Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию "Волшебный карандаш"
рабочая программа по рисованию
Программа разработана для детей 5-7 лет. Кроме традиционных методов обучения в программе используются нетрадиционные методы развития художественного творчества детей. В программе использованы разработки И. А. Лыковой, Илоны Тилькиной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_izo.docx | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа дополнительного образования
по художественно-эстетическому развитию
«Волшебный карандаш»
для детей 5-7 лет
Автор: Волобуева Т.В.
педагог дополнительного образования
Оглавление
Пояснительная записка ………………………………………………………… 3
Актуальность .…………………………………………………………………… 3
Цели, задачи ……………………………………………………………………... 4
Принципы организации программы …………………………………………… 4
Структура программы ……………………………………................................... 5
Основные методы работы ………………………………………………………. 6
Условия реализации программы ……………………………………………….. 7
Используемые материалы ………………………………………………………. 7
Используемые инструменты ……………………………………………………. 8
Планируемые результаты ……………………………………………………….. 8
Карта определения уровня освоения программы ……………………………… 9
Формы подведения итогов ……………………………..……………………… 10
Учебно-тематический план занятий ……………………………..………......... 10
Список литературы …………………………………..…………………………. 1
Пояснительная записка
Программа "Волшебная палитра" имеет художественно-эстетическое направление. В программе использованы разработки И. А. Лыковой, Илоны Тилькиной.
Предназначена для дополнительной работы с детьми старшего и подготовительного дошкольного возраста. Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и Уставом МБДОУ детский сад №48.
Актуальность программы
В дошкольном возрасте детям необходимо показать представление о мире, о правильном отношение к действительности. Это возможно только на основе морально-нравственных ценностей. Главное - раскрыть детям, для чего необходимо искусство. Художник создает произведения, служащие для красоты и имеющее добрый смысл.
В изобразительной деятельности ребенок обогащает свои представления о мире, пробует свои силы и совершенствует способности. Помимо традиционных методов обучения, при которых дети действуют в рамках предложенных им схем, образцов, необходимо применять новые методы и технологии, которые развивают воображение, побуждают детей экспериментировать с художественными средствами.
Задача педагога дать свободу в отражении своего видения мира доступными для ребенка художественными средствами. Такой подход дает свободу ребенку. На занятиях создаются условия свободного творчества: ребенок раскрепощено работает кистью и карандашом во всех направлениях, применяет сочетания разных материалов и способов создания художественного произведения.
Использование в работе музыкальных и поэтических образов повышает художественно-эстетическую направленность детей.
Цель: создание условий для формирования художественной культуры, как неотъемлемой части культуры духовной и развитие личности ребенка, его творческих способностей и индивидуальных дарований.
Задачи:
- Формирование умений, навыков работы с разнообразными художественными материалами.
- Формирование умения работать коллективно для достижения общего результата, сотрудничать со взрослыми в совместной деятельности.
- Развитие мышления, внимания, аккуратности, зрительного восприятия, воображения детей, усидчивости.
- Расширение словарного запаса.
- Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до завершения.
Принципы организации программы
Для того, чтобы решить основные учебные задачи, использую традиционные методы ведения занятий и новые педагогические технологии: комбинированное занятие, групповые занятия, коллективная работа, занятие-игра, диалог и постановка творческих задач с индивидуальным подходом к каждому ребенку.
Занятия включают в себя теоретическую, практическую, аналитическую части.
Структура программы
- Основы рисования.
Рисунок – это основное в системе обучения изобразительному искусству. Он является средством художественного образного выражения мыслей, чувств, представления художника о мире. Дети должны освоить необходимые первичные знания, научиться пользоваться определенными приемами в своем рисунке. Основное место здесь занимают рисунок натюрмортов, пейзажей и другие упражнения. Дети овладевают выразительными средствами рисунка, через построение простейших линий, геометрических фигур и их сочетаний.
Живопись, также является одним из важнейших этапов в обучении. Необходимо прививать детям любовь к изображению окружающего мира во всем его цветовом богатстве. Для этого дается понятие о холодных, теплых, дополнительных и сближенных цветах.
- Композиция.
Важным формированием художественно-образного мышления у детей является работа над композицией. Композиция учит детей изображать действительность не пассивно, а творчески. Для успешной работы у детей развивают наблюдательность, умение подмечать в жизненных явлениях самое главное.
- Азбука народного искусства.
Это направление основано на формирование любви и понимания культуры своего края, знания и уважения традиций предков. Через знакомства с традиционным народным искусством дети соприкасаются с культурным наследием, ведь народные промыслы донесли до нас многовековой художественный опыт народных мастеров. Народное искусство помогает детям понять выразительность цветов, графическую особенность рисунков.
Численность группы: 8-10 человек.
Длительность одного занятия: старший возраст 25-30минут; подготовительный возраст 30-35 минут.
Количество занятий в неделю – одно.
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями и учетом уровня развития детей.
Основные методы работы
- Словесный - предварительная беседа, словесный инструктаж с использованием терминов.
- Наглядный - показ образца изделия, анализ образца. Составление плана работы по изготовлению изделия.
- Практической последовательности - изготовление изделия под руководством воспитателя, самостоятельно, индивидуальные и коллективные творческие работы.
Основное время на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения теоретического материала.
Условия реализации программы
Помещение, отводимое для занятий, должно отвечать санитарно-гигиеническим требованиям: быть сухим, светлым, теплым, с естественным доступом воздуха, с хорошей вентиляцией; с площадью, достаточной для проведения занятий группы в 10 человек.
Для проветривания помещений должны быть предусмотрены форточки. Проветривание помещения происходит в перерыве между занятиями.
Общее освещение кабинета обеспечивается люминесцентными лампами в период, когда невозможно естественное освещение, что очень важно при подборе цвета и красок.
Стены кабинета должны быть окрашены в светлые тона. Столы необходимо расположить так, чтобы свет падал с левой стороны рисующего ребенка.
Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждому занятию.
Используемые материалы
- набор бумаги: акварельная и для черчения;
- акварельные, гуашевые краски;
- простой карандаш (средней твердости), восковые мелки
Используемые инструменты
- различные виды кистей (зависит от вида красок);
- ватные палочки;
- стека, зубные палочки
Планируемые результаты
- Знать названия основных цветов (красный, желтый, синий) и элементарные правила их смешивания. Уметь определять теплые и холодные, темные и светлые цвета и их оттенки.
- Знать применение орнамента, его значение в образе художественной вещи.
- Знать основные жанры изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт).
- Знать название материалов и инструментов и их назначение.
- Уметь правильно держать кисточку, карандаш, выполнять ими формообразующие движения; пользоваться различными изобразительными материалами (гуашевые и акварельные краски, восковые мелки, цветные карандаши и т. д.).
- Уметь рисовать от руки простые фигуры (круги, квадраты, треугольники, овалы и т. д.).
- Уметь рисовать предметы с натуры и по представлению, передавая характерные особенности (форму, строение, цвет). Изображать предметы крупно, полностью используя лист бумаги.
Карта определения уровня освоения программы
Карта определения уровня освоения программы заполняется на каждую группу два раза в год разными цветами. Первый раз – на начало учебного года определяется исходный уровень базы знаний и умений. Второй раз – на конец учебного года (май).
Критерии определения уровня освоения программы:
А – умение выполнять задания по плану педагога или собственному плану (красный цвет);
В – способность рисовать по замыслу, умение передавать личное отношение к объекту изображения (жёлтый цвет);
С – рисунки выразительны, подход к работе творческий, отсутствие изобразительных штампов, умение украшать свою работу (зелёный цвет).
Ф.И. ребенка | Уровни освоения программы | ||
А | В | С | |
В случае, если ни один из уровней А, В, С, не выявлен, кружочек соответственного цвета не ставится.
Формы подведения итогов
В конце учебного года проводится итоговая выставка; кроме этого, работы детей принимают участие в городских и окружных конкурсах.
