Методическая разработка: "Роспись. Хохломская ложка."
план-конспект занятия по рисованию (старшая группа)

Левунина Ольга Викторовна

Программное содержание.

 

Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: реснички, травники, усики, завитки, капельки, кустики. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти.

Методика проведения.

 

Рассмотреть и обследовать с детьми несколько хохломских ложек с разными узорами на разном фоне. Уточнить приемы росписи. Предложить приступить к работе. Добиваться тщательной росписи. Все раскрашенные ложки выставить на подставке, рассмотреть с детьми, обсудить, отметить разнообразие. Обратить внимание на сходство и различия в росписи.

 

Материалы.

 

Несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора – ягодами клубники, малины, крыжовника (каждая ягода в двух вариантах). У детей деревянные ложки заготовки под роспись.

 

Связь с другими образовательными областями.

 

Организация выставки изделий хохломской росписи. Познакомить с историей промысла, особенностях хохломской росписи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ №42 Приморский район города Санкт-Петербурга

Занятие: роспись

Хохломская ложка

Воспитатель: Левунина О.В.

Оглавление

Программное содержание.        3

Методика проведения.        3

Материалы.        3

Связь с другими образовательными областями.        4

Цели.        4

Воспитательные:        4

Развивающие:        4

Образовательные:        4

Ход  занятия        5

Иллюстрации        8

Литература        10

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: реснички, травники, усики, завитки, капельки, кустики. Обращать внимание детей на связь декоративной росписи с реальной действительностью окружающего природного мира. Учить отражать элементы окружающей действительности в стилизованной народной росписи. Формировать умение работать концом кисти.

Методика проведения.

Рассмотреть и обследовать с детьми несколько хохломских ложек с разными узорами на разном фоне. Уточнить приемы росписи. Предложить приступить к работе. Добиваться тщательной росписи. Все раскрашенные ложки выставить на подставке, рассмотреть с детьми, обсудить, отметить разнообразие. Обратить внимание на сходство и различия в росписи.

Материалы.

Несколько ложек с хохломским узором, таблица с элементами хохломского узора – ягодами клубники, малины, крыжовника (каждая ягода в двух вариантах). У детей деревянные ложки заготовки под роспись.

Связь с другими образовательными областями.

Организация выставки изделий хохломской росписи. Познакомить с историей промысла, особенностях хохломской росписи.

Цели.

  • Учить новой композиции хохломского узора – изображению закругленной ветки с ягодами, соответствующей форме изделия.
  • Учить рисовать новые элементы узора – ягоды клубники, малины, крыжовника.
  • Учить рисовать узоры на разных фонах – красном, черном или желтом (охра), в соответствие с фоном самостоятельно подбирать краски для узора.
  • Упражнять в рисовании уже известных элементов узора – травки, завитков, листьев и ягод

Воспитательные:

  • воспитывать   эстетическое  отношение  к  изделиям  народных  мастеров.
  • уважение труд мастеров.

Развивающие:

  • развивать чувство цвета и композиции.
  • совершенствовать  технические умения.
  • развитие мелкой моторики.  

Образовательные:

  • Познакомить с историей промысла, особенностях хохломской росписи.

Ход  занятия

1-й этап

Воспитатель предлагает детям рассмотреть хохломские изделия. Показывает в росписи элементы травки. Обращает внимание детей на то, как располагается травка. Уточняет каждый элемент травки – реснички, травники, усики, завитки. Показывает способ выполнения элемента реснички: «Пишется ресничка очень легко, почти без нажима, вращая кисточку тремя пальцами».

Я ресничка не простая,

Словно перышко взлетая,

Изогнувши спинку плавно,

Я считаюсь чуть не главной.

Воспитатель предлагает детям попробовать нарисовать ресничку. Затем рассматривает с детьми травинку. Этот элемент требует при рисовании легкого нажима кистью.

Я травинка просто чудо,

А нажим, он очень нужен,

Сверху вниз, и вот готов

Кистью плавный переход.

После объяснения воспитатель предлагает детям  попробовать выполнить элемент травинку. Затем воспитатель показывает детям месторасположение усика в узоре. Обращает внимание на то, как он заворачивается в спираль (линия без нажима, одинаковой толщины).

А я усик, так горжусь

Тонкостью своею,

Вправо, влево закручусь –

Это я умею.

