Итоговое занятие по ИЗО "Матрешка" в старшей группе
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Коробкова Екатерина Андреевна

Знакомство детей с историей создания русской матрешки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itgovoe_zanyatie_matreshka.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Ход образовательной деятельности:

1.Организационная часть.
Дети стоят полукругом
Воспитатель: Отгадайте загадку .

 Алый шёлковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …(матрёшка).

Кто к нам пришёл в гости? Сейчас посмотрим…
Вносит матрешек.

Воспитатель: - Дети, это что за куклы такие нарядные к нам пожаловали?
Дети: Матрёшки
Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки.
воспитатель: А вы знаете как появилась матрешка?

 Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х гг.19 в., по образцу привезенному из японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума-  лысоватого старичка с головой  вытянутой вверх от многочисленных раздумий. 

Воспитатель: А вы знаете из чего делают матрешек? Матрёшки изготавливают из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Мастер придирчиво отбирает материал для будущей куклы, чтобы не было ни сучка, ни трещинки и только потом приступает в работе. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше. потом уже все остальные фигурки. атем уже матрешек росписывает художник и покрывает лаком
Наиболее известна семёновская матрёшка-это прародительница современных матрёшек. 
Были и загорские матрёшки и полхов-майданские, все они отличались росписью, но одеты одинаково: расписной сарафан, полушалок, передник. Давайте рассмотрим наших матрешек.
Дети: Матрёшка одета в русский сарафан, на голове шаль и передник.
Воспитатель: А какие узоры вы видите?
Дети: Цветы, листочки, веточки, ягоды, травинки, бутоны.
Воспитатель: Матрёшки народ весёлый и нас приглашают поиграть.

Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (Наклоны головой влево - вправо)

Любим танцевать, (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши).
2. Практическая часть.
Воспитатель: Посмотрите, а наша матрёшка пришла не одна, а с подружками. Но почему подружки такие невесёлые и грустные?
Дети: У них не украшен сарафан и платочек.
Воспитатель: Да, дети, они грустят, им хочется быть нарядными, поможем и украсим наряд? 
Дети с радостью соглашаются.

Воспитатель: 
- А как мы будем украшать? Что мы сможем вылепить?
Дети: Цветочки и ягодки, листики.
Воспитатель: Давайте вспомним, как мы  делали цветочек и листики?
Дети: Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим.
Воспитатель:Я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и побыть художниками. Ну, что за работу?(Дети садятся за столы и  выбирают цвет пластилина и матрешек по своему желанию.)
Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия. 
Гимнастика для уставших пальчиков.
Долго, долго мы лепили,
(руки сцеплены в замок и круговые вращения кистями)
Наши пальцы утомили,
(встряхивание кистями рук)
Пусть немножко отдохнут,
(поглаживание каждого пальчика по - очереди)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведём
(развели руки в стороны)
И опять лепить начнём.
(хлопают в ладоши)
3. Заключительная часть.
Дети делают выставку из поделок, матрёшка их хвалит.
Воспитатель: У вас получились настоящие русские матрёшки , мы украсим нашу групповую комнату и будем любоваться ими.
Воспитатель:
- Какие игрушки были популярны в народе?

- Какие костюмы носили матрёшки?
- Какое настроение возникает при взгляде на матрёшку? Чем вам нравится эта игрушка?

                                                                     

 

Организованная образовательная деятельность с детьми старшей группы.

Тема:

«Украшение матрешки». (Пластилинография).

Интегрируемые

образовательные

области

Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие,

речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Специфические виды

детской деятельности

в которую вовлечены

воспитанники:

Сюжетно-ролевая игра, коммуникативная, познавательная, художественно-эстетическая деятельность.

Цель:

Познакомить детей с историей создания русской матрешки.

Задачи:

- Учить отражать характерные особенности оформления матрёшки в нетрадиционной технике – пластилинографии.
- Закрепить понимание взаимосвязи декоративно-прикладного искусства и русского фольклора.
- Закрепить способы работы в технике

« пластилинография»: раскатывание, сплющивание, выполнение декоративных элементов, раскрашивание пластилином.
- Воспитывать интерес к народной игрушке

- Развивать речь, внимание, наблюдательность, любознательность.

Методические приемы

и формы организации

деятельности:

Привлечение внимания детей, мотивация их интереса, желания участвовать в совместной деятельности,

рассматривание матрешек,

Хороводная игра «Мы матрешки»,

Самостоятельная работа по украшению готовых силуэтов матрешек с помощью воскового пластилина.

Оборудование и материалы

-Расписные матрешки из папье-маше

- Силуэты матрёшек, вырезанные из плотного разноцветного картона с нарисованными лицами.
- Набор цветного пластилина.
- Стека
- Салфетка
- Доска

Предварительная

работа

Изготовление образцов матрешек из папье-маше, изготовление силуэтов матрешек из картона

Актуализация знаний детей об истории создания русской матрешки.

Словарная работа: развивать связную речь при ответах на вопросы, обогащать словарь детей словами : народный промысел, фольклор, роспись, гжель, хохлома.

Последующая работа

Продолжение ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством.

                               

                                             Ход образовательной деятельности.

1.Вводная часть.

Организационный момент.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята!

Дети: здороваются на русском и татарском языках.

Дети стоят полукругом
Воспитатель: Отгадайте загадку .

