Методическая разработка "Рисование в технике монотипия в детском саду"
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Смердева Наталья Александровна

Методическая разработка подойдёт для воспитателей и педагогов дополнительного образования в ДОУ, желающих попробовать технику монотипия на занятиях изобразительной деятельностью. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

 «Рисование в технике монотипия в детском саду»

 

 

 

 

                                         Педагог доп. образования:  

Смердева Наталья Александровна

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2023 г 

С самого раннего возраста детям нравится работать с красками. Размазывать, делать круговые движения и тычки, смешивать цвета. Способность создавать узнаваемый образ, прорисовывать детали формируется позже. Техника монотипия может применяться на занятиях во всех возрастных группах детского сада. При помощи отпечатывания создаются как простые картинки, так и сложные образы.

У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.

Подготовка к знакомству с монотипией начинается с выбора материалов и сюжета для рисования. Данная техника удобна тем, что позволяет использовать разнообразные материалы для творчества. Каких-то специальных материалов или инструментов не потребуется.

Бумага для рисования. Не рекомендуется использовать офисную бумагу и тетрадные листы — от контакта с водой они промокают и могут порваться. Лучше выбрать более плотную бумагу для черчения или работы с красками.

Кисти, спонжи. Кисточки подойдут любые, средней толщины. Для ребят постарше потребуются тонкие кисти. Вместо спонжей можно использовать губки.

Краски: акварель, гуашь. Со старшими дошкольниками можно использовать акриловые краски.

Приёмы монотипии для разных возрастных групп

Приём рисования

Применение в технике монотипия

Возрастная группа

Рисование пятен и линий

Рисование симметричных объектов: бабочка, яблоко, лист, цветок, ёлочка.

Создание первых симметричных композиций: ваза с цветами, птички на траве.

Первая и вторая младшие (1,5–4 года)

Тычки

Рисование объектов с пятнистым узором: мячик, платье, бабочка.

Изображение деталей при помощи тычка: шарики на ёлке, одуванчики на поляне, яблоки на дереве.

Вторая младшая и средняя группы (3–5 лет)

Заливка фона

Оформление пространства для будущей монотипии: небо, поляна, фон для открытки.

Заливка фона как элемент композиции в технике монотипия: предметы и их отражение в воде (пейзажи).

Старшая и подготовительная группы (5–7 лет)

Обводка

Прорисовка контура получившегося изображения: выполняется карандашом, фломастером или тонкой кистью.

Начиная со средней группы

Штриховка, детализация

Прорисовка деталей на изображении: травинки на поляне, прожилки на листе, узор на крыльях бабочки, ветки деревьев в пейзаже.

Подготовительная группа

        

Каждый ребёнок развивается в своём темпе, и у него формируется собственный вкус. Когда одни дети справляются с пятнами и линиями, некоторые уже пробуют обводить контуры, так что важно использовать индивидуальный подход в работе с детьми. Грамотно спланированное занятие – залог гармоничного творческого развития детей.

Обучение нетрадиционным техникам рисования включается в блок занятий по изобразительной деятельности. Тема указывает на объект, который дети будут рисовать. Структура занятия усложняется от младшей группы к подготовительной, но содержит обязательные элементы:

  • мотивирующее начало,
  • практическая работа,
  • рефлексия (озвучивание эмоций и обсуждение работ).

Длительность занятия по рисованию определена нормами СаНПиН для каждой возрастной группы:

  • младшая группа — 15 минут;
  • средняя группа — 20 минут;
  • старшая группа — 25 минут;
  • подготовительная группа — 30 минут.

Временной план занятия по монотипии в младшей группе

  • Мотивирующее начало – 2-3 минуты;
  • Физкультминутка или игра малой подвижности – 2 минуты;
  • Практическая работа – 8-9 минут;
  • Рефлексия – 1-2 минуты.

На занятии в средней группе увеличивается длительность практической части.

