Картотека игр, используемых на занятиях изобразительной деятельностью.
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая группа)
Картотека игр, используемых на
занятиях изобразительной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_po_izo.docx | 214.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр, используемых на
занятиях изобразительной деятельностью.
Дидактические игры и упражнения
1. «Нарисуй теплую картинку»
Цель: уточнить с детьми понятия «теплые и холодные цвета»; продолжать учить составлять картинку по памяти, используя при раскрашивании теплую гамму.
Материал: 4 картинки с изображением несложных сюжетов, геометрические
формы, встречающиеся на этих картинках, цветные карандаши, фломастеры,
листы белой бумаги.
Правила игры: внимательно рассмотрев не раскрашенную картину-образец, по сигналу педагога перевернуть ее, изобразить на своем листе увиденный сюжет,раскрасить, придерживаясь теплой гаммы.
Игровые действия: изображение сюжета по памяти, дорисовка мелких деталей, использование нетрадиционных способов рисования для придания
индивидуальности своей работе.
Творческие задания:
A) нарисуй «теплый» натюрморт;
Б) расскажи, что бывает оранжевым (розовым, красным, желтым);
B) раскрась одежду в теплые цвета. Какие овощи и фрукты бывают такого же цвета?
2. «Кто нарисует больше предметов овальной формы?»
Цель: закрепить умение детей быстро находить сходство овалов,
расположенных горизонтально, вертикально или по диагонали, с целыми
предметами растительного мира или их частями, дорисовать изображения.
Материал: карточки с изображениями овалов в разном положении, карандаши цветные и простые, фломастеры, мелки.
Правила игры: нарисовать овалами не менее 5 изображений растений,
раскрасить их соответствующим цветом, комбинируя при этом различный
изобразительный материал для полноты сходства с оригиналом.
Игровые действия: дорисовка по памяти знакомых растений, раскрашивание их в необходимые цвета.
3. «Составь ежа из палочек»
Цель: учить схематично передавать образ, отвлекаться от второстепенных
признаков, передавая основные.
Материал: счетные палочки, или цветные бумажные полоски, или фломастеры.
Действия детей: выкладывают изображение палочками или рисуют полочки фломастером, или наклеивают изображение из полосок.
4. «Портреты»
Цель: научить детей рисовать голову, используя шаблоны.
Материалы: лист бумаги с прорисованным овалом лица; картонные шаблоны бровей, глаз, носа, губ, ушей, причесок.
Действия детей: на листе выкладывают шаблонами голову, обводят,
раскрашивают получившийся портрет
5. «Кто играет с нами в прятки»
Цель: учить детей сравнивать цвет, фон рисунка с окраской животных, которая позволяет этим животным быть незаметными на данном фоне.
Материал: карточки с фоном разного цвета (зеленый, желтый, полосатый,
коричневый, белый), фигурки животных (лягушка, ягуар, тигр, белый медведь, заяц-беляк и заяц-русак и т.д.) для проверки правильности выполненного задания, помощи при изображении зверей.
Правила игры: взять по две карточки разного цвета, назвать животных с
похожей окраской; получив фигурку, обвести ее на нужном фоне. Выигрывает тот, кто получит больше фигурок, а также сам нарисует подходящих животных, которых не было у педагога.
Игровые действия: угадывание «хитрых» животных, рисование их на карточках с соответствующим фоном.
6. Панно «Осень праздничная»
Цель: передавать настроение праздника с помощью цвета, развивать творческое воображение, формировать навыки совместной деятельности.
Игровые задания:
1)Дети вспоминают признаки осени, праздников в городе (деревни); отмечают, как это выражается в цвете.
2) На больших листах бумаги (2-3 листа) «художники» (бригада «художников» выполняют композицию, вырезая изображения из бумаги согласно замыслу); можно использовать и природный материал, готовые формы.
3) «Главные художники» комментируют коллективные работы. Участники игры (жюри) решают, кому присудить первое (второе, третье) место.
4)После игры из сделанных панно может быть подготовлена общая композиция.
Оборудование: 2-3 листа бумаги для фона, цветная бумага, природный материал, клей, ножницы, кисти, дипломы победителям.
7. «Тепло-холодно»
Цель: закреплять представление о цветовом круге.
