Программа кружка " Я умею рисовать".
рабочая программа по рисованию (средняя группа)
Программа кружка " Я умею рисовать". Нетрадиционные техники рисования в средней группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_dlya_kruzhka_po_risovaniyu.docx | 41.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА КРУЖКА
«Я умею рисовать»
Автор : Воспитатель Федулина А.И.
ФБГДОУ « Детский сад № 258»
2023 год
Нетрадиционные техники рисования в группе среднего возраста.
СОДЕРЖАНИЕ:
Пояснительная записка
Актуальность программы
Цель программы
Задачи программы
Ожидаемые результаты программы
Тематический план
Список использованной литературы
«…Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него, как творцы красоты, наслаждаются этой красотой».
В. Л. Сухомлинский
Пояснительная записка
Изобразительная деятельность имеет огромное значение для развития и воспитания детей. Она заключает в себе большие возможности, является средством умственного, эмоционально-эстетического и волевого развития детей. В процессе занятия изобразительной деятельностью совершенствуются все психические функции: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции.
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т. д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, ребенок будет стремиться в своих рисунках, аппликациях, поделках рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.
Детское творчество – это чудесная и загадочная страна. А помочь ребенку войти в нее и научиться чувствовать себя там, как дома, значит, сделать жизнь маленького человека интереснее и насыщеннее.
Под творчеством понимается деятельность по созданию новых, оригинальных продуктов, новых результатов, имеющих общественное значение.
Творчество – это не просто всплеск эмоций, оно неотделимо от знаний, умений, а эмоции сопровождают творчество, одухотворяют деятельность человека.
Умение сопоставлять, анализировать, комбинировать, находить зависимости – все это в совокупности и составляют творческие способности. Дети обладают разнообразными потенциальными способностями. Природа наделила их способностью ярко и эмоционально мыслить, сопереживать, целостно воспринимать мир. Нужно только выявить и развить творческий потенциал в доступной и интересной детям деятельности. На мой взгляд, изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в рисунках свое впечатление об окружающем его мире.
Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей. Изображение нетрадиционными техниками – важнейшее средство эстетического воспитания и развития у детей мелкой моторики.
Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, способов создания изображения, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными. Применение нетрадиционных техник изображения способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и их использовании, материалах, их свойствах, способах применения. Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и подкрашенной мыльной пеной, свечой, разноцветными нитками, пластилином, использовать клей для рисования и т. д.
Нетрадиционные техники изобразительной деятельности имеют ряд преимуществ:
многообразие способов изображения;
многообразие средств изображения;
способствует проявлению характера ребенка, его индивидуальности;
вызывает целый комплекс положительных эмоций;
развивает мелкую моторику руки;
прививает любовь к изобразительному искусству;
непринужденно развивает творческие способности.
Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Это дает толчок к проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности, развитию творчества, воображения.
Занятия с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют педагогу осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Их использование способствует интеллектуальному развитию ребенка, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Новизной и отличительной особенностью программы « Я умею рисовать»
является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Цель:
Развивать у детей творческие способности, средствами нетрадиционного рисования.
Задачи:
1.Познакомить с нетрадиционными изобразительными техниками рисования (пальчиками – ладошками, оттиск пробкой, рисование свечой и т.д.)
2.Обучать основам создания художественных образов.
3.Формировать практические навыки работы в различных видах художественной деятельности: рисовании, лепке, аппликации.
4.Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами для работы в различных нетрадиционных техниках.
5.Развивать сенсорные способности восприятия, чувства цвета, ритма, формы, объема в процессе работы с различными материалами: красками, пластилином, солью и т.д.
6.Воспитывать аккуратность в работе и бережное отношение к материалам, используемым в работе.
Виды и техники нетрадиционного рисования.
Детей среднего дошкольного возраста:
Тычок жесткой полусухой кистью, печать поролоном; печать пробками; восковые мелки + акварель; свеча + акварель; отпечатки листьев; рисунки из ладошки; рисование пальчиками; рисование ватными палочками; волшебные веревочки (ниткография).