  • Мотивирующее начало – 5-6 минут;
  • Трудовые поручения (подготовка рабочего места и материалов) – 1-2 минуты;
  • Физкультминутка – 2-3 минуты;
  • Практическая работа – 11-13 минут;
  • Рефлексия и анализ работ – 2 минуты;
  • Подведение итогов – 1 минута.

На занятии в подготовительной группе увеличивается длительность практической части. Чем старше дети, тем больше времени им требуется на выполнение своего творческого замысла.

Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике монотипия в подготовительной группе «Деревья у воды»

Цель: создание композиции в технике монотипия.

Задачи:        

  • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (монотипия);
  • Совершенствовать технику рисования акварельными красками, используя при этом смешивание красок;
  • Развивать познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие и творческую фантазию;
  • Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.

Раздаточные материалы (на каждого ребёнка):

  • Белые листы бумаги формата А4;
  • акварельные краски;
  • кисточки разных размеров;
  • палитра;
  • баночки с водой;
  • клеёнка, салфетка.

Методы и приёмы:

  • Наглядные (показ, демонстрация);
  • словесные (рассказ, беседа, объяснение);
  • практические (создание пейзажа, игровая ситуация с использованием художественного слова).

Предварительная работа

Рассматривание иллюстраций, репродукций, знакомящих с осенними пейзажами известных художников (И. И. Левитан, И. И. Шишкин).

Рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены деревья, отражающиеся в воде.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о самом красивом времени года.

Пришла без красок

И без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Мы сегодня попробуем себя в роли настоящих волшебников. Я научу вас одной технике, с помощью которой можно творить настоящее волшебство с помощью красок.

2. Основная часть.

Обсуждение репродукций: осенних пейзажей. Сегодня, я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования. Монотипия — это способ рисования с помощью отпечатков. Берём лист белой бумаги, сгибаем пополам, обозначаем линию сгиба, раскрываем листок. Лист располагаем так на столе, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже – речка.

Очень быстро и аккуратно смачиваем бумагу под линией сгиба водой широкой кистью, добавив немного синей краски.

Затем рисуем деревья в верхней части листа. Прорисовываем крону дерева, листву разным цветом, соответствующим времени года — осени, далее рисуем ствол.

Откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы дерево «окунулось» в воду, раскрываем лист. Что мы видим?

(Ответы детей).

Рисунок отпечатался на другую поверхность. Получилось отражение деревьев в воде. И сколько бы отпечатков мы ни делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями.

Физкультминутка.

Смачивать лист и рисовать деревья нужно быстро и аккуратно, чтобы получилось отражение. Если бумага будет сухой, то отражение не получится. Может быть, кто-то из вас нарисует птиц, траву, листья, осенние цветы, облака или дождь.

3. Рефлексия.

Ребята, вы сегодня были маленькими художниками — волшебниками.

Вам понравилось творить чудеса?

(Ответы детей).

Просмотр работ.

Монотипия — довольно простая техника нетрадиционного рисования. Но при помощи отпечатывания рождаются удивительные и яркие образы. И главное, каждая картина получается у каждого, даже у детей, не увлечённых рисованием. Таким образом, дошкольникам открывается волшебный мир живописи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"

Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания . Главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом роазвитии  ребенка . Ведь самоценным является не конечный...

Консультация для родителей на тему: «Монотипия - как один из видов нетрадиционной техники рисования в детском саду»

Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством монотипии....

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду»

Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное детство – очень важный период в жи...

Рисование в технике монотипии в детском саду.

Профессиональные рисунки в технике монотипии — это совершенно неповторимый жанр творчества Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизав...

"Нетрадиционные техники рисования в детском саду- предметная монотипия."

Предметная монотипия-позволяет ребенку выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности.Данный вид рисования осн...

Методическая разработка «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»

Нетрадиционная техника рисования в детском саду.КОНСПЕКТ-ЗАНЯТИЯПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «КРАСАВЕЦ МУХОМОР» (ТЕХНИКА «РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ»)...

Методическая разработка "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"

В методической разработке представлена информация о целесообразности использования нетрадиционных техник рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста....