ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
статья по рисованию (старшая группа)
Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. В настоящее время все больше появляются новые и разнообразные изобразительные техники рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
primenenie_netraditsionnyh_tehnik_risovaniya_v_tselyah_razvitiya_hudozhestvenno.docx | 15.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИМЕНЕНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В ЦЕЛЯХ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ
Процесс творческой деятельности рассматривается как один из основополагающих аспектов развития личности на начальном этапе ее становления. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы восприятия, мышления, воображения, ребенок становится более самостоятельным и начинает сам определять линию своего поведения. Ребенок сам выбирает, чем ему заняться, что изобразить, какие материалы и инструменты использовать, может определить способы действий. Изобразительная деятельность ребенка приобретает художественно-творческий характер по мере овладения способами изображения. В настоящее время все больше появляются новые и разнообразные изобразительные техники рисования, которые позволяют разнообразить изодеятельность и предоставить ребенку больше шансов для самовыражения.
Под техникой рисунка понимается владение материалами и инструментами, способами их использования. Исходя из разнообразия рисовальной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного возраста, целесообразно обогатить техническую сторону детского рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель и т.д.), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. Не всем детям дано владеть кистью или карандашом, кому-то трудно выразить себя в линии, кто-то не понимает и не принимает разнообразие цветовой гаммы. Каждый ребенок может выбрать технику, близкую ему по интересам. Чтобы помочь ребенку найти себя, необходимо не навязывать, а предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения.
Анализ опыта работы с детьми показывает, что на сегодняшний день у педагогов возникают трудности организации занятий с использованием нетрадиционных техник рисования, направленных на развитие художественно-творческих способностей. Решить это возможно, если предложить детям изобразить уже знакомые объекты природы новыми, нетрадиционными способами. Ребенка легче научить рисовать, опираясь на знакомые ему образы. Можно без преувеличения утверждать, что богатейший материал для создания сюжетов предоставляет природа, так как именно она наиболее близка и понятна каждому ребенку. Выразительность образа природы в изобразительном творчестве старших дошкольников – это посильное раскрытие ребенком некоторых характерных сторон объектов и явлений неживой и живой природы, а также передача собственного эмоционального отношения к ней. Понимание и эстетический отклик на художественный образ природы основывается на непосредственном познании окружающего мира. Чем богаче это познание, тем ярче представления детей об объектах и явлениях природы. Содержание представлений об окружающем мире дети могут ярче выразить с помощью изобразительной деятельности, которая основывается на правильном построении композиции, передачи реального цвета, пропорций, формы, фактуры объектов и явлений природы. В детском рисунке выразительность может проявляться: в декоративности, в использовании любимого содержания, в умении использовать и комбинировать различные способы изображения, самостоятельно применять цвет. Рисунок ребенка можно назвать выразительным, если в нем присутствуют новизна трактовки, разные способы изображения, творческая импровизация и фантазия. Сформированность выразительного образа в рисунках старших дошкольников определяется такими критериями:
• подбор цвета в соответствии с образом природы, сезоном года;
• самостоятельность в процессе выстраивания композиции;
• использование нескольких нетрадиционных способов изображения природы;
• передача движения в процессе создания оригинального образа;
• осознанное использование разных средств художественной выразительности.
Ребенок развивается не во всякой изобразительной деятельности, а только в развивающей и развивающейся. Если он механически копирует то, что показывают взрослые, то такая деятельность не является эффективной, так как носит репродуктивный характер. И наоборот, если ребенок активно, творчески, с интересом и увлечением действует в разнообразных, постоянно меняющихся ситуациях, он успешно развивается.
