Рабочая программа кружковой деятельности «Ладушки-ладошки»
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Рабочая программа кружковой деятельности для детей средней групы,срок реализации 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
М МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
Рабочая программа кружковой деятельности
«Ладушки-ладошки» для детей 4-5 лет
Срок реализации 1 год
Составитель:
воспитатель 1 категории
Шубина С.Н.
г. Рубцовск, 2018 год
Содержание
Пояснительная записка | ||
Актуальность. | 1 | |
Цель и задачи рабочей программы. | 1 | |
Принципы составления рабочей программы. | 2 | |
1.4 | Приемы организации кружковой работы | 2 |
1.5 | Организация и проведение занятий. | 2 |
1.6 | Дидактические материалы и технические средства обучения | 3 |
1.7 | Формы сотрудничества с родителями | 3 |
Особенности содержания программы | 4 | |
Планируемый результат освоения программы | 5 | |
Комплексно – тематическое планирование | 6 | |
Мониторинг реализации программы | 24 | |
Материально - техническое обеспечение | 28 | |
Список литературы | 29 |
Пояснительная записка
Данная рабочая программа кружковой деятельности является нормативным документом МАДОУ «Центр развития ребенка д/сад № 1 «Жар-птица», характеризующим систему организации дополнительных образовательных услуг для детей, в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому и художественно-эстетическому.
1.1. Актуальность
Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?
Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.
Кроме того, большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывает значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кисти рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение.
В основу создания программы положен личностно – ориентированный подход, который ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка здесь является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.
1.2. Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса
Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребенка;
Создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
Использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
Творческая организация образовательного процесса.
1.3. Цель и задачи рабочей программы
Эта программа характеризуется гуманистической и психотерапевтической
направленностью и имеет следующую цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей.
Для достижения поставленных целей в работе предполагается решение следующих задач:
1. Выявить индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.
2. Создать ребёнку условий для накопления двигательного и практического опыта.
3. Укреплять руки, ручную умелость, плавных, точных и координированных движений.
4. Подготавливать руки ребенка к навыкам письма, формированию почерка.
5. Формировать у воспитанников предпосылок, необходимых для учебной деятельности, требующих развитой двигательной сферы.
6. Формировать навыков исполнительского мастерства.
7. Формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ.
8. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.
9. Развивать индивидуальных способностей детей в развитии мелкой
моторики.
1.4. Принципы составления рабочей программы
Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);
Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);
Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);
Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);
Принцип динамичности (от самого простого до сложного);
Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);
Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);
Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями).
1.5. Приемы организации кружковой работы
- Игра
- Соревнование
- Путешествие
- Посиделки
- Развлечение
- Беседа
- Индивидуальная игра
- Игра инсценировка
- Интегративная деятельность
- Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, оригами)
1.6. Организация и проведение занятий
Программа кружковой работы «Ладушки – ладошки» составлена в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к дополнительным образовательным программам, и предназначена для детей 4-5 лет. Срок реализации программы – 1 год.
Программа кружковой деятельности рассчитана на один час в неделю. Организованная образовательная деятельность организуется в группах по 10 – 12 человек. Продолжительность занятий в средней группе - 20-25 минут.
Кружковая работа предполагает использование следующих видов деятельности:
- Пальчиковая гимнастика.
- Оригами.
- Лепка.
- Аппликация.
- Графические упражнения.
- Игры и действия с предметами.
1.7. Формы сотрудничества с родителями
1. Индивидуальная консультация;
2. Групповая консультация;
3. Мастер-класс;
4. Пополнение информационных центров новыми рекомендациями;
5. Разработка анкет, обработка данных результатов;
6. Семинары-практикумы.
2. Особенности содержания программы
Дополнительное образование предоставляет возможность педагогу выявить и поддержать детей, способных к творческой деятельности, полнее использовать потенциал дошкольного образования за счет углубления, расширения и практического применения приобретенных знаний, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, творческие запросы. Дополнительное образование приносит детям не только радость, но и дополнительное развитие.
В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять эмоциональное и мышечное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.
В разделе “Оригами” дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.
В разделе “Лепка” в процессе деятельности дети изображают различные предметы, дополняя их бросовым и природным материалом, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, поддержанию интереса к данному виду деятельности.
В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами, знакомятся с нетрадиционными техниками.
В разделе “Графические упражнения” детям предлагаются игры, которые помогают улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память («дорожки», «штриховки», работа с трафаретами – обведение, закрашивание и др.).
В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторной координации и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре (счётные палочки, пуговицы, семена растений и др.).
3. Планируемые результаты освоения курса
Результатом работы по данной программе должно стать:
- совершенствование навыков трудовой деятельности в коллективе:
- умения общаться со сверстниками и со старшими, умения оказывать
- помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою
- собственную.
- Знакомство с новыми технологическими приемами обработки
- различных материалов.
- Достижение оптимального для каждого уровня развития.
- Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
- Расширение и обогащение художественного опыта.
- Формирование предпосылок учебной деятельности.
- Овладение простейшими операциями.
- Формирование навыков трудовой деятельности.
4. Комплексно – тематическое планирование
Средняя группа (4-5 лет)
№ | Месяц, занятие | Тема | Цель | Задачи |
1 – 2. | Сентябрь 1-2 неделя | Диагностика | Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей. | |
3. | 3 занятие | «Пальчики палитра» | Ознакомление детей с нетрадиционной техникой «Рисование пальчиком». | Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование пальчиком». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. |
4. | 4 занятие | «Соберём ягоды в корзинку» | Ознакомление с техникой «Рисование палочкой». | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование пальчиком». Познакомить с техникой «Рисование палочкой». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. |
5. | 1 занятие | «Цветы в траве» | Обучение созданию рисунка при помощи техники рисования палочкой. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками «Рисование пальчиком» (круговые движения), «Рисование палочкой». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. |
6. | 2 занятие | «Зебра» | Обучение созданию рисунка при помощи техники рисования пальчиком. | Закреплять с детьми нетрадиционные техники рисования «Рисование пальчиком» (проводить прямые линии сверху вниз). Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. |
7. | 3 занятие | «Мой любимый цвет» (печать ладошки: цветок») | Ознакомление детей с нетрадиционной техникой «Рисование ладошкой». | Учить обмакивать ладошку в понравившиеся цвета краски и составлять из ладошки «цветок». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. |
8. | 4 занятие | «Золотая рыбка». (печать ладошки: рыбка, пальцы – хвост) | Обучение созданию рисунка при помощи техники рисования ладошки. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование ладошкой». Закреплять способы «Рисования пальцем», «Рисование палочкой». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. |
9. | Ноябрь 1 занятие | «Петя – Петушок»» | Обучение созданию рисунка при помощи использовании нескольких техник рисования. | Закреплять с детьми нетрадиционные техники «Рисование ладошкой», «Рисование пальцем», «Рисование палочкой». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. |
10. | 2 занятие | «Пушистые цыплята» | Ознакомление детей с техникой «тампонирование». | Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Тампонирование». Учить, с помощью кусочка поролона, ставить отпечаток на листе бумаги, создавать образ пушистых цыплят. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. |
11 | . 3 занятие | «Весёлые зайчата» | Обучение созданию рисунка при помощи техники тампонирования. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Тампонирование». Учить, с помощью кусочка поролона, ставить отпечаток на листе бумаги, создавать образ весёлых зайчат. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. |
12. | 4 занятие | «Яркие светлячки» | Обучение созданию рисунка при помощи нескольких техник рисования. | Закреплять с детьми нетрадиционные техники: «Тампонирование», «Рисование пальцем», «Рисование палочкой». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук. |
13. | Декабрь 1 занятие | «Отражение в луже» | Знакомство детей с нетрадиционной техникой «Рисование по сырому листу». «Рисование по сырому листу». | Закреплять умение пользоваться поролоновой губкой. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. |
14. | 2 занятие | «Море» | Обучение технике рисования по сырому листу. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование по сырому листу». Закреплять умение пользоваться поролоновой губкой, создавать образ волны. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. |
15. | 3 занятие | «Волшебные снежинки» | Обучение использованию несколько техник рисования. | Закреплять с детьми нетрадиционные техники «Рисование по сырому листу», «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, самостоятельность. |
16. | 4 занятие | «Снеговики». (отпечатки дном банок разного диаметра) | Знакомство детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». | Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить пользоваться банками, ставить отпечаток дном банки. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук |
17. | Январь 3 занятие | «Тихо падает снежок». (отпечаток скомканной бумагой) | Обучение рисованию с использованием техники прижми и отпечатай. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить пользоваться скомканной бумагой, ставить отпечаток. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Печать от руки». |
18. | 4 занятие | «Ёлочка». (отпечаток из листьев) | Обучение созданию рисунка при помощи отпечатка листьев. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить детей ставить отпечаток из листьев. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук. |
19. | Февраль 1 занятие | «Снежинки». (набрызг снежинок через трафарет) | Знакомство детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». | Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Учить детей пользоваться трафаретом. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. |
