ООД с детьми младшего дошкольного возраста по ознакомлению детей с основами народной культуры. Тема: Русская Матрешка.
план-конспект занятия по рисованию (младшая группа)
ООД "Русская Матрешка", интегрированное занятие по ознакомлению младших дошкольников с основами народной культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по ознакомлению детей с основами народной культуры.
Тема: Русская Матрешка.
Подготовила: воспитатель 1 квалификационной категории Белова Т.А.
Цель: формировать представление детей о русской народной культуре через традиционную игрушку – матрешку.
Программные педагогические задачи:
Образовательные:
- познакомить с народной игрушкой – матрешкой;
- учить рассматривать матрешку, из чего она сделана, как украшена;
- расширять словарный запас, обогащать словарь детей новыми словами;
- закреплять знания детей о форме, цвете, о том из какого материала сделана игрушка;
- вызвать интерес к образу игрушки, желание ее украсить.
Развивающие:
- формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку;
- осваивать и применять познавательные и речевые умения;
- побуждать к самостоятельному выбору способов изображения;
- формировать образ мастера-создателя народной игрушки.
Воспитательные:
- воспитывать желание помочь матрешке, украсив ее;
- воспитывать интерес к фольклорным музыкальным и литературным текстам;
- формировать чувство прекрасного, создавать эмоциональный положительный настрой.
Интеграция образовательных областей:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая, музыкальная, изобразительная.
Словарная работа: деревянная, гладкая, нарядная, расписная, платок, сарафан, фартук, народная игрушка.
Материалы и оборудование: расписные матрешки – семеновские, загороские; иллюстрации «Коллекции матрешек»; плоскостное изображение матрешки для каждого ребенка, краски, кисточки, вода, заготовка не расписанной матрешки.
Методы и приемы: наглядный, словесный, практический, игровой, сюрпризный момент.
Планируемые результаты: проявляет познавательный интерес к народной игрушке – матрешке, к художественным произведениям о матрешке; старается расширить свои представления об игрушке (матрешке).
Подготовительная работа: рассматривание альбома «Народная игрушка» игры с матрешками, заучивание песенок, отгадывание загадок, роспись плоскостных изображений матрешек.
Содержание образовательной деятельности.
1. Организационный момент.
Дети по русскую народную мелодию заходят в группу, где их встречает Хозяйка (Педагог в русском сарафане).
-Здравствуйте, гости дорогие! Милости прошу! У меня в горнице стоит сундук, который мне подарила моя бабушка. Как вы думаете, что там может быть? (Предположения детей.)
-Хотите заглянуть?
- Ой, да тут матрешки, какие красивые! (Любуются.)
2.Беседа педагога.
Дуйте в дудки, бейте в ложки!
В гости к нам пришли матрешки.
Матрешки деревянные,
Матрешечки румяные.
Хозяйка достает большую матрешку.
Эту игрушку создали русские мастера и назвали Матрешкой, потому что раньше на Руси именем Матрена называли многих девушек. А ласково называли Матреша, Матрешечка. Так появилось имя у этой игрушки.
Матрешка здоровается с детьми и раскрывает им свой секрет (от имени матрешки говорит Хозяйка).
Матрешки на окошке.
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке,
Как в доме деревянном.
После того как все поздоровались, каждый ребенок получает по одной матрешке. (Хозяйка поет песенку «Мы веселые матрешки», а дети ей подпевают).
– Как вы думаете, для чего сделали этих матрешек?
- Правильно, чтобы детки могли играть, развлекаться, ума набираться.
-Давайте рассмотрим нашу гостью. (Дети внимательно рассматривают игрушку).
-Как вы думаете, из чего делали эти игрушки-куколки?
(ответы детей)
- Конечно, из дерева. Мастер брал деревянный брусок и ножом обрезал лишнее, закругляя его.
(ответы детей)
-Но ведь дерево светлое, а матрешки все цветные, яркие. Как это получилось?
(ответы детей)
- Верно, ее украшали красками, разрисовывая ей сарафан, платье, платок. У каждого мастера была своя манера росписи, поэтому матрешки все разные.
-Скажите, почему матрешки вам понравились? (Они красивые, нарядные, яркие, веселые.)
-Что надето на матрешке? (На матрешке надеты: платок, сарафан, фартук.)
- Какой узор на сарафане? (Листья и цветы.)
- Какого цвета ее платочек? (Платок у матрешки зеленого цвета.)
-Какого цвета фартук у матрешки? (Фартук на матрешке желтого цвета.)
-Что нарисовано на фартуке? (На фартуке нарисованы цветы.)
- Какого цвета у матрешки глазки? (У матрешки черные глазки.)
-Какие у матрешки щечки? (У матрешки красные щечки.)
-Какие еще бывают щечки? (Щечки бывают румяные, розовые, алые.)
-Посмотрите еще на одну матрешку – она поменьше. Эта матрешка такая же нарядная, как ее сестрица. Как украшено ее платье?
(ответы детей)
-С матрешкой можно играть? Как? (Собирать и разбирать матрешку.)
-Матрешка очень любит, когда о ней говорят. Сейчас я вам расскажу о матрешке, а вы внимательно послушайте.
Это большая матрешка. На ней надет желтый фартук, который украшен цветами. На голове у матрешки надет платок зеленого цвета. Сарафан у матрешки украшен узором из листьев и цветов. С матрешкой можно играть, раскладывать и собирать.
- Ребята, матрешке у нас понравилось, и она приглашает вас потанцевать с ней.
Звучит музыка (аудиозапись) «Мы веселые матрешки», дети выполняют движения под музыку.
3. Практическая часть.
-Хозяйка достает матрешки-заготовки, не украшенные узором.
- К нам пришли еще гости. Посмотрите, кто это? Как вам кажется, какое у нее настроение? Они почему – то грустная… Как вы думаете, почему? (Наверное, ее забыли украсить.)
-Что можно сделать? Как помочь?
(ответы детей)
- Правильно. Давайте, ребята, украсим ее наряд, и она тоже будет веселой. Каждый из вас придумает свой узор и украсит сарафан своей матрешке-подружке. (Раздает плоскостное изображение матрешки на бумаге.)
Дети рисуют под музыку «Светит месяц».
4.Итог (рефлексия).
- Какие красивые узоры получились! Вы все очень постарались.
Хозяйка (прячет в большую матрешку маленьких, приговаривает):
Мышку встретили подружки.
И попрятались друг в дружке,
А которая осталась,
Больше всех перепугалась.
Матрешка и Хозяйка прощаются с детьми, приглашая их еще раз прийти к ним в гости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей с историей и культурой быта русского народа.
В этом разделе дети знакомятся с историей Руси ,как государства,геральдикой,историей костюма,история культуры героическим прошлым русского народа,архитектурой и промыслами русского народа,национальной...
Конспект НОД для среднего дошкольного возраста по ознакомлению детей с историей и культурой родного края "Загадки Сереброзубой Пампалче"
Этнокультурное воспитание в детском саду предполагает изучение народного фольклора. Данное занятие построено на основе сказки, хорошо знакомой детям. Такие области как Ко...
Конспект совместной деятельности с детьми средней группы «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры» Тема: «Русская изба»
"Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры"...
НОД "Ознакомление детей с основами правовой культуры"
Конспект НОД по воспитанию правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста...
«Ознакомление детей с основами правовой культуры»
Конспект занятия: «Ознакомление детей с основами правовой культуры»...
Конспект ОД по ознакомлению с предметным окружением, социальным миром. Тема: «Русская матрешка». (Открытое мероприятие. см. ВИДЕО)
Цель: Сформировать у детей представление о народной игрушке – матрешке, как символе нашей страны, традиционном русском сувенире....
Открытое занятие по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Тема: "Русская матрешка"
Конспект НОД по приобщению детей к истокам русской народной культурыТема:«Русская матрешка»Цель занятия:Познакомить детей с русской деревянной игрушкой- матрешка.Задачи:1.Об...