Авторская методическая разработка "Вы - художник"
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Методическая разработка "Вы - художник" предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста по художествено-эстетическому развитию (доп. образование).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_vy_hudozhnik.doc | 342.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
Авторская методическая разработка
«ВЫ - ХУДОЖНИК»
(использование нетрадиционных техник в рисовании)
Автор-составитель: Солдатова Ольга Викторовна
воспитатель
высшей квалификационной категории
Дорогобуж, 2022г.
Содержание
1.Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка.
1.2 Актуальность
1.3 Педагогическая целесообразность.
1.4 Цели и задачи программы.
1.5 Принципы, методы и приемы.
2. Планируемые результаты.
3. Формы подведения итогов реализации программы
4. Учебно-тематический план
4.1 Учебно-тематический план первого года обучения
4.2 Учебно-тематический план второго года обучения
5. Материально-техническое обеспечение.
6. Приложение (перспективное планирование: 1год обучения)
(перспективное планирование: 2год обучения)
7.Картотека игр и упражнений
8. Организация работы с родителями
9.Список литературы.
Введение
Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.
Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Л.С.Выготкий говорит о том, что «ребёнок рисует не то, что видит, а то, что знает».
Для успешного обучения детей рисованию, можно использовать нетрадиционные техники.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.
Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки.
Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое).
Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности.
Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования.
Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.
На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Вы - художник».
В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение.
Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений.
Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования.
Занятие превращается в созидательный творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала.
В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.
Данная программа предусматривает формирование творческих способностей у детей начиная с раннего до подготовительного дошкольного возраста.
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
Рабочая программа « Вы - художник » разработана на основе ФГОС ДО.
Программа разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И.А. Лыковой, пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2012.
Продолжительность реализации программы — 2 года. Содержание программы кружка составлена с учетом возрастных особенностей и в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13 (требования к организации режима дня и учебных занятий), предназначена для детей 4-6 лет, реализуется через кружковую работу и выставки.
Занятия проводится 1 раз в неделю, длительность составляет 25 минут для детей 5-6 лет, а 6-7 лет - 30 минут.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся») (далее – 273-ФЗ);
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации»;
- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155, зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384; в редакции приказа Минпросвещения России от 8 ноября2022 г. № 955, зарегистрировано в Минюсте России 6 февраля 2023 г., регистрационный № 72264);
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г., регистрационный № 71847).
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» // Статья VI. Гигиенические нормативы по устройству, 4 содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Требования к организации образовательного процесса, таблица 6.6);
- Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
- Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад» Рябинка» (составлена в соответствии с ФГОС ДО).
Формирование творческой личности ребёнка — одна из важных задач на современном этапе. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме.
Новизной и отличительной особенностью программы «Вы - художник» по нетрадиционным техникам рисования является то, что в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей.
Рисование необычными материалами позволяет детям ощутить положительные эмоции, проявить фантазию, творчество
Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом.
1.2Актуальность.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.
Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.
Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.
1.3. Педагогическая целесообразность.
Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.
Использование многообразных нетрадиционных, художественных техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.
Нетрадиционные техники, позволяют ребенку выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.
Использование в рисовании нетрадиционных техник, по принципу от простого к сложному, поможет в решении ряда вопросов:
- овладение графическими, техническими навыками и умениями;
- развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений;
- эмоционально-художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности.
Ребенок развивается путем сочетания в одном рисунке нескольких нетрадиционных и традиционных техник изобразительной деятельности, и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого: педагога, родителя. При условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика развития каждой из них. Их сочетание наоборот значительно расширяет возможности изобразительной деятельности. Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования.
Вышесказанное об использовании в педагогическом процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет убедиться в необходимости создания и применения педагогической технологии, в которой нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.
1.4 Цели и задачи программы.
Цель программы:
Развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира.
