Мастер-класс для родителей на тему: «Рисование песком на световом столе»
материал по рисованию (средняя группа)

Юришинец Екатерина Юрьевна

Мастер-класс для родителей

на тему:

«Рисование песком на световом столе»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_pesok.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №23 общеразвивающего вида»

Мастер-класс для родителей

на тему:

«Рисование песком на световом столе»

Подготовила: Юришинец Екатерина Юрьевна

Актуальность.

В настоящее время развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его познавательного развития. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память, мышление. Учитывая то, что познавательные способности ребенка связаны, прежде всего, с органами чувств, можно предположить, что одним из эффективных методов развития является игры с песком.

Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет. Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир.

Ученые считают, что рисование песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию. По утверждению специалистов парапсихологов песок забирает негативную психическую энергию, а осязание песка стабилизирует эмоциональное состояние.

Цель моего мастер-класса: Повышение профессионального мастерства педагогов в процессе активного общения по освоении работы на световых столах.

Определила задачи:

  • Сформировать представления у педагогов о возможностях песочного рисования.
  • Способствовать развитию интереса к данной технике.
  • Обучить участников приемам рисования на световых столах.
  • Создать условия для плодотворной творческой деятельности участников.

Ход.

В чем же ценность рисования песком на световых столах?

Рисовать песком на стекле весело и интересно. 99% детей получают заряд положительных эмоций во время урока, развлечения.

У метода нет особых правил. Малыш может рисовать ладонью, одним или несколькими пальцами, создавать любые фигуры и стирать их быстро, если что-то не получилось.

Отсутствие ограничений снимает эмоциональное напряжение. Дети раскованы, в меру возбуждены, чувствуют себя творцами уникального шедевра.

Развивается моторика. Детсадовцам надоел пластилин, карандаши, тренировать ловкость пальчиков с помощью светового планшета и песка не менее полезно. Одновременно с моторикой развивается речь.

Совершенствуется графомоторика. Подходит для любого возраста. С удовольствием рисуют на доске ясельники, школьники и взрослые. Магия сыпучей анимации не оставляет равнодушными почти никого.

Избавление от стресса. Работа с песком включается в курс психотерапии по лечению неврозов, тиков, бессонницы. Здоровые дети на занятиях тоже успокаиваются, находят душевное равновесие, забывают о неприятностях.

Уникальный метод помогает раскрыть творческий потенциал, найти себя. Ребенок проявляет фантазию, показывает скрытые способности, не боится оценки результата.

Песочная терапия также способствует развитию следующих навыков:

- формирование коммуникативных навыков;

- улучшение памяти, внимания и образного мышления;

- развитие мелкой моторики рук;

- избавление от тревог и страхов.

При работе на световом столе следует соблюдать технику безопасности и знать правила работы:

1)У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

2)Нельзя брать песок в рот, вдыхать его.

3)Перед началом и после занятий, дети должны мыть руки.
4)Не следует использовать предметы и материалы, которые могут поцарапать стекло на столе.

5)Для того, чтобы песок не электризовался, необходимо обработать поверхность стола антистатиком.

При обучении рисованию на световом столе выделяют три этапа.

Первый этап- «Знакомство с песком как художественным материалом»

На данном этапе дети знакомятся с песком как художественным материалом, со свойствами песка, его структурой и качествами. (сыпучий, мелкий, зернистый, сухой)

Второй этап - «Создание следов на песке» Он направлен на создание следов при рисовании, как с дополнительными материалами (предметами – манипуляторами), так и без них. На данном этапе дополнительный материал (пуговицы, бусины, ватные палочки, трафареты и др) используется также в качестве необходимой части изображения (выкладывание узора , отпечатки и т.п.)

И третий этап - «Создание образов» На этом этапе на основе ранее полученных навыков рисования дети создают разные образы. Здесь можно использовать обыгрывание образов с помощью художественного слова, иллюстраций, пальчиковых игр.

Существует два способа рисования песком:

;Рисование темным по светлому»

2. «Рисование светлым по темному»


При рисовании песком можно использовать обе руки одновременно, благодаря чему, идет благотворное влияние на развитие правого и левого полушария, а так же их взаимодействия. В процессе рисования песком задействована вся кисть руки: и ладонь, и пальцы. Рисование песком можно выполнять под музыкальное сопровождение.

Приемы рисования:

Пересыпаем песок из одной ладошки в другую

Отличный вариант начала занятий. Малыши настраиваются на работу, знакомятся с материалом, ощущают его вес, тепло или прохладу, текстуру.

Собираем песок в кулак и рассеиваем

Нужно смотреть, сколько песка набирает дошкольник в ладошку. Его должно быть немного, чтобы движения были легкими, слой материала на стекле тонким.

