Статья: «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста»
статья по рисованию (подготовительная группа)

Запорожская Ирина Владимировна

     Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

    Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

    Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_netraditsionnye_tehniki_risovaniya.docx25.51 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

     Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

    Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

    Нетрадиционные техники рисования – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

    Рисование нетрадиционной техникой стимулирует положительную мотивацию, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

    Нетрадиционные техники рисования являются замечательным способом создания маленьких шедевров. Оказывается можно создать соленую картинку, а ладошка может превратиться в голубого слоника.

    Нетрадиционные техники рисования – это способы рисования различными материалами: поролоном, скомканной бумагой, трубочками, нитками, парафиновой свечой, сухими листьями; рисование ладошками, пальчиками, тупыми концами карандашей, ватными палочками и т. д.

    Рассмотрим некоторые нетрадиционные техники рисования, которые могут быть использованы при работе с дошкольниками.

  1. Печать листьями.

     Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов,
затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для
получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок.
Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

  1. Восковые мелки + акварель.

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

  1. Рисование солью.

1 вариант:

    Соль придает рисунку причудливые узоры. При изображении любого пейзажа или яркого фона можно использовать соль, чтобы придать фону рисунка красивую текстуру. Фон необходимо посыпать солью, пока краска еще не высохла. Когда краска подсохнет, просто стряхните остатки соли. На их месте останутся необычные светлые пятнышки.

2 вариант:

    Способ рисования солью и акварельными красками выглядит так:

  • Нужно нарисовать контур рисунка клеем ПВА.
  • Обильно посыпать рисунок солью.
  • Через 5–7 минут стряхнуть остатки, которые не приклеились.
  • Даем немного времени, чтобы соль подсохла на рисунке;
  • Гуашью раскрашиваем поочередно все детали рисунка (краску лучше набирать погуще, чтобы сильно не растекалась.
  1. Рисование смятой бумагой.

  Смятая салфетка или бумажка позволяет получить также интересную текстуру.

  • краски (акварель, пастель, гуашь);
  • одноразовые тарелки или неглубокие емкости для краски;
  • лист бумаги – белой или цветной;
  • разрезанные на 4 части и смятые листы А4;
  • кисточка и стаканчик с водой.

Техника рисования мятой бумагой.

     Краски нужных цветов помещаются в неглубокие пластиковые емкости. Кусочки бумаги примерно 15 на 10 см сминаются в произвольном порядке. Для каждого цвета – одна смятая бумажка. Мятая бумага играет роль кисти. Нужно пропитать ее краской и оставить отпечаток.

     Оттиск можно ставить точечно. А можно рисовать кусочками бумаги линии (небо, трава, морские волны). Маленькие дети 2–3 лет могут таким способом заполнять раскраски. При использовании густой краски изображение получится фактурным. Жидкой краской отпечатки выходят полупрозрачными, воздушными.

     Для рисунков в технике «мятая бумага» характерны нестрогие линии и некая абстрактность. Чтобы получить реалистичное изображение, рекомендуется воспользоваться кисточкой и карандашом, дорисовав ими детали – например, ствол дерева, листочки, стебли цветов.

  1. Монотипия предметная.

    Необходимо согнуть лист бумаги пополам. Внутри, на одной половине что-нибудь нарисовать красками (например: бабочка). Затем лист сложить и прогладить рукой, чтобы получить симметричный отпечаток.

  1. Кляксография.

    Нетрадиционная техника рисования "кляксография" (выдувание трубочкой) - это очередное волшебство творческих занятий. Такое занятие для детей очень увлекательно, интересно и очень полезное.

    Так, как выдувание через соломинку укрепляет здоровье: силу лёгких и дыхательную систему ребёнка в целом.

   Для создания волшебной картинки потребуется большая клякса, на которую нужно дуть, дуть, дуть ... до тех пор, пока на листе бумаги не появится замысловатый рисунок.

    Когда странный рисунок готов, ему можно подрисовать детали: листики, если получилось дерево; глазки, если получилось волшебное существо.

  1. Ниткография.

    Техники рисования при помощи «волшебной ниточки». Необходимо опустить ниточки в краску так, чтобы они хорошо пропитались краской. Затем их нужно положить на бумагу так, чтобы с двух сторон листа бумаги выступали кончики нитки по 5-10см. Ниточки накрываются другим листом бумаги. Верхний лист придерживается руками. Нитки разводятся в разном направления. Верхний лист поднимается. Необычная картинка готова.