Игровые задания:
1. Построение с ленточками:
А) выходят дети с ленточками основного цвета (красного, синего, желтого) и
становятся в круг;
Б) дети с ленточками дополнительного цвета подходят к ребятам с ленточками
основного цвета и берут их за руки, составляя цветовой круг: красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый;
В) между ними становятся дети с ленточками разнообразных оттенков:
малиновый, бордовый, салатовый, коричневый и др.
8. Игра «Цветные картинки»
Цели:
-формировать умение анализировать цвет предмета;
- учить узнавать и называть цвет;
- учить группировать предметы по общему признаку
Материалы: цветные корзинки (красная, желтая, зеленая, синяя, сделанные из картона, вырезанные собаки из картона с бантами тех же цветов (красный,
желтый, зеленый, синий). Для прочности корзинки и фигуры собак обклеены с двух сторон скотчем.
Ход игры:
- Спросить, какого цвета корзинки?
- Какого цвета бантики у собак на шее?
- Рассадите собак в корзинки так, чтобы цвет корзинки совпадал с цветом
бантиков у собак; в красную корзинку-только собаки с красными бантами, в
желтую-только с желтыми и т. д.
9. Игра «Морское дно»
Цель игры: развитие навыков художественной композиции, развитие речи,
логического мышления, памяти.
Очень распространенная игра, которую можно использовать не только на
изодеятельности, но и в других образовательных областях. Детям
демонстрируется морское дно (пустое), и нужно сказать, что все морские жители захотели поиграть с нами в "Прятки", а чтобы их найти нужно отгадать про них загадки. Тот кто угадал, вешает жителя на фон. Получается законченная композиция. Воспитатель мотивирует детей к изобразительной деятельности.
(Хорошо использовать со средней и старшей группами). Таким же образом
можно изучать с детьми и другие темы сюжетных композиций: «Летний лужок», «Лесные жители», «Осенний урожай», «Натюрморт с чаем» и т.п. Можно пригласить к доске несколько детей и попросить их составить разные
композиции из одних и тех же предметов. Данная игра развивает сообразительность, реакцию, композиционное видение
10. Игра «Кони расписные»
При закреплении знаний народных росписей или при проведение мониторинга в старшей и подготовительной группах можно использовать вот такую не сложную игру
Цель: закрепление знаний основных мотивов русских народных росписей
(«Гжель», «Городец», «Филимоново», «Дымка»), закреплять умения отличать их среди других, правильно называть, развивать чувство колорита.
Ход игры: ребенку, необходимо определить на какой полянке будет пастись
каждая из лошадок, и назвать вид прикладного творчества, по мотивам которого они расписаны.
11. Игра «Волшебный пейзаж»
Одна из наиболее сложных тем это конечно изучение перспективы в пейзаже - далекие предметы кажутся меньше, ближние больше. Для этого тоже удобнее использовать игру.
Цель игры: учить детей видеть и передавать в рисунках свойства пространственной перспективы, развивать глазомер, память, композиционные навыки
Ход игры: Ребенку необходимо расставить в кармашки деревья и домики по
размеру, в соответствии с их перспективной удаленностью.
12. Игра «Собери пейзаж»
На примере пейзажа также удобно развивать и чувство композиции, знания
явлений окружающей природы. Для этого удобно использовать данную
дидактическую игру
Цель игры: формировать навыки композиционного мышления, закреплять
знания сезонных изменений в природе, закреплять знание понятия «пейзаж»,
развивать наблюдательность, память.
Ход игры: ребенку предлагается из набора печатных картинок составить пейзаж определенного сезона (зима, весна, осень или зима), ребенок должен подобрать предметы , соответствующие именно этому времени года, и при помощи своих знаний построить правильную композицию.
13. Игра «Матрѐшкин сарафан»
Цель игры: развивать композиционные навыки, закреплять знания детей об
основных элементах росписи русской матрешки, закреплять знания и русской национальной одежде.
