Презентация "Жостовский букет".
презентация по рисованию

Воронина Татьяна Владимировна

Жостовская роспись – русский народный промысел художественной росписи кованых металлических (жестяных) подносов, существующий с 1825 года в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.

Крошечная деревушка Жостово знаменита на весь мир своими подносами с великолепными цветочными букетами. Вместе с хохломой и гжелью подносы с цветочными орнаментами стали настоящей визитной карточкой нашей страны, олицетворяющие русские народные промыслы, и узнаваемы далеко за пределами России.По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному), роспись осуществляется без перенесения рисунка на поверхность.
Основной мотив росписи - цветочный букет, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы, листья, бутоны и стебли. Центром букета выступают изображения крупных цветов: мака, розы, георгина или астры. Полевые цветы вводятся в рисунок в качестве элементов, дополняющих и обогащающих композицию.
Букет может быть расположен в центре подноса, и в этом случае говорят о собранном букете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon zhostovo_moya.ppt2.29 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жостовский букет Выполнила воспитатель МДОУ детский сад №2 «Радуга» Воронина Т.В.

Слайд 2

Жостовская роспись – русский народный промысел, заключающийся в росписи металлических подносов, придуманный в деревне Жостово Московской области. Расписание металлических подносов возникло в середине 18 века на Урале, там, где располагались заводы металлургической направленности, и только лишь в первой половине 19 века промысел стал народным и перекочевал в деревни Московской области – Жостово, Троицкое и других. За короткие сроки жостовская роспись стала ведущей. В наше время производство подносов с этой росписью сосредоточено в деревне Жостово и в Нижнем Тагиле.

Слайд 3

При производстве подносов с жостовой росписью используется сталь тонкого образца: листы штампуют, затем вальцуют, чтобы придать жесткость бортам. После этого подносы грунтуются, шлифуются и покрываются маслянистым лаком. Самым последним этапом идет непосредственная роспись подносов от руки, не применяя при этом трафареты и образцы, полагаюсь на свою собственную фантазию и изобретательность. Причем, обычно, мастер работает одновременно с несколькими заказами. Орнамент наносят золотым порошком, разведенным в лаке или скипидаре. Обычно основными мотивами такой росписи являются цветочные букеты простой композиции, с чередующимися крупными садовыми и небольшими полевыми цветами. Сначала рисуются основные силуэты букета, затем накладываются тени.

Слайд 4

Как создается жостовский кованый поднос? Исторически, производство жостовских подносов - это ручная ковка (холодная выколотка). Мастер-коваль вырезает ножницами по металлу форму будущего подноса, специальными молотками выколачивает борт, выравнивает поле подноса, на специальном станке подгибает край. Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных – «скатертных». Каждая форма выверена по своим пропорциям. Изменчивая мода тоже диктует свои правила – поднос может быть глубже или мельче, а крыло подноса – шире или уже. В настоящее время производство части форм на фабрике механизировано: сначала из железного листа вырубается заготовка нужного размера, затем прессом ей придают одну из форм — овальную, круглую, прямоугольную, восьмиугольную, и даже «гитарную». Таким образом производятся в настоящее время подносы 32 форм, а оставшиеся – по прежнему – ручной ковкой. После ковки металлическая заготовка обезжиривается, шпатлюется и тщательно шлифуется, после чего приобретает исключительно ровную поверхность. Обязательный этап – нанесение грунта по металлу. После этого заготовка покрываются двумя слоями черной эмали. Каждый слой грунта и эмали тщательно просушивается и шлифуется.

Слайд 5

Основной мотив жостовской росписи - цветочный букет преимущественно на черном или красном фоне. Значительно реже фоном служат другие цвета. Традиционной особенностью росписи является импровизационное исполнение каждой отдельной композиции. Художник пишет не с натуры и не по образцам, а ориентируясь на свое воображение и композиционные приемы, поэтому двух одинаковых подносов не бывает. Существует несколько сложившихся типов композиций. Цветы могут располагаться гирляндами по периметру подноса, собираться в букеты из трех или пяти цветов, изображаться в корзинах. Нередко цветы сопровождают изображения фруктов, ягод или птиц.

Слайд 6

Для производства жостовских подносов применяется тонкая кровельная сталь: листы штампуют, затем подносы проходят вальцовку для придания жесткости бортам. После этого подносы грунтуют, шлифуют и несколько раз покрывают масляным лаком обычно черного цвета с просушкой каждого слоя в печи. Затем мастера расписывают подносы от руки масляными красками без применения трафаретов и образцов, полагаясь на собственную фантазию. Роспись производится обычно по черному фону (иногда по красному, синему, зеленому, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами. Орнаментальный узор наносится "твореным" золотом (золотым порошком, разведенном в прозрачном лаке или скипидаре) или гульфарбой (белой краской с лаком), которую присыпают алюминиевым порошком. Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы. Вначале делается замалевка (основные силуэты букета), затем выправка: накладываются тени, прописываются светлые места, наносятся плотные мазки, блики, тонкими линиями — прожилки листьев, тычинки, а потом крупные цветы связываются с более мелкими элементами узора травами, стеблями и т.д., в последнюю очередь наносится орнамент, расположенный на бортах (т.н. уборка). После росписи жостовские изделия снова трижды покрывают бесцветным лаком с просушкой в печи и полируют тонким порошком вручную до зеркального блеска.

Слайд 7

Элементы жостовской росписи изображают в несколько этапов: - замалевок (начало и основа композиции будущего узора, т.е. силуэты цветов и листьев в соответствии со своим замыслом); - тенежка (слово «тенёжка» - созвучно слову «тень». У цветов появляется объём, обозначаются теневые места растений); - прокладка (один из самых ответственных этапов росписи. Форма букета обретает плоть - уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции); - бликовка (наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным. Бликовка создает настроение и колорит). - чертежка (это заключительная часть работы. При помощи специальной тонкой кисти художник наносит небольшие, но очень значительные штрихи - прожилки и кружевные края на листочках, «семенца» в центре чашечек цветов); - привязка (при помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном). - уборка краёв подноса (украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным). Это очень долгий и сложный процесс.

Слайд 11

Жостовские подносы в современной жизни В современном мире народные промыслы, в том числе и жостовский, занимают свое особое место. Спектр их сфер использования достаточно широк: от элементов декора интерьеров до элитной сервировки стола. В доме или на обеденном столе жостовский поднос - яркий, нарядный акцент, придающий атмосфере позитив и радостное настроение.

Слайд 12

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ручному труду "Букет в вазе"

В конспекте представлена последовательность выполнения цветов из бумаги (оригами, аппликация). Дана ссылка на литературу....

Соберу букет для милой мамочки на праздник

Цель: воспитание  любви и уважения к близкому человеку – маме; обогащение  малышей материнской любовью, воплощённой в народном слове; формирование  внимательного и бережного отнош...

"Праздничный букет"

Конспект  занятия по обучению детей бисероплетению в подготовительной  к школе группе.Програмное содержание:1. Продолжать знакомить с на натюрмортом; учить видеть красоту цветочных композицы...

Конспект занятия по салфеточной аппликации «Букет маме».

Цель: Заинтересовать детей выполнением открытки для мамы. Побуждать украшать вазу, располагая салфетные шарики в виде полос на вазе. Продолжать учить детей пользоваться клеем, тряпочкой; намазывать вс...

Букет для мамы

Сценарий утренника 8 марта в старшей группе...

Рисование букета на маленьком подносе

Знакомство детей с жостовской росписью...