обучение технике рисования детей четвертого года жизни
методическая разработка по рисованию (средняя группа)
у детей четвертого года жизни совершенствуются и развиваются восприятие , мышление, память. Постепенно формируется представление о форме предметов, величине, основных цветах. Это позволяет выдвигать новые задачи обучения детей художественно - творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnika_risovaniya.docx | 54.82 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Магнитогорский педагогический колледж»
Отделение заочного обучения
Кафедра дошкольных дисциплин
Обучение технике рисования детей четвертого года жизни
Исполнитель:
студентка группы ДО-19-4
заочной формы обучения
Харрасовой Лилии Ирековны
Руководитель:
Мокина Наталия Владимировна
Работа защищена
С оценкой_________________
Руководитель: Мокина Наталия Владимировна
«____» _______________ 2022 г.
Магнитогорск, 2022
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ 6
1.1 Сущностная характеристика понятия «техника рисования» 6
1.2 Возрастные особенности детей четвёртого года жизни в рисовании..... 11
1.3 Методы обучения детей четвёртого года жизни технике рисования 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 35
(Методические рекомендации для воспитателей по обучению технике рисования детей четвертого года жизни)
ВВЕДЕНИЕ
В системе воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности ребёнка.
Согласно ФГОС ДО п. 2.6 область «Художественно-эстетическое развитие» предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.) [2].
На сегодняшний день актуальна проблема обучения изобразительной деятельности. Это подтверждается тем, что проблеме обучения технике рисования в современных условиях педагогического процесса уделяется недостаточное внимание, что не способствует формированию и развитию у детей основных умений в изобразительной деятельности.
За последние 10-летия различные аспекты проблемы обучения технике рисования детей четвертого года жизни были предметом исследования многих учёных. Так, удалось решить следующие вопросы проблемы:
- Обоснованы теоретические основы и значение обучения детей дошкольного возраста технике рисования (А.С. Галанов [5], Т.Г. Казакова [8], Т.С. Комарова [10], И.А. Лыкова [11] и др.).
- Раскрыты условия развития изобразительного творчества дошкольников (Г.Г. Григорьева [6], Н.П. Сакулина [18] и др.).
- Разработаны программы организации и проведения занятий по использованию традиционных и нетрадиционных приемов в процессе изобразительной деятельности дошкольников (Н.В. Дубровская [7], Т.Г. Казакова [8], И. Михалюта [28], С. Погодина [16], Т.И. Филева [21] и др.).
В тоже время следует отметить, что далеко не все проблемы удалось решить. С одной стороны, в теоретическом плане достаточно хорошо освещены вопросы по обучению детей технике рисования, но в методическом плане данный вопрос изучен недостаточно.
Актуальность и недостаточная разработанность указанной проблемы в практике работы дошкольных образовательных организаций обусловили выбор темы исследования: «Обучение технике рисования детей четвертого года жизни».
Цель исследования – рассмотреть обучение технике рисования детей четвертого года жизни.
Объект исследования: процесс обучения детей четвёртого года жизни рисованию.
Предмет исследования: особенности методов обучения детей четвёртого года жизни технике рисования.
Задачи исследования:
1. Изучить проблему исследования;
2. Раскрыть сущность понятия «обучение технике рисования»;
3. Разработать методические рекомендации для воспитателей по обучению технике рисования детей четвёртого года жизни.
Методы исследования:
- теоретический анализ психолого-педагогической литературы.
Практическая значимость работы заключается в том, что разработанные методические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности воспитателей для повышения эффективности процесса обучения технике рисования детей четвёртого года жизни.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
1.1 Сущностная характеристика понятия «техника рисования»
Т.С. Комарова отмечает, что в изобразительном искусстве под техникой понимается «совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественный образ. Понятию техники в узком смысле слова обычно соответствует прямой, непосредственный результат работы художника специальным материалом и инструментами, умение использовать художественные возможности этого материала» [10].
Техника, по образному выражению П.П. Чистякова, – это «язык художника. Не владея этим языком, художник не сможет донести до зрителя замысел своего произведения» [31, с. 6]. Такой требовательный к себе художник, как Эжен Делакруа, считал, что художник должен постоянно совершенствовать свое мастерство в области контура, добиваясь, чтобы уже первые штрихи в зачаточном виде содержали то, чем будет выделяться готовое произведение, а для этого нужно постоянно работать над техникой линии, штриха [10].
Художник Д.И. Киплик отмечает, что под техникой должно подразумевать «особую отрасль знания, предметом изучения которой является рациональное построение живописного произведения с точки зрения его материальной сущности» [9, с. 5]. Знание техники дает художнику возможность не только создать долговечные произведения, но и наилучшим образом использовать живописные материалы, с художественной точки зрения. Техника рисования понимается художниками широко: сюда включается техника линии, тушевки, определенная манера рисунка и письма и способ использования тех или иных материалов (бумаги, холста, дерева, угля, акварели, гуаши и пр.) в соответствии с их свойствами их изобразительными возможностями [10].
Г.Г. Григорьева подчёркивает, что в системе общественного воспитания детей дошкольного возраста большое место отводится рисованию, имеющему важное значение для всестороннего развития личности. В процессе рисования у ребенка развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое [6].
В начале XX столетия рисование стало рассматриваться как деятельность, способствующая раскрытию потенциала ребенка и помогающая понять своеобразие его творческого развития, не зависящее от воспитания и обучения. А также рассматриваться стал не сам процесс усвоения детьми изобразительных умений, навыков, а естественно протекающее, спонтанное развитие детского творчества [18].
В.Б. Косминская отмечает, что рисование – одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности [26, с. 56].
