращупкина.- Москва.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп» 2012.- 253 с.
6.Третьякова М.В. Цветы из гофрированной бумаги / Издание для досуга / М.В. Третьякова.- Москва.: «Издательство СКИФ» 2018.- 64 с.
7. Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАОПресс»: 2015г.
Жанры живописи. https://www.annaorion.com.ua/vidy-zhivopisi/
Нетрадиционные техники рисования (http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm)
Стать по рисованию. [Электронный ресурс] http://izo-life.ru/statiirisov/
Тёплые и холодные цвета. http://image-and-style.ru/tyoplyie-i-holodnyie-tsveta-kak-razlichat/
21 способ рисования с детьми [Электронный ресурс] https://www.maam.ru/detskijsad/netradicionoe-risovanie-s-detmi.html
для родителей:
1. Лебедевой, М.Н: Детская энциклопедия животных. Узнай. Сделай. Поиграй. Перевод с немецкого М.Н: Лебедевой .- Олма-Пресс, 2016 г.
2. Порудоминский В.И. Первая Третьяковка / Рассказы / В.И. Порудоминский . – Москва.: «Детская литература» 2015.-127 с.
3. Солодовникова О., Веденеева Н., Евсеева А. Большой самоучитель по рисованию /Энциклопедия / О. Солодовникова, Н. Веденеева, А. Авсеева .- Москва.: ЗАО «РОСМЕТ-ПРЕСС»2017.-192 с.
4. Шквыря Ж.Ю. Поделки из бумаги / Клуб семейного досуга / Н.В. Шквыря.- Харьков.: ООО «Книжный клуб» 2016.- 64 с.
Загадочные семь цветов... или что рассказать детям про радугу.
Музеи мира. Картины известных художников. https://muzei-mira.com
Откуда берутся краски? http://www.art-urok.ru/kraski.htm
Поэтапное рисование. http://juicep.ru/?cat=9
Рисование на камнях для детей / Painting on Rocks for Kids"http://bankknig.com/hobby_remesla/88716-risovanie-zverejj-na...
Тёплые и холодные цвета.
https://12dshi.nsk.muzkult.ru/media/2020/05/02/1255216949/Urok_2_risuem_polovichki.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования "Творим, рисуем, играем".
Программа создана для детей 5-7 лет. Основная цель программы - учить изображать доступными средствами и приемами предметы и явления окружающей действительности. ...
Программа дополнительного образования "Творим, Рисуем, играем".
Основная цель программы - учить изображать доступными средствами и приемами предметы и явления окружающей действительности. ...
Методическое пособие для дополнительного образования по теме «Фантазируем рисуя»
Современному обществу крайне необходимы личности, обладающие высокоразвитой духовной культурой, способные видеть, чувствовать красоту окружающего мира, глубоко проникать в сущность явлений и событий, ...
Дополнительное образование "Рисуем - творим!"
Конспект по дополнительному образова нию в подготовительной группе....
Справка-отчёт по результатам освоения дополнительной образовательной платной услуге « Рисуем на песке»
Развитие творческих способностей, познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста....
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности «Я рисую мир» ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
Дополнительная образовательнаяпрограмма художественно – эстетической направленности «Я рисую мир»ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ...
Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности (художественное творчество) для детей 6-8 лет «Рисуем на песке»
Программа объединения дополнительного образования научно-технической направленности для детей 6-8 лет "Рисуем на песке" разработанная на основе парциальной образовательной программы "Ри...