Мастер-класс "Правополушарное (интуитивное рисование)
план-конспект занятия по рисованию (подготовительная группа)

Ковалевская Нелля Олеговна
  • Передать опыт правополушарного рисования путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приемов педагогической деятельности;
  • Погрузить в творческую атмосферу; раскрыть творческий потенциал детей; проявление индивидуальности, развитие креативности; повышение уверенности в себе, отключение анализа деятельности, обретение чувства вдохновения и гармонии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение- Центр развития ребенка – детский сад первой категории

№19 «Ивушка» г.Сальска

Мастер – класс на тему: "Открываем в себе художника! Интуитивное (правополушарное) рисование"

Подготовил воспитатель Ковалевская Н.О.

Цель: ознакомление педагогов с методикой правополушарного рисования.

Задачи:

  • Передать опыт правополушарного рисования путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приемов педагогической деятельности;
  • Погрузить в творческую атмосферу; раскрыть творческий потенциал педагогов; проявление индивидуальности, развитие креативности; повышение уверенности в себе, отключение анализа деятельности, обретение чувства вдохновения и гармонии.

 

Содержание


1. Введение. О потребности в творческом самовыражении.

2. АМО «Дерево ожиданий и опасений»

3. Как раскрыть свой творческий потенциал.
4. Описание методики.
5 Этапы методики.

6. Вывод.

7. Рефлексия Метод «Корзина».



«Единственное искусство – это умение распознавать то,

что можно позаимствовать».



1. Введение. О потребности в творческом самовыражении.


         Каждому человеку присуща естественная потребность в самовыражении. Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии.

         Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения, которые помогают лучше понимать себя и развиваться, повышать самооценку.


         Самовыражение через творчество является одним из самых эффективных, так как мы занимаемся тем, что нам нравится, реализуем свои таланты и способности, облегчая душу и получая признание

Творческий процесс расширяет кругозор. Ведь сколько всего нужно узнать! Однако любой вид деятельности требует специальных знаний и умений. И часто неуверенность в себе, в своих знаниях не дают человеку творчески раскрыться.
         Дело в том, что для приобретения знаний художника нужно очень долго и кропотливо учиться. Как и в любом деле, это огромное количество часов практики, проб и ошибок, переосмысления и интерпретации знаний и теории.
Как же помочь человеку творчески самовыразиться, не затрачивая огромное количество времени на постижение вышеперечисленных наук и предметов?
         Для этого существуют специальные методики, которые помогают заинтересованным людям раскрыть свой творческий потенциал, самовыразиться, почувствовать себя настоящим художником. Кроме того, при помощи этой методики участники погружаются в свой внутренний мир, лучше начинают понимать, что они чувствуют при этом. Обычно это вдохновение, положительные эмоции, что обусловливается необычным подъемом духовных и физических сил в процессе творчества.

Методику интуитивного рисования разработали, основываясь на исследованиях медиков и психологов, изучающих особенности работы человеческого мозга. Используя интуицию и творческий подход, можно бережно прикоснуться к самым глубинам своей личности, увидеть и рассмотреть свою истинную суть и попробовать начать лучше себя понимать, что поможет стать более счастливыми.


АМО «Дерево ожиданий и опасений».

Цель: Определить ожидания и опасения участников от предстоящей встречи.

Материалы: доска, ватман с нарисованным деревом, стикеры – яблоко, фломастеры по количеству участников.

Технология проведения: Модератор предлагает каждому участнику написать на яблоке, что он ожидает и чего опасается от сегодняшнего мастер – класса и повесить яблоко на дерево.


2. Как раскрыть свой творческий потенциал.