  1. Рисование ватными палочками.

    Принцип данной техники прост: ребенок закрашивает картинку точками. Для этого необходимо обмакнуть ватную палочку в краску и нанести точки на рисунок, контур которого уже нарисован.

  1. Пластилинография.

    Техника, в которой используется пластилин для создания картин с изображением полуобъемных объектов на горизонтальной поверхности. Для поверхности (основы) используются плотная бумага, картон, дерево. Для декорирования изображения можно использовать бисер, бусины, природные материалы и прочее.

  1.  Рисование целлофановым  пакетом.

    Обыкновенный полиэтиленовый пакет немного надуваем и завязываем на узелок или затягиваем резинкой, главное, чтобы он не пропускал воздух. Для рисования нам понадобится один из уголков пакета. Этот уголок окунаем в разведённую гуашь и ставим отпечатки на лист. Самый кончик уголка пакета – это середина отпечатка. Можно сразу окрашивать уголок пакета широкой кистью. Осторожно поднимаем пакет от листа. Получается изображение раскрытого бутона розы. Ставим несколько таких отпечатков на лист бумаги. Если пакет сильно прижимать к листу, то получается большой раскрытый бутон розы, а если делать отпечатки с лёгким нажимом, то розы получаются небольшими в окружности.

  1.  Рисование пупырчатой плёнкой.

    Для рисования этой техникой нужны краски (мы выбрали гуашь), пупырчатая плёнка и фантазия.

Первый способ.

    Подкладываем шаблон изображения  рисунка из белой бумаги под воздушно – пузырьковую плёнку и поверх пленки  закрашиваем рисунок   по контуру.

Второй способ.

    Вырезаем шаблон из воздушно - пузырьковой плёнки. Закрашиваем краской, и делаем отпечаток на листе бумаги, то есть штамп.

    Что можно нарисовать с помощью воздушно-пузырьковой плёнки? Да почти всё. Например:

- разный фон для будущего рисунка (зелёный луг, водные просторы, звёздное небо). - явления природы (радуга, солнце, облака, снег, дождь), цветы, фрукты и овощи, рыб и животных, насекомых, деревья.

        12.  Мыльные пузыри.

     Оказывается, мыльные пузыри можно не только надувать и лопать, а еще ими можно рисовать. В стаканчике с мыльным раствором развести немного краски, взять трубочку и напускать в стакан пузырей. Такой фокус ваши детки проделают с удовольствием. Ну вот, яркой разноцветной пены много, прикладывайте к ней лист бумаги, а как только пузыри начинают проявляться, бумагу нужно убрать – красочный узор готов!

     Каждая из этих нетрадиционных техник - это маленькая игра для ребенка. Использование этих техник позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее. Эти техники развивают воображение, дают полную свободу для самовыражения.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. И. А. Лыкова. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки».
  2. И.А. Лыкова Изобразительная деятельность в детском саду. – М.,2014
  3.  «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники» под редакцией Р. Г. Казаковой, Москва, изд-во «Творческий центр Сфера», 2004
  4. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М., 2006
  5.  А.В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования», изд. «Каро», СПб, 2007
  6. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: Скрипторий, 2003
  7. Источник: https://pups.su/vospitanie/netraditsionnye-tehniki-risovaniya.html?ysclid=l4ub5ibmfp699763982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста.

Презентация.Опыт работы.Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста....

СТАТЬЯ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМ ДОШКОЛЬНЫМ ВОЗРАСТОМ»

СТАТЬЯ «НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМ ДОШКОЛЬНЫМ ВОЗРАСТОМ»Автор – Гасанова Ольга Александровна,воспитатель ГБДОУ №85 Приморского р-на СПб Для детей трёх...

Опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста

В статье описываетяс опыт работы по использованию нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста...

Мастер-класс. Тема:" Рисование крупой. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Крупа – прекрасный материал для поделок, подходит даже для совсем маленьких деток, ведь здесь не нужно ничего вырезать. Крупа хорошо помогает в развитии у детей моторики, координации...

План работы по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста»

И в десять лет, и в семь, и в пятьВсе дети любят рисовать.И каждый смело нарисуетВсё, что его интересует....

Статья "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми дошкольного возраста"

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...

«Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста .Рисование цветным песком».

Как рисовать крупойВариант 1  Рисование крупой по готовому трафарету с уже нанесённым клеевым слоем. В этом случае нужно лишь поэтапно отделять защитный слой от трафарета и посыпать пшеном нужног...