Занятие по рисованию "Витражи для окошек Зимушки - Зимы"
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Баженова Людмила Викторовна

Тема: « Витражи для окошек в избушке Зимушки – Зимы»

Цель:

  1. Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать её красоту в художественных образах  прозы и поэзии.
  2.  Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения.
  3. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях.
  4. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка.

Материал для занятия:  репродукции с зимними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, простой карандаш, палитра, клей ПВА с дозированным носиком, салфетка, вода.

Предварительная работа:

чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», рассматривание репродукций с зимними пейзажами.

Ход занятия.  Организационная часть

Педагог: Природа сняла свои разноцветные наряды, в которые была одета осенью, приготовилась, чтобы заснуть на долгую зиму. Теперь ей нужно укрыться теплым пушистым одеялом. Осень торопится уступить место красавице – Зиме. А Зима смело и уверенно вступает в свои права:

Зима распустила белую мантию по полу, лесу, по дворам, по дорогам. Зима шалит, тешится, балуется…Села на своих коней. Мчится стрелою, пляшет метель, кружит снежком. Прилетели к озеру кони, Дохнула беловолосая красавица. Застудила  водицу, зеркальными льдинками покрыла. Увидела – лесной ручеёк бежит. Нет у тебя одежды хрустальной? Бери скорее. Нравится мой первый тонкий ледок? А вы что, травинки? Сунула обе руки за пазуху, из лебяжьей шубки вытащила пригоршни. Во все белое оделся лес. Как в волшебной сказке….»  (Л.Чарская)

Педагог: Вот такая она волшебница – Зима. А как вы ее себе представляете, кто может описать её портрет? ( в белой шубе, короне, валенках, рукавицах…)

Педагог обобщает высказывания детей, используя стихотворение П.Вяземского

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица - душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка зима!

Педагог:    Ребята, а как вы думаете, где она живёт? ( во дворце,  доме, тереме…)

Послушайте,  я вам поведаю о том, где живёт Зимушка – зима ( можно включить аудиозапись песни на музыку Э. Хиль)

У леса на опушке жила Зима в избушке.

Она снежки солила в березовой кадушке,

Она сучила пряжу, она ткала холсты

Ковала ледяные да над реками мосты.

Потолок ледяной, дверь скрипучая,

За шершавой стеной тьма колючая.

Как шагнешь за порог – всюду иней,

А из окон парок синий-синий.

Ходила на охоту, ковала серебро,

Сажала тонкий месяц в хрустальное ведро.

Деревьям шубы шила, торила санный путь,

А после в лес спешила, чтоб в избушке отдохнуть.

Педагог: А как вы себе представляете избушку Зимы?

Дети: Она изо льда, снега…

Педагог: да, жильё Зимы не похоже на наши с вами дома. Это здание необычной постройки, которое соответствует вкусу и характеру хозяйки. Скорее всего,  ее дом сложен из ледяных кирпичиков, покрыт крышей из прозрачного льда,  со свисающими вниз сосульками. А какие, наверное, в этом доме нарядные окна и двери! Они украшены причудливыми стеклянными картинами, будто составленными из льдинок разной формы и цвета. Эта стеклянная картина называется витраж. Что вам по звучанию напомнило это слово?

Дети: Название похоже на слово «витрина»

Педагог: Верно. Красиво оформленную витрину мы можем увидеть в любом магазине.

Витраж – это картина, составленная из разноцветных стёкол, скрепленных между собой тонкими металлическими полосками, вставленная в оконную или дверную раму. Свет, проходя через витраж, окрашивается в разные цвета и создаёт в помещении особую, праздничную атмосферу.

Педагог: Как вы думаете, какие цвета, теплые или холодные, присутствуют в узорах оконных витражей Зимы?

Дети: Холодные: голубой, синий, зеленый, фиолетовый.

Педагог: Правильно. Зима предпочитает, чтобы кругом было холодно и морозно, поэтому, скорее всего,  стёклышки, вставленные в витражи, разных оттенков холодного цвета. Свет, проникая  через такие стёклышки, придает помещению таинственность, загадочность, сказочность. А вы хотели бы посмотреть на избушку Зимушки – Зимы?

Тогда я  предлагаю вам отправится в путь.

Физминутка «В гостях у Зимушки – Зимы»

 

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.                                                

А сегодня у зимы – новоселье (ходьба на месте)

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба (пальцы рук соединить над головой – «сделать крышу»

А какой вышины? (руки развести в сторону – «удивляются»)

Вот такой вышины. (поднять руки как можно выше)

Белый коврик у порога ( наклониться вниз, достать руками носки ног)

А какой ширины?

Вот такой ширины (развести руки в стороны)

Погляди-ка, потолки ледяные (руки поднять вверх)

Высоки-превысоки, кружевные! (круговые движения руками перед собой)

Мы по лестнице шагаем (ходьба, высоко поднимая колени)

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем  (поочередно отвести правую (левую) руку в сторону)

Справа – хлоп, слева – хлоп.

- Здравствуй,  зимушка-зима!  (поклон  с отведением правой руки в сторону)

Ты хозяйке поклонись – ка: (поклон с отведением левой руки в сторону)

_ Здравствуй, зима!

Педагог: Вот мы с вами и побывали в гостях у Зимушки – Зимы. Предлагаю вам самим сделать зимний витраж, чтобы показать его другим. Делать мы его будет необычным способом, в виде клеевых картинок: на нарисованные границы витража нанесём клей ПВА, затем свободное пространство между контурами – «стёклышки» - раскрасим разными оттенками холодных красок. Клеевые границы не позволят краске растекаться и смешиваться.

  1. Практическая часть

Простым карандашом (без нажима) разделить лист пересекающимися линиями (лучами) в разных направлениях, обязательно от края до края (конструкция снежинки)

Провести линии от концов получившейся снежинки к середине каждого луча, чтобы получились окошечки – «кусочки стёклышек»

Обвести клеем ПВА контур будущего витража, дать время для просыхания клеевой основы рисунка.

Примечание: клеевой контур должен обязательно  просохнуть, поэтому данную работу следует разделить на 2 занятия:

а) выполнить клеевой контур – основу витража;

б) раскрасить пространство между клеевыми границами красками.

Итог занятия

Педагог вместе с детьми располагают рисунки рядышком и рассматривают получившиеся витражи для избушки Зимушки – Зимы.

Педагог читает:

                                               По дороге по прямой

                                             Шла зима с морозами,

Шла зима к себе домой –

Снег стелила розовый.

Шла зима домой богатой,

Сразу за березами

Снег стелила

От заката

Он казался розовым.

За зимою две метели

Снег тот веяли, мели,

Снег взвивали, как хотели,

И кидали хрустали.

У Зимы в лесу изба –

На все стороны резьба!

На все стороны коньковый

На покатой крыше взлёт,

И на вздыбленных подковах

Никогда не тает лёд!

А. Прокофьев

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx21.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « Витражи для окошек в избушке Зимушки – Зимы»

Цель:

  1. Формировать у детей интерес к зимней природе, помочь увидеть и почувствовать её красоту в художественных образах  прозы и поэзии.
  2.  Познакомить детей со словом «витраж» и техникой его выполнения.
  3. Выработать навык проведения пересекающихся линий в разных направлениях.
  4. Закрепить умение смешивать на палитре краску, разбеливая основной тон белой гуашью для получения более светлого оттенка.

Материал для занятия:  репродукции с зимними пейзажами, альбомный лист, набор гуашевых красок, кисть, простой карандаш, палитра, клей ПВА с дозированным носиком, салфетка, вода.

Предварительная работа:

чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева», рассматривание репродукций с зимними пейзажами.

Ход занятия.  Организационная часть

Педагог: Природа сняла свои разноцветные наряды, в которые была одета осенью, приготовилась, чтобы заснуть на долгую зиму. Теперь ей нужно укрыться теплым пушистым одеялом. Осень торопится уступить место красавице – Зиме. А Зима смело и уверенно вступает в свои права:

Зима распустила белую мантию по полу, лесу, по дворам, по дорогам. Зима шалит, тешится, балуется…Села на своих коней. Мчится стрелою, пляшет метель, кружит снежком. Прилетели к озеру кони, Дохнула беловолосая красавица. Застудила  водицу, зеркальными льдинками покрыла. Увидела – лесной ручеёк бежит. Нет у тебя одежды хрустальной? Бери скорее. Нравится мой первый тонкий ледок? А вы что, травинки? Сунула обе руки за пазуху, из лебяжьей шубки вытащила пригоршни. Во все белое оделся лес. Как в волшебной сказке….»  (Л.Чарская)

Педагог: Вот такая она волшебница – Зима. А как вы ее себе представляете, кто может описать её портрет? ( в белой шубе, короне, валенках, рукавицах…)

Педагог обобщает высказывания детей, используя стихотворение П.Вяземского

Здравствуй, в белом сарафане

Из серебряной парчи!

На тебе горят алмазы,

Словно яркие лучи.

Здравствуй, русская молодка,

Раскрасавица - душа,

Белоснежная лебёдка,

Здравствуй, матушка зима!

Педагог:    Ребята, а как вы думаете, где она живёт? ( во дворце,  доме, тереме…)

Послушайте,  я вам поведаю о том, где живёт Зимушка – зима ( можно включить аудиозапись песни на музыку Э. Хиль)

У леса на опушке жила Зима в избушке.

Она снежки солила в березовой кадушке,

Она сучила пряжу, она ткала холсты

Ковала ледяные да над реками мосты.

Потолок ледяной, дверь скрипучая,

За шершавой стеной тьма колючая.

Как шагнешь за порог – всюду иней,

А из окон парок синий-синий.

Ходила на охоту, ковала серебро,

Сажала тонкий месяц в хрустальное ведро.

Деревьям шубы шила, торила санный путь,

А после в лес спешила, чтоб в избушке отдохнуть.

Педагог: А как вы себе представляете избушку Зимы?

Дети: Она изо льда, снега…

Педагог: да, жильё Зимы не похоже на наши с вами дома. Это здание необычной постройки, которое соответствует вкусу и характеру хозяйки. Скорее всего,  ее дом сложен из ледяных кирпичиков, покрыт крышей из прозрачного льда,  со свисающими вниз сосульками. А какие, наверное, в этом доме нарядные окна и двери! Они украшены причудливыми стеклянными картинами, будто составленными из льдинок разной формы и цвета. Эта стеклянная картина называется витраж. Что вам по звучанию напомнило это слово?

Дети: Название похоже на слово «витрина»

Педагог: Верно. Красиво оформленную витрину мы можем увидеть в любом магазине.

Витраж – это картина, составленная из разноцветных стёкол, скрепленных между собой тонкими металлическими полосками, вставленная в оконную или дверную раму. Свет, проходя через витраж, окрашивается в разные цвета и создаёт в помещении особую, праздничную атмосферу.

Педагог: Как вы думаете, какие цвета, теплые или холодные, присутствуют в узорах оконных витражей Зимы?

Дети: Холодные: голубой, синий, зеленый, фиолетовый.

Педагог: Правильно. Зима предпочитает, чтобы кругом было холодно и морозно, поэтому, скорее всего,  стёклышки, вставленные в витражи, разных оттенков холодного цвета. Свет, проникая  через такие стёклышки, придает помещению таинственность, загадочность, сказочность. А вы хотели бы посмотреть на избушку Зимушки – Зимы?

Тогда я  предлагаю вам отправится в путь.

Физминутка «В гостях у Зимушки – Зимы»

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.                                                

А сегодня у зимы – новоселье (ходьба на месте)

Мы с тобой приглашены на веселье.

