Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию «Развитие творческих способностей детей 3-5 лет через использование нетрадиционных техник в рисовании»
проект по рисованию (младшая, средняя группа)
Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Малышей привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь, также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать, особенно детям 3-5 лет. Здесь же развитию творчества нет границ: кляксография, рисование пальчиками и ладошками, тычек жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, точечный рисунок, набрызг, отпечатки листьев, штампами из поролона и овощей, ниткография, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж, печать пробками, рисование ватными палочками, рисование песком, печать по трафарету, пластилинография.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Нетрадиционные техники рисования" средняя группа | 41.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №3 «Звездочка»
г. Пролетарска Пролетарского района
Ростовской области
Принято на педагогическом совете Протокол №___________________ | Утверждаю: Заведующий МБДОУ №3 С.В. Дорошенко ____________ Приказ № _____________ |
Педагогический проект
По художественно-эстетическому развитию
«Развитие творческих способностей детей 3-5 лет через использование нетрадиционных техник в рисовании»
Составитель проекта –
Воспитатель Высшей квалификационной категории
Колиниченко Е.Н.
г. Пролетарск
2021-2022 уч. год
АКТУАЛЬНОСТЬ
Рисование – «это глубоко своеобразная сфера духовной жизни детей, самовыражения и самоутверждения, в которой ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребёнка». (Н. А. Ветлугина)
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Рисование нетрадиционным способом, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Малышей привлекает нетрадиционная техника тем, что можно рисовать чем хочешь и как хочешь, также эти способы позволяют детям быстро достичь желаемого результата, которого с помощью обычной техники рисования ещё трудно сделать, особенно детям 3-5 лет. Здесь же развитию творчества нет границ: кляксография, рисование пальчиками и ладошками, тычек жесткой полусухой кистью, скатывание бумаги, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, свеча+акварель, точечный рисунок, набрызг, отпечатки листьев, штампами из поролона и овощей, ниткография, монотипия, рисование на мокрой бумаге, коллаж, печать пробками, рисование ватными палочками, рисование песком, печать по трафарету, пластилинография.
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Результат изобразительной деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна, неповторима. Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Технологическая карта Проекта
1 | Наименование Проекта | Педагогический проект по художественно-эстетическому развитию «Развитие творческих способностей детей 3-5 лет через использование нетрадиционных техник в рисовании» |
2 | Вид Проекта | Информационный, познавательный, творческий. |
3 | Целевые группы | Дети младшего и среднего дошкольного возраста. Воспитатели, родители |
4 | Срок реализации Проекта | Сентябрь 2021 – июнь 2022 |
5 | Цель Программы | Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования и формирование разносторонней личности ребенка и его волевых качеств |
6 | Задачи Программы | Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
7 | Ожидаемые результаты |
|
8 | Система организации контроля за исполнением Программы | - Проведения мониторинга по изучению уровня развития творческих способностей. - Презентация проекта педагогам ДОО |
9 | Пути решения проекта | Подготовительно-проектировочный этап: Август - сентябрь 2021г. Цель: - изучить методическую литература по проблеме; - Разработка содержания проекта: «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании»; - Разработать перспективный план работы. Выяснить уровень развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста с помощь мониторинга. Основной этап: октябрь 2021года – май 2022 года Цель: - познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (рисование пальчиками; ладошками; рисование тычками: поролоном, штампами, пробками, ватными палочками, пластиковыми бутылками; рисование набрызгом с помощью зубных щёток и т. д). Развивать творческое воображение младших дошкольников, формировать умение рисовать, применяя нетрадиционные приёмы, закрепить названия основных цветов и некоторых оттенков. - Познакомить родителей и педагогов с нетрадиционным рисованием. - Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы. - Формирование навыков художественной деятельности детей младшего дошкольного возраста, организация совместной деятельности воспитателя и детей. Завершающий этап: Июнь 2022 года Цель: - проведения мониторинга по изучению уровня развития творческих способностей. - Презентация проекта педагогам ДОО; - Подведение итогов реализации проекта «Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник в рисовании». |
10 | Итоговое проектное мероприятие: | - Выставки детских работ; - Участие в художественных творческих конкурсах различного уровня |
Перспективный план
работы по рисованию
с использованием нетрадиционных техник:
ПЛАН РАБОТЫ
Свою работу начали с хорошо знакомых для детей данного возраста техник: рисование пальчиками и ладошками, рисование ватными палочками, рисование ладошками. Затем постепенно будем вводить новые техники: техника «принт», оттиск поролоном, тычкование, набрызг, оттиск пробкой, оттиск печатками из картофеля, оттиск смятой бумагой, восковые мелки+акварель, рисование по мокрому. Кроме того, ученые считают, что в данном возрасте детей можно знакомить с набрызгом, кляксографией обычной и с трубочкой, печать по трафарету, монотопией предметной.