Учебно-тематический план занятий
месяц | № | тема занятия | материалы | задачи занятия |
Сентябрь | 1 | Сказки про краски. Вводное занятие. | Акварель | Познакомить с материалами и инструментами, которые нужны юному художнику. Знакомить с основными, дополнительными, промежуточными цветами. |
2 | Радуга | Акварель | Познакомить с цветовым спектром на примере рисования радуги. Развить чувство цвета композиции. | |
3 | Тепло-холодно | Акварель | Познакомить с теплыми, холодными цветами; знакомить с понятиями "композиция", "колорит". Способствовать развитию мелкой моторики. | |
4 | Пейзаж | Акварель | Знакомство с пейзажем, живописью, живописец, набросок; изображать простой по композиции пейзаж. Знакомить с передним, средним и задним планом. | |
Октябрь | 1 | Твоя любимая кисть. | Акварель | Знакомить с разнообразными формами кистей, показывать, как использовать при изображении в рисунке. Познакомить с понятиями линейной и воздушной перспективы. |
2 | Царство деревьев. Осенний лес. | Акварель | Показывать, как создавать образ дерева, находить красивые композиционные решения; с помощью линейной и воздушной перспективы учить делать набросок деревьев. | |
3 | Дымковская игрушка. Барышня. | Гуашь | Знакомство с народным промыслом, с особенностями росписи дымковских кукол. Закреплять технику работы с гуашью. | |
4 | Дымковская игрушка. Петушок. | Гуашь | Продолжаем знакомить с народным промыслом; Учить рисовать простой орнамент на дымковской игрушке. | |
Ноябрь | 1 | Царство Снежной Королевы. | Гуашь, восковые мелки | Знакомство с техникой работы восковыми мелками. Развивать творческое воображение. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. |
2 | Царство Снежной Королевы. Набросок. | Простой карандаш | Учить рисовать простой набросок дворца Снежной Королевы. Воспитывать усидчивость, аккуратность. Развивать мелкую моторику. | |
3 | Царство Нептуна. Граттаж. | Стека | Знакомство с понятием "граттаж"; показывать, как работать со стекой в рисунке. Развивать чувство цвета и формы. | |
4 | Монотипия. | Гуашь | Знакомство с монотипией. Продолжаем формировать навыки работы с гуашью. Развивать усидчивость, терпение. | |
Декабрь | 1 | Кляксография. | Чёрная гуашь | Знакомство с понятием "графика", "кляксография"; Показывать, как использовать новый метод в своих рисунках. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. |
2 | Рисуем на "холсте". | Акварель | Знакомство с понятием "холст". Показывать, как делать несложный по композиции рисунок зимнего пейзажа. | |
3 | Каргопольская игрушка. Роспись коня. | Гуашь | Знакомство с народным промыслом. Показать отличие в росписи каргопольских, дымковских игрушках. Развивать творческие способности детей. | |
4 | Новогодняя елка. (коллективная работа) | Гуашь, восковые мелки | Познакомить, как в других странах встречают Новый год, украшают елки, дома. Изображать с помощью различных приемов новогодние игрушки. | |
Январь | 1 | Калининская игрушка. Уточки. | Гуашь | Знакомство с народным промыслом. Учить изображать простой орнамент в росписи игрушки. |
2 | Царство Нептуна. | Гуашь, восковые мелки | Учить изображать подводный мир. Закреплять технику работы с восковыми мелками. Развивать чувство цвета и формы. | |
3 | Царство Нептуна. Набросок. | Простой карандаш | Учить рисовать простой набросок подводного мира. Развивать усидчивость, терпение. | |
4 | Царство Нептуна. Граттаж. | Стека | Продолжать знакомить с понятием "граттаж". Закреплять работу со стекой в рисунке. | |
Февраль | 1 | Зимний лес. | Чёрная гуашь | Продолжаем знакомить с понятием "графика". Учить использовать в работах контраст светлого и темного пятна. Развивать творческое воображение. |
2 | Зимняя сказка. | Гуашь | Продолжаем знакомить с понятием "пейзаж". Закреплять знания о композиции рисунка. Учить рисовать набросок деревьев зимой. | |
3 | Зайчишка. | Простой карандаш | Познакомить с видом живописи «анималистика». Продолжаем закреплять знания о композиции рисунка. | |
4 | Жар-птица. (коллективная работа) | Акварель, гуашь, восковые мелки | Учить создавать сказочный образ птицы. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | |
Март | 1 | Декоративная посуда. Гжель. | Акварель | Знакомство с народным промыслом; с понятием "узор". Развивать творческие способности детей, эстетическое восприятие. |
2 | Гжель. Роспись посуды. | Акварель | Продолжать знакомить с народным промыслом. Учить изображать на посуде узоры этого народного промысла. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | |
3 | Натюрморт «Фрукты на тарелке». Набросок. | Простой карандаш | Знакомство с правилами светотени; Учить рисовать простой набросок фруктов на тарелке. Развивать мелкую моторику. | |
4 | Натюрморт «Фрукты на тарелке». | Гуашь | Продолжать знакомить с натюрмортами. Учить рисовать натюрморт красками. Развивать творческое воображение. | |
Апрель | 1 | Весенний лес. | Акварель | Закреплять понятия "живопись", "живописец", "пейзаж". Знакомить с репродукциями известных живописцев. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. |
2 | Волшебный портрет. Набросок. | Простой карандаш | Создавать образ сказочного героя, передавая его характерные черты; знакомим с понятием "портрет". Учить рисовать простой набросок сказочного героя. | |
3 | Волшебный портрет. | Акварель | Закреплять понятие «портрет». Учить изображать портрет красками. Развивать творческое воображение. | |
4 | Корзина с цветами. (коллективная работа) | Акварель, гуашь, восковые мелки | Изображать весенние цветы с помощью различных художественных приемов. Развивать чувство цвета и формы. | |
Май | 1 | Посвящается… 9 мая | Акварель, восковые мелки | Вспомнить о празднике «День Победы». Учить рисовать гвоздику с помощью смешанной техники. Развивать усидчивость, терпение. |
2 | Сирень. | Акварель, восковые мелки | Познакомить с направлением в живописи – экспрессионизм. Учить рисовать сирень. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира. | |
3 | Наши рисунки. Выставка. | Учить рассматривать рисунки сверстников, замечать интересные моменты в изображении. |
Список используемой литературы:
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Старшая группа.» 2016
- Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий. Методические рекомендации. Подготовительная группа.» 2016
- Герчук Ю.А. “Что такое орнамент”.
- Кастерман Ж. “Живопись: рисуй и самовыражайся” 2006
- Дорожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 1999 год.
- Дорожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.
- Дорожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1999 год.
- Шпикалова Т. Я. Величнина Г. А. Дымковская игрушка. Рабочая тетрадь для уроков труда и изобразительного искусства, 1 кл. четырехлетней начальной школы. М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 1998 год.
- Гомозова Ю.Б. “Калейдоскоп чудесных ремесел”, “Академия развития”, Ярославль, 1999 г.;
Информация из интернета:(Илона Тилькина) http://vladivostok.farpost.ru/20-urokov-risovanija-ot-ilony-tilkinoj-6041443.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлая ритмика» (для детей шестого года жизни)
программа по допобразованию...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому воспитанию кружок лепки "Умелые ладошки"
Кружок «Умелые ладошки» - лепим из пластилина, способен увести детей в увлекательную страну пластики, открыть дверцу в мир творчества и мастерства. Велико образователь...
Рабочая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию "Россинка" детей 4 - 6 лет
Формирование творческой личности – одна из наиболее важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Именно в изобразительной деятельности ярче вс...
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Затейники» воспитанников средней группы (возраст детей 4-5 года) Срок реализации программы: 2018-2019 учебный год.
Программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию«Затейники»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспи...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023г.
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Музыкальный сундучок», 2022-2023...
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз».
Документация музыкального руководителя. Дополнительная образовательная программа дополнительного образования по художественно-эстетическому развитию «Каприз»....