Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_oa_szhatyi.docx | 98.47 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
Автор: Медведева О.А.
2016 – 2017 гг.
Содержание
Введение
Актуальность
Основная часть
Перспективное планирование
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
...Это правда! Ну чего же тут скрывать?
Дети любят, очень любят рисовать!
На бумаге, на асфальте, на стене
И в трамвае на окне…
Э. Успенский
Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки - инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание «остановить прекрасное мгновение», отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае, если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности. Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребенок под руководством взрослого начинает овладевать различ- ными видами деятельности, в том числе и художественными. Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование. В процессе рисования у ребенка развиваются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение доступными средствами самостоятельно создавать красивое. Занятия рисованием развивают умение видеть прекрасное в окружающей жизни, в произведениях искусства. Собственная художественная деятельность помогает детям постепенно подойти к пониманию произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Ведь сколько бы ни было в изобразительном искусстве течений, каждое по-своему прекрасно, так как в каждом есть линия и цвет, в каждом они гармонично сочетаются. Воспитывающая или, как выразился Г. Успенский, «выпрямляющая» сила искусства в том, что оно способно потрясти чувства человека, повлиять на его мироощущение, воздействовать на убеждения, на поведение и деятельность. Оно может дать человеку высшие идеалы и принести подлинную радость. «Искусство систематизирует совсем особенную сферу психики общественного человека - именно сферу его чувств». Оно выступает в качестве комплексного воспитателя, формирующего целостную личность в единства ее чувств, интеллекта, воли, действия. Но оно влияет и на развитие каждой из сторон в отдельности. Потребность в отображении своих жизненных впечатлений малыш удовлетворяет в разных видах изобразительной деятельности - рисовании, лепке, аппликации. Здесь же создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения. Важнейшей предпосылкой успешности рисования выступает скоординированность руки и глаза, овладение соответствующими техническими умениями, например, точностью движений, регуляцией их силы, амплитуды, скорости, ритмичности. Рисуя, ребенок учится также формулировать замысел и 5 удерживать его на всем протяжении де- ятельности. Малыш начинает осваивать средства выразительности, например, цвет, форму, композицию. Ребенок учится оценивать свои рисунки, отмечая при этом их качество, содержание, эстетическую привлекательность, соответствие действительности. У него формируются образные представления о предметах и их свойствах, умение видеть их типичные и индивидуальные признаки, т.е. рисование выступает своеобразным способом познания действительности. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно- творческий характер по мере овладения способами изображения. Однако в настоящее время все больше появляются новые или забытые старые разнообразные изобразительные технологии рисования, которые позволяют разнообразить изобразительную деятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения. Учитывая вышесказанное, я решила организовать работу по ознакомлению детей с нетрадиционными изобразительными технологиями, т.к. в каждой технологии есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как способом создания отдельного произведения, так и оригинальной частью шедевра. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Пусть каждый выберет технологию, близкую ему по духу, не заставляющую испытывать страдания при сравнении своих работ с работами более способных детей. Считаю, что детям следует предлагать, а не навязывать, помогать детям, а не заставлять их. А чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная изобразительная технология дает ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать и т.п. Задумавшись над тем, как можно раскрепостить детей, вселить в них уверенность в своем умении, заставить их поверить в то, что они очень просто могут стать маленькими художниками и творить чудеса на бумаге, решила попробовать в работе с детьми нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности, которые удивляют и восхищают детей, тем самым, вызывают стремление заниматься таким интересным делом. Ведь оригинальное рисование раскрывает креативные возможности ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер и настроение. Видя актуальность своего исследования в том, что именно изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных технологий является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей, т.к. в ней особенно проявляются разные стороны развития ребенка, определило тему творческого проекта: «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста». Суть проекта заключается в моделировании системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала с целью формирования творческих способностей.
Актуальность
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе.
Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество, в том числе с помощью нетрадиционных техник, способов и форм ее организации. Практика показывает: использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности. Создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности, а так же являются эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита.
Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
А творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Основная частьПаспорт проекта
Вид проекта: Творческий
Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь 2016 года – май 2017 года)
Участники проекта: Дети, воспитатели, родители;
Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.
Задачи проекта
1. Вызвать у детей интерес к творческой деятельности.
2. Помочь детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
3. Развивать чувство композиции, цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.
4. Развивать творческое мышление.
5. Формировать практические навыки работы с бумагой и гуашью.
Гипотеза: Творческие способности детей будут эффективно развиваться при условии, если будет разработана система работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
Предмет: Совокупность методов и приемов, средств для развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Объект: Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта
I этап - Организационный - создание педагогических условий для реализации проекта с учетом современных требований и интересов детей.
II этап - Диагностический - выявление у детей доминирующих склонностей к различным видам изобразительной деятельности.
III этап - Практический - апробация и внедрение в практическую деятельность с детьми новых изобразительных технологий; повышение уровня родительской компетентности в области художественно-эстетического воспитания.
IV этап - Обобщающий - распространение и внедрение опыта в практику других дошкольных учреждений.
Принципы реализации проекта
Вся работа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста строится на принципах:
1. Принцип гуманизации предполагает ценностное отношение к каждому ребенку. Это обеспечивает его психолого-педагогическую защищенность.
2. Принцип интегративности определяется взаимосвязью разных видов искусств и разнообразной художественно-творческой деятельностью.
3. Принцип адаптивности предполагает гибкое применение содержания и методов эмоционально-творческого развития детей в зависимости от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
4. Принцип успешности. Это деятельность детей, способствующая высокой активности, хорошему настроению, желанию дальнейшего участия в творчестве.
Модель реализации проекта
Разработанный алгоритм работы над проектом, позволяет эффективно осуществлять целенаправленную, систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса (детьми, педагогами, родителями), выстраивать структуру развития художественно-эстетических способностей у детей дошкольного возраста (см. схему 1).
Схема 1.
Направления работы | Содержание деятельности |
1. Работа с детьми | 1. Образовательная деятельность в кружке «Акварелька 2. Диагностика с целью отслеживания результатов практических навыков работы с бумагой и гуашью 3. Посещение детьми интегрированных занятий и выставок картин 4. Чтение художественной литературы. 5. «Чудеса чародея цвета» - игры с красками, цветом. 6. Продуктивная деятельность детей. 7. Участие в городских выставках детского творчества 8. Творческие отчеты - организация выставки работ кружка «Затейники». 9. Оформление альбома детских рисунков «Чудеса своими руками». |
2. Сотрудничество с родителями | 1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом изобразительного уголка в группе. 2. Анкетирование родителей. 3. Совместная работа детей и родителей по намеченной тематике МБДОУ. 4. Оформление фотоальбома кружка «Затейники» 5. Участие в Неделе Семьи «Город мастеров». 6. Участие в викторинах и конкурсах. |
3. Методическое сопровождение | 1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с художественно- эстетическим развитием детей. 2. Подборка художественной литературы «Сказки про краски» и оформление библиотечки юного художника. 3. Картотека нетрадиционных способов рисования. 4. Подборка игр с рисунками для детей. 5. Конспекты игр-занятий 6. Сценарии развлечений 7. Консультационный материал для педагогов 8. Консультационный материал для родителей 9. Обобщение и распространение наработанного материала. |
4. Работа с педагогами | 1. Выступления на педагогических советах, городских методических объединениях 2. Консультации для педагогов 3. Педагогическая мастерская (обмен творческими находками 4. Взаимопосещения 5. Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционные изобразительные технологии». 6. Семинар-практикум для молодых воспитателей «Использование нетрадиционных методов и приемов рисования в работе с дошкольниками». |
5. Самообразование | 1. Обучение на курсах повышения квалификации 2. Обзор периодических изданий, новинок методической литературы |
Ресурсное обеспечение проекта
1. Программы и педагогические технологии: - «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой);
- современные технологии художественно-эстетического развития дошкольников: Давыдова Г.Н., Дубровская Н.В., Казакова Р.Г., Комарова Т.С. и др. 10
2. Методический инструментарий (конспекты образовательной деятельности, картотека дидактических игр, картотека нетрадиционных способов рисования, подборка художественных произведений, сценарии развлечений и т.д.).
3. Уголок изобразительной деятельности в группе.
4. Библиотечка юного художника.
5. Сотрудничество с ДШИ.
Предполагаемые результаты
Для детей:
1. Желание и умение детей самостоятельно творить, переживая радость творчества.
2. Умения детей использовать в изобразительной продуктивной деятельности разнообразные графические средства и нетрадиционные способы рисования.
3. Развитие у детей мелкой моторики рук, творческого воображения, композиционных умений цветовосприятия и зрительно- двигательной координации.
4. Сформированность практических навыков работы с бумагой и гуашью.
Для родителей:
1. Овладение детьми соответствующими техническими умениями и навыками рисования.
2. Развитие духовно-богатой личности ребенка.
3. Выработка устойчивой мотивации к творческой самореализации. 4. Приобретение навыков творческой деятельности.
Для педагогов:
1. Создание системы работы с детьми по изобразительной деятельности с использованием разнообразного художественного материала.
2. Повышение профессионального мастерства педагогов, самообразование, саморазвитие.
3. Поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников в вопросах художественно-эстетического воспитания детей. 4. PR-акция педагога своей профессиональной деятельности.
Система методического обеспечения проекта
Система методического обеспечения проекта включает в себя разработанный мною и систематизированный методический, дидактический и практический материал:
∙ Концептуальные основы деятельности: теоретическое обоснование выбора темы, этапы реализации проекта, ресурсное обеспечение проекта, целеполагающие аспекты для всех участников реализации проекта (педагогов, детей, родителей), предполагаемые результаты.
∙ Перспективный план работы, который включает несколько блоков, обеспечи- вающих постепенность развития изобразительных навыков и умений, освоения техники нового вида деятельности. Содержание плана работы предполагает обучение детей основам изобразительного искусства (цветоведения, композиции, формообразования, изобразительным навыкам и умениям) и обучению нетрадиционным способам рисования в процессе рисования на бумаге.
∙ Авторская схема форм организации продуктивной деятельности, которая позволяет планировать разнообразные формы работы с детьми.
∙ Авторские конспекты занятий по ознакомлению детей с нетрадиционными способами рисования, помогающие детям почувствовать свойства изобразительных материалов, способы использования и их выразительные возможности при создании рисунка.
∙ Литературно-художественные подборки: «Сказки про краски», «Маленькие истории из жизни красок», «Путешествие по стране Рисовандии», способствующие развитию эмоционального восприятия и активизации внимания детей дошкольного возраста.
∙ Подборка дидактических игр и упражнений «Игры с цветом», способствующие развитию творческого мышления и воображения для детей дошкольного возраста.
∙ Результаты проведенной педагогической, которая включает разработанные и апробированные технологии диагностики развития изобразительного творчества дошкольников, с целью отслеживания результатов практических навыков работы с бумагой и гуашью.
∙ Авторская модель педагогического сопровождения семьи в вопросах художественно- эстетического воспитания детей дошкольного возраста, которая раскрывает формы сотрудничества с родителями воспитанников моей группы.
∙ Блок методических и педагогических рекомендаций для педагогов и родителей, направленных на пропаганду развития изобразительной продуктивной деятельности детей, развития интереса к творческой деятельности.
∙ Альбом детских рисунков «Чудеса своими руками» - как творческий отчет работы кружка «Затейники».
∙ Фотобанк кружка «Затейники».
Ожидаемые результаты реализации проекта:
-Сформируются у детей знания о нетрадиционных способах рисования;
-Овладение дошкольниками техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
-Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;
- Увеличится динамика высокого уровня развития по изо на 40%
- Повысится компетентность родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники; активное участие родителей в совместных творческих проектах;
- Организация ежемесячных выставок продукции детской деятельности для родителей
Сравнительный анализ уровней развития творческой индивидуальности детей 2016 – 2017 гг.
Диагностика уровней развития творческой индивидуальности показала, что ребята проявляют интерес к нетрадиционным техникам рисования и художественной деятельности в целом; получают удовольствие в ходе выполнения творческих работ.
Наблюдается положительный настрой на выполнение различных видов нетрадиционного рисования (кляксография, тычкование, печатание и т.д.), проявляется интерес к самопознанию.
Эти констатирующие данные позволили лучше узнать своих воспитанников. Успешное решение поставленных задач и выполнение требований ФГОС ДО возможно лишь при условии комплексного использования всех средств художественного воспитания.
Перспективный план работы по ознакомлению детей с нетрадиционными техниками рисованияСентябрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Окраска воды» (Освоение цветовой гаммы) | Получать различные оттенки красного и жёлтого и цвета. Смешивание красок Называть предметы, имеющие такой же цвет. Развивать воображение, наблюдательность | 6 прозрачных баночек с водой, красная и жёлтая гуашь, палитра | Воспитатель показывает детям фокус, окрашивая воду в светло-красный и темно-красный цвет. Предлагает сделать то же самое. Что бывает такого же цвета? |
«Красивый букет» (Печатание листьями) | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. | Рассмотреть сухие листья (неяркие, сухие, ломкие). Предложить их покрасить и отпечатать на листе бумаге. |
| Учить детей рисовать осеннее дерево с помощью ладошки, вносить дополнения с помощью тычка(листва разного цвета, трава). | Тонированный лист бумаги, гуашь разных цветов, ватные палочки | Рассматривание иллюстраций с изображением осенних деревьев, чтение стихотворения «Осень по дорожкам ходит не спеша» Предложить детям нарисовать осеннее дерево. |
Коллективное закрашивание (напольная раскраска) | Развивать художественное восприятие, координацию движений рук. | Напольная раскраска, цветные мелки. | Беседа о разных техниках закрашивания. Чтение стихотворения «Раскраска» |
Октябрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Осень в гости к нам пришла» (Штриховка карандашами) | Способствовать развитию творческого воображения детей, формирования умения передавать свои наблюдения и переживания в рисунках; | альбомный лист, набор цветных карандашей, черная гелиевая ручка или простой карандаш. | Беседа об осени. Предложить детям почувствовать себя художниками и нарисовать осеннюю картину, на которой изображена осень. Объяснить последовательность работы. |
«Вылечим зайчонка» (Пальцевая живопись) | Продолжать учить детей рисовать пальчиками. Развивать ритмичность движений. Воспитывать чувство сопереживания.
| Гуашь красная, вырезанные из бумаги «банки» для варенья , полоски бумаги | Воспитатель приносит игрушку зайчонка, он простудился, болеет, надо ему помочь вылечить его. Предложить украсить для него шарфик и приготовить малиновое варенье. |
Рябинка (Рисование Пальчиками + примакивание) | Учить рисовать на ветке ягодки (пальчиками) и листики (примакиванием). Развивать чувство композиции. | Гуашь красная, зелёная, жёлтая и коричневая | Рассмотреть ветку рябины, прослушать песню Королёва В. «Гроздья рябины» Предложить нарисовать рябину. Объяснить последовательность рисования. |
«Домик» (Печатание) | Развивать координацию движений рук. Мелкую моторику. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. | Детский строительный материал: кубики, кирпичики, бумага. гуашь | Лисичке очень нравятся дома, в которых живут люди и ей тоже очень хочется иметь такой же. Дети соглашаются нарисовать домик для лисички. Объяснить способ рисования. |
Ноябрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Ежик» (Метод тычка) | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать аккуратность. | Бумага, гуашь, жесткие кисти | Чтение стихотворения Маршака «Еж». Предложить нарисовать портрет ежика. Объяснить последовательность работы. В конце занятия организуется выставка портретов. |
«Укрась рукавицу» (Работа со знакомыми техниками) | Самостоятельно использовать знакомые техники. Воспитывать эмоциональную отзывчивость. Развивать координацию движения рук. | Листы бумаги, гуашь, мятая бумага, поршни от одноразовых шприцов | Кукла потеряла свои красивые рукавицы, у нее остались только белые, она просит помочь ей украсить их. Дети выбирают необходимый материал и приступают к работе. |
«Пейзаж» | Развитие интереса к рисованию. Развитие мускулатуры пальцев, положительных эмоций. Воспитывать интерес к пейзажной живописи | Белый лист бумаги, силуэты: дом, дерево, река, зубная щетка, расческа, карандаши | Выставка: пейзажи, натюрморты, портреты. Беседа по ним. Детям предлагается стать на время художниками и написать пейзаж |
«Береза в снегу» (Метод тычка) | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать эстетический вкус. | Тонированная бумага, белая гуашь, кисть мягкая | Дети любуются заснеженной березой за окном и на иллюстрациях. Чтение стихотворения «Белая береза». На тонированном листе нарисована береза, ей холодно. Воспитатель предлагает укрыть ее снежком. |
Декабрь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Узоры на окнах» (Раздувание капли) | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка | Дети любуются узорами на окне. Стихотворение Никитина «Жгуч мороз трескучий». Воспитатель предлагает детям рисовать как Мороз на окнах, вместо окон – лист бумаги, вместо дыхания- краска |
