Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому развитию в старшей группе «Русская матрешка»
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому
развитию в старшей группе «Русская матрешка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект интегрированного занятия по художественно – эстетическому
развитию в старшей группе «Русская матрешка»
Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие,
познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.
Цель: воспитание нравственно – патриотических чувств, посредством знакомства
дошкольников с русской матрешкой; учить выполнять узор на заготовке матрешки из
теста.
Задачи:
Образовательные
- Знакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Япония, Россия);
- Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной игрушке;
- Дать возможность детям ощутить радость, любовь, доброту, которые приносят людям эти игрушки.
Развивающие
- Развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии образа матрешки;
- Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству;
- Развивать самостоятельность в придумывании рисунка сарафана;
- Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные
- Воспитывать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества;
- Воспитывать умение работать в коллективе;
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность, интерес и любовь к народной игрушке;
- Воспитывать уважение к творчеству русских умельцев, чувство гордости за талант своего народа.
Методические приемы: игровой, наглядный, самостоятельная практическая
деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, загадка, физминутка,
пальчиковая гимнастика, поощрение детей, использование ИКТ.
Предварительная работа: изготовление заготовок для плоскостных игрушек – матрешек из соленого теста.
Демонстрационный материал и оборудование: сундук, матрешки, презентация «Русская матрешка», аудиозаписи, ноутбук, проектор.
Раздаточный материал: заготовки матрешек, краски гуашь, кисти, стаканы для воды, салфетки.
Ход занятия
В: Ребята, посмотрите, у нас сегодня гости. Давайте мы поздороваемся с нашими гостями и всем, что нас окружает:
Здравствуй небо! (руки вверх)
Здравствуй земля! (приседают)
Здравствуйте мои друзья. (руки вперед)
1, 2, 3, 4, 5 (загибают пальцы рук)
Вместе мы в кругу опять (берутся за руки)
Будем дружно мы играть
Новые знания получать! (идут по кругу)
В: Ребята, я на ярмарке была,
Сундучок вам принесла.
Сундучок тот не простой,
И товар в нем расписной.
В: Что же в этом сундучке? Открою вам секрет. Короб наполнен народными игрушками. А какие в нем игрушки, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Загадка:
Есть у нас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская ….
Дети: Матрёшка.
В: Правильно, это матрешки. Как вы думаете, как появилась эта кукла?
Ответы детей.
В: Давным-давно это было, 127 лет назад. Путешествовал как-то Иванушка – добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да
радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели они у
одного путешественника необычную игрушку – куклу. Игрушка эта была из далекой страны под названием Япония и называлась Дарума. Узкоглазый дедуля был вырезан из дерева и содержал в себе целое семейство из пяти фигурок, вставленных одна в другую. Понравилась Иванушке игрушка, и тогда решили они вместе с батюшкой сделать такую игрушку для девочки. Сначала выбрали дерево, из которого будут делать игрушку, березу или липу. Затем взяли деревянный чурбачок и выточили из него фигурку куколки. Самая маленькая куколка вытачивается первой, затем все остальные. Выточили, яркими красками каждую куколку разрисовали. Первую куколку одели в сарафан, передник, платочек. В руках кукла держала петуха, а внутри устроились старшие дочки-помощницы – в фартучке, с серпом, с плошкой, девчушка с куклой, малышка в слюнявчике с пальчиком во рту и младенец в пеленках. Веселая получилась куколка, смешная. Подарили Иванушка и батюшка куколку девочке. Обрадовалась, обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
В: Вот так появилась русская матрешка. Ребята, а для чего делают матрешек?
Ответы детей.
В: Как вы думаете, какой человек их смастерил: добрый или злой?
Ответы детей.
В: Почему вы так решили?
В: Конечно, добрый, и его доброта поселилась в каждой матрешке. Поэтому матрешку любят и взрослые, и дети. Только добрые, умелые и веселые люди могут мастерить такие куклы. Смотрю на эти игрушки, и самой поиграть хочется. А вы хотите?
Игра «Матрешки и мышь»
(Стихи поются на мотив русской народной песни «Как у наших у ворот». (М. Ю. Картушина).
Вот матрешечки гуляли, «Гуляют» по комнате врассыпную.
В лесу ягоды искали.
Так, так и вот так,
В лесу ягоды искали. «Собирают ягоды».
Под кусточком посидели, Садятся на пол и «едят ягоды» с ладошки
Вкусны ягоды поели.
Так, так и вот так,
Вкусны ягоды поели.
Как матрешечки устали,
Под кусточком задремали. Закрывают глаза и кладут ладошки под щечку
Так, так и вот так,
Под кусточком задремали.
А потом они плясали,
Свои ножки показали.
Так, так и так, Выставляют ножки на пятку.
Свои ножки показали. Кружатся, топая ногами.
Только слышат вдруг подружки:
Прямо у лесной опушки Прикладывают поочередно руки то к одному, то к другому уху
Побежали по дорожке Чьи – то серенькие ножки. («прислушиваются»)
Эй, Матрешка, берегись!
Оказалось, это – мышь!
В: Ребята, давайте заглянем в наш сундук и полюбуемся матрешками. Ой, а матрешки какие – то не нарядные. Давайте мы сейчас пройдем в мастерскую, где мы будем мастерами – художниками и нам предстоит этих матрешек украсить.
Дети с воспитателями проходят в зону изодеятельности.
В: Давайте посмотрим во что одеты матрешки? (сарафан, фартук, кофта, на голове платок).
В: Какого цвета платок? Ребята, посмотрите какой у нее красивый фартук! Каким узором он украшен? (букетом цветов, в букете много листьев, бутонов)
В: Обратите внимание, какие цвета красок мы будем использовать в росписи (красный, синий, зеленый, желтый, черный)
В: Ребята, с чего мастер начинает расписывать матрешку? (сначала рисует лицо, волосы, глаза, губы, щеки)
В: А потом? (платок, сарафан, фартук, руки)
В: Какими элементами вы будете украшать матрешек? (Цветами, листочками, бутонами, точками, кружочками, волнистыми линиями, завитками, букетами)
В: Ребята, подбирайте цвета так, чтобы матрешки получились яркими и нарядными, старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисти, лепестки цветов и листья – короткими толстыми штрихами.
Прежде, чем украшать
Нужно пальчики размять.
Указательный и средний,
Безымянный и последний
Поздоровались с большим.
А теперь потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки разжали – сжали,
Вот и пальчики размяли.
А сейчас мастера
За работу всем пора.
Мастера, скорей за дело
Украшай матрешек смело
В: Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.
В: Такую игрушку – матрешку делают только в нашей России, только русские мастера. А радует и греет душу русская игрушка всем добрым людям на земле.
В: Ребята, что мы сегодня с вами узнали и чем занимались?
Ответы детей.
В: Теперь ваши матрешки будут согревать сердца тех, кому вы их подарите.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему: " Скоро, скоро Новый год".
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно-эстетическое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Речевое развитие. Используемые тех...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"...

Презентация к интегрированному занятию по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"
Презентация к занятию по художественно-эстетическому развитию в старшей группе "Русская матрешка"...
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому развитию в старшей группе детского сада "Моя любимая игрушка"
Конструкт занятия по рисованию в старшей группе детского сада....
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в старшей группе - лепка по мотивам русской народной сказки «Колобок»: «Пластилиновая сказка»
ЦЕЛЬ: Закрепить умение лепить персонажей сказок (людей и животных), передавая их характерные особенности с использованием разнообразных способов лепки (раскатывание, сплющивание, скатывание, отщ...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе (аппликация и развитие речи) Тема: «Ромашки на лугу»
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе (аппликация и развитие речи)Тема: «Ромашки на лугу» Цель: формировать навыки наклеивани...

Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе (рисование, познавательное развитие, развитие речи) Тема: «Как огурец и помидор на грядке выросли»
Конспект интегрированного занятия по художественно-эстетическому развитию в средней группе (рисование, познавательное развитие, развитие речи)Тема: «Как огурец и помидор на грядке выросли»...