Детское художественное творчество как педагогическая ценность образовательного процесса
статья по рисованию (младшая группа)

Рисование – естественная и органичная потребность ребенка, как и игра. Дети рисуют много и охотно, часто не побуждаемые ни кем из взрослых. Творческие способности детей отмечаются в 5-7 лет.

В концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости развития у детей чувства прекрасного, формирования эстетического вкуса, желания выражать себя в художественной деятельности. Для решения задач эстетического образования и развития детей, в нашем детском саду созданы все соответствующие условия. Мы имеем свою изостудию «Волшебная кисточка», которая оснащена всем необходимым оборудованием, наглядными пособиями. В одном из холлов размещена галерея детского рисунка, где регулярно мы с детьми обновляем работами, в зависимости от тематики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kuznetsova_statya.docx22.32 КБ

Предварительный просмотр:

Кузнецова И.О. воспитатель,

Руководитель ИЗО студии

МАДОУ центр развития ребенка –

детский сад №83

Детское художественное творчество как педагогическая ценность образовательного процесса

«Дети должны жить в мире

красоты, игры, сказки, музыки,

рисунка, фантазии, творчества»

/В.А.Сухомлинский/

Почему все дети любят рисовать? Как правило, они начинают это делать раньше, чем говорить. Причем для них важен сам процесс: рука движется, оставляя след, сильнее нажал – след толще, нажал слабее – след тоньше, остановился – ничего не происходит. Все что попадает в руки ребенка, подвергается всестороннему испытанию. О чем это говорит? О том, что дети – исследователи, мыслители и открыватели. Необходимо нам, взрослым помогать детям делать новые открытия. Кто знает, может быть, мы откроем что-нибудь новое и для себя?

Детское изобразительное творчество нередко поражает взрослых своей непосредственностью, оригинальностью и буйством фантазии. Распространено мнение, что роль взрослого в развитии изобразительной деятельности дошкольников должно сводиться лишь к невмешательству в процесс самовыражения ребенка. Такое отношение к детскому творчеству ошибочно. Что может выразить ребенок, если его жизнь бедна чувствами и впечатлениями, если он не имеет необходимых материалов для творчества и не владеет элементарными умениями?

Взрослому не следует навязывать ребенку свое видение мира и свои вкусы. Необходимо стремиться к тому, чтобы обучение умениям не вытесняло непосредственности детского восприятия.

Известно немало исследований и программ, указывающих, как обучать детей рисованию, что он должен уметь рисовать к тому или иному возрасту. Следуя этим рекомендациям, взрослые подчас не учитывают одно важное обстоятельство: в погоне за «правильной» формой упускается содержание детского рисунка.

Рисование – естественная и органичная потребность ребенка, как и игра. Дети рисуют много и охотно, часто не побуждаемые ни кем из взрослых. Творческие способности детей отмечаются в 5-7 лет.

Согласно данным психолого-педагогических исследований, дошкольники и младшие школьники открыты для восприятия и присвоения правил отношений с окружающим миром /Б.Т.Лихачев/, главное из которых можно определить, как «родственное внимание к миру», «неотделение себя от внешней среды», «слитность с нею» /А.А.Мелик-Пашаев/. Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка – непосредственность заинтересованного оценивающего «я» от любой объективной ситуации, неотделимость эмоций от процессов воспитания, мышления и воображения.

Дети изображают все, что вызывает их искренний интерес, восхищение и удивление. Они выражают в рисунках свои чувства. Рисуя, как играя, не только отражают мир, но и познают его.

Изобразительное творчество – специфическая детская активность, которая направлена на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства.

Сегодня вопрос о детском художественном творчестве решается в смысле необычайной педагогической ценности. «Детское творчество научает ребенка овладевать системой своих переживаний, побеждать и преодолевать их и учит психику восхождению» /Л.С. Выготский/, значит, оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения.

В концепции дошкольного воспитания говорится о необходимости развития у детей чувства прекрасного, формирования эстетического вкуса, желания выражать себя в художественной деятельности. Для решения задач эстетического образования и развития детей, в нашем детском саду созданы все соответствующие условия. Мы имеем свою изостудию «Волшебная кисточка», которая оснащена всем необходимым оборудованием, наглядными пособиями. В одном из холлов размещена галерея детского рисунка, где регулярно мы с детьми обновляем работами, в зависимости от тематики.

