Нетрадиционные техники рисования в сенсорном развитии детей раннего возраста
статья по рисованию (младшая группа)
Нетрадиционные техники рисования в сенсорном развитии детей раннего возраста
Проблема сенсорного развития детей раннего возраста обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личности ребенка. Развитие всех познавательных процессов в раннем возрасте начинается с восприятия. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) на первый план выдвигается развивающая функция дошкольного образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Сенсорное развитие ребенка представляет развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации должно создавать необходимые предпосылки для освоения детьми сенсорных эталонов. Все внимание педагогов должно быть направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Нетрадиционное рисование при грамотной организации и умелом руководстве педагога являются эффективным средством формирования представлений о сенсорных эталонах.
Цель работы: поиск эффективных методов и приемов использования нетрадиционных техник рисования для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Задачи:
- способствовать развитию восприятия у детей раннего возраста посредством нетрадиционного рисования;
- создать условия по усвоению детьми сенсорных эталонов;
- помочь родителям осуществить сенсорное развитие в домашних условиях посредством нетрадиционного рисования;
- наладить сотрудничество и общение с родителями, осуществлять их вовлечение в воспитательно-образовательный процесс.
Формирование у детей интереса к нетрадиционной изобразительной деятельности мы осуществляли в интеграции - через создание игровых ситуаций, игр на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Рисуем колобков»);
Использовали упражнения, способствующие развитию умений выполнять рисование (мазки, линии, штрихи); упражнения с элементами арт-терапии.
Мы использовали такой прием как сотворчество (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций.
Игры и упражнения, способствующие развитию сенсорных способностей потенциала:
- тактильное обследование предметов;
- рассматривание игрушек;
- рассматривание и чтение сказок с иллюстрациями.
- беседы.
В работе использовались различные виды нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, дорисовка.
Детям очень нравится организовывать выставки своих работ.
С детьми были проведена непосредственно-образовательная деятельность: «Цыплята», «Рыбка», «Солнышко», «Дождик», «Сосульки», «Одуванчик» и др.
Было замечено, что самые первые изменения обнаружились уже в самом принятии задачи. Не было ни одного ребенка, отказавшегося выполнять задание. Дети с самого начала легко принимали задание на воображение.
Положительным моментом таких занятий было то, что они проводились всегда в игровой форме.
При помощи сюрпризных моментов, атрибутов мы создавали эмоционально-радостное настроение, атмосферу погружения в сказку, мультфильм, в игру. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу.
Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей. Подготовлена информация, памятки, буклеты. Был проведен мастер-класс для родителей «Обучение детей нетрадиционным техникам рисования». Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования с целью развития сенсорных способностей детей.
Было замечено, что нетрадиционное рисование способствовало:
- развитию воображения, творческих способностей;
- развитию мышления;
- развитию мелкой моторики;
- развитию графических навыков;
- возникновению у детей устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности;
- использованию детьми приобретенных навыков в самостоятельной деятельности.
Список используемой литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 (Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности. [Текст]/ В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов - СПб.: издательство Буковского - 1994. - 60с.
- Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 1997 - 92с.
- Григорьева Г.Г. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. [Текст]/ Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 2000
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]/ Г.Н. Давыдова, Москва 2007 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
netradits_statya.docx | 18.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Нетрадиционные техники рисования в сенсорном развитии детей раннего возраста
Проблема сенсорного развития детей раннего возраста обусловлена потребностью общества в полноценно развивающейся личности ребенка. Развитие всех познавательных процессов в раннем возрасте начинается с восприятия. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) на первый план выдвигается развивающая функция дошкольного образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности. Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. П. Усова, и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Сенсорное развитие ребенка представляет развитие его восприятия и формирования представлений о внешних свойствах предметов. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. С развитием сенсорики у ребенка появляется возможность овладения эстетическими ценностями. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание, поэтому сенсорное воспитание в условиях дошкольной образовательной организации должно создавать необходимые предпосылки для освоения детьми сенсорных эталонов. Все внимание педагогов должно быть направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Нетрадиционное рисование при грамотной организации и умелом руководстве педагога являются эффективным средством формирования представлений о сенсорных эталонах.
Цель работы: поиск эффективных методов и приемов использования нетрадиционных техник рисования для развития сенсорных способностей детей раннего возраста.
Задачи:
- способствовать развитию восприятия у детей раннего возраста посредством нетрадиционного рисования;
- создать условия по усвоению детьми сенсорных эталонов;
- помочь родителям осуществить сенсорное развитие в домашних условиях посредством нетрадиционного рисования;
- наладить сотрудничество и общение с родителями, осуществлять их вовлечение в воспитательно-образовательный процесс.
Формирование у детей интереса к нетрадиционной изобразительной деятельности мы осуществляли в интеграции - через создание игровых ситуаций, игр на развитие мелкой моторики (пальчиковые игры), игровые упражнения на развитие умений создавать простые формы (игровые ситуации «Рисуем колобков»);
Использовали упражнения, способствующие развитию умений выполнять рисование (мазки, линии, штрихи); упражнения с элементами арт-терапии.
Мы использовали такой прием как сотворчество (дети выполняют рисунок на подготовленном воспитателем силуэте, дорисовывают элементы) и создания коллективных композиций.
Игры и упражнения, способствующие развитию сенсорных способностей потенциала:
- тактильное обследование предметов;
- рассматривание игрушек;
- рассматривание и чтение сказок с иллюстрациями.
- беседы.
В работе использовались различные виды нетрадиционных техник и материалов: рисование ладошками, пальцами, штампами, дорисовка.
Детям очень нравится организовывать выставки своих работ.
С детьми были проведена непосредственно-образовательная деятельность: «Цыплята», «Рыбка», «Солнышко», «Дождик», «Сосульки», «Одуванчик» и др.
Было замечено, что самые первые изменения обнаружились уже в самом принятии задачи. Не было ни одного ребенка, отказавшегося выполнять задание. Дети с самого начала легко принимали задание на воображение.
Положительным моментом таких занятий было то, что они проводились всегда в игровой форме.
При помощи сюрпризных моментов, атрибутов мы создавали эмоционально-радостное настроение, атмосферу погружения в сказку, мультфильм, в игру. Дети раскрепощались, проявляли активность и инициативу.
Одно из важнейших условий развития детского творчества - взаимодействие и сотрудничество воспитателей и родителей. Подготовлена информация, памятки, буклеты. Был проведен мастер-класс для родителей «Обучение детей нетрадиционным техникам рисования». Цель: познакомить родителей с нетрадиционными техниками рисования с целью развития сенсорных способностей детей.
Было замечено, что нетрадиционное рисование способствовало:
- развитию воображения, творческих способностей;
- развитию мышления;
- развитию мелкой моторики;
- развитию графических навыков;
- возникновению у детей устойчивого интереса к художественно-творческой деятельности;
- использованию детьми приобретенных навыков в самостоятельной деятельности.
Список используемой литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N1155 (Зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
- Березина, В.Г., Викентьев, И.Л., Модестов, С.Ю. Детство творческой личности. [Текст]/ В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю. Модестов - СПб.: издательство Буковского - 1994. - 60с.
- Выготский, Л.Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте. [Текст]/ Л.С. Выготский - СПб.: Союз, 1997 - 92с.
- Григорьева Г.Г. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. [Текст]/ Г.Г. Григорьева - М.: Академия, 2000
- Давыдова, Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду [Текст]/ Г.Н. Давыдова, Москва 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация ППО "Нетрадиционные техники рисования в дополнительном образовании детей раннего возраста"
Использование в работе с детьми нетрадиционных техник рисования пальчиками и ладошками....
Консультация для педагогов «Нетрадиционные техники рисования как средство развития воспитанников раннего возраста»
Консультация для педагогов " Нетрадиционные техники рисования как средство развития воспитанников раннего возраста "...
Программа по самообразованию "Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования"
Анализ результатов самоанализа собственной профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС ДО позволил выявить затруднения (профессиональные дефициты) и проблемы развития профессионал...
Консультация для педагогов на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
АктуальностьЗначение сенсорного развития в раннем детстве заключается в том, что именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об...
Нетрадиционные техники рисования в сенсорном развитии детей раннего возраста
Нетрадиционное рисование - это толчек к развитию творческого воображения, проявление самостоятельности и способ создания маленьких шедевров....
Нетрадиционные техники рисования, как средство развития воспитанников раннего возраста
презентация...
Консультация для педагогов на тему: «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством нетрадиционных техник рисования».
Значение сенсорного развития в раннем детстве заключается в том, что именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем ...