Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебные салфетки»
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности | 36.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности
«Волшебные салфетки»
Возрастной диапазон: 5 – 6лет
Срок реализации: 1 год
Автор – составитель:
Воспитатель Савина Анна Михайловна
Содержание
- Пояснительная записка
- Содержание образовательной деятельности
- Учебно-тематический план
- Тематический план
- Информационно-методическое обеспечение
- Приложение
Пояснительная записка
Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.
Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозгом, речевым центром. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.
Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. А салфетка, как один из видов бумаги, остается инструментом творчества, который доступен каждому.
Программа кружка построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из салфеток с использованием самых разнообразных техник:
- салфеткокручение
- бумажный комочек
- торцевание
- декупаж.
Задачи кружка:
Обучающие
• Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
• Обучать различным приемам работы с салфетками.
• Формировать умения следовать устным инструкциям.
• Обогащать словарь ребенка специальными терминами.
• Создавать композиции с изделиями, выполненными в различных техниках работы с салфетками.
Развивающие:
• Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
• Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
• Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
• Развивать пространственное воображение.
Воспитательные:
• Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.
• Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Срок реализации программы: 1 год
Условия реализации программы
Программа реализуется в рамках оказания дополнительных образовательных услуг. Для обучения детей нетрадиционной технике аппликации салфетками созданы необходимые условия: занятия проводятся в групповой комнате.
Для занятий в кружке необходимо иметь:
-салфетки однотонные;
-салфетки с рисунками;
- цветную бумагу,
- картон белый и цветной,
- клей (наилучшим является клей ПВА),
-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом,
-пластмассовый набор чайной посуды;
-бутылки для декорирования;
-ножницы,
- карандаши простые,
-линейка,
-кисточки для клея,
- клеенка.
Режим занятий.
- Возраст воспитанников: 5-6 лет
- Количество: 1 раз в неделю (пятница), вторая половина дня
- Продолжительность: 25-30 минут
- Форма организации детей: занятие
Содержание образовательной деятельности
Содержание образовательной деятельности предполагает развитие творческих способностей детей по принципу от простого к сложному, и разделена поэтапному освоению детьми работы с бумажными салфетками;
1 – «Волшебные комочки» (приём скатывания комочков из целой салфетки).
2 – «Волшебные комочки» (приём скатывания комочков меньшего размера, из небольших кусочков салфетки, создание объёмной аппликации).
3 – «Жгутики» (приём скручивания бумажных полосок)
4 – «Торцевание»
5 – «Создание разных видов цветов» (изготовление полусфер из бумажных салфеток, объёмная поделка)
6 – «Гофротрубочки из салфеток»
7 – «Вышивание салфетками» (торцевание на пенопласте)
Обучение нетрадиционной технике аппликации проводится с детьми 5-6 лет 1 раз в неделю во второй половине дня по 25-30 минут в соответствии с тематическим планом.
При организации занятий необходимо соблюдение следующих условий:
- Занятие должно проходить в доброжелательной, творческой атмосфере. Ребенку необходимо создать пространство для его самовыражения, не устанавливая жестких рамок и правил.
- Структуру занятия необходимо адаптировать под интересы самого ребенка.
- Образовательный процесс следует выстраивать с использованием игр и игровых упражнений, направленных на развитие творческих способностей, активности и самостоятельности в изобразительной деятельность.
- Необходимо: Поддерживать ребенка в поиске своих ответов на вопросы, а не предлагать стандартные решения; Ценить его инициативу и мнение, но не молчаливое согласие с вами; Ценить природную мудрость ребенка и его уникальность, но не учить его «быть таким, как все»
Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка.
В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои работы и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую направленность.
Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.
В подготовительной части проводятся упражнения для развития мелкой моторики, наблюдательности, подготовки руки к творчеству, психогимнастика на развитие эмоциональной сферы, внимания, памяти и воображения.
Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме.
Основная часть – непосредственно работа с материалом по теме. Обязательным является проведение физкультминутки (через 10-15 мин. В зависимости от физического состояния воспитанников).
Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и работ товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом.
Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:
«Музыкальное воспитание». Использование поделок в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
«Развитие речи». Использование на занятиях художественного слова.
«Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим (люди, природа, мир), а также знакомства со строением предметов, объектов.
«Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, имеющими связь с темой занятия, учатся рисовать разными материалами, сочетать цвета по тону и оттенкам.
Учебно-тематический план
№ | Тема занятия | Количество занятий | ||
1. | Волшебная салфетка | 1 | ||
2. | Бумажный комочек | 1 | ||
3. | Гусеница (комочки) | 1 | ||
4. | Корзина с фруктами (комочки) | 1 | ||
5. | Веточка мимозы (комочки) | 1 | ||
6. | Грибок (комочки) | 1 | ||
7. | Дождик и тучка (комочки) | 1 | ||
8. | Веточка рябины (комочки) | 1 | ||
9. | Улитка (скручивание в жгут) | 1 | ||
10. | Морозные узоры (скручивание в жгут) | 1 | ||
11. | Зимнее дерево (скручивание в жгут) | 1 | ||
12. | Новогодняя елочка (жгут и комочки) | 1 | ||
13. | Снегири, синички (жгут и комочки) | 1 | ||
14. | Рыбки в аквариуме (жгут и комочки) | 1 | ||
15. | Снежинка (торцевание) | 1 | ||
16. | Ежик (торцевание) | 1 | ||
17. | Валентинки (торцевание) | 1 | ||
18. | Кактус (торцевание) | 1 | ||
19. | Открытка «Кораблик» | 1 | ||
20. | Декорирование тарелки (декупаж) | 1 | ||
21. | Украшение стаканчика (декупаж) | 1 | ||
22. | Декорирование вазы (декупаж) | 1 | ||
23. | Пасхальный кулич | 1 | ||
24. | Светофор (объемная аппликация) | 1 | ||
25. | Ракета | 1 | ||
26. | Одуванчик (объемная аппликация) | 1 | ||
27. | Лиса (объемная аппликация) | 2 | ||
28. | Салют | 1 | ||
29. | Бабочка | 1 |
Перспективный план
Октябрь
№ п\п | Тема занятия | Программное содержание |
1. | Волшебная салфетка | Познакомить детей со свойствами бумажной салфетки (красивая, лёгкая, тонкая, сминается, легко рвётся и т.д) Рассмотреть цвет разных салфеток, ее применения для конкретной поделки. Научить правильно, сминать целую салфетку в шарик. |
2. | Бумажный комочек | Закрепить знания детей о свойствах бумажной салфетки (красивая, легкая, тонкая, сминается, легко рвется). |
3. | Гусеница (комочки) | Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. Воспитать бережное отношение к насекомым. |
4. | Корзина с фруктами (комочки) | Познакомить детей со способом скручивания шариков из цветных салфеток. Наклеивать комочки бумаги на плоскостную форму в виде груши и яблока. |
Ноябрь
№ | Тема занятия | Программные задачи |
1. | Веточка мимозы | Наклеивание кусочков и комочков бумажных салфеток на плоскостное изображение. Развивать умение наклеивать комочки плотно друг к другу. |
2. | Грибочек | Развивать мелкую моторику рук, научить скатывать комочки из готовых полосок салфеток, воспитывать эстетический вкус. |
3. | Дождик и тучка | Формирование у детей умений конструировать из бумажных салфеток, используя технику скатывания шариков и раскатывания жгутиков |
4. | Веточка рябины | Продолжать учить скатывать маленькие кусочки бумаги в плотный комочек и составлять из них гроздь рябины. Воспитывать желание делать аппликацию и доводить начатое дело до конца. Укреплять кисти рук, развивать мелкую моторику. |
Декабрь
№ | Тема занятия | Программные задачи |
1. | Улитка | Создание объемной фигурки «улитки» из мягких салфеток методом спирального скручивания. |
2. | Морозные узоры | Способствовать формированию у детей интереса к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способности замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Закрепить умение скатывать салфетки в жгутики. |
3. | Зимнее дерево | Познакомить с приёмом скатывания полоски салфетки в жгутики. Учить, из жгутиков создавать образ дерева. Дополнить работу белыми комочками «снег на ветках». Воспитывать самостоятельность. |
4. | Новогодняя елочка | Совершенствовать умение в скручивании жгутиков из салфеток, аккуратность в работе с клеем. Развивать мелкую моторику рук. Создавать образ ёлочки с новогодними игрушками (цветные комочки), развивать способность, к созданию композиции |
Январь
№ | Тема занятия | Программные задачи |
1. | Снегири | Закреплять прием маленьких комочков, создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. Развивать воображение в конструировании частей, подбирать цветовые оттенки, чередовать комочки разного цвета. Поощрять проявления творчества. |
2. | Рыбки в аквариуме | Научить детей проявлять творчество, аккуратность, в процессе моделирования рыбок, используя приём скатывания небольших комочков и жгутиков (водоросли). Прививать аккуратность. |
3. | Снежинки | Развивать творческое воображение и эстетический вкус, формировать навыки работы с бумагой. |
Февраль
№ | Тема занятия | Программные задачи |
1. | Ежик | Развитие творческих способностей детей при использовании нетрадиционной техники – торцевание. Создать условия для поддержание интереса к изобразительной деятельности, к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворения потребности детей в самовыражении. |
2. | Валентинки | Учить декорировать готовую рамочку в форме сердечка для подарка своим близким. Учить детей новому приёму торцевание, аппликативной мозаике, из небольших кусочков бумажных салфеток на картонной основе. |
3. | Кактус | Обучить детей приемам и способам изготовления кактуса методом торцевания. Совершенствовать навыки работы с салфетками. Воспитывать творческие способности детей. |
4. | Открытка для пап | Закрепить навыки работы с цветными салфетками, ножницами, клеем. Воспитывать усидчивость, трудолюбие, аккуратность. |
Март
№ | Тема занятия | Программные задачи |
1. | Декорирование тарелки | Познакомить детей с техникой по оформлению – декупаж. Формировать творческие способности детей, зрительно-двигательную координацию, чувство меры. |
2. | Украшение стаканчика | Закреплять навыки обрыванию бумаги (салфетки), умение создавать композицию, сочетая элементы по цвету и рисунку, правильно наклеивать элементы, намазывая клей кистью поверх элементов. |
3. | Декорирование вазы | Закрепить знания техники декупаж. |
4. | Пасхальный кулич | Создавать выразительные образы средствами бумажной пластики. Развивать воображение в конструировании частей, подбирать цветовые оттенки, чередовать комочки разного цвета. Поощрять проявления творчества. |
Апрель
№ | Тема занятия | Программные задачи |
1. | Светофор | Закреплять у детей знания о ПДД через изготовление поделки. Развивать мелкую моторику. |
2. | Ракета | Учить мастерить объемную поделку. Закрепить знания о космосе. Развивать мелкую моторику. |
3. | Одуванчики | Учить мастерить объемные цветы: складывать салфетки вчетверо, соединять стиплером, обрезать углы, распушить круг, Развивать умение создавать композицию по собственному замыслу. Получать чувство эстетического наслаждения от полученного результата. |
4. | Лиса | Заинтересовать детей самостоятельным выполнением игрушки. Побуждать ориентироваться в готовой выкройке, умело пользоваться ножницами |
Май
№ | Тема занятия | Программные задачи |
1. | Лиса | Развивать мелкую моторику рук. Упражнять детей в образовании существительных, обозначающих детенышей животных. Воспитывать усидчивость. |
2. | Салют | Развивать творческое воображение и эстетический вкус, формировать навыки работы с бумагой |
3. | Бабочка | Продолжать учить отрывать от листа бумаги кусочки и полоски, сминать бумагу в комочки, наклеивать на приготовленную картинку, плотно прижимать их друг к другу, дополнять образ недостающими деталями. |
4. | Разноцветный зонтик | Закрепить знания о свойствах салфеток, разновидности техник работы с салфетками. Развивать моторику рук. |
Используемая литература:
«Волшебные комочки»: Пособие для занятий с детьми. А. В. Белошистая, О. Г. Жукова.
«Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа. И. А. Лыкова. Москва 2010г.
«Волшебные салфетки» Невилько. Н- Обруч. 2003г.
«Я делаю аппликации», Карапуз, 2008г И. А. Лыкова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Волшебная кисточка"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребен...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности по развитию творческих способностей у детей 3-4 лет «Волшебная бумага»
laquo;Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше м...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Волшебные пальчики"
Рисование – очень интересный и полезный вид деятельности, в ходе которого, разнообразными способами с использованием разных материалов, создаются живописные и графические изображения. Дети ...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности для детей 5-7 лет «Волшебный клубочек» 2022-2023, д. Мисайлово
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Волшебный клубочек". Рассчитана на 1 год, 48 часов, 2 раза в неделю. ...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебная радуга»
Данная программа обращена к нетрадиционным художественным техникам, чтобы повысить интерес детей к художественному творчеству....
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Волшебный мир бумаги»
Оригами – очень древнее искусство, но и сегодня оно молодо и необычайно популярно во всем мире. Оригами впитало в себя эстетику и философию древнег...