Методическая разработка "Рисование в технике монотипия в детском саду"
методическая разработка по рисованию (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Методическая разработка подойдёт для воспитателей и педагогов дополнительного образования в ДОУ, желающих попробовать технику монотипия на занятиях изобразительной деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_detskiy_sad.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка
«Рисование в технике монотипия в детском саду»
Педагог доп. образования:
Смердева Наталья Александровна
Санкт-Петербург
2023 г
С самого раннего возраста детям нравится работать с красками. Размазывать, делать круговые движения и тычки, смешивать цвета. Способность создавать узнаваемый образ, прорисовывать детали формируется позже. Техника монотипия может применяться на занятиях во всех возрастных группах детского сада. При помощи отпечатывания создаются как простые картинки, так и сложные образы.
У детей дошкольного возраста формируются пространственные представления. Они пока не владеют умением рисовать с учётом симметрии. Монотипия станет эффективным приёмом по ознакомлению ребят с этим понятием.
Подготовка к знакомству с монотипией начинается с выбора материалов и сюжета для рисования. Данная техника удобна тем, что позволяет использовать разнообразные материалы для творчества. Каких-то специальных материалов или инструментов не потребуется.
Бумага для рисования. Не рекомендуется использовать офисную бумагу и тетрадные листы — от контакта с водой они промокают и могут порваться. Лучше выбрать более плотную бумагу для черчения или работы с красками.
Кисти, спонжи. Кисточки подойдут любые, средней толщины. Для ребят постарше потребуются тонкие кисти. Вместо спонжей можно использовать губки.
Краски: акварель, гуашь. Со старшими дошкольниками можно использовать акриловые краски.
Приёмы монотипии для разных возрастных групп
Приём рисования | Применение в технике монотипия | Возрастная группа |
Рисование пятен и линий | Рисование симметричных объектов: бабочка, яблоко, лист, цветок, ёлочка. Создание первых симметричных композиций: ваза с цветами, птички на траве. | Первая и вторая младшие (1,5–4 года) |
Тычки | Рисование объектов с пятнистым узором: мячик, платье, бабочка. Изображение деталей при помощи тычка: шарики на ёлке, одуванчики на поляне, яблоки на дереве. | Вторая младшая и средняя группы (3–5 лет) |
Заливка фона | Оформление пространства для будущей монотипии: небо, поляна, фон для открытки. Заливка фона как элемент композиции в технике монотипия: предметы и их отражение в воде (пейзажи). | Старшая и подготовительная группы (5–7 лет) |
Обводка | Прорисовка контура получившегося изображения: выполняется карандашом, фломастером или тонкой кистью. | Начиная со средней группы |
Штриховка, детализация | Прорисовка деталей на изображении: травинки на поляне, прожилки на листе, узор на крыльях бабочки, ветки деревьев в пейзаже. | Подготовительная группа |
Каждый ребёнок развивается в своём темпе, и у него формируется собственный вкус. Когда одни дети справляются с пятнами и линиями, некоторые уже пробуют обводить контуры, так что важно использовать индивидуальный подход в работе с детьми. Грамотно спланированное занятие – залог гармоничного творческого развития детей.
Обучение нетрадиционным техникам рисования включается в блок занятий по изобразительной деятельности. Тема указывает на объект, который дети будут рисовать. Структура занятия усложняется от младшей группы к подготовительной, но содержит обязательные элементы:
- мотивирующее начало,
- практическая работа,
- рефлексия (озвучивание эмоций и обсуждение работ).
Длительность занятия по рисованию определена нормами СаНПиН для каждой возрастной группы:
- младшая группа — 15 минут;
- средняя группа — 20 минут;
- старшая группа — 25 минут;
- подготовительная группа — 30 минут.
Временной план занятия по монотипии в младшей группе
- Мотивирующее начало – 2-3 минуты;
- Физкультминутка или игра малой подвижности – 2 минуты;
- Практическая работа – 8-9 минут;
- Рефлексия – 1-2 минуты.
На занятии в средней группе увеличивается длительность практической части.
- Мотивирующее начало – 5-6 минут;
- Трудовые поручения (подготовка рабочего места и материалов) – 1-2 минуты;
- Физкультминутка – 2-3 минуты;
- Практическая работа – 11-13 минут;
- Рефлексия и анализ работ – 2 минуты;
- Подведение итогов – 1 минута.
На занятии в подготовительной группе увеличивается длительность практической части. Чем старше дети, тем больше времени им требуется на выполнение своего творческого замысла.