Воспитатель предлагает детям выполнить этот элемент. Следующий элемент очень похож на усик, но делается с нажимом и называется завиток.

Кистью плавно закручу

Линию с нажимом.

В завиток я превращусь,

Словно я пружина.

Воспитатель предлагает детям попробовать выполнить элемент завиток.

Вопросы к детям. Что можно сказать о травки в хохломской росписи и в природном мире? Что у них общего и чем они отличаются?

2-й этап

Воспитатель продолжает знакомить детей с элементами хохломской росписи: «Капелька и кустик также являются элементами хохломской Травки. Капельки выполняются легким прикосновением кончика кисти к бумаге».

Меня капелькой зовут,

Пишут очень просто.

Кистью плавно примакнут,

Словно бусы в россыпь.

Воспитатель предлагает детям выполнить элемент травки – капельку. После того как дети научатся выполнять элементы травки, воспитатель объясняет способ выполнения кустика: Кустик – это объединенные в ритмический рисунок реснички, усики, завитки, капельки. Воспитатель показывает способ выполнения кустика: слева – завиток, справа – завиток, слева ресничка, справа – ресничка. Вот и получился кустик. Воспитатель предлагает детям нарисовать кустик.

3-й этап

Воспитатель показывает способ выполнения растительно-травочного орнамента: «Прежде всего нужно выполнить ведущую линию, то есть главную. Для этого пишем слева направо, начиная снизу, и ведем вверх большой завиток. На том месте, где мы его закручиваем, нужно прижать кисточку, чтобы получилось утолщение. Немного отступая, делаем то же самое, но линию ведем сверху вниз, а затем поднимаем вверх и делаем завиток. Ведущая линия должна проходить по всей полосе, но не соприкасаться с краями, для этого выдерживаем небольшое расстояние. Чем заканчивается ведущая линия? В травном орнаменте – завитком, а в растительном – цветком или ягодкой. Цветок и ягодка находятся как бы на конце ведущей линии и словно продолжают завиток; а листик пишем на стыке завитков ведущей линии. Весь узор дополняем травкой. Для того чтобы узор был более выразительным, делаем разживку».

После объяснения воспитатель предлагает детям придумать и выполнить узор на бумажном силуэте ложки.

4-й этап

Воспитатель предлагает детям выбрать деревянные ложки (загрунтованные), которые соответствуют расписанным ими бумажным силуэтам, и объясняет, как по выполненным эскизам дети смогут расписать деревянные ложки. В процессе выполнения работы по мере необходимости воспитатель оказывает детям помощь; в конце занятия рассматривает изделия и выделяет наиболее удавшиеся.

Иллюстрации

Литература

  1. Жегалова С. Роспись Хохломы. – Детская литературы, 1991 год.
  2. Матвеева Т.А. Резьба и роспись по дереву. 1983 год.
  3. Орлова Л.В. Знакомство с хохломской росписью. Методические рекомендации. 1994 год.
  4. Соломенникова О.А. Радость творчества. 2005 год

Воспитатель: Левунина Ольга Викторовна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Хохломские ложки

Свое название роспись получила от села Хохлома в Горьковской области. В настоящее время хохломские изделия ценятся не столько за их утилитарность, сколько за декоративные качества. Яркие, красоч...

Методическая разработка: "Роспись. Хохломская ложка."

Программное содержание.Продолжать знакомить детей с народным искусством. Учить рассматривать хохломские изделия и выделять в росписи отдельные элементы: реснички, травники, усики, завитки, капельки, к...

"Хохломские ложки" комплексное занятие для подготовительной группы (музыка, изобразительная деятельность)

Хохломские ложкиКомплексное  занятие для подготовительной группы(музыка, изобразительная деятельность) Составитель Н.В. БебекинаМузыкальный руководитель МБДОУДетский сад № 129г. Уссурийск...

Мастер-класс "Роспись хохломской ложки".

Мастер класс " роспись хохломской ложки" будет интересен воспитателям старших возрастных групп....

Методическая разработка. «Роспись подноса жостовским узором».

Методическая разработка конспекта НОД по рисованию в старшей группе.Открытое занятие....

Методическая разработка концертного номера с хохломскими ложками "Весёлые поварята"

Методическая разработка концертного номера с хохломскими ложками "Весёлые поварята"...