Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию «Королевство красок».
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korolevstvo_krasok.docx | 28.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия «Королевство красок»
Цели занятия:
Формирование у ребенка эмоционально-чувственного базиса. Расширение диапазона цветовосприятия.
Задачи:
Расширение представления детей о смешивании цветов и умение их различать.
Развитие фантазии и творческого воображения.
Укрепление здоровья детей, через использование на занятии нетрадиционных методов оздоровления: гимнастика для глаз, арома и цветотерапия, медитация.
Обучение умению четко и ясно излагать свои мысли, делать выводы и обобщать.
Воспитание способности внимательно и терпеливо слушать других.
Воспитание этического отношения к цвету и краскам.
Предварительная работа:
-Проведение ряда занятий: “Страна цвета”, “Бал осенних листьев”, “Цветик-семицветик”.
-Проведение гимнастик для глаз, медитаций,
-Упражнение на ощущение цвета, его настроение.
-Чтение сказок: “Зеленушка”, В. Кротов, “Рыжий город”, Г.Юдин, “Голубой светофор”, Д.
Родари.
Материалы и оборудование:
“Сухой душ”, разноцветные шифоновые шарфы; 3 плоскостных
фигуры с изображением Министров и фигура Белой королевы. Карточки-задачки на смешивание цвета; ордена семи цветов спектра, волшебная палитра, силуэт белых елей; ордена “ юный художник”; цветик-семицветик. Аудиокассета с релаксационной музыкой, магнитофон. Коробки с гуашью, кисти, салфетки.
Современные технологии, используемые в занятии.
По форме организации детей:
Индивидуальная работа с ребенком.
Коллективное рисование.
Дидактическая игра в парах.
По содержанию работы:
Опытно-исследовательская деятельность.
Проблемно-поисковые вопросы и ситуации.
Здровьесберегающие технологии:
- Медитация.
- Гимнастика для глаз.
- Создание ситуации “успеха”, поддержки ребенка.
- Цветотерапия (шифоновые шарфы, работа с красками).
- Ароматерапия (масла).
- “Купание” в “сухом душе”.
Список используемой литературы.
Н. М. Погосова, “Цветовой игротренинг”. 2005 г., Санкт-Петербург.
Т. В. Шпотова, Е. П. Кочеткова, “Цвет природы”, 2005 г., Москва.
М. Л. Лазарев “Здравствуй!”, программа формирования здоровья детей дошкольного возраста, 1997 г., Москва.
С. К. Кохожина “Путешествие в мир искусства”.
Ход занятия:
Ароматерапия: (В помещении зажжена аромалампа с маслом пихты, эфирные масла очищают воздух и положительно воздействуют на дыхательные пути).
Дети входят в зал, на полу лежат ленточки от “сухого дождя”, все цвета спектра перепутались.
Воспитатель: Дети, посмотрите, что случилось с “сухим дождем”? Как все ленточки оказались на полу? Дети начинают высказывать предположения, в каком порядке повесить ленты, но не приходят к одному мнению.
Воспитатель: А может быть не столь важен порядок и стоит повесить их как нам захочется?
Дети строят предположения, высказывают свое мнение.
Воспитатель: (Постепенно помогает понять правильный ответ).Скажите ,а на что похожи ленточки?
Отгадайте загадку:
Дождик капать перестал
Лучик солнца засиял
Все кругом озолотилось
Что-то в небе появилось
Семицветная дуга
Это чудо…( РАДУГА)
Вы правильно ответили, ребята. Ленточки нашего “дождя” повторяют последовательность цветов радуги. А радугу создала природа, которая знает все правила и закономерности.
В прошлом люди не могли объяснить появление радуги. И трудно было найти человека, который бы оставался к ней равнодушным. Потому существует так много легенд и поверий, связанных с радугой. Древние славяне, глядя на радугу, предсказывали погоду. Если радуга была низкой и широкой, народ ожидал плохую погоду. А высокая и узкая – обещала хорошую погоду. В Англии считается хорошей приметой увидеть радугу и сразу загадать желание.
А интересно тебе, почему мы видим только часть радуги? С земли видна только часть небесной дуги. Но чем выше будет подниматься человек, например, на гору, тем больше радуга будет похожа на круг. Ведь радуга – это отражение солнечных лучей.
А из иллюминатора самолета ты когда-нибудь сможешь увидеть круглую радугу! А вот так выглядит радуга из космоса.
Друзья,а какое слово вам напоминает слово радуга?
Слово “радуга” похоже на слово “радость”.
Воспитатель: Знаете, друзья, я тоже плохо помню порядок цветов и боюсь перепутать. Как же нам быть?
Дети начинают называть, где мы можем получить эти знания: энциклопедии, книги, фильмы, библиотека, журналы и т. д.
Воспитатель: Да, действительно, эту информацию мы можем получить из этих источников, но сейчас у нас ничего этого нет. Но я знаю, где располагается Королевство красок. Хотите отправиться туда за помощью? А для того, чтобы попасть туда, у меня есть волшебные разноцветные шарфы. Мы накроемся ими, превратимся в разноцветные тучки и под музыку плавно поплывем в Королевство красок. Разбирайте шарфы, кто какой цвет хочет.
Цветные шифоновые шарфы обладают терапевтическим эффектом и используются при движении под музыку. Музыка и цвет увлекают детей и оказывают успокаивающее воздействие даже на большинство гиперактивных детей.
Воспитатель: Вот мы уже и в Королевстве красок. И нас с вами встречают королевские Министры. Это самые главные краски королевства, говорят они вместе, могут создать любую другую краску. Как еще называют главные краски? Как вы думаете, зовут Министров?
Дети: Главные краски по-другому называют основными. Министров зовут Красная краска, Желтая краска, Синяя краска.
На столе стоят 3 плоскостных фигуры королевских Министров. Гуашь желтого и красного цветов, палитры, кисти, карточки-задачи на получение оранжевого цвета.
Работа в парах.
Пальчиковая гимнастика « Радуга»
Гляньте:радуга над нами,
Над деревьями,домами,
И над морем,над волной,
И немножко надо мной.
Воспитатель: Замечательно!Правила работы с кистью и краской( одевание фартуков) Вы ничего не упустили. Министры Красная краска и Желтая краска приглашают вас поиграть, но сначала разбейтесь на пары, один из вас брызгает желтой краской, другой красной. Возьмите, пожалуйста, лист бумаги, обратите внимание на линию сгиба посередине листа. Наберите на кисть много желтой гуаши и стряхните ее на линию сгиба, затем так же делаем с красной. Посмотрите на мой лист и скажите, каких капелек больше, желтых или красных?
Дети: Желтых капель больше, чем красных.
Воспитатель: А сейчас нужно сложить лист по линии сгиба и разгладить его ладошками. Теперь откройте и скажите, какой цвет вы наносили на бумагу? Какой цвет появился неожиданно? Откуда на бумаге появился оранжевый цвет?
Дети: Мы брызгали желтую и немного красной краски, а оранжевый мы не брызгали, он получился, потому что смешались желтый и красный цвета.
Воспитатель: Поздравляю! Вы научились получать оранжевый цвет путем смешивания желтого и красного. У Министров Желтой и Красной краски есть задание для вас.
Воспитатель: Умницы! Это замечательная работа. За это Министры дарят вам волшебную палитру, на которой вы будете по порядку размещать ордена. И первый орден вам вручает Министр Красная краска – Орден Красного Сердца, Орден Оранжевого Апельсина; Министр Желтая краска – Орден Желтого Солнца.
На мольберте прикреплена палитра из картона. Постепенно она заполняется разноцветными “орденами” по порядку цветов спектра. Прикрепляют сами дети.
Воспитатель: А теперь давайте познакомимся с Белой Королевой.
(Подходим ко второму столу) Она очень добрая и нежная. Но посмотрите, ели, которые окружают ее дворец, стали белыми. Как вы думаете, что с ним могло случиться?