Методы проведения занятия:
- словесные (беседа, художественное слово, загадки, напоминание о последовательности работы, совет);
- наглядные
-практические
-игровые
Режим занятий:
Средняя группа - количество занятий в неделю 1, в месяц 4 занятия. В год проводится 36 занятий. Длительность занятия в средней группе -20 мин.
Форма занятий – тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Формы подведения итогов в конце года реализации дополнительной образовательной программы:
-Проведение выставок детских работ
-Проведение открытого мероприятия
-Проведение мастер-класса среди педагогов
Ожидаемый результат
Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
-Расширение и обогащение художественного опыта.
-Формирование предпосылок учебной деятельности (самоконтроль, самооценка, обобщенные способы действия) и умения взаимодействовать друг с другом.
-Развитие творческой активности на занятиях, самостоятельности.
- Способность к свободному экспериментированию (поисковым действием) с художественными и нетрадиционными материалами.
- Развитие креативности.
- Индивидуальный «почерк» детской продукции.
- Способность к активному усвоению художественного опыта.
- Развитие общей ручной умелости.
- Нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания художественного образа.
- Склонность к экспериментированию с разными художественными материалами и инструментами.
- Самостоятельность при выборе сюжета, темы, композиции, художественных материалов и инструментов.
- Оригинальность и вариантность в решении творческой задачи и продукта (результата) детского творчества.
Оценка результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике. Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребёнком о выполненной работе. По желанию дети забирают работы домой.
Рисунки, выполненные детьми, служат отчётным материалом работы, они могут быть выставлены на выставке в конце занятия, отчётного периода, по итогам учебного года.
Программа ориентирована на детей среднего дошкольного возраста. Срок реализации программы – 1 год.
Основной формой работы являются групповые занятия, индивидуальная работа.
Список используемой литературы:
1.Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2008г.
2.Р.Г.Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
3.А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.
4.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2».- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008г.
5.К.К.Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет».- М.: «Издательство Гном и Д», 20
6.Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
7.Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
Сентябрь
N п/п | Тема занятия | Техника | Программное содержание |
1 | Яблочко | Рисование ватными палочками. | Учить рисовать ватными палочками , способом тычка, воспитывать аккуратность. |
2 | Укрась платочек | Оттиск пробкой. Рисование пальчиками | Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции, ритма. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. |
3 | Осеннее дерево | Рисование | Развивать интерес к нетрадиционным методам рисования - пальчиками.Воспитать у ребенка художественный вкус. |
4 | Осенний букет | Печатание листьями | Познакомить с приемом печати листьями. Воспитать у ребенка художественный вкус. |
ОКТЯБРЬ
НОЯБРЬ
ДЕКАБРЬ
ЯНВАРЬ
ФЕВРАЛЬ
Март
АПРЕЛЬ
МАЙ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Я умею рисовать палочки и кружочки..."
Рекомендация родителям, как организовать домашние занятия рисованием и лепкой....
Программа кружка "Как хорошо уметь читать"
Направление - речевое развитие. Срок реализации - 2 года.Обучение осознаному и выразительному чтению....
Я умею рисовать. Белфакс.
Занимательная книга с интересными занятиями для детей по изобразительной деятельности....
Рабочая программа кружка «Мои пальчики рисуют» (Вторая младшая группа)
Возможность создать условия для развития мелкой моторики у детей раннего возраста и творческих способностей детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей детей, воображения, мышления, и...
План-программа кружка «Хочу рисовать» В средней группе № 3 «Речецветик» На 2019-2020 уч. Год.
laquo;Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить»В.А. Сухомлинский Пояснительная запискаФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного обра...
Рабочая программа кружка "Мы рисуем!"
Программа предназначена ни только для воспитателей, но и для родителей. С учетом сложившейся ситуацией с пандемией и самоизоляцией многие не посещают детские сады, поэтому любой родитель на осно...
Программа кружка "Мы рисуем" для детей 3-7 лет
Программа кружка "Мы рисуем" для детей 3-7 лет...