20. | 2 занятие | «Закружила зимушка - зима» | Обучение рисованию при помощи техники «рисование брызгами». | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Рисование ладошкой». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. |
21. | 3 занятие | «Салфетка для мишутки» | Обучение технике рисования брызгами на салфетке. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. |
22. | 4 занятие | «Дождик пошел» | Закрепление техники рисования брызгами. | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. |
23. | Март 1 занятие | «Божьи коровки» | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из картофеля». | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из картофеля». Закрепить техники: «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. |
24. | 2 занятие | «Корзинка с яблоками» | Обучение рисованию при помощи техники «Оттискпечатками из картофеля» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования «Оттиск печатками из картофеля», яблоками» печатками из картофеля» «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук. |
25. | 3 занятие | «Зелёные гусенички» | Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из моркови». | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из моркови». Закрепить техники: «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание. |
26. | 4 занятие | «Волшебный цветок» | Обучение рисованию при помощи техники «Оттиск печатками из моркови» | Закрепить с детьми нетрадиционные техники рисования «Оттиск печатками из моркови», «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание. |
27. | Апрель 1 занятие | «Цветная паутинка» | Ознакомление детей с нетрадиционной техникой «катаем камушки по листу» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Катаем камушки по листу». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Прижми и отпечатай». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. |
28. | 2 занятие | «Полянка с цветами» (травка - камушки, цветы – пальчиками) | Обучение созданию рисунка с использованием техники «катаем камушки по листу» | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Катаем камушки по листу». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Прижми и отпечатай». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. |
29. | 3 занятие | «Черёмуха» | Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование методом тычка». | Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование методом тычка». Воспитывать эстетически - нравственное отношение к природе через изображение её образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черёмухе, её цветущих веток. Формировать чувство композиции и ритма. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. |
30. | 4 занятие | «Пушистая мимоза» | Обучение рисованию с использованием техники «Рисования тычком» | Закрепить с детьми нетрадиционные техники «Рисование методом тычка», «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Формировать чувство композиции и ритма. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. |
31. | Май 1 занятие | «Ожившая сказка» | Обучение детей созданию сюжетного рисунка с использованием нетрадиционных техник рисования на их выбор. | Учить детей выражать своё отношение к рисуемому объекту различными нетрадиционными техниками рисования, выразительными средствами через цвет, линии. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка. Продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки. Развивать творческую фантазию, добиваться выразительности рисунка с помощью цвета. |
32. | 2 занятие | «Рисование по замыслу» (детям предоставляются пуговицы, скомканная бумага, восковые мелки…) | Закрепление с детьми изученных нетрадиционные техники рисования. | Закрепить с детьми все пройденные нетрадиционные техники рисования. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. Закреплять у детей потребность в эстетической деятельности, умение работать в коллективе. |
33- 34 | 3-4 занятие | Диагностика. Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей |
5. Мониторинг реализации программы.
Обследование мелкой моторики
(методика Гризик Т.И.)
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений,
напряжение мышц. Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев). Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!». Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек). В отличие от старшей группы упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения. Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:
1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);
2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;
3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).
- «Кольцо».
Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.
- «Коза».
Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 4-5 лет до 10).
- «Три богатыря».
Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 4-5 лет до 10).
- «Заяц».
Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 4-5 лет до 10).
- «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев).
Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 4- 5 лет до 10).
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ
- Вырезание ножницами.
Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.
Дети 5-6 лет. Педагог предлагает вырезать из бумаги круг.
Дети 6-7 лет. Педагог заранее готовит на каждого ребенка по листу бумаги (размером 10 х 10 см) с изображением контура цветка (4—5 лепестков).
При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки
ребенка.
- Обрывание листа бумаги.
Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания. Детям 4-5 лет предлагают сделать прямоугольник.
ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ
- Узнавание предмета и качества.
Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.
Оборудование: Ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая).
