«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей раннего возраста"
проект по рисованию (младшая группа)
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей раннего возраста»
(сроки реализации 01.10.2023-28.12.2023гг)
Выполнила: Романова Ирина Геннадьевна
воспитатель МБОУ «Карачуринская НОШ»
д. Большие Карачуры, 2023 г.
ПРОЕКТ
Тема: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей раннего возраста»
Автор проекта: Романова Ирина Геннадьевна
Пояснительная записка
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. В проекте представлена разработанная и апробированная система работы по развитию у детей дошкольного возраста изобразительного творчества в процессе экспериментирования с разнообразным художественным материалом. Именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник и нетривиального изобразительного материала, является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка.
Тип проекта: обучающий, творческий
Сроки реализации:
долгосрочный (октябрь 2023г. – декабрь 2023г.)
Участники проекта:
Дети группы раннего возраста
Педагоги – 1 воспитатель
Родители воспитанников
Актуальность проекта
Известно, что ранний возраст играет важную роль в развитии психических процессов ребенка. Наиболее значимым и актуальным в данном возрасте является рисование. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы прививаем любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию, желанию творить самому. Развиваем в детях уверенность в своих изобразительных способностях. В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Многие ученые считают, что все виды нетрадиционного рисования можно вводить с раннего возраста, знакомя детей с особенностями техники (Эйнон Д., Колдина Д.Н. и др.). Отличие состоит лишь в степени участия педагога или родителя в процессе рисования.
Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей. . Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Считаю, что детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решила попробовать в работе с детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило тему творческого проекта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста». Суть проекта заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью формирования творческих способностей
Цель: Знакомство детей раннего возраста с техниками нетрадиционного рисования, формирование интереса к рисованию.
Задачи
Для детей
· Знакомить детей младшего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования, формировать интерес к изобразительной деятельности.
· Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
· Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования. Научить создавать свой неповторимый образ в рисунках.
· Развивать мелкую моторику рук и тактильное восприятие;
· Воспитывать наблюдательность, аккуратность, эмоциональную отзывчивость, усидчивость.
· Формировать навыки контроля и самоконтроля.
Для родителей
· Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
· Стимулировать их совместное творчество с детьми;
· Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей;
Предполагаемый результат
Дети
Сформированность у детей знаний о нетрадиционных способах рисования;
Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
Родители
повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;
Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
Формы работы с детьми:
Создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием презентаций, чтение художественной литературы, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей.
Этапы реализации проекта
1 этап подготовительный
1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
2. Разработка содержания проекта: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми 3-4 лет».
3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
4.Социалогический опрос родителей.
5.Мониторинг.
2 этап основной
1. Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник рисования. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.
2. Формирование навыков художественной деятельности детей 2 младшей группы, организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.
3 этап заключительный
1. Организация фото отчетов, открытое занятие.
2. Участие в конкурсах, фестивалях.
Продукты проектной деятельности:рисунки, выставки. Презентация о проделанной работе.
Деятельность по осуществлению проекта:
Перспективный план совместной деятельности по рисованию с использованием нетрадиционных техник
Месяц | Тема занятия | Образовательные задачи | Оборудование материалы, инструменты. |
Октябрь 1 | Рисование ладошками. «Солнышко» | Вызвать интерес к рисованию гуашью. Формировать умение изображать круглые предметы используя 2 краски. Закреплять умение замыкать линию в кольцо, раскрашивать. Учить дополнять изображение деталями лучи используя технику рисования руками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность. | Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки. |
Октябрь 2 | Рисование штампиками «Осенние листочки» | Для развития мелкой моторики и подготовки ручки ребенка к "настоящему" рисованию - с помощью губки и гуаши. Учить дополнять изображение деталями дерево используя технику рисования штампиками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность | Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки, губка, заготовка дерева. |
Ноябрь 3 | Рисование ладошками. «Угадай что это?» | Вызвать интерес к рисованию гуашью. Формировать умение изображать круглые предметы используя 2 краски. Закреплять умение замыкать линию в кольцо, раскрашивать. Учить дополнять изображение деталями лучи используя технику рисования руками. Развивать глазомер, координацию рук, навыки работы с гуашью, аккуратность. | Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть, влажные салфетки. |
Ноябрь 4 | Рисование «тычками». «Бусы для куклы» | Учить детей передавать в рисунке впечатления от окружающей жизни, закрепление умения рисовать тычком , используя краски нескольких цветов, формирование умения выполнять ритмические движения под музыку. Развивать желание рисовать. | Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №4, тряпочка, 2 банки с водой, кисточки, подставка под кисть.
|
Декабрь 5 | Набрызг. «Волшебные капельки» | Совершенствовать приёмы рисования в технике «Набрызг». Формировать умение работать с трафаретом.... Познакомить детей с новым способом рисования. | Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8,4, тряпочка, 2 банки с водой. Трубочки и кисточки на каждого ребенка. |
Декабрь 6 | Рисование в техника пуантилизма в сочетании со штампованием робкой «Ёлочка, свети!» Коллективная работа | Учить детей рисовать штампиками из пробки, с использованием тычков. Стараться создать визуальную композицию цветов. Учить набирать краску на штампики. Закреплять алгоритм действия с гуашевыми красками. Продолжать знакомить с цветами. Развивать эстетическое восприятие. | Лист А3 светлый тон. Гуашь, кисть №8, тряпочка, 2 банки с водой, подставка под кисть. |
Родителям была предложена консультация:
«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».
Оформление уголка для детей вместе с родителями:
нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, ватные диски, коктейльные трубочки, нитки, свечи, пробки)
Заключение
Работа, проведённая по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир творчества.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление младших дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения, уверенности в своих способностях.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т.д.).
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
Тактильнойчувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизациясловаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: рисование пальчиками, ладошками, печатками из овощей, рисование штампом, картонным тубусом, вилками и т.д. Малышам очень нравится разнообразие техник. Работы стали более интересными, разнообразными содержательные, замысел богаче, украшают не только наш детский сад, но и радуют родителей.
Список литературы:
1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет. – М., 2010.
2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.
3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998.
4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.
5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа. – М., 2010.
6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11
8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. ТЦ Сфера, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка плана-конспекта проведения родительского собрания плана в группе раннего возраста в нетрадиционной форме. Тема «Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста»
План-конспект родительского собрания в нетрадиционной форме по теме "Нетрадиционная техника рисования, как средство развития творческих способностей у детей раннего возраста"Цель способствовать ...
Мастер- класс:«Нетрадиционные техники рисования ,как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов...
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»...
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта1. Вызвать у детей интерес к творческой...
Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого ...
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта 1. Вызвать у детей интерес к тво...
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»...