Дом построен из сугроба (пальцы рук соединить над головой – «сделать крышу»

А какой вышины? (руки развести в сторону – «удивляются»)

Вот такой вышины. (поднять руки как можно выше)

Белый коврик у порога ( наклониться вниз, достать руками носки ног)

А какой ширины?

Вот такой ширины (развести руки в стороны)

Погляди-ка, потолки ледяные (руки поднять вверх)

Высоки-превысоки, кружевные! (круговые движения руками перед собой)

Мы по лестнице шагаем (ходьба, высоко поднимая колени)

Выше ноги, топ-топ.

Двери комнат отворяем  (поочередно отвести правую (левую) руку в сторону)

Справа – хлоп, слева – хлоп.

- Здравствуй,  зимушка-зима!  (поклон  с отведением правой руки в сторону)

Ты хозяйке поклонись – ка: (поклон с отведением левой руки в сторону)

_ Здравствуй, зима!

Педагог: Вот мы с вами и побывали в гостях у Зимушки – Зимы. Предлагаю вам самим сделать зимний витраж, чтобы показать его другим. Делать мы его будет необычным способом, в виде клеевых картинок: на нарисованные границы витража нанесём клей ПВА, затем свободное пространство между контурами – «стёклышки» - раскрасим разными оттенками холодных красок. Клеевые границы не позволят краске растекаться и смешиваться.

  1. Практическая часть

Простым карандашом (без нажима) разделить лист пересекающимися линиями (лучами) в разных направлениях, обязательно от края до края (конструкция снежинки)

Провести линии от концов получившейся снежинки к середине каждого луча, чтобы получились окошечки – «кусочки стёклышек»

Обвести клеем ПВА контур будущего витража, дать время для просыхания клеевой основы рисунка.

Примечание: клеевой контур должен обязательно  просохнуть, поэтому данную работу следует разделить на 2 занятия:

а) выполнить клеевой контур – основу витража;

б) раскрасить пространство между клеевыми границами красками.

Итог занятия

Педагог вместе с детьми располагают рисунки рядышком и рассматривают получившиеся витражи для избушки Зимушки – Зимы.

Педагог читает:

                                               По дороге по прямой

                                             Шла зима с морозами,

Шла зима к себе домой –

Снег стелила розовый.

Шла зима домой богатой,

Сразу за березами

Снег стелила

От заката

Он казался розовым.

За зимою две метели

Снег тот веяли, мели,

Снег взвивали, как хотели,

И кидали хрустали.

У Зимы в лесу изба –

На все стороны резьба!

На все стороны коньковый

На покатой крыше взлёт,

И на вздыбленных подковах

Никогда не тает лёд!

А. Прокофьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию на тему : «Зимушка-Зима»

Программа "Из Детства в Отрочество".Цель: Заинтересовать детей рисованием зимней картины.  Продолжать учить детей передавать правильное строение дерева, ёлки.   Закреплять умение ...

Конспект открытого занятия в старшей группе Тема: «Зимушка - зима».

Конспект открытого занятия в старшей группеТема: «Зимушка - зима»....

Конспект комплексного открытого занятия по изодеятельности и музыке "Зимушка-зима"

Конспект комплексного открытого занятия по изодеятельности и музыке в средней группе "Зимушка-зима"...

Сценарий занятия развлечения «Путешествие в царство Зимушки-Зимы».

Развитие творческих способностей у детей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуацией...

Занятие во второй младшей группе "Зимушка - Зима в гости к нам пришла"

Формирование коммуникативных навыков на основе обобщения представлений детей о зиме....

Конспект занятия по физической культуре «Здравствуй, Зимушка - Зима».

Занятие по физической культуре с использованием нестандартных методов обучения «Здравствуй, Зимушка - Зима» расчитан на детей старшего дошкольного возраста....

Конспект интегрированного занятия (в старшей группе) Тема: «Зимушка – зима»

Программное содержание. Учить детей замечать красоту зимнего пейзажа. Воспитывать умение внимательно слушать, не перебивать других. Уточнить знания детей о зимних природных явлениях. Закрепление знани...