Дети: Дождь смыл краску, снег выпал, побелела от страха и т. д.
Воспитатель: Как снова разукрасить ели в зеленый цвет, ведь у нас на столе только желтая и синяя гуашь?
Дети: А давайте попробуем их смешать.
Дети на палитрах смешивают желтую и синюю краски. В зависимости от количества того или иного цвета получаются разные оттенки зеленого. Полученным цветом закрашивают белые ели.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие разные оттенки зеленого цвета у вас получились. Назовите их или придумайте свои.
(Упражнение “назовите оттенок или придумайте свой”)
Дети: Темно-зеленый, салатовый, светло-зеленый, изумрудный, огуречный и т. д.
Воспитатель: Белая Королева благодарит вас за помощь и вручает Орден Зеленой Ели.
Ребенок прикрепляет его к волшебной палитре.
Физкультминутка с элементами
артикуляционной гимнастики
Дождь шумит (ш-ш-ш)
Стучит в окно (д-д-д)
Свистнул ветер (с-с-с)
Вдруг темно(закрыть глаза)
Но внезапно ясно стало(открыть глаза)
Солнце в небе засияло(делаем солнышко из ладошек,касаясь одной ладошкой другую,пальчики расставлены и вытянуты вперед)
Ветер тучи разогнал(подуть)
В небо радугу нагнал( рисуем радугу над головой)
С радугой все веселее( улыбнись друг другу)
Мы гулять пошли быстрее( шагаем на месте)
Воспитатель: Королева и Министр Синяя краска на третьем столе приглашают вас поиграть с их любимыми красками – синей и белой.
На столе изобразительный материал: гуашь белого и синего цветов, палитры.
Воспитатель: Что мы всегда рисуем, синим и голубым цветом? (море, небо) Синяя краска у нас есть, а голубой нет. Что нам делать?
Коллективная работа.
Дети предлагают смешать краски. Большой лист бумаги разделен пополам, и дети работают все вместе. Верхнюю часть листа закрашивают голубой краской, а нижнюю синей.
Воспитатель: Ой, ребята, кисточка – хулиганка пробежала по морю и наследила на нем красной краской.
Беру большую кисть, и пока море не высохло, оставляю на нем следы в технике “примакивание”.
Воспитатель: Что же нам придумать, ведь она испортила весь рисунок?
Если дети затрудняются, задаю наводящий вопрос: “Кто живет в море?”
Дети: Рыбки, медузы, киты и т. д.
Воспитатель: Умницы! Конечно. Когда краска высохнет, вы возьмете рисунок в группу и дорисуете рыбкам хвост, плавники, глаза. А какого цвета получились рыбки?
Дети: Фиолетового.
Воспитатель: Какие цвета смешались?
Дети: Синий и красный.
Воспитатель: Какой цвет получился?
Дети: Фиолетовый.
Воспитатель: Вы настоящие художники и за это Королева и Министр Синяя краска вручают вам 3 ордена: Голубого неба, Синего моря и Фиолетовой рыбки.
Дети по очереди прикрепляют ордена к волшебной палитре.
Воспитатель: Вот здорово! Все цветные ордена размещены в правильном порядке. Маша, повтори все цвета друг за другом, начиная с красного.
Спрашиваю несколько детей.
Воспитатель: Вот теперь можно и отдохнуть.
Цветомедитация.
Сядьте на стульчики, ноги можете выпрямить. Закройте глаза. Дыхание ровное. Представьте, что вы сидите на пушистом теплом облаке. Перед вами белая стена... Под ногами ведра с краской и очень большая кисть. Сейчас мы будем красить стену...
Начнем с черного цвета. Красим всю стену, чтобы не осталось ни одного белого пятнышка. Краска высохла.
Теперь красим красной краской, ни пятнышка черного. Краска высохла. Красная стена...
Красим оранжевой краской,следом красим желтой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска высохла. Желтая стена...
Красим зеленой краской. Ни пятнышка желтого.
Красим голубой краской. Не оставляем ни одного пятна. Получилась голубая стена...
Красим синей краской. Синяя стена...
Красим фиолетовой краской. Не оставляем ни одного пятна. Краска высохла. Фиолетовая стена...
Красим белой краской. Ни одного фиолетового пятна. Краска высохла. Белая стена.
Теперь открываем глаза и смотрим вокруг себя. Что изменилось вокруг? Что ты представлял? Каким цветом тебе мысленно понравилось закрашивать стену.
После того, как дети поделились впечатлениями можно уточнить, какие цвета им удавалось закрашивать с трудом? Ответы анализируются и при необходимости проводятся консультации с психологом. (По рекомендации программы “Здравствуй!” М. Л. Лазарева).
Анализ занятия.
Беру в руки фигурки Министров Красная и Желтая красок и спрашиваю детей: как вы думаете, почему Министры наградили вас волшебными палитрами. ( Потому что мы научились смешивать их любимые цвета.) В конце занятия воспитатель хвалит каждого ребёнка и интересуется:
-- Какие краски –Министров мы встретили сначала?
-- Это самые главные краски. Почему?
-- Правильно, потому что из них можно сделать все остальные.
-- Какие цвета мы из них сделали, и как мы их для этого смешивали между собой?
--Какой у вас любимый цвет?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, а каким способом вы получили краску для королевских елей?
Дети: Путем смешивания синей и желтой краски. Раскрасили ели около ее дворца в разные оттенки зеленого цвета.
Воспитатель: Королева благодарит вас за помощь. Какие еще краски мы научились получать?
Дети: Голубую и фиолетовую.
Воспитатель: Ребята, кто из вас назовет все цвета радуги. (Лазерной указкой помогаю детям соотнести называемый цвет с нарисованным).
Дети: Краски сегодня ужасно устали :
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой ,как в сказке.
Вся разноцветная-вот красота!
Вы полюбуйтесь какие цвета.
В ней основа всех основ –
Семь важнейших из цветов.
Воспитатель: Теперь мы снова превратимся в разноцветные тучки и вернемся в детский сад.
Дети накидывают цветные шарфы и под музыку плавно направляются к “сухому дождю”.
Воспитатель: Ну, вот теперь мы знаем, как прикрепить ленточки. Посмотрите на наши ордена и скажите, какого цвета ленточки прикрепить первыми?
Глядя на палитру, прикрепляем все ленты. Предлагаю “искупаться” под“сухим дождем” и пойти в группу, дорисовывать рыбок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию
нод проводилось как открытое мероприятие кружка...
Конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию(в старшей группе )по теме "Золотая осень"
Учить детей видеть красоту природы через средства изобразительной деятельности, продолжать развивать способность к образному восприятию красоты природы и её передаче с помощью цвета, формы, комп...
"Мастерская - Дымковская кукла" (конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию - рисование) в старшей группе
"Мастерская - Дымковская кукла" (конспект открытого занятия по художественно - эстетическому развитию - рисование) в старшей группе...
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционный метод салфеточной аппликации) — «Гроздь рябинки» средняя группа.
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию (нетрадиционный метод салфеточной аппликации)...
Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию для детей второй младшей группы «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!»
Цели занятия:· Поддерживать интерес к изобразительной деятельности;· Продолжать учить рисовать ладошкой и пальчиком ...
Конспект Открытого занятия по Художественно-эстетическому развитию с интеграцией областей познавательное и речевое развитие. Тема : «Зима»
КонспектОткрытого занятия по Художественно-эстетическому развитию с интеграцией областей познавательное и речевое развитие.Тема : «Зима»...
Конспект открытого занятия по художественно –эстетическому развитию в старшей логопедичекой группе. На тему « Использование современных технологий в развитии творческой активности дошкольников». Рисование с использованием песочных столов: « Весна пришла»
Песочная анимация является новым развивающимся видом искусства, способствующем гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования являются уникальные свойства песка – сыпучесть, ...