Н.П. Сакулина определяет рисование как вид изобразительной деятельности, в процессе которой на бумаге создаётся плоскостное изображение [18, с. 29].
В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И. Даля рисование – это изображать чертами подобие чего, на бумаге, на стене. Рисовать карандашом, пером или цветными карандашами; красками пишут [32, с. 457].
А.С. Галанов, С.Н. Корнилов, С.Л. Куликова выделяют основную задачу обучения рисованию – помочь детям познать окружающую действительность, развить у них наблюдательность, воспитать чувство прекрасного и обучить приемам изображения, одновременно осуществляется основная задача изобразительной деятельности – формирование творческих способностей детей в создании выразительных образов различных предметов доступными для данного возраста изобразительными средствами [5, с. 11].
В детском саду рисование занимает ведущее место в обучении детей изобразительному искусству и включает три вида: предметное, сюжетное и декоративное.
По мнению Г.Г. Григорьева, предметное рисование – «изображение предмета, передача своих впечатлений о нём путём применения различных средств изобразительности» [6, с. 41].
Н.П. Сакулина под сюжетным рисованием понимает изображение нескольких предметов во взаимодействии. Цель обучения детей сюжетному рисованию – научить передавать свои впечатления от окружающей действительности. Известно, что все окружающие предметы находятся в определенной связи друг с другом. Отношение к какому-либо предмету или явлению во многом зависит от понимания именно этой связи. Сюжетное рисование на предложенную тему, является творческим отражением впечатлений ребенка от окружающей его действительности. Вместе с тем, сюжетное рисование суммирует знания, приобретенные в предметном рисовании [18]. Т.Я. Шпикалова отмечает, что декоративное рисование – это вид декоративного творчества, направленный на создание c помощью красок декоративных образов в процессе усвоения детьми элементов и мотивов различных росписей [23, c. 27].
Таким образом, под техникой рисования следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.
Существуют классические и неклассические техники рисования. Классические техники определены в соответствии с используемым материалом: гуашь, акварель, пастель, соус, сангина, уголь, карандаш, фломастер. Перечисленные классические техники могут использоваться в любой возрастной группе. Некоторые педагоги считают, что соус, сангина, пастель, уголь – техники для детей старшего дошкольного возраста. Однако, как показывает практика, они не только доступны, но и необходимы малышам. Безусловно, что их не так интенсивно применяют в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, поскольку это сопряжено с физическими усилиями: штрихи, нанесенные любыми мелками, предполагают растирание пальчиками. Значимость данных техник для малышей состоит в том, что они позволяют развивать мелкую моторику пальцев рук, формообразующие движения в процессе выполнения тушевки, штриховки, различной по форме и характеру. Неклассические техники сопряжены с нетрадиционным использованием привычных материалов, помогающих ребенку на ранних стадиях обучения добиться выразительности создаваемых образов [12].
К неклассическим техникам относятся: монотипия, диатипия, акватипия, кляксография, линотипия, набрызг, пальцеграфия, тампонирование, граттаж, витраж, рисование мылом, солью, зубной пастой, чаем, манкой, тканью, восковой стружкой и т.д. Неклассические техники рисования, так же как и классические, могут применяться в работе с детьми любых возрастных категорий. Все зависит от задач и степени включенности каждой отдельной техники [16].
Т.С. Комарова [10], Н.П. Сакулина [18], Е.А. Флёрина [22] неоднократно указывали на необходимость обучения детей карандашной технике рисования, подчеркивая при этом ее роль не только как вспомогательного, начального этапа живописи, но и как самостоятельного вида графики.
Освоение техники – самостоятельная важная задача. Наблюдения процесса рисования показывают, что дети испытывают большие затруднения в создании изображений, если не владеют графическими навыками. А когда они не могут изобразить то, что им хочется, это вызывает недовольство собой, отказ от рисования вообще. Иногда не зная технических приемов рисования, дети сами пытаются найти их. Чаще всего это бывают неправильные приемы: рука с инструментом движется неловко, загораживает рисунок, не позволяя видеть появляющиеся на бумаге линии. В результате чего форма в рисунке предмета искажается, вызывая огорчения маленького художника [20].
Русский художник-педагог П.П. Чистяков неоднократно указывал своим ученикам на сильные и слабые стороны техники, подчеркивая ее значение для выражения замысла художника. Он писал: «К сожалению, при хорошем замысле и выразительности часто приходится видеть грубовато – неумелое исполнение, а ведь это большой недостаток» [31, с. 339].
Н.П. Сакулина подчеркивает необходимость чуткого и внимательного руководства рисованием детей как единственно правильного пути их художественно-творческого развития. В своих работах она говорит о необходимости пристального внимания педагога к формированию техники рисования, указывается, что наряду с обучением умению передавать в рисунке задуманное содержание необходимо учить детей техническим навыкам; отмечается, что приобретение умений владеть карандашом, кистью способствует развитию мелких и тонких движений кисти руки и пальцев. Проявляются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого. Необходимость обучения рисованию, и в частности техническими навыками, подчеркивается и современной психологией, которая утверждает, что способности к рисованию проявляются и развиваются только в процессе рисовальной деятельности ребенка и лучше всего в процессе обучения под руководством взрослого [18]. Педагогикой и психологией доказано, что полноценное развитие ребенка возможно только в условиях его планомерного воспитания и развития. Определена роль образовательной работы с детьми дошкольного возраста. В области рисования обучением охватывается и та группа умений и навыков, которая может быть определена как техника рисования [27].
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественный образ.
2. Рисование – вид изобразительной деятельности, в процессе которой на бумаге создаётся плоскостное изображение.
3. Под техникой рисования следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.
1.2 Возрастные особенности детей четвёртого года жизни в рисовании
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями.
С точки зрения педагогики, под развитием понимается «процесс и результат количественных и качественных изменений человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему. В человеческом развитии проявляется действие универсального философского закона взаимоперехода количественных изменений в качественные и наоборот» [15, с. 217].
С психологическим развитием детей тесно связано понятие возраста. Р.С. Немов определил возраст как «качественно своеобразный период физического, психологического и поведенческого развития, характеризующийся присущими только ему особенностями» [13]. По Л.С. Выготскому, возраст – это «относительно замкнутый цикл детского развития, имеющий свою структуру и динамику» [4, с. 26].
С точки зрения Д.Б. Эльконина, возрастное развитие – это «общее изменение личности, формирование нового плана отражения, изменение в деятельности и жизненной позиции, установление особых взаимоотношений с окружающими, формирование новых мотивов поведения и ценностных установок» [24, с. 86].
Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
А.В. Бакушинский отмечал, что с четвёртого года жизни у ребёнка обозначается очень и важный для всего последующего развития процесс пространственных представлений. В этом процессе главенствующую роль играют зрительные восприятия вместе с ростом пространственного воображения и способности к отвлеченному мышлению. Основной тон в восприятии ребёнка данного возраста дают комплексы мышечных и кожных ощущений. Постепенно эти группы ощущений корректируются и подчиняются зрительным [26].
Огромное значение имеет и для теории, и для осуществления практической деятельности знание особенностей нервной системы ребенка младшего дошкольного возраста. Анатомическое строение нервной системы, включая ее высшие отделы, при всей своей сложности и тонкости представляется, как отмечал Е.А. Аркин, к четырём годам уже завершенным не только в общем плане и в основных чертах, но и во многих деталях. Количество нервных клеток, их строение, ход нервных волокон, сложный рисунок борозд и извилин больших полушарий, тончайшее, строго дифференцированное по отдельным областям строение коры головного мозга человека – все сходно у ребенка четвёртого года жизни с состоянием мозга у взрослого. Таким образом, весь сложный аппарат мозга к четырём годам уже готов к действию [25].
Для ребёнка четвёртого года жизни характерна также крайняя неустойчивость, быстрая утомляемость, легкая возбудимость. Эти свойства лишают маленького ребенка возможности сосредоточиться, внимательно следить за чем-либо. Одной из причин этого является отсутствие единства и связности в работе головного мозга. Раздражения, притекающие в мозг, вызывают в нем волны возбуждения, растекающиеся по обширным областям. Этими же причинами можно объяснить и недостаточную дифференцированность детского восприятия (неумение выделить части воспринимаемого целого) [22].
В.С. Мухина отмечает, что к началу дошкольного детства ребёнок уже имеет некоторый запас представлений о внешних свойствах предметов – их форме, величине, цвете и используют эти представления в действиях восприятия. Но представления ребёнка ещё плохо организованные, не расчленены в соответствии с общепринятыми образцами. Поэтому маленькие дошкольники часто оказываются не в состоянии правильно выполнить простейшие задания, требующие использования таких представлений [29].
Психолог писала, что ребёнок вступает в дошкольный возраст, владея действиями восприятия, сложившимися в раннем детстве. Но эти действия ещё очень несовершенны. Они не дают возможности расчленено воспринимать сложные свойства предметов, строить ясные и точные их образы, которые могли бы направлять и регулировать новые виды деятельности ребёнка, прежде всего выполнение продуктивных заданий, где необходимо воспроизводить индивидуальные особенности формы, цвета предметов, их отношения по величине [29].
По мнению Е.И. Игнатьева, особенное значение для совершенствования зрительно-двигательной координации в процессе рисования имеет развитие корковой регуляции движений, достигающей только к семи годам довольно высокого уровня развития, однако у дошкольников, особенно младших эти процессы ещё недостаточно развиты [27].
В своих исследованиях Н.П. Сакулина обращала внимание на то, что к четырём годам линии, которые ребенок уже раньше научился проводить в разных направлениях и поворачивать, теперь закругляются, замыкая контуром фигуру, как бы вырезая ее из фона бумаги. Ребенку уже ясна связь между действиями руки и тем, что карандаш оставляет след на бумаге. Однако произвольностью действий для получения тех или иных штрихов он владеет еще далеко не полностью. У него в рисовании еще много нецеленаправленных движений, которые он производит, так как овладел их механизмом, но связь между движениями н получением определенного изобразительного результата он устанавливает не всегда. Новая возможность начертания замкнутых фигур проявляется лишь в отдельных случаях на фоне сенсомоторной игры. В основном все еще продолжают развиваться действия, направленные на получение все более разнообразных комплексов штрихов. К четырём годам отношение детей к рисованию как к изобразительной деятельности оказывается уже сформированным [18]. Возникающее в этот период дугообразное движение при неоднократном неотрывном повторении переходит во все более плавное, вращательное движение, дающее «смотки» штрихов.
По мнению Т.С. Комаровой, ребенок четвёртого года жизни может замкнуть округлой линией пространство листа, передать, таким образом, в рисунке округлую форму. В отдельных случаях при систематическом рисовании такая возможность возникает и раньше. Этот период полезен и важен для развития изобразительной деятельности ребёнка: его рука становится более гибкой, послушной, движения приобретают ритмичность, координированность, свободу и легкость [10].
Т.С. Комарова отмечала: «Практика показывает, что дети четвёртого года жизни держат карандаш по-разному: тремя пальцами и в кулачке, слишком низко и высоко. При этом в процессе одного изображения дети то держат карандаш высоко, то спускают пальцы низко, совсем близко к грифелю, загораживая ими рисуемую линию. Дети неравномерно сжимают карандаш пальцами: одни сильно сдавливают его, другие еле держат. Этот факт можно объяснить очень незначительным опытом обращения ребенка четырех лет с орудиями и инструментами [10].
Т.Г. Казакова подчеркивает, что у детей четвёртого года жизни происходит формирование художественно-образного начала, когда ребёнок линиями, мазками, штрихами передаёт явления окружающего. У них начинает быстро развиваться речь, устанавливаются связи между окружающими явлениями, предметами и их словесным обозначением, происходит обогащение эмоциональной сферы, развивается наглядно-образное мышление [8].
В процессе обучения детей четвёртого года жизни в предметном рисовании необходимо также учитывать и их индивидуальные особенности развития, под которыми понимается совокупность интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают ребёнка от других детей [19].
Индивидуальные особенности ребёнка проявляются в воображении. Предметом фантазии становится то, что сильно взволновало, увлекло его, поразило: прочитанная сказка, увиденный мультфильм, новая игрушка. Таким образом, в предметном рисовании ребёнок будет использовать образы, которые получены им в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра мультфильмов. Здесь большую роль будет играть память ребёнка, которая носит преимущественно непреднамеренный характер. Ребёнок ещё не только не умеет ставить перед собой цель запомнить-вспомнить, но и не принимает исходящую извне мнемическую задачу. Именно непроизвольное запоминание обеспечивает ему разные знания о предметах и явлениях окружающего мира, их свойствах, связях, о людях, их взаимоотношениях и деятельности.
Существенное значение имеют те стороны, которые привлекают внимание дошкольника. Это могут быть ничем неприметные вещи, которые он увидел на прогулке с родителями, дома, в гостях и т.д. Ребёнка интересуют особенности предметов, и, прежде всего, применение каждого, его назначение, способ использования.
Каждому ребёнку присущи свои возможности и ограничения в развитии. Это относится к моторному развитию ребёнка: у одних детей мелкая моторика рук будет развита слабо, у других – появляется большая согласованность в умении управлять своими движениями [19].
Таким образом, к возрастным особенностям развития детей мы отнесли следующее: обогащение эмоциональной сферы, развитие наглядно-образного мышления, продолжает развиваться двигательная память, содержание которой значительно изменяется; движения ребёнка становятся более сложными, могут включать несколько компонентов. Ребёнок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок всё более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
1.3 Методы обучения детей четвёртого года жизни технике рисования
В педагогике имеется множество определений понятия «метод обучения».
В «Педагогическом словаре» под методом в педагогике понимается «совокупность путей, способов достижения дидактических целей, решения образовательных задач, искусство педагога направлять мысли детей в нужное русло и систему, следуемую по алгоритму для достижения необходимого результата» [15]. И.П. Подласый под методами понимает «совокупность путей и способов достижения целей, решения задач образования» [17, с. 112].
При определении последовательности формирования технических навыков и умений в рисовании надо исходить из изобразительных задач, указанных в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» (таблица 1) [3].
Таблица 1 – Задачи обучения рисованию детей четвёртого года жизни
Изобразительные | Технические | Композиционная | Воспитательные |
Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы. Закреплять знание названий цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный), познакомить с оттенками (розовый, голубой, серый). Обращать внимание детей на подбор цвета, соответст-вующего изображаемому предмету. Приобщать детей к декоративной деятель-ности: учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек, вырезан-ных воспитателем (птичка, козлик, конь и др.), и разных предметов (блюдечко, рукавички). Учить ритми-чному нанесению линий, штрихов, пятен, мазков (опадают с деревьев листочки, идет дождь, «снег, снег кружится, «дождик, дождик, кап, кап, кап...»). | Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисо-вания. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку. | Формировать умение созда-вать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение одного предмета (елочки на нашем участке, неваляшки гуля-ют) или изоб-ражая разнооб-разные пред-меты, насекомых (в траве ползают жучки и чер-вячки; колобок катится по дорожке и др.). Учить располагать изображения по всему листу. | Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы, произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов, предметы быта, одежда). |
Таким образом, следует отметить, что формирование технических навыков и решение изобразительных задач детей четвёртого года жизни находятся в определенной взаимозависимости. Овладение техникой служит решению изобразительных задач, и вместе с тем возможности изображения обусловливаются уровнем овладения техникой.
Постепенно овладевая техническими навыками, определенными для этой возрастной группы, дети все более свободно и правильно решают изобразительные задачи.
В соответствии с программой воспитатель предлагает детям такие темы для рисования: столбики, дождик, ленты (длинные и короткие), дорожки, клетчатый платок, забор, лестница, елочка, мячи (большие и маленькие), бублики, шары, клубки ниток, кольца, елка, запорошенная снегом, елочные шарики на ниточках, украшенная шариками елка, снежная баба, дом, снежная баба возле дома, игрушечная тележка, зеленая трава, красные флажки, красные и желтые цветы, разноцветные флажки, разноцветные воздушные шары, деревья с зелеными листьями, светит солнышко в окошко, забавный снеговик, веселый колобок катится по дорожке, одуванчики в траве, впечатления от праздника, осенняя, летняя, зимняя и весенняя природа.
Проведение занятий рисованием с детьми трех лет требует конкретизации всего материала. Без опоры на четкие представления обучение простейшим формам будет абстрактным, отвлеченным, непонятным для них.
Восприятие окружающей жизни – основа методики обучения. Поэтому все образы, с которыми связываются линии, круги, точки, должны быть ранее восприняты, и не только зрительно, а в активной деятельности: «По дорожкам бегали», «Клубочки ниток наматывали и катали» и т.п. Активное познание предмета создает предпосылку и для активных действий при рисовании. Система игровых упражнений, разработанная Е.А. Флериной, учитывает эту особенность возраста. В дальнейших исследованиях методика применения этих упражнений разработана еще более детально [22].
Эффективным средством обучения во второй младшей группе является последовательный показ способов изображения. Детям нужно видеть весь процесс выполнения рисунка. Показ приемов рисования важен до тех пор, пока дети не приобретут навыки в изображении простейших форм. И только тогда педагог может начать обучение дошкольников рисованию на наглядных пособиях без применения показа.
Изображение предмета должно быть в крупном плане, с ярко выраженной формой, по возможности изолированно от других предметов, чтобы не отвлекать внимания от главного.
Также как и на предмете, воспитатель обращает внимание детей на форму, обводя ее пальцем, и на цвет предмета.
Освоение изобразительных умений в младшей группе начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий сначала при дорисовывании рисунка, начатого воспитателем. Затем детям предлагается самостоятельно проводить линии в указанных направлениях на основе восприятия различных предметов.
Во II квартале следует продолжать тренировать руку ребенка в рисовании моделей круглой формы. Воспитанникам предлагают узнавать, называть и изображать подобные предметы, размещать их на листе бумаги.
Все умения, приобретенные детьми на занятиях, надо закреплять, пока они не забылись, иначе обучение не достигнет результата: усвоенный навык после длительного перерыва воспринимается как новый и все приходится начинать сначала [20].
Т.С. Комарова отмечает, что «для того, чтобы произвести формообразующее рисовальное движение, движение руки с инструментом, орудием, направленную на передачу формы предмета, нужно ощутить и определить, каким должно быть это движение, соотнеся его с формой изображаемого предмета» [10].
Педагог обращает внимание на необходимость научить детей младшего дошкольного возраста формообразующим движениям, движениям рук, которые важны для создания изображений предметов разнообразных форм. Овладение формообразующими движениями обеспечивает детям свободу творчества, снимает необходимость постоянного показа воспитателем способов изображения, позволяет активизировать опыт ребят. Чтобы научить детей рисовать предметы круглой формы, можно предложить им изобразить колечки, колесики, мыльные пузыри, воздушные шары, елочные шарики, мячи, сушки, баранки, яблоки, ягодки, апельсины, орехи и многое другое. Воспитатель выбирает для рисования то, что ближе детям, более знакомо, с чем они чаще играют. Чтобы помочь детям освоить рисование прямоугольной формы, можно применить прием отдельного рисования каждой линии. Так, например, сперва детям дается лист бумаги с нарисованной на нем горизонтальной линией. На одном занятии предлагается на этой линии нарисовать стоящие в ряд кирпичики. На другом занятии подготовленная воспитателем горизонтальная линия будет изображать веревочку, на которой висят флажки [11].
Для отработки формообразующих движений используют приёмы: «Рисование в воздухе», «Рисование сухой кистью», «Рука в руке», «Повтори за мной», «Догони меня» и закрепляют в дидактических играх-упражнениях: «Дорисуй сам», «Соедини точки», «Обведи по линиям».
Незаменимы для развития формообразующих движений упражнения, разработанные Е.А. Флериной Это своеобразная азбука изображения. Т.Г. Казакова рекомендует в процессе обучения на занятиях по изобразительной деятельности создавать условия для проявления самостоятельности. Например, обучая детей формообразующим способам изображения предлагать им нарисовать разные по форме воздушные шары. В процессе рисования надо обязательно поощрять стремление малыша повторять появившиеся очертания форм и предлагать называть их [8].
Н.В. Шайдурова советует воспитателям, при объяснении задания демонстрировать и описывать предмет, обращая внимание малышей на его форму и характерные признаки. Перед рисованием, чтобы сосредоточить внимание детей на основном – форме предмета, нужно не просто показать детям предмет и рассказать о нём, но и дать поиграть с ним [33].
Опираясь на знания и умения, приобретенные детьми в первом полугодии, в III квартале уже можно учить их изображению предметов прямоугольной формы, причем не только совать их, но и закрашивать составляющие его детали в характерный цвет, не выходя за контур предмета. С помощью воспитателя ребенок определяет форму и цвет флажков, называет их составные части: древко, полотнище.
В IV квартале воспитатель относительно редко показывает последовательность рисования предметов, ограничиваясь словесными объяснениями и напоминанием. Нелишне будет повторить, что при рисовании прямых линий карандашом линии нужно проводить легко, на карандаш сильно не нажимать. А еще неплохо закрепить понятия «длинный» и «короткий» [11].
Воспитатель должен научить детей проводить прямые и наклонные линии кистью (легко, без нажима), толстые и тонкие линии. Тонкие линии проводят кончиком кисти, толстые (широкие), нажимая на весь ворс. Нужно напоминать детям, что интенсивность цвета гуашевой краски зависит не от нажима кисти, а от густоты самой краски.
Им нужно объяснить, что предметы бывают разными по форме и размерам, а у некоторых из них форма одинакова (например, бусы, воздушный шарик, вишня).
Если в первой младшей группе дети рисуют ветви елки на силуэте треугольной формы из цветной бумаги, то во второй младшей группе ребятам под силу самим нарисовать краской форму елки в виде треугольника, а затем прорисовать одной или двумя контрастными красками ветви елки. Если все же у детей возникнет затруднение при рисовании удлиненного треугольника, предложите им карандашом обвести картонный силуэт («Елка»).
Во второй младшей группе на занятиях по рисованию активно используется информационно – рецептивный метод. Особенно полезен перед занятием действенный способ знакомства с формой предмета: дети обводят форму рукой, играют с флажками, мячами, шарами, ощупывают их очертание. Такое обследование предмета создает более полное представление о нем. Также эффективен прием обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе [5].
И.А. Лыкова предлагает дидактические игры и упражнения на развитие чувства формы. Это могут быть игры «ассоциации» с природным материалом. Дети ищут сходства природных материалов (камушки, ракушки, листочки, палочки, шишки) с образами животных, птиц и др. Так же она предлагает из частей составить целый образ или узор, где происходит чередование по форме, величине, декору. Во время прогулок можно порисовать с детьми на песке [11].
Г.Г. Григорьева отмечает, что «игровые приёмы должны быть направлены на решение дидактических задач и по своему характеру должны быть максимально похожими на настоящую игру. Но в отличие от «настоящей» свободной игры, игру на занятии предлагает педагог. Поэтому одним из признаков игрового приёма должна быть игровая задача» [6, с. 102].
Г.Г. Григорьева, говоря о методике, обращает особое внимание на необходимость системного применения игровых приёмов обучения. Во- первых, в направленности игровых приёмов на занятии: от мотивации через постановку цели и задач к стимулированию и использованию действий до получения и анализа результата. Во-вторых, при сохранении целостного подхода к руководству деятельностью детей на занятии в вариативности этой методики [6, с. 118-119].
В конце занятия воспитатель анализирует выполненные рисунки. Дети 3-4 лет еще не умеют замечать недостатки, поэтому не стоит оценивать их работы отрицательно. Интерес к работам других детей возникает у малыша немного позже, а на этом этапе его больше интересует собственный рисунок и положительное отношение взрослого к результату его труда. Рисунки нужно рассматривать в игровой форме. Воспитатель располагает рисунки так, чтобы дети могли составить по ним рассказ.
По окончании занятий малышей учат убирать материалы, которыми они пользовались.
Занятия по рисованию во второй младшей группе проводятся один раз в неделю. Продолжительность – 15 минут. Работают дети и карандашами и красками. Половина занятия по рисованию – самостоятельная работа по замыслу. Рисование по замыслу вводится с I квартала. Хотя глубоких замыслов у трехлетних малышей еще нет, однако они уже усвоили некоторые приемы рисования: самостоятельно размещают изображение на бумаге, начинают творчески мыслить. На таких занятиях дети закрепляют умение правильно пользоваться карандашом, кисточкой, красками, применяют усвоенные ранее приемы изображения отдельных предметов [12].
Таким образом, формирование технических навыков и решение изобразительных задач детей четвертого года жизни находятся в определенной взаимозависимости. Овладение техникой служит решению изобразительных задач, и вместе с тем возможности изображения обусловливаются уровнем овладения техникой. В качестве методов и приемов используются: совместное творчество; исследование образца; показ способа действия; наличие элементов проблемного обучения; игровые приемы, наглядность, слово, метод пассивных движений, самостоятельная работа по замыслу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимость улучшения процесса обучения технике рисования детей четвёртого года жизни обусловлено реалиями сегодняшнего времени.
Анализ психолого-педагогической литературы и исследования практического состояния проблемы показали, что целый ряд вопросов ещё нуждается в освещении, необходим поиск методов обучения по проблеме исследования, позволяющий сделать этот процесс более целенаправленным и эффективным.
В ходе теоретического изучения вопроса были рассмотрены понятия «техника», «рисование», «техника рисования». В ходе нашего исследования мы остановились на следующих понятиях:
Под техникой понимается совокупность специальных навыков, способов и приемов посредством которых исполняется художественный образ.
Рисование – вид изобразительной деятельности, в процессе которой на бумаге создаётся плоскостное изображение.
Под техникой рисования следует понимать: владение материалами и инструментами, способы их использования для целей изображения и художественного выражения. В понятие техники включается развитие глаза и руки, их согласованная деятельность.
К возрастным особенностям развития детей четвёртого года жизни мы отнесли следующее: обогащение эмоциональной сферы, развитие наглядно-образного мышления, продолжает развиваться двигательная память, содержание которой значительно изменяется; движения ребёнка становятся более сложными, могут включать несколько компонентов. Ребёнок постепенно начинает создавать на основе имеющихся описаний, текстов, сказок всё более сложные образы и их системы. Содержание этих образов развивается и обогащается. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения.
Формирование технических навыков и решение изобразительных задач детей четвертого года жизни находятся в определенной взаимозависимости. Овладение техникой служит решению изобразительных задач, и вместе с тем возможности изображения обусловливаются уровнем овладения техникой. В качестве методов и приемов используются: совместное творчество; исследование образца; показ способа действия; наличие элементов проблемного обучения; игровые приемы, наглядность, слово, метод пассивных движений, самостоятельная работа по замыслу.
На основе изученных материалов разработаны методические рекомендации для воспитателей по обучению технике рисования детей четвертого года жизни.
Соответственно, цель работы достигнута, решены все поставленные задачи.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативные источники
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ: текст с изменениями и дополнениями на 2019 год: [принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года: одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года]. - Москва: Эксмо, 2019. - 224 с.
- Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М., 2013.
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 146 с.
Основные источники
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детские годы / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 2015. – 147 с.
- Галанов, А.С. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству / А.С. Галанов, С.Н. Корнилов. - М.: Просвещение, 2016. – 187 с.
- Григорьева, Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности / Г.Г. Григорьева. – М., 2010. – 344 с.
- Дубровская, Н.В. Приглашение к творчеству / Н.В. Дубровская. – СПб: Детство – Экспресс, 2017. – 112 с.
- Казакова, Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией). Пособие для воспитателей детского сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2010. – 192 с.
- Киплик, Д.И. Техника живописи / Д.И. Киплик. - М.: «СВАРОГ и К», 2015. - 500 с.
- Комарова, Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников / Т.С. Комарова. – М.: Просвещение, 2011. – 156 с.
- Лыкова, И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Средняя группа / И.А. Лыкова. – М.: «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА», 2015. – 144 с.
- Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие для учащихся пед. училищ / под редакцией Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. – М.: Просвещение, 2010. – 272 с.
- Немов, Р.С. Психология: словарь-справочник: в 2 ч. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2018. – Ч. 2. – 352 с.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М.: АЗЪ, 2018. – 928 с.
- Педагогический словарь / Под ред. И. А. Каирова и др. В 2-х т. Т 1. – М.: Изд-во Академии пед. наук, 2016. – 984 с.
- Погодина, С. Художественные техники. Монотипия, диатипия, акватипия, акватушь, кляксография / С. Погодина // Дошкольное воспитание. - 2011. - № 3. – С. 53 - 62.
- Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: учеб. пособие для вузов / И.П. Подласый. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2014. - 365 с.
- Сакулина, Н.П. Рисование в дошкольном детстве / Н.П. Сакулина. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 249 с.
- Субботина, Л.Ю. Развитие воображения детей / Л.Ю. Субботина. – Ярославль: «Академия развития», 2017. – 240 с.
- Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду / Сост. В.Б, Косминская, Е.И. Васильева, Р.Г. Казакова. – М.: Просвещение, 2015. – 255 с.
- Филева, Т.И. Нетрадиционные техники рисования в развитии детей дошкольного возраста / Т.И. Филева // Наука и современность. – 2012. – № 17. – С. 146-150.
- Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольников / Е.А. Флёрина. – М.: Просвещение, 2014. – 296 с.
- Шпикалова, Т.Я. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства / Т.Я. Шпикалова. - М.: Академия, 2016. – 276 с.
- Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин.- М.: Академия, 2014. - 383 с.
Интернет – источники
- Аркин, Е.А. Ребенок от года до четырех лет / Е.А. Аркин. [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01009263581 (дата обращения: 28.03.2022).
- Бакушинский, А.В. О развитии художественного творчества ребенка, его роль в художественно-педагогической науке / А.В. Бакушинский. [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberpedia.su/14x2355.html (дата обращения: 28.03.2022).
- Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей / Е.И. Игнатьев [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.vedu.ru. (дата обращения: 05.04.2022).
- Косминская, В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://www.bim-bad.ru/biblioteka (дата обращения: 12.04.2022 г.).
- Мухина, B. Возрастная психология. Феноменология развития / В. Мухина. [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/muhina/03.php (дата обращения: 14.04.2022).
- Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов / И.П. Подласый: [сайт]. – URL: http://pedlib.ru/Books/1/0221/1_0221-274.shtml (дата обращения: 27.03.2022).
- Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания 1832-1919 / П.П. Чистяков. - М.: Искусство, 1953. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://pedlib.ru/Books/5/0035/5_0035-117.shtml (дата обращения: 27.03.2022).
- Даль, В.И. Толковый словарь русского языка: современная версия для школьников / В.И. Даль [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://methodological (дата обращения: 14.04.2022).
- Шайдурова, Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста / Н.В. Шайдурова. – М., 2010. – 155 с. [электронный ресурс]. – Режим доступа: https://search.rsl.ru/ru/record/01004581190? (дата обращения: 14.04.2022).
ПРИЛОЖЕНИЕ
Методические рекомендации для воспитателей по обучению технике рисования детей четвертого года жизни
Для обучения технике рисования детей четвертого года жизни нами будут даны следующие рекомендации:
1. Занятия с детьми проводятся в специально отведённом кабинете или в группе. Педагог учитывает возможность вариативности в организации обстановки, в которой протекает работа с детьми. Продумывается расстановка рабочих столов (они могут быть расположены и полукругом, и буквой «П», и составлены в ряд).
2. Все необходимые материалы (подбор которых педагог тщательно продумывает заранее, ещё до начала занятия) рационально размещены на столах и доступны каждому ребёнку. Предусматривается и некоторый запас материалов, на случай, если что-то будет испорчено, который располагается на одном из рабочих столов взрослого.
3. Второй стол педагога, интерактивная доска (при наличии), как и школьная доска, используются для демонстрации наглядности, для показа приёмов изображения, презентаций, тематических видеоматериалов.
4. Занятия с детьми проводятся в форме совместной партнёрской работы. Пособия и оборудование находятся на видном месте. В процессе работы дети свободно передвигаются по мастерской, берут тот или иной материал, тихо общаются между собой и с любым вопросом обращаются к педагогу.
5. Отсутствие элементарных изобразительных навыков затрудняет проявление художественного творчества. Одним из эффективных способов решения данной проблемы является проведение специальной пальчиковой гимнастики перед началом творческого процесса с использованием художественных текстов. Разминка суставов кисти и пальчиков способствует подготовке неокрепших рук к движениям, необходимым в художественном творчестве. Позволяет детям уверенно обрабатывать различные материалы (бумагу, пластилин, глину), без усилий использовать инструменты.
6. Работу надо начинать от простого к сложному.
7. Детям младшей группы необходимо давать для рисования карандаши шести цветов (красный, синий, зеленый, желтый, черный и коричневый).
8. Для рисования применять два вида водяных красок - гуашь и акварель. Для детей дошкольного возраста удобнее всего краски кроющие, пастозные, непрозрачные – гуашь. Краску нужно разводить до густоты жидкой сметаны, так чтобы она держалась на кисточке, не капала с нее. Лучше всего краску наливать в прозрачные баночки с низкими краями, чтобы дети могли видеть цвет. Удобно пользоваться красками гуашь в полиэтиленовых банках с закрытыми крышками: в них воспитатели готовят краску и оставляют после занятий, никуда не переливая. При этом краска расходуется экономнее и на ее приготовление нужно меньше времени. В младшей группе вначале дают 2-3 краски, а к концу года 4-6 цветов.
9. Детям младшей группы рекомендуется давать кисточки № 12-14. Такая кисть, прижатая к бумаге, оставляет яркий, хорошо заметный след, облегчает передачу формы предмета.
10. Для рисования нужна достаточно плотная, немного шероховатая бумага (лучше полуватман). Заменить ее можно плотной писчей бумагой. Не годится для рисования глянцевая, бумага, по поверхности которой карандаш скользит, почти не оставляя следа, и тонкая бумага, которая рвется от сильного нажима. Во время работы бумага должна лежать неподвижно и ровно (исключение составляет декоративное рисование, в процессе которого дети могут менять положение листа). Детям младшей группы рекомендуется давать для рисования бумагу размером в писчий лист – он соответствует размаху детской руки.
11. На обучение детей младшего дошкольного возраста положительное влияние оказывает использование различных игровых моментов. Включение игровых ситуаций делает предмет изображения более близким, живыми, интересными. В рисовании красками результатом деятельности для маленького ребенка является яркое пятно. Цвет – сильный эмоциональный раздражитель. В этом случае педагога должен помочь ребенку понять, что цвет в рисунке существует для воссоздания образа. Надо добиваться того, чтобы дети, работая с красками, стремились улучшить сходство с предметами.
12. Если в первые месяцы обучения они подражают своему воспитателю, рисуя тот или иной предмет, то теперь педагог дает или задание рисовать самостоятельно по замыслу, воображению.
13. Полезно младшим дошкольникам давать такую возможность самостоятельно работать по замыслу на каждом занятий после выполнения учебного задания (если оно не было длительным). Такая форма самостоятельной работы детей создает предпосылку для будущей творческой деятельности.
14. Освоение изобразительных умений начинается с проведения прямых, вертикальных и горизонтальных линий, сначала при дорисовании рисунка, начатого воспитателем (ниточки к шарам, стеблей к цветам, клубок ниток).
15. Сюжетное рисование – основная цель научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности. Ребенок должен уметь нарисовать главное в сюжете, а все, детали он выполняет по своему желанию.
У маленького ребенка еще слишком поверхностное восприятие и аналитико-синтетическое мышление: он, прежде всего, воспринимает то, что непосредственно доступно зрению, осязанию, слуху, часто узнает предмет по некоторым несущественным деталям, запомнившимся ему. Точно также ребенок воспринимает и передает сюжет в рисунке. У ребенка мал опыт и недостаточно развиты изобразительные умения и навыки в изображении сюжетного рисунка.
16. В младшей группе некоторые темы, предлагаемые для рисования, звучат как сложные (например: «Колобок катится по дорожке», «Идет снег, засыпал всю землю», «Листопад», «Птичий двор», и т.д.). Но в них не требуется передача действия сюжета. Указание на сюжетность рисунка применяют для создания у детей интереса к изображению простейших форм.
В сюжетном рисовании перед маленькими детьми не ставится задача показа точно пропорциональных соотношений между предметами, так как она является сложной и доступной только детям старшей группы.
Воспитатель должен если стараться подобрать интересные темы для ребят, учитывая их впечатления от окружающей действительности.
17. Стремление к самостоятельной деятельности формируется у младшего дошкольного возраста в сотрудничестве со взрослыми, в совместной деятельности с ними. С учетом этого пространство организуется так, чтобы одновременно могли действовать двое-трое детей и взрослый. Рисунками и поделками дети имеют право распорядиться сами – забрать домой или использовать в игре, поместить на выставку.
18. Художественно-изобразительная деятельность связана с содержанием конкретного занятия и включает задания, связанные с использованием выразительных возможностей материалов, техник исполнения. Предусматривает использование синтеза видов искусств и художественных видов деятельности. Литературные произведения помогают формированию у детей умения сравнивать, сопоставлять различное эмоционально-образное содержание произведений изобразительного искусства, настроение живой природы.
Музыкальное сопровождение побуждает дошкольников через пластические этюды, импровизации передавать эмоции, чувства в практической деятельности: рисовании, лепке, аппликации. Ребёнок способен «превратиться» в цветок, показать, как он растёт; почувствовать себя птицей, хрупкой веточкой, узнать себя в звуках и красках. На занятиях используются игровые персонажи - Акварелька, Вредина, Клякса, которые делают ошибки, допускают неточности, путают. Дети с удовольствием придут на помощь, почувствуют радость, уверенность в себе. Дети учатся проектировать свои эмоции и переживания в красках, изобразительных материалах, замечать необычное в обыденном, в неказистом - выразительное.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для детей обшеразвивающей направленности детей четвертого года жизни.
Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, п...
"Задачи воспитания и обучения детей четвертого года жизни в соответствии с ФГОС ДО"
Содержание психолого-педагогической работы ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей....
Воспитание у детей четвертого года жизни ценностей здорового образа жизни - как приоритетное направление деятельности МАДОУ.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста приобрело значимость в связи с модернизацией образования в нашей стране....
Консультация для родителей: «Задачи воспитания и обучения детей четвертого года жизни в соответствии с ФГОС»
Консультация для родителей включает в себя содержание психолого-педагогической работы по всем образовательным областям в соответствии с ФГОС....
Воспитание у детей четвертого года жизни ценностей здорового образа жизни.
Физическому развитию в ДОУ уделяется много времени....
ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ ВЛИЯНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ...
«Времена года» дети четвертого года жизни
Формы работы по теме: «Времена года» на год с детьми четвертого года жизни...