Ход игры: На доске нарисованные силуэты трех матрешек, воспитатель
вызывает трех детей по очереди, они на выбор одевают каждый свою матрешку
14"Рисуем море"
Цель: упражнять детей в подборе оттенков одного цвета, с постепенным переходом от более светлого к более тёмному и наоборот. Закрепить знание холодных цветов. Закрепить в речи детей название холодных цветов. Игровой материал: листы белой альбомной бумаги на каждого ребенка и шесть полосок бумаги разного цвета (бледно-голубая, голубая, темно-голубая, синяя, темно-синяя, сине-зеленая) на каждого ребёнка.
Xод игры: детям раздают белые листы и полоски разного цвета. Воспитатель говорит детям, что они сегодня будут рисовать море. Море меняет цвет воды в зависимости от погоды. И на дне моря вода всегда темнее, поэтому дети должны быть внимательными. Если море тихое, спокойное, то какого оно цвета у берега? (Бледно-голубое.) Дети кладут полоску нужного цвета себе на альбомный лист бумаги, в верхнюю часть листа, потому что вода наверху светлее. Подул ветер, и море" чуть-чуть изменилось в цвете, каким оно стало? Дети ищут нужную полоску. Какого цвета у тебя полоска, Машенька? Правильно, молодец! (Голубого.) Ветер усилился и по небу побежали облака, пытаясь закрыть солнышко. Какую полоску надо взять детям и положить на свой листочек? (Темно-голубую.) Облака превратились в тучи и закрыли солнышко и море стало каким? (Синего цвета.) Из туч полил дождь, ветер стал дуть сильнее, и море поменяло свой цвет. Каким оно стало? (Темно-синим.) Дождь и ветер усиливался, начался шторм, поднялись большие волны. Со дна моря поднялись водоросли. Небо стало темным-темным, а море стало каким? (Сине-зеленым.) Воспитатель следит за выполнением упражнения детьми после каждого вопроса, постоянно спрашивая цвет полоски. Можно затем составить море в обратном порядке: от бушующего к более спокойному. После выполнения игрового упражнения дети могут нарисовать море, используя изобразительные материалы.
14"Собери гусеничку"
Цель: учить детей различать теплые и холодные цвета. Упражнять в умении
рассказывать о цвете.
Игровой материал:
1. На каждого ребенка карточки с силуэтным изображением гусениц.
2. Кружочки, вырезанные из бумаги разного цвета: холодные тона - голубые,
синие, фиолетовые; теплые тона — красные, желтые, оранжевые.
Ход игры: воспитатель рассказывает про гусениц, что одна из них живет в
жаркой стране, а другая в холодной. Та, которая живет в холодной, любит холодные цвета. Какие это цвета? Назовите их.
Другая гусеница, та, что живет в жаркой стране, любит теплые цвета. Какие
это цвета? Назовите их. Затем предлагает детям выложить гусениц холодного и теплого цвета. Побеждает тот, кто быстрее и правильнее соберет гусениц, а также правильно назовет все цвета кружочков.
Аналогично проводится упражнение и на различение нескольких оттенков
одного цвета (синий и его оттенки, красный и его оттенки, оранжевый и его
оттенки, фиолетовый и его оттенки и др.)
15 "Правильно назови цвет"
Цель: упражнять детей в различении цветов и оттенков цвета и
использовать названия цветов и оттенков в речи. Упражнять в нахождении
указанного числа.
Игровой материал:
1. Карточки с цветными квадратами (10-12 квадратов).
2. Кубик с шестью гранями. На гранях точки: 1, 2, 3, 4, 5, 6.
3. Цветы-призы.
Ход игры: назначается ведущий. Детям раздают карточки с изображением
цветных квадратов, каждый из которых имеет порядковый номер от одного до шести. Ведущий бросает кубик и называет число. Первый ребенок находит нужный квадрат, называет цвет, а также цвета соседних квадратов. Если ребенок все цвета называет правильно, он получает цветок-приз соседей квадрата. Затем карточки меняют. Игра продолжается.
Выигрывает тот, кто больше наберет цветов-призов
16"Пятачок и радуга"
Цель: закреплять у детей знание цветов радуги в их последовательности.
Упражнять в умении рассказывать о цвете шариков.
Игровой материал:
1. Семь прямоугольников из бумаги всех цветов радуги (красный,
оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый).
2. Картинка с изображением Пятачка с шариками, солнышка, радуги.
