Мастер- класс для педагогов"Рисование песком на световых столах".
методическая разработка
Способствовать овладению педагогов некоторыми способами, приемами и играми рисования песком на световом столе, которые используются на занятиях с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рисование песком или игры в песочнице. | 23.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для педагогов «Рисование песком на световых столах»
Тема: Рисование песком или игры в песочнице.
Цель: познакомить педагогов с особенностями новой нетрадиционной техникой рисования песком на световом столе.
Задачи:
Образовательные: способствовать овладению педагогов некоторыми способами, приемами и играми рисования песком на световом столе, которые используются на занятиях с детьми.
Развивающие: содействовать развитию интереса педагогов к данной технике рисования и введению её в практическую деятельность.
Воспитательные: вызвать чувство эмоционального комфорта.
Оборудование: световые столы, песок, музыкальное сопровождение.
№ п/п | Этапы работы | Содержание этапа |
1. | Презентация педагогического опыта | Вопрос к участникам: Какие ассоциации у вас вызывает слово «песок»? Что вы вспоминаете, когда слышите его? (ответы педагогов) Многие из вас вспомнили пляж, теплое море, легкий ветерок, крики чаек. Все это очаровывает, позволяет нам расслабиться, забыть о проблемах и немного отдохнуть. Без сомнения многие из вас бывали на песчаном пляже. Оказавшись там, мы с удовольствием гладим песок ладонью, пересыпаем его из руки в руку, строим из него сказочные замки. Мы не замечаем, как словно по волшебству, вдруг исчезают тягостные мысли, уходят проблемы, появляется чувство покоя, умиротворения, радости. А если вспомнить детство? Кто из нас не играл в песочнице? Совочек, ведерко, формочки – одни из первых игрушек, которые родители покупают детям. Именно в песочнице происходят первые контакты детей друг с другом. Сегодня мы с вами посмотрим на потенциал использования песочницы с другой стороны. Игры с песком – одна из естественных форм деятельности ребенка. Рисуя картины на песке, мы в наиболее понятной для него форме передаем ребенку жизненный опыт, знания и законы окружающего мира. Очень часто ребенок не может выразить словами свои переживания, страхи. В этой ситуации ему на помощь приходят игры с песком. Создавая картины собственного мира, проигрывая взволновавшую ситуацию на песке, дети освобождаются от тревог, страхов и напряжения. Рисование песком – искусство достаточно молодое и имеет множество названий - песочные картины, рисунки песком, песочное шоу, картины из песка, sandart, шоу песочных картин и другие. Появилось это искусство в 1969 году ХХ столетия, когда канадско-американский режиссёр-мультипликатор Кэролайн Лиф создала и продемонстрировала публике свой первый песочный анимационный фильм. В настоящее время техника рисования песком получила широкую известность, и ее применение остается популярным у многих специалистов. Давайте рассмотрим позитивные стороны работы с песком: Простота – для работы необходим лишь песок и световой стол (или поднос, планшет, рисунки, на которых выглядят менее волшебно, но тоже приемлемо). Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее продуктивно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином. Красота – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию. Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз. Оборудование: Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол, поднос, бумага, Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка) Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль. При работе с песком также можно использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, фасоль и др. |
2. | Проведение имитационной игры | На занятиях с детьми я использую 3 этапа работы с песком: подготовительный (ритуал входа), основная часть, заключительный (ритуал выхода). Давайте рассмотрим каждый этап подробно. На первом занятии необходимо определить правила поведения в песочнице (контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж. На моих занятиях – это хозяйка песочной страны – черепаха) Правила при работе с песком: 1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Все действия с песком проводим плавно 2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей. 3. После игры надо помочь хозяйке песочной страны – черепахе убрать все игрушки на свои места. Вначале занятия я с детьми провожу побуждающую к работе игру «Приветствие»: дети (в данном случае педагоги) становятся в круг, берутся за руки, повторяют слова и движения за педагогом. Собрались мы здесь опять (качаем руками) Мастерить, с песком играть. (трем ладони) Заниматься нам пора. (беремся за руки) Ну, за дело, мастера! (поднимаем руки вверх) «Здороваемся с песком» Цель – настройка на работу с песком, расслабление. Включается расслабляющая музыка. Педагоги подходят к световым столам. Я предлагаю вам дотронутся до песка правой рукой, затем левой рукой. Погладьте песок. Что вы чувствуете? Я ощущаю мелкие частички песка, они холодят кожу, мне приятно. А вам? Зачерпните песок правой рукой и поднимите над стеклянной поверхностью стола, повторяйте за мной: Раз, два, три, четыре, пять, Начинай с песком играть! (трем песок между ладошками) Из ладошки на ладошку Наш песочек насыпать. (В кулак набираем песок и постепенно его высыпаем на раскрытую ладонь другой; кулак держим вертикально; упражнение выполняется сначала одной рукой, потом другой.) -Ну что, согрелся наш песочек? Теперь давайте выключим