Задачи программы:
- вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними;
- побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо;
- обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов;
- создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами;
- способствовать возникновению у ребенка радости творчества и эстетического наслаждения;
- развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, собственных замыслов;
- совершенствовать и активизировать знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности;
- воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов;
- развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных техник рисования;
- привлечь родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей
1.5 Принципы, методы и приемы.
Принципы:
- системности, последовательности;
- принцип творчества;
- принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
- принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала.
Методы и приёмы:
- Наглядный: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом, игры, практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Словесный: чтение, рассказ, беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
Познавательное развитие
Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.).
Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие
Продолжать знакомить с цветами спектра. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Использовать игры по художественному творчеству, игры – экспериментирование.
Чтение художественной литературы:
Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Воспитывать чуткость к художественному слову. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации.
Социально- коммуникативное развитие.
Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность реализовать свой замысел. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в использовании предметов при рисовании.
Речевое развитие: развитие умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.
Здоровье: физкультминутки, игры малой подвижности. Знакомить с основами техники безопасности при работе с клеем, ножницами и правилами поведения в организованной деятельности.
2. Планируемые результаты.
К концу года первого года обучения ребенок может:
- различать способы нетрадиционного рисования;
- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);
- самостоятельно передавать сюжетную композицию;
- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;
К концу второго года обучения ребенок может:
- различать и называть способы нетрадиционного рисования;
- знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.
- передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту
- уметь применять полученные знания на практике
Ожидаемый результат:
- Повышение уровня развития творческих способностей.
- Обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности.
- Развитие мелкой моторики рук.
Целевые ориентиры на этапе завершения реализации программы:
- ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
- ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности; способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре, ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами.
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
3. Формы подведения итогов реализации программы
1. Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы (приложение)
2. Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
3. Тематические выставки в ДОО.
4. Участие в выставках и конкурсах в течение года.
5. Оформление эстетической развивающей среды в группе и т.д.
4. Учебно-тематическое планирование
4.1 Учебно – тематический план первого года обучения.
п/п | Название темы | Количество часов |
1 | Игра-беседа «Волшебная капелька» | 1 |
2 | Игра: «Знакомство с чудо - помощниками» | 3 |
3 | Игра – экспериментирование «Творим без кисточки». | 3 |
4 | Опытническая работа с различным иллюстративным материалом «Разные краски» | 3 |
5 | Способы тонирования бумаги. Рисование тампонами. | 2 |
6 | «Рисуем пальчиками» | 3 |
7 | Рисуем ладошками» | 3 |
8 | «Рисуем ватными палочками» | 2 |
9 | «Рисуем печатками» | 3 |
10 | «Необычная бумага», рисуем бумагой. | 3 |
11 | Предметная монотипия | 3 |
12 | Знакомство с пейзажем – рисование по мокрому. | 3 |
13 | Экспериментируем с предметами. | 3 |
14 | Тычкование полусухой жёсткой кистью. | 1 |
Всего:36 | ||
4.2 Учебно – тематический план второго года обучения. | ||
1 | Знакомство с натюрмортом. рисование с использованием трафарета и шаблона | 2 |
2 | Знакомство с кляксографией» | 2 |
3 | «Монотипия» | 2 |
4 | «Рисуем пластилином» | 3 |
5 | «Набрызг» | 2 |
6 | Пейзаж в технике выдувания | 2 |
7 | Мыльные пузырьки | 2 |
8 | «Волшебные рисунки» (рисование жидким соленым тестом) | 3 |
9 | Восковые мелки + акварель | 2 |
10 | «Волшебные рисунки» | 2 |
11 | Свеча + акварель | 2 |
12 | «Граттаж» | 3 |
13 | Эффект кристаллов, рисование солью. | 2 |
14 | Рисование в технике «Грифонаж». | 2 |
15 | Игры – экспериментирования с различными материалами для рисования. | 3 |
16 | Волшебные веревочки(«Ниткография»). | 2 |
Всего:36 |
5. Материально-техническое обеспечение.