Конспект НОД по рисованию в нетрадиционной технике монотипия в подготовительной группе «Деревья у воды»
Цель: создание композиции в технике монотипия.
Задачи:
- Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования (монотипия);
- Совершенствовать технику рисования акварельными красками, используя при этом смешивание красок;
- Развивать познавательную активность, воображение, мышление, внимание, восприятие и творческую фантазию;
- Воспитывать интерес к познанию природы и отображению представлений в изобразительной деятельности.
Раздаточные материалы (на каждого ребёнка):
- Белые листы бумаги формата А4;
- акварельные краски;
- кисточки разных размеров;
- палитра;
- баночки с водой;
- клеёнка, салфетка.
Методы и приёмы:
- Наглядные (показ, демонстрация);
- словесные (рассказ, беседа, объяснение);
- практические (создание пейзажа, игровая ситуация с использованием художественного слова).
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций, репродукций, знакомящих с осенними пейзажами известных художников (И. И. Левитан, И. И. Шишкин).
Рассматривание фотографий, иллюстраций, на которых изображены деревья, отражающиеся в воде.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы поговорим о самом красивом времени года.
Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
Мы сегодня попробуем себя в роли настоящих волшебников. Я научу вас одной технике, с помощью которой можно творить настоящее волшебство с помощью красок.
2. Основная часть.
Обсуждение репродукций: осенних пейзажей. Сегодня, я хочу познакомить вас с нетрадиционной техникой рисования. Монотипия — это способ рисования с помощью отпечатков. Берём лист белой бумаги, сгибаем пополам, обозначаем линию сгиба, раскрываем листок. Лист располагаем так на столе, чтобы линия сгиба проходила как линия горизонта: будто выше этой линии небо, а ниже – речка.
Очень быстро и аккуратно смачиваем бумагу под линией сгиба водой широкой кистью, добавив немного синей краски.
Затем рисуем деревья в верхней части листа. Прорисовываем крону дерева, листву разным цветом, соответствующим времени года — осени, далее рисуем ствол.
Откладываем кисточки в сторону и быстро складываем лист пополам, чтобы дерево «окунулось» в воду, раскрываем лист. Что мы видим?
(Ответы детей).
Рисунок отпечатался на другую поверхность. Получилось отражение деревьев в воде. И сколько бы отпечатков мы ни делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток. То, что отпечаталось можно оставить в таком же виде, а можно дополнить новыми деталями.
Физкультминутка.
Смачивать лист и рисовать деревья нужно быстро и аккуратно, чтобы получилось отражение. Если бумага будет сухой, то отражение не получится. Может быть, кто-то из вас нарисует птиц, траву, листья, осенние цветы, облака или дождь.
3. Рефлексия.
Ребята, вы сегодня были маленькими художниками — волшебниками.
Вам понравилось творить чудеса?
(Ответы детей).
Просмотр работ.
Монотипия — довольно простая техника нетрадиционного рисования. Но при помощи отпечатывания рождаются удивительные и яркие образы. И главное, каждая картина получается у каждого, даже у детей, не увлечённых рисованием. Таким образом, дошкольникам открывается волшебный мир живописи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Нетрадиционные техники рисования в детском саду"
Рисование - важнейшее средство эстетического воспитания . Главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом роазвитии ребенка . Ведь самоценным является не конечный...
Консультация для родителей на тему: «Монотипия - как один из видов нетрадиционной техники рисования в детском саду»
Развитие у детей дошкольного возраста творческих способностей посредством монотипии....
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду»
Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное детство – очень важный период в жи...
Рисование в технике монотипии в детском саду.
Профессиональные рисунки в технике монотипии — это совершенно неповторимый жанр творчества Монотипия зародилась случайно, и её распространению в России мы обязаны художнице начала ХХ века Елизав...
"Нетрадиционные техники рисования в детском саду- предметная монотипия."
Предметная монотипия-позволяет ребенку выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности.Данный вид рисования осн...
Методическая разработка «Нетрадиционная техника рисования в детском саду»
Нетрадиционная техника рисования в детском саду.КОНСПЕКТ-ЗАНЯТИЯПО НЕТРАДИЦИОННОМУ РИСОВАНИЮ ВО 2 МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «КРАСАВЕЦ МУХОМОР» (ТЕХНИКА «РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ»)...
Методическая разработка "Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста"
В методической разработке представлена информация о целесообразности использования нетрадиционных техник рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста....