ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ "Волшебная кисточка"
рабочая программа по аппликации, лепке
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимыми для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). Организованные занятия творческой мастерской проводятся под девизом: Я чувствую, Я представляю, Я воображаю, Я творю.
Главный смысловой стержень программы – введение дошкольника в разнообразный мир изобразительного искусства, подготовка к изобразительной деятельности и применение полученных знаний в практической жизни.
Особенности авторской программы «Волшебная кисточка»:
- учитываются возрастные особенности воспитанников 4-7-летнего возраста;
- преобладающая форма занятий - игровая, с применением литературно- художественного материала (сказки, стихотворения); используется доступная терминология для детей старшего дошкольного возраста;
- возможность присутствия на занятиях родителей воспитанников, для помощи в выполнении задания;
- индивидуальный подход к каждому воспитаннику: учитываются способности, характер, склонности ребенка;
- занятия строятся по схеме: воспитанник повторяет за педагогом все этапы выполнения художественной работы, педагог корректирует работу;
- при составлении учебного плана учитывались возрастные особенности детей 4-7 лет (любовь к смене впечатлений, простота и яркость исполнения, выполнение работ несущий практический характер, изготовление игрушек). Чередование занятий по рисунку с занятиями по работе с бумагой.
Актуальность программы «Волшебная кисточка» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно- творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно- нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_kistochka._publikatsiya.docx | 48.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №3 «Эрудит»
Принята на заседании УТВЕРЖДАЮ:
Педагогического совета №1 Заведующий
«31» августа 2010г МБДОУ №3 «Эрудит»
Протокол №1 __________Т. А. Петрухина
«___»____________20__г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
"Волшебная кисточка"
Возраст обучающихся 4-7 лет
Срок реализации программы 1 год
Количество часов в год 32 часа
Автор – составитель программы:
Куклина Виктория Александровна
Педагог дополнительного образования
Сургут 2019
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы……3
1.Основные характеристики дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы
1.1. Пояснительная записка………………………………………………………………………4
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность……………………………….4-5
1.1.1 Цели и задачи реализации Программы……………………………………………………5
1.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы…………………………………………6
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста………………….6
2. Содержание программы
2.1.Информационная справка об особенностях реализации учебно – тематического плана в 2019 – 2020 учебном году…………………………………………………………………………6
2.2.Ожидаемые результаты на текущий учебный год…………………………………………..6
2.3.Учебно-тематический план для детей 4 -7 лет…………………………………………......6-7
2.4.Календарно-тематический план для детей 4 -7 лет………………… ……………………. 7-8
2.5.Годовой календарный учебный (план) график по дополнительному образованию………8
2.6.Оценка эффективности освоения программы…………………. …………………………... 9
3. Список литературы…………………………………………………………………………9-10
ПАСПОРТ
программы дополнительного образования
«Волшебная кисточка»
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детского сада № 3 «Эрудит»
Название программы | «Волшебная кисточка» |
Направленность программы | художественно-эстетического направления |
Ф.И.О. педагога, реализующего дополнительную общеразвивающую программу | Куклина Виктория Александровна |
Год разработки | 2019 |
Где, когда и кем утверждена дополнительная общеразвивающая программа | Принята на педагогическом совете №1 30.08.2019 утверждена |
Уровень программы | стартовый |
Информация о наличии рецензии | отсутствует |
Цель | Цель: развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира, создание условий для развития потенциальных творческих способностей детей, путем приобщения их к творческому процессу. |
Задачи | Задачи: Образовательные: расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования; знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними; формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ. Развивающие: развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность; развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового. Воспитательные: воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом; формировать эстетическое отношение к окружающей действительности |
Возраст детей, подлежащих обучению по ДОП | 4-7 лет |
Сроки реализации программы | 2019г. Учебный период: октябрь - май |
Количество часов в неделю/год | 1 час/32 часа |
Возраст обучающихся | 4- 7 лет |
Форма образовательной деятельности по ДОП | групповая |
Ожидаемые результаты |
|
Краткое содержание программы |
|
Методическое обеспечение | Репродукции картин известных художников, наглядный материал, дидактические игры, слайдовые презентации |
Условия реализации программы (оборудование, инвентарь, помещение, ИКТ и др.) | Кабинет дополнительного образования. Имеется разнообразный изобразительный материал, магнитная доска, интерактивное оборудование, демонстрационный материал, столы, стулья. |
Пояснительная записка
о реализации учебно- тематического плана
на 2019- 2020 учебный год
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.
Изобразительное творчество – специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения. Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности. Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая. Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов.
Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Новизна и оригинальность программы заключается в целенаправленной деятельности по обучению основным навыкам художественно-творческой деятельности, необходимыми для дальнейшего развития детского творчества, становлению таких мыслительных операций как анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, которые делают возможными усложнения всех видов деятельности (игровой, художественной, познавательной, учебной). Организованные занятия творческой мастерской проводятся под девизом: Я чувствую, Я представляю, Я воображаю, Я творю.
Главный смысловой стержень программы – введение дошкольника в разнообразный мир изобразительного искусства, подготовка к изобразительной деятельности и применение полученных знаний в практической жизни.
Особенности авторской программы «Волшебная кисточка»:
- учитываются возрастные особенности воспитанников 4-7-летнего возраста;
- преобладающая форма занятий - игровая, с применением литературно- художественного материала (сказки, стихотворения); используется доступная терминология для детей старшего дошкольного возраста;
- возможность присутствия на занятиях родителей воспитанников, для помощи в выполнении задания;
- индивидуальный подход к каждому воспитаннику: учитываются способности, характер, склонности ребенка;
- занятия строятся по схеме: воспитанник повторяет за педагогом все этапы выполнения художественной работы, педагог корректирует работу;
- при составлении учебного плана учитывались возрастные особенности детей 4-7 лет (любовь к смене впечатлений, простота и яркость исполнения, выполнение работ несущий практический характер, изготовление игрушек). Чередование занятий по рисунку с занятиями по работе с бумагой.
Актуальность программы «Волшебная кисточка» заключается в том, что в процессе ее реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям.
Дети дошкольного возраста еще и не подозревают, на что они способны. Вот почему необходимо максимально использовать их тягу к открытиям для развития творческих способностей в изобразительной деятельности, эмоциональность, непосредственность, умение удивляться всему новому и неожиданному.
Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.
Концептуальной основой данной программы является развитие художественно- творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно- нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.
1.1.1. Цели и задачи реализации Программы
Рабочая программа имеет цель: развитие художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира, создание условий для развития потенциальных творческих способностей детей, путем приобщения их к творческому процессу. Настоящая программа способствует решению следующих задач.
Образовательные:
- расширять представления детей о нетрадиционных способах рисования;
- знакомить детей различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приёмами работы с ними;
- формировать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
Развивающие:
- развивать художественный вкус, пространственное воображение, творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- формировать эстетическое отношение к окружающей действительности
1.1.2. Принципы и подходы к реализации Программы
В соответствии с ФГОС ДО основными принципами, положенными в основу Программы являются следующие:
1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
3) уважение личности ребенка;
4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
1.1.3. Характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса.
Адресат программы: Программа предусматривает занятия с детьми 4 – 7 лет, направлена на учет образовательных потребностей воспитанников ДОУ, включая детей с особыми возможностями здоровья.
Срок реализации программы: 1 год. Общее количество занятий: 32. Занятия проводятся 1 раз в неделю, продолжительность одного занятия составляет 30 минут. Общее количество занятий в месяц: 4.
Информационная справка об особенностях реализации учебно – тематического плана в 2019 – 2020 учебном году
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 1 |
Год обучения | 1 – й |
Возраст воспитанников | 4-7 лет |
Количество воспитанников в группе в текущем учебном году | 5 - 9 |
Количество часов в неделю | 1 |
Общее количество часов в год | 32 |
Ожидаемые результаты на текущий учебный год
В конце года дошкольник может
УМЕТЬ:
- активно и самостоятельно выражаться в изобразительной деятельности;
- находить новые способы для художественного изображения;
- передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.
Учебно-тематический план для детей 4 -7 лет
№1 | Тема | Количество занятий (время) теория. | Количество занятий (время) практических | В Всего Занятий (Время) |
1 | Изобразительная грамота. Выявление знаний, умений и навыков у воспитанников (2 раза в год). Знакомство детей с нетрадиционными техниками: рисование соленым тесто, монотипия, кляксография, с понятием «Дизайн». | 2 2 часа | 8 8 часов | 10 10 часов |
2 | Дизайн в предметном рисовании (форма, цвет, сочетание цветов и оттенков). Декорирование игрушек, изделий быта культурного и хозяйственного назначения, эскизы головных уборов, одежды. Коллективные работы. | 2 2 часа | 7 7 часов | 9 9 часов |
3 | Дизайн в сюжетное рисование Дизайн текстиля. Композиция рисунка (сюжеты народных сказок). Дизайн книжной иллюстрации, упаковки (фантики для конфет). | 2 2 часа | 6 6 часов | 8 8 часов |
4 | Творческая мастерская. (Арт. - дизайн). Дизайн открыток и сувенирных изделий. Использование не традиционных техник в изготовлении поделок. | 1 1 час | 4 4 часа | 5 5 часов |
5 | Всего | 7 занятий 7 часов | 25 занятия 25 часов | 32 занятия 32 часа |
Календарно-тематический план для детей 4 -7 лет
Условные обозначения к примерному тематическому плану занятий:
И.Г.- Изобразительная грамота
Д.П.Р- Дизайн в предметном рисовании
Д.С.Р- Дизайн в сюжетном рисовании
Т.М- Творческая мастерская, Арт-дизайн.
Месяц число | № занятия | Раздел | Тема занятия | Время | |
Октябрь | № 1 | И.Г. | «В гостях у солнышка» (цвет) | 30 мин. | |
| № 2 | И.Г. | «Рябиновые бусы» | 30 мин. | |
| № 3 | Д.П.Р | «Листопад» | 30 мин. | |
| № 4 | Т.М | «Яблоки» (печать) | 30 мин. | |
Ноябрь | № 5 | Д.С.Р | «Зонтики» | 30 мин. | |
| № 6 | Д.С.Р | «Выпал беленький снежок» | 30 мин. | |
| № 7 | Д.П.Р | «Зайчишка» (роспись) | 30 мин. | |
| № 8 | Т.М | «Теремок» | 30 мин. | |
Декабрь | № 9 | И.Г. | «Волшебные кисточки» | 30 мин. | |
| № 10 | И.Г. | «Шарфик для зайчика» | 30 мин. | |
| № 11 | Т.М | «Птичка –невеличка» (роспись) | 30 мин. | |
| № 12 | Д.С.Р | «Веселые морковки» | 30 мин. | |
Январь | № 13 | Т.М | «Сказочное дерево» | 30 мин. | |
| № 14 | И.Г. | «Веселый снеговик» | 30 мин. | |
| № 15 | Д.С.Р | «Курточка для Маши» | 30 мин. | |
| № 16 | Д.С.Р | «Елочки в лесу» | 30 мин. | |
Февраль | № 17 | Д.П.Р | «Елочка нарядная» | 30 мин. | |
| № 18 | Д.С.Р | «Украшение для елочки» | 30 мин. | |
| № 19 | Д.П.Р | «Поздравительная открытка» | 30 мин. | |
| № 20 | Д.С.Р | «Что, где, когда?» | 30 мин. | |
Март | № 21 | Д.С.Р | «Портрет папы» | 30 мин. | |
| № 22 | Т.М | «Зимние забавы» | 30 мин. | |
| № 23 | Д.П.Р | «В гостях у лисички» | 30 мин. | |
| № 24 | И.Г. | «Покормим птиц» | 30 мин. | |
Апрель | № 25 | Д.С.Р | «Платье для мамы» | 30 мин. | |
| № 26 | Д.П.Р | «Волшебные цветы» | 30 мин. | |
№ 27 | Д.П.Р | «Любимое животное» (Фломастеры) | 30 мин. | ||
| № 28 | Д.П.Р | «Я космонавт» | 30 мин. | |
Май | № 29 | Д.С.Р | «Диковинки космоса» (соленое тесто) | 30 мин. | |
| № 30 | Д.С.Р | «Весняночка» | 30 мин. | |
| № 31 | И.Г. | «Прилетели птички» | 30 мин. | |
| № 32 | И.Г. | «Здравствуй лето» | 30 мин | |
Итого |
| 32 занятия | 33 часа |
Годовой календарный учебный (план) график по дополнительному образованию
Содержание | Группа старшего дошкольного возраста (4-7 лет) |
Календарная продолжительность учебного периода, в том числе: | 1 октября 2019-31 мая 2020 |
1 полугодие | 13 недель 2 дня |
2 полугодие | 20 недель 2 дня |
Объем недельной образовательной нагрузки по дополнительным услугам | 30 мин |
Сроки проведения мониторинга реализации программы дополнительного образования | 04.10.2019-10.10.2019: 15.05.2020-25.05.2020; |
Оценка эффективности освоения программы
Методы и приёмы диагностики
Для достижения основной цели было проведено обследование детей, оно проходило в форме диагностики и строилось на основе коммуникативного подхода к развитию художественной деятельности через нетрадиционные техники.
Использовались разнообразные, в том числе, игровые приемы.
При общении с детьми использовался демократичный стиль общения, который позволял создать оптимальные условия для формирования положительного эмоционального микроклимата в группе.
Применялись мягкие формы руководства: совет, предложение, просьба, опосредованное требование.
Во время выполнения работы детьми, учитывалось их настроение, активность, умение пользоваться материалами и инструментами, умение применять полученные ранее знания и навыки работы в нетрадиционных техниках рисования.
Цель проведения диагностики:
- Выявить уровень художественного развития детей
- Выявить возможности свободного выбора ребёнком вида и характера деятельности, материалов, замысла, способов изображения
Характер диагностики: естественный педагогический.
Обследование проводится по следующим направлениям:
- Цветовое восприятие: ребёнок видит яркость и нарядность цвета и его оттенков
- Рисование предметное: ребёнок изображает предметы путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования знакомых материалов и инструментов
- Рисование сюжетное: ребёнок передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, используя знакомые нетрадиционные техники
- Рисование декоративное: ребёнок украшает силуэт игрушек с помощью знакомых нетрадиционных техник
Методика проведения:
- Оборудуется место для подгруппового занятия с детьми
- На столе размещаются различные материалы и инструменты для свободного выбора их детьми
- Предложить детям назвать всё, что они видят, рассказать, как можно пользоваться, и выбрать, что они будут использовать в работе для реализации своего замысла.
- По ходу фиксировать: выбор ребёнка, внешние проявления его реакции на ситуацию, последовательность развития замысла, сочетание видов техник, комментарии по ходу действий, игровое и речевое развитие художественного образа.
Литература:
1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1998. – 144с.
2. Белкина В.Н., Васильева Н.Н., Елкина Н.В. Дошкольник: обучение и развитие. Воспитателям и родителям. – Ярославль: «Академия развития», «Академия К˚», 1998– 256с.
3. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
4. Доронова Т.Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. Просвещение, 2006. – 192с.
5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004. – 128с.
6. Казанова Р.Г., Сайганова Т.И., Седова Е.М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004 – 128с.
7. Колдина Д.Н. «Лепка и рисование с детьми 2-3 лет», М, издательство «Мозаика-Синтез», 2007.
8. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий /Под ред. Грибовской А.А.– М: ТЦ «Сфера», 2005. – 192с.
9. Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 256с.
10. Колль М.-Э., Поттер Дж. Наука через искусство. – Мн: ООО «Попурри», 2005. – 144с.
11. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005. – 63с.
12. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005. – 63с.
13. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М: «Карапуз – Дидактика», 2006. – 108с.
14. Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. – Москва, 2001.
15. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М: Издательство «ГНОМ и Д», 2001. – 64с.
16. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.
17. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 – 96с.
18. Штейнле Н.Ф. Изобразительная деятельность. – Волгоград: ИТД «Корифей». 2006. – 128с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности "Волшебная кисточка"
Приобщение детей к изобразительному искусству, развитие творческих способностей и познавательной активности....
Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности для детей 4-5лет «Весёлая кисточка»
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребен...
Кружковая работа. Дополнительная общеразвивающая программа художественно эстетической направленности для детей 4-5лет «Весёлая кисточка»
Пояснительная запискаДошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонич...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей 4-7лет «Фантазия&r...
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»
Педагогическая диагностика по дополнительной общеразвивающей программе художественно-эстетической направленности по развитию художественных способностей у детей от 3 до 7 лет «Умелые ручки»...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «Волшебная кисточка»
Дополнительная образовательная программа «Волшебная кисточка» по обучению правополушарному рисованию имеет художественно-эстетическую направленность, по уровню усвоения – базов...