«Звездное небо» (Фотокопия) | Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать воображение, художественное восприятие. Воспитывать аккуратность и стойкий интерес к процессу рисования | Белая бумага, синяя или черная гуашь, ватный тампон, клеенка или газета, свеча. | Беседа о звездах. Чем можно нарисовать звезды на белой бумаге, чтобы их не было видно? Предложить волшебные карандаши (свечи) и нарисовать ими звезды. Затем раскрасить небо. В конце организуется выставка. |
«Невидимки» (Линия, как средство выразительности) | Упражнять детей в различении характера мелодии и соответственно ей подбирать цвет, тон, линию. Учить детей видеть в линиях различные предметы. | Листы бумаги, по 2 платочка (один теплого тона, другой- холодного тона), карандаши | Беседа о музыке. Звучит произведение Чайковского «Времена года». Рисование линий с закрытыми глазами. |
«Секрет» (пластилинография) | Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. | Цветной картон с контуром животных, пластилин, стеки. | Загадать загадки о животных. Предложить детям перевернуть картон и рассмотреть контур нарисованный на нём. Узнать на какое животное он похож, Предложить детям раскрасить животное с помощью пластилина. |
Январь
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Новые игрушки» (Кубизм) | Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы, используя трафареты геометрических форм, подбирая цветовую гамму. | Бумага, набор трафаретов, цветные карандаши, мелки | Предложить детям придумать и нарисовать игрушки, которые не продают в магазине, которых нет на свете, а очень хотелось бы иметь. |
«Салют» | Продолжать учить подбирать красивые цветосочетания для создания, задуманного образа. | Чтение стихотворения «Салют», рассматривание иллюстраций. беседа об увиденном (впечатления) Воспитатель предлагает детям изобразить новогодний салют. | |
«На что похоже?» (Аппликация с дорисовыванием) | Развивать наблюдательность. Учить детей создавать интересные образы. | Карандаши, краски, листы бумаги с наклеенными кусочками цветной бумаги. | Воспитатель показывает листы бумаги, на которых наклеены кусочки цветной бумаги. Просит детей подумать и дорисовать необходимые детали, чтобы получился интересный рисунок. |
Февраль
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Нарисуй, что хочешь» (рисунок по пластилину) | Учить детей аккуратно размазывать пластилин по картону и наносить рисунок на пластилин с помощью спички. Развивать воображение, художественное восприятие. | Картон, пластилин, спички. | Показать детям оригинальный рисунок. хотят ли дети сделать такой же? Объяснить способ работы. |
Игры с красками | с помощью игр-занятий, освоить нетрадиционные техники для передачи изображения. Совместное творчество родителей и детей | Листы белой бумаги, гуашь, кисти, тычки, штампы | Краски загадывают загадки. Они превращаются в самые разные предметы, а дети должны угадать и дорисовать. |
«Музыка» (Пальцевая живопись) | Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие.
| Бумага, гуашь | Предложить детям сочинить свою музыку. Вместо нот - краски, вместо пианино -бумага. Включить музыку Чайковского «Вальс цветов» |
«Придумай и дорисуй» | Развивать творческое воображение. Учить детей создавать новые образы. | Листы бумаги с незаконченным рисунком | Воспитатель обращает внимание на не законченные рисунки и просит детей разгадать. что это? Дети дорисовывают, а затем рассказывают, что у него было изображено. |
Март
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
Два петушка ссорятся. Рисование ладошками. | Совершенствовать умения делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа (петушки). Развивать воображение, творчество. | Тонированные листы бумаги, широкие блюдечки с гуашью, кисть, петушок - игрушка, | Чтение стихотворения «Два петушки. Рассматривание игрушки и иллюстраций с изображением петушков. Предложить детям нарисовать петушков с помощью ладошек |
«Облака» (Рисование по сырому фону) | Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. | Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон. | Вспомнить, как наблюдали за бегом облаков. Чтение стихотворения Никитина «Тихо ночь ложится». Интересно. Как отражаются облака в озере. Воспитатель показывает способ работы. В конце занятия все любуются очертаниями – отражениями облаков. |
«Ледоход» (Метод старения) | Показать разнообразные приемы работы с клеем для создания выразительного образа. | Клей, бумага, кисть, гуашь голубого цвета | Затонировать лист бумаги. На что похоже? Покрыть лист клеем. Теперь на что похоже? Когда высохнет клей, надавить пальцем так, чтобы слой клея местами надломился. А теперь на что похоже? Что можно добавить в рисунок? |
«По замыслу» (Совместное рисование) | Научить передавать свое ощущение изобразительными средствами. Развивать творческие способности. | Карандаши, листы бумаги | Воспитатель предлагает детям поиграть. У каждого ребенка подписанные листы бумаги. Звучит сигнал, дети начинают рисовать, когда прозвучит сигнал, передают рисунок соседу. Когда рисунок возвращается к ребенку, он смотрит, что получилось и говорит, что хотел нарисовать. |
Апрель
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
Рисунок невидимка (Свеча + акварель) | Развивать воображение, художественное восприятие, координацию рук. | свеча, плотная бумага, акварель, кисти | Звучит песенка «волшебники». Воспитатель предлагает детям тоже превратиться в волшебников и нарисовать рисунок невидимку, а затем его расколдовать с помощью волшебной акварели. Объяснить последовательность работы. В конце любуются рисунками. |
Зайка -попрыгайка (Скатывание бумаги) | Познакомить с новым способом получения изображения Развивать мелкую моторику кисти руки. | салфетки либо цветная двухсторонняя бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы, игрушка зайка. | В гости к детям пришёл зайка. Чтение стихотворения «Зайка» Беседа по содержанию. Предложить детям нарисовать для гостя друзей зайчат. |
«Езда на автомобиле» (Линия, как средство выразительности) | Тренировать движения руки, глазомера. Развивать чувствительность к характеру линий. | Листы бумаги с изображением дороги, карандаши. | Детям предлагается игра. Надо проехать по горной дороге за доктором и вернуться обратно к больному. Проехать надо не «сорвавшись» в пропасть. |
«Весенняя полянка» (Коллаж ) | Развивать воображение, желание создавать интересные рисунки | Ватман с нарисованными силуэтами деревьев, салфетки разных цветов, клей, кисти, манная крупа. | Рассматривание иллюстраций с весенней природой. Прослушивание музыки «Весна в лесу» Предложить детям нарисовать весеннюю полянку |
Май
Тема (техника) | Цель | Материал | Содержание |
«Сирень» (Совмещение техник) | Способствовать созданию выразительного образа путем совмещения техник. Развивать художественное восприятие. | Тонированная бумага, гуашь, бросовый материал (засушенные листья, поршни от одноразовых шприцев) | Полюбоваться цветущей сиренью. Чтение стихотворения «Сирень», беседа по содержанию. Предложить нарисовать сирень, чтобы можно было всегда ею любоваться. Дети определяют чем рисовать листья, чем цветы |
«Божья коровка» (пробка, ватная палочка) | Продолжать закреплять умение рисовать крышками, аккуратно пользоваться ватной палочкой, ставя точки, радоваться полученному результату. | Тонированная бумага, гуашь в мисочках, ватные палочки, пробки | Чтение стихотворения «Божья коровка» Беседа по содержанию Предложить детям нарисовать божью коровку . |
«Одуванчики» (Рисование мыльными пузырями) | Познакомить детей с новым способом получения изображения. Развивать творческие способности, воображение. | Бумага, трубочки, гуашь, жидко разведенная шампунем. | Внимательно рассмотреть одуванчик. Чтение Серова «Носит одуванчик желтый сарафанчик». Показ воспитателем способа работы. Предложить детям так же попробовать нарисовать. |
Подведение итогов кружковой работы и создание коллажа с использованием всех техник рисования. |
Литература
1. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». Мозаика-Синтез, 2006.
2. Журналы «Дошкольное воспитание» №4, №7, 2009год.
3. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» Скрипторий, 2003.
4. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка», «Просвещение» М., 2005.
5. Г. Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии», учебно-метод. пособие, «пед. Общество России. М., 2000.
6. Т. С. Комарова «Детское художественное творчество».М. :Мозаика-Синтез, 2005.
7. Субботина Л. «Развитие воображения у детей».-Ярославль, 1998.
8. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».Каро, 2007.
9. Н. В. Квач «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет»:Пособие для ДОУ. -М. :ВЛАДОС, 2001.
10. И. А. Лыкова «изобразительное творчество в детском саду» Москва 2009г.
11. Комарова Т. С. «Как научить ребенка рисовать»
12. Давыдова Г. Н. «Пластилинография»
13.www. dovosp. Ru
14.www. solnet
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер- класс:«Нетрадиционные техники рисования ,как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста».
Мастер-класс для педагогов...
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»...
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта1. Вызвать у детей интерес к творческой...
Проект «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста»
Воспитатели Самодин Анастасия Николаевна, Новикова Елена Анатольевна. ...
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей дошкольного возраста»
Цель проекта: Развивать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в нетрадиционных техниках рисования.Задачи проекта 1. Вызвать у детей интерес к тво...
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы», уровень обр. орг., 2017г.
Проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей 2-ой младшей группы», уровень организации с 01.10.2017г. по 28.02.2018г....
«Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей раннего возраста"
laquo;Нетрадиционные техники рисования как средство развития изобразительного творчества у детей раннего возраста»(сроки реализации 01.10.2023-28.12.2023гг) Выполнила: Романова Ирина Генна...