Ребёнок, знающий объекты природы, способы и приёмы их изображения, может не просто воссоздать наблюдаемое, а преобразовать воспринятое, внося свою инициативу в замысел, содержание, форму изображаемого. На этом этапе осуществляется обучение детей нетрадиционным способам изображения объектов природы и умениям применять их для создания выразительного образа природы. На данном этапе организуются занятия по изображению разных циклов времен года: осени, зимы, весны, лета. Создание творческих рисунков во многом зависит от эмоционального познания ребенком мира природы, поэтому на занятиях второго этапа необходимо продолжать знакомить детей с произведениями искусства и художественной литературой, которые помогут ребенку полнее раскрыть различные способы и приемы изображения природы, ее многообразие форм и красок, создать оригинальные выразительные образы. Ведущее место в предварительной работе отводится наблюдениям в природе, которые должны проводиться неоднократно и быть максимально приближенными к занятию по изодеятельности. Содержание наблюдения зависит от конкретных задач занятия – передача формы, строения, цвета, пропорциональных отношений, расположение в пространстве, передача движения и др. Дети учатся изображать явления и объекты природы, их особенности, динамику с помощью различных, новых для них техник (по-мокрому, раздувание, монотипия зеркальная, техника акварели и восковых мелков) и знакомого изобразительного материала: гуашь, акварель, восковые мелки. На занятиях этого блока дети учатся использовать средства выразительности (форма, цвет, пятно, линия) в изображении пейзажа.
Для создания творческих работ детям предлагается использовать не один, а два-три способа изображения. Например, при рисовании на тему «Ранняя весна» детям была предложена уже знакомая техника рисования «по-мокрому», но с новым дополнением – рисование солью. Чтобы ребёнок проявлял самостоятельность и творческую активность, педагог в конце каждого занятия организует анализ детских работ, используя различные приёмы. Благодаря такому подходу учим ребёнка выбирать свой способ оценивания работ, что воспитывает в нём интерес и инициативность, умение замечать прекрасное и оригинальное в работе. Для лучшего усвоения нового материала, развития образного мышления и воображения, создания творческих рисунков, а также бережного отношения к природе на каждом занятии с детьми необходимо использовать дидактические игры и игры-эксперименты, раскрывающие свойства изобразительного материала, их средства выразительности, техники и приёмы, материалы и инструменты.
Таким образом, главным источником творчества дошкольников является практическая деятельность детей, направленная на преобразование предметов и явлений, где ребёнок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его, опираясь на свой накопленный опыт. Решить это возможно, если предложить детям изобразить уже знакомые объекты природы новыми, нетрадиционными способами. Так как в каждой технике есть своя гармония цвета и линии, каждая может служить как отдельным способом создания, так и оригинальной частью созданного ребенком выразительного образа природы. Для того чтобы ребенок мог проявить себя, свои творческие способности, необходимо предлагать ему как можно больше разных способов самовыражения. Ведь любая нетрадиционная техника в рисовании даёт ребенку возможность выбирать, пробовать, искать, создавать изображения любых заинтересовавших его предметов и явлений, переживать радость творчества, радость создания выразительных образов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Нетрадиционные техники рисования — как средство развития художественно-творческих способностей детей»
Проект расчитан для детей 6-7лет...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе: «Зимний пейзаж» (нетрадиционное рисование деревьев)
Цель: используя ассоциации из собственного опыта детей восприятия зимней природы вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа.Задачи:Развивающие: развивать фантазию, внимание, ...
"Нетрадиционные техники рисования,как средство развития художественно-творческих способностей детей". (из опыта работы)
Актуальность опыта:Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изо...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития художественно – творческих способностей дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов...
Творческий проект «Нетрадиционные техники рисования как средство развития художественно-творческих способностей детей»
Творчество- это обязательное условие всестороннего развития ребёнка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и ещё неизвестное. В процессе...
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Нетрадиционные техники рисования, как средство развития художественно – творческих способностей дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов...
Творческий проект "Нетрадиционная техника рисования - как средство развития художественно творческих способностей детей".
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Воспитать творческую личность – одна из главных задач воспитания. И одним из ведущих условий достижения поста...