Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема: "Дымковская роспись"
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе.
Тема: «Дымковская роспись»
Цель: Продолжать знакомить детей с народными помыслами: дымковском, гжельском, городецком, жостовском, хохломском.
Задачи:
Образовательные:
- Учить самостоятельно выбирать колорит росписи в зависимости от основного тона.
- Совершенствовать навыки росписи, используя характерные для каждого промысла элементы и цветовую гамму.
- Закреплять технические навыки пользования кистью и краской.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
- Воспитывать в детях любовь к народным традициям, показывая народное изобразительное искусство нераздельно от народной музыки и устного народного творчества.
Коррекционно – развивающие:
- Развивать у детей умение составлять композицию, гармончно размещать детали на заданной площади.
- Развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
- развивать слуховое внимание, мышление.
Предварительная работа
- Рассматривание изделий народных промыслов.
- Беседа о народных промыслах с использованием стихов, вопросов, рассказов, иллюстраций.
- Рассматривание и выделение разнообразия композиций по строению, колориту, элементам росписи.
- Отработка элементов росписи, украшений плоскостных фигур по каждому виду росписи, книжки – раскраски.
Оборудование
- Изделия Хохломы, Гжели, Городца, Дымково, матрешки, картины, иллюстрации.
-Бумага тонированная разных форм.
-Скульптура малых форм – барышни, кони, посуда, покрытая белилами, сделанная руками детей.
-Гуашь, кисти, клеенки, тряпочки, подставки для кистей, банки с водой, палитра.
Ход:
В группе стоят столы с изделиями мастеров, альбомы с росписями, иллюстрации:
1 стол- дымковские
2 стол – хохломские
3 стол – городецкие
4 стол – гжельские
Воспитатель: что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Воспитатель: Ребята, походите по группе, поглядите, какие у нас здесь игрушки да посуда собраны. Они не простые. Их сделали русские мастера – умельцы из Дымково, Городца, Хохломы, Гжели.
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли,
Чтоб поведать нам секреты древней, чудной красоты.
Чтоб ввести нас в мир России, мир преданией и добра.
Чтоб сказать, что есть в России чудо – люди мастера!
Ребенок: А вот какие это мастера, вы сами догадайтесь, отгадайте загадку:
Игрушки эти не простые, а волшебно – расписные:
Белоснежны, как березки, кружочки, клеточки, полоски –
Простой, казалось бы, узор, но отвести не в силах взор.
Дети: Это дымковские инрушки.
Воспитатель: правильно, давайтеподойдем поближе и рассмотрим их. Какие краски используют мастера?
Дети: мастера используют красную, синюю, зеленую, черную, голубую, желтую, оранжевую краску.
Воспитатель: краски эти яркие, праздничные. А какие элементы дымковской росписи вы знаете?
Дети: Мы знаем клеточки, полоски, линии, кружочки, точки, волнистые линии.
Воспитатель показывает на водоноску: посмотрите, какая красивая барышня. Знаете, как она называется?
Дети Эта игрушка – водоноска.
Воспитатель:
За студеною водицей водоноска – молодица
Как лебедушка плывет, ведра красные несет…
Сейчас мы отправимся в Подмосковье.
Ребенок:
Есть в России такое местечко,
Где белая рощица, синяя речка.
В негромкой российской природе
Слышится эхо негромких мелодий.
Светлеет вода родниковая,
И дыхание ветра свежей,
Расцветает Гжель васильковая,
Незабудковая Гжель.
Воспитатель: ребята, почему в стихотворении Гжель называют васильковой и незабудковой?
Дети: Гжель так называют, потому что мастера используют в росписи синие и голубые цвета.
Воспитатель: где расположен узор?
Дети: узор расположен в центре изделия.
Воспитатель: с чего начинали расписывать узор.
Дети: узор начинали расписывать с крупных деталей: лепестков, сердцевинки, стебля, листьев, бутона.
Воспитатель: что раскрашивали потом?
Дети: потом раскрашивали край, дно, затем ручку. Их часто закрашивали сплошь синей краской.
Воспитатель: молодцы! Напомню вам только, что мастера Гжели применяли разный нажим на кисть, чтобы получить разные оттенки синего цвета: чтобы получить темный оттенок, надо нажимать на кисть сильнее, а светлый – слабее.
Ребенок:
Как волшебница Жар – птица не выходит из ума
Чародейка – мастерица золотая Хохлома.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь,
Отголоски лета в зелени травы.
Рощи, перелески, шелковые всплески
Солнечно – медовой листвы.
Воспитатель: Вот она какая – Хохлома. В такой посуде любая еда покажется веселой, праздничной, сказочно вкусной.
Воспитатель: Какие элементы хохломской росписи вы знаете?
Дети: мы знаем – это разные ягоды: смородина, малина, клубника, гроздья рябины, травка, завитки, листья, цветы.
Воспитатель: Ребята, остался еще один уголок в горнице, где мы еще не были. Здесь представлены изделия из одного старинного русского города. Живет там веселый народ. Разрисовывают мастера ворота, ставни, мебель, посуду яркими цветами и сказочными птицами. Что это за город?
Ребенок:
Есть на Волге город древний, по названью – Городец.
Славится на всю Россию своей росписью, творец.
Распускаются букеты, ярко красками горя.
Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.
Воспитатель: посмотрите на городецкие изделия, вспомните, какими красками пользуются городецкие мастера?
Дети: мастера используют красные, желтые, синие, голубые, розовые, черные цвета.
Воспитатель: сейчас вы превратитесь в мастеров – кто в дымковских, кто в гжельских, кто в хохломских. Для каждого мастера приготовлено рабочее место совсем необходимым. Подумайте, кто что будет делать, проходите и садитесь.
В конце занятия дети раскладывают рисунки на столы и дети выбирают, чьё бы «изделие» они бы купили и почему, то есть дают оценку работам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе с использованием ИКТ. Образовательная область «Художественное творчество». Тема:"Дымковская барышня". Роспись дымковской барышни.
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе....
План-конспект непосредственно образовательной деятельности ,тема "Дымковские игрушки"
План-конспект непосредственно образовательной деятельности ,тема "Дымковские игрушки"...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по ИЗО " Роспись силуэтов матрешки"
Данный материал поможет развить творческую фантазию детей, их самостоятельность в придумывании рисунка сарафана для матрешки. Учить рисовать различные геометрические орнаменты.Воспитывать детей на рус...
Конспект Непосредственно – образовательной деятельности Тема: «Дымковская лошадка»
Задачи:Продолжать знакомить с дымковской игрушкой, особенностями узора.Продолжать учить различать элементы дымковской росписи, создавать узоры на бумаге, закреплять знания о цвете, умение пользоваться...
Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Роспись фигурок из гипса» (подготовительная к школе группа)
Гипс известен еще с древности, но до сих пор не потерял своей актуальности. Многие современные материалы не могут составить ему конкуренцию. Он используется в строительной, нефтяной, керамической пром...
Конспект открытой образовательной деятельности Тема: «Дымковская игрушка. Роспись лошадки.» с детьми младшей группы Подготовила: воспитатель Иванова Н.И.
Познакомить детей с народными промыслами на примере дымковской игрушки, познакомить детей с характерными особенностями дымковской росписи, закрепить умение детей создавать про...