Ход игры: воспитатель ставит перед детьми на доске (фланелеграфе)
картинку с изображением Пятачка с шариками и рассказывает: "У Пятачка
было очень много разноцветных шариков. Он решил погулять с шариками на
улице. Когда он вышел на улицу, то увидел в небе красивое, яркое солнышко и разноцветную радугу. "Как бы я хотел, чтобы мои шарики были похожи на
радугу",— сказал Пятачок. Давайте поможем Пятачку.
Воспитатель спрашивает, какого цвета шарики у Пятачка. Затем дети
вставляют прямоугольники в прорези шариков, используя последовательность цветов радуги, называя цвет каждого шарика. Например: "Первый шарик — красный, второй — оранжевый, третий —...
" Воспитатель обращает внимание детей, как постепенно переходит один цвет к другому.
17"Собери капельки в стакан"
Цель: учить детей различать 4 оттенка одного цвета и правильно
называть их.
Игровой материал:
1. Четыре стаканчика из плотной бумаги на каждого ребенка.
2. Кружочки разного цвета и оттенков.
Ход игры: разложить перед детьми кружочки разного цвета, а также 4
стаканчика (или мисочки, блюдечка). В каждый стаканчик воспитатель кладет одну капельку основного цвета. Воспитатель спрашивает детей о цвете этих капелек.
Затем предлагает найти среди множества капелек, лежащих на столе,
нужную по оттенку и положить ее в стакан. Так стакан заполняется капельками одинакового цвета, но разных оттенков. Выигрывает тот, кто быстрее наполнит стаканчики капельками, а затем назовет, какого все они цвета.
Для детей младшей группы дают три стакана с основными цветами
(красный, желтый, зеленый) и также кладется одна капелька в каждый стакан.
Например: "Сюда положу красную капельку, а в этот стакан положу зеленую, а сюда положу желтую капельку". А теперь наберите полные стаканы одинаковых капелек. В игре можно менять цвета капелек. Далее задание выполняют другие дети.
18"Цветные капельки"
Цель: учить детей получать новый цвет, смешивая два основных цвета,
используя название цвета в речи.
Игровой материал:
1. Карты на каждого ребенка с изображением трех капелек. Две капельки
основных цветов, а третья капелька пустая (белая).
2. Вырезанные из бумаги капельки разного цвета.
3. Фланелеграф. Три большие капельки разного цвета. С обратной стороны
приклеена бархатная бумага или фланель. Капельки разного цвета, где с
обратной стороны приклеена бархатная бумага.
4. Радуга, солнышко для работы на фланелеграфе.
Ход игры: воспитатель рассказывает детям, демонстрируя на
фланелеграфе, как светило солнышко, шел дождь. На небе появилась радуга. От радуги все капельки были разноцветные (какие .были капельки, какого
цвета?). Падая с неба на землю, они веселились, пели песню дождя, играли.
Им было весело и радостно, так как светило солнышко и улыбалась с неба
радуга. Падая, от легкого ветерка капельки сливались друг с другом. Когда
сливались вместе, то получалась новая капелька, совсем другого цвета.
Посмотрите, вот желтая капелька слилась, играя с красной, и получилась
какая? А здесь синяя слилась с красной, получилась какая? И т.д. И к вам на
карточки упали капельки, играя и веселясь. Вы должны угадать, какая
получилась новая капелька, какого цвета? Дети берут карточки, ищут среди
капелек нужный цвет и накладывают на пустую капельку, называя цвет.
Например: "Ко мне на . карточку упали две капельки желтого и синего цвета.
Получилась новая капелька зеленого цвета".
19«Рыбки плавают в пруду»
Цель. Развивать эстетическое восприятие, воображение, учить анализировать изображения по цвету: подбирать рыбок по окраске, аналогичной
цвету пруда, располагать рыбок одинакового цвета в определенной
последовательности: от светлых оттенков к темным и наоборот.
20«Собери красивую пирамидку»
Цель. Развивать восприятие цвета. Собирать пирамидку в
определенном порядке: от темных оттенков к светлым.
21«Выложи орнамент»
Цель. Закреплять знания о геометрических фигурах и цветах. Учить
подбирать цвета (близкие, контрастные). Развивать чувство формы, цвета, ритма, умение ориентироваться в пространстве листа, выделять углы, середину.
22«Лото»
Цель. Учить анализировать изображения, соотносить их друг с другом,
находить идентичные. Развивать умение сравнивать, уподоблять, обобщать.
Закреплять названия овощей, фруктов, ягод, цветов.
23«Ягоды, овощи и фрукты»
Цель. Развивать умение анализировать, сравнивать («выбери такой
же»), учить классифицировать («подбери все овощи, фрукты, ягоды по цвету»), выкладывать ряды, состоящие из одинаковых изображений. Игру сделали дети средней группы.
24 «Вершки-корешки» (для детей 5—7 лет)
Цель. Обогащать сенсорный опыт, учить анализировать изображение растения, выделяя его части. Развивать умение сравнивать. Учить составлять
изображение из двух частей, образующих единое целое. Закреплять названия
растений, развивать чувство формы, цвета.
Правило игры. Сложить карточку из двух частей по принципу «вершки корешки
25«Разрезные картинки»
Цель. Учить действиям анализа и синтеза, умению выделять части целого
и из частей составлять целое. Учить правильно называть получившееся
изображение. Развивать чувство формы, пропорций, умение выделять
характерные детали.
26«Домино»
Цель. Учить сравнивать изображения, подбирать идентичные (по цвету),
правильно называть их.
27 «Собери по цвету»
Цель. Развивать умение различать цвета, подбирать их, составлять целое
из частей.
Правило игры. Собрать геометрическую фигуру из частей. Варианты:
части одинакового цвета; контрастных цветов; оригинального сочетания цветов; собрать изображение любого предмета (на выбор).
28«На лугу расцвели красивые цветы»
Цель. Развивать восприятие цветов и оттенков, умение подбирать по
цвету (разные варианты: на лугу расцвели цветы теплой цветовой гаммы,
холодной гаммы, разных гамм).
29«Что растет в лесу»
Цель. Учить дифференцировать дикие (лесные) и огородные растения.
Развивать действия анализа, сравнения, классификации, синтеза.
30 «На что похоже?»
Цель. Развивать сенсорные операции, художественно-творческие способности.
На столе выкладываются изображения нескольких овощей и фруктов.
Ребенок называет свойства одного из них, а потом говорит, на что он похож
(или что на него похоже).
31«Большой -маленький»
Цель. Развивать умение видеть красоту природы, анализируя природные
объекты и выделяя их свойства (прежде всего величину). Учить сравнивать
изображения.
Игра может напоминать лото: на больших (6—8) карточках слева — два
объекта (большой и маленький); справа — две пустые клетки такого же
размера; маленькие карточки с теми же изображениями.
32«Радуга»
Цель. Развивать чувство цвета, умение подбирать изображения по цвету;
продолжать учить анализировать, сравнивать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые приемы, используемые при руководстве изобразительной деятельностью детей
Раскрываются игровые приемы, которые педагог может использовать на занятиях по ИЗО, для развития у детей творческих способностей....
Картотека игр, используемых на занятиях изобразительной деятельностью.
Подбор видов игр и самих игр, используемых на занятиях изобразительной деятельностью:- дидактические игры и упражнения- творческие- сюжетно-ролевые- игры на развитие мелкой моторики рук- игры и упражн...
Игры, используемые на занятиях изобразительной деятельностью в детском саду.
В данном материале описываются виды игр, понятия, приемы используемые в НОД, а также представлен опыт работы в фотоматериалах....
Картотека игр, используемых на занятиях изобразительной деятельностью.
Картотека использования разных видов игр, на дополнительных занятиях изобразительной деятельности....
Картотека игр, используемых на занятиях изобразительной деятельностью.
На занятиях изобразительной деятельности возможно использование следующих видов игр:- дидактические игры и упражнения- творческие- сюжетно-ролевые- игры на развитие мелкой моторики рук- игры и упражне...
Картотека игр используемых на занятиях изобразительной деятельностью.
На занятиях изобразительной деятельности возможно использование следующих видов игр:- дидактические игры и упражнения- творческие- сюжетно-ролевые- игры на развитие мелкой моторики рук- игры и упражне...
Картотека физкультминуток для занятий изобразительной деятельностью
Картотека физкультминуток для занятий изобразительной деятельностью...