Дополнительный материал: Пуговицы (деревянная, пластмассовая, металлическая); расчески (деревянная, пластмассовая, металлическая).
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».
- Узнавание формы и качества.
Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества.
Оборудование: Треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый (картонный).
Для детей 4-5 лет предметы круглой, прямоугольной, квадратной, треугольной, овальной формы.
Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник.
СИЛА ТОНУСА.
- Сжатие рук взрослого двумя руками.
Воспитатель протягивает обе руки ребенку ладонями и предлагает ему сильно сжать их своими ладошками. При этом педагог говорит: «Сожми мои ладони так крепко, как только ты можешь».
- Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие»)
Воспитатель протягивает руку ребенку (с учетом ведущей руки ребенка) и предлагает ему обменяться сильным и длительным дружеским рукопожатием.
КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ
- Вдевание нитки в иголку.
Педагог предлагает ребенку иголку длиной 30 мм с маленьким (дети 4-5 лет с большим) ушком и тонкую нить.
- Упражнение «Ладонь — ребро — кулак».
Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три).
Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три
упражнения — 3 с.
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЩЕПОТИ РУКИ
Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы руки, соединенные вместе) ведущей руки: у правшей — правой руки, у левшей — левой руки.
Обследование представлено одной пробой — катанием шарика. При этом оценивается ловкость ребенка при выполнении задания.
- Катание шарика.
Упражнение проводится с шариком (4-5 лет диаметр 10 мм). Время проведения упражнения — 1 мин. Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение). При анализе результатов обследования мелкой моторики руки детей, особое внимание уделяется качеству и выполнения заданий. Поэтому в таблице есть особая графа. «Примечания», в которой педагоги фиксируют свои наблюдения (положительные и отрицательные) во время выполнения детьми заданий. В предпоследней графе выставляется суммарное количество баллов.
Условные обозначения:
если ребенок справился с заданием — 1 балл;
если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;
если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.
В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень
развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.
Характеристика групп
Группа «А».
К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14 —12 баллов. У этих детей мелкая моторика развита хорошо.
Группа «Б».
К группе относятся дети, набравшие 11 - 8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.
Группа «В».
К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.
Условные обозначения:
«+» - правильное выполнение задания;
« - » - задание выполнено неверно;
«V» - неустойчивое выполнение задания
Примечание. При подсчете баллов за единицу принимается только «+».
Неустойчивость выполнения («V») является отрицательным показателем и
нуждается в доработке.
Кинестический праксис | Кинетический праксис | |||||||||||||||||||||
Работа с бумаг ой | Тактильные ощущения | Сила тонуса | Координация движений | Обследова ние щепоти | Количество баллов | группа | ||||||||||||||||
№ п/ п | Ф И ребёнка | Кольцо» | «Коза» | «Три богатыря» | «Солдатики» | «Заяц» | «Вилка» | Вырезывание ножницами | Обрывание листа бумаги бумаги | Узнавание качества предмета | Узнавание формы предмета | Узнавание предмета | Сжатие рук взрослого двумя руками | Сжатие рук взрослого одной рукой | Вдевание нитки в иголку | Ладонь-ребро-кулак | Коза - заяц | Захват карандаша | Посолим суп | Катание шарика | ||
1 |
6. Дидактические материалы, необходимые для организации работы кружка «Ладушки – ладошки»:
- Белая бумага
- Пластилин
- Картон белый
- Цветная бумага
- Салфетки бумажные
- Клей бумажный
- Цветные карандаши
- Крышки
- Поролон
- палочки
Технические средства обучения:
1. Магнитофон.
2. СD и аудио записи.
7. Список используемой литературы
1. Вераксы Н.Е., Комаровой Т. С., Васильевой М.А., Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.
2. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.
3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа».
4. Лыкова И.А., Шипунова В. А «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития».
5. Никитина А.В. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".
6. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».
7. Утробина К. К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми», 3-7лет.
8. Цквитария Т.А. "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ
Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ...
Рабочая программа кружковой деятельности в 1 мл группе на тему " познавайка"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 МЛ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ...
Рабочая программа кружковой деятельности "Умелые ручки"
Рабочая программма 2016-17г....
Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу"
Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу" в подготовительной группе....
Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»
Цель: Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами....
Рабочая программа кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет.
Содержание данной рабочей программы кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» представлена одним из видов деятельности по художественно-эстетическому...
Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)
В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...