Перспективный план занятий по программе художественно-эстетической направленности "Волшебный мир красок. Нетрадиционные техники рисования"для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
календарно-тематическое планирование по рисованию (средняя группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 63 г. Томска
Утверждена_____________
Перспективный план занятий по программе художественно-эстетической направленности «Волшебный мир красок. Нетрадиционные техники рисования»
(Возраст детей 4-7 лет)
Срок реализации программы: 3 года
Составитель: Студеникина
Елена Владимировна
г. Томск, 2015
Актуальность
Важное условие развития детского изобразительного творчества - овладение навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях по изобразительной деятельности, обогащение впечатлений об окружающей действительности путем наблюдения, показа слайдов, произведений искусства, чтения литературных произведений.
В настоящее время наряду с вопросами формирования графических навыков отечественными педагогами (Т. Комаровой) говорится о целесообразности приобщения дошкольников к нетрадиционной технике рисования, целесообразность которой очевидна.
Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, раскрепощенными, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребенку возможность удивиться и порадоваться миру, активизировать поисково-исследовательскую деятельность.
Поэтому это направление было выбрано в качестве программы индивидуального развития педагога. В качестве основы для составления данного перспективного плана я выбрала программу «Природа и художник». Автор Т.А. Копцева.
Таким образом, сформировались задачи:
- Оказание детям помощи в овладении различными изобразительными средствами и материалами, сочетания техник рисования; поощрения самостоятельного экспериментирования с художественными материалами.
- Развитие чувства ритма, цвета, формы, композиции.
- Развитие воображения, фантазии, эстетического восприятия, эмоциональной сферы.
- Экологическое и эстетическое воспитание дошкольников.
Исходя из основных задач для каждой возрастной группы, разработан перспективный план. Темы занятий спланированы на весь учебный год помесячно с указанием техники или основного изобразительного материала.
Тематика занятий довольно разнообразна: это и времена года, и природные явления, животный и растительный мир, знакомство с произведениями искусства, художниками-иллюстраторами, мир сказок и фантазий.
Необходимость разработки и обоснованность программы.
В современное время необходимо научить дошкольников творческому видению, исследовательскому поведению. Ведь именно эти качества личности позволят им успешно адаптироваться к любым новым условиям жизни. Поэтому все наши педагогические усилия должны быть направлены на развитие любознательности, наблюдательности, познавательной и творческой активности и самовыражений ребёнка в исследовательской и проектной деятельности. Овладение нетрадиционными техниками рисования помогают детям раскрепоститься, реализовать свои замыслы на бумаге различными художественными материалами.
Поставленная мною тема полностью совпадает с годовыми задачами ДОУ, а именно:
- Создание образовательного пространства взаимодействия взрослого и детей при организации и реализации поисково-исследовательской деятельности как основы становления инициативности, активности человека, определяющие процессы саморазвития;
- Совершенствование работы с педагогами по становлению профессиональной и личностной компетентностей;
- Психолого-педагогическое сопровождение семьи в воспитании дошкольников.
Перспективный план занятий по нетрадиционной технике рисования
Средняя группа
Сентябрь
- Летняя лужайка (трафарет, тампон, гуашь)
- Яркое солнышко. (Масляная пастель, акварель)
- Радуга-дуга (Акварель, по-сырой бумаге)
- Краски осенней земли. (Гуашь, печатание листьями)
Октябрь
- Цветик-многоцветик. (Пластилин, картон)
- Образы деревьев. В багрец и золото одетые леса… (Гуашь, восковой мелок, пальчиковая живопись)
- Развесистое дерево (пастель, акварель)
- Морская звезда. (Восковой мелок, акварель)
Ноябрь
- Мои любимые рыбки. (восковой мелок, акварель)
- Червячок сердится. (Восковой мелок, акварель)
- Веселая и грустная черепаха. (Восковой мелок)
- У меня живет щенок (гуашь, щетинная кисть)
Декабрь
- Колючий ежик. (Уголь)
- Сказочная птица. Павлин. (Гуашь, отпечаток руки)
- Укрась елочку бусами (оттиск пробкой, гуашь)
- Праздничный салют (восковые мелки, акварель)
Январь
- Морозный узор (свеча, акварель)
- Я-веселый художник. Автопортрет. (Фломастер)
- Снег на домиках (Манка, клей)
- Я-художник-фантазер. Ваза-фантазия. (Монотипия, гуашь)
Февраль
- Звездное небо. (Гуашь, набрызг)
- Гроздь рябинки (гуашь, ватные палочки)
- Потеряли котятки на дороге перчатки (печать от руки, гуашь)
- Крошки-осьминожки (печать от руки, смешение красок)
Март
1. Открытка для мамы (гуашь, восковой мелок)
2. Нарисуй и укрась вазу для цветов. (трафарет, восковые мелки, акварель)
- И поплыли по небу облака (по-сырому)
4. Дымковская игрушка (печатание, гуашь)
Апрель
- Филимоновская игрушка (трафарет, восковые мелки)
- Веселая матрешка (Отпечатки пуговицами по силуэту матрешек)
- Художник украшает пасхальные яички. (Восковой мелок, акварель)
- Украшение зонтика. (Гуашь, поролон)
Май
- Моя любимая воспитательница. (Восковой мелок)
- Одуванчики (Гуашь)
- Деревья в цвету (Набрызг, гуашь, восковой мелок)
- Каких я видел бабочек. (Монотипия, гуашь)
Старшая группа
Сентябрь
- Летняя лужайка (Гуашь, восковой мелок, трафарет)
- Образы неба. Светлые и темные краски. (Акварель, по-сырому)
- Образы земли. Разноцветные горы. (Пастель)
- Образы деревьев. Семья деревьев. (Уголь, гуашь)
Октябрь
- Комнатные растения. (Восковой мелок)
- Образы деревьев. Унылая пора, очей -очарованье…( цветная бумага, клей)
- Образы земли и неба. Образы ночи. Звездная ночь. (Гуашь, набрызг)
- Осенний урожай. Изобилие грибов. (Восковой мелок, акварель)
Ноябрь
- Образы подводного мира. Рыбы большие и маленькие. (Восковой мелок, акварель)
- Образы птиц. Птичье семейство (Уголь, пастель)
- Образы насекомых. Бабочки и стрекозы любуются солнцем. (Гуашь, пастель).
- Образы диких зверей. Семья бурых медведей. (Акварель, оттиск пробкой)
Декабрь
- Образы земноводных животных. Лягушка-квакушка. (Гуашь)
- Образы домашних животных. Корова Буренка. (Пастель, акварель)
- Образы животных. Барашки. (Гелевая ручка, акварель)
- Образы домашних животных. Кот-Котофеич. (Оттиск поролоном, гуашь)
Январь
- Образы фантастических животных. Чудо-зверь. (Восковой мелок,
пастель)
- Моя буква. Главная буква. Буква «Я» (Пастель, акварель)
- Зимняя ночь (черно-белый граттаж)
Февраль
- Двенадцать месяцев. (Восковой мелок, акварель)
- Образы времен года в искусстве. Перчатки, шапки для Зимы, Весны, Лета, Осени. (Цветные фломастеры, цветные карандаши)
- Дом для Зимы, Весны, Лета, Осени (Замок-сосулька, Терем-цветок и.т п. (Восковой мелок, акварель)
4. Образы времен года в искусстве. Посуда. (Восковой мелок, акварель)
Март
- Весенние праздники. Мамин праздник. Изображение портрета мамы. (Пастель)
- Весенние праздники. Первые цветы. Подснежники. (Восковой мелок, акварель)
- Чудо-планета. (Гуашь)
- Украшение пасхальных яичек. (Гуашь, ватные палочки)
Апрель
- Любимые сказки. Путешествие в сказочную страну на воздушном шаре. (Восковой мелок)
- Я вчера летал в ракете (набрызг, печать поролоном по трафарету)
- Волшебные предметы. Волшебный сосуд. (Гуашь)
- Праздничный стол в сказочной стране. Сказочный торт. (Пастель)
Май
- Волшебная обувь. Сапоги-скороходы (Пастель, акварель)
- Волшебная птица. Золотая птица. (Восковой мелок)
- Сказка и быль. Цветы сказочной красоты. Огоньки. ( Гуашь, оттиск поролоном)
- Моя любимая игрушка (Художественный материал на выбор)
Подготовительная к школе группа
Сентябрь
- Лето, ах лето! ( Восковые мелки, акварель)
- Образы земли. Ковер из осенних листьев.(Гуашь)
3. Образы деревьев. Деревья долгожители. Баобаб, дуб. (Цв.бумага, клей)
4. Образы земли и неба. Лестница в небо. Радуга. (Гуашь)
Октябрь
- Образы цветов. Букет цветов. (Пастель)
- Образы растений. Экзотические растения. Кактус. (Пастель)
- Зеркало природы - вода. Отражение. (Гуашь, монотипия)
- Образы природы. Чудо-дерево. (Пастель)
Ноябрь
- Образы зимней природы. Следы на снегу. «Снежная» страница. (Уголь, гуашь)
- Образы птиц. Перелетные птицы. (Пастель, акварель).
- Образы насекомых. Букашки-таракашки. Мухи. Комары. Бабочки. Стрекозы. (Пастель, акварель)
- Образы подводного царства. Рыбы коралловых рифов. Акулы. (Восковой мелок, акварель)
Декабрь
- Образы домашних животных. Кто сказал «мяу»? ( Уголь, пастель, акварель)
- Образы экзотических животных. Слоны. (Гуашь, смешение красок)
- Образы диких животных. У кого на голове дерево растет? (Пастель, акварель)
- Образы животных-символов Нового года. Карнавальная маска животного. (Гуашь)
Январь
- Образы фантастических животных. Чудо-зверь. (Восковой мелок)
- Мои друзья. Парный портрет. Моя семья. (Пастель)
- Едем в страну Выдумляндию или Вообразилию. Выдумляндский, фантастический транспорт. (Пастель, акварель)
Февраль
- Холодное царство. Путешествие в Антарктиду. Пингвины. (Гуашь)
- Теплое царство. Путешествие на африканский континент. Ребята-негритята. (Пастель, акварель)
- Серебряное королевство. Серебряная рыба. Чудо-юдо рыба-кит. (Гуашь)
- Страна улыбок - царство смеха. (Печатание картофелем)
Март
- Шахматное королевство. Королевство графики. Белое на черном, черное на белом. (Гуашь)
- Страна чудес. Царство волшебных букв. Мое имя. (Пастель, акварель)
- Русский сувенир. Матрешка. (Пастель, гуашь)
- Путешествие на африканский континент. Путешествие по Египту. Пирамиды. (Цветные фломастеры, пастель)
Апрель
- Декорирование пасхальных яичек. ( Пастель, гуашь)
- Путешествие по Азии. Полет над Великой Китайской стеной. (Восковой мелок, акварель)
- Путешествие на Американский континент. Зарубежные друзья. Ребята- индейцы с разрисованными лицами и перьями на голове. (Пастель, аквакрель)
- Космическое путешествие. Космический транспорт. (Гелевая ручка, фломастер, восковой мелок)
Май
1. Цветы весны. В гостях хорошо, а дома лучше. (Пастель, гуашь)
2. Москва-столица нашей Родины. Я иду, шагаю по Москве…(свеча, гуашь)
3. Обобщающее занятие. До свидания, детский сад! Итоговая выставка. (Восковой мелок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть первая)
В презентации наглядно представлена последовательность работы в нетрадиционных художественных техниках: монотипия; рисование ладошкой, пальчиком; оттиск пробкой; рисование тампоном....
Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть вторая)
В презентации наглядно представлена последовательность работы в нетрадиционных художественных техниках: тычкование, рисование тампоном, набрызг. ...
Презентация "Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР" ( часть третья)
В презентации наглядно представлена последовательность работы в нетрадиционных художественных техниках: кляксография с трубочкойЮ рисование по сырому на мятой бумаге, граттаж....
Годовой отчет по самообразования "Использование нетрадиционной техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Годовой отчет...
Нетрадиционные техники рисования, в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста в ДОУ.Возможности их использования в рамках непрерывной образовательной совместной деятельности с детьми старшего дошко...
Статья "Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Сатья удет полезна педагогам, воспитателям, психологам, родителям....
Нетрадиционные техники рисования с детьми среднего и старшего дошкольного возраста с использованием подручных средств
Детский рисунок – это свой особый мир, неповторимый и потому особенно ценный, несущий в себе много важной и уникальной информации. Дети рисуют везде и всюду, ведь рисование для них радостный вдо...