Помещение для занятий: групповая комната, изостудия
Уголок художественного творчества в группе;
Технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материал
Инструменты и приспособления: акварельные краски, гуашь; восковые мелки, свеча;
ватные палочки; поролоновые печатки; зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания; коктельные трубочки; салфетки; природный и бросовый материал; стаканы для воды; подставки под кисти; кисти.
Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы.
6. Приложение.
Перспективное планирование:
1год обучения
Месяц | Тема.Техника | Цель |
Сентябрь. | Игра-беседа «Волшебная капелька» | познакомить детей с возможностями воды, краски, бумаги. |
Игра: «Знакомство с чудо - помощниками». Техника: экспериментирование с материалами для рисования. | Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках. | |
Игра – экспериментирование «Творим без кисточки». Техника: рисуем ладошками, рисуем пальчиками (игры – рисунки) | Упражнять в рисовании пальчиками, ладошками. Воспитывать аккуратность. | |
Опытническая работа с различным иллюстративным материалом «Разные краски» | познакомить детей с возможностями различных материалов для рисования и водой. | |
Способы тонирования бумаги. Рисование тампонами. | Познакомить с техникой тонирования бумаги для создания фона. | |
Октябрь. |
Техника: рисование пальчиками. | упражнять в рисовании пальчиками. Закрепить навыки рисования гуашью. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Развивать чувство композиции. |
Техника: оттиск пробками, рисование пальчиками. | учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками. Развивать чувство композиции и ритма. | |
Тема: «Осеннее дерево». Техника: оттиск печатками из ластика. | познакомить с приёмами печати печатками. | |
Тема: «Петушок» Техника: печатание осенними листочками. | Учить детей работать с хрупким материалом - листьям и. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | |
Ноябрь. |
Техника: рисование ватными палочками. | упражнять в рисовании ватными палочками. |
Тема: «Мои игрушки» Техника: оттиск пробками, печатками, рисование пальчиками. | упражнять в рисовании предметов округлой формы (неваляшка, мяч). Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиком. | |
Тема: «По небу тучи бежали, птиц в дальний путь отправляли» Техника: рисование смятой бумагой. | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. Развивать чувство композиции. | |
Тема: «Рыбки в аквариуме». Техника: восковые мелки и акварель | упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие. | |
Декабрь. | Тема: «Первый снег». Техника: Оттиск печатками из салфетки | закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощь. Печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции. |
Тема: ««Ёлочка пушистая, нарядная». Техника: Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | |
Тема: «Два петушка поссорились» Техника: рисование ладошкой. | совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определённого образа. Развивать чувство композиции. | |
Тема: «Укрась ёлочку бусами» Техника: Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | |
Январь. |
Техника: восковой мелок и акварель, оттиск пробкой. | упражнять в рисовании восковыми мелками ёлочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью, печатать пробкой |
Техника: комкание бумаги (скатывание). | закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатывание, комкание бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком (ёлочка, метла, заборчик) Развивать чувство композиции. | |
Техника: Монотипия, обведение ладони и кулака. | Познакомить с техникой монотипии, закрепить умения использовать технику монотипия «старая форма новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами - большое крыло, кулак - маленькая). Познакомить детей с симметрией, на примере бабочки. | |
Тема: «Веточка ели». Техника: рисование частой расческой. | Познакомить с техникой рисование подручными материалами. Продолжить работать над понятием симметрия. | |
Февраль. | Тема: «Зимний пейзаж». Техника: печать по трафарету, | Цель: Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить печатать с помощью трафарета. |
Тема: «Укрась шарфик». Техника: печать по трафарету. | познакомить с техникой «печать по трафарету». Учить украшать полоску простым узором. Развивать чувство ритма и композиции. | |
Тема: «Котёнок» Техники: тычок жёсткой полусухой кистью. | познакомить с техникой рисования тычком полусухой жёсткой кистью – учить имитировать шерсть животного, т.е. используя создаваемую тычком фактуру как средство выразительности. Учить наносить рисунок по всей поверхности бумаги. | |
Тема: «На что похоже?» Техники: Техника монотипии | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию. | |
Март. |
Техники: «знакомая форма – новый образ»; оттиск печатками. | совершенствовать умения детей использовать знакомые техники изображения. Развивать воображение, чувство композиции, ритма. |
Техники: рисование бумажными салфетками. | упражнять в рисовании пальчиками, скатывании шариков из салфеток. Развивать чувство композиции. Закрепить навыки наклеивания. | |
Тема: «Весёлое солнышко» Техники: рисование ладошками. | закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать краски кистью прямо на ладошке. | |
Тема: «Весенний букет» (коллективная работа) Техники: рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику | |
Апрель. | Тема: Какого цвета весна». Техники: монотипия. | Обогащать и расширять художественный опыт детей в работе с акварелью, рисованию по мокрой бумаге, смешивая краски |
Тема: «Ракеты в космосе». Техники: печать по трафарету. | продолжать учить смешивать различные краски (синюю, фиолетовую, чёрную) прямо на листе бумаги. Закреплять умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракету, летающие тарелки. | |
Тема: «Цыплята». Техники: восковые мелки, комкание бумаги или обрывание. | закрепить умение создавать образ из скомканной салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывая детали (травку, цветы) и части образа(клюв, глазки, ножки). Развивать чувство композиции. | |
Тема: «Берег реки» Техники: рисование по мокрому. | Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. | |
Май. | Тема: «Носит одуванчик, желтый сарафанчик». Техники: тычок жёсткой полусухой кистью | закрепить умения детей рисовать в данных техниках. Учить создавать выразительный образ цветов. Развивать желание создавать коллективную работу (коллаж) |
Тема: «Совушка - сова». Техники: пластилинография. | Учить наносить тонкий слой пластилина на основу, печатками рисовать контур совы, учить рисовать сову с помощью штрихов, упражнять в передаче выразительности образа птицы, через нанесение штрихов (глаза смотрят в сторону, вверх, вниз. | |
Тема: «Салют». Техники: Акварель, восковые мелки | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. | |
Выставка рисунков детей. | учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания, упражнять в выборе понравившихся рисунков. |
Перспективное планирование: 2год обучения.
Месяц | Тема.Техника | Цель |
Сентябрь. | «Летний луг» Техника: восковые мелки + акварель, печать по трафарету | закрепить навыки по ранее усвоенным техникам. Развивать воображение, содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете. |
Тема: «Укрась вазу для цветов». Техника: пластилинография | закрепить умения составлять простые узоры, используя технику пластилинография. Знакомство со способом скручивания жгутиком, изготовление цветов из пластилина.Развивать чувство композиции. | |
Тема: «Деревья осенью» Техника: Отпечаток листьями, ватными палочками. | Учить рисовать деревья с помощью отпечатка листьев; небо, опавшую листву – ватными палочками. Развивать чувство композиции, цвета. | |
Тема: Неваляшка» Техника: Печать пуговицами по трафарету | Учить рисовать печатками (пуговицами) различной формы. | |
Октябрь. |
Техника: тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой. | закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой».Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями. |
Тема: «Паутина» Техника: Рисование окрашенным шариком. | Познакомить с рисованием с помощью шарика. Развивать воображение, творчество. | |
Тема: «Осенние листья». Техника: тиснение. | познакомить с техникой тиснения. Учить обводить листья простой форму, делать тиснение на них. | |
Тема: «Краски осени» Техника: тампонирование, трафарет, восковые карандаши. | Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о осенних красках. | |
Ноябрь. | Тема: «Инопланетные животные». Техника: Кляксография. | Познакомить с нетрадиционной техникой кляксографии. Учить работать в этой технике. Развивать воображение, творчество, в дорисовывании предметов. |
Тема: «Ходит осень по дорожкам». Техника: печатание листьями, печать или набрызг по трафарету. | познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати. | |
Тема: «Загадка» Техника: Ниткография | Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук. | |
Тема: «Синий вечер». Техника: Линогравюра | Развивать художественное восприятие, воображение, координацию движений рук. | |
Декабрь. | Тема: «Первый снег» Техника: Свеча + акварель | учить рисовать в технике свеча + акварель. Закрепить умение изображать снег, используя свечу. Развивать чувство композиции. |
Тема: «Мышка». Техника: рисование нитками. | Познакомить детей с техникой выполнения рисунков из ниток. Учить равномерно, намазывать небольшие участки изображения и посыпать их мелко нарезанными педагогом нитками, соответствующим участку изображения цветом. Закрепить умение работать в технике «знакомая форма – новый образ». | |
Тема: «Ёлочка». Техника: рисование пальчиком, акварель + восковые мелки. | учить изготовлять плоскостные ёлочные игрушки ( в технике акварель + восковые мелки) для украшения ёлочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закреплять умение украшать различные геометрические формы узорами, как на ёлочных игрушка. Упражнять в умении украшать ёлку бусами (рисование пальчиками). | |
Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения | Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения | |
Январь. | Тема: «Зимняя ночь». Техника: черно – белый граттаж. | познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно – белый граттаж. Учить передавать настроение тихой зимней ночи с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих. |
Тема: «Сафари парк». Техника: восковые мелки, акварель, трафарет. | совершенствовать умение в технике работы с трафаретом, восковыми карандашами и акварелью. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. | |
Тема: «Узоры на стекле». Техника: Эффект кристаллов, рисование солью | учить создавать выразительный образ, используя технику рисования солью. Развивать умение пользоваться средствами выразительности графики. | |
Тема: «Снежинка бела, какая чистая, какая смелая….» Техника: тампонирование по трафарету, набрызг. | Развивать у детей навык тампонирования губкой по трафарету, знакомство с техникой набрызга. Развивать чуткость к восприятию красоты зимних явлений. | |
Февраль. | Тема: «Метель». Техника: «Набрызг» | познакомить с техникой «набрызг». Развивать воображение, чувство композиции. |
Тема: «Снежинки -пушинки» Техника: печатание, набрызг. | продолжать учить передавать образ предмета с помощью печатания. Учить самостоятельно составлять коллективную работу | |
Тема: «Подводное царство». Техника: мыльные пузырьки. | познакомить с новой техникой рисования мыльными пузырями, продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину. Развивать чувство композиции. | |
Тема: Волшебная бумага (зеркало) Техника: «гравирование» или «чеканка». | Знакомство с фольгой и с техникой рисования на ней путём выдавливания рисунка («гравирование», или «чеканка»). Украшение узором рамки зеркала. Развитие чувства ритма, эстетического вкуса. | |
Март. | Тема: «Цветы в вазе» Техника: рисование по трафарету, восковыми карандашами, пластиковыми вилками. | учить рисовать цветы необычными материалами. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания изображения. Учить располагать изображения на листе. |
Тема: «Фрукты на блюде» (с натуры). Техника: восковые мелки = акварель. | учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в умении аккуратно закрашивать восковыми мелками фрукты, создавать созвучный тон с помощью акварели. | |
Тема: «Маки». Техника: печать с помощью овощей | учить создавать общую композицию, на основе техники печатания. | |
Тема: «Ранняя весна Техника: монотипия пейзажная | Научить складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой. | |
Апрель. | Тема: «Звёздное небо». Техника: набрызг, печать поролоном по трафарету. | учить создавать образ звёздного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. |
Тема: «Мы волшебники». Техника: Пейзаж в технике выдувания. | познакомить с техникой выдувания рисунка, развивать воображение, желание дорисовать полученный образ. Развивать чувство композиции. | |
Тема: «Яблоки на тарелке». Техника: процарапывание | познакомить с техникой процарапывания по гуашевой основе, учить составлять коллективную работу. | |
Май. | Тема: «Георгины для мамы» Техника: Оттиск капустой | продолжать знакомить детей с новой техникой рисования. Развивать чувство композиции. |
Тема: «Тихий вечер» Техника: Черно-белый граттаж | Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белогогратажа. Учить передавать настроение тихого вечера с помощью графики. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих | |
Тема: «Плюшевый медвежонок». Техника: рисование песком | совершенствовать умение детей в данной технике. Учить отображать образ наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания образа. | |
Тема: «Берёзка». Техника: рисование свечой и акварелью. | познакомить детей с созданием образа новой техникой. Учить создавать выразительный образ берёзовой рощи. Развивать чувство композиции. | |
Выставка рисунков детей | учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления и высказывания, упражнять в выборе понравившихся рисунков. |
Работа с родителями
Календарно-тематическое планирование работы с родителями в рамках рабочей программы на 2017 – 2018 уч. год
№ п\п | Мероприятие | Форма проведения | Сроки выполнения |
1 | «Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста» | Информация на сайте ДОУ | Сентябрь |
2 | «Роль нетрадиционного рисования в развитии детей старшего дошкольного возраста» | Родительское собрание | Октябрь |
3 | «Как часто рисует ваш малыш?» | Анкетирование | Ноябрь |
4 | «Развитие творческих способностей детей в игре и в быту» | Консультация в приёмной | Декабрь |
5 | «Рисуем вместе с детьми» | Буклеты для родителей | Январь |
6 | «Необычными вещами мы рисуем без труда» | Мастер-класс | Февраль |
7 | «Увлекательное рисование» | Папка-передвижка | Март |
8 | «Несколько советов по развитию творческих способностей детей» | Памятки для родителей | Апрель |
9 | «Наш семейный портрет» | Выставка рисунков, выполненных в нетрадиционных техниках, изготовленных дома совместно с родителями. | Май |
Работа с педагогами
Календарно-тематическое планирование работы с педагогами
в рамках рабочей программы
на 2017– 2018 уч. год
№ п\п | Мероприятие | Форма проведения | Сроки выполнения |
1 | «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста» | Мастер-класс для педагогов | Сентябрь |
2 | «Дождик, дождик, капелька» | Открытый просмотр НОД по художественному творчеству с использованием нетрадиционных техник рисования | Октябрь |
3 | «Педагогическая мастерская» | Совместная работа с музыкальным руководителем по подбору музыкального сопровождения к занятиям. | Ноябрь |
4 | «Игры с красками» | Создание картотеки игр, способствующих развитию творческих способностей детей | Декабрь |
5 | «Новый год стучится в дверь» | Изготовление плакатов для оформления музыкального зала к Новому году | Январь |
6 | «Портрет моего папы» | Конкурс между детьми старших групп, выполненных в различных техниках нетрадиционного рисования | Февраль |
7 | «Маленькие фокусники» | Тематический досуг (совместная работа с музыкальным руководителем) | Март |
8 | «Роспись цветка на камне» | Мастер-класс для педагогов | Апрель |
9 | «Мы художники» | Оформление выставки детских творческих работ (совместная работа педагогов) | Май |
7.Картотека игр и упражнений.
Выгорский Л.С. писал: «В игре ребёнок всегда выше своего возраста, выше своего обычного повседневного поведения, он в игре как бы на голову выше сам себя. Игра в конденсированном виде содержит в себе …все тенденции развития, ребёнок в игре
Игра – вид деятельности, мотив которой заключается не в результате, а в самом процессе, а в рисование ребёнок учится ставить и определять цель и добиваться конкретных результатов.
Игры детей дошкольного возраста различаются по содержанию, характерным особенностям, по тому, какое место они занимают в жизни ребёнка, в его воспитании и обучении
как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»
Граттаж - рисование по восковой прокладке, - в процарапывании.
Упражнения:
«Что за звёздочки такие…» Процарапываем снежинки.
«Салфетка для мамы»
«Волшебная поляна
«Дворец для Снегурочки»
«Полёт в космос»
«Вечерний город»
«Ветер по морю гуляет».
Монотипия –техника, развивающая у детей воображение, фантазию, чувство цвета, формы.
Упражнения:
«Бабочки»
«Осенний парк»
Печатка – техника, позволяющая многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции.
Упражнения:
Для детей младшей группы
«Цветы для пчёлки»;
В средней группе - «печатки» с геометрическим рисунком
В старших группах используем приём дорисовывания недостающих деталей предметов к готовым «печаткам», составление композиций из разных «печаток» букет цветов; закладки; букет из рябиновых веток.
Рисование по сырой бумаге
Упражнения:
Средняя группа.
«Плывут по небу облака»
«Аквариумные рыбки»
«Зайцы на поляне»
Старшая группа.
«Летний дождь»
«Воробышки зимой»
«Мой пушистый маленький друг»
Подготовительная группа.
«На дне морском»
.
«Последний лист»
«Радуга – дуга»
Кляксография – игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение.
Кляксографию используем в качестве игр и развлечений.
Упражнения:
«Волшебная поляна»
«Букет цветов»
Набрызг
Упражнения:
«Снегопад»
Кружатся в танце белые снежинки.
«Закружила золотая осень»
Печать от руки –
Описание техники:
Обмакиваем всю ладонь или её часть в краску и оставляем отпечаток на бумаге.
Упражнения:
«Потеряли перчатки по дороге котятки
«Наши птицы»
«Цветы»
«Животные»
«Ежи»
8.Организация работы с родителями.
формы работы:
- Консультации
- Родительские собрания,
- Совместное проведение мероприятий
- Совместное творчество родителей и детей
Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества. Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.
Формы работы с родителями по развитию
конструктивно-модельной деятельности детей
Планирование работы с родителями
Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс:
- анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей
- «Круглый стол»
- Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем
- «Прогулки с детьми по городу»
- Дни открытых дверей
- Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами развития конструктивно-модельной деятельности детей
- Тематические консультации
- Родительские собрания
- Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно-эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей
- Проектная деятельность
- Цикл консультаций: «Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации».
3.1. Мониторинг достижения
детьми планируемых результатов освоения программы
Методика Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Неоконченный рисунок».
Цель: Определение уровня развития творческих способностей.
Материал: 1) Лист бумаги с изображением 12-ти кружков, не касающихся друг друга (расположены в 3 ряда по 4 кружка).
2) На листе бумаги изображен неоконченный рисунок собаки, повторяющийся 12 раз.
Простые карандаши.
Испытуемому предлагалось:
В первой серии: из каждого кружка изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Во второй серии: необходимо последовательно дорисовать образ собаки, так, чтобы каждый раз это была разная собака. Изменение образа идет вплоть до изображения фантастического животного.
Оценка результатов:
0-4 балла – очень низкий результат;
5-9 баллов – низкий;
10-14 баллов – средний;
14-18 – высокий;
19-24 – очень высокий.
Подсчитывается, сколько кружков превратил испытуемый в новые образы, сколько нарисовал разных собачек. Результаты, полученные за 2 серии, суммируются.
Методика Г.А. Урунтаевой и Ю.Ф. Афонькиной «Свободный рисунок».
Цель: Определение уровня развития творческих способностей.
Материал: лист бумаги, набор фломастеров.
Испытуемому предлагалось: придумать что-либо необычное.
На выполнение задания отводилось 4 минуты. Оценка рисунка ребенка
производится в баллах по следующим критериям:
10 баллов – ребенок за отведенное время придумал и нарисовал нечто оригинальное, необычное, явно свидетельствующее о незаурядной фантазии, о богатом воображении. Рисунок оказывает большое впечатление на зрителя, его образы и детали тщательно проработаны.
8-9 баллов – ребенок придумал и нарисовал что-то достаточно оригинальное и красочное, хотя изображение не является совершенно новым. Детали картины проработаны неплохо.
5-7 баллов – ребенок придумал и нарисовал нечто такое, что в целом
является не новым, но несет в себе явные элементы творческой фантазии и оказывает на зрителя определенное эмоциональное впечатление. Детали и образы рисунка проработаны средне.
3-4 балла – ребенок нарисовал нечто очень простое, неоригинальное, причем на рисунке слабо просматривается фантазия и не очень хорошо проработаны детали.
0-2 балла – за отведенное время ребенок так и не сумел ничего придумать и нарисовал лишь отдельные штрихи и линии.
Выводы об уровне развития:
10 баллов – очень высокий;
8-9 баллов – высокий;
5-7 баллов – средний;
3-4 балла – низкий;
0-2 балла – очень низкий.
Результаты первого и второго этапов суммируются.
3.3. Требования к уровню подготовки воспитанников:
К концу учебного года у детей будут:
1.Расширены представления детей о творческой деятельности человека в различных видах искусства, о значении творческой деятельности человека в жизни;
2.Закреплены знания о сенсорных эталонах, продолжается развитие художественного восприятия, мышления, памяти, обогащения словаря.
4. Контроль за реализацией программы.
Развивающая среда для работы по программе включает следующие центры:
Центр | Образовательная задача | Примерное содержание среды | Предполагаемая деятельность детей |
Уголок изо-деятельности «В мире красок» | Развитие ручной умелости, проживание, преобразование познавательного опыта в продуктивной деятельности |
|
|
Игротека | Уточнение, систематизация знаний, умений и навыков, их использование в игровой деятельности | Дидактические игры в соответствии с возрастом по различным разделам | Игровая деятельность |
Книжный уголок «Литературный центр» | Накопление познавательного опыта, умения «работать» с книгой. | Познавательная и художественная литература, картинки и фотографии, «Книжкина больница» |
|
Уголок природы «Вырастай- ка» | Расширение познавательного опыта, его использование в других видах деятельности |
| Наблюдение, проведение опытов, экспериментов. Труд природоведческого содержания. |
Лаборатория «Отчего и почему» | Овладение средствами познавательной деятельности, способами действий, обследования объектов, расширение познавательного опыта |
| Опыты, эксперименты, исследования. |
9.Список литературы.
1. Р.Г. Казакова « Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
2. Лыкова И.А. «Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки
3. Лыкова И.А. «Методические рекомендации в вопросах и ответах к программе художественного образования в детском саду «Цветные ладошки».
4. И.А. Лыкова, В. А. Шипунова «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития
5. А.В.Никитина "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторские методические пособия по обучению детей чтению: "Уроки грамоты" и "Азбука в картинках".
Прелагаю вашему вниманию дидактический материал для обучения чтению. Играя с детьми самое эффективное обучение. На ваш суд выставляю две игры. 1. "Азбука в картинках" и 2. "Уроки грамоты". Доступен ма...
Авторская методическая разработка "Экологическая тропа как средство обучения дошкольников с нарушениями речи"
Методическая разработка для учителе-логопедов, воспитателей речевых групп. Данный материал содержит игры и упражнения по формированию лексико-грамматической стороны речи, развитию фонематического восп...
"В гостях у сказки" (авторское методическое пособие)
Данное пособие состоит из 6 слайдов, целью данного пособия являеться развитие речевой активности дошкольников на материале сказок...
Авторское методическое пособие "Золотая осень"
Методическое пособие по теме "Осень" ...
Комплект программно-методических материалов по физическому развитию детей раннего возраста «Расти здоровым, Светлячок» Авторская методическая разработка (комбинаторного типа)
Физическому развитию принадлежит одно из ведущих мест в системе образовательной работы с детьми раннего возраста, так как оно способствует разностороннему развитию ребенка, совершенствованию его двига...
Электронное методическое пособие "Художники-иллюстраторы детских книг"
Электронное пособие может быть полезным педагогам, работающим с дошкольниками и младшими школьниками, родителям. Небольшой рассказ о творческих особенностях художников-иллюс...