Цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные инструменты»
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста
«Русские народные инструменты» .
Конспекты направлены на изучение русских народных инструментов. Цель:Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Задачи:
-Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
-Развивать творческую фантазию;
-формировать певческий голос и выразительность движений.
-воспитывать любовь и интерес к музыке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 644.17 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект музыкального занятия
Группа: Подготовительная
Тема: «Балалайка»
Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Задачи:
-Развивать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
-Развивать творческую фантазию;
-формировать певческий голос и выразительность движений.
-воспитывать любовь и интерес к музыке.
Программное содержание.
-Пропагандировать русскую народную культуру, приобщать детей к ее традициям.
-Развивать творческие способности детей, творческое мышление.
-Закреплять навыки использования знакомых плясовых движений в свободной пляске.
-Продолжать работу по обогащения словаря детей новыми словами, терминами, понятиями: оркестр народных инструментов, корпус, гриф, колки.
-Закреплять умение петь дружно, передавая при исполнении песни ее шутливый характер
-Закреплять умения украшать городецким узором изделия(балалайку)
Ход занятия:
(Вход под музыку)
Музыкально приветствие «Эхо»
Ребята, послушайте внимательно стихотворение и скажите, о чём в нем говорится?
Нет в деревне хохотушки
Озорнее балалайки –
Целый день бренчит частушки
Или громко травит байки.
Балагурка, веселуха,
Так вытренькивает звонко,
Что и древняя старуха
Скачет с ловкостью бельчонка!
Ну, а если громко вторят
Ей гармошка и жалейка,
Всю деревню раззадорит
Их шальная шайка-лейка.
Верно, это балалайка, а кто знает, как она выглядит? Расскажите про неё?
А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру угадай музыкальный инструмент по звуку.
Игра «Узнай музыкальный инструмент»
(по музыкальному фрагменту дети должны по звуку определить музыкальный инструмент и назвать его)
Молодцы, все музыкальные инструменты назвали, а вот последний музыкальный инструмент послушайте. Верно, это балалайка.
Инструмент обладает богатыми исполнительскими, акустическими и художественными достоинствами. Издает негромкий звук, но мягкий и звонкий. Тембр(голосочек инструмента) нежный.
Я вам предлагаю внимательно посмотреть на картинку и в живую посмотреть на музыкальный инструмент , посмотрите из чего же он состоит.
Корпус. Он состоит из передней части и задней части, которая склеенная из деревянных сегментов. Гриф. На нем расположились лады. Головка. Это верхняя часть инструмента, где находятся колки и механика для настраивания балалайки.
А как вы думаете под исполнением балалайки какие песни пели?
А мы с вами сегодня тоже по исполняем русскую народную песню
Знакомство с песней «Как у наших у ворот»
Послушайте внимательно и скажите, о чём поётся в песне?
А что бы нам разучить песню нужно приготовить наш звонкий голосок повторяйте за мной.
Артикуляционная гимнастика
Фонопедические упреждения
Разучивание песни «Как у наших у ворот»
Балалайка , балалайка заиграли, зазвала песни петь да играть, выходите ребята.
Игра «Передай Балалайку»
(Когда звучит музыка , ребята по кругу передают балалайку, когда музыка остановилась , у кого осталась балалайка выходит в серединку круга, и показывает русские народные движения)
Балалайка, балалаечка, нежный голосочек, посмотри-ка на наших ребят как они танцуют парами, красивый танец Полечка.
Танец «Полька»
А на завершении нашего занятия я вам предлагаю собрать из спутанных карточек музыкальный инструмент и посмотрим что это за инструмент.
«Сибири инструмент»
Рефлексия
Ребята , скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой у него голосок? Из сего он состоит? С какой песней познакомились? В какую игру мы с вами играли?
(выход под музыку)
Конспект музыкального занятия
Группа: Подготовительная
Тема: «Гусли»
Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Задачи:
- удовольствие и радость от самого процесса соприкосновения с музыкой.
- Развивать представления детей об изобразительности музыки, создающей образ (гусли изображают героев русской сказки); о выразительных средствах музыки (динамика, регистр), звуковысотности (высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).
- Развивать коммуникативные качества детей посредством музыкальной игры и парной пляски.
- Передавать характер музыки в движении, в пении.
- Расширять запас слов, обозначающих названия в русском фольклоре (русская народная музыка, древнерусский народный музыкальный инструмент, гусли), персонажей русской народной сказки, музыкальных терминов (тихо-громко, высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).
Ход занятия:
(вход под музыку)
Музыкальное приветствие «Эхо»
Я гусли беру золотые,
И песнь о свободе пою,
Чтоб слышали старцы седые,
И юноши песню мою.
Хочу я развеять струною,
Тяжелые сны о былом,
Чтоб песня, пропетая мною,
Дышала весенним теплом.
Посмотрите, сегодня мы с вами знакомимся с новым музыкальным инструментом кто же услышал, как называется музыкальный инструмент? Верно, гусли.
Я предлагаю внимательно послушать как он исполняет закройте глазки и послушайте ?
Слушание исполнение Гуслей
Скажите, какое звучание этого инструмента? А какой характер исполнения был? Представьте, что вы художники и вы услышали как исполняют гусли, что бы вы нарисовали, какие цвета красок вы бы использовали?
Ребята посмотрите сегодня я вам на музыкальное занятие принесла музыкальный инструмент который называется гусли.
Посмотрите из чего это музыкальный инструмент состоит.
Знакомство с инструментом Гусли
А как вы думаете, когда звучали гусли что под их исполняя могли делать?
А я вам предлагаю потанцевать .
Танец «Парный танец»
Парный танец так хорош , ну а гусельки играют и игру нас созывают.
Игра «Передай гусли»
(Правила игры , когда звучит музыка мы осторожно гусли передаем, а когда музыка остановилась и у кого остались гусли, вот выходит с гуслями в середину круга и рассказывает нам стих или исполняет песню.)
Вот какие гусли веселые, развеселили нас, а знают ли ребята песни. А какую мы с вами песню разучивали на прошлом занятии ? Верно русскую народную, а что бы нам исполнить нужно дружно приготовить наш голосок.
Артикуляционная гимнастика
Фонопедические упреждения
Исполнение песни «Как у наших у ворот»
А сейчас я вам предлагаю внимательно послушать песенку и сказать о чём в песенке поётся?
Слушание «Пчёлочка» р.н.п
А чём песня? Какой характер песни?
Вы были очень внимательными слушателями , но наше занятие подходит концу, скажите что мы сегодня с вами делали на занятии?
Рефлексия
Ребята , скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой у него голосок? Из сегодня он состоит? С какой песней познакомились? В какую игру мы с вами играли?
Вам Домашнее задание узнать дома вместе с родителями кто же исполняли на гуслях.
(выход под музыку)
Конспект музыкального занятия
Группа: Подготовительная группа
Тема: «Рубило»
Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Задачи:
- Развивать представления детей об изобразительности музыки, создающей образ (рубило); о выразительных средствах музыки (динамика, регистр), звуковысотности (высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).
- Передавать характер музыки в движении, в пении.
- Расширять запас слов, обозначающих названия в русском фольклоре (русская народная музыка, древнерусский народный музыкальный инструмент, гусли), персонажей русской народной сказки, музыкальных терминов (тихо-громко, высоко-низко, движение мелодии вверх-вниз).
Ход занятия:
(Вход под музыку)
(Главная мелодия из «Утро» Григ)
Музыкальное приветствие
Солнышко всходит и небо светлеет
Природа проснулась и утро пришло.
Ребята посмотрите внимательно на экран и скажите ,что это такое, как вы думаете?
А вот это ребята старинный русский инструмент который называется рубиль, этот инструмент ударный. В старину на руси был заменой утюга , так же ещё применялся в стирке.
Посмотрите сегодня я вам принесла этот музыкальный инструмент.
Этот музыкальный инструмент состоит из дерева, сделаны зубчики, когда проводишь по ним палочной деревянной то получается вот такой звук послушайте.
Я вам предлагаю посмотреть видео в исполнении музыкального инструмента рубило, а после просмотра скажите какой звук по характеру?
Просмотр видео Исполнении Рубило
Какой звук? Какой характер?
Как вы поняли что рубило не просто деревянная носочка , а музыкальный инструмент.
А сейчас я вам предлагаю послушать внимательно звуки музыкальных инструментов и узнать названия инструментов.
Игра «Узнай по звуку»
(предлагаются фрагменты музыкальных звуков)
Какие внимательные все музыкальные инструменты узнали .Так как вы все музыкальные инструменты узнали по звуку, я каждому раздам по музыкальному инструменту, колокольчики, ложки, бубны.
Игра на ДМИ «Кадриль»
(Знакомство с ритмическим рисунком,
Знакомство с последовательностью исполнения инструментов)
А вспомните на прошлом занятии какую мы с вами песню пели?
Артикуляционная гимнастика
Фонопедические упреждения
Исполнении песни «Пчёлочка»
Для завершении нашего занятия я вам предлагаю поиграть в игру которая называется «Весельчак».
Танцевальная игра «Весельчак»
(Правила игры: выбирается ведущий который будит находиться в середине круга, когда звучит музыка дети которые ведут хоровод они идут в правую сторону, а кто в середине круга идёт в левую сторону, когда музыка останавливается, ведущий показывает музыкальные движения, когда музыка меняется ведущий выбирает себе другого ведущего и меняется)
Рефлексия
Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой у него голосок? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?
Конспект музыкального занятия
Группа: подготовительная группа
Тема: «Гармошка»
Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Задачи:
Музыкальные: учить детей различать звучание гармони, баяна, аккордеона, отмечать изобразительный характер музыки, стимулировать творческие проявления, воображение и фантазию, способность к импровизации;
двигаться в соответствии с динамикой и характером музыки, продолжить формирование ритмических и певческих навыков,
Воспитательные: развивать навыки коммуникации, самоорганизации и контроля, воспитать грамотного и заинтересованного слушателя; вызвать у детей эмоциональный отклик на музыку различного характера; обеспечить преемственность на уровне детский сад - школа искусств.
Оборудование:
музыкальный центр, аудиокассета; детские шумовые инструменты; музыкальные инструменты: фортепиано, гармошка.
Ход занятия:
(вход под музыку)
Музыкальное приветствие
Колокольчик нам поёт
Всех на музыку зовет
Слышишь тонкий голосок
нам пара начать урок
Динь- дон,
Динь- дон.
Здравствуйте
Здравствуйте
Послушайте внимательно загадку и скажите сегодня мы с вами с каким музыкальным инструментом познакомимся.
Заливается трехрядка,
И народ идет вприсядку!
А трехрядка неплоха –
Есть и кнопки, и меха.
И веселые старушки
Под нее поют частушки!
Вот посмотрите на гармошку, послушайте, а я вам о ней расскажу , а вы запоминайте.
B результате игры музыкальных фраз приходится только при сжиме или только при разжиме мехов, а иногда на каждый новый звук приходится менять направление движения меха. А состоит гармошка из: корпуса, клавиатурный механизмов, гриф, меха.
А сейчас я в вам предлагаю послушать как звучит музыкальный инструмент.
Слушание и просмотр видео в исполнении на гармони.
Скажите, какой звук? А какой характер? А какими красками выглядит этот звук гармошки?
А я вам сейчас тоже предлагаю воплотиться в музыкантов и по исполнять на музыкальных инструментах.
Игра на ДМИ
Закрепление ритмического рисунка ложек,
Закрепление ритмического рисунка бубна
Закрепление ритмического рисунка колокольчика.
В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Начинаешь играть, всех на танец зазовет.
Танец «Русский народный»
(Закрепление движений)
Ребята , а скажите , а что самое главное в музыке? Это песня, а на завершении нашего занятия я вам предлагаю дружно исполнить песню.
Артикуляционная гимнастика
Фонопедические упреждения
Исполнении песни «Пчёлочка»
Рефлексия
Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой у него голосок? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?
Конспект музыкального занятия
Группа: Старшая группа
Тема: «Дудочка»
Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Задачи:
-познакомить с русскими народными музыкальными инструментами;
-учить различать музыкальные инструменты по типу (ударные, струнные, духовые) и звучанию;
-обогащать словарный запас новыми словами; развивать интерес к старинным музыкальным инструментам.
Планируемые результаты: проявляет интерес к русским народным музыкальным инструментам, имеет представление об ударных, струнных, духовых инструментах, активно пользуется связной устной речью.
Ход занятия:
(вход под музыку)
Музыкальное приветствие
Колокольчик нам поёт
Всех на музыку зовет
Слышишь тонкий голосок
нам пара начать урок
Динь- дон,
Динь- дон.
Здравствуйте
Здравствуйте
Сегодня я наше занятия хотела бы начать с музыкальных загадок , и узнаем кто у нас внимательно слушает музыку, и узнает музыкальные инструменты по звуку.
Музыкальные загадки «Узнай по звуку инструмент»
(Правила: Нужно сидеть внимательно слушать звуки инструмента, после того когда звуки закончились поднять руку и ответить как называется музыкальный инструмент)
Если хочешь поиграть,
Нужно в руки ее взять
И подуть в нее слегка-будет музыка слышна.
Подумайте минуточку... что же это?
Верно, это дудочка. А скажите, как выглядит трубочка, кто может нам рассказать?
А вот дудочка сегодня у нас с вами на занятии, посмотрите это русский народный духовой инструмент. А как вы думаете, ребята как появляется звук из этого музыкального инструмента?
Я вам предлагаю послушать и посмотреть как настоящие музыканты исполняют на дудочке.
Просмотр видео в исполнении игры на дудочки
Скажите какой был звук дудочки? Какой звук по характеру? Н кого это звук похож? А какие краски этого инструмента?
Сегодня я вам предлагаю самим превратиться настоящих музыкантов и по исполнять на инструментах.
Игра на ДМИ
(знакомство с ритмическим рисунком)
Вот как звонко исполняли, на музыкальных инструментах, а сможете так же дружно по исполнять песню.
Артикуляционная гимнастика
Фонопедические упреждения
Исполнении песни «Осенняя песня»
А на завершении нашего с вами занятия я вам предлагаю поиграть в игру которая будет называться дудочка.
Игра дудочка
Ду-ду, ду-ду, дудочка,
Ду-ду, ду-ду-ду!
Заиграла дудочка
В зеленом саду.
Услыхала уточка,
Плавая в пруду,
Как играет дудочка:
Ду-ду, ду-ду-ду!
С малыми утятами
Начала плясать.
Крыльями и лапками
Воду колыхать.
Ду-ду, ду-ду, дудочка,
Ду-ду, ду-ду-ду!
Вот какая дудочка
В зеленом саду.
1-й куплет. Дети по кругу идут вправо, «уточки спят» (в кругу).
2-й куплет. Дети, опустив руки, расширяют круг, образуя «пруд». Уточки просыпаются, начинают «плавать».
3-й куплет. Дети имитируют игру на дудочке. Уточки сначала мягко приседают – «приплясывают», потом расправляют крылья и бьют ими по воде.
4-й куплет. Уточки одна за другой выходят из пруда, огибают круг детей и образуют свой внешний круг. В это же время дети, выждав, когда уточки выйдут из пруда, сходятся тихонько к центру и присаживаются.
При повторении игры дети меняются ролями.
Рефлексия
Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой голосок у дудочки? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?
(выход под музыку)
Конспект музыкального занятия
Группа: Старшая группа
Тема: «Свистульки»
Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Задачи:
- познакомить детей с народным музыкальным инструментом: глиняная свистулька;
- расширять музыкальные впечатления детей;
-развивать слуховое восприятие детей;
- способствовать овладению детьми необходимым запасом слов для характеристики музыкальных произведений в процессе слушания;
- развивать умения двигаться в соответствии с характером музыки;
- расширять восприятие музыкальных образов, способность выражать их в движении;
- прививать детям культуру исполнения: выразительное исполнение, слушать друг друга, пение в коллективе;
- формировать познавательные интересы детей в процессе музыкальной деятельности;
- воспитывать у детей устойчивый интерес и отзывчивость на музыкальные произведения;
Ход занятия:
(Вход под музыку)
Музыкальное приветствие
Колокольчик нам поёт
Всех на музыку зовет
Слышишь тонкий голосок
нам пара начать урок
Динь- дон,
Динь- дон.
Здравствуйте
Здравствуйте
Послушайте загадку и скажите, что за музыкальный инструмент я для вас приготовила.
В старину меня ценили :
Если засуха, то мной
Люди борются с бедой.
Вызывая дождь и ветер,
Иль пугая силу злую,
Лишь тихонько посвистят...
В нашем мире современном
Я из глины иль полена
Для забавы у ребят.
Слушание Свистульки
Верно, это свистулька, послушайте её звук, на что этот звук похож? Верно на пение птиц.
А какой звук этого инструмента? А какой характер? А если бы вы были художниками, какие бы вы использовали краски?
Ребята, я вам предлагаю проверить какой у нас голосок? Проверим, какой голосок у каждого из нас.
Игра на ДМИ
(дети берут инструменты и по показу видео показывают ритмические рисунки)
(игра на русских народных инструментах: ложки, бубен, свистулька)
Когда свистулька заиграет звонким узком, так и хочется ребята вместе с ней исполнять.
Артикуляционная гимнастика
Фонопедические упреждения
Дыхательная гимнастика «Я играю на трубе»
Трубы тонкий голосок
Словно звонкий ручеек,
(Дети издают голосом тонкий звук «ту-ууу»)
Трубы громче звук, сильней
Заливается ручей,
(Тот же звук, только громе и ниже)
Тише все труба звучит —
Ручеек устал и спит.
(Постепенное затихание звукоподражания)
Тишина — он видит сон,
Замер трубный перезвон.
Исполнение песни «Урожайная»
Но мы с вами пока не умеем играть на музыкальных инструментах. А хочется вам попробовать? Нам на помощь придет игрушка-свистулька. Посмотрите какая она красивая! Сделана она из глины (Показ). Дуть-свистеть в нее сможет даже ребенок. Вот так. (Показ). Хотите попробовать? Каждый выберет себе свистульку и подует в неё, после занятия можно будет взять свистульку себе. Но! Нельзя передавать свою свистульку другому ребёнку, только своей пользоваться!
Упражнение «Поиграй на свистульке»
У детей в ладошах птички,
С виду птички — невелички,
Только птички не порхают.
В небеса не улетают.
Дети бережно их носят,
Дети их ко рту подносят,
Дуют в птичек — те свистят,
Всех в округе веселят.
Милые свистульки это,
Выкрашены ярким цветом,
Деревянные, из глины,
Звук у них певучий, длинный.
Он похож на птичью трель,
На весеннюю капель,
На звенящий ручеек
И на солнечный денек.
(Дети извлекают звуки из свистулек).
Динамическая пауза «Жмурки со свистулькой»
Муз.рук берет в руки дудочку и отходит в один из углов комнаты. Остальные дети встают и закрывают глаза. Ребенок с дудочкой начинает издавать звуки. Остальные дети должны повернуться в ту сторону, откуда раздается звучание дудочки, не открывая глаз. Глаза дети открывают после того, как дудочка перестает играть, и проверяют, правильно ли определено место, откуда раздавался звук. Игра повторяется несколько раз со сменой ведущего, играющего на дудочке.
Муз.Рук. Молодцы, дети, у вас хороший слух.
Рефлексия
Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой голосок у дудочки? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?
(выход под музыку)
Конспект музыкального занятия
Группа: Старшая группа
Тема: «Трещотки»
Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Задачи:
образовательные:
* познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.
*формировать представления детей о народной музыке и народных инструментах;
развивающие:
* развивать эмоциональную отзывчивость;
* развивать чувство ритма;
* формировать певческий голос и выразительность движений.
воспитательные:
* воспитывать любовь и интерес к русской народной музыке.
* вызвать у детей желание слушать инструментальную музыку.
Ход занятия:
(Вход под музыку)
(Главная мелодия из «Утро» Григ)
Музыкальное приветствие
Солнышко всходит и небо светлеет
Природа проснулась и утро пришло.
Ребята, я для вас приготовила сегодня очень не обычный музыкальный инструмент, ну что бы с ним познакомиться я предлагаю для начала вспомнить уже знакомые музыкальные инструменты.
Игра «Узнай музыкальный инструмент»
А вот теперь , что бы познакомиться с ним нужно отгадать загадку, послушайте внимательно.
Музыкальный инструмент узнаём в один момент.
С ним в оркестре веселей,
Деревянный на вид, из дощечек состоит
Длинных и коротких, и трещит (трещотка).
Это ребята называется трещотка, послушайте, как он звучит, какой звук?
Посмотрите, на него как он выглядит, вот посмотрите внимательно есть два вида трещоток.
Знакомство с трещотками
(просмотреть )
Показ видео в исполнении трещоток
Какой характер исполнения этого музыкального инструмента?
Как вы думаете из какого цвета состоит звук музыкального инструмента?
Сегодня я вам предлагаю на нём по исполнять.
Игра на ДМИ
(знакомство с ритмическим рисунком)
Вот как дружно по играли, а как вы думаете трещотки это ударный инструмент или он произносить мелодию? Вот сейчас я вам предлагаю показать какой у нас с вами дружный голосок.
Артикуляционная гимнастика
Фонопедические упреждения
Дыхательная гимнастика «Я играю на трубе»
Трубы тонкий голосок
Словно звонкий ручеек,
(Дети издают голосом тонкий звук «ту-ууу»)
Трубы громче звук, сильней
Заливается ручей,
(Тот же звук, только громе и ниже)
Тише все труба звучит —
Ручеек устал и спит.
(Постепенное затихание звукоподражания)
Тишина — он видит сон,
Замер трубный перезвон.
Исполнении песни «Урожай»
А на завершении нашего занятия я вам предлагаю поиграть и повеселится , а игра будет называться передавай.
Игра «Передавай»
Правила игры: когда звучит музыка нужно передавать трещотки с ритмическим рисунком когда музыка остановилась , у кого остались трещотки он исполняет на них , а дети в ладошки повторяют ритмический рисунок.
Рефлексия
Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой голосок у дудочки? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?
(выход под музыку)
Конспект музыкального занятия
Группа: Старшая группа
Тема: «Ложки»
Цель: Познакомить с русским народным музыкальным инструментом «ложки».
Задачи:
Образовательная: знакомство с деревянными ложками, как народным шумовым музыкальным инструментом (история, изготовление, разнообразие деревянных ложек, разучивание приёма игры на ложках.
Развивающая: Развивать чувство ритма; развивать координацию речи с движением, добиваться выразительности исполнения фольклорных музыкальных произведений в сопровождении игры на ложках.
Воспитательная: воспитывать культуру исполнения народных песен, прививать интерес и уважение к традициям русской народной музыкальной культуры.
Ход занятия:
(Вход под музыку)
(Главная мелодия из «Утро» Григ)
Музыкальное приветствие
Солнышко всходит и небо светлеет
Природа проснулась и утро пришло.
Ребята, мы с вами сегодня познакомимся с одним из самых популярных в России народных музыкальных инструментов. А каким, вы узнаете, отгадав загадку.
Деревянная подружка,
Без неё мы, как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
(Ложка)
Верно!
Я сегодня пришла
И с собою принесла
Ложки расписные
Красивые, резные!
Это не простые ложки, а музыкальные. Ведь ложками можно не только кушать, на них можно и играть.
Слушание Звучания лежак
Послушайте, как они звучат. (Звук ложки)
Какой звук? Какой цвет звука?
Ребята, а как вы думаете, сразу ли ложки стали музыкальным инструментом?
Садитесь поудобнее я расскажу вам о возникновении русской ложки.
Просмотр презентации «История возникновения ложки»
Изначально ложки были предметом домашнего обихода. Их делали из осины, берёзы, ольхи и липы. Сначала заготавливали небольшие деревянные брусочки – баклуши. Вы слышали такое выражение – «бить баклуши»? Считалось, что бить баклуши – это самая простая работа при изготовлении ложек, выполнял её часто самый ленивый подмастерье или ученик. Поэтому и сейчас, когда хотят сказать, что кто-то ленится, говорят: «Баклуши бьет!».
Специальными инструментами из баклуши вырезали ложку, обрабатывали её, чтобы сделать гладкой и удобной.
Мастера старались сделать ложки красивыми, расписывали и украшали их. Ложкарный промысел был распространён по всей России.
А теперь я вам предлога посмотреть видео.
Просмотр видео
Ребята, а какое настроение вызвала у вас эта муз.? (веселое) Под нее что хочется делать? (танцевать)
А сейчас и я вам предлагаю создать свой оркестр из ложек.
Игра на Ложках
(Знакомство с ритмическим рисунком)
Ложки разные бывают,
И на них порой играют.
Отбивают ритм такой,
Сразу в пляс пойдёт любой.
Если виртуоз играет,
Ложки будто - бы летают.
Их в руках по три, по пять.
Даже трудно сосчитать!
А сейчас я вам предлагаю показать какой у нас с вами звонкий голосок.
Артикуляционная гимнастика
Фонопедические упреждения
Дыхательная гимнастика «Я играю на трубе»
Трубы тонкий голосок
Словно звонкий ручеек,
(Дети издают голосом тонкий звук «ту-ууу»)
Трубы громче звук, сильней
Заливается ручей,
(Тот же звук, только громе и ниже)
Тише все труба звучит —
Ручеек устал и спит.
(Постепенное затихание звукоподражания)
Тишина — он видит сон,
Замер трубный перезвон.
Исполнении песни «Урожай»
А на завершении нашего знакомство с ложками я вам предлагаю поиграть в игру.
Игра с ложками
Весёлые матрёшки.
Мы весёлые матрёшки Повертеть кистями рук с ложками перед собой.
Ладушки ,ладушки. Похлопать ложками перед собой.
На ногах у на сапожки Показать на ножки.
Ладушки ,ладушки Похлопать ложками перед собой.
Завязали мы платочки, Повертеть кистями рук с ложками перед собой.
Ладушки ,ладушки Похлопать ложками перед собой.
Раскраснелись наши щёчки Легко постучать ложками по щёчкам.
Ладушки, ладушки. Похлопать ложками перед собой.
В сарафанах наших пёстрых, Повертеть кистями с ложками перед собой.
Ладушки, ладушки Похлопать ложками перед собой.
Мы похожи словно сёстры Повертеть кистями рук с ложками.
Ладушки-ладушки Похлопать ложками перед собой.
Рефлексия
Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой голосок у дудочки? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?
(выход под музыку)
Конспект музыкального занятия
Группа: Старшая группа
Тема: Бубен
Цель: Расширение и закрепление знаний воспитанников о русских народных инструментах.
Задачи:
Обучающие:
- расширять словарный запас детей, теоретические сведения и представления о музыкальных инструментах, в частности о бубне.
Развивающие:
- дыхание и артикуляционный аппарат,
- совершенствовать вокальные навыки,
- продолжать развивать чувство ритма и координации,
- слуховое и зрительное внимание,
- творческие способности и познавательную активность,
- коммуникативные качества.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к изучению народных инструментов и народному творчеству,
- воспитывать культуру восприятия, развивать музыкальный кругозор,
- воспитывать любовь к музыке, желание заниматься музыкальной деятельностью,
- воспитывать культуру общения.
Ход занятия:
(вход под музыку)
Музыкальное приветствие «доброе утро»
Доброе утро улыбнись скорее
И сегодня весь день будет веселее
Мы погладим лобик , носик и щёчки
Будем мы красивыми как в саду цветочки
Разотрём ладоши сильнее , сильнее
А теперь похлопаем смелее, смелее
Ушки мы теперь потрём и здоровье сбережем
Улыбнёмся снова будем все здоровы
Вот карточки с инструментами, один любой желающий будет их показывать вам по очереди. Какой инструмент покажет – в такой вы и играете, а я буду вам ритм предлагать. Слушайте и смотрите внимательно.(Воспитатель помогает раздать инструменты в разнобой – по 4 штуки: коробочка, маракас, треугольник, колокольчики, бубенчики, рубель).
Игра ДМИ
Есть бубенчики на нем,
По нему мы громко бьем.
С ним сейчас играть мы будем,
Дайте в руки звонкий …(Дети: бубен) –
Просмотр видео
Послушайте как исполняет ? Какой звук какой голосок у инструмента какого цвета?
Ребята а сейчас я вам предлагаю с бубном поиграть, создать свой настоящий оркестр.
Игра на Бубне
(знакомство ритмическим рисунком)
Вот как здорово играли, и не сколько не устали,
Будет бубен нас учить и песни дружно учить .
Артикуляционная гимнастика
Фонопедические упреждения
Исполнение песни «Калинка»
(исполнение совместное с исполнением бубна)
Бубен дружно любит исполнять , но и также танцевать.
Выходите ка скорей покажем как дружно бубен умеет танцевать
Танец с Бубном
(Движения повторяются за педагогом)
Игра с бубном
Задачи: развивать слуховое внимание, чувство ритма
Педагог играет определенный ритмический рисунок, дети повторяют.
Усложнение: один ребенок играет, все повторяют, или ребенок играет ритм по карточке, все повторяют.
Вариант: ребенок играет ритмический рисунок на музыкальном инструменте для одного ребенка, тот отвечает. Потом второй ребенок играет для следующего и так далее.
Рефлексия
Ребята , а скажите , с каким музыкальным инструментом мы сегодня с вами познакомились? Какой голосок у дудочки? Из сегодня он состоит? Чем отличается это музыкальный инструмент от других? В какую игру мы с вами играли?
(выход под музыку)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2024/01/08/picture-870681-1704729547.jpg)
«Магазин музыкальных инструментов». Конспект музыкального занятия для детей старшего дошкольного возраста с использованием методики Т.Тютюнниковой
Цель. Знакомство детей с шумовыми инструментами и способами игры на них. Создание условий для самостоятельных музыкальных импровизаций детей....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/29/picture-541311-1417283195.jpg)
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Русские народные музыкальные инструменты"
Презентация для детей старшего дошкольного возраста "Русские народные музыкальные инструменты"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/26/picture-1174307-1572119718.jpg)
"Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста "Вальс цветов" П.Чайковский
quot;Музыка в красках" цикл музыкальных занятий для детей старшего дошкольного возраста "Вальс цветов" П.Чайковский...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/22/picture-1402454-1655881016.jpg)
Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Русские народные инструменты”
музыкально-дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста. «Русские народные инструменты...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/27/picture-1505725-1709004872.jpg)
Презентация. Музыкально-дидактическая игра для старшего дошкольного возраста"Русские народные инструменты"
Презентация. Музыкально-дидактическая игра для старшего дошкольного возраста"Русские народные инструменты"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/09/16/picture-1484824-1694844223.jpg)
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА».
Конспект интегрированного занятия для детей старшего дошкольного возраста «РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РУБАХА»....