Рабочая программа кружковой деятельности «Ладушки-ладошки»
рабочая программа по рисованию (средняя группа)

Рабочая программа кружковой деятельности для детей средней групы,срок реализации 1 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kruzhka.docx37.63 КБ

Предварительный просмотр:

М МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»

658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271

тел. (38557) 7-00-63, тел/факс (38557) 7-00-76

e-mail: 1-dsad@mail.ru

Рабочая программа кружковой деятельности

«Ладушки-ладошки» для детей 4-5 лет

Срок реализации 1 год

 Составитель:

 воспитатель 1 категории

Шубина С.Н.

г. Рубцовск, 2018 год

Содержание

Пояснительная записка

Актуальность.

1

Цель и задачи рабочей программы.

1

Принципы составления рабочей программы.

2

    1.4

Приемы организации кружковой работы

2

    1.5      

Организация и проведение занятий.

2

    1.6      

Дидактические материалы и технические средства обучения

3

    1.7      

Формы сотрудничества с родителями

3

Особенности содержания программы

4

Планируемый результат освоения программы

5

Комплексно – тематическое планирование

6

Мониторинг реализации программы

24

Материально - техническое обеспечение

28

Список литературы

29

Пояснительная записка

Данная рабочая программа кружковой деятельности является нормативным документом МАДОУ «Центр развития ребенка д/сад № 1 «Жар-птица», характеризующим систему организации дополнительных образовательных услуг для детей, в возрасте от 4 до 5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому и художественно-эстетическому.

1.1. Актуальность

Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Кроме того, большинство детей, начинающих школьное обучение, испытывает значительные трудности в овладении техникой письма. Как указывают врачи, физиологи, психологи, причины этого кроются в том, что слабые мышцы пальцев и кисти рук быстро устают. Утомляет также и однообразная работа: палочка, крючок, верхнее соединение, нижнее соединение.

В основу создания программы положен личностно – ориентированный подход, который ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка здесь является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо цели.

1.2. Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса

Сохранение здоровья и эмоционального благополучия, обеспечение культурного развития каждого ребенка;

Создание доброжелательной атмосферы, позволяющей растить воспитанников любознательными, добрыми, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

Использование различных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

Творческая организация образовательного процесса.

1.3. Цель и задачи рабочей программы

Эта программа характеризуется гуманистической и психотерапевтической

направленностью и имеет следующую цель: создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей.

 Для достижения поставленных целей в работе предполагается решение следующих задач:

1. Выявить индивидуальных способностей детей в развитии мелкой моторики.

2. Создать ребёнку условий для накопления двигательного и практического опыта.

3. Укреплять руки, ручную умелость, плавных, точных и координированных движений.

4. Подготавливать руки ребенка к навыкам письма, формированию почерка.

5. Формировать у воспитанников предпосылок, необходимых для учебной деятельности, требующих развитой двигательной сферы.

6. Формировать навыков исполнительского мастерства.

7. Формировать умения воплощать свои идеи в художественный образ.

8. Воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду.

9. Развивать индивидуальных способностей детей в развитии мелкой

моторики.

1.4. Принципы составления рабочей программы

Принцип творчества (программа заключает в себе неиссякаемые возможности для воспитания и развития творческих способностей детей);

Принцип научности (детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.);

Принцип доступности (учет возрастных и индивидуальных особенностей);

Принцип поэтапности (последовательность, приступая к очередному этапу, нельзя миновать предыдущий);

Принцип динамичности (от самого простого до сложного);

Принцип сравнений (разнообразие вариантов заданной темы, методов и способов изображения, разнообразие материала);

Принцип выбора (решений по теме, материалов и способов без ограничений);

Принцип сотрудничества (совместная работа с родителями).

1.5. Приемы организации кружковой работы

  • Игра
  • Соревнование
  • Путешествие
  • Посиделки
  • Развлечение
  • Беседа
  • Индивидуальная игра
  • Игра инсценировка
  • Интегративная деятельность
  • Продуктивная деятельность (лепка, рисование, аппликация, оригами)

1.6. Организация и проведение занятий

Программа кружковой работы «Ладушки – ладошки» составлена в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к дополнительным образовательным программам, и предназначена для детей 4-5 лет. Срок реализации программы – 1 год.

Программа кружковой деятельности рассчитана на один час в неделю. Организованная образовательная деятельность организуется в группах по 10 – 12 человек. Продолжительность занятий в средней группе - 20-25 минут.

Кружковая работа предполагает использование следующих видов деятельности:

  • Пальчиковая гимнастика.
  • Оригами.
  • Лепка.
  • Аппликация.
  • Графические упражнения.
  • Игры и действия с предметами.

1.7. Формы сотрудничества с родителями

1. Индивидуальная консультация;

2. Групповая консультация;

3. Мастер-класс;

4. Пополнение информационных центров новыми рекомендациями;

5. Разработка анкет, обработка данных результатов;

6. Семинары-практикумы.

2. Особенности содержания программы

Дополнительное образование предоставляет возможность педагогу выявить и поддержать детей, способных к творческой деятельности, полнее использовать потенциал дошкольного образования за счет углубления, расширения и практического применения приобретенных знаний, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, творческие запросы. Дополнительное образование приносит детям не только радость, но и дополнительное развитие.

В разделе “Пальчиковая гимнастика” дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а веселые стишки помогают снять эмоциональное и мышечное напряжение. На пальцах и на ладонях есть “активные точки”, массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе “Оригами” дети знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной и пространственной геометрии.

В разделе “Лепка” в процессе деятельности дети изображают различные предметы, дополняя их бросовым и природным материалом, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, поддержанию интереса к данному виду деятельности.

В разделе “Аппликация” дети развивают координацию кисти, логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться клеем и ножницами, знакомятся с нетрадиционными техниками.

В разделе “Графические упражнения” детям предлагаются игры, которые помогают улучшить координацию движения пальцев и кистей рук, развить мускульную и тактильную память («дорожки», «штриховки», работа с трафаретами – обведение, закрашивание и др.).

В разделе “Игры и действия с предметами” для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторной координации и оптико-пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре (счётные палочки, пуговицы, семена растений и др.).

3. Планируемые результаты освоения курса

Результатом работы по данной программе должно стать:

  • совершенствование навыков трудовой деятельности в коллективе:
  • умения общаться со сверстниками и со старшими, умения оказывать
  • помощь другим, оценивать деятельность окружающих и свою
  • собственную.
  • Знакомство с новыми технологическими приемами обработки
  • различных материалов.
  • Достижение оптимального для каждого уровня развития.
  • Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Овладение простейшими операциями.
  • Формирование навыков трудовой деятельности.

4. Комплексно – тематическое планирование

Средняя группа (4-5 лет)

Месяц, занятие

Тема

Цель

Задачи

1 – 2.

Сентябрь 1-2 неделя

 Диагностика

Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей.

3.

3 занятие

«Пальчики палитра»

Ознакомление детей с нетрадиционной техникой «Рисование пальчиком».

Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование пальчиком». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

4.

4 занятие

«Соберём ягоды в корзинку»

Ознакомление с техникой «Рисование палочкой».

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование пальчиком». Познакомить с техникой «Рисование палочкой». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

5.

1 занятие

«Цветы в траве»

Обучение созданию рисунка при помощи техники рисования палочкой.

 Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками «Рисование пальчиком» (круговые движения), «Рисование палочкой». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

6.

2 занятие

«Зебра»

Обучение созданию рисунка при помощи техники рисования пальчиком.

 Закреплять с детьми нетрадиционные техники рисования «Рисование пальчиком» (проводить прямые линии сверху вниз). Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

7.

3 занятие

«Мой любимый цвет» (печать ладошки: цветок»)

Ознакомление детей с нетрадиционной техникой «Рисование ладошкой».

Учить обмакивать ладошку в понравившиеся цвета краски и составлять из ладошки «цветок». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

8.

4 занятие

«Золотая рыбка». (печать ладошки: рыбка, пальцы – хвост)

Обучение созданию рисунка при помощи техники рисования ладошки.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование ладошкой». Закреплять способы «Рисования пальцем», «Рисование палочкой». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

9.

Ноябрь

1 занятие

«Петя –

Петушок»»

Обучение созданию рисунка

при помощи использовании

нескольких техник

рисования.

 Закреплять с детьми нетрадиционные техники «Рисование

ладошкой», «Рисование пальцем», «Рисование палочкой».

Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

10.

2 занятие

«Пушистые цыплята»

Ознакомление детей с техникой «тампонирование».

  Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Тампонирование». Учить, с помощью кусочка поролона, ставить отпечаток на листе бумаги, создавать образ пушистых цыплят. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

11

. 3 занятие

«Весёлые зайчата»

Обучение созданию рисунка при помощи техники тампонирования.

 Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Тампонирование». Учить, с помощью кусочка поролона, ставить отпечаток на листе бумаги, создавать образ весёлых зайчат. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

12.

4 занятие

«Яркие светлячки»

Обучение созданию рисунка при помощи нескольких техник рисования.

Закреплять с детьми нетрадиционные техники: «Тампонирование», «Рисование пальцем», «Рисование палочкой». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук.

13.

Декабрь 1 занятие

«Отражение в луже»

Знакомство детей с нетрадиционной техникой «Рисование по сырому листу». «Рисование по сырому листу».

 Закреплять умение пользоваться поролоновой губкой. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

14.

2 занятие

«Море»

Обучение технике рисования по сырому листу.

 Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование по сырому листу». Закреплять умение пользоваться поролоновой губкой, создавать образ волны. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

15.

3 занятие

«Волшебные снежинки»

Обучение использованию несколько техник рисования.

Закреплять с детьми нетрадиционные техники «Рисование по сырому листу», «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать творческие способности, мелкую моторику рук, самостоятельность.

16.

4 занятие

«Снеговики». (отпечатки дном банок разного диаметра)

Знакомство детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай».

 Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить пользоваться банками, ставить отпечаток дном банки. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук

17.

Январь 3 занятие

«Тихо падает снежок». (отпечаток скомканной бумагой)

Обучение рисованию с использованием техники прижми и отпечатай.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить пользоваться скомканной бумагой, ставить отпечаток. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Печать от руки».

18.

4 занятие

«Ёлочка».  (отпечаток из листьев)

Обучение созданию рисунка при помощи отпечатка листьев.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Прижми и отпечатай». Учить детей ставить отпечаток из листьев. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук.

19.

Февраль 1 занятие

«Снежинки». (набрызг снежинок через трафарет)

Знакомство детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом».

Познакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Учить детей пользоваться трафаретом. Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

20.

2 занятие

«Закружила зимушка - зима»

Обучение рисованию при помощи техники «рисование брызгами».

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Рисование ладошкой». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

21.

3 занятие

«Салфетка для мишутки»

Обучение технике рисования брызгами на салфетке.

 Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

22.

4 занятие

«Дождик пошел»

Закрепление техники рисования брызгами.

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Рисование набрызгом». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

23.

Март 1 занятие

«Божьи коровки»

Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из картофеля».

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из картофеля». Закрепить техники: «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук.

24.

2 занятие

«Корзинка с яблоками»

Обучение рисованию при помощи техники «Оттискпечатками из картофеля»

 Продолжать знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования «Оттиск печатками из картофеля», яблоками» печатками из картофеля» «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание, мелкую моторику рук.

25.

3 занятие

«Зелёные гусенички»

Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из моркови».

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Оттиск печатками из моркови». Закрепить техники: «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание.

26.

4 занятие

«Волшебный цветок»

Обучение рисованию при помощи техники «Оттиск печатками из моркови»

Закрепить с детьми нетрадиционные техники рисования «Оттиск печатками из моркови», «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Развивать воображение, внимание.

27.

Апрель 1 занятие

«Цветная паутинка»

Ознакомление детей с нетрадиционной техникой «катаем камушки по листу»

Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Катаем камушки по листу». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Прижми и отпечатай». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

28.

2 занятие

«Полянка с цветами» (травка - камушки, цветы – пальчиками)

Обучение созданию рисунка с использованием техники «катаем камушки по листу»

 Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой «Катаем камушки по листу». Закреплять техники «Рисование палочкой», «Рисование пальцем», «Прижми и отпечатай». Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

29.