Тема занятия | Нетрадиционные техники | Задачи | Материал | |
ОКТЯБРЬ | ||||
«Золотая осень». | Рисование способом тычка. | Уточнять и расширять представления об осени; продолжать закреплять умения детей наносить один слой краски на другой методом тычка, развивать творчество и фантазию. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | |
«Красивый букет» | Печатание растений | Учить детей работать с хрупким материалом - листьями. Развивать стойкий интерес к рисованию, воображение. Воспитывать аккуратность. | Засушенные листья, краска, кисти, бумага. | |
«Дождливый день осенний» | Рисование по мокрому | Ознакомить детей с новым способом рисования – на мокрой бумаге; закреплять умение изображать прямые и округлые линии, располагать элементы рисунка, создавать композицию | Лист бумаги, гуашь, кисть, принадлежности для рисования. | |
«Кисть рябинки, гроздь калинки…» | Рисование пальчиками | Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник | Лист бумаги, гуашь, кисть, принадлежности для рисования | |
НОЯБРЬ | ||||
«Ежик» | Метод тычка | Развивать эмоционально-чувственное восприятие. Воспитывать отзывчивость | Бумага, гуашь, жесткие кисти | |
« По небу тучки бежали…» | Рисование смятой бумагой. | Учить новому способу рисования, воспитывать интерес к художественному экспериментированию, развивать мелкую моторику. | Газета, листы бумаги, разноцветные краски. | |
«Первый снег». | Оттиск печатками из салфетки | Закреплять умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью техники печатания или рисование пальчиками. Развивать чувство композиции. | Листы бумаги, цветные краски, салфетки | |
«Храбрый петушок» | Рисование ладошкой | Рисование петушка ладошкой гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кистью по ворсу, повторяя общие очертания силуэта | Лист бумаги, гуашь, кисть, принадлежности для рисования | |
ДЕКАБРЬ | ||||
«Зима - волшебница» | Рисование по мокрому | Продолжать учить создавать изображение из нескольких элементов на мокрой бумаге, располагая части композиции по всей поверхности листа | Лист бумаги, гуашь, кисть, принадлежности для рисования | |
«Снежная семья». | Рисование способом тычка. | Учить рисовать снеговиков разных размеров, закрепить приёмы изображения круглых форм в различных сочетаниях, совершенствовать технику рисования тычком. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования. | |
«Елочка». | Пластилинография. | Мозаика из пластилина. Учить отрывать от большого куска пластилина маленькие кусочки, катать из них между пальцами маленькие шарики, выкладывать шариками готовую форму елочки, нарисованную на светлом картоне. | Рисунок с изображением елочки; пластилин. | |
«Ёлочка пушистая, нарядная». | Тычок жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками | Упражнять в технике рисования тычком, полусухой жёсткой кистью. Продолжать учить использовать такое средство выразительности, как фактура. Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование пальчиками. Воспитывать у детей умение работать индивидуально. | Листы бумаги, цветная гуашь, жёсткие кисти | |
ЯНВАРЬ | ||||
«Узоры на окнах». | Раздувание капли | Развивать ассоциативное мышление, воображение. Воспитывать желание создавать интересные оригинальные рисунки. | Тонированная бумага, белая бумага, гуашь, пипетка | |
«Мои рукавички». | Оттиск пробкой, рисование пальчиками | Упражнять в технике печатания. Закрепить умение украшать предмет, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. | Лист бумаги с изображением рукавички, пробки, цветная гуашь. | |
«Снегири на ветке». | Рисование способом тычка. | Формировать у детей обобщённое представление о птицах; пробуждать интерес к известным птицам; расширять знания о перелётных птицах; упражнять в рисовании снегирей. | Лист, гуашь, две кисточки, маленький листочек для проверки цвета и все принадлежности для рисования | |
«Нарисуй, что хочешь». | Работа со знакомыми техниками | Развивать воображение, активизировать мыслительную деятельность. | Ящик с 2 отделениями: 1. материал (на чем) 2. инструмент (чем) | |
ФЕВРАЛЬ | ||||
«Зимний пейзаж». | Кляксография. | Развивать фантазию и творчество в рисовании зимнего пейзажа; продолжать учить регулировать силу выдуваемого воздуха, дополнять изображение. | Черная и цветная гуашь, лист, пластмассовая ложка, простой карандаш, гуашь, восковые мелки, принадлежности для рисования. | |
«На что похоже?» | Техника монотипии | Знакомить детей с симметрией. Развивать воображение. Продолжать развивать интерес к рисованию | Бумага, согнутая пополам, гуашь 3 цветов, тряпочки | |
«Подарок папе». | Разные | Вызвать желание порадовать пап и дедушек. | Материал для аппликации | |
«Музыка» | Пальцевая живопись | Продолжать развивать интерес к рисованию. Вызвать эмоциональный отклик в душе ребенка. Развивать художественное восприятие. | Бумага, гуашь | |
«Наша улица». | Печатание, набрызг, силуэтное рисование | Развивать наблюдательность, художественный вкус, умение находить средства выразительности. | Листы бумаги, гуашь, кубики для печатания. Манка, тычки, мятая бумага, клей… | |
МАРТ | ||||
«Букет для мамы». | Рисование ладошками. | Передача образа бутона тюльпана. Продолжить совершенствовать технику. | Листы бумаги с заготовками вазы и стебля цветка, гуашь, кисти. | |
«Подснежники» | Рисование ватной палочкой, Рисование по сырому фону | Продолжать учить рисовать ватной палочкой округлые формы Закрепить умение рисовать по сырому фону, смешивать краски прямо на листе, развивать творчество, фантазию. | Литы бумаги формата А4, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, салфетки. | |
«Облака». | Рисование по сырому фону | Помочь детям в создании выразительного образа. Воспитание эмоциональной отзывчивости. Развивать воображение, наблюдательность. | Цветная бумага темных тонов, белая гуашь, поролон. | |
АПРЕЛЬ | ||||
«Звездное небо». | Печать поролоном по трафарету; набрызг | Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник. | Листы бумаги для рисования, гуашь синего цвета, кисточки, подставки под кисточки, баночки с водой, паралон. | |
«Пасхальное яйцо» | Аппликация из салфеток. | Учить методу торцевания. Передать образ, путем прикладывания салфеток к основе из пластилина. | Салфетки, основа яйца из пластилина. Паста от ручки или стержень. | |
«Солнышко». | Рисование ладошками | Закреплять технику печатанья ладошками. Учить наносить быстро краску и делать отпечатки - лучики для солнышка. Развивать цветовосприятие | Листы бумаги, гуашь, салфетки. | |
«Цветочная поляна». | Рисование ватными палочками | Продолжать учить детей рисовать красками, используя ватные палочки; закреплять знания цветов; формировать интерес и положительное отношение к рисованию. | Тонированные в зелёный цвет листы бумаги для рисования; гуашь основных цветов, кисточки, непроливайки, салфетки. | |
МАЙ | ||||
«Салют». | Акварель или гуашь, восковые мелки | Закрепление навыка рисования акварелью или гуашь, учить рисовать салют с помощью воскового мелка. | Все принадлежности для рисования. | |
«Одуванчик» | Рисование губкой | Продолжать учить рисовать с помощью поролоновой губки и кисти, соединять в рисунке несколько изображений разной формы | Гуашь, поролоновая губка, коктейльные трубочки - тычки | |
«Цветущая веточка». | Смешенная техника. | Рисование зелени методом тычка, изображение цветов ватными палочками. | Листы бумаги с изображением веток с листочками; гуашь, кисточки, непроливайки, подставки под кисточки, салфетки; ветка с цветами черёмухи или жасмина. | |
«Путаница» | Рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография | Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительных средств. Освоение нетрадиционных техник | ||
«Подарок для кошки Мурки». | Разные | Упражнять детей в выкладывании и наклеивании изображения из геометрических фигур; закрепить названия фигур; совершенствовать умение рисовать шарики ватными палочками; воспитывать аккуратность при работе с клеем и красками, желание помочь другу. | Ватные палочки, готовое изображение кошки (из геометрических фигур: голова - круг, уши - маленькие треугольники, туловище - большой треугольник, лапы, хвост - овалы), краски разных цветов, на каждого ребёнка набор геометрических фигур для выкладывания изображения кошки, клей ПВА. |
Заключение
.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Детей очень привлекают нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.
Методическое обеспечение:
1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой (Издательство МОЗАИКА СИНТЕЗ Москва, 2014)
2. Т.С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду. Конспекты занятий 4-5 лет» Изд. «Мозаика - синтез» Москва 2020г
3. И.А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа» Изд. дом «Цветной мир» Москва 2016
4. И.С. Батова «Методические рекомендации по использованию дидактических карт в играх – занятиях по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) с детьми 4-5 лет. Осень (Зима. Весна)» Изд. «Учитель» г. Волгоград
5. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М., 2007.
6. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва «Издательство Скрипторий 2003»
7. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг».
8. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Творческий Центр «Сфера», Москва, 2011.
9. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. – Москва, 1995г.
10. Юркова Н. Рисование мыльной пеной, крашеными опилками, на самоклеющейся пленке. – Обруч 1999 г. №2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через использование нетрадиционных техник рисования
презентация по теме Развитие творческих способностей детей 4-5 лет через использование нетрадиционных техник рисования...
Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования.
Презентация - рекомендация педагогам по использованию нетрадиционных техник рисования во второй младшей группе....
Проект«Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования.»
Проект«Развитие художественно-творческих способностей детей второй младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования.»...
« Развитие мелкой моторики и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования крупой»
Проект направлен на развитие художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования. Использование нетрадиционных спо...
ПРОЕКТ по самообразованию "Развитие художественно-творческих способностей детей 2 младшей группы через использование нетрадиционных техник рисования"
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании....
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании Нетрадиционные техники рисования - это способы создан...
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования в сюжетном рисовании
Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пр...