Нетрадиционные техники рисования ладошкой и пальцами рук
методическая разработка по рисованию (младшая группа)

Гадисова Зарема Сейфутдиновна

Мастер - класс для педагогов 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №2 комбинированного вида», г. Микунь Корпус «Сказка» Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования ладошкой, пальчиком» Автор: Гадисова Зарема Сейфутдиновна , воспитатель 2023

Слайд 2

Создание условий для систематизации и осознания педагогами роли художественно-эстетического развития (нетрадиционной техники рисования) в развитии дошкольников. * Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - ладошками и пальчиками * Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними. * Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности. Цель работы: Задачи :

Слайд 3

1. Какие виды нетрадиционной техники рисования вам известны ?

Слайд 4

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В.А. Сухомлинский Шаблоны презентаций с сайта presentation-creation.ru Д алеко не все дети любят рисовать карандашами, красками и другими обычными инструментами. Куда интересней попробовать себя в нестандартном подходе к рисованию., казалось бы, совершенно не предназначенными для этого предметами.

Слайд 5

Рисование пальчиками рук Средства выразительности : пятно, точка, короткая линия, цвет.

Слайд 6

Рисование ладошкой Средства выразительности: пятно, отпечаток, цвет, фантастический силуэт .

Слайд 7

Существует несколько техник пальчикового рисования. Рисуем подушечкой кисти руки (выйдут облака, лужи) Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты или расставлены (ветви деревьев ) . Рисуем полураскрытым кулачком или пальцем, например, так можно рисовать солнышко, бананы, луну

Слайд 8

2. Какие виды нетрадиционной техники рисования вами использовались ? 3. С какими проблемами при использовании с нетрадиционными средствами рисования, вы сталкивались? 4. К какой образовательной области можно отнести использование нетрадиционных средств рисования?

Слайд 9

Видов нетрадиционного рисования очень много, но подходят не для всех возрастов. Работая с детьми первой младшей группы возраста (2,5 – 3 года)

Слайд 10

и средней группы возраста (4-5 лет) я выбрала рисование пальчиками и ладошками, от простого к сложному.

Слайд 11

Каким образом дети могут использовать ладошки?

Слайд 12

Способствует снятию детских страхов Развитие уверенности в своих силах Развитие пространственного мышления Учит детей свободно выражать свой замысел Побуждает детей к творческим поискам и решениям Учит детей работать с разнообразными материалами Развивает чувство цветовосприятия , чувство фактурности и объемности Развивает мелкую моторику рук Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии Во время работы дети получают эстетическое удовлетворение Использование нетрадиционных техник :

Слайд 13

Вывод: В заключение хотелось бы сказать: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №2» г. Микунь

корпус «Сказка»

Сценарий мастер-класса

«Нетрадиционные техники рисования ладошкой, пальчиками»

Автор:

Гадисова Зарема Сейфутдиновна,

воспитатель

2023

Цель:

           Создание условий для систематизации и осознания педагогами роли художественно-эстетического развития (нетрадиционной техники рисования) в развитии дошкольников.

Задачи:

            * Познакомить с нетрадиционной техникой рисования - ладошками и пальчиками.

           * Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.

           * Рассмотреть педагогические условия для реализации нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности.

         Рисование пальчиками

            Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

            Материалы: изобразительные материалы, перчатки, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

            Способ получения изображения: опускаем в гуашь пальчик и наносим точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

            Рисование ладошкой

            Средства выразительности: пятно, отпечаток, цвет, фантастический силуэт.

            Материалы: изобразительные материалы, перчатки, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

            Способ получения изображения: окрашиваем ладошку с помощью кисточки (с 2,5 лет) и делаем отпечаток на бумаге. Рисуем и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Этапы мастер-класса.

   1 этап. Теоретическая часть.

Мастер: Уважаемые коллеги, я рада приветствовать вас на мастер–классе по теме: «Нетрадиционная техника рисования ладошкой, пальчиками»

            «Истоки способностей  и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

                                                                                  В.А. Сухомлинский

           Важнейшим этапом в развитии личности ребенка является дошкольный возраст, в котором закладывается приобщение его к миру культуры и искусства, общечеловеческим ценностям.

           Одним из главных средств познания мира, развития знаний и умений, а также выразительности эстетического восприятия выступает рисование, которое связано с самостоятельной творческой деятельностью ребенка. Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

          Однако, далеко не все дети любят рисовать карандашами, красками и другими обычными инструментами. Куда интересней попробовать себя в нестандартном подходе к рисованию.

          Ничто так не манит ребенка, как рисование, казалось бы, совершенно не предназначенными для этого предметами. Например, такими как: ладошки, пальчики рук,  ватные палочки, зубочистки, фрукты и овощи в разрезе и многое другое.

           Виды нетрадиционных техник рисования достаточно разнообразны, и в каждой технике ребёнок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы.

Мастер: Какие нетрадиционные техники рисования вам известны? К нетрадиционным техникам рисования относятся:

§  рисование пальчиками и ладошками

§  рисование отпечатками предметами

§  граттаж - восковые мелки + акварель,

§  свеча + акварель,

§  набрызг,

§  отпечатки листьев,

§  импасто - техника

§  рисование солью

§  рисование по сырой бумаге

§  рисование мыльными пузырями.

Мастер: Какие нетрадиционные техники рисования вы используете в своей работе? (Ответы педагогов)

Мастер: С какими проблемами при использовании нетрадиционных

техник рисования Вы сталкивались? (Ответы педагогов)

Мастер: К какой образовательной области можно отнести рисование нетрадиционными техниками? (художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие в виде экспериментирования и исследования).

Мастер: Методика использования нестандартного подхода к рисованию широко распространена среди дошкольников, педагогов  и родителей.

            Техника рисования пальчиками или ладошкой помогает ребёнку почувствовать свободу творчества, даёт взаимодействие с изобразительным материалом (с краской) без кисточки. Рисуя пальцами или ладошкой, ребёнок получает необыкновенное чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

И вот существует несколько техник пальчикового рисования.       

1. Рисуем подушечкой кисти руки - получаются облака, лужи.

2. Рисуем ладошкой, при этом пальчики могут быть сомкнуты или расставлены – получаются ветви деревьев.

3. Рисуем полураскрытым кулачком или пальцем, например, так можно рисовать солнышко, бананы, луну.

         В последнее время появился огромный выбор специальных красок для рисования пальчиками - они легко смываются с рук и хорошо отстирываются с одежды.

        Работу по использованию нетрадиционных техник рисования пальчиками и ладошкой начала в первой младшей  группы. Также применяла в работе с детьми средней группы. Наблюдения за детьми в процессе выполнения творческих работ позволили мне сделать следующие выводы. Детям очень нравятся нетрадиционные техники рисования, это для них очень интересная и увлекательная деятельность. Во время выполнения творческой работы у детей развивается воображение, образное мышление и фантазия. И это самый доступный способ развивать у ребенка творческое начало.

          Занятия нетрадиционными техниками рисования позволяют ребятам не бояться сделать что-то не так, позволяют детям получать незабываемые положительные эмоции. Занятия продуманы так, что в итоге получаются работы, которые могут использоваться в оформлении детского сада, а также  выставках творческих работ, чтобы родители гордились своими детьми.

            Перед выполнением творческих работ я всегда провожу с детьми беседу по выбранной тематике, с использованием демонстрационного материала. Например: при рисовании деревьев в разное время года (лето, зима, весна, осень), рассказываем о том, как они выглядят замой, весной, летом, осенью. Какие осадки наблюдают ребята, когда деревья сбрасывают листву и т.д.  При этом демонстрирую картинки, использую стихи и потешки, а также песенки.

          Как и в любой деятельности, в процессе рисования пальчиками и ладошками возникают свои сложности. Здесь очень важна своевременная помощь воспитателя. Во время работы очень важно поговорить с ребенком о том, что еще можно изобразить, каким он видит то или иное изображение, какие цвета лучше применить и т.д. Работа направлена в основном на развитие воображения, которое самостоятельно они еще применять не могут.

2 этап. Практическая часть.

Мастер: Я приглашаю фокус-группу 6 человек, к нам могут присоединиться коллеги, желающие принять участие.

Просмотр видео-ролика.(семейка снеговиков)

А теперь, уважаемые коллеги, я предлагаю вам самостоятельно изобразить такой же или любой другой желаемый рисунок с использованием ладошки и пальцев рук. На столе для рисования вам предложены листы бумаги и картона, перчатки, пальчиковые краски, гуашь, влажные салфетки, вода, кисточки.

Работа с аудиторией

Мастер: Уважаемые коллеги! Не зря говорят: «Наши руки не для скуки»

  1. Каким образом дети могут использовать ладошки в своей деятельности?

  • в ориентации в пространстве
  • в пальчиковом театре
  • в пальчиковой гимнастике
  • в аппликации
  • в математике

После беседы

3 этап: Представление и презентация рисунков фокус-группой

4 этап: Рефлексия

Вопросы:

  1. Вызвала ли у вас интерес данная техника  рисования? Почему?
  2. Как вы считаете, можете ли вы его использовать в работе с детьми вашей возрастной группы?
  3. На развитие каких качеств у детей был направлен данный  опыт?

Использование данной нетрадиционной техники:

  • Способствует снятию детских страхов
  • Развитие уверенности в своих силах
  • Развитие пространственного мышления
  • Учит детей свободно выражать свой замысел
  • Побуждает детей к творческим поискам и решениям
  • Учит детей работать с разнообразными материалами
  • Развивает чувство цветовосприятия, чувство фактурности и объемности
  • Развивает мелкую моторику рук
  • Развивает творческие способности, воображение и полет фантазии
  • Во время работы дети получают эстетическое удовлетворение

  1. Был ли вам данный  опыт полезен?

5 этап. Заключительная часть

Мастер: В заключение хотелось бы сказать: рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, который очень важно поддерживать, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Это и есть главный аспект в моей работе, чтобы занятия приносили детям только положительные эмоции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по изо деятельности (нетрадиционная техника рисования - ладошками; рисование кисточкой) "Весёлая зебра"

Задачи:способствовать повышению общего эмоционального фона и улучшению психологического климата в группе;формировать предметные представления у детей по теме «Животные»развивать зрительное воспр...

Конспект совместной деятельности педагога с детьми раннего возраста (2-3года) по рисованию с использованием нетрадиционной техники:"рисование ладошками" на тему "Воробей"

В  конспекте предоставлен материал по рисованию с детьми раннего возраста с использованием нетрадиционной техники "рисования ладошками" на тему "Воробей"....

Конспект непосредственной образовательной деятельности по (художественно-эстетическому развитию) Рисование на тему: с использованием нетрадиционной техники (рисование ладошкой) "Тюльпан для мамочки"

Цель: познакомить детей с детей с  нетрадиционной техникой рисования;  Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования. Формировать умение детей рисовать ладошкой....

Конспект занятия Тема: «Жили у бабуси два весёлых гуся» (рисование в нетрадиционной технике (рисование ладошками)

Цель. Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку, фольклор. Расширять и систематизировать знания детей о домашних птицах, их особенностях. Совершенствовать умени...

Конспект занятия по рисованию в младшей группе «Домашние птицы!» с использованием нетрадиционной техники рисования – ладошкой.

Тема: "Цыплята". Цель: Познакомить детей с техникой печатания ладошкой. Учить дополнять изображение деталями с помощью кисточки. Развивать способность сочувствовать. Раздаточн...

Рисование нетрадиционной техникой рисования - ладошкой

Детям очень нравится трогать все руками и проверять на ощупь. Не надо ограничевать эти желания. Просто направить эти желания в нужное там направление. [[{"type":"media","view_mode":"media_large",...