          Любому человеку свойственно стремление к творчеству. Для того чтобы нерисующий человек почувствовал себя художником, ощутил восторг от творчества, вдохновение, и, пережил огромную положительную гамму чувств от приобщения к искусству, существуют специальные методики. Использование этих методик позволяет в короткие временные промежутки дать толчок к творческому развитию, убрать барьеры страха перед рисованием, самовыражением. Это очень полезно при работе с детьми и взрослыми.
         За счет чего время обучения рисованию сокращается? При рисовании используется творческая часть мозга – правое полушарие. В художественной школе обучают рисовать в левополушарном режиме, оттого и такое длительное время обучения. Здесь все обстоит по-другому: специальные техники позволяют включить правополушарный режим у любого человека.
.
           Целью применения данных методик является приобщение личности к творческому процессу, мотивация к получению знаний и развитию.
Одна из таких методик - интуитивное рисование. Ее еще называют правополушарным рисованием. Правополушарное рисование – возможность взглянуть на жизнь глазами художника. Для каждого, кто мечтает раскрыть свой творческий потенциал, эта мечта вполне может ответить взаимностью и стать прекрасной реальностью. При этом такая мечта осуществима в любом возрасте, и ее реализация не потребует годы обучения.

          Что же это – правополушарное рисование? Как известно, наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/6/2766_2b73bc7fdfb31b8e78315f943df94087.jpg.jpg

Левое полушарие отвечает за абстрактное и логическое мышление, стереотипы и правила. Оно является доминирующим и контролирует нас и наше поведение. Человек с более развитым левым полушарием, чаще всего, ответственный, рациональный, логичный, принципиальный.

Правое полушарие — пространственно-образное, отвечает за творческие способности, чувства, эмоции и позволяет нестандартно мыслить.
Правое полушарие – это наше творческое восприятие жизни, когда мы мыслим не только фактами, но и образами. Развитие именно правого полушария откроет для вас новые возможности, ведь оно отвечает за все то, что делает нашу жизнь яркой, неповторимой и насыщенной.

          Как вы думаете, что происходит с детьми?

          Если же говорить о детях, то у них мышление нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».

          А как обстоят дела у нас, у взрослых людей?
Приглашаю 4 участников для дальнейшей работы: Нарисуйте пожалуйста дом, дерево.

Работа с фокус группой: Пока наши участники рисуют свои рисунки я предлагаю посмотреть на следующий слайд. Я попрошу желающему из зала назвать цвета, которыми написаны слова.

Упражнение «Светофор». 

Ваша задача – как можно быстрее произнести вслух название цвета букв слов, что написаны на этой картинке. Будьте очень внимательны – не путайте слова и цвета их букв. При этом работают оба полушария.
Вывод: упражнение направлено на столкновение   двух полушарий.

Было заметно, что нашему участнику было затруднительно, он пытался назвать цвета – работа правого полушария. Отсюда видно, что правое полушарие менее активно.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/6/2766_e0bce61e57c0aa60c1d52083b35ce4d7.png.jpg

А теперь я попрошу вас просто прочитать слова. В данном случае доминирует левое полушарие, так как нам это более удобнее, привычнее. Нам с вами более удобнее прочитать слова, так как в большинстве случаев у нас доминирует левое полушарие. Левое полушарие “читает“, а правое отслеживает цвет.


Вернемся к нашим участникам, которые рисовали дом. Итак, мы сравним рисунки наших художников.


Что же мы видим? Расскажите свои ощущения, действия при рисовании картинки. (высказывание участников).

Вывод: Как только вы получили задание вы подумали об этом предмете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа, на листке получится набор геометрических фигуры, из которых, по логике, состоит жилище. То есть мы использовали те шаблоны, стереотипы, которые нам заложены уже с самого детства.


          Таким образом, при левополушарном рисовании используется пошаговая инструкция. Вы четко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится.

                    Левополушарному рисованию, с использованием четких инструкций, учат академические художественные школы и институты.

Правополушарное рисование – легкость творческого восприятия. Бесспорно, в наше время доминирует активность левого полушария. Интеллектуальное развитие, логическое мышление, навыки – это то, чему мы уделяем большое внимание с самого детства. И, к большому сожалению, развивая свое левое полушарие, которое и отвечает за рациональное сознание, мы уделяем гораздо меньше внимания развитию правого полушария, отвечающего за нашу эмоциональную сферу. В результате, в нашей жизни присутствуют эмоциональные срывы, депрессии, стрессы. Мы не выражаем свои эмоции, а подавляем и прячем их. Как следствие, теряем свою непосредственность и легкость творческого восприятия.


            Правополушарного рисование – это не только максимально быстрое раскрытие творческого потенциала, но и приятное обучение, позволяющее сделать большой шаг к приобретению целостного мышления. Это своеобразный психологический тренинг, представляющий собой интереснейший и увлекательнейший процесс, в котором мы раскрываемся как творческая личность, как индивидуальность, Данная методика имеет терапевтический эффект, помогающий взрослым и детям погрузиться в свой внутренний мир, лучше понять себя, выразить свои положительные или отрицательные яркие переживания. Терапевтический эффект может заключаться в том, что человек не сдерживает в себе эмоциональные переживания, которыми не может поделиться с другими словесно, а выражает их на бумаге или холсте при помощи красок. Интуитивное рисование - вид рисования, который не предполагает никаких правил и канонов. Всё что нужно – довериться самому себе, своим ощущениям и собственному внутреннему миру. По большому счету это единственное, что необходимо знать.

.


Сегодня я покажу вам технику, которая позволяет включить творческую часть мозга (правое полушарие), искомый правополушарный режим участника уже через полчаса после начала занятия.



3. Описание методики.


         У каждого человека свои цветовые предпочтения. Если холст или бумагу окрасить белым маслом или гуашью и предложить человеку нанести краски по своему предпочтению, то этот первичный хаос из красок уже будет являться самовыражением. Человек любого возраста и любой профессии может таким образом релаксировать.


         Белый цвет для начала работы используется не напрасно и не случайно. Если сразу брать открытые цвета, то они могут сначала испугать ученика. Разбеленные же цвета, наоборот, успокаивают.

Кстати, в такой манере работают очень многие художники. Они хаотично смешивают цвета на разбеленном фоне до тех пор, пока не получат подсказку от изображаемого.

В данном процессе, человек, который впервые взял в руки кисть, выражает свое желание, следуя интуиции.

В этот момент активно работает правое полушарие мозга. Отсюда и название «Правополушарное рисование». Так как изображение конкретной формы требует подключение логики левого полушария.


        Выполнив несколько упражнений с педагогом-тренером, человек перестает бояться наносить краски на поверхность холста и бумаги, что является основным психологическим барьером.


Интуиция есть у каждого, вкус у каждого свой. Если ученик вложил часть своей души в работу – это уже имеет право быть выставлено на обозрение как творческий объект.


4. Этапы методики


1 этап. Подготовительный.


Для работы необходимо подготовить материалы и инструменты:
• Бумага для акварели размером А4 или А3

• Кисть из щетины №12 или шире (губка поролоновая, малярная кисть)

• Кисти круглые из белки №1 и №4, плоская №8

• Гуашь (с основными и дополнительными цветами, дополнительную краску белил.
• Мастихин-по желанию (для живописных экспериментов), ватные палочки
• Вода

• Тряпочка.


2 этап. Основной.


Выполняя задание, не следует торопиться. Стараемся прислушиваться к себе, получаем удовольствие от нанесения краски на бумагу при помощи кисти. Помним, что испортить нашу работу просто невозможно.
Расслабляемся и даем себе волю делать то, что делается без всякого анализа и критического оценивания своей работы.

Технология.

  1. Грунтуем бумагу белой гуашью.
  2. Создаем фон. Наносим точки нужных нам цветов. Для верхней части работы выбираем светло-голубую, синюю, тёмно-синюю, чёрную, желтую и белую краски. В нижней части листа – желтую, голубую, синюю, чёрную. Можно добавлять и другие цвета, ведь это только обогатит нашу работу.
  3. Далее широкой кистью из щетины в верхней части проводим полосы по спирали, объединяя все цвета. Черную и синюю краски наносим по углам верхней части листа.
  4.  В нижней части листа проводим горизонтальные полосы из черной и синей краски по краям в левую и правую стороны. Затем из желтой и голубой по центру в одном направлении, тем самым создаём линию горизонта.
  5. Рисуем ели, от самой большой к самой маленькой по обе стороны листа, и домик, расположенный на заднем плане. Для этого нам нужна белая краска для елок, черная для домика. На фоне лунного неба ели будут контрастными. Внизу-маленький домик. Вязанкой из ватных палочек рисуем дым из трубы, кистью №1 продолжение дыма в виде тонких волнистых линий, переходящих на фоне луны в спираль.  
  6. На переднем плане наносим белую и жёлтую краску, создавая падающий лунный свет.
  7. Рисуем зайца, смотрящего на домик и упавшие ветки деревьев. Используем черную краску, так как ночью виден только силуэт. Кистью №4 наносим желтую краску на ветви елей и на домик, так как на них тоже падает лунный свет.
  8. Кистью №4 рисуем снег на упавших ветках и под елями. Затем желтой краской наносим лунный свет на зайца и ветки, выделяем более светлую сторону веток на переднем плане, наносим падающую тень зайца.
  9. При помощи кисти №2 изображаем падающий снег, нанося точки с разным нажимом.

Вывод.
         Выявлено, что данный метод позволяет быстро научиться рисовать. Динамика такая: если человек никогда не брал кисточку в руки, он может после первого занятия рисовать картину размером 30 на 40 сантиметров.
Почему можно рекомендовать правополушарное рисование и распространять этот опыт?


        Когда взрослый или ребенок использует этот способ, развивается правое полушарие мозга. Поднимается настроение, потому что результат виден сразу, кроме того, улучшается самочувствие, появляется вдохновение и творческий подъем. Необходимо также отметить и о способности коллективного творчества положительно влиять на гиперактивных и замкнутых детей. То, что невозможно высказать словесно, ребенок может высказать изобразительно. Живопись говорит без слов. Это дает право художнику высказываться через изображаемое.


       Данная методика позволяет раскрыть и развить себя как творческую личность, наполнить свою жизнь совершенно новыми эмоциями, сделать ее ярче, радостней и гармоничней. На занятиях по методике правополушарного рисования каждый добивается успеха и начинает красиво рисовать собственные шедевры, наполненные глубиной и яркостью красок, которые передаются собственным восприятием прекрасного.

Метод «Корзина»

Цель: выяснить впечатления участников.

Материалы: Нарисованная на ватмане корзина, кружки – стикеры в форме яблока, маркеры для каждого.

Проведение: Участникам пишут на «яблоке» остались ли опасения бывшие в начале встречи и оправдались ожидания участников от мероприятия.

Педагог зачитывает написанное и подводит итог встречи.


Литература
1. М.С. Вальдес Одриосола Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арттерапии/ 2009/ Институт общегуманитарных исследований
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

3. Ты - Художник! Рубрика: Рисование, живопись, Увлечения, хобби Издательство: Попурри Год выпуска: 2010

 



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –

Центр развития ребенка – детский сад первой категории

№19 «Ивушка» г. Сальска

347632, Ростовская область, г. Сальск, ул. Станиславского 156 «а»

Телефон: 8 (86372) 5-41-15, e-mail: tkachenko_salsk@mail.ru

МАСТЕР-КЛАСС

 на тему: "Открываем в себе художника!

Интуитивное (правополушарное) рисование"

Подготовил воспитатель Ковалевская Н.О.,

первая квалификационная категория

2022-2023 учебный год.

Цель: ознакомление педагогов с методикой правополушарного рисования.

Задачи:

  • Передать опыт правополушарного рисования путем прямого и комментированного показа последовательности действий, приемов педагогической деятельности;
  • Погрузить в творческую атмосферу; раскрыть творческий потенциал педагогов; проявление индивидуальности, развитие креативности; повышение уверенности в себе, отключение анализа деятельности, обретение чувства вдохновения и гармонии.

 

Содержание


1. Введение. О потребности в творческом самовыражении.

2. АМО «Дерево ожиданий и опасений»

3. Как раскрыть свой творческий потенциал.
4. Описание методики.
5 Этапы методики.

6. Вывод.

7. Рефлексия Метод «Корзина».



«Единственное искусство – это умение распознавать то,

что можно позаимствовать».



1. Введение. О потребности в творческом самовыражении.

Добрый день, уважаемые коллеги!


         Каждому человеку присуща естественная потребность в самовыражении. Самовыражение – мощный источник положительных эмоций, вдохновения и отличный способ разрядки, дающий выход накопленной негативной энергии.

         Каждый человек уникален, и каждому подходят различные способы самовыражения, которые помогают лучше понимать себя и развиваться, повышать самооценку.


         Самовыражение через творчество является одним из самых эффективных, так как мы занимаемся тем, что нам нравится, реализуем свои таланты и способности, облегчая душу и получая признание. Творческий процесс расширяет кругозор. Ведь сколько всего нужно узнать! Однако любой вид деятельности требует специальных знаний и умений. И часто неуверенность в себе, в своих знаниях не дают человеку творчески раскрыться.
         Дело в том, что для приобретения знаний художника нужно очень долго и кропотливо учиться.
 Как и в любом деле, это огромное количество часов практики, проб и ошибок, переосмысления и интерпретации знаний и теории.
Как же помочь человеку творчески самовыразиться, не затрачивая огромное количество времени на постижение вышеперечисленных наук и предметов?
         Для этого существуют специальные методики, которые помогают заинтересованным людям раскрыть свой творческий потенциал,  почувствовать себя настоящим художником. Кроме того, при помощи этой методики участники погружаются в свой внутренний мир, лучше начинают понимать, что они чувствуют при этом. Обычно это вдохновение, положительные эмоции, что обусловливается необычным подъемом духовных и физических сил в процессе творчества.

Методику интуитивного рисования разработали, основываясь на исследованиях медиков и психологов, изучающих особенности работы человеческого мозга. Используя интуицию и творческий подход, можно бережно прикоснуться к самым глубинам своей личности, увидеть и рассмотреть свою истинную суть и попробовать начать лучше себя понимать, что поможет стать более счастливыми.


АМО «Дерево ожиданий и опасений».

Цель: Определить ожидания и опасения участников от предстоящей встречи.

Материалы: доска, ватман с нарисованным деревом, стикеры – яблоко, фломастеры по количеству участников.

Технология проведения: Модератор предлагает каждому участнику написать на яблоке, что он ожидает и чего опасается от сегодняшнего мастер – класса и повесить яблоко на дерево.


2. Как раскрыть свой творческий потенциал.


          Любому человеку свойственно стремление к творчеству. Для того чтобы нерисующий человек почувствовал себя художником, ощутил восторг от творчества, вдохновение, и, пережил огромную положительную гамму чувств от приобщения к искусству, существуют специальные методики. Использование этих методик позволяет в короткие временные промежутки дать толчок к творческому развитию, убрать барьеры страха перед рисованием, самовыражением. Это очень полезно при работе с детьми и взрослыми.
         За счет чего время обучения рисованию сокращается? При рисовании используется творческая часть мозга – правое полушарие. В художественной школе обучают рисовать в левополушарном режиме, оттого и такое длительное время обучения. Здесь все обстоит по-другому: специальные техники позволяют включить правополушарный режим у любого человека.   Данное рисование имеет не академическую ценность произведения, а ценность творческого самовыражения для каждого человека.

  Целью применения данных методик является приобщение личности к творческому процессу, мотивация к получению знаний и развитию.
Одна из таких методик - интуитивное рисование. Ее еще называют правополушарным рисованием. Правополушарное рисование – возможность взглянуть на жизнь глазами художника. Для каждого, кто мечтает раскрыть свой творческий потенциал, эта мечта вполне может ответить взаимностью и стать прекрасной реальностью. При этом такая мечта осуществима в любом возрасте, и ее реализация не потребует годы обучения.

   Что же это – правополушарное рисование? Как известно, наш мозг имеет два полушария, каждое из которых выполняет свои функции.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/6/2766_2b73bc7fdfb31b8e78315f943df94087.jpg.jpg

Левое полушарие отвечает за абстрактное и логическое мышление, стереотипы и правила. Оно является доминирующим и контролирует нас и наше поведение.   Человек с более развитым левым полушарием, чаще всего, ответственный, рациональный, логичный, принципиальный.

Правое полушарие — пространственно-образное, отвечает за творческие способности, чувства, эмоции и позволяет нестандартно мыслить.
Правое полушарие – это наше творческое восприятие жизни, когда мы мыслим не только фактами, но и образами.  Развитие правого полушария откроет для вас новые возможности, ведь оно отвечает за все то, что делает нашу жизнь яркой, неповторимой и насыщенной.

          Как вы думаете, что происходит с детьми?

          Если же говорить о детях, то у них мышление нешаблонно, потому что их знания и опыт невелики. Левое полушарие мозга пока что не доминирует — нет привычки «думать рационально».

          А как обстоят дела у нас, у взрослых людей?

Работа с фокус группой: Приглашаю 4 участников для дальнейшей работы: Нарисуйте пожалуйста дом, дерево.


Пока наши участники рисуют свои рисунки я предлагаю посмотреть на следующий слайд. Я попрошу желающего из зала  выполнить следующее упражнение.

Упражнение «Светофор». 

Ваша задача – как можно быстрее произнести вслух название цвета, которым написаны слова, что написаны на этой картинке. Будьте очень внимательны – не путайте слова и цвета их букв. При этом работают оба полушария.

Вывод.             Упражнение направлено на столкновение   двух полушарий.

Было заметно, что нашему участнику было затруднительно, он пытался назвать цвета – работа правого полушария. Отсюда видно, что правое полушарие менее активно.

https://ped-kopilka.ru/upload/blogs2/2020/6/2766_e0bce61e57c0aa60c1d52083b35ce4d7.png.jpg

А теперь я попрошу вас просто прочитать слова. 

Вывод.  В данном случае доминирует левое полушарие, так как нам это более удобнее, привычнее. Нам с вами более удобнее прочитать слова, так как в большинстве случаев у нас доминирует левое полушарие. Левое полушарие “читает“, а правое отслеживает цвет.


Вернемся к нашим участникам, которые рисовали дом. Итак, мы сравним рисунки наших художников.


Что же мы видим? Расскажите свои ощущения, действия при рисовании картинки. (высказывание участников).

Вывод.  Как только вы получили задание вы подумали об этом предмете, левое полушарие тут же превратит дом в квадрат (здание), треугольник (крыша) и цилиндр (труба). В результате вместо цельного образа, на листке получится набор геометрических фигуры, из которых, по логике, состоит жилище. То есть мы использовали те шаблоны, стереотипы, которые нам заложены уже с самого детства.


          Таким образом, при левополушарном рисовании используется пошаговая инструкция. Вы четко знаете, как прийти к результату и что у вас в итоге получится.

Левополушарному рисованию, с использованием четких инструкций, учат академические художественные школы и институты.

Правополушарное рисование – легкость творческого восприятия. Бесспорно, в наше время доминирует активность левого полушария. Интеллектуальное развитие, логическое мышление, навыки – это то, чему мы уделяем большое внимание с самого детства. И, к большому сожалению, развивая свое левое полушарие, которое и отвечает за рациональное сознание, мы уделяем гораздо меньше внимания развитию правого полушария, отвечающего за нашу эмоциональную сферу. В результате, в нашей жизни присутствуют эмоциональные срывы, депрессии, стрессы. Мы не выражаем свои эмоции, а подавляем и прячем их. Как следствие, теряем свою непосредственность и легкость творческого восприятия.


            Правополушарного рисование – это не только максимально быстрое раскрытие творческого потенциала, но и приятное обучение, позволяющее сделать большой шаг к приобретению целостного мышления. Это своеобразный психологический тренинг, представляющий собой интереснейший и увлекательнейший процесс, в котором мы раскрываемся как творческая личность, как индивидуальность.

Данная методика имеет терапевтический эффект, помогающий взрослым и детям погрузиться в свой внутренний мир, лучше понять себя, выразить свои положительные или отрицательные яркие переживания. Терапевтический эффект может заключаться в том, что человек не сдерживает в себе эмоциональные переживания, которыми не может поделиться с другими словесно, а выражает их на бумаге или холсте при помощи красок. Интуитивное рисование - вид рисования, который не предполагает никаких правил и канонов. Всё что нужно – довериться самому себе, своим ощущениям и собственному внутреннему миру. По большому счету это единственное, что необходимо знать.

Сегодня я покажу вам технику, которая позволяет включить творческую часть мозга (правое полушарие), искомый правополушарный режим участника уже через полчаса после начала занятия.


3. Описание методики.

          У каждого человека свои цветовые предпочтения. Если холст или бумагу окрасить белым маслом или гуашью и предложить человеку нанести краски по своему предпочтению, то этот первичный хаос из красок уже будет являться самовыражением. Человек любого возраста и любой профессии может таким образом релаксировать.


         Белый цвет для начала работы используется не напрасно и не случайно. Если сразу брать открытые цвета, то они могут сначала испугать ученика. Разбеленные же цвета, наоборот, успокаивают.

Кстати, в такой манере работают очень многие художники. Они хаотично смешивают цвета на разбеленном фоне до тех пор, пока не получат подсказку от изображаемого.

В данном процессе, человек, который впервые взял в руки кисть, выражает свое желание, следуя интуиции.

В этот момент активно работает правое полушарие мозга. Отсюда и название «Правополушарное рисование». Так как изображение конкретной формы требует подключение логики левого полушария.


        Выполнив несколько упражнений с педагогом-тренером, человек перестает бояться наносить краски на поверхность холста и бумаги, что является основным психологическим барьером.


Интуиция есть у каждого, вкус у каждого свой. Если ученик вложил часть своей души в работу – это уже имеет право быть выставлено на обозрение как творческий объект.


4. Этапы методики


1 этап. Подготовительный.


Для работы необходимо подготовить материалы и инструменты:
• Бумага для акварели размером А4 или А3

• Кисть из щетины №12 или шире (губка поролоновая, малярная кисть)

• Кисти круглые из белки №1 и №4, плоская №8

• Гуашь (с основными и дополнительными цветами, дополнительную краску белил.
• Мастихин-по желанию (для живописных экспериментов), ватные палочки
• Вода

• Тряпочка.


2 этап. Основной.


Выполняя задание, не следует торопиться. Стараемся прислушиваться к себе, получаем удовольствие от нанесения краски на бумагу при помощи кисти. Помним, что испортить нашу работу просто невозможно.
Расслабляемся и даем себе волю делать то, что делается без всякого анализа и критического оценивания своей работы.

Технология.

  1. Грунтуем бумагу белой гуашью.
  2. Намечаем линию горизонта 2/1 листа.
  3. Создаем фон на верхней части. Наносим точки нужных нам цветов по кругу от центра. Выбираем желтую, светло-голубую, синюю, тёмно-синюю, чёрную, и белую краски.
  4. Далее широкой кистью из щетины или губкой в верхней части проводим полосы по спирали, объединяя все цвета, кроме центрального желтого.
  5. Черную и синюю краски наносим по углам верхней части листа.
  6. В нижней части листа – желтую, голубую, синюю, чёрную. Можно добавлять и другие цвета, ведь это только обогатит нашу работу.
  7. В нижней части листа проводим горизонтальные полосы из черной и синей краски по краям в левую и правую стороны. затем из желтой и голубой по центру, тем самым создаём линию горизонта.
  8. По краям рисуем ели, от самой большой к самой маленькой по обе стороны листа. Для этого переворачиваем лист большие ели рисуем, отступив вверх от линии горизонта, средние ели начинаем рисовать от линии горизонта, маленькие ели - ниже линии горизонта.
  9.  Для этого нам нужна белая краска для елок, черная для домика. На фоне лунного неба ели будут контрастными. По центру рисуем маленький домик.
  10.  На переднем плане наносим желтую, голубую, белую краску, создавая падающий лунный свет. Рисуем зайца, смотрящего на домик и упавшие ветки деревьев. Используем черную краску, так как ночью виден только силуэт.    Кистью №4 наносим желтую краску на ветви елей и на домик, так как на них тоже падает лунный свет.
  11.  Кистью №4 рисуем снег на упавших ветках и под елями. Ватными палочками рисуем дым из трубы, кистью №1 продолжение дыма в виде тонких волнистых линий, переходящих на фоне луны в спираль.  
  12.  Затем желтой краской наносим лунный свет на зайца и ветки, выделяем более светлую сторону веток на переднем плане, наносим падающую тень зайца.
  13. При помощи кисти №2 изображаем падающий снег, нанося точки с разным нажимом. Это же можно сделать в технике набрызга.

Вывод. Выявлено, что данный метод позволяет быстро научиться рисовать. Динамика такая: если человек никогда не брал кисточку в руки, он может после первого занятия рисовать картину размером 30 на 40 сантиметров.
Почему можно рекомендовать правополушарное рисование и распространять этот опыт?


        Когда взрослый или ребенок использует этот способ, развивается правое полушарие мозга. Поднимается настроение, потому что результат виден сразу, кроме того, улучшается самочувствие, появляется вдохновение и творческий подъем. Необходимо также отметить и о способности Коллективного творчества положительно влиять на гиперактивных и замкнутых детей. То, что невозможно высказать словесно, ребенок может высказать изобразительно. Живопись говорит без слов. Это дает право художнику высказываться через изображаемое.


       Данная методика позволяет раскрыть и развить себя как творческую личность, наполнить свою жизнь совершенно новыми эмоциями, сделать ее ярче, радостней и гармоничней. На занятиях по методике правополушарного рисования каждый добивается успеха и начинает красиво рисовать собственные шедевры, наполненные глубиной и яркостью красок, которые передаются собственным восприятием прекрасного.
 

Рефлексия

Метод «Корзина»

Цель: выяснить впечатления участников.

Материалы: Нарисованная на ватмане корзина, кружки – стикеры в форме яблока, маркеры для каждого.

Проведение: Участникам пишут на «яблоке» остались ли опасения бывшие в начале встречи и оправдались ожидания участников от мероприятия.

Педагог зачитывает написанное и подводит итог встречи.

Спасибо, Вам за проявленный интерес и активное участие в мастер – классе! Очень приятно было с вами работать! Надеюсь мне удалось помочь вам открыть в себе художника!


Литература
1. М.С. Вальдес Одриосола Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арттерапии/ 2009/ Институт общегуманитарных исследований
2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

3. Ты - Художник! Рубрика: Рисование, живопись, Увлечения, хобби Издательство: Попурри Год выпуска: 2010

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов: "Интуитивное рисование"

Мастер-класс для педагогов: "Интуитивное рисование"...

Мастер-класс для педагогов по правополушарному интуитивному рисованию «Открываем в себе художника!»

Мастер-класс для педагогов по правополушарному интуитивному рисованию «Открываем в себе художника!»...

Мастер-класс для педагогов по правополушарному интуитивному рисованию «Открываем в себе художника!»

Мастер-класс для педагогов по правополушарному интуитивному рисованию «Открываем в себе художника!»...

Методическая разработка мастер – класса на тему: "Правополушарное (интуитивное) рисование"

Мастер – класса на тему:"Правополушарное (интуитивное) рисование" Данный мастер класс будет полезен для педагогов, социальных работников, учителей общеобразовательных  школ, ...

Консультация для педагогов «Правополушарное интуитивное рисование - современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования»

Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования. Но это не просто способ создания удивительной красоты карти...

Консультации для воспитателей по изобразительной деятельности на тему «Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам рисования»

Консультации для воспитателей по изобразительной деятельности на тему«Правополушарное (интуитивное) рисование — современный метод обучения основам художественного видения, а также техникам...

Мастер-класс: «Приемы раскрытия творческих способностей дошкольников с помощью правополушарного (интуитивного) рисования».

В мастер-классе даны кинезиологические упражнения позволящие активизировать межполушарное воздействие....