Методическая разработка. «Роспись подноса жостовским узором».
методическая разработка по рисованию (старшая группа)
Методическая разработка конспекта НОД по рисованию в старшей группе.
Открытое занятие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка. «Роспись подноса жостовским узором». | 22.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
(ГАПОУ МОК им. В. Талалихина)
Согласовано:
Методист____________
Фрадкина И.В.
Методическая разработка
Конспект НОД по рисованию в старшей группе.
Тема:
«Роспись подноса жостовским узором».
Автор: воспитатель Савушкина Ирина Викторовна
Москва 2021
- Организационная форма:
Непосредственная образовательная деятельность.
- Реализация образовательных областей:
Художественно-эстетическое, познавательное развитие, речевое развитие.
- Цель:
Знакомство детей с особенностями росписи жостовского промысла.
- Задачи:
- Учить детей, поэтапно наносить элементы жостовской росписи.
- Выделять элементы узора: цветы, бутоны, листья, травку.
- Развивать у детей чувство композиции, умение красиво располагать узор на подносе (бумажном).
- Воспитывать интерес к народным промыслам, уважительное отношение к труду взрослых, гордость за свою родину.
- Предварительная работа:
Беседы о жостовской росписи, рассматривание подносов с жостовским узором, цветных иллюстраций, чтение художественной литературы о народных промыслах.
- Оборудование и материалы:
Жостовские подносы разной формы, краски гуашь, кисти №1, №3, силуэт подноса, вырезанный из картона, стаканчик для воды.
- Методы и приёмы:
Словесные: беседа, вопросы, рассказ.
Практические: продуктивная деятельность.
Наглядные: цветные иллюстрации, образец.
Структура проведения:
1 часть: (вводная)
Воспитатель: Ребята, давайте подойдём и рассмотрим нашу выставку.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает жостовские подносы и цветные иллюстрации жостовской росписи.
Воспитатель: Какие красивые расписные подносы изготавливают народные мастера в деревне Жостово.
Цветущий край, родимые просторы –
Весенний луг, тенистые леса….
В них Жостово изящные узоры,
Федоскина былинная краса!
И я – росток от корня векового,
Я – плоть и кровь Мытищинской земли.
Не зря наш край, исконный, родниковый,
Жемчужиной России нарекли!
Г. Степанова
2 часть (основная)
Воспитатель: Да, много сёл в Московской области, но о Жостове знают все, наслышаны о нём, по всей земле. Долгое время подносы изготавливали из папье – маше, но в богатых домах пользовались металлическими подносами. Подносы стали востребованы, когда появился напиток чай, а до этого были другие русские напитки, как сбитень, медовуха. Появился и ритуал – чаепитие.
Посмотрите, на эту красоту, назовите мне понравившийся цветок на этих подносах. Скажите, как называется цветок, где он прорастает, опишите его.
Ответы детей.
Воспитатель: А скажите мне, если на лугу мы соберём по одному много цветов, как это будет называться?
Дети: Букет.
Воспитатель: Послушайте стихотворение:
Цветы России собрались
В венок красивый заплелись
И не страшна им осень.
Ромашка прячет желтый глаз
Под белыми ресницами.
И листья скручены под ней
Зелеными косицами.
Г. Степанова
Ребята, скажите, какие формы подносов вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Да правильно, разнообразие форм и размеров поражало воображение – это овальные и квадратные, прямоугольные, круглые, шести – восьмиугольные, и даже треугольные подносы для угловых столов.
В основном мастера покрывают подносы черной эмалью, хотя жостовские подносы бывают красные, зеленые, синие. А теперь, ответьте мне, кто такою красотою на подносе рисовал и всех цветами удивлял как называется профессия людей, которые расписывают подносы?
Дети: Художники.
Воспитатель: А сейчас, я вам предлагаю тоже превратиться в художников села Жостово, согласны? Занимайте свои рабочие места.
Сначала мы продумаем рисунок будущего узора, так как будем рисовать сразу кистью, как настоящие мастера.
1 этап - сделаем замалёвок – нанесём силуэт цветов и листьев. Крупный цветок поместим в центре букета, а окружать его будут цветы поменьше, а совсем по краям располагаются мелкие цветы и листочки.
2 этап - тенёжка – мы нанесём цветные тени с помощью которых, наш букет, будет казаться объёмным.
3 этап – мы будем, высветлять некоторые детали и у нас получится более контрастный вид – этот этап называется прокладка.
Далее, мы займёмся бликами, этот этап так и называется – бликовка. Создаётся настроение и особый колорит нашего букета.
Ну и закончим наш поднос чертёжкой – нанесём тонкой кистью небольшие штрихи, нарисуем прожилки и края листиков, в центре цветов обозначаем «семенца».
Следом идёт приём привязка – это, когда в букет, мы прорисуем травинки, стебельки.
А потом займёмся уборкой, так называется приём украшения бортов подноса.
Проводится физкультминутка «Цветок».
Утром рано он закрыт, Кисти рук плотно сомкнуты, бутон.
Но к полудню ближе Кисти рук у запястья соединены, а пальцы
Раскрывает лепестки, плавно расходятся в разные стороны,
Красоту их вижу. напоминая раскрывшийся цветок.
К вечеру цветок опять Пальцы сомкнуты, образуя закрывшийся цветок.
Закрывает венчик, Кисти рук возвращаются в исходное положение.
И теперь он будет спать Кладут кисти рук под щеку, имитируя сон.
До утра, как птенчик.
Воспитатель: А теперь, возьмём кисточки и начнём творить жостовские чудеса.
В ходе занятия педагог следит за приемами рисования. Напоминает детям, если потребуется, что крупные цветы рисуются всем ворсом кисточки и рука с кисточкой находится под наклоном, а при рисовании мелких цветов кисточку нужно держать тремя пальцами перпендикулярно поверхности подноса.
3 часть (заключительная):
После росписи подносов дети оценивают свою работу.
Воспитатель: Ребята, у каждого жостовского подноса есть красивые названия: «Нежность», «Русь», «Подмосковное утро» и другие. Придумайте и вы названия своим подносам.
Давайте организуем выставку подносов по жостовскому промыслу.
Воспитатель: Спасибо всем за работу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: "Роспись. Хохломская ложка."
Программное содержание.Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: реснички, травники, усики, завитки, капельки, к...
Конспект НОД по народно-прикладному искусству на тему: Композиция из цветов (Роспись подноса жостовской росписи)
Учить составлять узор жостовской росписи...
Методическая разработка занятия по лепке «Изготовление жостовских подносов»
Методическая разработка занятия по лепке«Изготовление жостовских подносов»...
Методическая разработка. Дидактическая игра "Выложи узор"
Игра научит детей составлять узоры из элементов дымковской росписи, формировать способности к творческому созданию и комбинированию элементов в композиции....
Методическая разработка: "Роспись. Хохломская ложка."
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: реснички, травники, усики, завитки, капел...
Конспект занятия по рисованию «Роспись подноса гжельскими узорами»
Конспект занятия по рисованию в старшей группе«Роспись подноса гжельскими узорами»...
Методическая разработка. Дидактическое пособие "Татарские узоры"
Интерес к декоративно-прикладному искусству татарского народа не просто дань уважения к культурным традициям, а стремление к их сохранению.Нам нужно беречь древнейшую и самостоятельную культуру. Мы жи...