Конспект по художественно-эстетическому занятию в подготовительной группе к школе"Русские матрешки".
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Соловьева Елена Александровна

Приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matreshka.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект по художественно-эстетическому занятию в подготовительной группе к школе «Русские матрешки»

Цели: приобщение детей к национально-культурным традициям посредством углубления и расширения знаний о матрешке - символе русского народного искусства.

Задачи:

Образовательные: продолжать знакомить детей с матрешкой как видом народной игрушки (история создания, особенности внешнего вида наиболее известные промыслы - семеновская, полхов - майданская, загорская), формировать умение расписывать матрешку, по возможности точно передавая форму и элементы оформления, развивать глазомер, чувство цвета, формы, ритма.

 Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству, развивать мелкую моторику,                                          

Воспитательные: воспитывать у детей эстетический и художественный вкус.                                                                                                                

Материалы и оборудование: фигурки и картинки матрешек, деревянные силуэты матрешки, гуашь, кисти, стаканчики с водой, салфетки.

Ход занятия

  1. Психологический настрой.

К солнцу вверх все потянулись

И друг – другу улыбнулись

Вправо, влево наклонились

Другу низко поклонились

Поприветствовали дружно

А теперь работать нужно!

Дети становятся в кружок, лицом к воспитателю.

Воспитатель:

Я на ярмарке была,

сундучок вам принесла,

Сундучок тот не простой,

И товар в нём расписной,

Она на вид одна, большая,

Но в ней сестра сидит вторая,

А третью – во второй найдёшь.

Их, друг за другом разбирая,

До самой маленькой дойдёшь.

Внутри их всех малютка – крошка,

Всё вместе – сувенир … (матрёшка)                    

Вот пять кукол деревянных, 
Круглолицых и румяных, 
В разноцветных сарафанах, 
На столе у нас живут — 
Всех матрешками зовут!

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Мы сегодня станем настоящими художниками по росписи игрушек. А расписывать мы будем вот такие игрушки. (Обращая внимание детей на выставку матрешек).    

Воспитатель: Ребята, а что вы знаете о матрешке.

Дети: (Ответы детей).

Воспитатель: Правильно, одной из самых любимых игрушек в народе, у детей были матрёшки. Ребята, а вы хотите узнать откуда же пришла к нам эта занятная игрушка.

Однажды из Японии один купец привез игрушку с сюрпризом – деревянного человечка с большой головой. Раскроешь его, а там ещё такая же игрушка, только поменьше, раскроешь вторую, а там третья. Очень понравилась такая игрушка русским мастерам Василию Петровичу Звёздочкину и Сергею Васильевичу Мамотину. Выточили мастера фигурку из бруска, да и расписали её на новый лад. Расписали русские художники матрёшку на славу: щёчки, как румяные яблочки, губки бантиком, на голове платочек весёленький, из-под него коса толстая. И захотелось этой красавице русское имя дать. Дуняша? Маняша? Матрёша! Так и стали называть игрушку матрешка.

Воспитатель: Эту куклу - матрёшку очень любят дети и взрослые, она особенная, игрушке. Уж больно хороша! Приветлива, да еще внутри целое семейство сидит. Иногда в одну матрёшку 60 помещается. Последняя самая маленькая - с горошину величиной. Есть матрёшки и вашего роста. С давних времен матрешка на Руси считалась символом плодородия, богатства и изобилия. Матрешка была символом семьи - хранительницей домашнего очага. Ведь матрешка произошла от слова матушка, матушка - это родительница, родительница от слова родина, а как называется наша родина?

Дети: Россия.

Воспитатель: Наша родина - это Россия. Поэтому матрёшка символизирует нашу Родину - Россию».

Первая матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Сейчас матрёшки делают в различных мастерских. Способ изготовления матрешек остался неизменным за много лет. Нужно подобрать подходящую древесину которая хорошо режется.

 Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Затем надо выточить заготовку, да что бы ни сучка, ни трещинки не было. Когда кукла готова, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости. Потом сушат и полируют. Затем расписывают матрёшку. Мастера используют яркие, сочные цвета. Затем матрёшек покрывают лаком

Традиционной русской матрешкой считается женщина в жёлтом платочке и красном сарафане. Мы с вами сегодня познакомимся с тремя видами матрешек: Загорской, Семеновской и Полхов-Майданской.

Матрёшка из Загорска.  

Я матрешка из Загорска.  Встрече с вами очень рада.

Мне художниками дан яркий русский сарафан.

Я имею с давних пор на переднике узор.

Знаменит платочек мой разноцветною каймой.

Эта матрёшка пришла к нам из Загорска. Сейчас этот город называется Сергиев Посад. Он находится недалеко от Москвы.

Загорские матрешки.

В их украшениях преобладают краски земли (коричневые, желтые, голубые) в сочетании со светлыми красками. Платок украшен мелкими цветами и точками. Загорские матрешки нарядные, в руках у них всегда есть какой-то предмет.

Матрёшка Семёновская.

Я из тихого зеленого городка Семёнова.

Я в гости к вам пришла.

Букет цветов садовых розовых, бардовых.

В подарок принесла

Семеновская матрешка. 

Одним из основных центров по изготовлению и росписи матрёшек является город Семёнов. Украшает Семёновскую матрёшку большой букет цветов, который занимает почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок расписывают чаще желтым цветом.

Матрёшка из Полхов - Майдана 

А я, подружки, из Майдана.

Могу я стать звездой экрана.

Украшен мой наряд цветами.

С сияющими лепестками.

И ягодами разными,

Спелыми и красными.  

Полхов-майданские матрешки нарядны по - своему, их отличает черная обводка изображений, украшение матрешек напоминает о цветущем саде, плодородии и красоте земли. Платок украшен яркими цветами или горошками. На фартуке — большие цветы, бутоны, листья. Цветы и листья у таких матрешек рисуют кисточками, и обводят черными краскам

Воспитатель: Матрешка является символом России, но своей красотой она покорила весь мир. Туристы увозят с собой домой матрешек как память о нашей стране. А сейчас мы с вами немного отдохнём.

Физкультминутка «Нарядные матрёшки»

Хлопают в ладошки (хлопки в ладоши)

Дружные матрёшки.

На ногах сапожки, (дети выставляют пятку, сначала

Топают матрёшки, левую, затем правую)

Влево, вправо наклонись, (наклоны в стороны)

Всем знакомым поклонись. (наклоны вперёд)

Ладушки, ладушки. (Руки согнуты в локтях, указательным палец правой руки упирается в правую щёку.

(При произнесении слов «ладушки, ладушки» дети каждый раз хлопают в ладоши, показывают «сапожки» на ногах, ставят попеременно каждую ногу на носочек, на пятку и стучат каблучками. Далее на счёт «раз-два-три» кружатся, руки на поясе.)

Итог занятия

Воспитатель:

Ребята, вам понравилась история появления матрешки?

Из какой страны купец привез деревянную игрушку с сюрпризом?

Из какой древесины изготавливали матрешек?

С какими видами матрешек мы познакомились?

Воспитатель: Теперь представьте, что вы в мастерской, присаживайтесь на свои места. Садимся правильно, спинки ровные коленки дружат.

А сейчас, мастера,

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело –

Украшай матрешек смело.

Воспитатель: Ребята, у Вас на столе лежат силуэты матрёшек. Я Вам предлагаю расписать крупные детали, это платок и сарафан.

В работе будем использовать яркие цвета - желтый, красный, голубой. Это станет Вашей авторской работой.  Матрешка у вас получится красивая, нарядная и праздничная».

Дети работают самостоятельно. Воспитатель оказывает словесную помощь. По окончании работы проводится выставка готовых работ. Посмотрите, какие красивые матрешки получились, яркие, нарядные, праздничные. Эта - самая веселая, эта - самая нарядная, эта - задорная. С такими не стыдно и на ярмарку поехать.

А за то, что вы помогли матрёшкам стать красивыми, нарядными, яркими, они приготовили вам подарки.

Наш волшебный сундучок отворись,

И подарок - покажись.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Русская матрешка».

Цель: приобщение детей к декоративно-прикладному искусству России через знакомство с игрушкой – матрёшкой.Образовательные задачи: познакомить детей с историей, видами и особенностями р...

Конспект по художественно – эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе « Подсолнух» по теме: «Наша планета Земля »

Цель: Познакомить детей с глобусом — моделью земного шара, дать детямэлементарные представления о том, что существуют разные области земли. Задачи: Образовательные: расширени...

Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) в подготовительной группе к школе, тема: "Конёк-Горбунок"

Программное содержание: учить детей самостоятельно выбирать для изображения эпизоды сказки, добиваться более полного их отражения в рисунке; развивать воображение, творчество....

Методическая разработка конспекта НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) для подготовительной группы на тему "Русская одежда"

Методическая разработка конспекта НОД по художественно-эстетическому развитию (рисование) для подготовительной группы на тему "Русская одежда".Формирование представления о расположении орнам...

Конспект НОД художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе

Конспект НОД художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе...

Конспект по художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе. «Военная техника. Самолёты».

Конспект по художественно-эстетическому развитию (лепка) в подготовительной группе. «Военная техника. Самолёты».   Задачи.1. Познакомить детей с летающей военной техник...