Нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ
консультация по рисованию

Боболович Ирина Александровна

Нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ.

 

      Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

      Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.  

      Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами:

Тычок жесткой полусухой кистью.

По­лучается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием.  Во время рисования пальцами рук учащиеся получают необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её.

Рисование ладошкой.

Этот метод очень хорошо развивает творчество детей. Они не только видят краску, но и чувствуют её.  Отпечатанные ладошки можно использовать не только для индивидуального рисунка, но и для оформления классного уголка «Воспоминания о лете». А также превратить ладошку в животное, насекомое и т.д.

Рисование штрихом.   

С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму.

Рисование по сырой бумаге.

Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю, а также аквариум.

Рисование восковыми мелками, свечой и акварелью.

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц.

- Восковые мелки + акварель.  После закрашивания восковыми мелками закрашивается лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Таким способом мы рисовали витражи ко всем временам года.

- Свеча + акварель.   Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Оттиск.

-пробкой. Ребенок прижимает пробку к краске и наносит оттиск на бумагу. 

-печатками из картофеля, поролоном, пенопластом, печатками из ластика, смятой бумагой

Отпечатки листьев.

Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Знакомятся с названием, фактурой листочка.

Монотипия пейзажная.

Учащийся складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Для монотипии также можно использовать лист бумаги, стекло и кафельную плитку. На по­следнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 Кляксография:

Учащийся зачерпывает краску кисточкой и брызгает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография

- с трубочкой.  Ребенок брызгает краску на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

- с ниточкой.   Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Ребенок набирает краску на кисть (зубную щетку) и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование по трафарету.

Учащиеся не только изображают, но и готовят собственные трафареты. Последовательность такова, дети сначала придумывают образ, вырезают из бумаги (то есть изготовить сам трафарет), и только потом изображают.

Рисование пластилином.

Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.

Точечный рисунок

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.

Расчёсывание краски

Этот приём рисования, при котором различными предметами (гребешком, палочками и т.п.) проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придаёт объём рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.

     Также есть и другие нетрадиционные техники рисования: рисование на мятой бумаге, пластилинография (на бумаге, дисках, стекле), гравюра (оттиск с аппликации), тиснение (ребёнок под лист бумаги подкладывает предмет с рифлёной поверхностью, раскрашивает карандашами), роспись на опилках, рисование с использованием природного материала, рисование манкой и т.д.

     Таким образом, развитию интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей способствуют занятия с различными нетрадиционными техниками. Они основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными, предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Такие занятия особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться.

  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл netraditsionnye_tehniki_risovaniya_dlya_detey_s_ovz_.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

Нетрадиционные техники рисования для детей с ОВЗ.

      Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь.

      Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию у детей мелкой моторики рук и тактильного восприятия, пространственной ориентировке на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия, внимания и усидчивости, изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эмоциональной отзывчивости. На занятиях с использованием нетрадиционных материалов и техник ребята получают информацию о разнообразии окружающего мира, уточняют свои представления о цвете, форме и размере предметов и их частей, у них развиваются воображение, мышление, речь.  

      Виды и техники нетрадиционного рисования художественными материалами:

Тычок жесткой полусухой кистью.

Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

Рисование пальчиками.

Это не сложная, но очень интересная техника, которая очень понравится детям всех возрастов. Они рисуют с большим удовольствием.  Во время рисования пальцами рук учащиеся получают необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой, что благотворно влияет на нервную систему, укрепляет и развивает её.

Рисование ладошкой.

Этот метод очень хорошо развивает творчество детей. Они не только видят краску, но и чувствуют её.  Отпечатанные ладошки можно использовать не только для индивидуального рисунка, но и для оформления классного уголка «Воспоминания о лете». А также превратить ладошку в животное, насекомое и т.д.

Рисование штрихом.   

С помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала передать не только легкость, мягкость, плавность, но и тяжесть, мрачность, остроту, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя, его отношение к окружающему. Также рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму.

Рисование по сырой бумаге. 

