«Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».
консультация по рисованию (младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Мастер класс для воспитателей.
«Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».
«Вся природа открывается чувству зрения
посредством цвета»
И.В.Гёте.
Цель: расширить знания педагогов о нетрадиционных способах рисования, как средстве формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;
- научить сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в рисовании;
- повысить уровень мастерства педагогов.
Методы и приёмы: репродуктивный, практический.
Оборудование: столы, стулья для педагогов, влажные салфетки, коробочка для использованных салфеток, рамки для работ по временам года, технологические карты, табличка с названием темы работы творческой группы «Времена года», бумажки для подписания работ, клеящие карандаши, табличка для названия творческой группы, подносы для материалов, заготовки удостоверений; материал для практической деятельности – бумага, гуашь разного цвета, баночки, тарелочки, одноразовые вилки, овощи, шампунь, трубочка для коктейля, трубочка от шариковой ручки, канцелярские ножи, шариковые ручки, фломастеры, пластмассовые вилки, кусочки поролона, стаканы с водой.
Предварительная работа: обработка специальной литературы по данной теме; подготовка оборудования; создание компьютерной презентации.
Содержание.
- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема сегодняшнего мастер – класса: «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».
Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психических процессов, способствует развитию речи. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира.
Задача педагога - помочь ребёнку открыть для себя многоцветие мира, получить радость от этого открытия и осознать свои возможности в воплощении своего видения.
Многие хотят жизни творческой, делать что-то новое, небывалое, не только для детей, но и для себя. Не только для себя, но и для окружающих. Но что значит: быть творцом в детском саду? Придумывать новые методики обучения? Наверное. Давать детям советы и знания? Тоже может быть. Радоваться их самостоятельным находкам? Обязательно. Все это относится к профессиональной деятельности воспитателя детского сада. Детей я учу воспринимать многогранный окружающий мир посредством изображения цвета нетрадиционными способами рисования. Эти способы демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Техника их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и детям.
Я предлагаю познакомиться Вам с некоторыми способами нетрадиционного рисования, которые предлагаются детям дошкольного возраста. Для выполнения практической работы предлагаю создать творческую группу из четырёх человек. Пожалуйста, желающие! (ВЫХОДЯТ)
- Спасибо, что Вы приняли мое приглашение. Предлагаю Вам придумать название нашей творческой группе (ПРИДУМЫВАЮТ НАЗВАНИЕ)
- Работу предлагаю начать с рефлексии. Уважаемые коллеги на столе перед Вами лежат карточки, поделенные на три столбика. Прошу вас ответить на вопросы первых двух столбиков (ПИШУТ)
К АУДИТОРИИ:
- Уважаемые коллеги, пока творческая группа «…» пишет, прошу Вас ответить на вопрос:
- Используете ли Вы в своей практике нетрадиционные способы рисования с детьми? С какой целью? Нравится ли Вам эта работа? Спасибо за ваши ответы.
- Сегодня мы познакомимся с некоторыми способами нетрадиционного рисования и попробуем сочетать их в одной работе. (КО ВСЕМ)
- Одним из интересных, но сложных по технике выполнения является способ рисования с помощью лёгких: это выдувание и рисование мыльными пузырями (образцы рисунков).
- Сейчас мы попробуем освоить рисование МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ. Для выполнения данной работы нам необходимы следующие материалы:
гуашь, жидкое мыло или жидкая шампунь, бумага, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки). Они стоят перед Вами.
- Чтобы выбрать цвет, Вы должны определиться с темой.
- Темой работы нашей творческой группы будет «Времена года». Давайте проведем жеребьевку. (ВЫТЯГИВАЮТ ЖЕТОНЫ: ВЕСНА, ЛЕТО, ОСЕНЬ, ЗИМА) (технологическая карта).
СПОСОБ | Рисование лёгкими |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Рисование мыльными пузырями |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, вода, шампунь или жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка (крышка от баночки), бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет. |
Практическая работа педагогов
- Возьмите розетки и приготовьте небольшое количество раствора из гуаши и шампуня, по консистенции он должен быть, как сливки.
Опустите в смесь трубочку и подуйте так, чтобы получились мыльные пузыри.
Возьмите лист бумаги и осторожно прикасайтесь им к пузырям, как бы перенося их на бумагу (как переводную картинку).
Получаются удивительные отпечатки, которые на что-то похожи. Это будет фоном вашей работы.
- При рисовании таким способом, если неправильно будет приготовлен раствор, то могут возникнуть трудности при получении мыльных пузырей: если слишком жидко – пузыри будут плохо надуваться, густо – трудно выдувать. Поэтому следует соблюдать пропорцию использования гуаши и шампуня в соотношении 5:1.
- Следующий способ рисования лёгкими: ВЫДУВАНИЕ (образцы рисунков).
Для этого нам необходимы следующие материалы: гуашь, трубочка от шариковой ручки, пипетка. Способ получения изображения: ставим каплю краски на бумагу и раздуваем её. Можно использовать два способа выдувания: сверху и снизу. (ПОКАЗ ВЫПОЛНЕНИЯ – комментарии о результатах):
- если выдувание сверху, то капля разбрызгивается в стороны, получается клякса, если же выдувание идёт снизу, как будто толкаете каплю вперёд, то получаются разводы).
- вид выдувания будет зависеть от того, что Вы хотите изобразить. Предлагаю вам приступить к работе (технологическая карта).
СПОСОБ | Рисование лёгкими |
ВОЗРАСТ | С 5 лет |
ВИД | Рисование мыльными пузырями |
МАТЕРИАЛ | Гуашь, шариковая ручка с тонким концом для усиления воздушной струи, бумага |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
- если выдувать снизу, получаются разводы (ветки, деревья и т.п.) - если выдувать сверху получаются кляксы (цветы, звезды, снежинки и.т.п.) - конец трубочки не должен касаться ни бумаги, ни пятна. |
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, цвет. |
Практическая работа педагогов.
При рисовании этим способом необходимо использовать трубочку с тонким концом, что усилит воздушную струю. Иначе могут возникнуть трудности при выдувании.
- Другим из интереснейших, доступных ребёнку способов исполнения рисунка является ПЕЧАТКА (образцы рисунков).
- Вначале взрослые должны помочь ребёнку изготовить печатки. (ПОКАЗЫВАЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ПЕЧАТКИ НА ЗАРАНЕЕ ПРИГОТОВЛЕННЫХ ЗАГОТОВКАХ) Для этого берут овощи: картофель, морковь, редиска и другие, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась на 1-1,5см. от среза. Рукоятка должна быть удобной для руки, поэтому лучше в выпуклую сторону вставить пластмассовую вилку. Гладкую сторону обмакивают в нужную для работы краску и начинаем печатать.
- Предлагаю Вам изготовить свою печатку и дополнить свой рисунок (технологическая карта).
СПОСОБ | Рисование печаткой |
ВОЗРАСТ | С 3 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Овощи (картофель, морковь, редис и т.д.), нож, одноразовая вилка, шариковая ручка, гуашь. |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
Практическая работа педагогов.
- Как вы думаете, какие трудности могут возникнут при использовании данной техники при работе с детьми?
- Не менее интересный способ рисования ПОРОЛОНОМ (образцы рисунков).
- Сгодиться и кусочек поролоновой губки. Им можно как размазать краску по бумаге, так и примакивать по поверхности листа. Этот способ очень подходит при изображении животных, так как передаёт фактурность пушистой поверхности объекта, а также для выполнения цветных фонов в разных композициях (изображение снежного покрова, водной поверхности, листопада и т.д.)
- Для использования этого способа нам понадобятся: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, кусочки поролона.
Для получения изображения: прижимаем поролон к штемпельной подушке с краской и наносим оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.
Этим способом я предлагаю завершить ваши работы (технологическая карта).
СПОСОБ | Рисование поролоном |
ВОЗРАСТ | С 4 лет |
ВИД | Оттиск |
МАТЕРИАЛ | Кусок поролоновой губки, гуашь, палитра со штемпельной подушкой. |
ТЕХНИКА ВЫПОЛНЕНИЯ |
и штемпельная подушка |
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ | Пятно, фактура, цвет. |
Практическая работа педагогов.
- Практическую работу нашей творческой группы мы завершим вернисажем «Времена года». Оформите свою работу. Выберите рамку, которая подходит к вашему времени года, прикрепите рисунок и подпишите его. (ВЫВЕШИВАЕМ РАБОТЫ: сначала название творческой группы, затем название вернисажа и ниже работы)
- Возьмите карточки, которые Вы заполняли в начале работы творческой группы. Ответьте на вопрос, который написан красным цветом.
К АУДИТОРИИ:
- Уважаемые коллеги, пока творческая группа «…» пишет, прошу Вас ответить на вопрос:
- Какой из представленных способов вызвал у Вас наибольший интерес? Почему?
- Где вы можете их использовать?
- С какими не представленными способами Вы хотели бы познакомиться?
- Спасибо за ответы!
- Уважаемые коллеги, спасибо Вам за ваш интерес к моему опыту, активное участие в мастер классе, за чудесные картины. За участие в творческой группе позвольте Вас посвятить в художники, рисующие в нетрадиционной технике, и вручить удостоверения, свидетельствующие об этом, осталось только поставить печати. (СТАВИМ ПЕЧАТИ ИЗГОТОВЛЕННЫМИ ПЕЧАТКАМИ) Я думаю, что ко мне присоединится весь зал и поблагодарим Вас за созданные вами «шедевры» (АППЛОДИСМЕНТЫ). Всем желающим предлагаю технологические карты нетрадиционных способов рисования, которые были представлены на мастер - классе.
- Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».
Знакомство со специальными знаниями и практическими умениями в области изобразительной деятельности по нетрадиционным способам рисования;Умение сочетать на практике несколько нетрадиционных способов в...
Использование нетрадиционных способов рисования для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста
Статья о развитии творческих способностей у детей, о том, какие нетрадиционные способы рисования используются в разных возрастных группах...
«Наблюдения в природе как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...
Консультации для родителей «Значение нетрадиционных способов рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
"Значение нетрадиционных способов рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста"...
Мастер класс для воспитателей. «Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста».
Мастер класс для воспитателей.«Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста»....
"Наблюдения в природе как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольного возраста"
Цвет в природе существует не сам по себе. Он тесно связан со всеми сезонными представлениями в окружающем мире....
Мастер- класс для педагогов "Нетрадиционные способы рисования как средство формирования цветовосприятия у детей дошкольноговозраста"
Цветовосприятие – способность воспринимать и различать цвета и их оттенки. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития психич...