ООД "Роспись юрты башкирским орнаментом"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Рамазанова Алина Габдулаваловна

Данный конспект ООД по рисованию предназначен для воспитанников подготовительной группы. Будет интересен для воспитателей, педагогов дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_yurta_v_podg.gr_.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сада  «Миляш» с.Большеустьикинское муниципального района Мечетлинский район Республики Башкортостана

Конспект

организованной образовательной деятельности

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Раздел: рисование

Тема: «Роспись юрты башкирским орнаментом»

Возрастная группа: подготовительная к школе

Выполнил: Рамазанова А.Г., воспитатель

Квалификационная категория: высшая

Большеустьикинское, 2023 г.

Цель: Систематизировать знания о декоративно-прикладном искусстве башкир

 1)Образовательные:

- Сформировать понятие о башкирском народном орнаменте, его элементах, симметрии и цвете.

-    учить детей рисовать элементы геометрического орнамента - зигзаг, линия, ромб;

- продолжать знакомить детей с башкирским женским  национальным  костюмом.

2)Развивающие:

-развивать мелкую моторику рук, координацию движения рук; чувство цвета, формы, размера; развивать эстетическое восприятие, речь и мышление.

- развивать технические умения – умело пользоваться кистью (рисовать кончиком и всей кистью, свободно двигать в разных направлениях);

3)Воспитательные:

- воспитывать любовь к родному краю, уважение к башкирскому народу.

- воспитывать самостоятельность в выполнении задания.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Материалы:

а) демонстрационные – иллюстрации: с элементами башкирского орнамента и юрта (макет).  

б) раздаточные - кисточки, краски, салфетки, баночки с водой, трафарет юрты.

Форма проведения: совместная деятельность.

Методические приемы: организационный момент, практическая работа, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, подведение итогов, поощрение детей.

Предварительная работа:

  • рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских национальных костюмах; рассматривание альбома о РБ, с.Большеустьикинское,  знакомство с куклами в башкирских костюмах,
  • беседы о башкирском орнаменте: его построении, элементах, цвете.

Ход занятия

I часть. Вводная часть.

Организационный момент.

Игра-приветствие:

Здравствуй, солнце золотое (растопырить пальчики в разные стороны)

Здравствуй, небо голубое (поднять руки вверх)

Здравствуй, свежий ветерок (покачать поднятыми руками)

Здравствуй, милый мой дружок (соединить пальчики над головой, округлив руки) .

Мы живем в родной стране (развести руки в разные стороны) .

Где верны друзьям все мы. (обнять себя руками)

II часть. Основная часть.

  1. Беседа. Воспитатель:    Добрый день, мечетлинцы. А почему я вас так назвала?

Дети: Мы живем в Мечетлинском районе.

Воспитатель:   А в какой республике мы живем?

Дети:  Мы живем в Башкортостане.

Воспитатель: Посмотрите, я сегодня нарядилась. Красивое платье одела.   А как вы думаете, какой это национальный костюм?

Дети: Башкирский костюм.

Воспитатель: Правильно, башкирский национальный костюм. Вы уже знакомы с этим костюмом.

Вспомним, как платье называется на башкирском языке – кулдэк, поверх платья одела - камзол, а украшения на одежде  – серебряные монетки. На голове повязка – монлайса. Повторим это слово. А на ногах - сапожки, которые называются ситек (повторить слово).

Я к вам не только нарядная пришла, а принесла загадку. Отгадайте.

Посреди степи, как большая юбка,

Домиком стоит красочная... (юрта).

Я не успела её украсить, вы поможете мне?

Дети: Да.

Дети садятся за стол.

Обратить внимание на осанку.

На доске висит образец юрты, украшенный орнаментом, на столе у детей лежат трафарет юрты.

Воспитатель: (Показ макета юрты.) Обратите внимание на нашу юрту. Она белого цвета, украшена чем?  (башкирским орнаментом)

Дети, а для начала скажите мне, что такое орнамент?

- В переводе с латинского, «орнамент» - это украшение, узор, которым украшают одежду, посуду, мебель, здания.

- Какие же виды башкирского орнамента существуют?

- Их несколько видов:

Растительный орнамент – из растительных элементов (листочки, завитки, спирали, рогообразные и сердцевидные элементы др.)

Геометрический орнамент – из геометрических форм (квадраты, овал, ромб, треугольник, зигзаги, кресты, круги). 

Воспитатель показывает элементы на доске.

Воспитатель:  Каким видом башкирского орнамента украшен  наш сапог?

Дети:  Геометрическим (линия, зигзаг и ромб).

Воспитатель: А какими цветами украшен наш сапог?

Дети: Красный, желтый, зеленый, черный.

Воспитатель: Дети, в башкирском орнаменте красный цвет означает   цвет огня и тепла, желтый цвет – означает богатство, а зеленый цвет – это цвет вечной зелени, а черный цвет - наша башкирская плодородная земля.

 Воспитатель показывает на заготовке как рисовать узор.

Закрепление правой, левой руки.

 Рисование в воздухе узоров.

Физминутка.

ИГРА «Юрта» (Тирмэ)

В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул,  на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята,

Соберемся все в кружок,

Поиграем и попляшем,

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой  в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.

2) Показ работы

(Провести технику  работы с красками)  

Воспитатель: Держим кисть за металлическое основание кисти тремя пальцами,  намочили кисть в воде, мочим только «юбочку» кисти, лишнюю воду убираем об край баночки или об салфетку, далее набираем нужную краску, какого цвета мы сначала используем? Приступаем к  работе. Начинаем сверху, слева направо.

IIIчасть. Итог.

Воспитатель:  Все закончили, молодцы. А теперь ребята давайте посмотрим, как вы выполнили свои работы. Какие красивые юрты у вас получились.

Анализ занятия.

Воспитатель: Что мы рисовали? Чем украшали юрту? Какими цветами? Какой орнамент показался сложным для вас?

Литература:

  1. основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения дошколы» ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой 2016 г.

      2)  парциальные программа:

- программа «Академия детства» (Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Башкирский орнамент в круге"

Изобразительное искусство.Тема: «Башкирский орнамент в круге».Цель: познакомить с декоративно-прикладным искусством башкирского народа.Задачи: 1) привить любовь к истории прошлого народа; 2) совершенс...

занятие по рисованию " Украшение платочка башкирским орнаментом"

занятие по рисованию " Украшение платочка башкирским орнаментом"в средней группе...

Украшение силуэтов одежды элементами башкирского орнамента

Конспект занятия в подготовительной к школе группе...

Конспект ООД аппликация "Украсим платочек башкирским орнаментом"

На данном занятии дети знакомятся с новыми для них башкирскими словами и украшают платочек башкирским орнаментом....

Образовательная область «Художественно–эстетическое развитие» Раздел «Рисование» Тема: Украшение скатерти башкирским орнаментом.

Цель:  Закреплять знания об элементах башкирского орнамента,Задачи:Образовательные: способствовать  обучению украшать  скатерть, элементами башкирского орнамента, применяя ранее получен...

Аппликация «Украшение фартука башкирским орнаментом». средняя группа

Цель: формировать интерес к аппликации.Образовательные задачи: формировать навыки разрезания полоски пополам, предварительно сложив ее, симметрично располагая, составлять элементы башкирского орнамент...

игра "Башкирский орнамент"

Знакомство с башкирским декоративно-прикладным искусством...