В своей кружковой работе мной используется авторская программа «Цветные ладошки» И.А.Лыковой, специально созданная для занятий в изостудии. Эта программа включает в себя систему занятий изобразительным творчеством с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

На занятиях, которые проходят в игровой форме мы совершенствуем технику рисования гуашевыми и акварельными красками. Дети учатся смешивать разные краски для получения задуманных цветов и оттенков, учатся рисовать пастелью и восковыми мелками, знакомятся с нетрадиционными художественными техниками. Так, дети учились создавать «песчаные» картины с помощью бумаги и клея, познакомились с техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений (монотипии, отпечатки), рисованием «по мокрому» с получением отпечатков. С помощью обрывания бумаги и карандаша (простого, черного или темно-синего) дети учатся изображать хмурое, пасмурное небо, рисование ягод пальчиком, совершенствуем технику рисования кончиком кисти (например, «Узоры на окне»). Создаю условия для экспериментирования с отпечатками ладошек. Для изображения меха – используем штриховку, рисование снега на веточках модно использовать разные способы: ватные палочки; клей и манная крупа; клей и соль. Чтобы нарисовать лес, демонстрирую, как с помощью листьев любого дерева (или нескольких) сделать оттиск, а затем «оживить» работу, используя гуашь или акварель. Крону деревьев или траву можно нарисовать с помощью мятой бумаги.

В декоративном рисовании дети учатся составлять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, для этого использую бумагу разной формы. Для развития фантазии раздуваем кляксы на бумаге, которые превращаем в образы окружающей среды, добавляя некоторые элементы (мазки, штрихи).

Таким образом, владея нетрадиционной художественной техникой, дети, обогащенные художественными впечатлениями, знаниями, умениями, навыками способны к созданию нового, оригинального по своей природе рисунка, конструкции. При проведении рисования по замыслу, воспитанники проявляют свои творческие способности, используя приобретенные умения и навыки, учатся самостоятельно мыслить, включая свое воображение, представление, восприятие, память, мышление.

Уроки изостудии не проходят даром. Мои воспитанники принимают участие на выставках нашего города. Выпускники детского сада продолжают посещать уроки рисования уже в художественных школах, в изостудиях и кружках творчества для школьников.

Все сказанное ранее говорит нам о ценности детского художественного творчества в образовательном процессе и в формировании целостной, гармоничной личности.

В завершении предлагаю вашему вниманию одну из своих авторских разработок: занятие для детей 4-5 лет «Веселые ложки». Ценность этого занятия в повышение эмоциональной отзывчивости, что эффективно влияет на развитие творческих, художественных способностей детей, гибкости изобразительного мышления.

Конспект комплексного занятия по изобразительному искусству с детьми 4-5 лет «Веселые ложки».

Цель: продолжение знакомства с хохломской росписью.

Задачи: учить составлять узор на круге по мотивам хохломской росписи, правильно подбирать краски; прививать навык рисования кончиком кисти, примакивая ее; воспитывать любовь к народному творчеству, интерес к изобразительному искусству, деятельности.

Ход занятия:

Ведущий: Ребята, помните, мы с вами ходили в «русскую избу» к дедушке и бабушке? А теперь бабушка пришла к нам в гости и с собой принесла необычную шкатулку, в которой лежит добро. Что в ней лежит, отгадайте: без этого предмета невозможно покушать суп, вкусную кашу. Что это за предмет?

Дети: ложка.

Ведущий: Сегодня мы поговорит о ложках. Вспомните как называются сказки, в которых встречаются ложки?

1. «Это ложка простая – Котова,

Это ложка простая – Петина,

А эта непростая, точеная, ручка золоченая…»

2. «На столе стояли три похлебки,

Возле них лежали три ложки:

Большая, средняя, а третья – маленькая…»

Ответы детей.

Ведущий: давайте рассмотрим ложки. Чем они отличаются? (деревянные, металлические (чайная и столовая)).

Ребенок: Звонкие, резные ложки расписные.

От зари и до зари веселятся ложкари.

Ведущий: Предлагаю взять по две ложки и повторить ритм, который нам задаст музыка (дети под музыку играют на ложках). Оказывается, ложки могут быть и музыкальными инструментами. А эти ложки расписаны в виде сказочных героев (демонстрация ложек). Как можно использовать такие ложки? (ответы детей). Правильно, ими можно играть в театр.

«Давайте заглянем в нашу избушку (макет). Представьте, что там живет большая семья – это дедушка, бабушка, папа, мама и дети. Спокон веков на Руси существовали определенные традиции, правила поведения за столом. На стол накрывала мать или бабушка. Предлагаю накрыть стол из имеющейся посуды. «Сядем рядком, поговорим ладком». (Дети рассаживаются на лавке). Самым главным в семье был самый старший мужчина – многое повидал, многое знает. Как он скажет, так и будет. За столом во время еды все его слушались.

А ели так: на стол ставили большой чугун или миску со щами или кашей. Тарелок не было. Каждому давали ложку и кусок хлеба. Ложку клали выемкой кверху, что означало приглашение к еде. Ложка мужчин отличалась размером и формой. Первым в чугун опускал ложку старший мужчина (дед). Попробует, потом остальным скажет, что можно есть. После еды, перед тем, как выйти из-за стола, ложку следовало перевернуть и положить на стол, показывая, что наелись и сказать «спасибо»».

У кого там хмурый вид? Снова музыка звучит!

Собирайся детвора, ждет вас русская игра!

Сейчас предлагаю вам взять по одной ложке и поиграть в русскую народную игру «Калечина-малечина. Сколько часов осталось до вечера?». (Дети на ладошке, считая, пытаются удержать ложку. Игра проводится 2 раза. Затем предложить детям пройти в мастерскую, занять места за столами).

Ребенок: Мы гордимся стариною,

Стала нам она родною!

Вечно радует кого-то

Наших прадедов работа!

Ведущий: Ребята, перед вами знакомые изделия. Скажите, какой росписью они расписаны? (хохломской). Из каких элементов, частей состоит узор? (веточки, ягодки, листики, завитки, травка). Какой цвет будем использовать в работе? (педагогический рисунок простейшего узора на силуэте).

Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь.

В конце занятия организуется выставка готовых работ.

Ребенок: Хохлома, хохлома! Наше чудо дивное!

Мы рисуем хохлому – красоту невиданную.

Рисовали травку, солнечною краской,

Цветы – огоньки – алой краской от зари.

Посмотри, посмотри, все работы хороши!

Под веселую русскую народную музыку дети выходят из мастерской.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

педагогический совет на тему : Интеграция образовательных областей "Познание" , "Художественная литература" и "Музыка" в образовательном процессе.

Работаем по ФГТ Предлагаю Вашему вниманию  Совет педагогов Интеграция образовательных областей « Познание», «Художественная литература» и «Музыка» в образовательном процессе. ...

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме детского художественного творчества.   Характеристика творческой деятельности. Психолого-педагогический аспект....

Детское художественное творчество как педагогическая ценность образовательного процесса

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки,рисунка, фантазии, творчества»/В.А.Сухомлинский/Почему все дети любят рисовать? Как правило, они начинают это делать раньше, чем говорить. Причем...

Годовой план психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МКДОУ "Новохоперский центр развития ребенка - детский сад № 1" на 2014-2015 учебный год

В годовом плане расписана вся работа педагога-психолога по основным направлениям с родителями, детьми и педагогами....

Методическая разработка "Педагогический мониторинг образовательного процесса в 1 младшей группе детского сада"

Мониторинг составлен  на основе примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред . Вераксы Н.Е., Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Мозаика...

Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» подготовительная группа «Янтарёк» дата проведения 2017 – 2018учебный год

Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43»     подготовительная группа «Янтарёк&raqu...

Педагогический мониторинг образовательного процесса Возрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43» подготовительная группа «Алые паруса» дата проведения 2019 – 2020учебный год

Педагогический мониторинг образовательного процессаВозрастная группа детского сада «МБДОУ «Детский сад № 43»     подготовительная группа «Алые паруса»...