Рисовать акварелью сложнее, чем гуашью, но очень интересно. Рисовать ею можно только по белой бумаге, разводя краски водой. Чем больше воды, тем прозрачнее цвет красок. Работы получаются очень нежными и изящными. Особенно детям нравится рисовать в этой технике «Море», как в спокойную и тихую погоду, так и в бурю, а также аквариум.

Рисование восковыми мелками, свечой и акварелью.

Такой способ издавна использовался народными мастерицами при расписывании пасхальных яиц.

- Восковые мелки + акварель.  После закрашивания восковыми мелками закрашивается лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным. Таким способом мы рисовали витражи ко всем временам года.

- Свеча + акварель.   Ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Оттиск.

-пробкой. Ребенок прижимает пробку к краске и наносит оттиск на бумагу.  

-печатками из картофеля, поролоном, пенопластом, печатками из ластика, смятой бумагой 

Отпечатки листьев.

Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью. Знакомятся с названием, фактурой листочка.

Монотипия пейзажная.

Учащийся складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Для монотипии также можно использовать лист бумаги, стекло и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.

 Кляксография:

Учащийся зачерпывает краску кисточкой и брызгает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

Кляксография

- с трубочкой.  Ребенок брызгает краску на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

- с ниточкой.   Ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.

Набрызг.

Ребенок набирает краску на кисть (зубную щетку) и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

Рисование по трафарету.

Учащиеся не только изображают, но и готовят собственные трафареты. Последовательность такова, дети сначала придумывают образ, вырезают из бумаги (то есть изготовить сам трафарет), и только потом изображают.

Рисование пластилином.

Данная техника требует усидчивости, терпения и желания довести дело до конца.

Точечный рисунок

Для реализации можно взять фломастер, карандаш, поставить его перпендикулярно к белому листу бумаги и начать изображать. Но вот лучше всего получаются точечные рисунки красками.

Расчёсывание краски

Этот приём рисования, при котором различными предметами (гребешком, палочками и т.п.) проводят по мокрой краске и процарапывают на ней прямые и волнистые линии, длинные или короткие. Это придаёт объём рисунку и необычную структуру изображаемым объектам.

     Также есть и другие нетрадиционные техники рисования: рисование на мятой бумаге, пластилинография (на бумаге, дисках, стекле), гравюра (оттиск с аппликации), тиснение (ребёнок под лист бумаги подкладывает предмет с рифлёной поверхностью, раскрашивает карандашами), роспись на опилках, рисование с использованием природного материала, рисование манкой и т.д.

     Таким образом, развитию интереса к изобразительной деятельности и творческих способностей способствуют занятия с различными нетрадиционными техниками. Они основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными, предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Такие занятия особенно полезны закомплексованным детям, они помогают увидеть многоцветную палитру красок, почувствовать выразительные возможности цвета, научиться видеть мир в цвете. Воспитываем у детей умение слышать, слушать и даем возможность самому высказаться.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию (с использованием ИКТ) в нетрадиционной технике рисования для детей средней группы на тему: «Желтый одуванчик»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию (с использованием ИКТ)в нетрадиционной технике рисованиядля детей средней группы на тему:«Желтый одуванчик»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию (с использованием ИКТ) в нетрадиционной технике рисования для детей средней группы на тему: «Синие башмачки»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по рисованию (с использованием ИКТ)в нетрадиционной технике рисованиядля детей средней группы на тему:«Синие башмачки»...

Конспект образовательной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционной техники рисования для детей младшего дошкольного возраста «Осьминожки»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 33СТ. КАВКАЗСКАЯМУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАВКАЗСКИЙ РАЙОН    Конспект  об...

Рисование «Салют над городом в честь праздника» с использованием нетрадиционной техники рисования для детей старшего возраста . Подготовили воспитатели Жукова

Данное занятие способствует развиию следующих навыков у детей: Развитие художественного творчества с использованием нетрадиционной техники рисования.  Учить отражать в рисунке впечатление о...

Консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования» (Нетрадиционные техники рисования для детей 4– 6 )

Применение нетрадиционных техник рисования не только реализует образовательные задачи в работе с детьми 4 -6лет, но также позволяет с минимальными материальными затратами провести интересное занятие п...