свет (выключаем свет и включаем стол). Поверхность стола засыпана слоем песка. - Обращаю ваше внимание на то, что дидактические игры с использованием песочного стола, направленные на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов. Развитие мелкой моторики. - Специалисты выделяют три вида игр с песком: 1. Обучающие игры, познавательные и развивающие игры они стимулируют процесс обучения, можно использовать в обучении счету, грамоте (на математике можно предложить детям нарисовать цифры, геометрические фигуры и даже решать примеры на песке - это гораздо интересней, чем на бумаге; при подготовке к обучению грамоте можно «писать» на песке, детям не страшно ошибиться, это не бумага, на песке легко можно исправить ошибки; во время ситуаций по речевому развитию можно предложить детям нарисовать небольшой сюжет и сочинить рассказ или сказку), развивают знание о пространственных представлениях, развивают воображение, тактильное восприятие и мелкую моторику. Их можно использовать в своей работе логопеду. 2. Психопрофилактические игры с песком, направлены на коррекцию тревожности, агрессии, а также их профилактику. 3. Проективные игры с песком. С их помощью можно узнать, что "делает" подсознание, когда ребенок играет с песком. Эти игры используют в своей работе психологи и психотерапевты. -Посмотрите, мы с вами оказались в Песочной стране. Здесь пока еще совсем пусто, но вскоре вы станете настоящими волшебниками, и наш песочек оживет. Я предлагаю вам положить ладони правой и левой руки на поверхность стола и слегка нажать, почувствуйте песок, его каждую крупинку. Поднимите руки, что вы видите? (Ответы) На что похож отпечаток ладошек? (Ответы) Дорисовываю усики – получилась бабочка. -Вдруг налетел ветер, и бабочка улетела. (Засыпаем изображение бабочки слоем песка) -Посмотрите, на небе появилась тучка (Кулаком правой руки рисуем тучку круговыми движениями), а за ней еще одна (то же проделываем кулачком левой руки). Пошел дождик (Указательными пальчиками обеих рук рисуем дождик). -Дождик был такой сильный, что образовалась целая лужа (В нижней части стола ребром ладони убираю песок со стола) -Выглянуло солнышко (Кулачком правой руки, круговыми движениями, рисую круг в верхней части стола. Указательными пальчиками обеих рук рисую лучики). -Солнышко высушило лужу (Засыпаю песком лужу). |
3. | Моделирование | -Теперь я предлагаю вам пофантазировать. Что осталось после того, как высохла лужа, а солнышко согрело землю? (Ответы) Может быть на месте лужи появился маленький росток? Как он выглядит? Нарисуйте. -Пройдет время и из ростка появится раскидистое дерево. Как оно выглядит? Нарисуйте. (Можно показать прием рисования ствола одновременно четырьмя пальцами правой руки – движение сверху вниз. Ветки рисуем указательными пальчиками обеих рук, боковые веточки мизинчиками) -Все веточки нашего дерева покрыты листиками. Как это показать? Попробуйте (Всеми пальчиками обеих рук делаем отпечатки, как будто играем на пианино) -Пройдет еще немного времени и в Песочной стране наступит осень. Листики на дереве начнут облетать. Как это будет выглядеть? Покажите. (Таким же способом рисуем листики внизу стола, под деревом) -Пройдет еще немного времени и в Песочной стране наступит зима. Снегом она укроет опавшие листья, и наше дерево. (Засыпаем всю картину песком) Ритуал выхода. Мы в песочек поиграли, (гладим песочек, собирая его к центру стола, затем аккуратно убираем его в отделение для песка) Наши пальчики размяли, (сжимаем, разжимаем ладошки) Мы песочек отряхнём, (трем ручки, отряхивая песочек) Наши пальчики потрём! (трем каждый пальчик) Включаем свет, закрываем стол. |
4. | Рефлексия | И так уважаемые коллеги я думаю, вы со мной согласитесь, что рисование песком обладает удивительной способностью расширять сознание и воображение, помогает успокоиться, прийти в состояние гармонии с самим собой. Этот вид нетрадиционной техники рисования помогает дошкольникам преодолеть страх перед рисованием, расковывает, вселяет уверенность в свои силы, даёт возможность легко и самостоятельно экспериментировать. Уважаемые педагоги, скажите, пожалуйста, что нового вы узнали; было ли вам интересно и хотели бы вы применить полученные знания. Спасибо за внимание. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
мастер класс для педагогов рисование песком
Нетрадиционными способами рисования я занимаюсь не первый год. Опыт работы в данном направлении я представляла в прошлом году на МО и в сборнике «Современные образовательные технологии в работе ...
Арт-терапия рисование песком на световом столе
Консультация для родителей о волшебном песке...
Развитие мелкой моторики в процессе рисования песком на световом столе в рамках тематической недели «Осень"
Рисование пескомПесок… каждая песчинка неповторима… быть может когда-то они были частью чего-то целого, какой-то огромной скалы или древнего города… гладкие, отполированные морем,...
Мастер-класс "Обучение педагогов рисованию песком на световом столе"
В настоящее время развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его познавательного развития. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, ...
Мастер-класс "Рисование песком на световом столе"
Мастер-класс для педагогов...
Мастер класс для воспитателей на тему: "Рисованию песком на световом столе"
Мастер класс для воспитателей на тему: "Рисованию песком на световом столе"...
Мастер-класс для родителей на тему: «Рисование песком на световом столе»
Мастер-класс для родителейна тему:«Рисование песком на световом столе»...