 Алый шёлковый платочек, 
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская …(матрёшка).

Дети: матрешка

Воспитатель: Правильно, молодцы!
Вносит матрешек.

Воспитатель: - Дети, это что за куклы такие нарядные к нам пожаловали?
Дети: Матрёшки
Воспитатель: Правильно, самыми любимыми игрушками в народе, у детей были матрёшки.
воспитатель: А вы знаете как появилась матрешка?

 Первая русская матрешка была выточена и расписана в московской игрушечной мастерской только в 90-х гг.19 в., по образцу привезенному из японии. Этот японский образец, выполненный с большим юмором, представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок японского мудреца Фукурума-  лысоватого старичка с головой  вытянутой вверх от многочисленных раздумий. Воспитатель: А вы знаете из чего делают матрешек?Матрёшки изготавливают из лиственницы, липы и осины, срубленных обязательно ранней весной. Мастер придирчиво отбирает материал для будущей куклы, чтобы не было ни сучка, ни трещинки и только потом приступает в работе. Обычно первой вытачивают самую маленькую неоткрывающуюся фигурку, порой она бывает совсем крошечной, меньше ногтя, затем больше, больше. потом уже все остальные фигурки. затем уже матрешек расписывает художник и покрывает лаком
Наиболее известна семёновская матрёшка-это прародительница современных матрёшек. 
Были и загорские матрёшки и полхов-майданские, все они отличались росписью, но одеты одинаково: расписной сарафан, полушалок, передник. Давайте рассмотрим наших матрешек.
Дети: Матрёшка одета в русский сарафан, на голове шаль и передник.
Воспитатель: А какие узоры вы видите?
Дети: Цветы, листочки, веточки, ягоды Ребенок: травинки, бутоны.
Воспитатель: Матрёшки народ весёлый и нас приглашают поиграть.Поиграем?

Дети: Да!

Веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Сарафаны пестрые, (Руки на пояс, повороты туловища направо – налево)

Яркие платочки, (Наклоны головой влево - вправо)

Любим танцевать, (Топают ногами)

Раскраснелись наши щечки, (потереть щечки)

Мы веселые матрешки,

Мы похожи словно сестры. (Хлопают в ладоши).

2.Основная часть.

Воспитатель: Посмотрите, а наша матрёшка пришла не одна, а с подружками. Но почему подружки такие невесёлые и грустные?
Дети: У них не украшен сарафан и платочек.
Воспитатель: Да, дети, они грустят, им хочется быть нарядными, поможем и украсим наряд? 
Дети с радостью соглашаются.

Воспитатель: 
- А как мы будем украшать? Что мы сможем вылепить?
Дети: Цветочки и ягодки, листики.
Воспитатель: Давайте вспомним, как мы  делали цветочек и листики?
Дети: Катаем колбаску из пластилина, делим на равные части, скатать шарики, разложить вокруг серединки и сплющить каждый до блинчика, листики – это овалы, которые тоже плющим.

Воспитатель: Я предлагаю вам пройти в нашу мастерскую и побыть художниками. Ну, что за работу?

(Дети садятся за столы и  выбирают цвет пластилина и матрешек по своему желанию.)
Воспитатель показывает процесс и уточняет у детей по ходу занятия. 
Физминутка:
Долго, долго мы лепили,
(руки сцеплены в замок и круговые вращения кистями)
Наши пальцы утомили,
(встряхивание кистями рук)
Пусть немножко отдохнут,
(поглаживание каждого пальчика по - очереди)
И опять лепить начнут.
Дружно руки разведём
(развели руки в стороны)
И опять лепить начнём.
(хлопают в ладоши).

Воспитатель: Ну что, отдохнули ваши пальчики? Тогда продолжим.

3.Заключительная часть. Дети делают выставку из поделок, матрёшка их хвалит.
Воспитатель: У вас получились настоящие русские матрёшки , мы украсим нашу приемную и будем любоваться ими, а сейчас распрощаемся с нашей гостьей. Дети:прощаются на русском и татарском языках.
Воспитатель:
- Какие игрушки были популярны в народе?

- Какие костюмы носили матрёшки?
- Какое настроение возникает при взгляде на матрёшку? Чем вам нравится эта игрушка?
- Вам понравилось занятие?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект и логика итогового занятия для детей старшей группы. Интеллектуальная игра.

Данный материал содержит материал по всем образовательным областям. Занятие проводится в форме интеллектуальной игры: соревнование двух команд. Задания для детей разнообразные, интересные. Также предл...

Итоговое занятие" Дорога в старшую группу"

Конспект интегрированного занятия по  развитию речи и познавательному развитию....

Конспект итогового занятия-викторины в старшей группе "Умные непоседы"

Крнспект итогового занятия-викторины в старшей группе "Умные непоседы"...

Конспект итогового занятия по математике старшей группе "Сравнение групп по количеству предметов"

На занятии дети упражняются в счете предметов в прямом и обратном порядке, в работе с таблицами, задания способствуют   формированию у дощкольников  пространственных представлений “справа”, ...

Итоговое занятие с детьми старшей группы по экологическому воспитанию «О том, как зимуют дикие животные»

Итоговое занятие с детьми старшей группыпо экологическому воспитанию«О том, как зимуют дикие животные»...