Высыпаем песок струей

С помощью ручейка из ладошки дети рисуют линии разной толщины. Если держать ручку высоко и пускать тонкой струей, получится светлый вариант линии. Если сыпать грубо, почти разжимая кулак, нарисуете темную широкую кривую.

Чем ниже рука, тем точнее и тоньше может быть линия. Попробуем разные варианты (прямые линии, зигзаги, спирали и т. д.) с разной скоростью рисования. Получаем узкие, широкие линии, а также прозрачные и непрозрачные — это зависит от разной толщины слоя песка, насыпанного на стол. Чем выше рука и чем быстрее мы насыпаем линию, тем она прозрачнее и шире.

Иногда нужно провести тонкую чёткую прямую или извилистую линию. Для этого по насыпанной из кулачка линии проводим двумя пальцами, сложенными «домиком».

Рисуем пальчиками

Дети могут использовать каждый палец в отдельности или ладонь целиком. Пусть изобразят траву, волосы, деревья. Кулаком рисуют крупные объекты – гору, камень. Подушечками – плоды, звездочки.

Если пальчиком не только дотронуться до песочного слоя, но и покружить по часовой стрелке (или против), получаются кружочки.

Из горсти с высоты примерно 20 см сыплем песок, не передвигая руку. Песчинки из центра будут отскакивать, образуя круг. Чем выше будет находиться рука над столом, тем больший диаметр круга получится.

Засыпаем фон. Фон можно засыпать разными приёмами — всё зависит от задачи.

1. Слева направо от края быстрым движением перемещаем песок по поверхности стола. Затем — справа налево. .

2. Совершаем те же движения, но по спирали. Рисуем космическое пространство — добавляем планеты и их траектории тонкими линиями.

3. Рисуем горы. Слева направо (и/или наоборот) перемещаем песок быстрым движением по траектории зигзага.

Иногда нужно не просто скорректировать край, а убрать часть песка так, чтобы его не скапливалось много по контуру. Для этого проводим движение плоскостью пальца, как бы отсекая и отодвигая лишнее.

Рисуем по засыпанному фону. Здесь есть бесконечное множество вариантов; кончиком пальца, ногтем, плоскостью пальца, ребром ладони, ладонью, кулачком, а также предметами: тонкими и толстыми кистями, визитной карточкой, палочками. Начинаем пробовать. Засыпаем быстрыми движениями фон.

Проводим в любых направлениях линии, полосы плоскостью ладони, ребром ладони, кончиками пальцев, краешками ногтей, подушечками пальцев и т. д. Стараемся почувствовать песок на ощупь — насколько приятный это материал.

Песок зажимается в кулаке и распределяется на столе. Можно кидать его горстями – тогда поверхность будет заполняться неравномерно. Если пропускать песок сквозь пальцы, двигая руку из стороны в сторону, можно добиться одинаковой плотности рисунка.

Так же насыпом изображаются линии. Они могут быть различными: прямыми, зигзагами, спиралями. При их изображении имеют значения два фактора: положение руки (чем ниже – тем линия точнее и тоньше) и скорость (чем быстрее – тем прозрачнее). Предложите ребенку нарисовать различные линии, то поднимая, то опуская руку, двигая ее с различной скоростью. Так создавать фигуры – треугольник, круг, квадрат и т.д., и простейшие рисунки.

От качества песка зависит, как будут ложиться линии – темнее по краю или в центре.

Кулак

Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пустое пространство – пятно. Таким образом можно создавать основу под фигуры животных или людей, лица, крупные предметы. Так же такой техникой можно изображать предметы с легкой структурой – облака или пену.

Ладонь

С помощью ладони разравнивается слой песка, стирается предыдущий рисунок, создаются крупные световые пятна. Можно и просто оставить след ладони и превратить его в забавную зверюшку. Ладонью с расставленными пальцами можно изобразить сразу несколько параллельных световых линий – например, изображая нотный стан, струны, провода.

Ребро большого пальца

Используется для создания толстых световых линий, изображения предметов с меняющимися размерами. Ширина рисунка регулируется площадью прижимания пальца к поверхности. Так можно нарисовать, например, луну, кита, различных животных.

Рисование пальцами

Здесь могут быть задействованы как все пальцы, так и по отдельности. Обычно дети начинают с использования указательных – так привычнее. Но для развития мозговой деятельности важно задействовать все.

Рисуя пальцами, можно создавать не только основные линии рисунков, но и множество различных точек, изображая огоньки, свет, звездочки. Пальцами так же рисуются параллельные детали – к примеру, крылья бабочки, листья цветка. Параллельное рисование позволяет активно задействовать оба полушария головного мозга.

Не позволяйте ребенку остановиться на привычном рисовании одним указательным – ведь задействование всех пальчиков позволяет активно развивать объемное мышление.

С помощью пальчиков можно корректировать линии, добиваться большей четкости рисунка.

Щепоть

Способ рисования, который напоминает процедуры «соления». Ребенок набирает в щепоть песок и засыпает им нужные участки. Этим он создает оттенки и полутона. Эта методика подходит для детей от пяти лет – когда они смогут понимать, что такое тень и полутень.

Отсечение лишнего

Часто, когда рисунок уже готов, фон вокруг него представляет собой невразумительное зрелище. Решается вопрос просто – ребром ладони «отсекается» лишнее и сметается со световой доски. Этот же способ можно использовать, изучая доли, части и работая с цифрами.

Освоив основные техники с ребенком, педагог сможет переходить к созданию полноценных картинок и изучению художественных приемов.

При развитии цветовосприятия, используется цветная подсветка. Это очень важно для передачи настроения рисунка, для обогащения восприятия в целом и развития творческих способностей детей.

Рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения – и детям, и взрослым, – как медитативная, расслабляющая техника, а также как способ заземления своих негативных эмоций (слайд с картинками из песка)

Практическая часть

А сейчас я вам предлагаю посмотреть завораживающее видео – песочное шоу, когда под прекрасную музыку на светящем стекле с помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы.(Просмотр видеоролика)

Прошу подойти ко мне желающих и нарисовать картину вместе. Давайте нарисуем рыбку на морском дне.

Для того, чтобы начать рисовать, нужно сначала рассыпать песок по экрану - создать фон.

Берем песка столько, сколько помещается в кулаках, и засыпаем тонким слоем стол. Затем на рассыпанном песке пальцами, разными частями рук наносится рисунок.

- Рисуем овал указательным пальцем.

- Теперь берем три или два пальца, как вам удобно, рисуем хвост.

- Затем указательным пальцем соединяем наш хвостик.

- Чтобы наша рыбка ожила, добавим ей чешуек. Мы берем песочек в щепотку и чуть - чуть рыбку подсаливаем, чуть пониже опускаем руку. Давайте нарисуем чешую- три пальца взяли вместе (можно 2) кому как удобно и оставляем такие следы, просто прижимаем пальчиками на песок, чтобы чешуя была как настоящая.

- Теперь приступим к голове. Очистим от песка большим пальцем в направлении от головы к хвосту.

- Прорисовываем нижние и верхние плавники ноготком.

- Теперь глазик нужно добавить, берем щепотку песка, как соль набираем в два пальчика, низко опускаем руку, высыпаем.

- Теперь глазик нужно открыть- указательным пальцем нажимаем на кучку песка, чуть - чуть прижали и глазик как живой сразу со зрачком получается.

- Теперь у нашей рыбки не хватает губок. Указательным пальцем ставим на нашу рыбку и выдвигаем песок- верхняя губка и нижняя губка.

- Рыбка дышит под водой. Подушечкой указательного пальца круговыми движениями рисуем пузырьки.

- Давайте сделаем дно морское - кулачками оставляем следы на песке -камни.

- И пустим водоросли. Используем указательный палец, будем вести по экрану волнистые движения, как будто змейка ползет.

- Посмотрите, как здорово получается! Настоящие «песочные художники»!

Заключительная часть.

В завершение хочется сказать, что занимаясь рисованием песком, ребёнок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали, было ли вам интересно и хотели бы вы применить полученные знания.

Спасибо Вам за ваш интерес и активное участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Арт-терапия рисование песком на световом столе

Консультация для родителей о волшебном песке...

Памятка для родителей Рисование песком на световом столе «Позвольте ребёнку творить!»

Памятка для родителейРисование  песком на световом столе«Позвольте ребёнку творить!»...

Мастер-класс "Обучение педагогов рисованию песком на световом столе"

В настоящее время развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его познавательного развития. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, ...

Рисование песком на световых столах на тему «Солнце, тучка, дождик» для детей старшего дошкольного возраста

Данное занятие будет интересно педагогам дополнительного образования.Использовать данный материал для ознакомления детей с кварцевым песком, с простыми приемами рисования на световых столах при помощи...

Мастер- класс для педагогов"Рисование песком на световых столах".

Способствовать овладению педагогов некоторыми способами, приемами и играми рисования песком на световом столе, которые используются на занятиях с детьми....

Мастер класс для воспитателей на тему: "Рисованию песком на световом столе"

Мастер класс для воспитателей на тему: "Рисованию песком на световом столе"...