Дымковская роспись.
план-конспект занятия по рисованию (средняя группа)
«Дымковская роспись».
Цель:
Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи : цвет, разнообразие элементов.
Задачи:
1. Обучающая: учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка).
2. Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать умение поддерживать беседу.
3. Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества.
Интеграция: «Художественное творчество», «Коммуникация», «Физическая культура»
Активизация словаря: Дымковские игрушки, кольцо, круг, прямая и волнистая линия, нарядная, праздничная, глиняные.
Материал: Образцы декоративно-прикладного искусства; образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки; шаблоны различных игрушек; гуашь, палитра, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки, мольберт, ватные палочки.
Предварительная работа:
Выставка в группе дымковских игрушек.
1 Ход занятия:
Воспитатель: А сейчас я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев.
Воспитатель: Что вы видите на нашей выставке?
Дети. Игрушки
Воспитатель: Правильно. Перед вами разные народные игрушки.
Воспитатель:
Приготовьте свои ушки,
Это интересно знать:
Всё о дымковской игрушке
Я хочу вам рассказать.
Лет четыреста назад. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково.
У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками.
Посмотрите, ребята, вот такие игрушки лепили из глины. Тут и барышни в широких юбках, и разнообразные животные, и всадники на лошадях. (демонстрационные картинки)
А вот здесь мы видим уже почти готовые игрушки.( демонстрация)
Мастерица их обелила и поставила на просушку.
А когда игрушки высохнут их разукрасят дымковской росписью.
Посмотрите, как тщательно мастерица прорисовывает детали игрушки. Обратите внимание какими кругами, полосами и точками разукрашена дымковская барышня.( демонстрация)
А вот здесь уже готовые игрушки, посмотрите какие яркие. Давайте перечислим, кого же мы тут увидели. (Дети перечисляют)
2 Введение новых знаний в систему
А вот и наши дымковские барыни. Правда красивые? Скажите мне, пожалуйста, как украшена первая барыня (Дети описывают). А вторая? (Дети описывают). А третья? (Дети описывают) (Воспитатель дополняет рассказы детей).
Посмотрите, как украшены фартучки у дымковских барынь, давайте вместе назовем элементы которыми украшены эти фартуки (круги, черточки, точки, волнистые линии) (Воспитатель называет эти элементы вместе с детьми).
Воспитатель: Ребята, какие узоры и цвета использовали мастера для игрушки?( круги, линии, точки, кольца)
Дидактическая игра: «Найди такой же».
Дидактическая задача. Попробуйте найти похожие узоры на столе. ( на столах представлены разные узоры, дети выбирают дымковские узоры).
Воспитатель: Посмотрите сколько выбеленых заготовок, мастерица не успевает их все расписать. Кто сможет ей помочь? А вы хотели бы стать мастерами и расписать свою игрушку?
Воспитатель: Тогда нам пора отправиться в мастерскую и стать мастерами.
Давайте поедем на лошадках.
Конь меня в дорогу ждет, Руки за спиной «в замок»
Бьет копытом у ворот. Поочередное поднимание ног,
На ветру играет гривой, Покачивание головой,
Пышной, сказочно красивой.
Быстро на коня вскачу,не поеду – полечу Подскоки на месте
Там, за дальнею рекой, Помашу тебе рукой! Остановится помахать руками
3.Самостоятельная деятельность:
Воспитатель: Вот мы и приехали, посмотрите, в нашей мастерской находятся разные шаблоны дымковской игрушки.
Вы теперь мастера, и надо превратить шаблоны в красивые дымковские игрушки. Но сначала я вам покажу, как нужно наносить элементы росписи – кисть держим тремя пальцами ; прямая и волнистая линия наносится одним концом кисти (хвостиком); кольцо и круг рисуем концом кисти или ватной палочкой, но круг потом закрашиваем по форме
Воспитатель: Дети, давайте вы, сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать.
Открываем глаза:
И прежде, чем начать нам рисовать
Предлагаю пальчики размять.
Потрем ладошки
Друг о друга мы немножко.
Кулачки сжали – разжали,
Кулачки сжали – разжали.
Вот и пальчики размяли.
А сейчас, друзья, я хочу вам предложить выбрать шаблон дымковской игрушки и приступить к работе.
Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа).
Воспитатель: Какие вы молодцы – красиво расписали свои игрушки. Вы настоящие народные мастера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehkarta_dymkovskaya_igrushka.docx | 32.49 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П. ПАНГОДЫ НАДЫМСКОГО РАЙОНА»
(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «ИСКОРКА» П.ПАНГОДЫ»)
ул .Ленина, дом 14, п. Пангоды, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629757 телефоны: факс 8(34995)6-29-66 заведующий, 8(34995)6-06-53 медкабинет; Е-mail: , ОГРН 1148903000102, ИНН/КПП 8903033682/890301001,ОКПО 31427844, р\с 40701810471863000002 РКЦ НАДЫМ г. НАДЫМ
Технологическая карта
мероприятия непосредственной образовательной деятельности
для детей средней группы
Тема: «Дымковская роспись»
Образовательная область: «Художественно – эстетическое развитие. Рисование.»
Автор:
Тимченко Виктория Валериевна
п. Пангоды, 2023г.
Технологическая карта НОД
Образовательная область | Художественно – эстетическое развитие. Рисование. | ||||||
Возраст детей, группа | 4-5 лет, средняя группа | ||||||
Тип НОД | Образовательная ситуация с дошкольниками, занятие-ситуация | ||||||
Тема НОД | «Дымковская роспись» | ||||||
Цель | Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. Формировать умение, замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи : цвет, разнообразие элементов. | ||||||
Задачи | 1. Обучающая: учить выделять элементы геометрического узора дымковской росписи (круг, кольцо, прямые и волнистые линии, точки); формировать умение создавать узоры по собственному замыслу, используя разнообразные приемы работы кистью в изображении элементов (всей кистью, концом кисти, приемом тычка). 2. Развивающая: развивать чувство ритма, цвета, композиции при составлении дымковского узора. Развивать интерес к изучению народных промыслов. Развивать умение поддерживать беседу. 3. Воспитательная: прививать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев. Обращать внимание на тесную связь народных традиций, музыки и устного народного творчества. | ||||||
Материал | Образцы декоративно-прикладного искусства; образцы рисунков-упражнений геометрического орнамента дымковской игрушки; шаблоны различных игрушек; гуашь, палитра, кисти, салфетки, стаканчики – непроливайки, мольберт, ватные палочки. | ||||||
Предполагаемый результат | Знакомить детей с народным промыслом дымковская роспись. | ||||||
Этапы технологии «Ситуация» | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанника | Предпосылка учебной деятельности | Контроль результатов деятельности | |||
Введение в игровую ситуацию | Предварительная работа: Выставка в группе дымковских игрушек. Воспитатель: А сейчас я хочу вас пригласить посетить выставку замечательных умельцев. Воспитатель: Что вы видите на нашей выставке? Дети. Игрушки Воспитатель: Правильно. Перед вами разные народные игрушки. Воспитатель: Приготовьте свои ушки, Это интересно знать: Всё о дымковской игрушке Я хочу вам рассказать. Лет четыреста назад. Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, и в зимний мороз в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно, один дым, вот и назвали то село Дымково. У детей не было тогда таких игрушек как у вас. И взрослые на берегу реки набрали глины и вылепили разные глиняные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом и расписали красками. Посмотрите, ребята, вот такие игрушки лепили из глины. Тут и барышни в широких юбках, и разнообразные животные, и всадники на лошадях. (демонстрационные картинки) А вот здесь мы видим уже почти готовые игрушки.( демонстрация) Мастерица их обелила и поставила на просушку. А когда игрушки высохнут их разукрасят дымковской росписью. Посмотрите, как тщательно мастерица прорисовывает детали игрушки. Обратите внимание какими кругами, полосами и точками разукрашена дымковская барышня.( демонстрация) | В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, слушают. Принимают решение «Детская цель». | Актуализировать счет до 6, представления о правой и левой стороне, развивать память, речь. | ||||
Этапные задачи: 1)Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность. 2)постановка детской – найти дымковские узоры | |||||||
2. Актуализация знаний | А вот здесь уже готовые игрушки, посмотрите какие яркие. Давайте перечислим, кого же мы тут увидели. (Дети перечисляют) А вот и наши дымковские барыни. Правда красивые? Скажите мне, пожалуйста, как украшена первая барыня (Дети описывают). А вторая? (Дети описывают). А третья? (Дети описывают) (Воспитатель дополняет рассказы детей). | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы. | Планирование сотрудничества с воспитателем и сверстникам, наличие устойчивых познавательных интересов. | Дети проявляют инициативу, умеют выражать свои мысли. | |||
Этапные задачи: | |||||||
3. Затруднение в ситуации | Посмотрите, как украшены фартучки у дымковских барынь, давайте вместе назовем элементы которыми украшены эти фартуки (круги, черточки, точки, волнистые линии) (Воспитатель называет эти элементы вместе с детьми). | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы. | Создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о порядковом счете. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины. | ||||
Этапные задачи: развивать художественное видение предмета, развивать речь, воображение, логическое мышление. | |||||||
4. Открытие нового знания или способа действий | Воспитатель: Ребята, какие узоры и цвета использовали мастера для игрушки?( круги, линии, точки, кольца) Дидактическая игра: «Найди такой же». Дидактическая задача. Попробуйте найти похожие узоры на столе. ( на столах представлены разные узоры, дети выбирают дымковские узоры). Воспитатель: Посмотрите сколько выбеленых заготовок, мастерица не успевает их все расписать. Кто сможет ей помочь? А вы хотели бы стать мастерами и расписать свою игрушку? Воспитатель: Тогда нам пора отправиться в мастерскую и стать мастерами. Давайте поедем на лошадках. Конь меня в дорогу ждет, Руки за спиной «в замок» Бьет копытом у ворот. Поочередное поднимание ног, На ветру играет гривой, Покачивание головой, Пышной, сказочно красивой. Быстро на коня вскачу,не поеду – полечу Подскоки на месте Там, за дальнею рекой, Помашу тебе рукой! Остановится помахать руками | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, отвечают на вопросы. | Сформировать опыт открытия и эмоционального переживания радости открытия. | Дети проявляют инициативу, умеют выражать свои мысли. | |||
Этапные задачи: создать мотивационную ситуацию для детского творчества | |||||||
5. Введение новых знаний в систему знаний | Воспитатель: Вот мы и приехали, посмотрите, в нашей мастерской находятся разные шаблоны дымковской игрушки. Вы теперь мастера, и надо превратить шаблоны в красивые дымковские игрушки. Но сначала я вам покажу, как нужно наносить элементы росписи – кисть держим тремя пальцами ; прямая и волнистая линия наносится одним концом кисти (хвостиком); кольцо и круг рисуем концом кисти или ватной палочкой, но круг потом закрашиваем по форме Воспитатель: Дети, давайте вы, сейчас закройте глаза, представьте, каким узором вы будете расписывать свою дымковскую игрушку, цвет узора, как расположите, с чего начнете рисовать. Открываем глаза: И прежде, чем начать нам рисовать Предлагаю пальчики размять. Потрем ладошки Друг о друга мы немножко. Кулачки сжали – разжали, Кулачки сжали – разжали. Вот и пальчики размяли. А сейчас, друзья, я хочу вам предложить выбрать шаблон дымковской игрушки и приступить к работе. Самостоятельная работа детей под спокойную народную музыку (помощь затрудняющимся детям, индивидуальная работа). | Выполнение задания по словесному заданию педагога | Поиск, открытие новых знаний для себя. | ||||
Этапные задачи: организовать активный отдых | |||||||
6.Смена деятельности. | Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя. | Рефлексия деятельности на занятии, создание ситуации успеха. | |||||
Этапные задачи: организовать активный отдых детей, развивать внимание, сформировать опыт взаимоконтроля. | |||||||
#1054;смысление (итог) | Воспитатель: Какие вы молодцы – красиво расписали свои игрушки. Вы настоящие народные мастера. Как называется народная роспись с которой вы сегодня познакомились? Откуда произошло ее название? | Дети под музыку двигаются по группе.При остановке должны выстроиться в том же порядке,что и квадраты на карточке. | Восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИЗО Дымковская роспись средняя руппа
конспект НОД продуктивная деятельность Рисование по теме "дымковская игрушка" в средней группе...
Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись) Тема недели : «В гостях у дымковской барышни» Декоративное рисование «Узор на платье» (дымковская роспись)
В начале января в нашем детском саду по планированию прошла неделя под названием "В гостях у дымковской барышни".К этой тематической неделе были изготовлены дидактические игры,разработаны конспекты НО...
Дымковская роспись
Сказки, легенды, художественное слово, беседа с детьми....
План конспект по рисованию на тему "Дымковская роспись"
История о дымковской росписи, игрушки....
Тема: «Дымковская роспись»
Задачи:Закреплять навыки рисования элементов дымковской росписи: кружок, точка, полоски, сетка, кольцо;Закреплять навык самостоятельно составлять узор знакомых элементов, располагать его возле оборки ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: "Дымковская роспись"
Дети самостоятельно расписывают игрушки....
Презентация "дымковская роспись"
Презентация на тему "Дымковская роспись"...