3 занятие

«Черёмуха»

Ознакомление детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование методом тычка».

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования «Рисование методом тычка». Воспитывать эстетически - нравственное отношение к природе через изображение её образа в собственном творчестве. Расширять знания и представления детей об окружающем мире, познакомить с внешним видом дикорастущей черёмухе, её цветущих веток. Формировать чувство композиции и ритма. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

30.

4 занятие

«Пушистая мимоза»

Обучение рисованию с использованием техники «Рисования тычком»

Закрепить с детьми нетрадиционные техники «Рисование методом тычка», «Пальчиковая живопись», «Рисование палочкой». Формировать чувство композиции и ритма. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей.

31.

Май 1 занятие

«Ожившая сказка»

Обучение детей созданию сюжетного рисунка с использованием нетрадиционных техник рисования на их выбор.

 Учить детей выражать своё отношение к рисуемому объекту различными нетрадиционными техниками рисования, выразительными средствами через цвет, линии. Формировать умение работать над замыслом, мысленно представлять содержание своего рисунка. Продолжать развивать пространственное воображение и композиционные навыки. Развивать творческую фантазию, добиваться выразительности рисунка с помощью цвета.

32.

2 занятие

«Рисование по замыслу» (детям предоставляются пуговицы, скомканная бумага, восковые мелки…)

  Закрепление с детьми изученных нетрадиционные техники рисования.

Закрепить с детьми все пройденные нетрадиционные техники рисования. Развивать самостоятельность, смелость, творческие способности, мелкую моторику рук детей. Закреплять у детей потребность в эстетической деятельности, умение работать в коллективе.

33- 34

3-4 занятие

Диагностика. Мониторинг уровня развития мелкой моторики у детей

5. Мониторинг реализации программы.

Обследование мелкой моторики

(методика Гризик Т.И.)

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений,

напряжение мышц. Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев). Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!». Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек). В отличие от старшей группы упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения. Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке:

1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);

2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;

3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).

  1. «Кольцо».

Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

  1. «Коза».

Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 4-5 лет до 10).

  1. «Три богатыря».

Поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 4-5 лет до 10).

  1. «Заяц».

Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 4-5 лет до 10).

  1. «Солдатики» (упражнение для пяти пальцев).

Удерживать вытянутые напряженные пальцы руки. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 4- 5 лет до 10).

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

  1. Вырезание ножницами.

Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.

Дети 5-6 лет. Педагог предлагает вырезать из бумаги круг.

Дети 6-7 лет. Педагог заранее готовит на каждого ребенка по листу бумаги (размером 10 х 10 см) с изображением контура цветка (4—5 лепестков).

При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки

ребенка.

  1. Обрывание листа бумаги.

Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания. Детям 4-5 лет предлагают сделать прямоугольник.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

  1. Узнавание предмета и качества.

Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества.

Оборудование: Ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая).

Дополнительный материал: Пуговицы (деревянная, пластмассовая, металлическая); расчески (деревянная, пластмассовая, металлическая).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)».

  1. Узнавание формы и качества.

Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества.

Оборудование: Треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый (картонный).

Для детей 4-5 лет предметы круглой, прямоугольной, квадратной, треугольной, овальной формы.

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник.

СИЛА ТОНУСА.

  1. Сжатие рук взрослого двумя руками.

Воспитатель протягивает обе руки ребенку ладонями и предлагает ему сильно сжать их своими ладошками. При этом педагог говорит: «Сожми мои ладони так крепко, как только ты можешь».

  1. Сжатие руки взрослого одной рукой («Рукопожатие»)

Воспитатель протягивает руку ребенку (с учетом ведущей руки ребенка) и предлагает ему обменяться сильным и длительным дружеским рукопожатием.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

  1. Вдевание нитки в иголку.

Педагог предлагает ребенку иголку длиной 30 мм с маленьким (дети 4-5 лет с большим) ушком и тонкую нить.

  1. Упражнение «Ладонь — ребро — кулак».

Ребенок сидит за столом, его рука(и) расположена(ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три).

Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три

упражнения — 3 с.

ОБСЛЕДОВАНИЕ ЩЕПОТИ РУКИ

Обследуется щепоть (большой, указательный и средний пальцы руки, соединенные вместе) ведущей руки: у правшей — правой руки, у левшей — левой руки.

Обследование представлено одной пробой — катанием шарика. При этом оценивается ловкость ребенка при выполнении задания.

  1. Катание шарика.

Упражнение проводится с шариком (4-5 лет диаметр 10 мм). Время проведения упражнения — 1 мин. Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение). При анализе результатов обследования мелкой моторики руки детей, особое внимание уделяется качеству и выполнения заданий. Поэтому в таблице есть особая графа. «Примечания», в которой педагоги фиксируют свои наблюдения (положительные и отрицательные) во время выполнения детьми заданий. В предпоследней графе выставляется суммарное количество баллов.

Условные обозначения:

если ребенок справился с заданием — 1 балл;

если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;

если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В последней графе выставляется группа (А, Б, В), которая показывает степень

развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.

Характеристика групп

Группа «А». 

К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14 —12 баллов. У этих детей мелкая моторика развита хорошо.

Группа «Б».

К группе относятся дети, набравшие 11 - 8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного  результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.

Группа «В».

К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.

Условные обозначения:

«+» - правильное выполнение задания;

« - » - задание выполнено неверно;

«V» - неустойчивое выполнение задания

Примечание. При подсчете баллов за единицу принимается только «+».

Неустойчивость выполнения («V») является отрицательным показателем и

нуждается в доработке.

Кинестический праксис

Кинетический праксис

Работа с бумаг ой

Тактильные ощущения

Сила тонуса

Координация движений

Обследова ние щепоти

Количество баллов

группа

№ п/ п

Ф И ребёнка

Кольцо»

«Коза»

«Три богатыря»

«Солдатики»

«Заяц»

«Вилка»

Вырезывание ножницами

Обрывание листа бумаги бумаги

Узнавание качества предмета

Узнавание формы предмета

Узнавание предмета

Сжатие рук взрослого двумя руками

Сжатие рук взрослого одной рукой

 Вдевание нитки в иголку

Ладонь-ребро-кулак

Коза - заяц

Захват карандаша

Посолим суп

Катание шарика

1

6. Дидактические материалы, необходимые для организации работы кружка «Ладушки – ладошки»:

  • Белая бумага
  • Пластилин
  • Картон белый
  • Цветная бумага
  • Салфетки бумажные
  • Клей бумажный
  • Цветные карандаши
  • Крышки
  • Поролон
  • палочки

Технические средства обучения:

1. Магнитофон.

2. СD и аудио записи.

7. Список используемой литературы

1. Вераксы Н.Е., Комаровой Т. С., Васильевой М.А., Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста». Нетрадиционные техники.

2. Комарова Т. С. «Занятия по изобразительной деятельности» средняя группа.

3. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду» средняя группа».

4. Лыкова И.А., Шипунова В. А «Загадки божьей коровки» интеграция познавательного и художественного развития».

5. Никитина А.В. "Нетрадиционные техники рисования в детском саду".

6. Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы».

7. Утробина К. К., Утробин Г.Ф. «Увлекательное рисование методом тычка с детьми», 3-7лет.

8. Цквитария Т.А. "Нетрадиционные техники рисования" Интегрированные занятия в ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности по музыкальному образованию в ДОУ

Презентация проекта рабочей программы кружковой деятельности  по музыкальному образованию в ДОУ...

Рабочая программа кружковой деятельности в 1 мл группе на тему " познавайка"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В 1 МЛ ГРУППЕ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ...

Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу"

Рабочая программа кружковой деятельности "Скоро в школу" в подготовительной группе....

Рабочая программа кружковой деятельности для детей младшего дошкольного возраста «Оригами»

Цель: Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через технику оригами....

Рабочая программа кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет.

Содержание данной рабочей программы кружковой деятельности по тестопластике «Чудеса своими руками из солёного теста» представлена одним из видов деятельности по художественно-эстетическому...

Рабочая программа кружковой деятельности «Что? Зачем? Почему?» по развитию познавательно-исследовательской деятельности у детей дошкольного возраста (3-7 лет)

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одной из задач познавательного развития детей дошкольного возраста является задача «формирования первичных представлений об объектах окружающего мир...